Загрузка...
Категории:

Загрузка...

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Религиозно-философская культура России» Специальность: тинхк, дпт

Загрузка...
Поиск по сайту:


страница1/7
Дата08.03.2012
Размер0.62 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
Содержание
Д.В. Долгушин
Актуальность учебного курса
Цели и задачи учебного курса
Содержание курса
Тема 2. Истоки религиозно-философской культуры России: философия в Византии.
Тема 3. Философская мысль Древней Руси.
Тема 4. Религиозно-философская культура России XVII — XVIII вв.
Тема 5. Религиозно-философская культура России первой половины XIX в.
Тема 6. Религиозно-философские темы в творчестве великих русских писателей XIX в.
Тема 7. Религиозно-философская культура России второй половины XIX в.
Тема 8. Религиозно-философская культура Серебряного века.
Глава 9. Судьбы русской религиозной философии в XX веке.
Тематический план
Заочное отделение
Глава 9. Судьбы русской религиозной философии в XX веке.
Образцы контрольно-тестовых работ
Луций Анний Сенека
Что такое «телеологическое понимание истории»?
Почему Немезий Емесский называет человека «малым миром»? Какие качества он прославляет в человеке? Что бы вы могли написать в по
8. Рассказывают, что однажды «некто из ученых» спросил Григория Сковороду: «Что есть философия?»
...
Полное содержание
Подобный материал:
  1   2   3   4   5   6   7

Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Новосибирский государственный педагогический университет»




Утверждаю

Декан факультета______________

______________________И. О. Ф.

«___»___________________200_ г.


Учебно-методический комплекс по дисциплине

«Религиозно-философская культура России»


Специальность: ТИНХК, ДПТ

Специализация:


Статус дисциплины:


Новосибирск 2010

Одобрено: кафедра Социально-культурной и библиотечной деятельности

Протокол № __________от________20__ г.

Зав. кафедрой:


Рекомендовано: совет факультета_________

Председатель совета:____________________

«____»________________________20__ г.


УМКД по курсу «Религиозно-философская культура России» составлен по направлению, утвержденному советом факультета и учитывает требования СМК ГОУ ВПО НГПУ. В основу курса положена развивающая модель обучения.

УМКД по курсу «Религиозно-философская культура России» предназначен для проведения лекционных и практических занятий, а также для организации самостоятельной работы студентов Факультета культуры и дополнительного образования НГПУ. Составлен на основе программы Догушина Д.В. и Цыплакова Д.А. «Религиозно-философская культура России», рекомендованной кафедрой Философии НГУ для для преподавателей высших учебных заведений, учителей старших классов общеобразовательных школ, школ, гимназий и лицеев, студентов высших учебных заведений


Составитель:

^ Д.В. Долгушин, доцент кафедры Социально-культурной и библиотечной деятельности НГПУ, к. филол. н.

Оглавление

Актуальность учебного курса 3

Цели и задачи учебного курса 4

Содержание курса 4

Тематический план 9

Образцы контрольно-тестовых работ 10

Вопросы к зачету по курсу «Религиозно-философская культура России» 15

Планы практических занятий по курсу «Религиозно-философская культура России» 16

Основная и дополнительная литература по курсу «Религиозно-философская культура России» 25

Публикации по программе курса «Религиозно-философская культура России» 28

Приложение: Специфика русской религиозно-философской мысли 29
^

Актуальность учебного курса


Русская религиозная философия XIX–XX вв. — это одна из вершин отечественной культуры, интереснейшая страница нашего культурного наследия. Именно религиозно-философская традиция на протяжении полутора веков определяла одно из основных направлений развития философии в России, стала не только философским, но и общекультурным феноменом. По весомости и значимости вклада в мировую культуру ее вполне можно поставить рядом с русской классической литературой. Но если русская классическая литература подробно изучается в средней школе, то русская религиозная философия, как правило, оказывается вне поля зрения не только школьного, но и вузовского образования. В результате, даже окончив вуз, студенты негуманитарных специальностей имеют весьма смутные представления об этом направлении философской мысли, не знают важнейших имен и тем русской философии — целый пласт отечественного культурного наследия остается практически неизвестен им.

Сегодня в российских вузах продолжается процесс обновления содержания гуманитарного образования. Думается, что курсы, посвященные изучению наследия русских религиозных философов, могут занять важное место в этом процессе. Знакомство с русской религиозно-философской традицией имеет не только научно-познавательное, но и воспитательное значение. Произведения русских философов учат задумываться над вечными вопросами жизни, побуждают к формированию собственной мировоззренческой и гражданской позиции, что особенно важно сейчас, когда Россия ищет национальную идею консолидации общества, идею возрождения духовной и нравственной силы нации.

Знакомство с русской религиозно-философской традицией способствует сохранению преемственности отечественной культуры, формированию духовных основ современного российского общества.
^

Цели и задачи учебного курса


Предлагаемый курс имеет и культурологическую, и специально-философскую направленность. Этим определяется и его название — «Религиозно-философская культура России». ЦЕЛЬ курса состоит в том, чтобы познакомить студентов и учащихся с русской религиозно-философской традицией, показать ее место в отечественной культуре. Этим определяются ЗАДАЧИ курса:

—познакомить студентов и учащихся с основными именами и темами русской религиозно-философской традиции;

—показать ее истоки, связанные как с богословием и философией Византии, так и с контекстом западноевропейской философии;

—указать на философские темы отечественной литературы и искусства, на мировоззренческие искания русских писателей;

—сквозь призму истории религиозно-философской мысли дать представление об основных направлениях развития отечественной культуры;

—выделить и охарактеризовать основные мировоззренческие инварианты и магистральные проблемы русской религиозной философии;

—пробудить у студентов и школьников интерес к самостоятельному осмыслению ключевых мировоззренческих проблем и тем самым способствовать формированию у них устойчивой жизненной мировоззренческой и гражданской позиции.
^

Содержание курса


Тема 1. Пути русской религиозной философии: опыты изучения и осмысления. Понятие "религиозно-философская культура России". Основные концептуальные подходы к изучению русской религиозной философии. Обзор существующих очерков истории русской религиозной философии.


^ Тема 2. Истоки религиозно-философской культуры России: философия в Византии.

Краткий обзор исторической эпохи. Воцерковление эллинизма. Понятие о патристике. Основные представители византийской патристики: Василий Великий, Григорий Богослов, Григорий Нисский, Иоанн Златоуст, Максим Исповедник, Иоанн Дамаскин, Григорий Палама. Идея творения в византийской патристике. “Шестоднев” Василия Великого — синтез античной образованности и христианского миропонимания. Учение о Боге и человеке Григория Богослова и Григория Нисского. Византийская патристика о высоком предназначении человека. Антропологические основы православного подвижничества.


^ Тема 3. Философская мысль Древней Руси.

Философские темы в древнерусской литературе. Переводческая деятельность Кирилла и Мефодия и формирование философской терминологии на славянском языке. Толкование основных философских категорий в Изборнике 1073 г. Философия в памятниках переводной литературы Древней Руси: Ареопагитики, сочинения Иоанна Дамаскина, сборник “Пчела”.

Религиозно-философская концепция истории в “Повести временных лет”, “Слове о законе и благодати”.

Нравственно-аскетическая литература в Древней Руси.

Древнерусская иконопись — умозрение в красках. Иконопись и иконопочитание как часть церковного предания. Смысл иконы. Богословское обоснование иконопочитания VII Вселенским собором. Исихазм и расцвет русского искусства в к. XIV — XV вв. Творчество Андрея Рублева, Дионисия. Русские церковные соборы XVI — XVII вв. о богословском содержании иконы. Религиозно-философское открытие иконы в XX в. в работах Е.Н. Трубецкого, П.А. Флоренского, Л.А. Успенского и др.

Жизнь и труды Максима Грека. Жизненный путь Максима Грека: Италия, Афон, Россия. Переводческие труды. Догматико-полемические сочинения. Обличение астрологических суеверий. Максим Грек о свободе воли человека. Максим Грек о философии.


^ Тема 4. Религиозно-философская культура России XVII — XVIII вв.

Философия в культуре России XVII в. Философская традиция западноевропейского средневековья (схоластика) и пути ее проникновения в русскую культуру. Возникновение первых высших учебных заведений на Руси - Киево-Могилянского коллегиума и Славяно-греко-латинской школы. Место, которое занимала философия в их учебных планах.

Философия в культуре России XVIII в. Европейская философия эпохи просвещения и ее влияние на русскую культуру. Основание Санкт-Петербургского университета при Академии Наук и Московского университета. Вольфианство как "кафедральная" философия. Увлечение русского образованного дворянства просветительской философией. Кружок Н.И. Новикова и увлечение мистическим масонством.

Деятельность преподобного Паисия Величковского. Возрождение старчества. Переводы патристической аскетической литературы на славянский язык.

М.В. Ломоносов и его "корпускулярная философия". Философские темы в стихотворениях "Письмо о пользе стекла", "Утреннее размышление о Божием величии", "Вечернее размышление о Божием величии".

Свт. Тихон Задонский и его творения. Жизненный путь Св. Тихона. Духовные традиции Древней Руси в его творчестве. «Сокровище духовное, от мира собираемое». Нравственная философия. Учение о смирении как об азбуке христианской философии.

Странствующий философ Григорий Сковорода. Основные этапы биографии и своеобразие духовного пути. «Гносеологический дуализм». Антропологизм. Библия в философии Григория Сковороды. Платонизирующие тенденции его мировоззрения.


^ Тема 5. Религиозно-философская культура России первой половины XIX в.

Новые течения в европейской культуре к. XVIII - н. XIX вв.: немецкий идеализм, иенский романтизм и их влияние на русскую культуру.

Религиозно-философские искания русского романтизма. Философские кружки русской молодежи 1820 — 1830-х гг.. Русские шеллингианцы. Д.В. Веневитинов о цели философии. Религиозно-философские искания В.Ф. Одоевского и его роман “Русские ночи”. Религиозно-философские темы в творчестве Ф.И. Тютчева, В.А. Жуковского.

Западники и славянофилы Общественные споры к. 1830-х — 1840-х годов. П.Я. Чаадаев и его “Философические письма”. Духовный и религиозный путь А.И. Герцена, Н.П. Огарева, В.Г. Белинского. А.С. Хомяков как философ и богослов. И.В. Киреевский и Оптина пустынь. Философское творчество И.В. Киреевского как попытка выразить православное духовное предание на языке философии. Критика славянофилами немецкого идеализма. Ю.Ф. Самарин и его спор с К.Д. Кавелиным о психологии. К.С. Аксаков о языке. Западники и славянофилы об призвании и историческом пути России.


^ Тема 6. Религиозно-философские темы в творчестве великих русских писателей XIX в.

Н.В. Гоголь. Духовный путь Н.В. Гоголя, основные этапы жизни. Раннее творчество Гоголя. Проблема зла в первой редакции повести “Портрет”. Агиографическая и святоотеческая литература как один из источников творчества Гоголя. Трагическое в смехе Гоголя. Комедия “Ревизор” и ее религиозно-философское истолкование в “Развязке Ревизора”. Проблема красоты в творчестве Гоголя. Критика западной культуры. “Выбранные места из переписки с друзьями” и второй том “Мертвых душ”. Идеал “лествицы духовного восхождения” в позднем творчестве Гоголя. Духовная проза Гоголя: “Размышление о Божественной Литургии”.

Ф.М. Достоевский. Жизненный путь Ф.М. Достоевского. Ф.М. Достоевский в общественной жизни России 1860 — 1870-х гг. “Дневник писателя”. Критика социализма и материализма Ф.М. Достоевским. “Бесы”. Ф.М. Достоевский о свободе человека. Тема свободы в “Преступлении и наказании”, “Братьях Карамазовых”. Какая красота спасет мир: проблема красоты в творчестве Ф.М. Достоевского. Ф.М. Достоевский о православии и католичестве и историческом пути России. Религиозные и философские истоки мировоззрения Ф.М. Достоевского: православное предание и западный гуманизм.

Л.Н. Толстой. Мировоззренческие искания Л.Н. Толстого. Проблематика смысла истории и смысла жизни в романе “Война и мир”. Влияние Ж.-Ж. Руссо, А. Шопенгауэра, “мифологической школы” Д. Штрауса на формирование мировоззрения Л.Н. Толстого. Попытка создания Л.Н. Толстым новой религии. Л.Н. Толстой о государстве, семье и браке. Морализаторство Л.Н. Толстого. Моралистический пантеизм как итог его религиозных построений. Критика толстовства в русской религиозно-философской традиции. Л.Н. Толстой и Церковь: духовная трагедия Л.Н. Толстого.


^ Тема 7. Религиозно-философская культура России второй половины XIX в.

Историософия русских религиозных мыслителей второй половины XIX в. Концепция культурно-исторических типов Н.Я. Данилевского. Философия истории К.Н. Леонтьева. «Философия общего дела» Н.Ф. Федорова.

Вл. Соловьев как создатель первой в русской философии самостоятельной философской системы.

Духовный путь Вл. Соловьева — проблемы и противоречия. Критика позитивизма. Тема Софии. “Чтения о Богочеловечестве”. Религиозно-философские истоки этой темы в творчестве Соловьева. Идея теократии. Критика толстовства. Эсхатологическая тема в "Трех разговорах". Религиозно-философские темы в поэзии В.С. Соловьева.


^ Тема 8. Религиозно-философская культура Серебряного века.

Духовная атмосфера начала века. Религиозно-философские собрания. «Христианское братство борьбы». Религиозно-философские основы символизма. Литературное и философское творчество Д.С. Мережковского. В.В. Розанов: личность и творчество. Противоречивость отношения к Церкви. «Около церковных стен».

Н.А. Бердяев о творчестве и свободе. Его экклезиология и историософия.

Христианский платонизм. С.Н. Булгаков, П.А. Флоренский. Основные вехи жизненного пути. "Свет невечерний", "Столп и утверждение истины", "У водоразделов мысли". Попытки религиозно-философского обоснования имяславия.

Интуитивизм. Н.О. Лосский, С.Л. Франк.


^ Глава 9. Судьбы русской религиозной философии в XX веке.

Религиозная философия в Советской России. «Философский пароход»: изгнание религиозной философии из России. Судьбы русских религиозных философов в 1920 — 1940-е годы: священник Павел Флоренский, А.Ф. Лосев, Л.П. Карсавин. Творчество А.Ф. Лосева в 1950 — 1980-е годы. Религиозно-философские истоки диалогизма М.М. Бахтина. Разработка тем русской религиозной традиции в исследованиях С.С. Аверинцева, С.С. Хоружего и др.

Религиозная философия в русском зарубежье.

Русская философия в изгнании. Н.А. Бердяев как издатель органа русской религиозной мысли — журнала «Путь». Философия и богословие в творчестве протоиерея С.Н. Булгакова. Критика его софиологии В.Н. Лосским, архиеп. Серафимом (Соболевым) и др. Л.П. Карсавин и евразийцы. Г.В. Флоровский. Б.П. Вышеславцев. И.А. Ильин. Г.П. Федотов. В.В. Зеньковский. Свидетельство о России и православии: влияние русской религиозной философии на интеллектуальную жизнь Европы.

  1   2   3   4   5   6   7

Скачать, 154.92kb.
Поиск по сайту:

Добавить текст на свой сайт
Загрузка...


База данных защищена авторским правом ©ДуГендокс 2000-2014
При копировании материала укажите ссылку
наши контакты
DoGendocs.ru
Рейтинг@Mail.ru