Учреждение относится к типу «дошкольное образовательное учреждение», виду «детский сад комбинированного вида», имеет вторую категорию.
Полное наименование – ^Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида «Жар – птица».Сокращенное наименование – МДОУ «Детский сад «Жар – птица».
Лицензия Департамента образования Вологодской области на образовательную деятельность (серия А, регистрационный № 6814 от 27 декабря 2010 г.)
Свидетельство о государственной аккредитации ( АА 124912 регистрационный № 1307 от 29 декабря 2007 г.).
МДОУ «Детский сад комбинированного вида «Жар-птица» расположен в п.Шексна , ул. Труда д. 4-а, телефоны: (881751) 2-39-45
Проезд всеми маршрутными автобусами до остановки «Первомайская».
Режим работы МДОУ «Детский сад «Жар - птица» определяется в соответствии с договором между Учредителем и Учреждением и соответствует требованиям СанПиН 2.4. 1. 2660 - 10, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22.07.2010 г. № 91
- пятидневная рабочая неделя;
- длительность работы групп общеразвивающей направленности - 12 часов;
- групп компенсирующей направленности - 10 часов
- ежедневный график работы :
с 7.00 до 19.00 часов – общеобразовательные группы
с 8.00 до 18.00 часов – группы компенсирующей направленности
- выходные дни – суббота, воскресенье, нерабочие - праздничные дни.
Воспитанники ДОУ В 2010-2011 учебный год г. в ДОУ было укомплектовано 11 групп (234 ребёнка):
- 3 группы раннего возраста - 6 групп общеразвивающей направленности - 2 группы компенсирующей направленности
ясли (от 1.6 до 2 лет) – 20 детей;
1 – я младшая группа – 21 детей;
1-я младшая группа № 2 – 21 ребенок
2-я младшая группа № 10 – 20 детей
2 – я младшая группа № 3 – 19 детей
средняя группа № 6 – 23 детей;
средняя группа № 8 – 24 ребенка
старшая группа № 11 – 24 детей;
подготовительная группа № 5– 24 детей.
Старшая группа компенсирующей направленности – 18 детей
Подготовительная группа компенсирующей направленности - 20 детей
Среди воспитанников: мальчиков - 49.8 % и девочек - 50.2 %.
Управление ДОУ строится на принципах коллегиальности и демократичности. Управляющая система состоит из 2-х структур:
^1 структура – общественное управление
- Педагогический совет - Родительский комитет - Общее собрание трудового коллектива - Совет образовательного учреждения
^2 структура – административное управление, которое имеет линейную структуру: 1 уровень – заведующий ДОУ (обеспечивает управленческую деятельность, создаёт материальные, организационные, правовые, социально – психологические условия для реализации функций управления учреждением) Омельченко Валентина Юрьевна
2 уровень – старший воспитатель: Маймистова Юлия Сергеевна, заместитель заведующего по АХЧ – Голубинская Наталия Юрьевна, медицинский работник - Рощупкина Мария Александровна
3 уровень управления осуществляется воспитателями, специалистами.
Руководство дошкольным образовательным учреждением регламентируется нормативно – правовыми и локальными документами. Федеральным законом «Об образовании».
Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка Российской Федерации».
Конвенцией ООН о правах ребенка.
Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении.
Санитарно - эпидемиологическими правилами и нормативами для ДОУ.
Уставом ДОУ
Договором между ДОУ и родителями.
Договором между ДОУ и Учредителем.
Трудовыми договорами между администрацией и работниками.
Коллективным договором между администрацией и профсоюзным комитетом.
Правилами внутреннего трудового распорядка.
Локальными актами.
Приоритетное направление деятельности ДОУ:
для групп компенсирующей направленности – обеспечение равных стартовых возможностей для успешного обучения выпускников ДОУ в школе;
для общеразвивающих групп – создание атмосферы эмоционального комфорта, условий для самовыражения, саморазвития; а так же
создание условий, благоприятствующих становлению базисных характеристик личности дошкольника, отвечающих современным требованиям.
^Задачи для педагогического коллектива:
Создание оптимальных условий для формирования всесторонне развитой личности дошкольника.
Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье, создать условия, обеспечивающие эмоциональное благополучие каждого ребёнка.
Использовать наиболее эффективные методы и приемы для формирования интеллектуальной сферы ребенка через речевую, математическую и опытно-экспериментальную деятельность.
Формировать современную модель ученика, соответствующую современным стандартам дошкольного воспитания и образования.
Способствовать развитию гармонически развитой личности дошкольника по средствам музыкальной и изобразительной деятельности.
Создавать условия для профессионального роста воспитателей и повышения педагогической компетентности родителей.
Этапы реализации программы развития ДОУ
1 этап, подготовительный, один год (2010 – 2011)
Задачи:
Создать материально – технические и финансовые условия для работы учреждения.
Разработать необходимую нормативно – правовую базу программы Развития МДОУ «Детский сад комбинированного вида «Жар - птица».
Обработка и отработка организации, содержания и технологии педагогического процесса.
2 этап, организационно - исполнительский, один год (2011 – 2012)
Задачи:
Практическая организация программы Развития
Диагностика уровня развития детей и квалификации педагогов.
Коррекция программ и учебных планов с учётом ФГТ
Корректировать условия предметно – развивающей среды для формирования новой модели дошкольника.
Создать систему работы в ДОУ, направленную на всесторонне – развитую личность.
Изучить и активизировать педагогический потенциал семьи. Спланировать систему работы по взаимодействию ДОУ и родителей.
Способствовать установлению сотрудничества между ДОУ и социумом.
3 этап, заключительный, один год (2012 – 2013)
Задачи:
Диагностирование продвижения детей и квалификации педагогов.
Анализ работы МДОУ «Детский сад комбинированного вида «Жар – птица» по программе развития.
Осуществить модернизацию учебно – воспитательного процесса в соответствии с программой Развития.
МДОУ «Детский сад «Жар – птица» имеет свой сайт: d28102 edu35.ru
Адрес электронной почты: ptichka_sad@mail.ru
^2. Особенности образовательного процесса
Реализация областей знаний в ДОУ планируется во всех возрастных группах с использованием:
- «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой (группа детей раннего развития, старшая и подготовительная группы компенсирующей направленности)
- «Детство» - программа развития и воспитания детей в детском саду под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой, В.И. Логиновой (младший, средний, старший дошкольный возраст)
- «Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях детского сада» под ред. Т.Б. Филичевой, Г.В.Чиркиной в 2-х частях (старшая и подготовительная группа компенсирующей направленности)
Программы, используемые в ДОУ направлены:
на развитие творческой личности ребенка
оправдывают желание родителей видеть детей физически крепкими и здоровыми
предлагают детям способы действия как инструмент познания окружающего мира, воспитание звуковой культуры речи, формирование словаря, грамматического строя речи, подготовка к обучению грамоте;
Ознакомление с художественной литературой;
Сенсорное развитие;
Развитие элементарных математических представлений, формирование элементов логического мышления, ознакомление с пространственными отношениями;
Ознакомление с ценностями мировой и отечественной музыкальной культуры, овладение элементами вокальной, ритмической и театральной деятельности;
Развитие продуктивной деятельности детей, детского творчества, приобщение к изобразительному искусству;
Детское конструирование;
Нравственное воспитание;
Трудовое воспитание;
Коррекцию нарушений речевого развития детей дошкольного возраста.
Программное обеспечение ДОУ.
В своей деятельности МДОУ «Детский сад комбинированного вида «Жар – птица» реализует комплексные и парциальные программы и технологии:
^Перечень программ и технологий
Название, автор
Возрастные группы
Кто реализует
Комплексные программы
«Программа воспитания и обучения детей в детском саду» под ред.
М.А. Васильевой
- Ясельная
- 1-младшая
- Группы
компенси
рующей нап
равленности
Педагоги
«Детство». Программа развития и воспитания детей в детском саду (под ред. В.И. Логиновой, Т.И. Бабаевой)
- 1-младшая
- 2-младшая
- средняя
- старшая
- подготови
тельная
Педагоги
Парциальные программы
^Коррекционное обучение
«Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи» Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной
- Группы
компенси
рующей нап
равленности
Педагоги
специалисты
^Изобразительное творчество
Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» И.А.Лыковой
«Природа и художник». Художественно-экологическая программа по изобразительному искусству Т.А.Копцевой
«Программа по изобразительному искусству в детском саду» Г.С.Швайко^ Музыкальное творчеств
«Музыкальные шедевры» О.П.Радыновой
«Топ, хлоп, малыши» Т.Н.Сауко
«Камертон» Э.П.Костиной
«Ритмическая мозайка» А.И.Буряниной
- 1-младшая
- 2-младшая
- средняя
- старшая
- подготови
тельная
- 1-младшая
- 2-младшая
- средняя
- старшая
- подготови
тельная
Педагоги
специалисты
Педагоги
специалисты
^Физическое развитие
«Физическая культура дошкольника» А.А.Глазыриной
- 1-младшая
- 2-младшая
- средняя
- старшая
- подготови
тельная
Педагоги
специалисты
Программа экологического воспитания детей «Мы» Н.Н.Кондратьевой
«Логика и математика для дошкольников» Е.А.Носовой
«Здоровый ребенок» М.Д.Маханевой
- 1-младшая
- 2-младшая
- средняя
- старшая
- подготови
тельная
- средняя
- старшая
- подготови
тельная
Педагоги
Инструктор по физической культуре
Образовательные технологии
Программа экологического воспитания детей «Мы» Н.Н.Кондратьевой
«Дошкольник и рукотворный мир» М.В.Крулехт
«Логика и математика для дошкольников» Е.А.Носовой
«Здоровый ребенок» М.Д.Маханевой
- средняя
- старшая
- подготови
тельная
Педагоги
Инструктор по физической культуре
^Забота о здоровье воспитанников
На протяжении многих лет первостепенной задачей для нашего дошкольного учреждения является органичное сочетание воспитательно-образовательного процесса с сохранением и укреплением здоровья детей. Работа по физкультурно-оздоровительному направлению ведется на основе сотрудничества трех блоков: медицинского, педагогического и психологического. Средствами решения данной задачи являются: разные формы организации двигательной деятельности детей, закаливающие мероприятия, оздоровительные мероприятия, познавательные занятия валеологического характера. Развитие двигательной сферы обеспечивается через разные виды занятий физической культурой:
утренний прием на улице (с 25 апреля по октябрь)
утренняя гимнастика (с мая по сентябрь на улице),
солнечные ванны (в летнее время),
сон при свободном доступе свежего воздуха,
физкультурные занятия (в теплое время на воздухе),
прогулки,
физические упражнения, спортивные и подвижные игры,
точечный массаж,
полоскание рта после каждого приема пищи,
сухое обтирание,
обливание рук и умывание холодной водой,
гимнастика пробуждения,
дыхательная гимнастика,
физкультурные занятия с использованием массажеров и тренажеров,
упражнения для коррекции осанки,
упражнения для профилактики плоскостопия,
босохождение
принимали кислородные коктейли.
Значимым показателем эффективности работы по укреплению здоровья и психофизического развития, является уровень физической подготовки детей. В группах, кроме центров, развивающих познавательную и умственную активность, волевые качества и чувства, широко представлены центры физкультурно-оздоровительного направления, способствующие развитию двигательной сферы детей, формирующие привычку к занятию спортом. Мы стремимся создать благоприятные условия для развертывания разнообразной самостоятельной деятельности ребенка. Благодаря чему, дошкольники могут выбрать интересные и доступные для себя движения с использованием различных пособий, которые помогают творчески решать двигательные задачи, комфортно ощущать себя в пространстве среди множества предметов и регулировать свою двигательную активность. Рациональная двигательная активность детей в многообразии предметно-пространственной среды, как известно, формирует у детей привычку к регулярным занятиям физической культурой.
Воспитание физкультурой в ДОУ строится на диагностической основе. Систематически осуществляется медико-педагогический контроль за состоянием здоровья детей. Диагностика и коррекция физического развития позволяют соблюдать принцип индивидуально-дифференцированного подхода в подборе физических упражнений и оздоровительных мероприятий для ребенка.
В ДОУ разработан и создан оптимальный двигательный режим (динамические паузы в перерыве между занятиями, физкультурные минутки, пальчиковая гимнастика и психогимнастика на занятиях, организация совместной и самостоятельной деятельности детей в двигательном центре). Основной задачей медицинского персонала дошкольного учреждения является четкая организация работы по наблюдению за состоянием здоровья детей. Важный этап – проведение профилактических мероприятий, направленных на обеспечение правильного физического и нервно-психического развития и снижение заболеваемости. Медицинский персонал также занимается просветительной работой с воспитателями и родителями. В настоящее время идет постоянный поиск новых методов оздоровления в условиях детского сада. Основная задача – снижение числа острых и хронических заболеваний у детей. Как известно, понятие «здоровье» включает в себя не только физическое здоровье, но и психологическое. Поэтому, в осуществлении работы физкультурно-оздоровительного направления принимает участие и психологическая служба ДОУ. Равно как и педагогический и медицинский блоки, психологическая служба, в лице педагога-психолога, ведет целенаправленную и планомерную работу с детьми, родителями и педагогическим коллективом.
Работа педагога-психолога с дошкольниками включает в себя:
психогимнастику,
сказкотерапию, как метод развития и психологической помощи детям,
тренинговые работы «Здравствуйте, я сам!» (эмоционально-личностное развитие),
курс развития творческого мышления (Ю.Б. Гатанов),
программу «Ранняя адаптация»,
создание комнаты эмоциональной разгрузки,
посещение занятий педагогов,
индивидуальную работу с детьми,
апробация комплексной программы «Мир внутри меня»,
мониторинг психического развития и психологического здоровья
Таким образом, отмечая положительную динамику в снижении заболеваемости детей, достаточно высокие результаты физического воспитания и развития ребенка можно сделать вывод о качественном ведении работы по данному направлению и эффективности используемых методических и оздоровительных приемов. Только при условии хорошего здоровья и физического развития ребенка возможна продуктивная умственная деятельность и полноценное психическое развитие.
План лечебно – профилактической и оздоровительной работы медицинского кабинета
^Использование здоровьесберегающих технологий в ДОУ
Виды здоровьесбере-гающих педагогичес
ких технологий
Время проведения
в режиме дня
Особенности методики проведения
Ответствен
ный
1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья
Ритмическая гимнастика
1 раз в неделю по 30 мин. со среднего возраста в физкультурно- музыкальном зале
Обращается внимание на художественную ценность, величину физической нагрузки и ее соразмерность возрастным показателям ребенка
Инструктор по физ. воспитанию
Динамические паузы
Во время занятий, 2-5 мин.
Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия
Воспитатели, специалисты ДОУ
Подвижные и спортивные игры
Как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате - малой со средней степенью подвижности. Ежедневно для всех возрастных групп
Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения. В ДОУ используем элементы спортивных игр
Воспитатели
Релаксация
В любом подходящем помещении. В зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии. Для всех возрастных групп
Используется спокойная классическая музыка (Чайковский, Рахманинов), звуки природы
Воспитатели
Гимнастика пальчиковая
С младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно
Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Приводится в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время)
Воспитатели
Гимнастика для глаз
Ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время; в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста
Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога
Все педагоги
Гимнастика дыхательная
В различных формах физкультурно-оздоровительной работы
Обеспечить проветривание помещения, педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры
Все педагоги
Гимнастика бодрящая
Ежедневно после дневного сна, 10 мин.
Форма проведения различна: упражнения на кроватках; ходьба по ребристым дощечкам, по массажным коврикам
Воспитатели
Гимнастика корригирующая
В различных формах физкультурно-оздоровительной работы
Форма проведения зависит от поставленной задачи и контингента детей
Воспитатели
2. Технологии обучения здоровому образу жизни
Физическая культура
2 раза в неделю в физкультурно- музыкальном зале. Ранний возраст - в групповой комнате, 10 мин. Младший возраст- 10 мин., средний возраст - 20 мин., старший возраст - 25 мин. 1 раз на улице со среднего возраста.
проводятся в соответствии программой, по которой работает ДОУ. Перед занятием необходимо хорошо проветрить помещение, влажная уборка пола
Воспитатели, инструктор по физо
Коммуникативные игры
1-2 раза в неделю по 25 мин. со старшего возраста
строятся по определенной схеме и состоят из нескольких частей. В них входят беседы, этюды и игры разной степени подвижности, занятия рисованием, лепкой др.
Воспитатели
Занятия по воспитанию здорового образа жизни
1 раз в неделю по 20 мин. со ст. возраста
Бывают включены в сетку занятий в качестве познавательного развития