Загрузка...
Категории:

Загрузка...

Практическая работа «Механизмы макроэволюции»

Загрузка...
Поиск по сайту:


Скачать 93.04 Kb.
Дата17.03.2012
Размер93.04 Kb.
ТипПрактическая работа
Содержание
Направление эволюции
Ход работы
5.Общие закономерности эволюционного процесса
Классификация живых организмов Земли
Сравниваемые признаки
Некоторые признаки ланцетника
Признаки позвоночных у ланцетника
Некоторые признаки утконоса
Признаки млекопитающих у утконоса
Подобный материал:

Практическая работа «Механизмы макроэволюции»

Цель. Изучить на углубленном уровне механизмы макроэволюционного процесса, основные направления эволюции, закономерности эволюции.

Ход работы.

  1. Биологические последствия приобретения приспособлений. Макроэволюция. Главные направления прогрессивной эволюции

Изучите материалы учебника, дополнительные информационные ресурсы. Дайте определения понятиям:

-Биологический прогресс

-Биологический регресс

  • Направления и пути эволюции

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/6889b2f3-e77b-45d4-b946-c1b4d28f6c8e/%5BBIO9_07-42%5D_%5BIM_03%5D.swf

  • Сравнение биологического прогресса и регресса

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/2bf864d0-93d8-412d-b8be-6c7fb79d7d76/%5BBIO9_07-42%5D_%5BIM_04%5D.swf

  • Пути достижения биологического прогресса

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/79275702-259c-4c66-bca5-798a7241e99f/%5BBIO10_04-33%5D_%5BIM_04%5D.swf


Заполните таблицу:

^ Направление эволюции

Характеристика

Примеры

Биологический прогресс







Биологический регресс













  1. Какие пути ведут к биологическому прогрессу? Ответ поясните.

  2. Какие пути ведут к морфофизиологическому прогрессу? Ответ поясните.




  1. Пути достижения биологического прогресса. Ароморфоз


Найдите определение ароморфоза, изучите дополнительные информационные ресурсы.

  • Ароморфоз

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/daf69c9a-4766-ce03-6580-ef712191c2ca/00120075718514105.htm


http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/a2204523-cb3f-53e0-7175-08936269b2a1/00120075737077227.htm


http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/eacfe245-2194-879f-deaa-a89e92a172ae/00120075742592259.htm

  • Ароморфоз растений

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/b747de2c-9250-67d3-4250-4e3fed0b207e/00120075728280171.htm


http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/23895872-4a78-dfcc-30e7-1728bacbcd94/00120075727061163.htm

  • Ароморфозы в протерозойской эре

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/e2fcc37b-8a13-4358-8191-3c7a69d684f5/00120080139061734.htm

  • Ароморфозы позвоночных животных

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/a954823f-1ab3-4971-9332-12e05abb3e15/%5BBIO10_04-33%5D_%5BIM_02%5D.swf

  • Главные ароморфозы на ранних этапах эволюции

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/70a81d13-a7aa-49bc-a220-09fcdc559c71/%5BBIO10_04-33%5D_%5BIM_01%5D.swf





Сформулируйте ответы на вопросы:

  1. Какие ароморфозы в нервной, кровеносной, дыхательной системе и опорно-двигательной системах привели к появлению земноводных?

  2. Какие ароморфозы в нервной, кровеносной, дыхательной и половой системах привели к появлению пресмыкающихся?

  3. Какие ароморфозы в покровах, нервной, кровеносной, дыхательной системах привели к появлению птиц?

  4. Какие ароморфозы в покровах, нервной, кровеносной, дыхательной и половой системах привели к появлению млекопитающих?

  1. Идиоадаптации

  • Примеры идиоадаптации у растений

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/c3e7f1d1-8e48-4ad6-b0bf-db9f22e370b4/%5BBIO9_07-42%5D_%5BIM_01%5D.swf

  • Примеры идиоадаптации у животных. Галапагосские вьюрки

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/c12b17f9-365a-45ab-9bc7-4a9696f8a5a4/%5BBIO9_07-42%5D_%5BIM_02%5D.swf


Выполните лабораторную работу :

«Выявление ароморфозов и идиоадаптаций»

Цель: сформировать умение выявлять ароморфозы и идиоадаптации у растений и животных, объяснять их значение.

Оборудование: гербарии и живые растения водоросли, мхов, папоротников, хвойных, цветковых растений, фотографии животных различных типов, классов.

^ Ход работы:

  1. Рассмотрите растения: водоросль, мох, папоротники, веточку сосны, цветковое растение – назовите имеющиеся у них органы.

  2. Выявите черты усложнения в строении этих отделов и раскройте их значение. Определите, по какому направлению шла эволюция растений от водорослей до покрытосеменных.

  3. Рассмотрите насекомых различных отрядов, выявите в их строении черты сходства и различия. Сделайте вывод о направлении эволюции насекомых.

  4. Опишите идиоадаптации у насекомых рассматриваемых отрядов, раскройте их эволюционное значение.

4.Дегенерация (морфофизиологический регресс)

  1. Дегенерация

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/e84c6614-13b6-41be-bfe6-c3429110de13/%5BBIO10_04-33%5D_%5BMA_03%5D.swf




Свиной цепень Повилика Саккулина, рак на крабе Асцидия

  1. Приведите примеры дегенераций у печеночного сосальщика и свиного цепня.

  2. Приведите примеры дегенераций о повилики.

  3. Приведите примеры дегенераций у саккулины и асцидии.

  4. Приводят ли дегенерации к биологическому прогрессу? Ответ поясните.

  5. Перечислите доказательства того, что виды, перешедшие к паразитизму, резко отличаются от свободноживущих родственных видов.


^ 5.Общие закономерности эволюционного процесса

Изучите материалы учебника, дополнительные информационные ресурсы.

Дайте определение таким понятиям:

  • Дивергенция

  • Конвергенция

  • Параллелизм

Характеристики каждого направления занесите в таблицу:

Формы эволюции

Характеристика

Примеры










Ответьте на вопросы:

  1. Какие приспособления образуются в результате дивергенции и конвергенции?

  2. Что такое гомологичные органы? При каких условиях они формируются? Приведите примеры гомологичных органов у растений и животных.

  3. Что такое аналогичные органы? При каких условиях они формируются? Приведите примеры аналогичных органов у растений и животных.




  • Закономерности эволюции

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/ae6a0646-e497-4131-a934-f81a9998031b/%5BBIO10_04-32%5D_%5BIM_01%5D.swf

  • Дивергенция

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/d72036ed-2451-4a97-9662-d7a016d19c27/%5BBIO10_04-26%5D_%5BMA_01%5D.swf


http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/00000481-1000-4ddd-6467-030046bc431f/093.swf

  • Конвергенция

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/00000482-1000-4ddd-9bee-5c0046bc4320/094.swf


http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/41eb0d6d-5415-40c8-9454-fe93ac5dc3de/%5BBI9ZD_10-07%5D_%5BIL_01%5D.html


http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/2c7f03e8-025c-48b8-8038-6bbabd443370/%5BBI9ZD_10-07%5D_%5BIL_02%5D.html

  • Интерактивное задание Конвергенция

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/d3ca71c5-eb63-b528-1ab6-99e137f0f077/00120074158717851.htm

  • Задача Аналогичные органы

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/8ca478a1-87d9-8445-d00b-835e115705e1/00120075750530308.htm


http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/4c096c56-92d5-e64f-7406-93d86ad2202a/00120075772343434.htm


  1. Современная система растений и животных – отображение эволюции

  1. Познакомьтесь с основными принципами современной классификации органического мира. Ответьте на вопросы:

  1. Можно ли сказать, что классификация является отображением эволюционного процесса. Ответ поясните.

  2. Дайте характеристику двум видам растений и двум видам растений ( по выбору учащегося).

  3. Какое практическое значение имеет систематика? Какие проблемы она предлагает решить?

  4. Чем естественная классификация отличается от искусственной?

  • Систематические группы животных

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/577a0c69-d7a8-4d0d-9790-64c74639053e/%5BBIO9_07-41%5D_%5BIM_01%5D.swf

  • Систематические группы растений

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0bf75472-73f8-4c97-8d40-4de7fc21bbd4/%5BBIO9_07-41%5D_%5BIM_02%5D.swf
  1. ^

    Классификация живых организмов Земли


Заполните таблицу:

Систематические категории

Характерные особенности

Империя Клеточные

Надцарство Прокариоты

Царство Дробянки

Подцарство Архебактерии

Подцарство Эубактерии

Подцарство Оксифотобактерии

Надцарство Эукариоты

Царство Растения

Подцарство Настоящие водоросли

Подцарство Багрянковые

Подцарство Высшие растения

Царство Животные

Подцарство Одноклеточные

Подцарство Многоклеточные

Царство Грибы




Империя Доклеточные

Царство Вирусы





3)Сравните два процесса – макроэволюцию и микроэволюцию. Результаты внесите в таблицу.

^ Сравниваемые признаки

Микроэволюция

Макроэволюция

Сходство







  1. При участии каких факторов происходит?

  2. Что является главной движущей силой?

  3. Каков результат ?










Различия







  1. Какой это процесс по отношению к виду – надвидовой или внутривидовой?

  2. В пределах каких систематических групп происходит?

  3. Возникновение какой новой группы особей является началом этого процесса?

  4. Что из них чему предшествует?

  5. Каковы масштабы эволюционных процессов?

  6. Доступна ли человеку для непосредственного наблюдения?








4) Найдите информацию о происхождении рудиментарных органов. Почему рудиментарные органы рассматривают как сравнительно-анатомические доказательства эволюции? Заполните таблицу «Рудименты»:

Рудименты

Какому нормально развитому органу (признаку) других животных соответствует этот рудимент

Выводы

название органа (признака)

у каких животных

  1. Единичные волоски на губах кита

  2. Зачатки тазовых костей в толще мышц у кита

  3. Грифельные косточки у лошади

  4. Два недоразвитых дополнительных копытца у парнокопытных

  5. Недоразвитые глаза у крота

  6. Два зачаточных пальца в скелете крыла птиц

  7. Теменной глаз у ящерицы

  8. Зачатки задних конечностей у змей (питон, удав)












5)Найдите информацию о переходных формах организмов. Обращаясь к данным зоологии, заполните таблицы:

  • Строение ланцетника

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/c4e8df35-0a01-022a-00c5-0b341fd6ba43/%5BBIO7_08-30%5D_%5BIM_02%5D.swf


http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/c4e8df4e-0a01-022a-0100-20b93f3b5f67/%5BBIO7_08-30%5D_%5BIM_05%5D.swf

  • Характерные черты беспозвоночных и хордовых у ланцетника

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/55004919-8f21-cca5-52ab-83d683421aff/00120080635342527.htm

  • Гомология и эволюция

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/c1eda7f3-56d0-4eec-9808-7dca3de3a068/%5BBIO11_01-02%5D_%5BIM_03%5D.swf


^ Некоторые признаки ланцетника


Системы органов

Признаки беспозвоночных у ланцетника

^ Признаки позвоночных у ланцетника

Скелет

Нервная система

Органы дыхания

Органы кровообращения

Мускулатура

Органы выделения










  • Утконос

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/cde36135-fc44-3087-6d23-ec48798cf109/1000251A.htm


^ Некоторые признаки утконоса

Части тела, жизненные процессы

Признаки пресмыкающихся у утконоса

^ Признаки млекопитающих у утконоса

Череп

Кожный покров

Размножение

Выкармливание потомства

температура тела

Строение внутренних органов

Образ жизни










  • Эволюция растений

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/ec7ab202-7ec2-5894-cee9-117244e5a99b/00124995184597200.htm

  • Эволюция животных

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/51bd77f1-45bf-9992-1970-50ea83ea69d2/00124995340898250.htm

  • Эволюция человека

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/6a4bf07d-55ef-7a2f-94fd-cb738db2ed2a/00124995360274365.htm

  • Тест результаты эволюции

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/728d0093-4050-4daa-b8e0-d706b478f21c/index_listing.html

Скачать, 181.25kb.
Поиск по сайту:

Добавить текст на свой сайт
Загрузка...


База данных защищена авторским правом ©ДуГендокс 2000-2014
При копировании материала укажите ссылку
наши контакты
DoGendocs.ru
Рейтинг@Mail.ru