Категории:

Примерная программа дисциплины физиология Рекомендуется для специальности подготовки

Поиск по сайту:


страница1/5
Дата08.03.2012
Размер1.13 Mb.
ТипПримерная программа
Содержание
Требования к уровню освоения содержания дисциплины
3. Объем дисциплины и виды учебной работы
Аудиторные занятия (всего)
Самостоятельная работа (всего)
4. Структура и содержание дисциплины
4.2. Содержание разделов дисциплины
G-белка с эффекторными белками, прежде всего ферментами, такими как аденилатциклаза (АС), фосфодиэстераза (PDE), фосфолипазы С,
Ras-подобными мономерными G
Физиология спинного мозга
Продолговатый мозг и варолиев мост
Физиология среднего мозга
Физиология ретикулярной формации ствола головного мозга.
Физиология мозжечка
Физиология промежуточного мозга
Физиология стрио-паллидарных образований
Физиология коры больших полушарий
Периферические компоненты центральной нервной системы.
Спинальная организация двигательной функции.
Вегетативная (автономная) нервная система и ее центральная регуляция.
Физиология вегетативной нервной системы.
...
Полное содержание
Подобный материал:
  1   2   3   4   5



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ


Физиология


Рекомендуется для специальности подготовки


МБФ медицинская биофизика


Квалификация (степень) выпускника Специалист


Форма Обучения: очная


Москва – 2009г



  1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ

Целями освоения дисциплины «физиология» является формирование целостного теоретического представления, обеспечивающего понимание деятельности организма в целом, со знанием механизмов функционирования отдельных органов и систем на макро и микро уровнях, и методов, позволяющих исследовать и оценивать физиологические функции.

Задачи дисциплины:

    • Изучение:

  • конкретных механизмов функционирования отдельных тканей, органов и анатомических систем на макро и микроуровне

  • механизмов регуляции и саморегуляции при воздействии разнообразных факторов и изменениях внутренней и внешней среды,

  • особенностей адаптации различных функциональных систем;

  • молекулярной структуры и функции ионных каналов клеток всех тканей организма, в том числе на энергетическом уровне.

  • биофизических основ гемодинамики на основе гидродинамики,

  • биофизических основ работы сердца как насоса,

  • биофизичских основ дыхания,

  • газообмена на основе физико-химических механизмов диффузии

  • механоиндукции в органах, тканях и клетках.

  • микроэлектродной техники, patch-clamp, кальциевого и натриевого имиджинга.

  • биофизических методик исследований физиологических функций.

        • Формирование представлений:

  • о физиологических закономерностях, лежащих в основе процессов жизнедеятельности организма;

  • о функциональных системах организма человека,

  • о динамике физиологических процессов в различные возрастные периоды;

  • о биофизических процессах в системах дыхания, кровообращения, крови,

  • об использовании методов статистического анализа в различных конкретных типах физиологических экспериментов

  • о здоровом образе жизни



  1. ^ ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (компетенции)


Физиология является экспериментальной наукой, поскольку все основные теоретические положения подтверждены экспериментально, именно поэтому студент для усвоения теоретического материала должен выполнить достаточно большое количество экспериментов на животных и исследований на человеке.

В результате освоения дисциплины студент должен:

  • А) Знать

  • Основные физиологические константы

  • Сущность метода фиксации потенциала

  • Методику patch clamp, различные виды конфигураций

  • Анализ проводящей системы сердца (опыт Станниуса).

  • Роль синусного узла в автоматии сердца (опыт Гаскелла).

  • Эффект влияния раздражения блуждающего и симпатического нервов на сердце.

  • Рефлекс Гольца с брюшины на сердце.

  • Метод аускультации тонов сердца.

  • Принцип флоуметрии

  • Способы определения сердечного выброса.

  • Возможности эхокардиографии

  • Способ определения объема циркулирующей крови.

  • Значение минерального состава крови (Na, K, Ca) для автоматии сердца.

  • Метод автоматического определения количества форменных элементов крови.

  • Определение скорости оседания эритроцитов (СОЭ) по Панченкову.

  • Определение содержания гемоглобина в крови.

  • Определение объема форменных элементов крови и подсчета индексов красной крови.

  • Определение времени свертывания крови.

  • Определение времени остановки кровотечения.

  • Определение наличия резус-фактора крови

  • Метод спирографии и анализ спирограммы.

  • Определение содержания СО2 в выдыхаемой и альвеолярной газовой смеси

  • Сущность метода прямой калориметрии

  • Методы непрямой калориметрии

  • Методику определения должного основного обмена по таблицам.

  • Метод определения истинного основного обмена

  • Требования, предъявляемые к составлению пищевого рациона.

  • Анализ всех звеньев рефлекторной дуги.

  • Сущность стереотаксического метода исследования структур мозга

  • Сущность метода вызванных потенциалов

  • Определение времени рефлекса по Тюрку и зависимость времени рефлекса от силы раздражителя.

  • Чувствительность центральной нервной системы к недостатку кислорода.

  • Опыт центрального торможения по И.М.Сеченову

  • Действие стрихнина и хлороформа на центральную нервную систему.

  • Методику измерения скорости проведения возбуждения по нерву.

  • Определение остроты зрения.

  • Определение полей зрения.

  • Ориентировочное исследование темновой адаптации.

  • Определение способности к анализу цветоощущения.

  • Опыт Мариотта – определение существования слепого пятна на сетчатке.

  • Виды кожной чувствительности

  • Определение чувствительности обонятельного анализатора (ольфактометрия).

  • Определение порогов вкусовой чувствительности.

  • Исследование температурной чувствительности.

  • Измерение пространственных порогов кожной чувствительности.

  • Аудиометрию

  • Классическую методику И.П. Павлова выработки условного рефлекса.

  • Исследование биоэлектрической активности коры большого мозга методом электроэнцефалографии.

  • Методики оценки эндокринных желез человека


Б) Уметь

  • Приготовливать перфузионные физиологические растворы для жизнеобеспечения изолированных органов.

  • Приготовливать необходимые растворы для микроэлектродных исследований.

  • Обездвиживать мелких лабораторных животных путем наркоза

  • Регистрировать мембранный потенциал и потенциал действия различных отделов сердца лягушки.

  • Измерять возбудимость нерва и мышцы (определение порога силы).

  • Регистрировать электрокардиограмму человека.

  • Рассчитать и проанализировать амплитудно-временные характеристики электрокардиограммы в стандартных отведениях

  • выявить следующие виды аритмий на ЭКГ: тахикардию, желудочковую экстрасистолию, атриовентркулярные блокады, мерцание предсердий.

  • Провести забор крови у лабораторных животных

  • Определить осмотическую резистентность эритроцитов.

  • Подсчитать количество эритроцитов в мкл крови.

  • Определить количество лейкоцитов в мкл крови

  • Определить максимальную вентиляцию легких.

  • Провести пробу Тиффно

  • Исследовать воздушную и костную проводимость звука, слуховые пробы Вебера.


В) Владеть

  • Работой с электронным осциллографом

  • Работой с вольтамперметром,

  • Работой с генератором импульсов (стимулятором)

  • Работой с усилителем постоянного тока для внутриклеточных исследований биопотенциалов.

  • Работой с усилителем для внеклеточных исследований биопотенциалов.

  • Работой с приборами для регистрации механической активности ткани.

  • Навыками вытяжения микроэлектродов

  • Навыками заполнения микроэлектродов для внутриклеточной регистрации биопотенциалов

  • Навыками изготовления макро-электродов для электрофизиологических исследований.

  • Определением групп крови.

  • Определением минутного объема дыхания и ЖЕЛ.

  • Методом термометрии

  • Измерением артериального давления у человека по способу Рива-Роччи и по способу Короткова.




^ 3. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

Общая трудоемкость дисциплины составляет _10,5 зачетных единиц, 351час.

Вид учебной работы

Всего часов




111

IV

Общая трудоемкость дисциплины

351







^ Аудиторные занятия (всего)

234

126

108

В том числе:










Лекции

72

36

36

Практические занятия (ПЗ)










Семинары (С)










Лабораторные работы (ЛР)

162

90

72

^ Самостоятельная работа (всего)

117

63

54

В том числе:










Рефераты

70

40

30

Составление таблиц

47

23

24

Вид промежуточного и итогового контроля




зачет

экзамен


^ 4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

4.1. Разделы дисциплин и виды занятий

№ п/п

Наименование раздела дисциплины

Лекции (часы)

Лаб.зан.

(часы)

СРС (часы)

Всего часов

1.

Введение в физиологию. Основы клеточной и молекулярной физиологии.

2

-

1

3

2.

Физические основы физиологии




5

2

7

3.

Общая физиология возбудимых тканей

10

35

15

60

4.

Проведение возбуждения

2

2,5

3

7.5

5.

Передача информации на клеточном уровне - вторичные мессенджеры.

2

2.5

4

8.5

6.

Физиология мышц

4

10

6

20

7.

Общая физиология центральной нервной системы

4

5

4

13

8

Частная физиология центральной нервной системы

2

5

10

17

9.

ССС

10

30

12

52

10

Физиология эндокринной системы

4

-

8

12

11

Пищеварение

4

8

8

20

12

Метаболические основы физиологических функций. Питание

2


8

3

13

13

Биоэнергетика, Терморегуляция

2

4

2

8

14

Дыхание

6

12

8

26

15

Кровь

4

10

6

20

16

Выделение

4

4

3

11

17

Кислотно-щелочное равновесие

2




4

6

18

Сенсорная физиология

2

8

6

16

19

ВНД

2

5

8

15

20

Методы исследования ВНД у человека

2

4

2

8

21

Репродуктивная функция

2

4

2

8




ИТОГО:

72

162

117

351
  1   2   3   4   5

Скачать, 199.4kb.
Поиск по сайту:

Добавить текст на свой сайт


База данных защищена авторским правом ©ДуГендокс 2000-2014
При копировании материала укажите ссылку
наши контакты
DoGendocs.ru
Рейтинг@Mail.ru
Разработка сайта — Веб студия Адаманов