Загрузка...
Категории:

Загрузка...

Министерство образования российской федерации утверждаю Заместитель Министра образования Российской Федерации

Загрузка...
Поиск по сайту:


страница1/2
Дата19.03.2012
Размер0.67 Mb.
ТипДокументы
Содержание
2. Требования к уровню подготовки абитуриента
3. Общие требования к основной образовательной программе
4. Требования к обязательному минимуму содержания
Общая психология.
Экспериментальная психология.
Возрастная психология.
Социальная психология
Педагогическая психология
Введение в педагогическую деятельность.
Общие основы педагогики.
Теория обучения.
Теория и методика воспитания.
Педагогика межнационального общения.
История образования и педагогической мысли.
Социальная педагогика.
Коррекционная педагогика с основами специальной психологии.
Педагогические технологии.
Управление образовательными системами.
Психолого-педагогический практикум.
5. Сроки освоения основной образовательной программы выпускника
...
Полное содержание
Подобный материал:
  1   2


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


Утверждаю

Заместитель Министра образования

Российской Федерации


______________ В.Д. Шадриков


14_____04______2000 г.


Номер государственной регистрации


379 пед/сп_


Государственный образовательный


стандарт


Высшего профессионального образования


Cпециальность 033300 Безопасность жизнедеятельности


Квалификация учитель безопасности жизнедеятельности


Вводится в действие с момента утверждения


Москва 2000

1. Общая характеристика специальности

033300 Безопасность жизнедеятельности


1.1. Специальность утверждена приказом Министерства образования Российской Федерации № 686 от 02.03.2000 г.


1.2. Квалификация выпускника   учитель безопасности жизнедеятельности

Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки учителя безопасности жизнедеятельности по специальности 033300 Безопасность жизнедеятельности при очной форме обучения – 5 лет.


1.3 Квалификационная характеристика выпускника

Выпускник, получивший квалификацию учитель безопасности жизнедеятельности, должен быть готовым осуществлять обучение и воспитание обучающихся с учетом специфики преподаваемого предмета; способствовать социализации, формированию общей культуры личности, осознанному выбору и последующему освоению профессиональных образовательных программ; использовать разнообразные приемы, методы и средства обучения; обеспечивать уровень подготовки обучающихся, соответствующий требованиям государственного образовательного стандарта; осознавать необходимость соблюдения прав и свобод учащихся, предусмотренных Законом Российской Федерации “Об образовании”, Конвенцией о правах ребенка, систематически повышать свою профессиональную квалификацию, быть готовым участвовать в деятельности методических объединений и в других формах методической работы, осуществлять связь с родителями (лицами, их заменяющими) выполнять правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты, обеспечивать охрану жизни и здоровья учащихся в образовательном процессе.

Выпускник, получивший квалификацию учитель безопасности жизнедеятельности, должен знать Конституцию Российской Федерации; законы Российской Федерации, решения Правительства Российской Федерации и органов управления Образования по вопросам образования; Конвенцию о правах ребенка; основы общетеоретических дисциплин в объеме, необходимом для решения педагогических, научно-методических и организационно-управленческих задач; педагогику, психологию, возрастную физиологию, школьную гигиену, методику преподавания предмета и воспитательную работу; программы и учебники; требования к оснащению и оборудованию учебных кабинетов и подсобных помещений; средства обучения и их дидактические возможности; основные направления и перспективы развития образования и педагогической науки; основы права, научную организацию труда; правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.

Выпускник подготовлен для работы в образовательных учреждениях различного типа. Видами профессиональной деятельности специалиста являются:

преподавательская,

научно-методическая,

социально-педагогическая,

воспитательная,

культурно-просветительская,

коррекционно-развивающая,

управленческая.


1.4. Возможности продолжения образования выпускника   учителя безопасности жизнедеятельности, освоившего основную образовательную программу высшего профессионального образования по специальности 033300 Безопасность жизнедеятельности

Выпускник подготовлен для продолжения образования в аспирантуре.


^ 2. Требования к уровню подготовки абитуриента


2.1. Предшествующий уровень образования абитуриента – среднее (полное) общее образование.


2.2. Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем (полном) общем образовании или среднем профессиональном образовании, или начальном профессиональном образовании, если в нем есть запись о получении предъявителем среднего (полного) общего образования, или высшем профессиональном образовании.


^ 3. Общие требования к основной образовательной программе

подготовки выпускника по специальности
033300 Безопасность жизнедеятельности



3.1. Основная образовательная программа подготовки учителя безопасности жизнедеятельности разрабатывается на основании настоящего государственного образовательного стандарта и включает в себя учебный план, программы учебных дисциплин, программы учебных и производственных практик.


3.2. Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки учителя безопасности жизнедеятельности, к условиям ее реализации и срокам ее освоения определяются настоящим государственным образовательным стандартом.


3.3. Основная образовательная программа подготовки учителя безопасности жизнедеятельности состоит из дисциплин федерального компонента, дисциплин национально-регионального (вузовского) компонента, дисциплин по выбору студента, а также факультативных дисциплин. Дисциплины и курсы по выбору студента в каждом цикле должны содержательно дополнять дисциплины, указанные в федеральном компоненте цикла.


3.4. Основная образовательная программа подготовки учителя безопасности жизнедеятельности должна предусматривать изучение студентом следующих циклов дисциплин и итоговую государственную аттестацию:

цикл ГСЭ – общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины;

цикл ЕН – общие математические и естественнонаучные дисциплины;

цикл ОПД – общепрофессиональные дисциплины;

цикл ДПП – дисциплины предметной подготовки;

ФТД – факультативы.


3.5. Содержание национально-регионального компонента основной образовательной программы подготовки учителя безопасности жизнедеятельности должно обеспечивать подготовку выпускника в соответствии с квалификационной характеристикой, установленной настоящим государственным образовательным стандартом.


^ 4. ТРЕБОВАНИЯ К ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ МИНИМУМУ СОДЕРЖАНИЯ

ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ

учителя безопасности жизнедеятельности

ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 033300 Безопасность жизнедеятельности


Индекс

Наименование дисциплин и их основные разделы

Всего часов

1

2

3

ГСЭ

Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины

1500

ГСЭ.Ф.00

Федеральный компонент

1050

ГСЭ.Ф.01

Иностранный язык

Специфика артикуляции звуков, интонации, акцентуации и ритма нейтральной речи в изучаемом языке; основные особенности полного стиля произношения, характерные для сферы профессиональной коммуникации; чтение транскрипции.

Лексический минимум в объеме 4000 учебных лексических единиц общего и терминологического характера.

Понятие дифференциации лексики по сферам применения (бытовая, терминологическая, общенаучная, официальная и другая).

Понятие о свободных и устойчивых словосочетаниях, фразеологических единицах.

Понятие об основных способах словообразования.

Грамматические навыки, обеспечивающие коммуникацию общего характера без искажения смысла при письменном и устном общении; основные грамматические явления, характерные для профессиональной речи.

Понятие об обиходно-литературном, официально-деловом, научном стилях, стиле художественной литературы. Основные особенности научного стиля.

Культура и традиции стран изучаемого языка, правила речевого этикета.

Говорение. Диалогическая и монологическая речь с использованием наиболее употребительных и относительно простых лексико-грамматических средств в основных коммуникативных ситуациях неофициального и официального общения. Основы публичной речи (устное сообщение, доклад).

Аудирование. Понимание диалогической и монологической речи в сфере бытовой и профессиональной коммуникации.

Чтение. Виды текстов: несложные прагматические тексты и тексты по широкому и узкому профилю специальности.

Письмо. Виды речевых произведений: аннотация, реферат, тезисы, сообщения, частное письмо, деловое письмо, биография.

340

ГСЭ.Ф.02

Физическая культура

Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов. Ее социально-биологические основы. Физическая культура и спорт как социальные феномены общества. Законодательство Российской Федерации о физической культуре и спорте. Физическая культура личности.

Основы здорового образа жизни студента. Особенности использования средств физической культуры для оптимизации работоспособности.

Общая физическая и специальная подготовка в системе физического воспитания.

Спорт. Индивидуальный выбор видов спорта или систем физических упражнений.

Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов. Основы методики самостоятельных занятий и самоконтроль за состоянием своего организма.

408

ГСЭ.Ф.03

Отечественная история

Сущность, формы, функции исторического знания. Методы и источники изучения истории. Понятие и классификация исторического источника. Отечественная историография в прошлом и настоящем: общее и особенное. Методология и теория исторической науки. История России – неотъемлемая часть всемирной истории.

Античное наследие в эпоху Великого переселения народов. Проблема этногенеза восточных славян. Основные этапы становления государственности. Древняя Русь и кочевники. Византийско-древнерусские связи. Особенности социального строя Древней Руси. Этнокультурные и социально-политические процессы становления русской государственности. Принятие христианства. Распространение ислама. Эволюция восточнославянской государственности в ХI - XII вв. Социально-политические изменения в русских землях в XIII - XV вв. Русь и Орда: проблемы взаимовлияния.

Россия и средневековые государства Европы и Азии. Специфика формирования единого российского государства. Возвышение Москвы. Формирование сословной системы организации общества. Реформы Петра I. Век Екатерины. Предпосылки и особенности складывания российского абсолютизма. Дискуссии о генезисе самодержавия.

Особенности и основные этапы экономического развития России. Эволюция форм собственности на землю. Структура феодального землевладения. Крепостное право в России. Мануфактурно-промышленное производство.

Становление индустриального общества в России: общее и особенное.

Общественная мысль и особенности общественного движения в России XIX в. Реформы и реформаторы в России. Русская культура XIX века и ее вклад в мировую культуру.

Роль ХХ столетия в мировой истории. Глобализация общественных процессов. Проблема экономического роста и модернизации. Революции и реформы. Социальная трансформация общества. Столкновение тенденций интернационализма и национализма, интеграции и сепаратизма, демократии и авторитаризма.

Россия в начале ХХ в. Объективная потребность индустриальной модернизации России. Российские реформы в контексте общемирового развития в начале века. Политические партии России: генезис, классификация, программы, тактика.

Россия в условиях мировой войны и общенационального кризиса. Революция 1917 г. Гражданская война и интервенция, их результаты и последствия. Российская эмиграция. Социально-экономическое развитие страны в 20-е гг. НЭП. Формирование однопартийного политического режима. Образование СССР. Культурная жизнь страны в 20-е гг. Внешняя политика.

Курс на строительство социализма в одной стране и его последствия. Социально-экономические преобразования в 30-е гг. Усиление режима личной власти Сталина. Сопротивление сталинизму.

СССР накануне и в начальный период второй мировой войны. Великая Отечественная война.

Социально-экономическое развитие, общественно-политическая жизнь, культура, внешняя политика СССР в послевоенные годы. Холодная война.

Попытки осуществления политических и экономических реформ. НТР и ее влияние на ход общественного развития.

СССР в середине 60-80-х гг.: нарастание кризисных явлений.

Советский Союз в 1985-1991 гг. Перестройка. Попытка государственного переворота 1991 г. и ее провал. Распад СССР. Беловежские соглашения. Октябрьские события 1993 г.

Становление новой российской государственности (1993-1999 гг.). Россия на пути радикальной социально-экономической модернизации. Культура в современной России. Внешнеполитическая деятельность в условиях новой геополитической ситуации.




ГСЭ.Ф.04

Культурология

Структура и состав современного культурологического знания. Культурология и философия культуры, социология культуры, культурная антропология. Культурология и история культуры. Теоретическая и прикладная культурология.

Методы культурологических исследований.

Основные понятия культурологии: культура, цивилизация, морфология культуры, функции культуры, субъект культуры, культурогенез, динамика культуры, язык и символы культуры, культурные коды, межкультурные коммуникации, культурные ценности и нормы, культурные традиции, культурная картина мира, социальные институты культуры, культурная самоидентичность, культурная модернизация.

Типология культур. Этническая и национальная, элитарная и массовая культуры. Восточные и западные типы культур. Специфические и “серединные” культуры. Локальные культуры. Место и роль России в мировой культуре. Тенденции культурной универсализации в мировом современной процессе.

Культура и природа. Культура и общество. Культура и глобальные проблемы современности.

Культура и личность. Инкультурация и социализация.




ГСЭ.Ф.05

Политология

Объект, предмет и метод политической науки. Функции политологии.

Политическая жизнь и властные отношения. Роль и место политики в жизни современных обществ. Социальные функции политики.

История политических учений. Российская политическая традиция: истоки, социокультурные основания, историческая динамика. Современные политологические школы.

Гражданское общество, его происхождение и особенности. Особенности становления гражданского общества в России.

Институциональные аспекты политики. Политическая власть. Политическая система. Политические режимы, политические партии, электоральные системы.

Политические отношения и процессы. Политические конфликты и способы их разрешения. Политические технологии. Политический менеджмент. Политическая модернизация.

Политические организации и движения. Политические элиты. Политическое лидерство.

Социокультурные аспекты политики.

Мировая политика и международные отношения. Особенности мирового политического процесса. Национально-государственные интересы России в новой геополитической ситуации.

Методология познания политической реальности. Парадигмы политического знания. Экспертное политическое знание; политическая аналитика и прогностика.




ГСЭ.Ф.06

Правоведение

Государство и право. Их роль в жизни общества.

Норма права и нормативно-правовые акты.

Основные правовые системы современности. Международное право как особая система права. Источники российского права.

Закон и подзаконные акты.

Система российского права. Отрасли права.

Правонарушение и юридическая ответственность.

Значение законности и правопорядка в современном обществе. Правовое государство.

Конституция Российской Федерации - основной закон государства.

Особенности федеративного устройства России. Система органов государственной власти в Российской Федерации.

Понятие гражданского правоотношения. Физические и юридические лица. Право собственности.

Обязательства в гражданском праве и ответственность за их нарушение. Наследственное право.

Брачно-семейные отношения. Взаимные права и обязанности супругов, родителей и детей. Ответственность по семейному праву.

Трудовой договор (контракт). Трудовая дисциплина и ответственность за ее нарушение.

Административные правонарушения и административная ответственность.

Понятие преступления. Уголовная ответственность за совершение преступлений.

Экологическое право.

Особенности правового регулирования будущей профессиональной деятельности.

Правовые основы защиты государственной тайны. Законодательные и нормативно-правовые акты в области защиты информации и государственной тайны.




ГСЭ.Ф.08

Русский язык и культура речи

Стили современного русского литературного языка. Языковая норма, ее роль в становлении и функционировании литературного языка.

Речевое взаимодействие. Основные единицы общения. Устная и письменная разновидности литературного языка. Нормативные, коммуникативные, этические аспекты устной и письменной речи.

Функциональные стили современного русского языка. Взаимодействие функциональных стилей.

Научный стиль. Специфика использования элементов различных языковых уровней в научной речи. Речевые нормы учебной и научной сфер деятельности.

Официально-деловой стиль, сфера его функционирования, жанровое разнообразие. Языковые формулы официальных документов. Приемы унификации языка служебных документов. Интернациональные свойства русской официально-деловой письменной речи. Язык и стиль распорядительных документов. Язык и стиль коммерческой корреспонденции. Язык и стиль инструктивно-методических документов. Реклама в деловой речи. Правила оформления документов. Речевой этикет в документе.

Жанровая дифференциация и отбор языковых средств в публицистическом стиле. Особенности устной публичной речи. Оратор и его аудитория. Основные виды аргументов. Подготовка речи: выбор темы, цель речи, поиск материала, начало, развертывание и завершение речи. Основные приемы поиска материала и виды вспомогательных материалов. Словесное оформление публичного выступления. Понятливость, информативность и выразительность публичной речи.

Разговорная речь в системе функциональных разновидностей русского литературного языка. Условия функционирования разговорной речи, роль внеязыковых факторов.

Культура речи. Основные направления совершенствования навыков грамотного письма и говорения.




ГСЭ.Ф.09

Социология

Предыстория и социально-философские предпосылки социологии как науки. Социологический проект О. Конта. Классические социологические теории. Современные социологические теории. Русская социологическая мысль.

Общество и социальные институты. Мировая система и процессы глобализации.

Социальные группы и общности. Виды общностей. Общность и личность. Малые группы и коллективы. Социальная организация.

Социальные движения.

Социальное неравенство, стратификация и социальная мобильность. Понятие социального статуса.

Социальное взаимодействие и социальные отношения. Общественное мнение как институт гражданского общества.

Культура как фактор социальных изменений. Взаимодействие экономики, социальных отношений и культуры.

Личность как социальный тип. Социальный контроль и девиация. Личность как деятельный субъект.

Социальные изменения. Социальные революции и реформы. Концепция социального прогресса. Формирование мировой системы. Место России в мировом сообществе.

Методы социологического исследования.




ГСЭ.Ф.10

Философия

Предмет философии. Место и роль философии в культуре. Становление философии. Основные направления, школы философии и этапы ее исторического развития. Структура философского знания.

Учение о бытии. Монистические и плюралистические концепции бытия, самоорганизация бытия. Понятия материального и идеального. Пространство, время. Движение и развитие, диалектика. Детерминизм и индетерминизм. Динамические и статистические закономерности. Научные, философские и религиозные картины мира.

Человек, общество, культура. Человек и природа. Общество и его структура. Гражданское общество и государство. Человек в системе социальных связей. Человек и исторический процесс: личность и массы, свобода и необходимость. Формационная и цивилизационная концепции общественного развития.

Смысл человеческого бытия. Насилие и ненасилие. Свобода и ответственность. Мораль, справедливость, право. Нравственные ценности. Представления о совершенном человеке в различных культурах. Эстетические ценности и их роль в человеческой жизни. Религиозные ценности и свобода совести.

Сознание и познание. Сознание, самосознание и личность. Познание, творчество, практика. Вера и знание. Понимание и объяснение. Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности. Проблема истины. Действительность, мышление, логика и язык. Научное и вненаучное знание. Критерии научности. Структура научного познания, его методы и формы. Рост научного знания. Научные революции и смены типов рациональности. Наука и техника.

Будущее человечества. Глобальные проблемы современности. Взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего.




ГСЭ.Ф.11

Экономика

Введение в экономическую теорию. Блага. Потребности, ресурсы. Экономический выбор. Экономические отношения. Экономические системы. Основные этапы развития экономической теории. Методы экономической теории.

Микроэкономика. Рынок. Спрос и предложение. Потребительские предпочтения и предельная полезность. Факторы спроса. Индивидуальный и рыночный спрос. Эффект дохода и эффект замещения. Эластичность. Предложение и его факторы. Закон убывающей предельной производительности. Эффект масштаба. Виды издержек. Фирма. Выручка и прибыль. Принцип максимизации прибыли. Предложение совершенно конкурентной фирмы и отрасли. Эффективность конкурентных рынков. Рыночная власть. Монополия. Монополистическая конкуренция. Олигополия. Антимонопольное регулирование. Спрос на факторы производства. Рынок труда. Спрос и предложение труда. Заработная плата и занятость. Рынок капитала. Процентная ставка и инвестиции. Рынок земли. Рента. Общее равновесие и благосостояние. Распределение доходов. Неравенство. Внешние эффекты и общественные блага. Роль государства.

Макроэкономика. Национальная экономика как целое. Кругооборот доходов и продуктов. ВВП и способы его измерения. Национальный доход. Располагаемый личный доход. Индексы цен. Безработица и ее формы. Инфляция и ее виды. Экономические циклы. Макроэкономическое равновесие. Совокупный спрос и совокупное предложение. Стабилизационная политика. Равновесие на товарном рынке. Потребление и сбережения. Инвестиции. Государственные расходы и налоги. Эффект мультипликатора. Бюджетно-налоговая политика. Деньги и их функции. Равновесие на денежном рынке. Денежный мультипликатор. Банковская система. Денежно-кредитная политика. Экономический рост и развитие. Международные экономические отношения. Внешняя торговля и торговая политика. Платежный баланс. Валютный курс.

Особенности переходной экономики России. Приватизация. Формы собственности. Предпринимательство. Теневая экономика. Рынок труда. Распределение и доходы. Преобразования в социальной сфере. Структурные сдвиги в экономике. Формирование открытой экономики.




ГСЭ.Р.00

Национально-региональный (вузовский) компонент

225

ГСЭ.В.00

Дисциплины и курсы по выбору студента, устанавливаемые вузом

225

ЕН

Общие математические и естественнонаучные дисциплины

1000

ЕН.Ф.00

Федеральный компонент

850

ЕН.Ф.01

Математика

Аналитическая геометрия и линейная алгебра; дифференциальное и интегральное исчисления; дифференциальные уравнения; элементы теории вероятностей и статистики.

200

ЕН.Ф.02

Информатика

Понятие информации, общая характеристика процессов сбора, передачи, обработки и накопления информации; технические и программные средства реализации информационных процессов; модели решения функциональных и вычислительных задач; алгоритмизация и программирование; языки программирования высокого уровня; базы данных; программное обеспечение и технологии программирования; локальные и глобальные сети ЭВМ; основы защиты информации и сведений, составляющих государственную тайну; методы защиты информации; компьютерный практикум.

150

ЕН.Ф.03

Физика

Физические основы механики; колебания и волны; молекулярная физика и термодинамика; электричество и магнетизм; оптика; атомная и ядерная физика; физический практикум.

200

ЕН.Ф.04

Химия

Химические системы: растворы, дисперсные системы, электрохимические системы, катализаторы и каталитические системы, полимеры и олигомеры; химическая термодинамика и кинетика: энергетика химических процессов, химическое и фазовое равновесие, скорость реакции; реакционная способность веществ: химия и периодическая система элементов, кислотно-основные и окислительно-восстановительные свойства веществ, химическая связь, комплементарность; химическая идентификация: качественный и количественный анализ, аналитический сигнал, химический, физико-химический и физический анализ; химический практикум.

150

ЕН.Ф.05

Биология с основами экологии

Живые системы, физиология и экология человека, экология и охрана природы. Биолого-экологический практикум.

150

ЕН.Р.00

Национально-региональный (вузовский) компонент

150

ОПД

Общепрофессиональные дисциплины

1600

ОПД.Ф.00

Федеральный компонент

1280

ОПД.Ф.01

Психология

^ Общая психология. Психология как наука. Предмет, задачи, методы и структура современной психологии. Методология психологии.

Проблема человека в психологии. Человек – индивид – личность – индивидуальность – субъект. Психика человека как предмет системного исследования. Проблема и природа психического.

Общее понятие о личности. Основные факторы и механизмы развития личности. Жизненный путь личности. Основные психологические теории личности. Направленность и ее психологические проявления. Потребности. Мотивация.

Деятельность: структура, виды, характеристики. Деятельностный подход и общепсихологическая теория деятельности. Системогенез деятельности.

Общение: функции, средства, структура, психологические характеристики.

Познавательная сфера. Сенсорно-перцептивные процессы.

Виды, свойства, закономерности ощущений. Характеристика, свойства, особенности восприятия. Процессы, виды, типы, качества, закономерности памяти. Виды, процессы, формы, свойства мышления. Мышление и речь. Виды, функции, характеристики речи. Виды, функции, свойства, природа воображения. Сущность, виды, характеристики внимания.

Эмоции. Чувство и воля. Темперамент. Характер. Мотивация и характер.

Способности: определение, структура, виды, происхождение, характеристики, механизмы.

^ Экспериментальная психология. Предмет экспериментальной психологии. Научное исследование: принципы, структура, виды, этапы, направления, типы. Валидность. Научная проблема. Гипотезы: виды, типы, содержание. Общенаучные исследовательские методы. Психологический эксперимент. Психологическое измерение. Психологическое тестирование. Тестовые нормы. Результаты исследования: интерпретация, представление. Этические принципы проведения исследования на человеке.

^ Возрастная психология. Предмет, задачи и методы возрастной психологии. Социально-историческая природа детства. Биогенетические и социогенетические концепции, теория конвергенции двух факторов. Психоаналитические теории детского развития. Эпигенетическая теория развития личности. Генетическая эпистемология: учение об интеллектуальном развитии ребенка. Культурно-историческая концепция. Условия, источники и движущие силы психического развития. Проблема возраста и возрастной периодизации психического развития. Кризисы в психическом развитии ребенка. Социальная ситуация развития. Ведущая деятельность. Основные новообразования. Кризис новорожденности. Младенчество. Комплекс оживления. Кризис одного года. Раннее детство. Развитие предметно-орудийной деятельности. Кризис трех лет. Игровая деятельность. Эгоцентризм детского мышления. Развитие мотивов поведения и формирование самосознания в дошкольном возрасте. Эмоциональная сфера дошкольника. Кризис семи лет. Психологическая готовность к школьному обучению. Младший школьный возраст. Учебная деятельность. Подростковый возраст. Чувство взрослости. Проблемы общения в подростковом возрасте. Самосознание подростков. Потребность в самоутверждении. Теоретическое мышление. Период юности. Ранняя юность. Формирование мировоззрения. Выбор профессии. Проблема юношеского самоопределения. Этап взрослости. Проблемы акмеологии. Кризисы на этапе взрослости. Возраст и проблемы смысла жизни. Пожилой возраст. Старость как социальная и психологическая проблема. Жизненный путь личности.

^ Социальная психология. Предмет социальной психологии. Теоретические и прикладные задачи социальной психологии. Общение и деятельность. Структура общения. Общение как обмен информацией. Речь как средство коммуникации. Невербальная коммуникация. Общение как взаимодействие. Общение как познание людьми друг друга. Социальная перцепция. Каузальная атрибуция. Межличностная аттракция.

Группа как социально-психологический феномен. Большие социальные группы. Стихийные группы и массовые движения. Малые группы. Феномен группового давления. Феномен конформизма. Групповая сплоченность. Лидерство и руководство. Стиль лидерства. Принятие группового решения. Эффективность деятельности малой группы. Стадии и уровни развития группы. Феномен межгруппового взаимодействия. Этнопсихология.

Проблемы личности в социальной психологии. Социализация. Социальная установка и реальное поведение.

Межличностный конфликт.

^ Педагогическая психология. Педагогическая психология в системе психологической науки и человекознании. Предмет и задачи педагогической психологии.

Психологическая сущность и структура процесса учения. Проблема соотношения обучения и развития. Актуальные вопросы и трудности развивающего обучение. Общие и частные цели обучения. Уровни возможной обученности и их психологическая обусловленность.

Психологическая сущность программированного обучения. Психологические вопросы компьютеризации и информатизации учебного процесса.

Психологическая сущность и организация проблемного обучения, этапы его протекания.

Поэтапное формирование умственных действий.

Проблема содержательного обобщения в обучении.

Психологические проблемы школьной отметки и оценки. Психологические причины школьной неуспеваемости. Мотивация учения.

Психологическая сущность воспитания, его критерии. Воспитание как путь к сознанию и смыслу.

Психологическая сущность и специфика педагогической деятельности, ее компоненты, функции и формы. Понятие о стилях педагогической деятельности.

Психология личности учителя. Проблемы профессионально-психологической компетенции и профессионально-личностного роста.

370

ОПД.Ф.02

Педагогика

^ Введение в педагогическую деятельность. Общая характеристика педагогической профессии. Профессиональная деятельность и личность педагога. Общая и профессиональная культура педагога. Требования государственного образовательного стандарта к личности и профессиональной компетентности педагога. Профессионально-личностное становление и развитие педагога.

^ Общие основы педагогики. Педагогика как наука, ее объект. Категориальный аппарат педагогики: образование, воспитание, обучение, самовоспитание, социализация, педагогическая деятельность, педагогическое взаимодействие, педагогическая система, образовательный процесс. Образование как общественное явление и педагогический процесс. Образование как целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства. Взаимосвязь педагогической науки и практики. Связь педагогики с другими науками. Понятие “методология педагогической науки”. Методологическая культура педагога. Научное исследование в педагогике, его основные характеристики. Методы и логика педагогического исследования.

^ Теория обучения. Сущность, движущие силы, противоречия и логика образовательного процесса. Закономерности и принципы обучения. Анализ современных дидактических концепций. Единство образовательной, воспитательной и развивающей функций обучения. Проблемы целостности учебно-воспитательного процесса. Двусторонний и личностный характер обучения. Единство преподавания и учения. Обучение как сотворчество учителя и ученика. Содержание образования как фундамент базовой культуры личности. Государственный образовательный стандарт. Базовая, вариативная и дополнительная составляющие содержания образования. Методы обучения. Современные модели организации обучения. Типология и многообразие образовательных учреждений. Авторские школы. Инновационные образовательные процессы. Классификация средств обучения.

^ Теория и методика воспитания. Сущность воспитания и его место в целостной структуре образовательного процесса. Движущие силы и логика воспитательного процесса. Базовые теории воспитания и развития личности. Закономерности и принципы воспитания: персонифицикация, природосообразность, культуросообразность, гуманизация, дифференциация. Национальное своеобразие воспитания. Система форм и методов воспитания. Понятие о воспитательных системах. Педагогическое взаимодействие в воспитании. Коллектив как объект и субъект воспитания. Функции и основные направления деятельности классного руководителя.

^ Педагогика межнационального общения. Цель и задачи воспитания культуры межнационального общения. Воспитание патриотизма и интернационализма, веротерпимости, толерантности.

^ История образования и педагогической мысли. История образования и педагогической мысли как область научного знания. Школьное дело и зарождение педагогической мысли на ранних этапах развития человечества. Воспитание и школа в античном мире. Воспитание и образование в эпоху Средневековья. Воспитание и педагогическая мысль в эпоху Возрождения. Воспитание и обучение в Киевской Руси и Русском государстве (до XVIII века). Образование и педагогическая мысль Западной Европы и США в XIX веке (до 80-х годов). Школа и педагогика в России до 90-х гг. XIX века. Зарубежная педагогика и школа в конце XIX века. Школа и педагогика в России в конце XIX и начале ХХ вв. (до 1917 г.). Зарубежная школа и педагогика в период между первой и второй мировыми войнами. Развитие школы и педагогики в России после Октябрьской революции (1917 г.). Образование и педагогическая мысль в России после второй мировой войны. Ведущие тенденции современного развития мирового образовательного процесса.

^ Социальная педагогика. Социальное воспитание и социализация личности Сущность, принципы, ценности, механизмы и факторы социального воспитания. Взаимодействие в социальном воспитании. Жизнедеятельность институтов социального воспитания. Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда воспитания и развития ребенка. Оказание индивидуальной помощи в различных институтах воспитания.

^ Коррекционная педагогика с основами специальной психологии. Предмет, задачи, принципы, категории, основные научные теории коррекционной педагогики. Норма и отклонение в физическом, психологическом, интеллектуальном и моторном развитии человека. Первичный и вторичный дефект. Комбинированные нарушения, их причины. Профилактика, диагностика, коррекция недостатков личностного развития детей. Девиантное поведение детей. Система консультативно-диагностической, коррекционно-педагогической, реабилитационной работы.

^ Педагогические технологии. Понятие педагогических технологий, их обусловленность характером педагогических задач. Виды педагогических задач: стратегические, тактические, оперативные. Проектирование и процесс решения педагогических задач. Репродуктивные, продуктивные, алгоритмические педагогические технологии. Технология педагогического регулирования и коррекции образовательного процесса. Технология контроля образовательного процесса.

^ Управление образовательными системами. Понятие управление и педагогического менеджмента. Государственно-общественная система управления образованием. Основные функции педагогического управления: педагогический анализ, целеполагание, планирование, организация, регулирование и контроль. Принципы управления педагогическими системами. Школа как педагогическая система и объект управления. Службы управления. Управленческая культура руководителя. Взаимодействие социальных институтов в управлении образовательными системами. Повышение квалификации и аттестация работников школы.

^ Психолого-педагогический практикум. Решение психолого-педагогических задач, конструирование различных форм психолого-педагогической деятельности, моделирование образовательных и педагогических ситуаций. Психолого-педагогические методики диагностики, прогнозирования и проектирования, накопления профессионального опыта. Развитие интеллектуально-творческого, диагностического, коммуникационного, мотивационно-профессионального потенциала личности педагога.

370

ОПД.Ф.03

Основы специальной педагогики и психологии

Предмет, цели, задачи, принципы и методы специальной психологии. Специальная психология как наука о психофизиологических особенностях развития аномальных детей, закономерностях их психического развития в процессе воспитания и образования.

Категории развития специальной психологии. Психическое развитие и деятельность. Понятие аномального развития (дизонтогенеза). Параметры дизонтогенеза. Типы нарушений психического развития: недоразвитие, задержанное развитие, поврежденное развитие, искаженное развитие, дисгармоническое развитие. Понятие “Аномальный ребенок”. Особенности аномального развития. Отрасли специальной психологии – олигофренопсихология, тифлопсихология, сурдопсихология, логопсихология, психология детей с задержкой психического развития (ЗПР), нарушениями опорно-двигательного аппарата (ДЦП), психология детей дошкольного возраста с аномалиями развития.

Предмет, цели, задачи, принципы и методы специальной педагогики. Воспитание, образование и развитие аномальных детей как целенаправленный процесс формирования личности и деятельности, передачи и усвоения знаний, умений и навыков, основное средство подготовки их к жизни и труду. Содержание, принципы, формы и методы воспитания и образования аномальных детей. Понятия коррекции и компенсация.

Социальная реабилитация и социальная адаптация.

Основные отрасли специальной педагогики: сурдопедагогика, олигофренопедагогика, логопедия, специальная дошкольная педагогика.

72

ОПД.Ф.04

Теория и методика обучения безопасности жизнедеятельности

Научные и организационно-педагогические основы обучения учащихся безопасности жизнедеятельности. Структура школьного курса основ безопасности жизнедеятельности. Межпредметные связи. Учебно-материальная база кабинета по безопасности жизнедеятельности. Урок безопасности жизнедеятельности. Технические средства обучения. Методика планирования и проведения занятий по обеспечению безопасности и поведения учащихся в повседневной жизни, в школе, при проведении массовых мероприятий. Методика организации и проведения занятий по подготовке учащихся к действиям в чрезвычайных ситуациях локального характера. Методика проведения занятий с учащимися по организации защиты населения от последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного происхождения. Методика проведения занятий по гражданской обороне. Передовой педагогический опыт. Работа с родителями по вопросам поведения детей в быту. Методы пропаганды безопасности жизнедеятельности. Методика организации проведения учебных сборов на базе воинских частей. Методика проведения “Дня защиты детей”.

324

ОПД.Ф.05

Возрастная анатомия, физиология и гигиена

Предмет и содержание курса. Общие закономерности роста и развития организма. Анатомия и физиология нервной системы. Высшая нервная деятельность. Нейрофизиологические основы поведения человека. Анатомия, физиология и гигиена сенсорных систем. Гигиена учено-воспитательного процесса в школе. Гигиенические основы режима дня учащихся. Анатомия и физиология желез внутренней секреции. Анатомия, физиология и гигиена опорно-двигательного аппарата. Гигиенические требования к оборудованию школ. Гигиена внеклассной и внешкольной работы.

Анатомия и физиология сердечно-сосудистой системы, органов дыхания и пищеварения. Обмен веществ и энергии. Возрастные особенности крови. Гигиенические требования к воздушной среде учебных заведений. Анатомия, физиология и гигиена кожи ребенка. Гигиена одежды и обуви. Состояние здоровья детей и подростков. Гигиена трудового обучения и производительного труда учащихся. Гигиенические требования к планировке школьного здания, земельного участка.

72

ОПД.Ф.06

Технические и аудиовизуальные средства обучения

Аудиовизуальная информация: природа, источники, преобразователи, носители. Аудиовизуальная культура: история, концепции, структура, функционирование. Психофизиологические основы восприятия аудиовизуальной информации человеком. Аудиовизуальные технологии: фотография и фотографирование; оптическая проекция (статическая и динамическая), звукозапись (аналоговая и цифровая); телевидение и видеозапись (аналоговая и цифровая); компьютеры и мультимедийные средства.

Аудиовизуальные технологии обучения: типология аудио-, видео-, компьютерных учебных пособий; типология учебных видеозаписей; банк аудио-, видео-, компьютерных материалов; дидактические принципы построения аудио-, видео-, компьютерных учебных пособий. Интерактивные технологии обучения.

72

ОПД.Р.00

Национально-региональный (вузовский) компонент

160

ОПД.В.00

Дисциплины и курсы по выбору студента, устанавливаемые вузом

160

ДПП

Дисциплины предметной подготовки

4334

ДПП.Ф.00

Федеральный компонент.

3934

ДПП.Ф.01

Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях

Понятие безопасности. Терминология. Безопасность в системе “Природа – Общество – Человек”. Диалектика взаимоотношений. Философский аспект безопасности. Объекты, субъекты, предмет, методы, теория, практика и системы безопасности. Предмет национальной безопасности, безопасность страны, общества, государства, личности. Безопасность и теория риска. Вероятностная оценка события опасного типа. Дестабилизирующие факторы современности, причины их возникновения, характеристика, превентивные меры. Источники опасности, причины их возникновения, детерминизм опасностей. Функционирование органов системы безопасности, принципы их построения.

Экологические аспекты безопасности жизнедеятельности. Классификация чрезвычайных ситуаций.

72

ДПП.Ф.02

Чрезвычайные ситуации природного характера и защита от них

Опасные чрезвычайные ситуации в природе. Их классификация и характеристика, закономерности проявления. Объект, субъект, предмет, методы, теория и практика безопасности жизнедеятельности (природный аспект). Понятие опасной и чрезвычайной ситуации природного происхождения. Опасные природные явления: землетрясение, наводнение, ураган, лесной пожар, гроза, сильный ветер, лавина снежная (камнепад), оползни, несчастный случай на воде. Способы, средства и методы коллективной и индивидуальной защиты в условиях чрезвычайных ситуаций природного происхождения. Психологический аспект чрезвычайных ситуаций природного происхождения. Организация помощи и эвакуация населения.

Морские природные явления.

260

ДПП.Ф.03

Чрезвычайные ситуации техногенного характера и защита от них

Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного происхождения, их характеристика, закономерности проявления. Понятие опасной и чрезвычайной ситуации техногенного происхождения. Объект, субъект, предмет, методы, теория и практика безопасности жизнедеятельности (техногенный аспект). Чрезвычайные ситуации на системах жизнеобеспечения. Чрезвычайные ситуации, связанные с внезапным обрушением сооружений. Чрезвычайные ситуации на промышленных объектах, связанные с залповым выбросом экологически опасных веществ. Чрезвычайные ситуации на транспорте. Пожары и взрывы. Гидродинамические аварии. Аварии с выбросом радиоактивных веществ. Аварии с выбросом сильнодействующих ядовитых веществ. Аварии с выбросом возбудителей инфекционных заболеваний.

Способы коллективной и индивидуальной защиты в условиях чрезвычайных ситуаций техногенного происхождения. Психологический аспект чрезвычайных ситуаций техногенного происхождения. Организация эвакуации населения.

260

ДПП.Ф.04

Чрезвычайные ситуации социального характера и защита от них

Опасные и чрезвычайные ситуации социального характера и защита от них. Их классификация и характеристика, закономерности проявления. Понятие опасной и чрезвычайной ситуации социального происхождения. Объект, субъект, предмет, методы, теория и практика безопасности жизнедеятельности как научной дисциплины (социальный аспект). Способы коллективной и индивидуальной защиты в условиях чрезвычайных ситуаций социального происхождения. Психологический аспект чрезвычайных ситуаций социального характера. Мотив деятельности, самооценка результатов деятельности. Организация эвакуации населения. Личность безопасного типа. Социальная и психологическая характеристика личности безопасного типа. Характеристика среды обитания.

Общая криминогенная ситуация в городе, области. Безопасность в квартире и других закрытых помещениях. Зоны повышенной криминогенной опасности. Уголовные элементы. Самооборона и ее правовые основы. Оружие самообороны и порядок его применения.

Региональные конфликты, локальные вооруженные конфликты, терроризм, массовые беспорядки. Причины их возникновения и защита от них.

260

ДПП.Ф.05

Опасные ситуации в населенных пунктах: на улице, дома,
в школе, на дороге, в транспорте

Безопасность на улицах и дорогах. Нападения на улице, опасность толпы, изнасилования, терроризм, кражи, взаимоотношение с милицией, конфликты в сфере услуг. Ваш дом. Безопасность в быту. Пожарная безопасность. Газ. Домашние животные. Криминальная безопасность. Наркомания. Безопасность в общественном транспорте. Ваш автомобиль.

138

ДПП.Ф.06

Способы автономного выживания человека в природе

Основы автономного существования в различных климато-географических условиях. Правила поведения при вынужденном автономном существовании. Проблемы вынужденного автономного существования. Организация, подготовка и проведение турпоходов. Методика подготовки учащихся по правилам поведения в туристическом походе в различных ситуациях.

174

ДПП.Ф.07

Единая государственная система предупреждения
и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС)

Российская система предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях: структура, организация, цели, задачи, деятельность, ее формы.

92

ДПП.Ф.08

Правовые, нормативно-технические и организационные
вопросы обеспечения безопасности жизнедеятельности

Конституция Российской Федерации об основных правах, свободе и обязанности граждан. Законодательство Российской Федерации в области безопасности жизнедеятельности. Кодекс законов о труде. Основы военного законодательства. Законодательство в области защиты от ЧС и по гражданской обороне. Основы жилищного и брачно-семейного законодательства. Основы гражданского законодательства. Основы законодательства: административного, земельного и по охране природы. Производственная санитария. Организация охраны труда учащихся и персонала в учебном заведении.

130

ДПП.Ф.09

Федеральные и региональные программы обеспечения
безопасности жизнедеятельности

Организация подготовки населения Российской Федерации в области защиты от чрезвычайных ситуаций. Подготовка детей дошкольного возраста к защите от ЧС. Подготовка учащихся и студентов к защите от ЧС. Подготовка преподавателей-организаторов ОБЖ. Подготовка руководителей, специалистов, работников РСЧС и формирований сил РСЧС. Подготовка населения, занятого и незанятого в сферах производства и обслуживания. Региональная программа обеспечения безопасности жизнедеятельности.

72

ДПП.Ф.10

Гражданская оборона

Гражданская оборона, её структура и задачи. Современные средства поражения и их поражающие факторы. Средства индивидуальной и коллективной защиты. Защитные сооружения гражданской обороны. Организация аварийно-спасательных и других неотложных работ в очагах поражения. Организация эвакомероприятий населения. Организация работы по гражданской обороне в учебном заведении. Пожарная безопасность. Локализация и тушение пожаров. Устойчивость функционирования промышленного и сельскохозяйственного объекта в чрезвычайной ситуации. Организация ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

400

ДПП.Ф.11

Экология

Экология. Структура, содержание, предмет и задачи экологии. Краткая история экологии. Методы экологических исследований. Экосистемы. Круговорот веществ и поток энергии в экосистемах. Биологическая продуктивность. Понятие о популяции в экологии. Популяционные законы. Биосфера – глобальная экосистема. Геохимическая работа живого вещества. Общие закономерности организации биосферы Земли. Антропогенное воздействие на природу. Экологические проблемы современности. Экологические проблемы и политика России. Экология человека. Экологическая напряженность и генофонд человека. Факторы экологического риска. Сохранение здоровья человека в условиях экологического кризиса. Законы социальной экологии. Экологические основы рационального природопользования. Концепция устойчивого развития. Экологизация промышленности и сельского хозяйства. Природоохранная деятельность. Экология культуры. Педагогическая экология.

Международное сотрудничество в области окружающей среды. Организация школьной и внешкольной работы в вопросах безопасности жизнедеятельности и охраны окружающей среды.

420

ДПП.Ф.12

Основы медицинских знаний и профилактика болезней

Понятие о неотложных состояниях. Причины и факторы, их вызывающие. Организационные основы оказания первой медицинской помощи при возникновении массовых поражений. Оказание первой медицинской помощи при неотложных состояниях. Подростковая наркомания, токсикомания, алкоголизм. Физиологические пробы определения здоровья. Меры воздействия на кровообращение. Применение лекарственных средств. Характеристика детского травматизма. Меры профилактики. Первая медицинская помощь при закрытых и открытых повреждениях, наружных и внутренних кровотечениях, при переломах и повреждениях позвоночника, головы, груди, живота, верхних и нижних конечностей. Терминальные состояния. Принципы и методы реанимации.

Здоровый образ жизни как биологическая и социальная проблема. Человек и окружающая среда. Система “природа – человек”. Здоровье и факторы, его определяющие. Социально-психологические аспекты здорового образа жизни. Этапы формирования здоровья. Психолого-педагогические аспекты здорового образа жизни. Мотивация и здоровье. Понятие о стрессе и дистрессе. Роль учителя и его место в первичной, вторичной и третичной профилактике заболеваний.

Медико-гигиенические аспекты здорового образа жизни. Характеристика соматических и инфекционных заболеваний. Факторы, их определяющие. Проблемы мониторинга здоровья. Основы микробиологии, иммунологии и эпидемиологии. Профилактики соматических и инфекционных заболеваний.

Физическая культура и ее оздоровительное значение. Ведущие факторы, определяющие болезни современности: гиподинамия, нерациональное питание, вредные привычки. Проблемы репродуктивного здоровья.

420

ДПП.Ф.13

Основы военной службы

Вооруженные силы Российской Федерации. История создания вооруженных сил России. Организационная структура. Виды Вооруженных Сил. История их создания и предназначение. Функции и основные задачи. Их роль и место в системе обеспечения национальной безопасности страны. Боевые традиции Вооруженных Сил. Символы воинской чести. Воинская обязанность. Военнослужащий – защитник своего Отечества. Правовые основы военной службы. Конституция РФ, федеральные законы “Об обороне”, “О статусе военнослужащих”, “О воинской обязанности и военной службе”. Международное гуманитарное право. Общевойсковые уставы Вооруженных Сил РФ. Военная присяга. Воинские звания военнослужащих ВС РФ. Прохождение военной службы по контракту. Права и ответственность военнослужащих.

400

ДПП.Ф.14

Техника безопасности на производстве

Основы охраны труда. Основные понятия (термины) и определения. Вредные и опасные производства и факторы Производственная деятельность человека (в создании материальных и духовных ценностей). Особенности условий труда, травматизм и заболеваемость на особо опасных производствах. Трудовой коллектив. Антропометрические характеристики некоторых орудий труда.

СН и П для опасных производств. Вредные вещества на производстве.

Основные законодательные акты РФ по охране труда. Государственный, ведомственный и общественный надзор за охраной труда.

Производственная санитария, гигиена труда и личная гигиена.

Техника безопасности, ее задачи и значение. Методы и средства обеспечения труда учащихся в учебном процессе и на производстве.

Организация охраны труда учащихся и персонала в учебном процессе

100

ДПП.Ф.15

Информационные технологии в управлении средой обитания

Источники загрязнения среды обитания. Мониторинг среды обитания. Средства и методы управления. Базы данных (БД) общие, региональные, местные (локальные). Количественная характеристика состояния воздушной и водной среды, почвы. Разработка превентивных мер, управленческих решений. Принципы обратной связи.

236

ДПП.ДС

Дисциплины специализации

500

ДПП.Р.00

Национально-региональный (вузовский) компонент

200

ДПП.В.00

Дисциплины и курсы по выбору студента, устанавливаемые вузом

200

ФТД.00

Факультативы

450

ФТД.01

Военная подготовка

450

  1   2

Скачать, 437.3kb.
Поиск по сайту:

Добавить текст на свой сайт
Загрузка...


База данных защищена авторским правом ©ДуГендокс 2000-2014
При копировании материала укажите ссылку
наши контакты
DoGendocs.ru
Рейтинг@Mail.ru