Загрузка...
Категории:

Загрузка...

Программа дисциплины фтд. 00 Источниковедение и историография всеобщей истории цели и задачи дисциплины в учебном процессе. Целями дисциплины «Источниковедение и историография всеобщей истории» являются

Загрузка...
Поиск по сайту:


Скачать 383.06 Kb.
страница1/3
Дата19.03.2012
Размер383.06 Kb.
ТипПрограмма дисциплины
Содержание
2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины.
3. Объем дисциплины и виды учебной работы
4. Содержание дисциплины.
4.2. Содержание разделов дисциплины.
Тема 2. Древневосточные исторические источники
Древнее Двуречье.
Древняя Индия.
Древний Китай.
Тема 3. Античные исторические источники
Древний Рим.
Тема 4. Общая характеристика историографии истории Древнего Востока и Античности
Тема 5. Историография истории Древнего Востока
Историография истории Древнего Двуречья.
Историография истории Древней Индии.
Историография истории Древнего Китая.
Историография истории Древней Греции.
Историография истории Древнего Рима
Тема 6. Историография античной истории.
Историография истории Древнего Рима.
Раздел 2. Источниковедение и историография истории средних веков.
...
Полное содержание
Подобный материал:
  1   2   3


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» (ТГПУ)


«УТВЕРЖДАЮ»

Проректор (декан факультета)

________________________________

«____»___________________200_ года


ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

ФТД.00

ИСТОЧНИКОВЕДЕНИЕ И ИСТОРИОГРАФИЯ

ВСЕОБЩЕЙ ИСТОРИИ

1. Цели и задачи дисциплины в учебном процессе.

Целями дисциплины «Источниковедение и историография всеобщей истории» являются

знакомство студентов с комплексом наиболее значимых исторических источников по различным периодам всемирной истории и апробирование на материале отдельных исторических источников методов их самостоятельного анализа,

а также формирование у студентов представлений об основных проблемах и дискуссионных вопросах изучения различных разделов всемирной истории в отечественной и зарубежной исторической науке; умения анализировать историческую литературу, определять свое отношение к ней и использовать в собственной деятельности лучшие достижения исторической, шире – гуманитарной мысли.

Задачи дисциплины:

получить представления об общем состоянии источниковой базы по всемирной истории;

научиться использовать специальные методы работы с историческими текстами;

рассмотреть наиболее важные узловые проблемы всемирной истории зарубежных стран Запада и Востока;

проанализировать творчество ряда крупнейших российских и западных ученых – специалистов в области истории древнего мира, истории средних веков, истории нового и новейшего времени, востоковедения;

ознакомиться с известными историческими исследованиями, статьями и монографиями по различным разделам всемирной истории.


^ 2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины.

В результате освоения материала программы курса студент должен иметь представления об основных научных концепциях развития того или иного периода всемирной истории; знать теоретико-методологические и конкретно-исторические взгляды виднейших отечественных и зарубежных историков, специализирующихся на изучении всемирной истории; уметь применять знания, полученные при изучении дисциплины, для источниковедческого анализа и написания историографических обзоров в собственных научно-исследовательских работах.


^ 3. Объем дисциплины и виды учебной работы:

Вид учебной работы



Всего часов

Семестры

V

Общая трудоемкость курса

144

144

Аудиторные занятия

72

72

Лекции

72

72

Практические занятия (ПЗ)

-

-

Семинары (с)

-

-

Лабораторные занятия

-

-

И (или) другие виды аудиторных занятий

-

-

Самостоятельная работа

72

72

Курсовая работа

-

-

Расчётно-графические работы

-

-

Реферат

-

-

И (или) другие виды самостоятельной работы

72

72

Вид итогового контроля (зачет, экзамен)

Экзамен




^ 4. Содержание дисциплины.

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий (Тематический план):

№ п/п

Раздел


Лекции


Практические занятия или семинары

Лабораторные занятия

1

Источниковедение и историография истории древнего мира

12

-

-

2

Источниковедение и историография истории средних веков

12

-

-

3

Источниковедение и историография новой истории стран Европы и Америки

12

-

-

4

Источниковедение и историография новой истории стран Азии и Африки

12

-

-

5

Источниковедение и историография новейшей истории стран Европы и Америки

12

-

-

6

Источниковедение и историография новейшей истории стран Азии и Африки

12

-

-


^ 4.2. Содержание разделов дисциплины.

Раздел 1. Источниковедение и историография истории древнего мира.

Тема 1. Общая характеристика древневосточных и античных исторических источников.

Понятие исторического источника и его определение. Понятие достоверности и информативности исторических источников; их аутентичность и значение переводов. Исторические источники и диалог культур.

Классификация древних исторических источников. Источники общие для различных стран и цивилизаций и специфические; специфическое в общих для различных стран и цивилизаций типах источников.

Природные условия различных регионов Древнего мира и характер комплексов региональных исторических источников. Периодизация истории Древнего мира и эволюция комплексов исторических источников. Культура страны и особенности ее источников.

^ Тема 2. Древневосточные исторические источники.

Древний Египет. Общая характеристика древнеегипетских исторических источников; их объём и степень надёжности. Влияние природно-климатических условий на сохранность источников. Общее и особенное в системе вещественных и письменных древнеегипетских источников. Исключительное значение источников культового происхождения. Гробницы. Пирамиды. Храмы. Тексты пирамид. Книга мёртвых. Эволюция письменных источников Древнего Египта во времени. Биографии. Поучения. Сказки. Поэзия. Протонаучные трактаты. Анналы.

^ Древнее Двуречье. Двуречье – рай для археологов. Исключительно неблагоприятные для сохранности источников природные условия и при этом – исключительное богатство некоторых видов источников. Городские комплексы – улицы, площади, крепостные стены и ворота; дворцы, храмы, жилища бедноты; ирригационные системы, водопровод и канализация уже в 3 тыс. до н.э. Значение цилиндрических печатей. Специфика письменных источников. Хозяйственные документы. Древнейшие кодексы. Древнейшие словари и географические карты. Тексты политического содержания.

Дипломатическая переписка. Тексты исторического характера. Тексты духовного содержания. Эпос о Гильгамеше.

^ Древняя Индия. Исторические источники 2 тыс. до н.э. – Индской цивилизации и 1 тыс. до н.э. – Древнеиндийской цивилизации. Замечательная сохранность руин индских городов Хараппа и Мохенджо-Даро и бедность исторических источников 1 тыс. до н.э. Первые надписи 3 в. до н.э. Минимум сведений хозяйственного, политического и собственно исторического характера. Исключительное богатство источников духовного содержания. Веды. Махабхарата. Рамаяна. Типитаки. Законы Ману и Артхашастра Каутильи. Драматургия. Протонаучные тексты. Панини и древнеиндийское языкознание

^ Древний Китай. Сотни тысяч надписей 2 тыс. до н.э.: достоверные и обширные сведения о хозяйственной деятельности, социальном строе, политических событиях. Классические тексты 1 тыс.: «Книга перемен»,»Книга песен», «Книга истории». «Бамбуковые анналы» 12-8 вв. до н.э. «Исторические записки» Сыма Цяня, «История Хань» Бань Гу. Книги даосов, конфуцианцев и мудрецов других школ. Общая характеристика памятников материальной культуры: значение и видовое разнообразие. Неолитическая культура Яншао. Руины столицы Шан-Инь 2 тыс. до н.э. Ирригационные системы, города, погребения 1тыс. до н.э. Глиняная армия императора.

Керамика и фарфор, монеты и бронзовое литьё. Великая китайская стена.

^ Тема 3. Античные исторические источники.

Древняя Эллада. Исторические источники. Минойской цивилизации 2 тыс. до н.э.: линейное письмо, дворцы и Лабиринт. Крепости и дворцовые центры микенской цивилизации: Микены, Тиринф, Пилос, Троя.

Вооружение и доспехи. Ремесло и торговля. Письменные тексты. Дорийское вторжение и исключительная бедность источников Гомеровского периода.

Эпос Гомера как исторический источник. Эпос Гесиода. Памятники материальной культуры 8-7 вв. до н.э. Классификация письменных источников архаического периода: надписи и фрагменты, поэзия и начало прозы.

Всемирно-историческое значение памятников классического и эллинистического периодов. Города. Архитектурные памятники. Акрополь и Парфенон.

Эллинская скульптура. Гончарное ремесло и расписная керамика. Металообработка, судостроение и сложные машины и механизмы. Общая характеристика письменных источников: аутентичность и информативность.

Классификация эллинских и эллинистических источников. Письменные источники. Историки. Драматурги. Поэты. Философы. Памятники материальной культуры. Археологические комплексы памятников. Статуи и произведения других видов искусств как исторические источники.

^ Древний Рим. Памятники материальной культуры Рима и письменные источники царского периода. Источники по истории республиканского периода. Памятники материальной культуры Римской державы. Письменные источники эллинских авторов. Надписи. Анналисты. Римские историки. Художественная литература. Философская и научная литература. Источники периода Империи. Памятники материальной культуры Рима. Письменные источники. Надписи. Историки. Тексты политического и юридического содержания. Художественная литература. Научная литература. Философская литература. Религиозная литература.

^ Тема 4. Общая характеристика историографии истории Древнего Востока и Античности.

Предмет и задачи историографического курса. Понятие историографии. Пособия по историографии. Сложность чтения текстов по истории исторической науки и исторической мысли.

Учебники и учебные пособия. Монографические исследования. Статьи в сборниках и специализированных журналах. Периодизация и классификация исследований по истории Древнего Востока и Античности. Проблема объективности исторического познания и его религиозные, идеологические, политические, философские, методологические предпосылки. Школы и направления в историографии Древнего мира. Начало и развитие историографии Древнего мира в 18-19 веках. Кризис исторического познания на рубеже 20 в. Историография Древнего мира в 20 в.

^ Тема 5. Историография истории Древнего Востока.

Египтология. Ж.П. Шампольон и начало египтологии. Дешифровка археологические раскопки 19 в. Египтология конца 19 - начала 20 вв. Деятельность О. Мариетта и Ф. Питри. «История Египта» Д. Брестеда и монографии Г. Море. Работы Б.А. Тураева и В.С. Голенищева. В.В. Струве и значение его деятельности в становлении советской египтологии. М. Матье. М.А. Коростовцев. Ю.Я. Перепелкин Современное состояние западной и отечественной египтологии. Актуальность вопроса.

^ Историография истории Древнего Двуречья. Шумерология и Ассириология. Дешифровка клинописи и начало масштабных археологических раскопок. Раскопки Р. Кольдевеем Вавилона и В. Андре Ашшура в начале 20 в. и Л. Вулли Ура и А.Паро города Мари между мировыми войнами.

Формирование национальных ассириологических школ во Франции, Англии, Германии, США. Работы Т. Якобсена, С. Крамера, А.Л. Оппенхейма.

Отечественная историография Древнего Двуречья. М.В. Никольский. Значение работ В.В. Струве и А.И. Тюменева для советской историографии. И.М. Дьяконов и позднесоветская историография Древнего Двуречья.

Современная отечественная и западная шумерология и ассириология.

^ Историография истории Древней Индии. Основание Азиатского общества в Калькутте и начало индологии. 50 томов «Священных книг» Востока М. Мюллера. Развитие индологии в 19 в. и начало археологических раскопок.

Проблемы и достижения индологии в 20 в. А.Л. Бэшем «Чудо, которым была Индия». Индийская индология. Радхакришнан, С. Чаттопадхьяя, Д. Косамби, Д. Неру. Отечественная школа индологии. Г.Ф. Ильин, Г.М. Бонгард-Левин, А.А. Вигасин.

^ Историография истории Древнего Китая. Актуальность вопроса. Древнекитайская традиция самопознания и современная наука. Западная синология 20 в. Отечественная синология. Н.Я. Бичурин. Исследовательские работы 19 – первой половины 20 века. Современная российская наука о Древнем Китае. Л.С. Васильев, Л.С. Переломов, В.В. Малявин.

^ Историография истории Древней Греции. Критический метод Вольфа и Нибура и формирование современного антиковедения. Издательская деятельность Бека в перввой половине 19 в. « Кембриджская Древняя история» в 12 тт. и французская «Всеобщая история» в 13 кн. под ред. Глотца. Выход в свет в середине века «Истории Греции» в 12. т. Дж. Грота. «История греческой культуры» Буркхарда. Формирование во второй половине 19 в. в Германии исторической школы Й. Фогта. Французская школа Ф. де Куланжа и П. Гиро. Возникновение американской школы в первой половине 20 в.

Кризис исторической науки на рубеже веков. Исторические труды и концепции цикличности и модернизма Э. Мейера. «История античного коммунизма и социализма» в 2 т. Р. Пёльмана. Исследовательская деятельность английского историка М. Финли. Российская историография античности. М.С. Куторга, Ф.Ф. Соколов, Ф.Г. Мищенко. На рубеже 19 и 20 вв. - деятельность Латышева, Жебелева и Бузескула в области политической истории; Р.Ю. Виппера и М. Ростовцева - в области социально-экономической истории; Ф.Ф. Зелинского в области истории культуры. Сергеев и С.И. Ковалев и установления марксистского антиковедения в СССР. Работы С.Я.Лурье. Дискуссия 1953 г. о природе эллинизма. 60-70 гг. - обсуждение проблем рабства и полиса. Работы Ю.В. Андреева, Г.А. Кошеленко, Э.Д. Фролова. «Итоговые» работы советского периода: «История Европы», т. 1, 1988 г.; «Античная Греция» в 2 т., 1983 г., «История Древнего мира» в 3 т., 1989 г.

^ Историография истории Древнего Рима. «Римская история» в 3 т. и критический метод Георга Бартольда Нибура. Марксистская теория общественно-экономических формаций. «История Рима» Т. Моммзена. «История рабства в древности» А. Валлона. Эдуард Мейер и его циклическая и модернизаторская концепции в истории римской историографии. В т.ч. модернизация истории Рима в работе М.И. Ростовцева «Социально-экономическая история Римской Империи» 1926 года. Позиция М. Финли.

Влияние фашистской идеологии на западноевропейское антиковедение перед Второй мировой войной. Современное состояние историографии Истории Древнего Рима.

^ Тема 6. Историография античной истории.

Историография истории Древней Греции. Критический метод Вольфа и Нибура и формирование современного антиковедения. Издательская деятельность Бека в перввой половине 19 в. « Кембриджская Древняя история» в 12 т. и французская «Всеобщая история» в 13 кн. под ред. Глотца. Выход в свет в середине века «Истории Греции» в 12. т. Дж. Грота. «История греческой культуры» Буркхарда. Формирование во второй половине 19 в. в Германии исторической школы Й. Фогта. Французская школа Ф. де Куланжа и П. Гиро.

Возникновение американской школы в первой половине 20 в. Кризис исторической науки на рубеже веков. Исторические труды и концепции цикличности и модернизма Э. Мейера. «История античного коммунизма и социализма» в 2 т. Р. Пёльмана. Исследовательская деятельность английского историка М. Финли.

Российская историография античности. М.С. Куторга, Ф.Ф. Соколов, Ф.Г. Мищенко. На рубеже 19 и 20 вв. - деятельность Латышева, Жебелева и Бузескула в области политической истории; Р.Ю. Виппера и М. Ростовцева - в области социально — экономической истории; Ф.Ф. Зелинского в области истории культуры. . Сергеев и С.И. Ковалев и установления марксистского антиковедения в СССР. Работы С.Я.Лурье. Дискуссия 1953 г. о природе эллинизма. 60-70 гг. - обсуждение проблем рабства и полиса. Работы Ю.В. Андреева, Г.А. Кошеленко, Э.Д. Фролова. «Итоговые» работы советского периода: «История Европы», т. 1, М., 1988 г.; «Античная Греция» в 2 т., М., 1983 г.; «История Древнего мира» в 3 т., М., 1989 г.

^ Историография истории Древнего Рима. « Римская история» в 3 т. и критический метод Георга Бартольда Нибура. Марксистская теория общественно-экономических формаций. «История Рима» Т. Моммзена. «История рабства в древности» А. Валлона. Эдуард Мейер и его циклическая и модернизаторская концепции в истории римской историографии. Модернизация истории Рима в работе М.И. Ростовцева «Социально-экономическая история Римской Империи» 1926 года. Позиция М. Финли.

Влияние фашистской идеологии на западноевропейское антиковедение перед Второй мировой войной. Современное состояние историографии Истории Древнего Рима.

^ Раздел 2. Источниковедение и историография истории средних веков.

Тема 1. Общий обзор источниковой базы по истории средних веков.

Выдающиеся памятники по истории западноевропейского Средневековья.

Героический эпос европейских народов: «Беовульф», «Сказание о Нибелунгах», «Песнь о Сиде». Варварский мир в скандинавских сагах и эддах. Памятники раннесредневекового законодательства: германские «правды».

Рыцарская поэзия и рыцарский роман. Средневековая историография; Оттон Фразингский. Средневековая городская повесть: фаблио, шванки, роман о Лисе и пр. Мир средневековой политики в «Мемуарах» Ф. де Коммина и трактате «Государь» Н. Макиавелли. Новелла Возрождения: «Декамерон» Дж. Боккаччо и «Гептамерон» Маргариты Наваррской. «Придворный» Дж. Кастильоне. Немецкоязычная сатирическая литература Позднего средневековья.

^ Тема 2. Прочтение и типологизация источников. Дискурсивный анализ.

Язык источника и язык исследования. Понятие дискурса. Специфика дискурсов литературного, иконографического, фольклорного, юридического, церковного и проч.

Теория жанров. Понятия литературного архетипа, топоса, мифологемы. Основные литературные жанры эпохи Средневековья. Мифы. Сказка (мифологическая, героическая, волшебная). Эпос ранний, классический, романический. Средневековый роман. Новелла.

^ Тема 3. Сравнительный анализ источников. Героический эпос. Куртуазный роман.

Время возникновения произведения. Исторический контекст жанра. Преломление исторической обстановки в тексте. Социально-культурная заданность. Жанр и эпоха. Архаическое (мифопоэтическое) художественное сознание. Традиционалистское (нормативное) художественное сознание: создание системы жанров. Выделение художественной литературы, появление эстетического критерия. Формирование литературного языка, роль школы. Выделение поэзии и прозы, высоких и низких жанров. Проблема авторства, статус создателя. Роль образца. Превращение художественного слова из символа в знак. Индивидуально-творческое художественное сознание: авторская поэтика.

Автор и повествование. Авторский образ, авторская судьба и ее соотношение с линией развития персонажа Творческая функция автора и спонтанная самостоятельность героев. Избыточная осведомленность автора. Автор-участник, автор-рассказчик, авторские отступления. Передача автором общественного мнения – автор-хроникер, автор-моралист; нейтральная, негативная и другие авторские позиции.

^ Тема 4. Специфика медиевистики как исторической субдисциплины и ее узловые проблемы.

Место Средневековья в концепции общественного прогресса. Учение о средних веках как закономерном периоде развития европейской цивилизации. Определение феодализма на основе условного характера земельной собственности, иерархии землевладельцев и политической власти феодалов.

Создание марксистской концепции исторического развития в эпоху средних веков. Учение о генезисе, расцвете и кризисе феодальной социально-экономической формации. Концепция революционного перехода от античности к средневековью. Периодизация истории средних веков в советской историографии.

Современные теоретические понятия «цивилизация Запада», «христианская цивилизация». «Сельская цивилизация» Средневековья.

Основные теории и дискуссионные вопросы истории средних веков. Концепция двух революций – аграрной и индустриальной. Понятие «городской революции» XI в., не изменившей коренные основы экономики общества.

Концепции романо-германского континуитета. Изучение особенностей раннефеодального государства, этнических процессов и образования народностей в эпоху раннего средневековья. Теория кризиса феодализма в XIV в. Концепция генезиса феодализма и его типологии. Средневековая урбанистика как исследовательское направление. Типология абсолютизма и его особенности в Западной Европе.

Исследования по проблемам культуры Возрождения в Европе. Концепции «оттоновского» и «каролингского» Ренессансов. Эпоха Возрождения как продолжение средних веков. Теория Ренессанса как прогрессивного переворота в идеологии, перехода от средневекового мышления к рационалистическому, развития свободного итальянского духа. Исследования А.Ф. Лосева о крайнем индивидуализме и негативных проявлениях гуманистического мировоззрения. Л.М. Баткин о диалогичности идеологии и культуры итальянского Возрождения, о смеховой культуре Ренессанса. О. Бенеш об особенностях Северного Возрождения. Изучение особенностей гуманизма в Германии (В.М. Володарский). Проблема взаимосвязи Возрождения и Реформации. История реформационного и контрреформационного движений. Концепция конфессионализации.

^ Тема 5. Историография истории средних веков XIX-ХХ в.

Романтическое направление в изучении истории средних веков. Социально-политические проблемы средневековья в трудах О. Тьерри и Ф. Гизо. Школа социально-экономической истории западноевропейского средневековья (П.Г. Виноградов, И.В. Лучицкий, Д.М. Петрушевский и др.). Культурологический подход в исследованиях Л.П. Карсавина и О.Ф. Добиаш-Рождественской. Работы А.Ф. Люблинской по источниковедению западноевропейского Средневековья. Учебники по историографии средневековья О.В. Вайнштейна и И.Е. Гутновой как отражение ценностных ориентиров советской историографии.

«Новая историческая наука» и ее роль в развитии истории средних веков. Ф. Бродель и его модели средневекового общества. Ж. Дюби об особенностях европейской экономики в средние века и значении военной деятельности знати в экономической эволюции западноевропейского средневековья. Изучение Ж. Ле Гоффом особенностей средневековой цивилизации в ракурсе социальной психологии; концепция столкновения языческой культуры и христианского духа. Рождение отечественной школы ментальностей. А.Я. Гуревич о категориях средневековой культуры: бестселлер поздней советской медиевистики.

^ Тема 6. Актуальные проблемы современной истории средних веков.

Исследования духовной и психологической жизни в эпоху средневековья. Историческая демография. Изучение статуса женщины в средние века. Изучение быта и нравов средневекового общества (В.П. Даркевич, А.Л. Ястребицкая и др.). Теория М.М. Бахтина о «двумирности» средневековой культуры (ортодоксальной и народной, карнавально-смеховой) и ее рецепция.

Историко-культурологические и историко-социологические исследования. Церемониалистская школа: Э. Канторович и его последователи. Теория процесса цивилизации Н. Элиаса: новое прочтение.

Использование в медиевистике новейших методик анализа и критики исторических источников. Зарубежные книги по медиевистике в отечественном интеллектуальном пространстве. Судьбы французской медиевистики в России. Монографии французских позитивистов XIX – нач. XX вв. (Ф.Лот, Р.Фавтье, А.Люшер) в постсоветской культуре историков. Переводы работ историков школы «Анналов» (Ж. Ле Гофф, Ж. Дюби, Э. Ле Руа Ладюри, Ж. Делюмо и др.).

Изучение истории средних веков в Институте всеобщей истории РАН. Научная деятельность Ю.Л. Бессмертного, Л.П. Репиной, П.Ю. Уварова, М.А. Бойцова и др. Коллективные проекты на руб. XX-XXI вв. Исследование западноевропейского средневекового города: опыт системного анализа. Проект по истории двора эпохи Средневековья и раннего Нового времени (рук. Н.А. Хачатурян): реактуализация политической истории. История отдельных стран Западной Европы в современной отечественной медиевистике (Франция, Англия, Германия, Италия, скандинавские страны и пр.).

Региональные школы медиевистики в России. Изучение истории средних веков в Томском государственном университете: Б.Г. Могильницкий, Г.Я. Садретдинов, И.Ю. Николаева и др.

^ Раздел 3. Источниковедение и историография новой истории стран Европы и Америки.

Тема 1. Историография Новой истории стран Запада в XVII-XIX вв. Зарождение историографии Нового времени. Важнейшие события периода в осмыслении современников. Становление методов и подходов. Концепции исторического прогресса и его смысла. Позитивизм и его кризис.

^ Тема 2. Историография Новой истории стран Запада в XX в.

Крупнейшие направления в современной историографии периода («Новая социальная история», история ментальностей, неопозитивизм и др.) Характеристика новой проблематики и подходов.

^ Тема 3. Отечественная историография Новой истории стран Запада.

Традиция освещения Новой истории стран Запада в дореволюционной историографии. Советская историография периода и её эволюция. Крупнейшие дискуссии в советской историографии периода. Сравнительная степень изученности ключевых проблем. Современное состояние отечественной историографии Новой истории стран Запада. Актуальные задачи и поиск новых подходов.

^ Тема 4. Характеристика источников по Новой истории стран Запада.

Виды источников по Новой истории стран Запада, их классификация (законодательные, статистические, дипломатические, публицистические, мемуарные, эпистолярные, художественные, фото- и киноматериалы, и др.). Их особенности и сравнительная информативность.

^ Тема 5. Методы источниковедческого исследования источника по Новой истории стран Запада.

Цели и задачи исследователя при работе с историческими источниками по Новой истории. Методы решения поставленных задач. Алгоритмы анализа различных типов источников по истории периода.

^ Тема 6. Проблемы и перспективы современного источниковедения Новой истории стран Запада.

Теоретические проблемы источниковедения Нового времени в современной зарубежной историографии. Решение этих проблем и новые подходы, выдвигаемые различными направлениями современной исторической науки.

^ Раздел 4. Источниковедение и историография новой истории стран Азии и Африки.

Тема 1. Отечественная историография новой истории стран Азии и Африки.

Изучение новой истории стран Азии и Африки в дореволюционной России. Изучение новой истории стран Азии и Африки в советский период. Современное состояние изучения новой истории стран Азии и Африки.

^ Тема 2. Зарубежная историография новой истории стран Азии и Африки.

Западные концепции изучения Востока колониального периода. Индийская историография новой истории Индии. Китайская историография новой истории Китая. Японская историография новой истории Японии. Изучение новой истории стран Ближнего и Среднего Востока в исламской историографии.

^ Тема 3. Источниковедение новой истории стран Азии и Африки

Особенности источниковой базы по новой истории стран Азии и Африки. Европейского происхождения. Российские источники. Восточные источники. Официальная документация. Программы политических движений и партий. Свидетельства современников.

^ Раздел 5. Источниковедение и историография новейшей истории стран Европы и Америки.

Тема 1. Источниковедение новейшей истории стран Запада.

Общая характеристика источников по новейшей истории Запада и специфика работы с ними. Состав и классификация источников. Лингвистические, устные, вещественные, письменные типы источников.

Письменные источники официального происхождения по истории стран Запада ХХ – начала ХХI вв. (законодательные акты, парламентские документы, документы административных органов, судебно-следственные материалы, официальные дипломатические документы, статистические материалы). Источниковедческий анализ.

Письменные источники неофициального происхождения по новейшей истории стран Америки и Европы (мемуарные источники, эпистолярные источники, источники агитационно-публицистического характера, периодическая печать, документы политических партий и массовых общественных организаций, произведения художественного и научного творчества). Специфика источниковедческого анализа.

Традиционные и новые типы источников по истории новейшего времени. Этнографические источники, кино-фото-фонодокументы: методика анализа и научного использования. Информационные ресурсы Интернета как исторический источник (сайты научных учреждений и учебных центров, библиотечные сайты, сайты архивных учреждений, государственных учреждений, политических партий и движений, электронные газеты и журналы).

^ Тема 2. Отечественная историография новейшей истории Запада.

Советская и современная отечественная историография новейшей истории Запада: основные направления развития, главные центры и крупнейшие представители. Методология и источниковая база. Деятельность Института истории АН СССР, Института всеобщей истории РАН; Институт мировой экономики и международных отношений, Институт США и Канады, Институт международных экономических и политических исследований, Институт Латинской Америки.

Основные проблемы внутри- и внешнеполитической истории стран Европы и Америки новейшего времени в трудах советских и современных отечественных историков. Российские публикации трудов зарубежных историков по новейшей истории стран Запада.

^ Тема 3. Зарубежная историография новейшей истории стран Европы и Америки.

Проблемы и тенденции социально-экономического и политического развития стран Запада в XX – начале XXI вв. в трудах зарубежных историков.

Основные направления зарубежных исследований по истории Германии, Франции, Великобритании, США и стран Латинской Америки в первой половине ХХ в., второй половине ХХ – начале XXI вв.

Проблемы международных отношений и внешнеполитического развития стран Запада в XX – начале XXI вв. в трудах зарубежных историков. Историография Версальской системы международных отношений 1918-1939 гг. Историография международных отношений в период II Мировой войны. Историография Холодной войны. Историография периода окончания Холодной войны и становления новой системы международных отношений в конце XX – начале XXI вв. Изучение интеграционных процессов в Европе второй половины XX – начала XXI вв.

^ Раздел 6. Источниковедение и историография новейшей истории стран Азии и Африки.

Тема 1. Историография новейшей истории стран Азии и Африки.

Отечественная историография новейшей истории стран Азии и Африки.

Востоковедные школы сталинской эпохи: востоковеды и востоковедение. Сталинские репрессии и востоковедение. Возрождение востоковедения в 1960-е гг. Основные направления исследования. Хронология востоковедения и ее проблемы. Методология востоковедения и дискуссии 1960-х гг. Востоковедные школы СССР и их представители.

Проблематика советского Востоковедения. Основные восто­коведные центры Советского Союза. Научные школы и их представители. Советское и Западное Востоковедение. Развал Советского Союза и его влияние на Востоковедение. Современные центры Востоковедения России. Научные школы и их лидеры.

Марксистско-ленинская методология востоковедения, ее достижения и недостатки. Развал Советского Союза и методологический кризис. Цивилизационный методологический подход и его особенности. Формации и цивилизации. Проблемы этногенеза и современные дискуссии об этносах, этничности, национальной идентичности. Хронология всеобщей истории и востоковедения в частности.

Основные тенденции современного российского востоковедения. Современное китаеведение, индология, арабистика. Творческие биографии отечественных востоковедов.

Зарубежная историография новейшей истории стран Азии и Африки. Западные концепции Востока. Ориентализм Эдварда В. Саида.

^ Тема 2. Источниковедение новейшей истории стран Азии и Африки.

Общая характеристика исторических источников по новейшей истории стран Азии и Афркики. Законодательные акты. Статистика. Дипломатические документы. Периодическая печать. Источники личного происхождения (мемуары, дневники, письма).

  1   2   3

Скачать, 904.44kb.
Поиск по сайту:

Добавить текст на свой сайт
Загрузка...


База данных защищена авторским правом ©ДуГендокс 2000-2014
При копировании материала укажите ссылку
наши контакты
DoGendocs.ru
Рейтинг@Mail.ru