Загрузка...
Категории:

Загрузка...

Практикум по курсу «Социология» для студентов негуманитарных специальностей Томский политехнический университет

Загрузка...
Поиск по сайту:


Скачать 324.43 Kb.
Дата19.03.2012
Размер324.43 Kb.
ТипПрактикум
Содержание
Тема 2. Человек в общественном контексте. Категория общества
Тема 3. Институциональная структура общества
Социальная стратификация
Тема 6. Социология культуры
Список литературы
Подобный материал:


Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«ТОМСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»


С.В. Негруль


Практикум по курсу «Социология»

для студентов негуманитарных специальностей


Томский политехнический университет

2009


УДК 316(076.5)

ББК Ф5я73

Н418


Негруль С.В.

Н418. Практикум по курсу «социология» для студентов негуманитарных специальностей. ­– Томск: Изд-во ТПУ, 2009. ­– 32 с.


Рекомендовано в качестве учебного издания учебно-методическим семинаром кафедры социологии, психологии и права Гуманитарного факультета ТПУ


Практикум по курсу «социология» предназначен для студентов негуманитарных специальностей высших учебных заведений и соответствует требованиям Государственных образовательных стандартов направлений и специальностей, изучаемых в Томском политехническом университете. Практикум включает основные тематические разделы курса «Социология» и предназначен для текущего контроля знаний студентов.

Практикум может быть использован студентами как очной так и заочной форм обучения для подготовки к зачету.

При выполнении заданий можно использовать лекции автора и учебную литературу, список которой приведен ниже. Каждое тестовое задание, где даются варианты на выбор, предполагает только один правильный ответ, если это не уточнено дополнительно в каждом конкретном задании.

УДК 316(076.5)

ББК Ф5я73

Рецензенты

Доктор философских наук, профессор ТПУ
Л.И.Иванкина

Кандидат философских наук, доцент,

зав. кафедрой социологии ТГУ

Н.В.Поправко


© Негруль С.В., 2009

© Томский политехнический университет, 2009


Тема 1. Социология как наука: предмет, методы, история становления


1. Завершите фразу: объектом социологии является _________________


2. Закончите фразу: понимание предмета социологии на протяжении существования этой науки _______________________________________


3. Что из приведенного ниже наиболее явно отражает предметную область социологии и отличает ее от других общественных наук?

А) социальные общности и институты;

Б) социальное взаимодействие и общение;

В) общество;

Г) социальное неравенство, формы власти и управления.


4. Социология в большей степени фокусирует внимание на изучении:

А) стабильного общества, его функционирования в различные исторические эпохи;

Б) индустриального общества, находящегося в процессе постоянных изменений;

В) межличностных отношений в периоды кризисов;

Г) конкретных событий, происходящих в разные периоды развития общества.


5. Социология в отличие от обыденных представлений об обществе:

А) опирается на систему понятий и эмпирический данные;

Б) преподается в университетах;

В) имеет ограниченный диапазон задач и фактического материала;

Г) оторвана от проблем реальных людей;


6. Социология скорее изучает человека

А) как совокупность устойчивых индивидуальных черт;

Б) как биологический организм;

В) как гражданина своей страны, его активность в политической жизни;

Г) как носителя типичных действий, представителя разных групп.


7. Термин «интеракция» обозначает:

А) направленность;

Б) взаимодействие;

В) общение;

Г) общество.

8. С именем какого ученого связано формирование социологии как науки?

А) К.Маркс;

Б) О.Конт;

В) И.Кант;

Г) М.Вебер.


9. В какое время социология утверждается как специфическая наука, обладающая своим предметом, методом, комплексом задач?

А) в средние века;

Б) в эпоху Просвещения;

В) в 19 веке;

Г) в 20 веке.


10. Кто из перечисленных социологов относится к «классическому» периоду развития этой науки?

А) П. Бурдье;

Б) Э.Гидденс;

В) Э.Парк;

Г) Э.Дюркгейм.


11. Перечислите основных социологов, принадлежащих к «классическому» и «современному» этапу развития социологии.



Социологи «классического» этапа

Социологи современности

1.______________________________

2.______________________________

3.______________________________

4.______________________________

5.______________________________

6.______________________________


1.__________________________

2.__________________________

3.__________________________

4.__________________________

5.__________________________

6.__________________________


12. Позитивизм в социологии характеризуется требованием:

А) исследовать позитивные стороны социальной жизни;

Б) делать оптимистичные социальные прогнозы;

В) вырабатывать модели идеального общества;

Г) использовать методы естественных наук при изучении социальной жизни.


13. Одна из ниже перечисленных особенностей «социальных фактов» (по Э. Дюркгейму) является неправильной (отметьте ее):

А) они оказывают принудительное влияние на деятельность индивидов;

Б) их разделяют члены данного общества;

В) они могут быть зафиксированы умозрительно;

Г) они являются внешними по отношению к индивидам.


14. Согласно М.Веберу, для понимания социальных процессов необходимо:

А) фиксировать социальные факты;

Б) обращать внимание на смыслы, которые придают люди своим действиям;

В) использовать методы естественных наук при изучении социальной жизни;

Г) исследовать влияние материальных факторов.


15. Отметьте отличительную особенность развития российской социологии в 60-70-е гг. ХХ века:

А) она не являлась самостоятельной наукой;

Б) она утверждается как самостоятельная наука со своим предметом и методами;

В) складывается методологический аппарат проведения качественных социологических исследований;

Г) совершенствуются статистический аппарат проведения прикладных исследований.


16. Для современного этапа развития социологии наиболее характерно:

А) ее развитие по аналогии с естественными науками;

Б) ориентация на создание локальных теорий в рамках отдельных обществ, отказ от единой теории в рассмотрении общества;

В) рассмотрение социального пространства как глобального, не замкнутого пространством данного общества;

Г) ориентация на проблемы стабилизации общества и социального порядка.


17. Способность выборки адекватно отражать структуру генеральной совокупности называется:

А) репрезентативность;

Б) иерархичность;

В) социальность;

Г) интеракция.

18. Проведение прикладного социологического исследования начинается:

А) со сбора конкретных данных;

Б) с составления программы исследования;

В) с разработки анкеты;

Г) с прогноза.


19. Приведите в соответствие с помощью стрелочек приведенную характеристику и название метода: (методы, которым не дана характеристика, просто подчеркните)


1. Процедура использования этого метода предусматривает выделение в тексте документа некоторых ключевых понятий с последующим подсчетом частоты упоминаний этих понятий в тексте


2. Разновидность метода опроса: вопросы сформулированны нежестко, есть только сценарий, который определяет темы и общее направление разговора


3. Специальная процедура, позволяющая выявить структуру малой группы, межличностные отношения в ней, уровень сплоченности, статус индивида в группе.


4.Разновидность метода опроса, носящий не массовый, а индивидуальный характер, где социолога интересуют не обыденные представления людей, а знания специализированные, профессиональные


Экспертный опрос


Биографический метод


Социометрический опрос


Эксперимент


Фокус-группа


Неформализованное интервью


Контент-анализ


Анкетирование


Наблюдение


Формализованное интервью



20. Что из перечисленного не относится к методам социологического исследования?

А) биографический метод;

Б) контент-анализ;

В) наблюдение;

Г) беседа.


21. Соотнесите методы с качественной или количественной стратегией сбора информации: анкетирование; биографический метод; фокус-группа; контент-анализ; эксперимент; свободное интервью; стандартизированное интервью.

Из них качественные (напишите) _________________________________

Из них количественные (напишите) ______________________________


22. Какая из перечисленных проблем может быть проблемой социологического исследования?

А) психические расстройства личности;

Б) готовность населения участвовать в деятельности экологических движений;

В) проблема инфляции;

Г) взаимодействие людей с различными типами темперамента.


^ Тема 2. Человек в общественном контексте. Категория общества


1. Что из перечисленного можно считать социальным действием? (отметьте все возможные варианты ответа)

А) человек, с удовольствием жующий конфету;

Б) человек, инстинктивно отдергивающий руку от огня;

В) человек, отказывающийся сопротивляться противнику;

Г) перемещение с места на место;

Д) передача денег в обмен на товар;

Е) человек, сознательно нарушающий закон;

Ж) случайное столкновение двух незнакомых людей на улице;

З) человек в переполненной маршрутке, стоящий с отстраненным видом;

И) ученый, работающий над изобретением.


2. Признаками реальной социальной общности являются (напишите) ______________________________________________________________

______________________________________________________________

3. Какая из следующих совокупностей людей является реальной социальной общностью:

А) брюнетки с карими глазами

Б) жители микрорайона, ожидающие автобус на остановке

В) студенты, не интересующиеся социологией

Г) представители движения в защиту прав потребителей.


4. В социальных общностях какого вида взаимодействие между людьми носит формально-опосредованный характер?

А) в неустойчивых;

Б) в больших;

В) в малых;

Г) в номинальных.


5. Все россияне, побывавшие в Австралии являются:

А) реальной социальной общностью;

Б) номинальной социальной общностью;

В) социальным институтом;

Г) социальным кругом.


6. Прочитайте примеры конкретных социальных общностей: семья; средний класс; масса потребителей; толпа на митинге; компания друзей; абитуриенты, подавшие заявления на поступление в ВУЗ; движение «зеленых»; клан; высший слой общества; статистически выделенная на основании дохода группа; студенческая группа. Соотнесите эти примеры с видами общностей.

Из них: А) реальные ___________________________________________

Б) номинальные ________________________________________

Из них: А) устойчивые _________________________________________

Б) неустойчивые _______________________________________


7.Дайте определение: социальная идентификация членов общности –

____________________________________________________________


8. Закончить фразу: зрелая социальная общность выступает в качестве социального субъекта, т.е. служит источником __________________

____________________________________________________________


9. Закончить фразу: социальная общность может зародиться только тогда, когда происходит _________________________________________


10. К массовидным общностям относятся (перечислить):_____________ ______________________________________________________________


11. Заполните таблицу отличий общины (Gemeinschaft) и общества (Gesellschaft).


Критерии сравнения

Gemeinschaft (община)

Geselischaft (общество)

Характер взаимодействия







Принципы разделения труда







Характер регулирования взаимодействия







Система управления








12. Референтная группа – это:

А) группа, ценности которой являются значимыми для индивида;

Б) группа, к которой человек относится по своему социальному статусу;

В) любая группа, к которой человека можно причислить на основании различных критериев;

Г) комплексное название для обозначения реальных и номинальных групп.


13. Выберите из перечисленного и запишите на пустую строчку направления в социологии, которые являются «противоборствующими». Лишнее зачеркните: акционизм, оьъективизм, функционализм, эволюционизм, конфликтологическое направление, рационализм.

С точки зрения развития общества: _______ и______________________

По источникам социальной реальности: ________________и__________.


14. В основе какого направления современной социологии лежит идея социальной гармонии, а общество рассматривается как система, стремящаяся к равновесию?

А) теория социального конфликта;

Б) феноменология;

В) структурный функционализм;

Г) символический интеракционизм.


15. Напишите определение: социальные связи – это _________________

16. Напишите определение: социальное взаимодействие – это ______________________________________________________________

______________________________________________________________


17. Вставьте недостающее: понятие «общество» в социологии имеет 2 основных трактовки: как реальность __________и реальность ________.


18. Какое определение категории общества характерно для социологического реализма?

А) большая совокупность людей;

Б) социальная реальность, которая организуется и становится устойчивой в результате взаимодействий индивидов, обладающих собственными мотивами и целями;

В) надиндивидуальная реальность, несводимая к составляющим ее индивидам и определяющая их поведение (общество как система);

Г) совокупность производительных сил и производственных отношений.


19. Какое из перечисленных в предыдущем вопросе определений общества позволяет понять следующую ситуацию. Попавший в политическую среду индивид вольно или невольно становится «винтиком» в сложном механизме взаимоотношений и только такая роль гарантирует ему его существование в этой среде. ______________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________


20. Какое определение категории общества характерно для социологического идеализма?

А) некоторое количество людей;

Б) социально действующие индивиды, в результате взаимодействия которых образуются социальные связи;

В) система социальных связей, задающая поведение и взаимодействие людей и групп;

Г) совокупность производительных сил и производственных отношений.


21. Закончить фразу: Согласно марксизму общество состоит из следующих подсистем: _________________________________________

22. Закончить фразу: К.Маркс считал, что все подсистемы в обществе находятся в отношениях ________________________________________


23. С позиции марксизма первичной подсистемой, определяющей другие подсистемы является ____________________________________


24. Можно ли применить понятие «общество» к (выберите все возможные варианты ответа):

А)людям пожилого возраста;

Б) пассажирам самолета в условиях задержки рейса;

В) криминальному сообществу;

Г) людям с рыжими волосами;

Д) этническим русским, живущим по всему миру;

Е) представителям феминистского движения;

Ж) пассажирам метро;

З) пользователям сети Интернет.

25. Прокомментируйте почему вы отметили именно эти варианты ответа? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


^ Тема 3. Институциональная структура общества


1. Какое определение социальной структуры является наиболее широким, охватывающим разные варианты употребления этого понятия:

А) система взаимоотношений между людьми, общение между ними;

Б) система взаимоотношений между элементами общества, в качестве которых выступают социальные институты и общности;

В) совокупность статусов и ролей;

Г ) социальное неравенство.


2. Социальный статус – это:

А) поведение, которое ожидается от человека;

Б) определенное положение в обществе;

В) способ навязать свою волю другим;

Г) степень признания достоинств личности.


3. Социальная роль – это

А) оценка, которую общество дает статусу личности или должности;

Б) оценка важности функций, которые выполняет отдельный человек в обществе;

В) поведение, ожидаемое от человека определенного статуса;

Г) положение человека в обществе.


4. Какой из перечисленных статусов является предписанным?

А) студент;

Б) мужчина;

В) спортсмен;

Г) пациент.


5. Закончите фразу: Моими достигнутыми статусами являются:

______________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________


6. Выберите верное утверждение. Как соотносятся социальный статус и социальная роль?

А) каждому социальному статусу соответствует одна, и только одна, четко определенная социальная роль;

Б) некоторым социальным статусам не соответствует ни одна социальная роль;

В) социальный статус сам по себе является разновидностью социальной роли;

Г) каждому социальному статусу может соответствовать несколько социальных ролей.


7. Напишите какие социальные роли вы играете в различных сферах общественной жизни:

в сфере образования мои социальные роли _________________________

в семье _______________________________________________________

в экономической сфере _________________________________________

в политической сфере __________________________________________

в сфере услуг __________________________________________________

в религиозной сфере ____________________________________________

в сфере культуры ______________________________________________

в профессиональной сфере ______________________________________


8. Каждый человек принадлежит ко множеству социальных групп. В каком из феноменов это находит свое выражение?

А) ролевой конфликт;

Б) классовый антагонизм;

В) толерантность;

Г) ролевое напряжение.


9. Что из перечисленного является примером ролевого конфликта (отметьте возможные варианты)?

А) менеджер среднего звена, который является членом команды и подчиненным;

Б) студент идет на занятия, хотя чувствует себя больным;

В) работающий студент-заочник, которого не отпустили на сессию;

Г) домохозяйка, которая хотела бы приобрести новый пылесос и посудомоечную машину, но денег хватает на что-то одно;

Д) водитель, которого раздражают медлительные пешеходы, но сам становясь пешеходом, раздражается на водителей;

Е) актриса, желающая вернуться на сцену после длительного перерыва, но которую забыли поклонники;

Ж) чиновник, берущий взятку;

З) доброволец, не получающий за свою деятельность оплаты.


10. Известно, что социальный институт возникает благодаря наличию социальной потребности. Отметьте факторы распада института семьи (один вариант ответа).

А) нарушение отношений между супругами, исчезновение любви приводит к исчезновению потребности в создании семьи;

Б) функции семьи берут на себя другие социальные институты;

В) институт перестает существовать, когда люди разводятся;

Г) институт перестает существовать, когда люди имеют разные социальные статусы.


11. Закончить фразу: Люди поддерживают существование социальных институтов благодаря выполнению _______________________________

______________________________________________________________


12. Одна функция из перечисленных не является функцией социальных институтов, отметьте ее:

А) социальные институты регулируют взаимодействие между людьми;

Б) социальные институты изучают поведение людей, позволяют добывать новые знания;

В) социальные институты позволяют передавать накопленный социальных опыт и алгоритмы деятельности;

Г) посредством социальных институтов происходит закрепление и воспроизводство социального опыта.


13. В структуру любого социального института входит:

А) система формальных норм;

Б) потребности людей;

В) образовательные программы;

Г) универсальные законы развития общества.


14. Являются ли социальными институтами:

а)здоровый образ жизни; б)частная собственность; в)банкомат; г)любовь; д)деньги?

Поясните свой ответ: ___________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________


15. Заполните таблицу, приведя в соответствие социальные потребности и удовлетворяющие эти потребности институты:


Социальная потребность

Социальные институты

1. в защите членов общества


1. полиция, медицина и др.

2. потребность в коммуникации


2.

3. в производстве товаров и услуг


3.

4.потребность в социальном контроле за поведением членов общества

4.

5. потребность в распределении благ и привилегий

5.

6. потребность в воспроизводстве населения

6.

Тема 4. Стратификационная и классовая структура общества

1. Закончить фразу: русский эквивалент слова «страта» _____________.


2. Закончить фразу: социальная стратификация означает ____________

_____________________________________________________________


3. Социальный престиж – это:

А) степень признания достоинств личности;

Б) оценка, которую общество дает статусу личности или должности;

В) модель поведения, которая должна отвечать ожиданиям окружающих;

Г) денежный эквивалент выполняемой работы.


4. Какой из перечисленных критериев не является критерием социальной стратификации:

А) собственность и богатство;

Б) уровень интеллекта;

В) должность во властной иерархии;

Г) социальной происхождение;

Д) престиж профессии.


5. Закончите фразу: стимулирующая функция социальной стратификации заключается в ______________________________________________

______________________________________________________________


6. Для обозначения какого явления был введен термин «маргинальность»?

А) особой социальной группы, для которой характерны девиация, агрессивность или аморальность;

Б) социально-психологических последствий неадаптации мигрантов (иммигрантов) к требованиям урбанизации как образу жизни;

В) для характеристики властного потенциала соц. групп;

Г) перемещений в социальной структуре.


7. Закончить фразу: теория социального неравенства К. Дэвиса и У. Мура исходит из того, что различные профессии____________________

______________________________________________________________


8. Закончить фразу: К.Маркс связывал существование социального неравенства с ___________________________________________________.


9. Закончить фразу: Р.Дарендорф указывает на роль следующего фактора в существовании социального неравенства ______________________.


10. Существует два понятия «социальная стратификация» и «гетерогенность». Из перечисленного в списке выберите и соотнесите стрелками социально-стратификационные различия и различия, которые определяются гетерогенностью. За основу возьмите современное российское общество.


религиозные предпочтения

возраст ^ Социальная стратификация

пол

уровень интеллекта

манера одеваться

национальность

внешние данные

уровень дохода Гетерогенность

индивидуальная активность

социальное происхождение

семейное положение

территория проживания


11. Какая из перечисленных групп не является маргинальной?

А) безработные;

Б) временные рабочие;

В) «молодые бабушки»;

Г) туристы;

Д) метисы.


12. Десоциализация как форма маргинализации характеризуется:

А) утратой прежнего социального положения при сохранении интеллектуального и профессионального потенциала;

Б) перемещением на дно общества, снижением интеллектуального и жизненного уровня;

В) несовместимостью требований двух или более ролей;

Г) уходом из системы социальных связей при помощи принятия каких-либо веществ.


13. К символическим ресурсам группы относят:

А. доход;

Б. внешние атрибуты соц. групп и титулы;

В. личные качества;

Г. конформизм и девиантность.


14. Перечислите критерии стратификации, которые являются наиболее значимыми для современной России: _____________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


15. Специфический феномен России в области социальной стратификации заключается:

А) в наличии субкультурных барьеров между группами;

Б) в существовании маргинальности ,«андекласса»;

В) в расслоении по экономическому критерию;

Г) в существовании бедности работающих людей.


16. Приведите примеры статусной рассогласованности:

  1. __________________________________________________________________________________________________________________

  2. __________________________________________________________________________________________________________________


17. Номенклатура – это:

А) «андекласс»;

Б) средний класс в советском обществе;

В) правящий слой советского общества;

Г) аналог «синих воротничков» в западных странах.


18. Отметьте какие из ниже перечисленных критериев социальной стратификации являются субъективными (отметьте все возможные варианты):

А) Престиж профессии;

Б) Доход;

В) Образование;

Г) Должность во властной иерархии;

Д) Партийность;

Е) Система ценностей и норм слоя или класса.


19. Какой критерий является ключевым для выделения классов по К.Марксу:

А)Отношение к частной собственности на средства производства;

Б)Престиж, репутация;

В)Роль в общественной организации труда;

Г)Образование.


20. Какой вариант ответа лучше всего описывает социальную структуру российского общества?

А) Высший, низший и средний классы;

Б) Высший, средний, базовый и низший слои;

В) Буржуазия, пролетариат и прослойка интеллигенции;

Г) Олигархи, предприниматели, наемные работники и маргиналы;


21. Нарисуйте социальную структуру современного российского общества по экономическому критерию (слева) и по профессиональному критерию (справа). Укажите какие группы населения будут принадлежать к тому или иному слою? Напишите рядом с рисунком.



а) по экономическому критерию

б) по профессиональному критерию








22. Какая проблема в области социальной структуры является ключевой для российского общества?

А) проблема формирования направления социальной мобильности;

Б) проблема формирования среднего класса;

В) проблема пенсионного обеспечения;

Г) проблема формирования общества равных.

23. Укажите термин, соответствующий данному определению: социальное положение индивидов или групп, находящихся вне границ устойчивой социальной структуры:

А) Социальная общность;

Б) Девиация;

В) Маргинальность;

Г) Мобильность.


24. Социальная мобильность – это

А) возникновение новых классов;

Б) перемещение в социальной структуре, изменение положения индивида или группы в социальной структуре;

В) массовая покупка мобильных телефонов;

Г) промежуточное положение индивидов и групп в социальном пространстве.


25.Каков источник развития общества, согласно теории социальной стратификации?

А) усилия правительства по достижению социальной однородности общества;

Б) финансирование данного процесса из бюджета;

В) стремление людей изменить свой социальный статус;

Г) технологические нововведения.


26. Среди социологов сегодня идет дискуссия о том, есть ли в России средний класс или можно говорить только о существовании средних слоев. Приведите аргументы в пользу той или иной точки зрения (какие признаки, на ваш взгляд, указывают на существование слоев или класса).


Существование среднего класса

Существование средних слоев

1.____________________________


2.____________________________


3.____________________________



1._________________________


2._________________________


3._________________________




Тема 5. Социология личности

1. Одно из приведенных ниже определений социализация является неправильным. Отметьте его.

А) сознательный отбор и принятие человеком норм поведения в обществе;

Б) формирование внутреннего «Я» человека;

В) процесс становления личности;

Г) усвоение индивидом норм общества.


2. Какое высказывание относительно социализации вам кажется правильным?

А) Социализация присуща не только человеку, но и животным;

Б) социализация означает подготовку детей к взрослой жизни, усвоение элементарных правил общественной жизни;

В) это процесс усвоения индивидом социальных норм на протяжении всей его жизни;

Г) агентами первичной социализации выступают различные учреждения.


3. Завершите фразу: Ресоциализация – это процесс __________________

____________________________________________________________________________________________________________________________

Примером ресоциализации является ______________________________


4. Личность – это:

А) относительно устойчивая система социально значимых и уникальных индивидуальных черт;

Б) высшая ступень развития живых организмов на Земле;

В) авторитетный член группы, организации, общества, выполняющий роль организатора, инициатора группового взаимодействия;

Г) человек, обладающий сильным характером, обладающий способностью вести за собой людей (выполняющий социально важные функции).


5. Отметьте вариант ответа, который относится к первичной социализации:

А) адаптация на новом рабочем месте;

Б) обучение чтению и письму;

В) ресоциализация;

Г) привыкание супругов друг к другу в первые недели совместной жизни.

6. Одним из агентов вторичной социализации является:

А) семья;

Б) сообщество сверстников;

В) трудовой коллектив;

Г) преподаватели.


7. Чем отличается социализация от воспитания?

А) тем, что социализация – это стихийный процесс, а воспитание – направленный;

Б) процесс социализации проводится агентами социализации, а воспитывают родители;

В) процесс социализации длится всю жизнь, а воспитывать имеет смысл только в детстве;

Г) социализация и воспитание – это синонимы


8. Совокупность относительно устойчивых характеристик личности, наиболее часто встречающийся в данном обществе тип:

А) базовая личность;

Б) модальная личность;

В) анормальная личность;

Г) авторитарная личность.


9. Теория когнитивного развития предполагает анализ_______________

______________________________________________________________


10. Согласно концепции Фрейда:

А) индивид всегда находится в состоянии конфликта с обществом;

Б) есть три стадии создания личности: имитация, игровая стадия, стадия коллективных игр;

В) биологические побуждения противоречат нормам культуры и социализация есть процесс обуздания этих побуждений;

Г) наше представление о себе опирается на то, как нас оценивают другие люди.


11. Автор концепции «зеркального Я»:

А) З.Фрейд;

Б) Ж.Пиаже;

В) Р.Мид;

Г) Ч.Кули.


12. Закончите фразу:

Зеркальное «Я» – ______________________________________________


13. Дайте определение: идентичность – это ________________________

_____________________________________________________________


14. Социальный контроль предполагает использование санкции. Санкция – это:

А) форма наказания за противоправное поведение, закрепленная в законах;

Б) наказание за девиантное поведение;

В) любая реакция общества на отклонение людей от социальной нормы;

Г) идеальное представление, не имеющее отношения к реальному поведению человека в обществе.


15. Закончите фразу: референтная групп – это ______________________

______________________________________________________________


16. Закончите фразу: негативная референтная группа ________________

______________________________________________________________

Примером является ____________________________________________


17. Закончите фразу: позитивная референтная группа ________________

______________________________________________________________

Примером является ____________________________________________


18. Конформизм – это:

А) полное принятие жизни, комфортное к ней отношение;

Б) некритическое следование общественным нормам;

В) другое название девиантного поведения;

Г) процесс усвоения индивидом социальных ролей.


19. Девиантное поведение в обществе имеет важные позитивные функции. Какие? _______________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


20. Какое из определений аддикции вам кажется наиболее правильным?

А) погружение в себя, в свой внутренний мир;

Б) уход из системы социальных связей путем изменения психического состояния (прием некоторых веществ, фиксация внимания на предметах);

В) это другое название самоубийства;

Г) любое психическое отклонение.


21. Какое из определений аномии является правильным?

А) внешнее согласие человека с общепринятыми нормами, в то время как внутренне индивид может сохранять в себе несогласие с ними, но никому не говорит об этом;

Б) разрегулированность в обществе, разрушение общепринятых норм;

В) поведение человека, делающего «назло», сопротивляясь существующим нормам;

Г) существование в обществе социальных норм, жестко определяющих поведение человека.


^ Тема 6. Социология культуры


  1. Какое определение культуры в наибольшей степени отражает социологический смысл этого слова (выберите один вариант ответа):

А) совокупность всех материальных и духовных продуктов, созданных людьми;

Б) духовная, возвышенная сторона жизнедеятельности людей, включающая прежде всего искусство и образование;

В) система ценностей, образцов поведения, взаимоотношений, представлений о жизни, общие для людей, связанных определенным образом жизни.


  1. Завершите фразу: Система ценностей и социальных норм, стиль жизни отдельной социальной группы, слоя, класса называется ________

____________________________________________________________________________________________________________________________


  1. Завершите фразу: Образцы поведения, ценности определенной группы, противоположные доминирующей культуре, называется ____________________________________________________________________________________________________________________________




  1. Завершите фразу: Субкультурные различия могут определяться ____

____________________________________________________________________________________________________________________________


  1. Субкультуры в обществе являются:

А) показателем дезинтегрированности и низкого уровня развития общества;

Б) показателем сложности современных обществ;

В) показателем высокого уровня развития общества;

Г) показателем отсутствия доминирующей культуры.


  1. Укажите верный термин к формулировке: Основные правила, регулирующие общественную жизнь и укрепляющие ее. Нарушение этих правил обычно влечет за собой суровое наказание.

А) санкции;

Б) классы;

В) нормы;

Г) статусы.


  1. Среди характеристик социальных норм в данном списке есть одна неправильная. Отметьте ее:

А) общественные ожидания правильного поведения;

Б) наиболее часто встречающийся образец;

В) служат ориентирами в конкретных действиях;

Г) идеальные представления, не имеющие отношения к реальному поведению человека в обществе.


  1. Перечислите основные составляющие культуры:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


  1. Отметьте какие из перечисленных форм культуры существуют в современном обществе (по каждому пункту выберите вариант ДА или НЕТ):

А) Материальная и нематериальная культуры ДА НЕТ;

Б) Массовая и элитарная ДА НЕТ;

В) Господствующая и субкультуры ДА НЕТ;

Г) Основанная на ценностях и отрицающая их ДА НЕТ


  1. Завершите фразу: К. Маркс считал, что культура является _________

____________________________________________________________________________________________________________________________


  1. Завершите фразу: М.Вебер в книге «Протестантская этика и дух капитализма» выдвинул гипотезу, что культура _____________________

______________________________________________________________


  1. Перечислите ценности, которые, на ваш взгляд, характерны для молодежной субкультуры: _______________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


13. Каков характер взаимодействий субкультуры и контркультуры с доминирующей культурой? Приведите примеры таких взаимодействий:

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


14. Завершите фразы:

Образовательно-воспитательная функция культуры _________________


____________________________________________________________________________________________________________________________


Интегративная функция культуры _______________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________

Дезинтегративная функция культуры _____________________________


____________________________________________________________________________________________________________________________


Регулирующая функция культуры ________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________


  1. Завершите фразу: культура стабилизирует общественную жизнь ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________




  1. Известно, что культура может рассматриваться как негативное или как позитивное явление в жизни людей. На чем основано каждое из этих противоположных суждений? Приведите примеры или аргументируйте свой ответ:

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


17. Направление общественного развития в большей степени зависит от:

А) уровня развития культуры (морали, искусства);

Б) специфики взаимодействия субкультур и контркультур в данном обществе;

В) конкретных ценностей, доминирующих в данной культуре;

Г) существования элитарной культуры.


18. Важная установка сознания человека советского времени, сохраняющаяся и сейчас, препятствующая развитию общества называется:

А) прагматизм;

Б) патернализм;

В) ориентация на семейные ценности;

Г) постмодернизм.


19. Среди перечисленных характеристик элитарной культуры есть одна неправильная (укажите ее):

А) это культура господствующей в обществе политической элиты;

Б) непонятна для большинства людей;

В) рассчитана на небольшую группу людей, обладающих особой художественной восприимчивостью;

Г) не делает акцента на материальных ценностях.


20. Завершите фразу: Культурными предпосылками социально-экономического развития является распространение ________________

типа личности, разделяющей ценности: ___________________________

_____________________________________________________________


21. Завершите фразу: Культурными барьерами социально-экономического развития являются такие ценности (перечислите) ____

____________________________________________________________________________________________________________________________


Тема 7. Социальные изменения

1. Какое понятие по смыслу наиболее соответствует понятию социальное изменение?

А) прогресс;

Б) эволюция;

В) процесс;

Г) регресс.


2. Закончить фразу: существуют следующие теории социальных изменений ________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________


3. Заполните таблицу отличий типов общества ( по Д.Беллу и др.):





Традиционное общество

Индустриальное общество

Постиндустриальное

общество

В экономической сфере










Главный престижный фактор










Социальная структура










Основные социальные институты












4. Процесс преодоления отсталости в развитии общества путем заимствования западных институтов называется:

А) глобализация;

Б) информатизация общества;

В) модернизация;

Г) «поздняя современность».


5. Закончите фразу: согласно теории постиндустриального общества основным источником изменений служат ____________________________

______________________________________________________________


6. Теория К.Маркса называется:

А) исторический материализм;

Б) теория социальных циклов;

В) теория глобализации;

Г) теория социальной эволюции.


7. Закончите фразу: согласно К.Марксу, источником общественного развития ______________________________________________________

______________________________________________________________


8. Автором теории циклов («циркуляция элит») является:

А) В.Парето;

Б) К.Маркс;

В) Н.Я. Данилевский;

Г) Д.Белл.


9. В условиях «поздней современности», согласно Э.Гидденсу, возникает феномен:

А) массового сознания;

Б) референтности;

В) риска;

Г) экономического роста.


10. Перечислите основные черты современности:

  1. _________________________________________________________

  2. _________________________________________________________

  3. _________________________________________________________

  4. _________________________________________________________

_________________________________________________________


11. Согласно теории модернизации главным источником, инициирующим процесс развития служат:

А) новые технологии, в т.ч. и заимствованные;

Б) социальные движения;

В) деятельность интеллектуальной и политической элит;

Г) ресурсы (сырье и капитал).


12. Вставьте недостающее понятие: Российское общество и ряд стран «третьего мира» переживают (какую?) ______________ модернизацию.


13. Закончите фразы:

А) экономическая модернизация предполагает _____________________

______________________________________________________________

Б) политическая модернизация предполагает _______________________

______________________________________________________________

В) социальная модернизация _____________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________

Г) модернизация в сфере культуры проявляется в ___________________

______________________________________________________________

Д) изменения в сфере семейной жизни ____________________________

______________________________________________________________


14. Закончите фразу: теория модернизации не учитывает:

  1. _________________________________________________________

___________________________________________________________

  1. _________________________________________________________

___________________________________________________________


15. Какие страны, согласно теории И.Валлерстайна, в иерархической структуре мирового сообщества образуют «ядро» ___________________

______________________________________________________________

Какие составляют «периферию» мировой системы? _________________

_____________________________________________________________


16. Процесс уменьшения сферы мистического в современном обществе называется:

А) мобильность;

Б) секуляризация;

В) сакрализация;

Г) аномия.

17. Усиливающаяся взаимозависимость стран и регионов – это:

А) модернизация;

Б) глобализация;

В) информатизация;

Г) локализация.


18. Напишите позитивные и негативные последствия глобализации для общества:


Негативные последствия

Позитивные последствия

  1. ______________________________

  2. ______________________________

  3. ______________________________

  4. ______________________________

  5. ______________________________




  1. ________________________

  2. ________________________

  3. ________________________

  4. ________________________

  5. ________________________





^ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


  1. Поправко Н.В., Рыкун А.Ю., Пирогов С.В., Бондаренко Л.Ю. и др. Основы социологии: Учебник / под ред. Н.В. Поправко. – Томск: Томский государственный университет, 2005. – 608 с.

  2. Социология. Учебник. / под ред. Ю.Г.Волкова. – М.: Изд-во Гардарики, 2003. – 512 с.

  3. Фролов С.С. Социология: Учебник. – М.: Изд-во Гардарики, 2004. – 344 с.

  4. Штомпка П. Социология. Анализ современного общества. – М.: Логос, 2005. – 664 с.



Учебное издание


Негруль Светлана Валерьевна


Практикум по курсу «Социология»

для студентов негуманитарных специальностей


Редактор С.В.Негруль
кандидат социологических наук,
доцент



Подписано к печати 30.03.2009. Формат 60х84/8.

Бумага «Снегурочка».

Печать XEROX. Усл.печ.л. 1,86. Уч.-изд.л. 1,69.

Заказ . Тираж 200 экз.



Томский политехнический университет

Система менеджмента качества

Томского политехнического университета

сертифицирована

NATIONAL QUALITY ASSURANCE по стандарту ISO 9001:2000



634050, г. Томск, пр. Ленина, 30.



Скачать, 417.3kb.
Поиск по сайту:

Добавить текст на свой сайт
Загрузка...


База данных защищена авторским правом ©ДуГендокс 2000-2014
При копировании материала укажите ссылку
наши контакты
DoGendocs.ru
Рейтинг@Mail.ru