Загрузка...
Категории:

Загрузка...

Опыта

Загрузка...
Поиск по сайту:


Скачать 246.98 Kb.
Дата19.03.2012
Размер246.98 Kb.
ТипУрок
Содержание
I Информация об опыте
Условия возникновения опыта.
Актуальность опыта.
Теоретическое значение
4. Теоретическая база опыта
5. Новизна опыта
6. Технология опыта
7. Результативность (устойчивые положительные результаты деятельности)
8. Ведущая педагогическая идея опыта.
Сущность опыта
1.5. Длительность работы над опытом
Диапазон опыта
Трудоёмкость опыта
Доступность опыта
II. Технология опыта
Целью моей деятельности
Варианты использования учебных проектов с использованием технологии Intel Microsoft
1.Демонстрация материалов: наглядных пособий и карт.
2. Показ процессов
3. Геоинформатическое обучение
...
Полное содержание
Подобный материал:

Управление образования

Администрации Корочанского района


Использование информационно -компьютерной технологии для формирования общеучебных умений и навыков учащихся на уроках географии


Автор опыта: Чобиток Наталия Анатольевна

учитель географии МОУ «Алексеевская СОШ»

Корочанского района Белгородской области


2009 год


Содержание:



  1. Информация об опыте………………………..3




  1. Технология опыта…………………………….5




  1. Результативность опыта……………………...11




  1. Библиографический список…………………..15




  1. Приложение к опыту …………………………16









^

I Информация об опыте





    1. Тема опыта:


«Использование информационно-компьютерной технологии для формирования общеучебных умений и навыков учащихся на уроках географии»


    1. ^ Условия возникновения опыта.


Автор: Чобиток Наталия Анатольевна учитель географии МОУ «Алексеевская средняя общеобразовательная школа Корочанского района Белгородской области»

Опыт возник в условиях массовой общеобразовательной системы школы, связанный с формированием информационной культуры школьников, которым предстоит жить и работать в информационном обществе с развитой сетевой и коммуникационной инфраструктурой, обеспечивающей быстрый доступ к информации, ее получение, использование, удовлетворение многих личностных и социальных запросов и потребностей. В условиях широкого развития СМИ, широкой доступности научно-популярных книг и журналов, всеобщей грамотности монопольная роль школы в распространении знаний утрачена. Чтобы школа могла выиграть в этом соревновании и сохранить свою привлекательность для учащихся, необходимо коренным образом менять сложившуюся технологию школьного обучения, строить преподавание так, чтобы знания не преподносились в готовом виде, а приобретались учениками в ходе творческой направленности и мотивированной деятельности. Сущность любой педагогической технологии - совместная деятельность ученика и учителя. А если эта работа сопровождается яркими, эмоционально насыщенными делами, то она становится для ученика событием и определенными вехами в освоении содержания школьной географии.



    1. ^ Актуальность опыта.


Компьютер как универсальное средство обработки, хранения и представления информации прочно вошел в нашу повседневную жизнь. Увеличивающиеся информационные потоки требуют нового уровня в обработке и осмыслении информации, быстрого и эффективного усвоения новых приемов ее представления. Применение в обучении компьютера в сочетании с аудиовизуальными средствами принято называть «новыми информационными технологиями в образовании» В последние годы обучение с помощью информационных технологий получило название информатизации, использование которой повышает положительную мотивацию учащихся к изучению, активизирует познавательную деятельность, развивает мышление и творческие способности ребенка, формирует активную жизненную позицию в современном информатизированном обществе. Феномен состоит в том, даже если учитель является ярым противником использования компьютерных технологий, среди его учеников всегда есть такие, кому более близки и понятны компьютерные, мультимедийные версии излагаемой учителем темы. Как показывает опыт, современная молодежь, в большинстве своем свободно вращается в компьютерном мире. Сами учащиеся ищут возможность использования компьютера при выполнении заданий. Это рефераты, сообщения, статистика.

Я считаю, что в таких условиях учитель просто обязан приложить усилия к скорейшему освоению и использованию всех полезных новшеств, которые предлагает технический прогресс в преподавании географии. Это уже продиктовано самой жизнью.

К сожалению, иногда преподавателю легче найти тысячи причин для основания своего нежелания, а может, и боязни войти в компьютерный мир. От таких учителей часто приходится слышать, что они принципиальные противники «нажатия кнопок», что те, кто занимается компьютерными технологиями в географии уходят от традиций, что они забывают о первичности концепций, увлекшись техническим исполнением.

Правда нельзя отрицать, что существует и другая крайность - излишнее увлечение компьютерными технологиями и применение их там, где и без них можно обойтись. Все-таки разумнее всего было соблюдать в преподавании своего рода баланс между традиционными и компьютерными технологиями.

Я уверенна, что в географии заложены огромные возможности для применения новых технологий в частности компьютерной. В настоящее время в образовательном пространстве имеется разнообразный набор интерактивных средств обучения географии, которые содержат помимо гипертекста, высококачественную графику, слайды, видеоролики и звуковое сопровождение. Эти средства называются учебными электронными мультимедиаизданиями. Все они рекомендованы Министерством образования РФ. Преимущество компьютерных средств заключается в постоянном обновлении информации (даже в пределах одних суток). Открываются новые возможности: создание презентаций и других мультимедийных продуктов, сетевые информационные системы, Интернет, электронная почта и др.

На мой взгляд, одной из задач школьной географии на современном этапе состоит не только в том, чтобы дать учащимся основные базовые знания в системе «информация-алгоритм-ПК», но и сформировать навыки работы с информационно-компьютерными технологиями, научить грамотно работать с разнообразными носителями информации в различных сферах ее возникновения и обработки.

^ Теоретическое значение:

Формирование жизненной необходимости овладения компьютерной грамотностью, умения ориентироваться в информационном пространстве с целью приобретения знаний о многообразии современного мира на его разных уровнях. Воспитание ценностного отношения к географической среде, патриотического отношения к своей стране и уважения к другим народам мира. Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей с целью самостоятельного приобретения новых знаний по географии в соответствии с жизненными потребностями и интересами.

^ 4. Теоретическая база опыта:

Наличие компьютерного класса, мультимедиа программы, умения учащихся работать с компьютером на уровне пользователя.

^ 5. Новизна опыта:

Компьютерные технологии – это процесс, с помощью которого готовится и передается информация обучаемому, средством осуществления которого является компьютер. Компьютерная технология повышает эффективность учебного процесса, обеспечивает каждому ученику право и возможность продвинуться в предмете настолько глубоко, насколько он хочет и может.

^ 6. Технология опыта:

Изучение проблемы в теории, методической литературы, разработка методических рекомендаций для учителей-предметников, разработка уроков по теме и апробация их на уроках.

^ 7. Результативность (устойчивые положительные результаты деятельности):

1. Разработка уроков географии по всему изучаемому курсу с использованием компьютерных технологий

2. Разработка методических рекомендаций по проведению уроков географии с использованием компьютерных технологий

3. Разработка критериев оценивания работы учащихся с использованием компьютерных технологий


^ 8. Ведущая педагогическая идея опыта.

Ни у кого не вызывает сомнения, что прогресс цивилизации зависит от исключительно творческих мыслящих молодых людей. Именно учитель формирует положительную мотивацию у школьников, создает ситуации в организации учебного процесса, при которых ученики с разными способностями и подготовкой могли бы с удовольствием включаться в поисково-познавательную деятельность, испытывая успех при изучении географии.

Поэтому ведущая педагогическая идея опыта - создание оптимальных условий для развития общеучебных умений и навыков на уроках географии, формирование исследовательских умений и навыков, применяя информационно-компьютерную технологию


^ Сущность опыта заключается в применении информационно-компьютерной технологии на различных этапах урока для повышения эффективности обучения и воспитания социально-активной личности


^ 1.5. Длительность работы над опытом


Одним из направлений модернизации системы географического образования в школе, а также в вузах является внедрение компьютерных технологий и мультимедиа. Процесс этот начался не так давно, однако темпы его распространения невероятно стремительны. Применение компьютерных технологий стал возможным при появлении новых учебных программ, а также при наличии компьютерного класса в школе. Я стала использовать компьютерную технологию с 2005 года и поняла, что она не только облегчает усвоение учебного материала, но и представляет новые возможности для развития творческих способностей детей.


^ Диапазон опыта


Система уроков, внеклассная работа, что позволяет готовить учащихся к участию в конкурсах, проектах, олимпиадах, в подготовке к сдаче экзамена в новой форме по географии в 9 и в форме ЕГЭ в 11 классах


^ Трудоёмкость опыта заключается в том, что информационные технологии позволили добиться качественно более высокого уровня наглядности учебного материала. Однако надо отметить, подготовка и проведение подобных уроков представляют собой достаточно трудоемкий творческий процесс


^ Доступность опыта проявляется в том, что он может быть успешно использован учителями географии в любой общеобразовательной школе, где имеется компьютерный класс и соответствующие мультимедийные продукты и программы


^ II. Технология опыта


Новое время ставит перед школой новые задачи. Стратегия модернизации общего образования ставит перед выпускником задачи «использовать приобретенный в школе опыт в реальной жизни, за рамками учебного процесса».

В педагогический обиход прочно входит новое понятие – компетентностный подход. Одним из направлений общеучебных умений и навыков является  учебно-информационные.  Поэтому за основу своей деятельности я взяла компьютерные технологии, которые в большей степени способствуют повышению эффективности процесса образования и воспитанию социально – активной личности.

^ Целью моей деятельности является формирование общеучебных умений и навыков на  уроках  географии с использованием компьютерных технологий.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

  • способствовать овладению учащимся прочными и глубокими знаниями;

  • развивать познавательные процессы;

  • содействовать творческому развитию каждого ученика;

  • способствовать воспитанию социально – активной личности. 

  • выпускник должен обладать умениями получать информацию из различных источников, обрабатывать ее с помощью логических операций и применять в реальных ситуациях.

В МОУ «Алексеевская СОШ» есть все необходимые условия достижения поставленных целей. Материальная база коммуникационных средств находится на высоком уровне: в школе имеется 23 компьютера Pentium, 2 компьютерных класса с локальной сетью, специальный выделенный канал Интернет. 10 компьютеров – мультимедиа со звуковым сопровождением, цветные принтеры, сканеры, 3 видео – проектора.

В 2007 году для кабинета географии было получено информационное оборудование: слайды, СD-диски по предмету, кассеты для видеомагнитофона.

Эффективность образовательного процесса в информационном пространстве на уроках  географии можно проследить через различные виды деятельности ее участников:

-         использование электронных учебников;

-         учебные презентации;

-         слайд – тестирование;

-         компьютерные игры;

-         компьютерные тесты.

Благодаря мультимедиа – технологиям учебный материал представлен ярко и увлекательно в виде  разнообразных носителей информации, что способствует мотивации учебной деятельности школьников. В этом случае обучение строится в рамках личностно – ориентированной модели, учитывающей индивидуальные темпы усвоения знаний и умений, уровень сложности и интереса.

Программные средства (MS Power Point) позволяют быстро создать компьютерные слайды,  тем самым оживить урок и сделать его доступным для восприятия.

Одним из видов работы – создание презентаций, которые позволяют решить следующие информационные задачи:

-         формируются умения и навыки критического мышления в условиях работы с большими объемами информации;

-         формирование навыков самостоятельной работы с учебным материалом с использованием ИКТ;

-         формирование навыков  работы в команде, умение сформулировать задачу и оперативно ее решить.

Так для успешного усвоения программного материала в 11 классах при изучении темы «Регионы мира» я предлагаю ребятам оформить защиту реферата с помощью презентации. Ученик не просто излагает сухие факты, каждый факт, гипотеза доказывается с помощью фотографий, схем, таблиц. Благодаря этому виду работы урок оживляется, ребята имеют возможность не только слушать, но видеть прекрасные уголки нашей земли. Материал ограничивается не учебными статьями, а свежими новостями, благодаря интернет-ресурсам. 
^

Варианты использования учебных проектов с использованием технологии Intel Microsoft


Тип проекта

Содержание

Презентация -
объяснения нового материала

Заранее созданная презентация заменяет классную доску при объяснении нового материала для фиксации внимания учащихся на каких-либо иллюстрациях, данных, формулах

Наглядная демонстрация процесса

Наглядная демонстрация процесса (построение диаграмм, таблиц, построение географических карт и т.д.), которую невозможно или достаточно сложно провести с помощью плакатов или школьной доски

Презентация по результатам выполнения индивидуальных и групповых проектов

Подготовка учениками (самостоятельно или в группе) презентаций для сопровождения собственного доклада.
Создание фотоальбомов, как отчётов о проведённых группой учеников исследованиях в рамках деятельности по проекту

Совместное изучение источников и материалов

Совместное изучение информационных источников и материалов урока (мультимедийных энциклопедий, отсканированных графических изображений или полученных из Интернета материалов)

Корректировка и тестирование знаний

Проведение дополнительных знаний в компьютерном классе, когда отставшие или отсутствующие учащиеся самостоятельно изучают материал на основе презентаций.
Работа с тестирующими системами и тренажёрами



Для самоконтроля, оценивание своей учебной деятельности и учебной деятельности одноклассников используются  на  уроках географии  контролирующие программы.

Проверка знаний при компьютерном обучении проводится  автоматически, что, во-первых, экономит время, а во-вторых, позволяет снять человеческий фактор при оценке работ, делая результат более объективным.

При работе с обучающими дисками после изученного материала, я использую проверку знаний автоматически (эта программа заложена в каждом СD в меню «Практика» и «Тесты»). Оценка выставляется объективно, списывание не допускается, так как каждый ученик работает за персональным компьютером и у каждого школьника своя тестовая работа. Такие контролирующие программы можно применять на различных этапах урока: проверка домашнего задания, закрепление материала, контрольное тестирование.

Данный подход позволил достигнуть следующих результатов:

-         повысился процент обучающихся на повышенные отметки с 34,2 до 42,6%;

-         результативность выпускных экзаменов по географии в 9 классе(2008 год) по выбору в форме тестирования составил успеваемость- 100%, качество знаний – 66,6%;

Использование проверки знаний при компьютерном обучении на уроках географии позволили улучшить обработку изучаемого материала, сократить объем домашнего задания, уменьшив при этом учебную нагрузку на учащихся, способствуют  развитию наглядно – образного  мышления – все эти перечисленные факторы ведут к эффективности обучения.

Работая не один год, я убедилась, что компьютерная технология развивает идеи программированного обучения, открывает совершенно новые, еще не исследованные технологические варианты обучения, связанные с уникальными возможностями современных компьютеров. Во-первых, это экономит время. Во-вторых, дает возможность многосторонней и комплексной проверки знаний учащихся. В-третьих, повышение мотивации обучения, усиление интереса учащихся к урокам. В-четвертых, работая на компьютере, каждый учащийся выбирает свой темп работы; одни учащиеся понимают нас с полуслова, а другим требуется повторять одно и тоже несколько раз. Диалог ученика с машиной происходит индивидуально.

Можно назвать и ряд других преимуществ, почему мы должны использовать компьютер на уроках географии. Использование компьютера на уроках необходимо вводить не вместо, а наряду с другими современными технологиями.

Ученик должен уметь самостоятельно анализировать, сравнивать, описывать, а для этого ему нужно уметь говорить. Поэтому только машинный контроль знаний учащихся для школы не подходит. Конечно, никакая даже самая умная программа не способна заменить наблюдения в природе, использование отрывков из художественных произведений при описании природы. А вот, например, спустится на дно Мирового океана или увидеть общую циркуляцию атмосферы из космоса, доведется далеко не каждому. Вот именно в познании этих уголков Земли компьютер станет ученику и учителю верным помощником. При изучении географии материков и океанов, я широко использую трехразмерный виртуальный атлас Земли. В одну секунду любой ученик может оказаться в пустыне, исследовать дно Марианской впадины, познакомиться с природой джунглей или саванны, услышать голоса обезьян и других животных. Поверьте, ни одно текстовое сообщение не заменит увиденное благодаря программированному обучению.

Готовясь к «компьютерным» урокам и проводя их, я выделила несколько, на мой взгляд, основных направлений:

^ 1.Демонстрация материалов: наглядных пособий и карт.

  • Карта - это язык географии. Но не все они соответствуют современному уровню развития географии. Некоторые карты не соответствуют времени (особенно экономические и политические карты), а некоторых карт нет вообще. А с помощью мультимедиа можно легко превратить в демонстрационные карты небольших размеров, взятых из современных зарубежных и отечественных атласов. Любое изображение можно показать как плоским так и объемным, как статичным, так и динамичным. Стало возможным показывать аэрокосмические и фотоснимки, схемы, таблицы, графики. На уроках я часто использую видеофильмы (н-р, для учащихся 7 класса фильм «Чудеса природы», для учеников 8 класса фильм «Рапсодия Северного Кавказа» и др.) Надо отметить, что показ может быть как полным так и несколько минут - только самые яркие сюжеты. По насыщенности слайдами и фрагментами фильмов очень богат мультимедиа для учащихся 6 класса «География. Начальный курс. 6класс». Это правильно, так как учителю именно на начальном этапе изучения географии необходимо вызвать интерес к изучаемому предмету. Поэтому использование на уроке демонстрационных средств способствует формированию у детей образных представлений, а на их основе - понятий. Причем эффективность работы со слайдами, картинами и другими демонстрационными материалами будет намного выше, если дополнять их показом таблиц, схем.

Очень увлекает ребят работа с интерактивной доской. Так при изучении темы в 7 классе «Страны Северной Европы», ребята с большим удовольствием демонстрировали фрагменты стран Северной Европы, вспомнили атрибуты страны, природу. Работая «мышкой» и компьютерным карандашом ребята смело создавали виртуальную карту Европы.

^ 2. Показ процессов

Географические процессы, о которых должны иметь представление учащиеся, разнообразны и многочисленны (н-р, движение земной коры, климатические и почвообразующие процессы, атмосферное давление и многое другое). Порой уходит много времени, чтобы объяснить, доказать. Здесь на помощь учителю приходит так называемые активные элементы мультимедиа (слайды, анимация, построение картографических проекций, построение изолиний и статистических поверхностей). Облегчается задача учителя, он выполняет роль координатора. Сбывается поговорка: лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. А так как у детей преобладает зрительная память над слуховой, то результат превосходит все ожидания.

^ 3. Геоинформатическое обучение

В результате использования компьютерной технологии осуществляется геоинформатическое обучение. Всего за 45 мин времени можно получить самые разнообразные сведения, причем это не просто сухое изложение фактов или текст, а красочное музыкальное сопровождение услышанного: извержение вулканов, течение рек, население материков и так можно перечислять бесконечно. Также оно продолжается и при подготовке домашнего задания, которое я стараюсь дать дифференцировано. Это

рефераты, работа в Интернете, работа со словарем. В любом случае происходит накопление и систематизация географической информации за пределами школьного учебника.

^ 4. Проверка знаний

Здесь возможны различные подходы: тесты, с последующей отметкой, индивидуальные задания, работа со словарем, задания на знание географической номенклатуры (опция меню «Практика», причем в каждом классе.) Каждый учитель в процессе подготовки к уроку часто готовит различный раздаточный материал для эффективного усвоения материала. Текстовый редактор Microsoft Word 2000 прежде всего и предназначен для того, чтобы выполнять эту работу быстро и качественно оформленную, удовлетворяющую всем эстетическим требованиям.

Тестирующие программы позволяют ученикам систематизировать географические знания. В такие программы включены следующие типы заданий:

  • - нацеленные на выявление объема знаний по географии,

  • - умению читать карты,

  • - по хронологии,

  • - организующие сравнение и обобщение материала,

  • - на выявление признаков тех или понятий,

  • - вопросы на эрудицию.

На сегодня составлены и используются тесты с 6 по 10 класы по различным темам. Например, для 6-х классов "Самое, самое...", 7-х классов "Южные материки", 8-х классов - "Воды суши", 9-х кл. - "МОК", 10-х кл.- "Мировое хозяйство".

^ 5.Индивидуальная самостоятельная работа учащихся.

С каждым годом увеличивается число учащихся, владеющих компьютерными технологиями и выполняющих с их помощью замечательные работы. Радует то, что дети, у которых есть доступ в Интернет, активно используют интернет-ресурсы. Информацию, полученную таким образом можно использовать в школьных научных обществах, при написании творческих работ или при подготовке к экзаменам.

При этом надо признать, успешное и быстрое внедрение компьютерных технологий в преподавании любого предмета возможно лишь при оснащении всеми необходимыми компьютерными программами, а также атрибутов: хорошо, если в каждом кабинете будет стоять компьютер и экран для показа слайдов. Но необходимо помнить, что обучение, предполагающее для детей работу с компьютером, надо проводить с безусловным соблюдением санитарных норм, позволяющих полностью исключить вредное воздействие компьютерной техники на учеников.

Каждый урок или этап обучения требует своего типа программных средств. При построении учебных программ по географии следует помнить, что:

- на уроках освоения нового материала нужна демонстрационная программа, которая позволит в доступной, яркой, наглядной форме довести до учащихся теоретический материал;

- на уроке закрепления целесообразно использовать программы-контролеры, где учащиеся закрепляют полученные знания и необходимые навыки по данной теме;

- на контрольном уроке, используя ПК, учитель может тщательно проверить, насколько ученик усвоил большой объем пройденного материала;

-на уроках-практикумах учащиеся совершенствуют свои умения сопоставлять карты, заполнять таблицы, делать выводы, работать со статистическими таблицами.

^ Для успешной работы на своих уроках, я применяю такие электронные версии учебников:

  • Начальный курс географии, 6 класс, автор Петрова Н.Н.;

  • География. Наш дом – Земля, 7 класс, автор Душина И.В. и др.;

  • География. Природа России, 8 класс, автор Раковская Э.М.

  • География. Хозяйство России,9 класс ,автор И.Н. Дроно

На уроках географии можно использовать различные мультимедийные диски по предмету, однако наибольший интерес у меня вызывают курсы 6-7 классов. Их достоинства:

  1. Понятный и доступный интерфейс позволяет легко ориентироваться в программе, находить нужные темы и работать с ними;

  2. В программах каждая тема подробно озвучивается диктором;

  3. Каждый курс содержит богатую библиотеку мультимедиа (слайды, фильмы, анимацию, звук и т. д.), которая позволяет правильно воспринимать те или иные природные объекты или явления, придаёт процессу обучения эмоциональный характер;

  4. Весь материал поставлен в систему, т.е. каждая тема рассматривается в следующей последовательности: теория, практика, контроль, что позволяет приобрести, закрепить и проверить знания;

  5. Содержание тем курсов соответствует Государственному стандарту образования и учебникам по географии 6, 7 классов. Таким образом, можно не бояться, что дети что-то пропустят;

  6. Очень интересно подобраны задания в разделе практика, каждое из них имеет мультимедийное сопровождение, что непосредственно активизирует деятельность детей, заставляет их выполнять следующие задания, а иногда возвращаться к уже выполненным;

  7. В разделе контроль используются тесты с картинкой. Если вопрос правильный, то открывается часть картинки, если нет, то появляется расплывчатое изображение. После решения теста компьютер ставит отметку учащемуся. Таким образом, это позволяет учителю оценить знания ученика объективно;

  8. Мультимедийные курсы также имеют электронные адреса нужных сайтов в интернете, и если компьютер подключён к всемирной паутине, то можно прямо не выходя из программы по географии отправиться в путешествия по информационной сети, а значит получить дополнительные данные по тем или иным вопросам.

  9. Курсы 6, 7 классов также имеют и огромную текстовую информацию, картинки, схемы и др., которые могут быть использованы для написания рефератов, создания тематических презентаций и даже целых проектов.

Эффективность таких уроков очевидна. Они является информационно-объемными. Информация хранится и преподаётся в очень удобной и эстетичной форме. Реализация принципа наглядности является наиболее оптимальной. Происходит достаточно полное усвоение материала урока учащимися, что подтверждается результатами проверки знаний. Важно, что материал урока легко поддаётся перезаписи и воспроизведению любым учителем, что способствует обмену опытом между предметниками.

^ Использование электронных энциклопедий

Каждому учителю в своей педагогической практике необходимо использовать современные знания по тем или иным научным дисциплинам. Особенно острой эта проблема стоит в курсах географии 9 и 10 классах, и здесь на помощь учителю и учащимся могут прийти современные электронные энциклопедии. Именно они во многом помогают учащимся получить достоверные современные знания. На мой взгляд, хорошую помощь оказывает Большая Российская энциклопедия Кирилла и Мефодия 2005 г. В ней содержится материал, необходимый для изучения школьного курса географии:

  1. Статьи, в которых описываются страны и их столицы, крупные города, народы, животные и растения, знаменитые люди и достижения человечества, флаги и многое другое;

  2. Множество фотографий зданий, городов, достопримечательностей мира, народов, рек, озёр, горных систем, равнин и прочее;

  3. Имеется программа, при помощи которой можно определить время в любой точке Земного шара;

  4. Имеется встроенный географический атлас, причём достаточно нажать на любой объект на его картах при помощи мыши, и он появится перед вами с описанием и фотографиями. Таким образом, можно осуществлять целые путешествия по миру;

  5. Таблицы и схемы. Например, таблица крупных компаний мира и их деятельность за десятилетие;

  6. Специальные тематические викторины.
^

Использование компьютерных игр по географии


Часто учителя затрудняются в выборе заданий, вопросов при проведении контроля или закрепления изученного материала. Да и сам контроль, кроме того, сам по себе болезненно воспринимается учащимися. Именно поэтому я, для того чтобы разнообразить этот процесс, ввожу элементы игры и использую нетрадиционные формы - собственно разработанные игры - теле-шоу. Выполняются данные игры при помощи компьютера в программе Power Point, которая идеально для этого подходит. В основном на своих уроках я использую аналог телевизионной игры - "Кто хочет стать миллионером?", конечно же, адаптированным к использованию в школе. Называется эта игра "Кто хочет стать отличником?". Для наглядности и объёмности изображения вместо монитора компьютера используется проектор. Компьютерные игры по географии позволяют сделать закрепление материала и контроль знаний интересным и, несомненно, привлекающим особое внимание учащихся.

^ Использование мультимедийных путеводителей

На уроках изучения нового материала или при закреплении пройденного материала я использую мультимедийные путеводители – интерактивная справочная информация по какому-либо объекту природы с красочными фотографиями, видеороликами; мультимедийные энциклопедии - интерактивная справочная информация с включением красочной графики, анимации, звуковых эффектов.

Я уверенна, что для успешной (не на словах, а на деле!) интеграции учебного процесса и, помимо простого желания этим заниматься, немаловажное значение имеют следующие практические действия:

1.соответствующий уровень подготовки учителя географии и учащихся в плане информационных технологий;

2. хорошее оснащение кабинета географии (школы) компьютерной техникой;

3. организация качественного доступа к Интернету.

Только наличие всех этих моментов обуславливает полноценное проведение уроков географии с применением компьютерной технологии, в рамках которых можно

 создавать презентации;

принимать участие в интернет-конкурсах по географии;

 сформировать и пополнять список интернет-ресурсов по географии;

 создавать простейшие электронные географические карты, например, с помощью программы “Геоэкстремум”;

 разрабатывать веб-сайты по географии;

 принимать участие в школьных интернет-конференциях и чатах, посвященных географии;

участвовать в географических форумах тестироваться по географии в он-лайновом режиме;

обмениваться по электронной почте результатами работы по созданию презентаций и веб-сайтов, а руководителю-консультировать весь этот процесс и контролировать  отдельные этапы работы;

 проводить дистанционное обучение с организацией элективных/профильных курсов по разным областям географии.

В заключении следует сказать, что современные информационные технологии требуют формирования интеллектуальных умений, обучения способам и приемам рациональной умственной деятельности, позволяющей эффективно использовать обширную информацию, которая все более доступна. Выпускник должен обладать умениями получать информацию из различных источников, обрабатывать ее с помощью логических операций и применять в реальных ситуациях.

^ Результативность опыта

В процессе работы по использованию информационно-компьютерной технологии для формирования общеучебных умений и навыков учащихся на уроках географии очевидны положительные результаты.

1.В классах, где я работаю, снизилось количество учеников, работающих на репродуктивном уровне, а количество учащихся, способных выполнять задания с применением компьютерных программ возросло.

2.За годы работы по данной проблеме уровень образовательной подготовки учащихся (процент обучающихся на «4» и «5» при 100% успеваемости) вырос на 12 %.

3. Наблюдается позитивная динамика учебных достижений обучающихся одного и того же класса

Класс 6Б 7Б 8Б Качество знаний

Уровень обученности

Успеваемость 100% 100% 100%


^ Качество знаний учащихся за последние 3 года


Учебный год

Успеваемость,%

^ Качество знаний,%

2006-2007

100




2007-2008

100




2008-2009

100

66,6


Максимальное использование компьютерной технологии для формирования общеучебных умений и навыков учащихся на уроках географии обеспечило их рост в учебных и внеурочных достижениях


Ф.И. учащегося

Год

Класс

Мероприятия

Занятое место

Уровень

Чобиток Анна

2007

9

Районная олимпиада по географии

3

муниципальный

Зорькина Алиса

2007

10

Районная олимпиада по географии

1

муниципальный

Группа учащихся

2007

8

Областной проект «Думай, решай, действуй»

1

муниципальный

Группа учащихся

2009

9

Областной проект «Думай, решай, действуй»

1

муниципальный

Группа учащихся

2009

8-10

Всероссийская заочная олимпиада по биологии

участие

всероссийский

Группа учащихся

2009

6-11

Заочная олимпиада эрудитов

Участие

(вошли в 100 лучших команд Белгородской области)

всероссийский

Чобиток Анна

2008

9

Защита проекта «Природное наследие»

4

муниципальный


Главным результатом моей педагогической деятельности считаю создание ситуации успеха - создание обстановки, располагающей ученика к деятельности, вызывающей положительные эмоции и направленной на то, чтобы ученик обязательно справился с работой. Используемые с этой целью активные формы и методы обучения различны, но назначение их одно: сделать сложное простым и доступным.


Литература:

1. А.М. Берлянт. Картографические презентации как учебные пособия // «География в школе», 2003, №6.

2 Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. Пособие студ. педвуз. И системы повыш. квалиф. пед. кадров / Е.С. Полат, М.Ю.Бухаркина, М.В.Моиссеева, А.Е.Петров: Под. Ред. Е.С. Полат.- М.: Издательский центр «Академия», 1999.-224с.

3. Большая энциклопедия «Кирилла и Мефодия» в 8 томах ,2002. / www. km. ru

Скачать, 354.14kb.
Поиск по сайту:

Добавить текст на свой сайт
Загрузка...


База данных защищена авторским правом ©ДуГендокс 2000-2014
При копировании материала укажите ссылку
наши контакты
DoGendocs.ru
Рейтинг@Mail.ru