Загрузка...
Категории:

Загрузка...

Н. М. Кропотина компьютерные технологии в преподавании маркетинга

Загрузка...
Поиск по сайту:


Скачать 95.27 Kb.
Дата19.03.2012
Размер95.27 Kb.
ТипДокументы
Подобный материал:

Н. М. Кропотина


КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРЕПОДАВАНИИ МАРКЕТИНГА


Современные достижения в науке и технике, преобразования в области экономики и менеджмента оказывают влияние на объем и содержание знаний, умений и навыков, которыми должны владеть специалисты. Госу­дарственные образовательные стандарты среднего профессионального об­разования специальностей 0600 группы, в рамках которых изучается дисциплина «Маркетинг», требуют от выпускника владения компьютерными методами сбора, хранения и обработки информации, применяемыми в сфере его профессиональной деятельности. Следовательно, умение использовать компьютер для решения профессиональных и учебных задач становится обязательным компонентом подготовки специалиста.

Будущие специалисты должны обладать системой знаний и умений, позволяющих грамотно использовать компьютерные технологии в будущей профессиональной деятельности. Применение компьютерных технологий в преподавании маркетинга дает возможность приблизить обучение к реальной схеме работы в рыночных условиях, где требуется оперативное получение, обработка и использование информации для принятия опти­мальных маркетинговых решений на основе анализа рынка.

Основой подготовки преподавателя к использованию компьютерных технологий в учебном процессе служат принципы дидактики, определяю­щие требования к содержанию, методам, организационным формам и средствам обучения. Информация должна эффективно использоваться на каждом конкретном этапе учебного процесса в каждый момент деятельно­сти преподавателя и студента. Отдавая должное компьютерной технике, необходимо отметить, что при изучении и преподавании маркетинга целе­сообразно использовать аудио- и видеосредства. Особенности современ­ной компьютерной техники таковы, что аудио- и видеосредства получают дополнительные возможности за счет подключения их к компьютерным системам. Речь идет о системах мультимедиа. Существует широкий спектр компонентов мультимедиа, позволяющих существенно повысить эффек­тивность учебного процесса путем применения интенсивно развивающих­ся технологий обучения. Это определяет выбор методов, организационных форм и средств обучения, которые должны обеспечивать активность по­знавательной деятельности студентов, когда все их внимание сосредоточи­вается на сути изучаемого явления или процесса, а не на компьютере, ко­торый выступает в качестве средства обучения.

Один из аспектов использования компьютерных технологий — приме­нение электронного учебника (ЭУ) в процессе обучения, который представ­ляет собой совокупность теоретического, справочно-информационного, практического материала и заданий для тренинга, контроля и оценки каче­ства усвоения знаний. Электронный учебник формируется с помощью спе­циальных программ, позволяющих представить информацию в виде тексто­вого, графического изображения, а также мультимедийных звуковых и ви­деоэффектов, что способствует лучшему усвоению изучаемого материала.

Работу с ЭУ рассмотрим на примере учебника по дисциплине «Мар­кетинг», подготовленного для студентов Белоярского политехнического колледжа. Учебник разработан в среде визуального программирования Delphi- После установки программы ее можно запустить с жесткого диска либо с CD-ROM. При автозапуске программы выводится главная форма ЗУ, на которой отражены названия тем (модулей). При выборе темы от­крывается перечень вопросов. Определившись с нужным вопросом, от­крываем форму с содержанием текста, который нельзя редактировать. Текст квантован, т. е. разбит на законченные смысловые порции. Цветом выделены ключевые слова, определения. По ходу изучения теоретического материала вниманию пользователя предлагаются иллюстрации, графики, таблицы, анимированные рисунки, имеющие звуковое сопровождение, что способствует развитию таких важных качеств, как интуиция, образное мышление. Каждая тема содержит набор практических заданий различной степени сложности, тест для контроля усвоения знаний, перечень изучае­мых терминов, их определение и пояснение, перечень учебных пособий и периодических изданий с информацией по данной теме. Электронный учебник предельно прост в использовании. Есть возможность вывести на печать необходимую информацию, быстро вернуться к любой теме, рисун­ку и т. д., работать в режиме самоконтроля и контроля студентов со сторо­ны преподавателя по каждой теме и по курсу в целом.

Электронный учебник имеет дидактические преимущества по сравне­нию с традиционным:

  • в технологии мультимедиа создается обучающая среда с ярким и наглядным представлением информации;

  • осуществляется интеграция значительных объемов информации на едином носителе;

  • предоставляется возможность выбора индивидуальной схемы изуче­ния материала;

  • осуществляется обратная связь через систему тестов, что позволяет корректировать процесс изучения материала.

Электронный учебник можно эффективно использовать на лекциях и практических занятиях в аудитории и в зале электронной библиотеки для организации самостоятельной работы студентов в оптимальном режиме и в удобное для них время. В зависимости от уровня подготовки студента, его профессиональных интересов можно обратиться к указанной в ЭУ ли­тературе для более широкого понимания изучаемой темы. Литературу можно запросить здесь же в библиотеке. Таким образом, студент работает в удобной информационной среде, что стимулирует его познавательную деятельность, усиливает мотивацию к обучению и самообразованию.

Кроме этого, с помощью ЭУ стало возможным более эффективно ис­пользовать Интернет - на страницах учебника можно делать ссылки на тематические Wеb-странички. Таким образом, студенты могут получать ин формацию из глобальной информационной сети Интернет.

Важность привития умений и навыков работы в сети Интернет в процессе преподавания маркетинга трудно переоценить. Дело в том, что, согласно классической теории, под маркетингом принято понимать систему знаний, направленную на управление потребительским спросом с позиции производителя товаров или услуг. Поэтому важно знать мнение потреби­теля о товаре или услуге, уровень потребности в данном товаре (степень насыщения рынка товаром), отношение покупателя к цене, способу оплаты или доставки и др. Кроме того, у потребителя возможно нет информации о необходимом ему товаре, его может не устроить упаковка и т. д. Задача маркетинга— выявить и устранить возникающий дисбаланс, свести его до минимально возможного уровня.

Обычно маркетологи тщательно изучают рынок, внимательно анали­зируют опыт конкурирующих организаций, изучают спрос, проводят рек­ламные кампании. В результате этих мероприятий нужно «понять» поку­пателя, выяснить, какие именно действия следует предпринять, чтобы по­высить спрос, и как это сделать с наибольшей эффективностью. Карди­нально меняется работа маркетолога при использовании глобальной ин­формационной сети Интернет. Основное отличие рынка электронной ком­мерции от обычного рынка заключается в том, что здесь потребитель и производитель находятся на равных условиях. Выяснить у пользователя Интернета его мнение о предлагаемом товаре не составляет труда, причем сделать это можно очень оперативно. Обработать полученные таким путем статистические данные также относительно просто, собранная же в ре­зультате информация всегда будет свежей и актуальной. Именно это и поз­волит производителю гибко менять свою маркетинговую политику в зави­симости от меняющихся обстоятельств - не только рыночных условий во­обще, но и колебаний спроса в частности, поскольку в данном случае маркетолог с высокой степенью достоверности знает причины этих колебаний. Следовательно, при изучении соответствующих тем дисциплины «Маркетинг» необходимо ориентировать студентов на работу в сети Интернет, отработку приемов маркетинговой деятельности.

Понятие маркетинговой деятельности с применением электронных и компьютерных технологий гораздо шире, чем простое изучение потреби­тельского спроса. Интернет открывает перед предприятием возможность не только организовать эффективную обратную связь с покупателем и опе­ративно изучать его потребности, но и необычайно гибко менять собствен­ные маркетинговые планы и рекламные проекты в соответствии с меня­ющейся экономической ситуацией. Интернет - незаменимый инструмент для получения свежей маркетинговой информации. Он многократно пре­восходит и органично дополняет в этом отношении традиционные средст­ва массовой информации, а также представляет собой оптимальный способ поиска потенциальных партнеров и инвесторов. И наконец, использование Интернета значительно сокращает накладные расходы по продвижению товаров и услуг с сохранением требуемой эффективности, резко снижает риск капиталовложений, делая этот риск управляемым. Поэтому обучение работе в Интернете является необходимой составляющей будущей про­фессиональной деятельности. Причем эта составляющая со временем будет все более весомой, так как число российских пользователей Интернета возрастает и по прогнозам к 2003 г. достигнет 15 млн.

Интернет предоставляет громадные возможности выбора источников информации. Преподавателю при организации учебного процесса в ауди­тории и самостоятельной работы студентов необходимо учитывать осо­бенности получения информации из сети Интернет. Если студента не обу­чить методам получения информации, то первые неудачи могут охладить желание работать в этом направлении. Поэтому преподаватели информа­ционных технологий подготовили в качестве методической помощи сту­дентам программу специальных курсов, помогающих освоить поисковые возможности Интернета. В библиотеке имеются учебные пособия и спра­вочные материалы по работе в Интернет, практикумы по Интернет-техно­логиям. Для получения дополнительных знаний в области маркетинга можно использовать достаточно широкий перечень литературы по элек­тронной коммерции, Интернет-маркетингу.

В Белоярском политехническом колледже обеспечена возможность работы с ресурсами Интернета в зале электронной библиотеки, в Интер­нет-клубе, на курсах дополнительного образования, практических заняти­ях, при выполнении проектных работ по заданию преподавателя. Но толь­ко этих видов деятельности становится недостаточно. Все в большей сте­пени выделяются студенты, самостоятельно работающие в сети Интернет в Домашних условиях, на рабочем месте, особенно если при решении про­изводственных задач в период практики необходимо использовать ресурсы Интернета. Это стимулирует преподавателя использовать дифференциро­ванный подход к организации самостоятельной работы студентов, чтобы эффективнее управлять процессом их обучения.

Успешное применение современных компьютерных технологий тре­бует от преподавателя проработки на высоком научно-методическом уровне следующих вопросов:

• отбор содержания обучения в соответствии с дидактическими свой­ствами и возможностями компьютерных технологий;

  • прогноз возможного воздействия компьютерных средств обучения на характер мышления и поведения студентов;

  • выбор способов сочетания и интеграции компьютерных средств
    обучения с традиционными.

Конкретные приемы использования компьютерных технологий организации познавательной деятельности студентов определяются особенностями изучаемой дисциплины, уровнем сложности поставлен» -преподавателем задачи. Цель преподавателя - помочь студенту, используя компьютерные средства обучения, наиболее эффективно организовать свою учебно-познавательную деятельность, рационально планировать и осуществлять самостоятельную работу, а также обеспечивать формиро­вание общеучебных умений и навыков. Но возможности компьютеров не нужно переоценивать, так как передача информации сама по себе не обес­печивает передачи знания, поэтому компьютерные технологии следует рассматривать как очень эффективное, но вспомогательное средство обу­чения и организации самостоятельной работы.

Обобщая вышеизложенное, можно отметить, что применение компь­ютерных технологий в преподавании маркетинга позволяет:

  • расширить и углубить знания в области будущей профессиональной деятельности специалиста, раскрыть его творческий потенциал, развить познавательные способности;

  • сформировать умение оптимизации таких видов деятельности, как сбор, систематизация, хранение, поиск, обработка и представление инфор­мации, что является необходимым в маркетинговой деятельности и имеет общеучебное значение;

  • значительно повысить эффективность усвоения информации в про­цессе обучения и расширить возможности ее получения.

Кроме того, использование компьютерных технологий позволяет бо­лее полно реализовать педагогические цели, в первую очередь те из них, которые направлены на развитие личности обучаемого, подготовку его к самостоятельной продуктивной деятельности в условиях информацион­ного общества. Это предполагает помимо передачи информации и зало­женных в ней знаний:

  • развитие конструктивного, алгоритмического мышления благодаря особенностям общения с компьютером;

  • развитие творческого мышления за счет уменьшения доли репро­дуктивной деятельности;

  • развитие коммуникативных способностей на основе выполнения со­вместных проектов;

  • формирование умений принятия оптимальных решений в сложной ситуации (в ходе компьютерных деловых игр и работы с программами-тре­нажерами);

  • развитие навыков исследовательской деятельности (при работе с моделирующими программами);

  • формирование информационной культуры, умений осуществлять обработку информации (при использовании текстовых, графических и таб­личных редакторов, локальных и сетевых баз данных).

Поэтому вполне закономерно, что современные концепции образова­ния в нашей стране все в большей степени ориентируются на организаци­онные идеи, дидактические принципы и требования, связанные с широким применением компьютерных технологий.

Скачать, 18.49kb.
Поиск по сайту:

Добавить текст на свой сайт
Загрузка...


База данных защищена авторским правом ©ДуГендокс 2000-2014
При копировании материала укажите ссылку
наши контакты
DoGendocs.ru
Рейтинг@Mail.ru