Загрузка...
Категории:

Загрузка...

Программа дисциплины маркетинг составлена Высшей международной школой управления для подготовки менеджеров высшей квалификации по программе Мастер делового администрирования

Загрузка...
Поиск по сайту:


Скачать 174.5 Kb.
Дата19.03.2012
Размер174.5 Kb.
ТипПрограмма дисциплины
Содержание
3. Объем дисциплины по видам учебной работы и формы контроля
Виды занятий и формы контроля
4. Содержание дисциплины
Семинары, час.
Тема 1. Введение в маркетинг. Процесс управления маркетингом на предприятии
Тема 2. Маркетинговая информационная система. Маркетинговые исследования
Самостоятельная работа
Тема 4. Поведение покупателей на потребительских и деловых рынках
Тема 5. Стратегия целевого маркетинга
Тема 6. Управление товарным ассортиментом. Разработка нового товара
Тема 7. Политика и стратегии ценообразования
Тема 8. Оптовые и розничные торговые посредники. Управление дистрибуцией
Тема 9. Управление системой продвижения и маркетинговыми коммуникациями
Темы курсовых работ и рефератов
Подобный материал:



Министерство образования Российской Федерации

Санкт-Петербургский государственный политехнический университет


УТВЕРЖДАЮ



Директор МВШУ

_____________ Окороков В.Р.

“_____” ____________2003г.




ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ


МАРКЕТИНГ


Составлена Высшей международной школой управления

для подготовки менеджеров высшей квалификации по программе

Мастер делового администрирования»


Санкт-Петербург


2003

1. Цели изучения дисциплины


Маркетинг – это экономическая дисциплина, в рамках которой изучаются процессы и методология исследования рыночных возможностей развития фирмы и их активного использования для достижения целей фирмы.

Целью курса является получение знаний и развитие навыков планирования маркетинга, проведения маркетинговых исследований, изучения потребительских рынков и маркетинговой среды, позиционирования фирмы и ее товаров на рынке сбыта, разработки комплекса маркетинговых мероприятий, включающих в себя разработку новых товаров/услуг, формирование ценовой политики и системы дистрибуции, разработку комплекса мероприятий по продвижению товаров на рынке сбыта.

По окончании данного курса слушатели получают:

  • ПРЕДСТАВЛЕНИЕ о маркетинге, его основных функциях и сфере применения, роли маркетинга в деятельности предприятий и жизни общества;

  • ЗНАНИЯ теоретических основ управления маркетингом на предприятии, стратегических и тактических приемов маркетинговой деятельности;

  • НАВЫКИ исследования маркетинговой среды, сегментирования и профилирования рынка, товарного позиционирования, формирования комплекса маркетинга.


2. Место дисциплины в учебном плане

Преподавание дисциплины ведется для слушателей MBA.

Изучение базируется на знаниях, полученных слушателями при освоении дисциплин «Макроэкономика», «Микроэкономика», «Экономика фирмы», а также общенаучных и других специальных дисциплин.

Знания и навыки, полученные при изучении данной дисциплины, потребуются студентам при изучении большинства специальных экономических дисциплин, в том числе «Международный маркетинг», «Логистика».


^ 3. Объем дисциплины по видам учебной работы и формы контроля


Виды занятий и формы контроля


^ Виды занятий и формы контроля

Семестр

IV

Лекции, ч/сем

16

Практические занятия, ч/сем

5

Лабораторные занятия, ч/сем



Самостоятельная работа, ч/сем

11

Контрольные работы

1

Зачет



Экзамен

1



Общая трудоемкость дисциплин составляет 32 час.


^ 4. Содержание дисциплины


4.1. Разделы дисциплин и виды занятий


п/п

Наименование темы

Лекции, час.

^ Семинары, час.

Самост. работа, час

1

Введение в маркетинг. Процесс управления маркетингом на предприятии

2





2

Маркетинговая информационная система. Маркетинговые исследования

2

1



3

Анализ маркетинговой среды. Конкуренция и стратегии конкурентной борьбы

2



2

4

Поведение покупателей на потребительских и деловых рынках

2





5

Стратегия целевого маркетинга

1

1

2

6

Управление товарным ассортиментом. Разработка нового товара

2

1

1

7

Политика и стратегии ценообразования

1



2

8

Оптовые и розничные посредники. Управление дистрибуцией

2

1

2

9

Управление системой продвижения и маркетинговыми коммуникациями

2

1

2
Итого

16

5

11

Всего

32



4.2. Содержание разделов дисциплины

^
Тема 1. Введение в маркетинг. Процесс управления маркетингом на предприятии

Определение маркетинга. Основные понятия маркетинга: нужда, потребность, спрос, товар, обмен, сделка, рынок. Управление маркетингом, или маркетинг-менеджмент. Пять концепций управления маркетинговой деятельностью: снижение производственных затрат, совершенствование товара, интенсификация сбыта, концепция маркетинга, концепция социально-этического маркетинга. Три точки зрения на маркетинг: покупатель – продавец – гражданин. Социальные цели и критика маркетинга. Использование маркетинга коммерческими и некоммерческими организациями.

Основные этапы процесса управления маркетингом на предприятии. Выявление, анализ и оценка маркетинговых возможностей фирмы. Оценка емкости рынка. Сегментирование рынка. Стратегии охвата рынка, выбор целевых сегментов рынка. Потребительские предпочтения и товарное позиционирование. Комплекс маркетинга (маркетинг-микс). Концепция четырех «P». Реализация маркетинговых мероприятий: система планирования маркетинга и организация маркетинговой службы: по функциям, по географическому принципу, по товарным линиям, по рынкам. Система контроля маркетинга.

^
Тема 2. Маркетинговая информационная система. Маркетинговые исследования

Определение маркетинговой информационной системы (МИС). Общая схема МИС и ее подсистемы. Предпосылки формирования МИС на предприятии. Подсистема внутренней отчетности предприятия. Подсистема сбора текущей внешней маркетинговой информации (подсистема маркетинговой разведки). Подсистема анализа маркетинговой информации.

Подсистема маркетинговых исследований. Виды и темы маркетинговых исследований. Этапы маркетинговых исследований. Источники сбора данных. Методы исследований и сбора информации. Инструменты исследований. Проблемы, возникающие при сборе маркетинговой информации.


Тема 3. Анализ маркетинговой среды. Конкуренция и стратегии конкурентной борьбы

Понятия маркетинговой среды. Микро- и макросреда. Основные факторы микросреды, влияющие на фирму. Внутренняя среда фирмы. Внешнее окружение фирмы.

Виды конкуренции: внутри сегмента, со стороны новых конкурентов и товаров-заменителей, при монополии поставщиков или покупателей. Виды конкуренции при усилении рыночного влияния покупателей и поставщиков. Концепции отраслевой и рыночной конкуренции. Типы конкурентных рынков и их характеристики. Анализ деятельности конкурентов. SWOT-анализ. Модели ответных действий конкурентов. Стратегии конкурентной борьбы: лидеры рынка, претенденты на лидерство, фирмы-последователи, обители рыночных ниш.

^ Самостоятельная работа:

Основные факторы макросреды, влияющие на фирму: социально-демографические, экономические, экологические, научно-технические, политико-правовые, культурные.

^
Тема 4. Поведение покупателей на потребительских и деловых рынках

Понятие потребительского рынка. Модель поведения конечного потребителя. Факторы, влияющие на поведение потребителя: культурные, социальные, личностные, поведенческие. Стратификация общества по классам (высший, средний, низший) в России и США. Процесс принятия потребителем решения о покупке товара: осознание проблемы, поиск информации, оценка вариантов, решение о покупке, реакция на покупку. Варианты использования товара покупателем после приобретения.

Понятия делового рынка, институционального рынка и рынка государственных организаций. Сравнительная характеристика деловых и потребительских рынков. Понятие организационных закупок и их виды. Лица, принимающие решения о покупках. Структура закупочного центра. Основные факторы, влияющие на поведение покупателей на деловых рынках: внешние, организационные, межличностных отношений, личностные. Стадии процесса принятия решения покупателем об осуществлении организационной закупке.

^
Тема 5. Стратегия целевого маркетинга

Понятия массового, товарно-дифференцированного и целевого маркетинга и их характеристика. Основные этапы целевого маркетинга. Понятия сегмента рынка и рыночной ниши. Структура потребительских предпочтений. Процедура сегментирования рынка. Критерии сегментирования рынка: географические, демографические, психографические, поведенческие. Стратегия охвата рынка и выбор целевых сегментов рынка. Позиционирование товара на рынке.

^
Тема 6. Управление товарным ассортиментом. Разработка нового товара

Понятия товара и товарной единицы. Три уровня товара. Классификация потребительских товаров: товары повседневного спроса, предварительного выбора, особого спроса, пассивного спроса. Товары промышленного назначения: материалы и детали, капитальные сооружения, прочие товары.

Коммерческие риски при разработке нового товара. Виды товаров-новинок. Диффузия товара-новинки. Этапы жизненного цикла товара (ЖЦТ): внедрение, рост, зрелость, упадок. Сравнительная характеристика этапов ЖЦТ по критериям дохода, издержек и прибыли, категориям потребителей и уровню конкуренции. Маркетинговые стратегии на различных этапах ЖЦТ. Неклассические кривые ЖЦТ.


Самостоятельная работа:

Понятие товарной линии и товарного ассортимента. Характеристика товарного ассортимента. Анализ товарных линий и управление ассортиментом. Понятия торговой марки и брэнда. Решения относительно торговой марки. Упаковка и этикетка.

Стадии разработки нового товара: от идеи до комплексной подготовки коммерческого производства товара.

^
Тема 7. Политика и стратегии ценообразования

Состав и структура цена товара. Цели ценовой политики. Основные виды стратегий ценообразования. Стадии процесса ценообразования: постановка целей, изучение спроса, оценка издержек, анализ цен конкурентов, выбор метода ценообразования, определение конечной цены товара. Методы ценообразования: затратные («издержки + надбавка», обеспечение целевой прибыли), на основе воспринимаемой ценности товара, следования за конкурентом, метод тендерного ценообразования.

^
Тема 8. Оптовые и розничные торговые посредники. Управление дистрибуцией

Понятие и виды каналов распределения. Функция дистрибьютера. Потоки внутри канала распределения. Уровни канала.

Понятия розничной торговли и розничного торговца. Классификация розничных торговцев. Альянсы и объединения в розничной торговле. Маркетинговые решения розничных торговцев. Мерчандайзинг: планировка и дизайн магазина, POS-материалы, space-management.

Понятия оптовой торговли и оптового торговца. Функции оптовых посредников. Классификация оптовых посредников. Маркетинговые решения оптовых торговцев. Логистика и маркетинг: складирование, транспортировка, управление запасами, прием заказов.

Самостоятельная работа:

Проектирование канала: постановка целей, выбор посредников, определение длины канала, оценка различных вариантов системы распределения. Управление каналом распределения: отбор, налаживание отношений и обучение посредников, мотивация, оценка деятельности посредников и корректировка соглашений. Виды систем распределения. Улаживание конфликтов в системе распределения.

^
Тема 9. Управление системой продвижения и маркетинговыми коммуникациями

Система маркетинговых коммуникаций: реклама, стимулирование сбыта, связи с общественностью, личные продажи, прямой маркетинг. Стадии процесса построения эффективных маркетинговых коммуникаций. Комплекс продвижения товара (promotion-mix). Разработка и управление рекламной кампанией. Концепция пяти «М» рекламы.

Понятие личных продаж. Функции торгового представителя. Типы торговых представителей. Принцип активных продаж. Некоторые методики активных продаж. Эффективные переговоры.

Самостоятельная работа:

Проектирование отдела продаж: постановка целей, разработка стратегии, формирование структуры отдела продаж, определение штата, система вознаграждения. Управление торговым персоналом: поиск и отбор торговых представителей, обучение персонала, организация и мотивация персонала, оценка работы персонала. Виды и классификация promotion-акций. Этапы управление стимулированием сбыта. Виды и классификация PR-акций. Этапы управления связями с общественностью.


^ ТЕМЫ КУРСОВЫХ РАБОТ И РЕФЕРАТОВ


1. Маркетинг как философия и инструментарий предпринимательства.

2. Роль маркетинга в рыночных преобразованиях российской экономики.

3. Сравнительный анализ концепции маркетинга.

4. Понятие и сущность маркетинга. Его цели и функции.

5. Некоммерческий маркетинг: специфика и сфера применения.

6. Эволюция стратегий маркетинга.

7. Система маркетинга и ее особенности в России.

8. Методы исследования рынков.

9. Проблема прогнозирования в маркетинге. ,

10.Концепция «жизненного цикла» товара. Разработка продукции.

11.Конкурентные стратегии предприятий. ^.Сегментирование рынков как стратегия маркетинга.

13.Ценовая политика в системе маркетинга.

14.Товарная политика в системе маркетинга.

15.Смешанный маркетинг (маркетинг-микс) и маркетинговый контроль.

16.Методы формирования спроса.

17.Сбыт и продвижение продукции.

18.Реклама как инструмент формирования спроса и стимулирования сбыта.

19. Проблема коммуникационной и коммерческой эффективности рекламы.

20. Организация и деятельность маркетинговой службы предприятия.

21.Маркетинговая коммуникация.

22.Международный маркетинг.

23.Специфика международного маркетинга в России.

24.Контроллинг в системе маркетинга.

25.Государственное регулирование маркетинга.


7. Рекомендуемая литература


Основная литература

Ф. Котлер. Маркетинг менеджмент. – СПб.: Питер, 2003. – 752 с.

  1. Котлер Ф. Маркетинг менеджмент. Экспресс-курс. – СПб.: Питер, 2001.

  2. Маркетинг / У. Руделиус и др. – М.: ДеНово, 2001. – 706 с.

  3. Маркетинг: Учебник для вузов / Г.Л. Багиев, В.М. Тарасевич, Х.Анн. – М.: ОАО «Изд-во “Экономика”», 1999. – 703 с.

  4. Фатхутдинов Р.А. Стратегический маркетинг. – СПб.: Питер, 2002. – 448 с.


Дополнительная литература

  1. Г.А. Черчилль. Маркетинговые исследования. – СПб.: Питер, 2002. – 752 с.

  2. Бернет Дж., Мориарти С. Маркетинговые коммуникации: интегрированный подход. – СПб.: Питер, 2001. – 864 с.

  3. Штерн Л.В., Эль-Ансари А.И., Кофлап Э.Т. Маркетинговые каналы. – М.: Изд. дом «Вильямс», 2002. – 624 с.

  4. Дэй Д. Стратегический маркетинг. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002. – 640 с.

  5. Маркетинг: энциклопедия. / Под ред. М. Бейкера. – СПб.: Питер, 2002. – 1200с.

  6. Дж. О’Шонесси. Конкурентный маркетинг: стратегический подход. – СПб.: Питер, 2001. – 864 с.

  7. Классика маркетинга / Сост. Энис Б.М., Коис И.Т., Моива М.П. – СПб.: Питер, 2001. – 752 с.


Вопросы к экзамену по маркетингу


  1. Определение маркетинга и базовых понятий маркетинга (нужда, потребность, спрос, обмен, сделка, рынок)

  2. Перечислить и охарактеризовать основные концепции маркетинга

  3. Общественная роль маркетинга. Использование маркетинга различными организациями

  4. Раскрыть понятие управления маркетингом и охарактеризовать основные этапы этого процесса

  5. Как производится анализ маркетинговых возможностей (выявление новых рынков и оценка маркетинговых возможностей)

  6. Как производится отбор целевых рынков. Сегментирование рынка. Позиционирование товара

  7. Раскрыть понятие комплекса маркетинга и дать характеристику его основным элементам.

  8. Определение и характеристика маркетинговой информационной системы (МИС). Системы внутренней отчетности и сбора внешней информации

  9. Система маркетинговых исследований в фирме. Основные этапы маркетинговых исследований. Методы и инструменты маркетинговых исследований

  10. Понятие маркетинговой среды и ее составляющие. Основные факторы макросреды

  11. Дать характеристику основным видам конкуренции на современных рынках. Межотраслевая конкуренция

  12. Анализ деятельности конкурентов: основные подходы и методы

  13. Стратегии конкурентной борьбы: стратегии лидеров рынка и претендентов на лидерство

  14. Стратегии конкурентной борьбы: стратегии рыночных последователей и обитателей рыночных ниш

  15. Модель поведения покупателя на потребительском рынке и основные группы факторы, влияющие на его поведение

  16. Характеристика основных групп факторов, влияющих на поведение потребителя

  17. Процесс принятия покупателей решения о покупке: основные этапы и их характеристика

  18. Виды организационных закупок. Характеристика деловых рынков.

  19. Основные факторы, влияющие на поведение покупателей на деловых рынках.

  20. Структура центра закупок. Стадии процесса организационных закупок

  21. Стратегический квадрат. Стратегии обороны, наступления, фланговой атаки и партизанской войны. Кто и когда выбирает такую стратегию и какими принципами должен руководствоваться. Примеры таких стратегий

  22. Что такое концепция дифференцирования. Как сформулировать уникальное торговое предложение (УТП). Способы дифференцирования (широта ассортимента, цена, лидерство и пр.). Примеры

  23. Понятие товара и товарной единицы. Различные уровни товара. Классификация товаров

  24. Товарная линия. Управление товарным ассортиментом. ABC-классификация

  25. Торговая марка (брэнд). Основные решения о торговой марке. Упаковка и этикетка

  26. Коммерческие риски, возникающие при разработке нового товара. Стадии разработки нового товара

  27. Жизненный цикл товара: основные стадии и их характеристика

  28. Состав и структура цены. Ценовая политика и стратегии ценообразования

  29. Этапы процесса ценообразования и их характеристика

  30. Розничная торговля. Классификация розничных торговцев и их характеристика

  31. Виды организаций и объединений в розничной торговле. Основные маркетинговые решения розничного торговца

  32. Оптовая торговля. Классификация оптовых торговцев и их характеристика

  33. Система распределения и каналы распределения. Потоки в канале распределения и функции дистрибьютора. Уровни канала распределения. Проектирование канала распределения: основные этапы и их характеристика.

  34. Управление каналом распределения: основные решения. Виды маркетинговых систем и управление конфликтами в маркетинговых системах

  35. Коммуникативный процесс и его основные этапы. Средства и каналы коммуникации

  36. Концепция «пяти М» рекламы. Этапы разработки и управления рекламной кампанией

  37. Стимулирование сбыта и связи с общественностью: функции, средства, этапы планирования

  38. Личные продажи и функции торгового персонала. Этапы организации работы торгового персонала

  39. Этапы управления работой торгового персонала. Принципы личных продаж




Скачать, 52.59kb.
Поиск по сайту:

Добавить текст на свой сайт
Загрузка...


База данных защищена авторским правом ©ДуГендокс 2000-2014
При копировании материала укажите ссылку
наши контакты
DoGendocs.ru
Рейтинг@Mail.ru