Категории:

На этапе перехода к рыночным отношениям многие предприятия, утратив государственную поддержку, стали самостоятельными субъектами экономической жизни

Поиск по сайту:


страница1/10
Дата19.03.2012
Размер1.3 Mb.
ТипДокументы
Содержание
1. Теоретическиеосновы управления затратами
Плановая себестоимость.
Нормативная себестоимость.
Отчетная (фактическая) себестоимость.
1.2.Классификация затрат по экономической однородности.
1.3 Финансово-экономические рычаги снижения себестоимости продукции.
Резервы увеличения производства
Резервы сокращения затрат
Резервы экономии накладных
Дополнительные затраты на освоение
Эмиссия ценных бумаг
Привлечение банковского кредита
Коммерческое кредитование фирм
Инвестиционный налоговый кредит
Финансирование организации путем предоставления бюджетного кредита
2. Методический инструментарий управления затратами на предприятии
2.2. Приемы и методы операционного менеджмента, используемые в управлении затратами
2.3. Методы оперативной диагностики как инструмент управления затратами
3. Совершенствование механизма управления затратами оао «электроагрегат»
3.2. Управление затратами с помощью операционного анализа
...
Полное содержание
Подобный материал:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10




ВВЕДЕНИЕ


На этапе перехода к рыночным отношениям многие предприятия, утратив государственную поддержку, стали самостоятельными субъектами экономической жизни. Вопросы выбора вида деятельности, организации производственного процесса, выпуска и сбыта готовой продукции стали прерогативой самих предприятий. В условиях самофинансирования основной задачей для предприятий стала задача получения прибыли в размере, достаточном для воспроизводственного процесса. Основным условием увеличения прибыли предприятия является снижение издержек производства и сбыта продукции, в частности себестоимости выпускаемой продукции. Поэтому вопросы управления затратами являются весьма актуальными для предприятий.

Данная тема занимает важное место в процессе производства и реализации, так как в итоге от грамотного, рационального распределения затрат зависит финансовый результат (прибыль/убыток) деятельности фирмы, он то и является главной целью всего процесса.


С каждым днем данная проблема становится более актуальной, ведь с появлением новой техники, разработкой новых технологий, использованием более качественных и прочных материалов конкуренция на рынке становится более жесткой, и требуется постоянно идти в ногу со временем, а и то и на шаг впереди, изобретая более рациональные и простые пути решения задач. Процесс поиска новых решений должен быть непрерывен. Важнейшую роль играет информация, а вернее быстрота ее получения и реагирования на изменения. Информация должна быть полной, достоверной, многогранной: как о внутреннем состоянии фирмы (проблемы, возникающие, к примеру, в процессе производства, должны решаться оперативно), о состоянии рынка (спрос и предложение, и др.).

Процесс учета затрат в сфере производства и обращения имеет многовековую историю. Уже в средние века на английских мануфактурах сформировалась система финансового учета. В Англии участники гильдий использовали подробную информацию о стоимости материалов и труда, чтобы удостоверить клиентов в качестве и других достоинствах продукта.

Целью данной курсовой работы является разработка мероприятий, повышающих эффективность управления затратами на предприятии.

Достижение поставленной цели обеспечивается решением следующих задач:

- определить затраты как управляемую экономическую категорию;

- рассмотреть концептуальные основы управления затратами;

- изучить основные приемы и методы управления затратами предприятия;

- применить изученные методы и приемы в усовершенствовании управления затратами предприятия ОАО «Электроагрегат».

Объектом данного исследования являются затраты предприятия на производство продукции.

Предметом исследования является процесс управления затратами.

На предприятии ОАО «Электроагрегат» осуществляется только планирование затрат и общий их учет через распределение по элементам затрат. Поэтому новизна рассматриваемой работы заключается в попытке практического применения таких важных элементов системы управления затратами, как анализ затрат, их учет по методу Директ-Костинг и контроль за их уровнем.


^ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ЗАТРАТАМИ


1.1.Планирование себестоимости производства и реализации продукции предприятия.


Отношение в нашей стране к себестоимости продукции как экономической категории заслуживает отдельного исследования. Были времена, когда она оценивалась как качественный синтетический показатель работы целых отраслей промышленности и, когда считалось, что себестоимость вообще не может служить показателем хозяйственной деятельности. Однако, современные условия требуют более тщательного рассмотрения себестоимости, так как формирование цен на рынке достигается под воздействием спроса и предложения, что требует постоянного движения и поиска путей уменьшения затрат на производство продукции. Себестоимость продукции (работ, услуг) представляет собой стоимостную оценку используемых в процессе производства продукции (работ, услуг) природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других затрат на ее производство и реализацию. В РФ в различных отраслях хозяйственной деятельности предусмотрен определенный порядок включения затрат в состав себестоимости выпускаемой продукции, работ, услуг. Этот порядок регламентируется ''Положением о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли'', утвержденным Постановлением Правительства РФ от 05.08.92г. № 552б со всеми изменениями и дополнениями.

Регламентация состава затрат, включаемых в себестоимость носит исторический характер, т.е. во многом определяется налоговой политикой государства на конкретном этапе развития экономики страны. Некоторые виды затрат, к примеру, расходы на рекламу, представительские расходы включаются в себестоимость в пределах норм, утвержденных в установленном порядке.

В настоящее время предприятия рассчитывают себестоимость выпускаемой продукции по полным затратам, которая обычно служит для них нижней границей цены предложения, и откорректированную себестоимость для целей налогообложения (налоговую себестоимость). Откорректированная себестоимость будет всегда ниже фактической, а разница между данными показателями должна покрываться только за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия.

Приведем перечень затрат, которые могут включаться в себестоимость:

  • Затраты непосредственно связанные с производством продукции, работ, услуг, включая материальные и трудовые затраты работников, занятых производством продукции, выполнением работ и оказанием услуг, контролем качества и пр.;

  • Затраты, связанные с использованием природных ресурсов;

  • Затраты на освоение подготовку производства (по этому разделу не включаются в с/стоимость продукции затраты в том случае, если они финансируются из других источников или необходимость их возникла из-за дефектов работников сторонних организаций.

  • Затраты на совершенствование техники и технологий, улучшение качества продукции (однако затраты, связанные с переоснащением производства, созданием новых видов продукции в с/стоимость продукции не включаются, а вот с изобретательством и рационализацией – включаются);

  • Затраты по обслуживанию производственного процесса;

  • Затраты по обеспечению нормальных условий труда (техника безопасности);

  • Затраты, связанные с содержанием и эксплуатацией природно-охранных объектов (платежи за предельно допустимые нормы осуществляются из себестоимости продукции, а сверх нормативов – за счет прибыли);

  • Затраты, связанные с управлением производством;

  • Затраты, связанные с подготовкой и переподготовкой кадров (расходы, связанные с содержанием учебных заведений в с/стоимость продукции не включаются);

  • Затраты на оплату процентов по полученным кредитам банков, процентов за отсрочки, предоставленные поставщикам за товарно-материальные ценности;

  • Затраты, связанные со сбытом продукции;

  • Амортизационные отчисления (согласно нормам);

  • Лизинговые платежи и плата за аренду объектов основных производственных фондов;

  • Налоги, сборы и другие обязательные отчисления, производимые в соответствии с законодательством;

  • Другие виды затрат в соответствии с законодательством.

На практике предприятия в целом различают два вида себестоимости: производственную и полную. Производственная себестоимость включает в себя материальные затраты на технологические нужды, затраты на заработную плату основных производственных рабочих и общепроизводственные расходы. Эти затраты определяют с/стоимость товарной продукции и незавершенного производства. Полная себестоимость продукции представляет собой сумму себестоимости товарной продукции коммерческих и административных расходов за расчетный период (эти расходы относятся на себестоимость реализованной продукции). Помимо видов существуют формы себестоимости, которые может принимать каждый ее вид.

  1. ^ Плановая себестоимость. Определяет работу предприятия на определенный плановый период. Обычно рассчитывается на год с разбивкой по кварталам. В ее основе лежат усредненные нормы различных видов ресурсов, плановая себестоимость является по сути максимально допустимой величиной, отклонение от которой в большую сторону является недопустимым для предприятия.

  2. ^ Нормативная себестоимость. В отличие от плановой рассчитывается на основе текущих норм расхода материальных и трудовых ресурсов столько раз в год, сколько раз происходит изменение данных норм и нормативов.

  3. ^ Отчетная (фактическая) себестоимость. Определяется по фактическим затратам на производство и реализацию продукции и характеризует степень выполнения плана за отчетный период. Отклонения отчетной себестоимости от плановой могут и не зависеть от работы предприятия (изменение цен на сырье, материалы, тарифов на электроэнергию, и пр.).


^ 1.2.Классификация затрат по экономической однородности.


В процессе производства и реализации продукции возникает необходимость в затратах для обеспечения множества связанных с этим процессом функций. По экономической однородности затраты делятся на пять элементов:

    • Материальные затраты (за вычетом стоимости возвратных отходов);

    • Затраты на оплату труда (з/плата всех категорий работников и другие выплаты в виде мат. Помощи, надбавки к пенсиям и др.);

    • Отчисления на социальные нужды;

    • Амортизация основных фондов;

    • Прочие затраты;

Классификация едина для всех отраслей промышленности. Возвратные отходы вычитаются из материальных затрат по той или иной оценке. Не относятся к отходам попутная продукция, которая исключается из затрат на производство основного продукта по цене или по себестоимости при раздельном способе ее производства. Особо следует отметить затраты на проведение сложных видов ремонта основных производственных фондов. Средства, образующие этот фонд, равномерно включаются в себестоимость продукции (работ, услуг) в составе элемента ''Прочие затраты''. В остальных случаях затраты на проведение всех видов ремонтов (текущих, средних, капитальных) включаются в себестоимость продукции по соответствующим элементам затрат.

Классификация затрат по экономическим элементам служит основой для разработки сметы затрат на производство; она позволяет определить общую потребность предприятия в однородных ресурсах, используется для расчета структуры себестоимости продукции по отраслям.

В процессе производства продукции затраты возникают в различных производственных и непроизводственных сферах, они содержат разные по экономическому содержанию затраты, которые зависят от характера изготовления изделий, выполнения работ, технологии и организации труда. Таким образом возникает необходимость в классификации затрат не только по их однородным элементам, но и по месту их возникновения или по статьям затрат.

Классификация затрат по статьям калькуляции имеет существенные отличия по отраслям промышленности, отражая их специфику. Вместе с тем действует типовая номенклатура статей, в которую включаются:

  • Сырье и материалы;

  • Возвратные отходы (вычитаются);

  • Покупные изделия полуфабрикаты и услуги производственного характера сторонних организаций;

  • Топливо и энергия на технологические цели;

  • Заработная плата производственных рабочих;

  • Отчисления на социальные нужды;

  • Общепроизводственные расходы;

  • Потери от брака;

  • Прочие производственные расходы;

  • Коммерческие расходы.

По отношению к производству затраты разделяют производственные и коммерческие. К первым относятся все затраты, непосредственно связанные с изготовлением продукции. Они образуют производственную себестоимость. Коммерческие затраты- затраты, связанные с реализацией готовой продукции.

Производительные и непроизводительные затраты: производительные расходы целесообразны и оправданы в данных условиях производства. Непроизводственные – образуются в связи с недостатками в технологии и организации производства, с потерями от брака, простоями, недостачами, и, как правило, отражаются только в фактической калькуляции.

По способу отнесения на себестоимость отдельных продуктов выделяют прямые и косвенные затраты. Прямые это экономически однородные расходы, относящиеся на себестоимость конкретного вида продукции прямо, в соответствии с соответственными нормами и нормативами. Это расходы на сырье и основные материалы, зарплата производственных рабочих, отчисления на социальные нужды.

Косвенные затраты – расходы, которые рассчитываются не по отдельным изделиям по принципу прямой принадлежности, так как они связаны с изготовлением нескольких видов продукции или разными стадиями ее изготовления. Это расходы на содержание машин и оборудования, на подготовку и освоение производства, потери от брака, общепроизводственные (оплата труда аппарата управления цехов, амортизация и текущий ремонт зданий и др.), общехозяйственные (оплата труда аппарата управления предприятием, канцелярские, расходы на содержание зданий заводского управления и др.), прочие производственные расходы.

По экономическому содержанию затраты делятся на накладные и основные. Основные – затраты, непосредственно связанные с технологическим процессом изготовления продукции и неизбежные при любых условиях и характере производства, вне зависимости от форм и уровня организации управления. Это затраты на сырье, материалы, топливо, энергию и т.д. Накладные расходы не связаны непосредственно с технологическим процессом изготовления продукции, а образуются под влиянием определенных условий работы организации, управлению и обслуживанию производства.

По степени экономической однородности различают простые и комплексные статьи затрат. Простые (однородные) – затраты, состоящие из одного экономического элемента: сырье, материалы, топливо, энергия и др. Сложные (комплексные) – затраты, включающие несколько разнородных экономических элементов, имеющих одинаковое целевое назначение: расходы на содержание и эксплуатацию машин и оборудования, общепроизводственные, общехозяйственные расходы, потери от брака и др.

Большую роль в планировании и калькулировании себестоимости, а также, как показала практика, в ценообразовании играет структура себестоимости. Под структурой себестоимости понимается соотношение различных элементов или статей затрат в общей сумме затрат на производство и реализацию продукции. Структура себестоимости может определяться на основе классификации затрат по экономически однородным элементам и статьям калькуляции. Отнесение той или иной отрасли к одной из групп (материалоемкие, трудоемкие, энергоемкие, фодоемкие) позволяет установить резервы и источники, за счет которых можно обеспечить снижение себестоимости продукции. Структура себестоимости может изменяться под рядом факторов, вытекающих из условий работы отдельных отраслей предприятия. На структуру себестоимости влияет размещение предприятий относительно источником сырья, топлива и пр.

На этапе планирования информация об издержках производства необходима для принятия управленческих решений при закупке средств производства, организации самого производства и сбыта готовой продукции. При проведении закупок, заключении договоров о поставках необходимо решение следующих задач: определение предельного уровня цен, при котором закупки рентабельны; анализ информации о целесообразности собственного производства комплектующих деталей и полуфабрикатов или поставки их со стороны; расчет оптимального размера запасов сырья и материалов, способов их поставки и размеров партий.

Необходимым условием планирования себестоимости является планирование постоянных и переменных затрат, определение размера экономических запасов. Причем нужно постоянно искать пути снижения постоянных затрат, ведь их снижение понижает себестоимость продукции, а переменные затраты зависят от объема выпуска, и не влияют на с/стоимость единицы продукции. Планирование переменных затрат осуществляется двумя взаимодополняющими методами:

  • По эмпирическим нормам расхода на единицу продукции:

Установление нормы переменных затрат на единицу выпускаемой продукции позволяет определить суммарный объем затрат на объем выпуска. При неизменной стоимости переменных затрат их величина может быть определена по формуле:

VCp=R х Ip,

где

VCp – плановая сумма переменных затрат (в денежном выражении);

R(rate) - норма затрат на единицу продукции (в денежном выражении);

Ip (issue) – плановый объем выпуска (в натуральном выражении).

  • По фактическим данным за истекший период о себестоимости продукции:

Если есть возможность опираться на фактические данные, то VCp можно рассчитать следующим образом:

VCp= VCf* Ip/ If,

где

VCf- фактическая сумма переменных затрат в отчетном периоде;

If – фактический объем выпуска в отчетном периоде в натуральном выражении.

Положительная разница между плановой величиной переменных затрат, рассчитанных на базе отчетных данных, и плановой величиной переменных затрат, определенной на основе норм расхода, свидетельствует о перерасходе в отчетном периоде. Отрицательная разница говорит об экономии, следовательно, есть повод пересмотреть нормы расхода. При нестабильной экономической ситуации планирование затрат затруднено. Необходимо учитывать уровень инфляции и возможность изменения платежеспособного спроса, также ряд других факторов.

На постоянные затраты может влиять объем выпуска, значительные изменения в объемах выпуска могут вызвать значительные изменения в себестоимости продукции и как следствие повлиять на финансовый результат.

При планировании постоянных затрат перед предприятием стоят следующие задачи:

  • Определение необходимого объема выпуска и реализации продукции, при котором достигается окупаемость переменных и постоянных затрат;

  • Расчет необходимой величины постоянных затрат и сопоставление их с реальными производственными возможностями.

Для определения минимального объема выпуска продукции рассчитывают порог рентабельности:

ПР=FC/(P- VCr),

где

ПР – порог рентабельности

FC – постоянные затраты;

P(proceeds) – выручка от реализации;

VCr(relative) – переменные затраты в относительном выражении.

Изменение постоянных затрат могут происходить под воздействием внешних условий: повышения цен и тарифов, переоценки основных фондов, изменения норм амортизационных отчислений и т.п. Влияние этих условий не поддается планированию, поэтому за этим процессом нужен строгий конроль, и при необходимости принятие решения о повышение цен.

Оптимизировать прибыль можно изменяя соотношение переменных и постоянных затрат. Это называется эффектом производственного рычага. Сила воздействия производственного рычага определяется по формуле:

Рpl=(Р – VC)/Pr,

где

Ppl(power of production lever) – сила производственного рычага;

Pr(profit)- прибыль от реализации.

Показатель силы производственного рычага определяет, во сколько раз возрастет прибыль при 1%-ом росте выручки от реализации продукции (чем больше доля постоянных затрат в структуре общих издержек, там сильнее сила воздействия производственного рычага.

Обладая такими данными можно определить рост прибыли при увеличении объема выпуска продукции.

В отечественной практике все затраты на производство и реализацию продукции по их экономическому содержанию планируются по элементам затрат. В рамках внутрифирменного планирования она необходима для целей финансового управления. С получением выручки восстанавливаются производственные запасы в форме текущих активов для обеспечения непрерывного процесса производства. Планирование затрат по элементам осуществляется с помощью сметы затрат на производство. С планированием затрат по товарному выпуску связано планирование затрат на реализованную продукцию. Плановая величина затрат на реализованную продукцию определяется по формуле:

Зр=Онп+Стп-Окп,

где

Зр – затраты на реализованную продукцию по полной плановой себестоимости;

Стп – плановая полная себестоимость товарного выпуска;

Онп – остатки готовой нереализованной продукции по фактической производственной себестоимости на начало планового периода;

Окп – остатки готовой нереализованной продукции по плановой производственной себестоимости на конец планового периода.

Непременно условие: совпадение планового периода с отчетным, для прогноза налоговых выплат и для обеспечения платежей денежными ресурсами.

Состав остатков готовой продукции зависит от метода учета выручки от реализации продукции на предприятии. Если моментом отгрузки считается дата фактической отгрузки продукции и выписки платежных документов, то остатки нереализованной продукции на начало планового периода совпадают с фактическими складскими запасами готовой продукции. Оценка остатков на начало планового периода осуществляется по фактической производственной себестоимости отчетного периода.

В остатках продукции на конец планового периода учитывается только плановая величина остатков готовой продукции по плановой производственной себестоимости.

Производственные запасы оказывают двоякое влияние на финансовое состояние предприятия. Запасы дают возможность удовлетворять возрастающий спрос, дают свободу в составлении плана и пр. с другой стороны при формировании крупных заказов происходит омертвление капитала. Нужно выделять дополнительные средства на хранение продукции, следить за сроком годности продукции. Для определения оптимального объема заказа используют формулу Уильсона:

З=√2РС/В,

Где З – оптимальный размер заказа;

Р – расход запасов;

С – стоимость выполнения заказа;

В – время расхода заказа.

^ 1.3 Финансово-экономические рычаги снижения себестоимости продукции.


Основными источниками резервов снижения себестоимости промышленной продукции (P↓C) являются:

1)увеличение объема ее производства за счет более полного использования производственной мощности предприятия (P↑VBП);

2)сокращение затрат на ее производство (Р↓З) за счет повышения уровня производительности труда, экономного использования сырья, материалов, электроэнергии, топлива, оборудования, сокращение непроизводительных расходов, производственного брака и т.д.

величина резерва снижения себестоимости единицы продукции может быть определена по формуле:

P↓C=Св – Сф=(Зф-Р↓З+Зд)/( VBПф+Р↑ VBП) – Зф/ VBПф,

Где Сф и Св – фактический и возможный уровень себестоимости единицы продукции соответственно;

Зф – фактические затраты на производство продукции;

Р↓З – резерв сокращения затрат на производство продукции;

Зд-дополнительные затраты, необходимые для усвоения резервов увеличения производства продукции;

VBПф, Р↑VBП – соответственно фактический объем и резерв увеличения выпуска продукции.

^ Резервы увеличения производства продукции выявляются в процессе анализа выполнения производственной программы. При увеличении объема производства продукции на имеющихся производственных мощностях возрастают только переменные затраты, сумма постоянных расходов, как правило, не изменяется, в результате чего снижается себестоимость изделий.

^ Резервы сокращения затрат устанавливаются по каждой статье расходов за счет конкретных инновационных мероприятий (внедрение новой техники и технологий и пр.), которые способствуют экономии заработной платы, сырья, материалов, энергии и т.д.) Например, резерв снижения материальных затрат (Р↓МЗ) на производство запланированного выпуска продукции за счет внедрения новых технологий и пр. можно определить следующим образом:

Р↓МЗ= (УР1 – УР0)*VВПпл*Цпл,

УР0, УР1 – расход материальных ресурсов на единицу продукции соответственно до и после внедрения инновационных мероприятий;

Цпл – плановые цены на материалы.

^ Резервы экономии накладных расходов выявляются на основе их факторного анализа по каждой статье затрат за счет разумного сокращения аппарата управления, экономного использования средств на командировки, почтово-телеграфные и канцелярские расходы, сокращение потерь от порчи материалов и готовой продукции, оплаты простоев и др.)

^ Дополнительные затраты на освоение резервов увеличения производства продукции подсчитываются отдельно по каждому ее виду. Это в основном зарплата за дополнительный выпуск продукции, дополнительный расход сырья, материалов, энергии и прочих переменных расходов, которые изменяются пропорционально объему производства продукции. Для установления их величины необходимо резерв увеличения выпуска продукции i-го вида умножить на фактический уровень удельных переменных затрат: Зд = Р↑ VBПi*biф

Одним из направлений поиска резервов сокращения затрат на производство продукции РПП и увеличения прибыли является выбор и замена оборудования. Допустим, что выполнить какую-либо операцию или процесс можно одним из двух вариантов оборудования

Минимизации затрат и увеличению прибыли содействует оптимизация выбора между собственным производством и приобретением комплектующих деталей, запасных частей, полуфабрикатов и т.д.

Для окончательного принятия решения нужно учитывать такие факторы, как мощность предприятия, качество продукции, колебания объемов, создание или сокращение рабочих мест и т.д.

Важным источником сокращения затрат и увеличения суммы прибыли является выбор оптимальной технологии производства. Возникает вопрос: стоит ли налаживать собственное производства или использовать услуги, товары сторонних поставщиков, это в большей степени зависит от объема планируемого выпуска продукции, если он достаточно большой, то выгоднее – первый вариант, наоборот – второй.

Важным резервом снижения себестоимости продукции является более полное использование производственной мощности предприятия. Дополнительный заказ позволяет значительно снизить себестоимость единицы продукции за счет наращивания объема производства и вместо убытков получить прибыль. Это достигается за счет сокращения постоянных затрат на единицу продукции: на основе деления затрат на постоянные и переменные минимизируется величина затрат, что позволяет снизить себестоимость продукции и получить прибыль. Это доказывает необходимость расчета при планировании затрат (в частности БДР) маржинальной прибыли предприятия, которая показывает разницу между совокупным доходом и переменными издержками, тем самым определяя сумму возможных постоянных затрат и прибыли. Большой удельный вес постоянных затрат сигнализирует о том, что нужно искать источники их снижения или расширять производство, имея при этом, естественно рынки сбыта.

Финансовые ресурсы фирмы можно определить как совокупность собственных денежных доходов и поступлений извне, находящихся в распоряжении фирмы и предназначенных для выполнения ее финансовых обязательств, финансирования текущих затрат и затрат, связанных с расширением производства.

Финансовые ресурсы по своему происхождению делятся на собственные и заемные.

Собственные финансовые ресурсы фирмы

Внутренние источники

Внешние источники

Прибыль, остающаяся в распоряжении фирмы

Дополнительные взносы средств в уставный капитал

Амортизационные отчисления

Дополнительная эмиссия и реализация акций




Получение безвозмездной финансовой помощи




Прочие внешние источники формирования финансовых ресурсов

Большую роль в составе внутренних источников играет прибыль, остающаяся в распоряжении фирмы, которая распределяется решением руководящих органов на цели накопления (развитие, расширение производства и др.) и потребления. Амортизационные отчисления представляют собой денежное выражение стоимости износа основных средств и нематериальных активов и являются источником финансирования как простого так и расширенного воспроизводства.

В составе привлеченных источников формирования собственных финансовых ресурсов основная роль принадлежит дополнительной эмиссии ценных бумаг, посредством которого происходит увеличение уставного капитала фирмы, а также привлечение дополнительного складочного капитала, путем дополнительных взносов средств в уставный фонд.

Безвозмездная финансовая помощь появляется в получении бюджетных ассигнований на безвозвратной основе.

К прочим источникам могут относиться бесплатно передаваемые фирмам материальные и нематериальные активы, включаемые в состав их баланса. В условиях рыночной экономики производственно-хозяйственная деятельность фирмы невозможна без использования заемных средств, к которым относятся:

  • Кредиты банков

  • Заемные средства других предприятий и организация

  • Средства от выпуска и продажи облигаций фирмы

  • Средства внебюджетных фондов

  • Бюджетные ассигнования на возвратной основе и др.

Привлечение заемных средств позволяет фирме ускорять оборачиваемость оборотных средств, увеличивать объемы совершаемых хозяйственных операций, сокращать незавершенное производство. Но однако следует помнить, что заемные средства рано или поздно нужно возвращать, и до тех пор пока размер дополнительного дохода, обеспеченного привлечением заемных ресурсов, перекрывает затраты по обслуживанию кредита, финансовое положение фирмы остается устойчивым. Если фирма не справляется со своими обязательствами, то ей могут грозить следующие ситуации:

  • Сокращение прибыли, так как необходимо направлять часть выручки на погашение долгов

Потеря финансовой самостоятельности фирмы

Дальнейшего возрастания задолженности, из-за необходимости привлечения новых ссуд.

Финансовые ресурсы используются предприятием в процессе производственной, инвестиционной и финансовой деятельности. Они постоянно находятся в движении и в денежной форме пребывают лишь в виде остатков денежных средств на расчетных счетах в банках и в кассе фирмы.

Финансирование процесса формирование основных средств может осуществляться за счет следующих источников:

  • Средств учредителей

  • Собственных средств предприятия, созданных в процессе его уставной деятельности

  • Средств, полученных предприятием на заемной основе в форме целевых банковских ссуд

  • Ассигнования из бюджетов

  • Лизинг (договор финансовой аренды) –широко применяется сегодня

Достаточность источников средств для воспроизводства основных средств имеет решающее значение для финансового состояния фирмы.

Единственным источником финансирования ремонта основных фондов является себестоимость продукции.

Достаточный минимум собственных и заемных средств должен обеспечивать непрерывность движения оборотного капитала на всех стадиях кругооборота, что удовлетворяет потребности производства в материальных и денежных ресурсах, а также обеспечивает своевременные и полные расчеты с поставщиками, бюджетом, банками другими корреспондирующими звеньями.

Главную роль в составе источников формирования призваны играть собственные оборотные средства. Они должны обеспечивать имущественную и оперативную самостоятельность фирмы .источником собственных оборотных средств являются инвестиционные средства учредителей, в дальнейшем собственные оборотные средства пополняются за счет получаемой прибыли, выпуска ценных бумаг и операций на финансовом рынке, дополнительно привлекаемых средств. Прибыль направляется на покрытие прироста норматива оборотных средств в процессе ее распределения. С развитием акционирования предприятия имеют право использовать полученную прибыль по своему усмотрению, кроме той ее части, которая подлежит обязательным вычетам. Экономически обоснованная система распределения прибыли в первую очередь должна гарантировать выполнение финансовых обязательств перед государством и максимально обеспечить производственные, материальные и социальные нужды предприятий. Формы внешнего финансирования деятельности фирмы- это совокупность форм и методов, принципов и условий финансового обеспечения простого и расширенного воспроизводства. Источниками внешнего финансирования являются:

  • ^ Эмиссия ценных бумаг

Цель – привлечение необходимого объема денежных средств в минимально возможные сроки. Эмиссия бывает первичной и дополнительной. Эмиссионные ценные бумаги – акции, облигации. Для принятия решения о выпуске ценных бумаг предшествуют следующие мероприятия: анализ конъюктуры фондового рынка, определение целей и объема эмиссии и др. эмиссия ценных бумаг – достаточно сложный процесс, требующий определенных затрат, поэтому цели эмиссии должны быть значимыми в стратегии развития предпринимательской фирмы .

  • ^ Привлечение банковского кредита

Потребности фирмы в единовременных денежных средствах удовлетворяются также за счет получения кредита в банке. Банковский кредит – это средства, предоставляемые банком предпринимательской фирме на установленный срок под определенные проценты для целевого использования. Нужно выделить условия на основании которых выдается кредит: принцип возвратности, срочности, платности, материальной обеспеченности кредита, целевого характера кредита.

  • ^ Коммерческое кредитование фирм

В процессе предпринимательской деятельности фирмы осуществляют взаимное кредитование. Это происходит в связи с разницей в отгрузке товара и оплатой его. Но для фирмы поставщика существует риск: большая дебиторская задолженность говорит о неплатежеспособности клиента, что приводит в некоторых случаях к перекредитованию самого поставщика, из-за нехватки в оборотных средствах.

  • ^ Инвестиционный налоговый кредит

Он предоставляет собой такое изменение срока уплаты налога, при котором организации при наличии соответствующих оснований предоставляется возможность в течении определенного срока и в определенных пределах уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплаты суммы кредита и начисленных процентов. Данный кредит может быть предоставлен фирме по налогу на прибыль, а также по региональным и местным налогам на срок от 1 года до 5 лет. Он может быть предоставлен в следующих случаях:

  • При проведении научно-исследовательских или конструкторских работ, либо технического перевооружения собственного производства

  • При осуществлении внедренческой или инновационной деятельности

  • По выполнению фирмой особо важного социального заказа и др.

  • Факторинг

Факторинг – переуступка банку или специализированной компании неоплаченных долговых требований (дебиторской задолженности), возникающими между контрагентами в процессе предпринимательской деятельности. Факторинговые операции способствуют ускорению расчетов, экономии оборотных средств фирмы, ускорению оборачиваемости оборотных средств фирмы. Факторинг эффективен для малых и средних фирм, которые традиционно испытывают финансовые затруднения из-за несвоевременного погашения дебиторской задолженности и ограничены в получении банковского кредита. Но существует ряд фирм с которыми факторинговые компании не работают: фирмы с большим количеством дебиторов, фирмы, работающие с субподрядчиками и др.

  • Лизинг

Лизинг является эффективной формой финансирования вложений на приобретение основных средств. Лизинг позволяет фирме использовать в денежном обороте средства другого предприятия на долгосрочной основе. Данная форма финансирования осуществляется через лизинговую компанию, приобретающую для третьего лица право собственности на имущество и отдающего его в аренду на определенный срок. Особую роль играет лизинг в техническом перевооружении предприятий.

  • ^ Финансирование организации путем предоставления бюджетного кредита

Указ президента РФ от 8 июля 1994 г. № 1484 ''О порядке предоставления финансовой поддержки предприятиям за счет средств федерального бюджета'' предусматривает возможность предоставления предприятиям ссуд из Федерального бюджета. Бюджетная ссуда – это бюджетные средства, предоставляемые другому бюджету на возвратной, безвозмездной или возмездной основах на срок не более 6 месяцев в пределах финансового года. Краткосрочная финансовая поддержка может предоставляться предприятиям всех форм собственности. Средства бюджетного кредита перечисляются заемщику на его бюджетный счет в банке.


^ 2. МЕТОДИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ УПРАВЛЕНИЯ ЗАТРАТАМИ НА ПРЕДПРИЯТИИ


    1. Механизм реализации функций системы управленческого контроля затрат


Механизм реализации функций управленческого контроля можно представить в виде трех основных блоков:

  • организационная структура осуществления управленческого контроля;

  • мотивационные аспекты управленческого контроля;

  • информационные потоки в системе управленческого контроля.

Система управленческого контроля функционирует в рамках существующей организационной структуры предприятия. Выделяют следующие основные типы организационных структур:

  • линейно-функциональная;

  • дивизиональная;

  • матричная.

Чаще всего на практике встречается линейно-функциональная организационная структура. В рамках такой структуры линейные подразделения занимаются основной деятельностью по выпуску продукции, а специализированные функциональные подразделения оказывают услуги основным. В линейно-функциональной структуре управленческий контроль осуществляется «по вертикали»: вышестоящий менеджер контролирует деятельность нижестоящего менеджера. Такая система характеризуется высокой степенью централизации управления и контроля всех сторон деятельности предприятия [1, с.58].

В рамках дивизиональной структуры менеджер дивизиона осуществляет контроль текущей деятельности своего дивизиона, и прежде всего – контроль выручки, затрат, прибыли. Центральный аппарат контролирует лишь основные показатели деятельности дивизиона, прежде всего – прибыль и рентабельность капиталовложений. Кроме того, централизованным остается контроль выполнения стратегических решений и проведения единой политики в рамках организации.

В рамках матричной структуры функциональные отделы – это центры затрат, а проекты – центры инвестиций. Соответственно, менеджеры функциональных отделов осуществляют контроль качества выполняемых работ, контроль эффективности использования ресурсов, а также контроль затрат своих отделов. Менеджеры проектов координируют работу различных отделов, контролируют сроки их выполнения, а также выручку, затраты и прибыль по проекту. Руководство предприятия контролирует деятельность функциональных отделов путем анализа отчетов о проделанной работе и сравнения запланированных затрат с фактическими. Работу менеджеров проектов контролируют при помощи показателей прибыли и рентабельности капиталовложений.

Для создания эффективной системы управленческого контроля затрат помимо организационной структуры необходимо учитывать и психологические аспекты, прежде всего – мотивацию. Мотивация – это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, задают границы и формы деятельности и придают этой деятельности направленность на достижение определенных целей. Сформулируем ряд рекомендаций по построению системы эффективного управленческого контроля с учетом мотивационных факторов [1, с.59].

  1. Цели сформулированные в рамках системы управленческого контроля затрат, должны быть достижимы, но не слишком легкими: слишком сложные цели дезориентируют исполнителя, слишком легкие – не стимулируют повышение эффективности работы.

  2. Система управленческого контроля должна грамотно сочетаться с системой стимулирования работников, оплаты труда и продвижения по службе.

  3. Необходимо как можно шире привлекать сотрудников и менеджеров низшего и среднего звена к постановке целей, разработке планов и анализу их исполнения: это позволяет сотруднику более полно реализовать свои возможности, быть более самостоятельными и одновременно почувствовать себя частью организации.

  4. Цели, задачи, процедуры и результаты контроля должны быть гласными, чтобы каждый сотрудник и каждый менеджер знал, чего от него требуют и по каким принципам будет оцениваться его деятельность и др. [1, с.59].

Требование гласности управленческого контроля тесно связано с анализом существующей на предприятии системы информационных потоков.

Информационные потоки – это физическое перемещение информации от одного сотрудника предприятия к другому или от одного подразделения к другому. Любой информационный поток характеризуется:

  • видом документа;

  • проблематикой;

  • исполнителем;

  • получателем;

  • периодичностью.

Система информационных потоков – совокупность физических перемещений информации, которая дает возможность осуществит какой-либо процесс. Наиболее общая система информационных потоков – это сумма информации, которая позволяет предприятию вести финансово-хозяйственную деятельность.

Информационные потоки обеспечивают нормальную работу предприятия в целом, включая нормальное функционирование системы управленческого контроля. Поэтому в целях оптимизации работы предприятия необходимо уделять внимание оптимизации системы информационных потоков, которую не следует смешивать с автоматизацией: действительно, использование компьютерной техники позволяет значительно ускорить подготовку и передачу документов, но действительно ощутимый эффект оно может принести только в сочетании с совершенствованием самих протекающих на предприятии процессов [1, с.59-60].

Информация, которая собирается в системе управленческого контроля затрат, должна отвечать следующим требованиям:

  1. своевременностью, т.е. информация по затратам, выручке, прибыли должна поступать тогда, когда еще имеет смысл ее анализировать;

  2. достоверностью;

  3. релевантностью, т.е. информация должна помогать принимать решения;

  4. полезностью (эффект от использования информации должен перекрывать затраты на ее получение);

  5. полнотой;

  6. понятностью;

  7. регулярностью поступления.

По-настоящему эффективной можно считать только такую систему информационных потоков, которая обеспечивает желаемый результат, т.е. позволяет получить такую информацию. Следует отметить, что система информационных потоков управленческого контроля не может существовать сама по себе: это органичная часть всей системы информационных потоков предприятия в целом. Поэтому при построении системы информационных потоков предприятия в целом и управленческого контроля в частности следует ориентироваться не на выполняемые функции, а на бизнес-процессы.

Бизнес-процесс – это последовательность работ, направленных на решение одной из задач предприятия – например, таких, как материально-техническое снабжение, планирование, управленческий контроль. Информационные потоки в бизнес-процессах изображают в виде сетевых графиков, на которых представлена последовательность и взаимосвязи применяемых в рамках данного процесса документов.

Анализ сетевых графиков бизнес-процессов позволяет оптимизировать информационные потоки в системе управленческого контроля: ускорить прохождение информации, устранить дублирование информации, добиться получения необходимой информации «в нужное время в нужном месте», что в конечном счете позволит создать по-настоящему эффективную систему управленческого контроля затрат, которая является важнейшим элементом всего управления предприятием в целом [1, с.60-61].


^ 2.2. Приемы и методы операционного менеджмента, используемые в управлении затратами


Ключевыми элементами операционного анализа являются: операционный рычаг, порог рентабельности и запас финансовой прочности предприятия.

Действие операционного (производственного, хозяйственного) рычага проявляется в том, что любое изменение выручки от реализации всегда порождает более сильное изменение прибыли. Этот эффект обусловлен различной степенью влияния динамики постоянных и переменных затрат на формирование финансовых результатов деятельности предприятия при изменении объема производства.

Чем больше уровень постоянных издержек, тем больше сила воздействия операционного рычага [13, с.11].

В практических расчетах для определения силы воздействия операционного рычага используют следующую формулу:

Сила воздействия операционного рычага = Валовая маржа/Прибыль

Сила воздействия операционного рычага возрастает когда выручка от реализации снижается. Так проявляет себя грозная сила операционного рычага.

При возрастании же выручки от реализации, если порог рентабельности (точка самоокупаемости затрат) уже пройден, сила воздействия операционного рычага убывает: каждый процент прироста выручки дает все меньший и меньший процент прироста прибыли (при этом доля постоянных затрат в общей их сумме снижается). На небольшом удалении от порога рентабельности сила воздействия операционного рычага будет максимальной, а затем вновь начнет убывать и так вплоть до нового скачка постоянных затрат с преодолением нового порога рентабельности.

Сила воздействия операционного рычага показывает, сколько процентов изменения прибыли дает каждый процент изменения выручки, и тем самым указывает на степень предпринимательского риска: чем больше сила воздействия операционного рычага, тем больше предпринимательский риск [18, с.192].

Связанные с предприятием риски имеют два основных источника:

  1. Неустойчивость спроса и цен на готовую продукцию, а также цен сырья и энергии, не всегда имеющаяся возможность уложиться себестоимостью в цену реализации и обеспечить нормальную массу, норму и динамику прибыли, само действие операционного рычага, сила которого зависит от удельного веса постоянных затрат в общей их сумме и предопределяет степень гибкости предприятия – все это вместе взятое генерирует предпринимательский риск. Это риск, связанный с конкретным бизнесом в его рыночной нише.

Если уровень постоянных затрат компании высок и не опускается в период падения спроса на продукцию, предпринимательский риск компании увеличивается. Для небольших фирм, особенно специализирующихся на одном виде продукции, характерна высокая степень предпринимательского риска.

  1. Неустойчивость финансовых условий кредитования, неуверенность владельцев обыкновенных акций в получении достойного возмещения в случае ликвидации предприятия с высоким уровнем заемных средств, по существу, само действие финансового рычага генерирует финансовый риск.

Как предпринимательский и финансовый риски неразрывно связаны между собой, так и самым тесным образом сцеплены операционный и финансовый рычаги. Но который из двух рычагов играет ведущую роль?

Операционный рычаг воздействует своей силой на нетто-результат эксплуатации инвестиций, а финансовый рычаг – на сумму чистой прибыли предприятия, уровень чистой рентабельности его собственных средств и величину прибыли в расчете на каждую обыкновенную акцию. Возрастание процентов за кредит при наращивании эффекта финансового рычага утяжеляет постоянные затраты предприятия и оказывает повышательное воздействие на силу операционного рычага. При этом растет не только финансовый, но и предпринимательский риск, и, несмотря на обещания солидного дивиденда, может упасть курсовая стоимость акций предприятия. Первостепенная задача финансового менеджера в такой ситуации – снизить силу воздействия финансового рычага. Таким образом, финансовому рычагу здесь отводится роль жертвы, которую ведут на заклание ради достижения главного – снижения предпринимательского риска. Вот, собственно, и ответ на вопрос о главенстве операционного или финансового рычага в таком виде, в каком его обычно приводят в классических западных учебниках по финансовому менеджменту [15, с.209-210].

Итак, чем больше сила воздействия операционного рычага, тем более чувствителен результат эксплуатации инвестиций к изменениям объема продаж и выручки от реализации; чем выше уровень эффекта финансового рычага, те более чувствительна чистая прибыль на акцию к изменениям нетто-результата эксплуатации инвестиций.

Поэтому по мере одновременного увеличения силы воздействия операционного и финансового рычагов все менее и менее значительные изменения физического объема реализации и выручки приводят ко всем более и более масштабным изменениям чистой прибыли на акцию. Этот тезис выражается в формуле сопряженного эффекта операционного и финансового рычагов:


Уровень сопряженного Сила воздействия Сила воздействия

эффекта операционного = операционного * финансового

и финансового рычагов рычага рычага


Результаты вычисления по этой формуле указывают на уровень совокупного риска, связанного с предприятием, и отвечают на вопрос, на сколько процентов изменяется чистая прибыль на акцию при изменении объема продаж на один процент.

Очень важно заметить, что сочетание мощного операционного рычага с мощным финансовым рычагом может оказаться губительным для предприятия, так как предпринимательский и финансовый риски взаимно умножаются, мультиплицируя неблагоприятные эффекты. Взаимодействие операционного и финансового рычагов усугубляет негативное воздействие сокращающейся выручки от реализации на величину нетто-результата эксплуатации инвестиций и чистой прибыли.

Таким образом, задача снижения совокупного риска, связанного с предприятием, сводится главным образом к выбору одного из трех вариантов:

  1. Высокий уровень эффекта финансового рычага в сочетании со слабой силой воздействия операционного рычага.

  2. Низкий уровень эффекта финансового рычага в сочетании с сильным операционным рычагом.

  3. Умеренные уровни эффектов финансового и операционного рычагов – и этого варианта чаще всего бывает труднее всего добиться [15, с.210-211].

Далее рассмотрим понятие: порог рентабельности (критическая точка; точка перелома) и запас финансовой прочности.

Порог рентабельности – это такая выручка от реализации, при которой предприятие уже не имеет убытков, но еще не имеет и прибыли. Валовой маржи в точности хватает на покрытие постоянных затрат, и прибыль равна нулю.

Порог рентабельности можно найти двумя способами.

Первый способ основан на равенстве валовой маржи и постоянных затрат при достижении порогового значения выручки от реализации. Следовательно,


Прибыль = Валовая маржа – Постоянные затраты = 0,


Или


Прибыль = Порог рентабельности * Валовая маржа в относительном выражении к выручке – Постоянные затраты = 0


Из последней формулы получаем значение порога рентабельности:


Порог рентабельности = Постоянные затраты / Валовая маржа в относительном выражении


По этой формуле значения порога рентабельности получаем в стоимостном выражении. Это значение порога рентабельности полезно для того, чтобы знать, какая сумма нам потребуется для покрытия затрат.

Второй способ расчета порога рентабельности основан на использовании формулы такого вида:


Порог рентабельности = Порог рентабельности в стоимостном выражении / Цена единицы продукции


По этой формуле получаем значение порога рентабельности в натуральных единицах. Т.е. так определяется критическое значение объема производства в единицах товара, при реализации которого окупятся постоянные и переменные затраты, после чего каждая последующая проданная единица товара будет приносить прибыль [11, с.124].

Разница между фактической выручкой от реализации и порогом рентабельности составляет запас финансовой прочности предприятия. Если выручка от реализации опускается ниже порога рентабельности, то финансовое состояние предприятия ухудшается, образуется дефицит ликвидных средств:

Запас финансовой прочности = Выручка от реализации – Порог рентабельности

На основе анализа порога рентабельности и запаса финансовой прочности можно принять следующие управленческие решения:

- расчет и анализ объемов реализации на основе запланированной величины прибыли;

- разработка наиболее прибыльного и рентабельного ассортимента выпускаемой продукции;

- выработка ценовой политики и т.д.

При разработке оптимально ассортимента выпускаемой продукции финансовые менеджеры часто используют так называемое «правило 50 процентов». Это правило сводится к следующему: все виды продукции подразделяются на две группы в зависимости от доли переменных затрат в выручке от реализации. Если доля переменных затрат больше 50 процентов, то по данным видам продукции выгоднее работать над снижением затрат. Если доля переменных затрат меньше 50 процентов, то предприятию лучше сосредоточить свое внимание на увеличении рыночного сегмента – это дает большее увеличение доли валовой маржи.

При использовании данного приема в расчет обычно не включают: эффект экономии на масштабах производства, который приводит к замедлению роста переменных затрат в случае увеличения доли на рынке, и изменение цен, связанное с изменением объема реализации. Но, как показывает применение «правила 50 процентов», эти факторы не приводят к кардинальным изменениям при выборе приоритетного варианта. Если же они значительные, их можно без труда включить в расчет [2, с.32].

Представленный выше инструментарий операционного финансового менеджмента, конечно, не является панацеей в борьбе с проблемой убыточности, однако он значительно расширяет возможности анализа и управления затратами и может существенно помочь в повышении показателей прибыли и рентабельности предприятия.


^ 2.3. Методы оперативной диагностики как инструмент управления затратами


Важнейшим аспектом управления затратами является сопоставление фактических затрат с нормативами. Разность между фактическими и нормативными затратами называется отклонением. Отклонение рассчитывают отдельно по каждому объекту учета затрат: центру ответственности, виду продукции, заказу и др. Цель анализа отклонений – определение и детальная оценка каждой причины, каждого фактора, которые привели к возникновению отклонений, установление ответственности за произошедшее. Современное выявление и анализ причин отклонений позволяет своевременно принимать необходимые меры по устранению нежелательных и укреплению благоприятных тенденций.

Важнейшим инструментом здесь является факторный анализ, который позволяет определить, какая часть отклонения каким фактором вызвана. Из многочисленных существующих методов факторного анализа на практике чаще всего применяется метод цепных подстановок.

При использовании метода цепных подстановок в формулу затрат «по цепочке» вместо плановых подставляют фактические значения факторов. Разность между получившимся в результате такой подстановки значением затрат и первоначальным их значением и есть отклонение, вызванное данным фактором.

На следующем шаге проанализированный фактор «закрепляют» на фактическом уровне и в формулу затрат подставляют фактическое значение следующего фактора – и так до тех пор, пока в формулу затрат не подставлены фактические значения всех факторов [7, с.112].

Постановка начинается с количественных факторов (например, объем выпуска) и заканчивается качественными факторами (например, нормы и цены).

Например, затраты на материалы зависят от трех факторов: объема выпуска продукции, цен на материалы, нормы расхода материалов на единицу выпуска:

Змn = Qn * Нn * Цn ,

Змф = Qa * Нф * Цф ,

где

Зм – затраты на материалы;

Q – объем выпуска;

Н – норма расхода материалов на единицу продукции;

Ц – цена единицы материалов;

«ф» и «n» - индексы фактического и планового значений соответственно.

Метод цепных подстановок дает следующие формулы отклонений фактических переменных затрат от плановых:

О (объем) = Qф * Нп * Цп – Qп * Нп * Цп = (Qф – Qп) * Нп * Цп;

О (цена) = Qф * Нп * Цф – Qп * Нп * Цп = Qф * (Цф - Цп) * Нп;

О (норма) = Qa * Нф * Цф – Qп * Нп = Qф * Цф * (Нф - Нп).

где

О – отклонение; в скобках указан фактор, вызвавший соответствующее отклонение.

Значение каждого отклонения зависит от порядка подстановки. Обычно подстановку начинают с количественных факторов и заканчивают качественными факторами: это увеличивает значимость качественных факторов, поскольку отклонения, вызванные совокупным влиянием факторов при этом относятся на их «долю» [7, с.112-114].

Распределение отклонений между факторами можно представить в графическом виде (рис. 2).

Объем

Доля Q

Qф Отклонение, вызванное

совокупным влиянием факторов

Qп Доля Р




Расход материалов на единицу

Продукции Р=Ц*Н, тыс. руб.

На основе расчета по методу цепных подстановок можно выявить виновников отклонений: например, начальник цеха фабрики отвечает за потери, вызванные отклонением фактического расхода ресурсов от нормы, но не несет ответственности за потери, вызванные удорожанием материалов.

Пример расчет отклонений фактических затрат на материалы от плана представлен в табл. 1 (а, б).

Таблица 1

Исходные данные

План

Факт

Объем выпуска, шт.

Расход на единицу, кг

Цена,

руб. за кг

Объем выпуска, шт.

Расход на единицу,

кг

Цена,

руб. за кг

1125

3,1

3500

1138

2,5

3675
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Скачать, 153.91kb.
Поиск по сайту:

Добавить текст на свой сайт


База данных защищена авторским правом ©ДуГендокс 2000-2014
При копировании материала укажите ссылку
наши контакты
DoGendocs.ru
Рейтинг@Mail.ru
Разработка сайта — Веб студия Адаманов