Загрузка...
Категории:

Загрузка...

Исследование систем управления

Загрузка...
Поиск по сайту:


страница1/12
Дата19.03.2012
Размер1.71 Mb.
ТипИсследование
Содержание
Место дисциплины в учебном плане
Цели и задачи курса
Перечень знаний и умений
Тематическое содержание курса
Список литературы
Вопросы для самопроверки
1. Какое из определений исследования Вы считаете наиболее полным?
2. В чем главная особенность исследования социально-экономических систем?
3. Что является главным в системном подходе к исследованию?
5. Что такое качество исследования?
6. Что такое проблема?
7. Система управления – это
8. Системный анализ – это
9. Зачем исследовать управление?
10. Что понимается под целью исследования?
11. Глобальная цель функционирования – это
12. Что такое методология исследования?
13. В чем преимущества диалектического подхода к исследованию?
14. Исследование организационных структур предполагает
15. Что дает менеджеру знание типологии исследования?
...
Полное содержание
Подобный материал:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12


Министерство образования Российской Федерации


Уфимский технологический институт сервиса


БИКМУХАМЕТОВ И.Х.


ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ


Часть 1


Учебное пособие


Уфа 2001


УДК 681.51.01

ББК 32.81

Бикмухаметов И.Х. Исследование систем управления / Учебное пособие в 2-х частях. Часть 1. Уфа: ООО «ДизайнПолиграфСервис», 2001. – 88 с., табл.– 1, рис.–1, библ. –26 .


В пособии рассматриваются основные вопросы курса исследования систем управления, предусмотренные Государственным образовательным стандартом. Это методы исследова­ния систем управления, их классификация и сущность; практическое применение для ана­лиза целей, функций, структур, процедур принятия решений; процессы организации ис­следования систем управления; вопросы проектирования систем управления. Пособие включает в себя программу, курсовые задания, тесты для самопроверки и вопросы для контроля знаний. Учебный материал охватывает основные проблемы исследования систем управления. В первой части содержится методический материал и разделы «Исследования и их роль в научной и практической деятельности человека», «Общая теория систем», «Исследование систем управления: объект, предмет, роль и классификация», «Системный подход и системный анализ в исследовании систем управления» и «Информационное обеспечение исследования систем управления». Пособие предназначено для студентов дистанционной формы образования УТИС, аспирантов и преподавателей вузов, ведущих курсы в области управления.


Печатается по решению учебно-методического совета УТИС.


Рецензенты:

Солодилова Н.З., доктор экономических наук, профессор, зав. кафедрой УТИС,

Кольцов В.И., кандидат философских наук, ведущий специалист Администрации г. Уфы.


 Бикмухаметов И.Х., 2001 г.

 Уфимский технологический институт сервиса, 2001 г.

 Компьютерная верстка и дизайн – ООО «ДизайнПолиграфСервис», 2001 г.
^

МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ


Дисциплина «Исследование систем управления» занимает одно из центральных мест в учебных планах специальностей «Менеджмент организации» и «Государственное и муниципальное управление». Она входит в цикл дисциплин общепрофессиональной подготовки.

Основные требования к содержанию курса определены Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования. Для освоения дисциплины необходимо знать некоторые понятия и определения из курсов «Социология», «Философия», «Теория организации», «Менеджмент», «Маркетинг», «Логика», «Прогнозирование и планирование», «Финансовый менеджмент», «Статистика», «Теория вероятностей», «Математическая статистика» и др. В свою очередь «Исследование систем управления» является хорошей основой для успешного усвоения ряда общепрофессиональных и специальных дисциплин, таких как «Разработка управленческих решений», «Практический менеджмент», «Стратегический менеджмент», «Инновационный менеджмент», «Управление персоналом» и т.д.

В процессе изучения дисциплины «Исследование систем управления» студент получает основные представления о системах управления, познает и оценивает сущность и тенденции развития системы управления любой организации, учится предвидеть ее возможности и перспективы, своевременно и оперативно ее совершенствовать.

^

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА


Курс «Исследование систем управления» преследует следующие цели:

  1. Развить у студента творческие способности, перспективное мышление и вкус к исследовательской деятельности.

  2. Мотивировать научный и новаторский подход к управлению.

  3. Дать знания и навыки практического исследования управления, анализа существующих ситуаций, выбора удачной стратегии и обеспечения жизнестойкости и экономического положения организации и предприятия.

Курс ставит следующие основные задачи:

  1. Формирование научного представления об исследовательской деятельности в системе управления.

  2. Изложение практических рекомендаций по планированию и организации исследования систем управления.



^

ПЕРЕЧЕНЬ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ


В результате изучения курса студент должен:

Иметь научное представление об исследованиях и их роли в научной и практиче­ской деятельности человека; объектах и предметах исследования; практических формулах диалектического подхода к исследованию; функциональной роли исследования в развитии системы управления; логическом аппарате исследования систем управления.

Знать о классификации систем управления, системном подходе в исследовании управления; организации и планировании процесса исследования систем управления; на­учной и практической эффективности исследования; диагностике систем управления, а также общенаучных и специфических методах исследования систем управления.

Владеть методами классификации, обобщения и типологии; морфологического ана­лиза; доказательства; моделирования; социологических исследований; экспертных оценок и другими методами исследования систем управления.

^

ТЕМАТИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА


Исследования и их роль в научной и практической деятельности человека. Понятие исследования. Типология исследования. Характеристики исследования. Методология ис­следования. Организация исследования. Ресурсы исследования. Объект и предмет иссле­дования. Тип исследования. Потребность исследования. Результат исследования. Эффек­тивность исследования. Основные этапы исследования.

Исследования в практике управления. Тенденция развития управления. Формула современного управления. Требования к современному менеджеру. Основные черты креа­тивного менеджера.

Методология исследования: понятие и практическое содержание. Методология. Цель исследования. Проблема. Требования к проблеме исследования. Качество проблемы. Определение и распознавание проблемы. Постановка проблемы. Гипотеза. Интуиция. Концепция. Подход к исследованию. Системный подход. Комплексный подход. Интегра­ционный подход. Ситуационный подход. Маркетинговый подход. Инновационный под­ход. Нормативный подход. Поведенческий подход.

Диалектический подход к исследованию и его принципы. Дуалистическая методо­логия. Теологическая методология. Методология агностицизма. Методология позити­визма. Методология экзистенциализма. Материалистическая методология.

Выбор и состав методов исследования. Метод исследования.

О логике научного исследования. Логика. Сочетание логики и абсурда.

Общая теория систем. Становление теории систем. Кибернетика. Системотехника (системная инженерия). Теория исследования операций. Система: свойства, структура, классификация. Принцип целостности. Свойство эмерджентности. Свойство структурно­сти. Свойство иерархичности. Принцип взаимозависимости системы и среды. Инвариант­ность. Энтропийность. Структура. Основные системообразующие факторы. Структур­ность. Целенаправленность. Управляемость. Функциональность. Эволюционность. Мате­риальные и абстрактные системы. Системы неорганической природы. Живые системы. Производственные, энергетические, информационные, транспортные и финансовые сис­темы. Социальные системы. Абстрактные системы. Понятия, гипотезы, теории, научные знания о системах, лингвистические (языковые) системы, а также формализованные, ло­гические системы. Статичные и динамичные системы. Закрытые и открытые системы. Структурированные и слабоструктурированные системы. Целенаправленные и программ­ные системы. Управляемые и неуправляемые системы. Функционально-полные и функ­ционально-незавершенные системы. Прогрессирующие, регрессирующие, стабильные системы.

Направления системных исследований. Структурно-функциональный анализ, структурализм и системный подход. Принцип системного исследования. Цель системного исследования. Системный анализ. Принципы системного анализа.

Модель как система. Свойства моделей. Обобщенная модель Классификация мо­делей. Материальные (предметные) и абстрактные (идеальные) модели. Физические и аналоговые модели. Метод моделирования: сущность, этапы, классификация. Система управления как объект исследования. Система управления. Классификация систем управ­ления. Линейные, функциональные, линейно-функциональные и функционально-линей­ные системы управления. Централизованные и распределенные системы управления. Ав­томатические и автоматизированные системы управления. Системы программного, адап­тивного, ситуационного, социально-этического управления. Простые (неинтегрирован­ные) и интегрированные системы управления. Ординарные и интеллектуальные системы управления. Рефлекторные и нерефлекторные системы управления. Требования к системе управления. Общие показатели системы управления.

Исследование систем управления. Объект исследования. Предмет исследования. Классификация исследований систем управления. Иерархическая и неиерархическая сис­темы управления. Исследования геополитических, политических, социальных, экономиче­ских, технических, технологических, конструкторских систем управления, систем управ­ления качеством. Исследования по повышению целевой эффективности системы управле­ния, снижению расхода ресурсов, снижению рисков, повышению безопасности системы управления. Системные, специальные (частные) и сравнительные исследования систем управления. Фундаментальные и прикладные системы управления. Исследования систем управления целеполаганием, маркетингом, менеджментом. Отчетные, контрольные, диаг­ностические, классификационные, сравнительные исследования систем, исследования со­ответствия, распознавания образов.

Системный подход в исследовании управления. Основные принципы системного подхода. Системный анализ в исследовании управления. Примерная схема системного анализа.

Информационное обеспечение исследования систем управления. Основные типы информации и источники ее получения. Методы получения вторичной информации. Изу­чение документов. Традиционный анализ документов. Формализованный метод (контент-анализ). Методы получения первичной информации. Выборочный метод. Генеральная и выборочная совокупность. Объем совокупности. Репрезентативность. Методы извлечения выборок. Простой случайный, систематический, кластерный (гнездовой) и стратифициро­ванный отбор. Метод стихийной выборки, метод квот и метод основного массива.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

Скачать, 2521.24kb.
Поиск по сайту:

Добавить текст на свой сайт
Загрузка...


База данных защищена авторским правом ©ДуГендокс 2000-2014
При копировании материала укажите ссылку
наши контакты
DoGendocs.ru
Рейтинг@Mail.ru