Категории:

Русскоязычная поэзия кабардино-балкарии конца XX начала XXI века: тенденции развития, многообразие жанров и стилей, контекст 10. 01. 02 литература народов Российской Федерации (кабардино-балкарская и карачаево-черкесская литературы)

Поиск по сайту:


Скачать 325.82 Kb.
Дата19.03.2012
Размер325.82 Kb.
ТипЛитература
Содержание
Научный руководитель
Газдарова Аза Хадзбатыровна
Общая характеристика работы
Цели и задачи исследования.
Научная новизна работы.
Степень научной разработанности темы.
Методологической и теоретической основой
Теоретическая значимость
Практическая значимость
Апробация результатов исследования.
Основное содержание работы
Во второй главе «Русскоязычная поэзия Кабардино-Балкарии второй половины 70-80 годов ХХ века. «Реалистический романтизм» Руслана
В третьей главе «Постмодернистские тенденции в русскоязычной поэзии Кабардино-Балкарии»
В четвертой главе «Современная русскоязычная поэзия Кабардино-Балкарии в контексте основных тенденций и направлений русской поэз
В заключении
Основные положения диссертации отражены в следующих
Подобный материал:


На правах рукописи


Боровинская Татьяна Валерьевна


РУССКОЯЗЫЧНАЯ ПОЭЗИЯ КАБАРДИНО-БАЛКАРИИ

КОНЦА XX — НАЧАЛА XXI ВЕКА: ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ,

МНОГООБРАЗИЕ ЖАНРОВ И СТИЛЕЙ, КОНТЕКСТ


10.01.02 – литература народов Российской Федерации

(кабардино-балкарская и карачаево-черкесская литературы)


АВТОРЕФЕРАТ

на соискание ученой степени

кандидата филологических наук


Нальчик 2011

Работа выполнена на кафедре русской литературы Кабардино-Балкарского государственного университета им. Х.М.Бербекова.


^ Научный руководитель: доктор филологических наук, профессор

Эфендиева Тамара Емельяновна


Официальные оппоненты: доктор филологических наук, профессор

Кучукова Зухра Ахметовна

кандидат филологических наук, доцент

^ Газдарова Аза Хадзбатыровн


Ведущая организация: Адыгейский государственный

университет


Защита состоится «05» марта 2011 года в 10.00 ч. на заседании Диссертационного Совета по защите диссертации на соискание ученой степени доктора филологических наук в Кабардино-Балкарском государственном университете им. Х.М.Бербекова (360004, КБР, г.Нальчик, ул. Чернышевского, 173).


С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Кабардино-Балкарского государственного университета им. Х.М.Бербекова (360004, КБР, г. Нальчик, ул. Чернышевского, 173).


Автореферат разослан « » февраля 2011 г.


Ученый секретарь

Диссертационного Совета А.Р. Борова


^ ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ


Актуальность исследования. Рубеж веков – это всегда кризис, социальный, ментальный, моральный, для российских же художников слова – это кризис вдвойне. Осознание и изживание противоречий и коллизий советского периода отечественной истории и культуры соцреализма, попытка преодоления хаоса, стремление к гармонии сопровождают творчество современных писателей и поэтов.

Ныне, когда XX век позади, должны быть сделаны важные итоговые замечания, дано новое осмысление отразившихся в литературе проблем и реалий времени, более объемно и верно рассмотрены отдельные творческие индивидуальности. К тому же именно сейчас появилась возможность без идеологического диктата и цензурных ограничений исследовать пути истинного духовного поиска поэзии конца ХХ – начала ХХI века, актуального для литературы в целом, но усиливающегося в периоды общественных кризисов.

В рамках данной работы мы беремся за исследование тенденций развития русскоязычной поэзии Кабардино-Балкарии 1970–2000-х годов в контексте современного отечественного литературного процесса, на примере творчества отдельных авторов. Обозначенная литературоведческая проблема фактически не изучалась как историко-литературное явление. Она нуждается в глубоком научно-теоретическом исследовании и анализе в контексте литературных направлений, в оценке особенностей художественного мышления авторов, художественно-эстетической системы их произведений.

Период, взятый нами для исследования, распадается на два отрезка: 1970–80-е годы и конец 1980-х – 2000-е годы. В первый шло накопление опыта непредвзятого художественного осмысления жизненных фактов и явлений, как современных, так и исторических; во второй период вместе с новыми текущими трудностями и проблемами в литературу вошла взыскующая правда во всех ее часто драматических перипетиях и коллизиях.

Художественные творения – тончайший барометр, который гибко реагирует на все перемены в духовном, социально-психологическом климате эпохи в его единстве эмоционально-чувственной, бытовой, интеллектуальной, философской сфер. Они запечатлевают «практические» и «теоретические» формы социальной памяти, сознательные и бессознательные начала психики, мифологические и научные представления о человеке данной эпохи. Время, прошедшее после исторической даты распада Советского Союза, многое изменило и в области словесного искусства. На повестку дня были выдвинуты фундаментальные вопросы относительно основ национального существования, государственного устройства. Все это определило и новые аспекты художественного осмысления тем литературы Кабардино-Балкарии. По существу, поэты и писатели республики, начиная со второй половины 70-х, а особенно с 90-х годов XX века и по сей день, заняты исследованием тех изменений, которые характеризовали период общественных преобразований, трансформации сознания человека под воздействием исторических ломок.

Русскоязычная поэзия Кабардино-Балкарии до сих пор остается явлением малоизученным. Творчество поэтов рассматривается нами в контексте художественного сознания европейской культуры, каким оно сложилось ко второй половине ХХ века. Таким образом, актуальность работы состоит, прежде всего, в том, что в ней предпринимается попытка дать объективную картину современного состояния русскоязычной поэзии Кабардино-Балкарии. Стремление полнее изучить индивидуальный литературный стиль поэтов заставило нас подробнее, чем это обычно делается при анализе литературной ситуации небольшого региона, «прописать» сам контекст – духовную ситуацию, в рамках которой обретает форму творчество русскоязычных поэтов республики. В данной работе термин «контекст» мы будем понимать широко. Это все тексты, созданные на рассматриваемом временном отрезке, и взаимодействующие внутри этого промежутка. Эти связи далеко не всегда явны, чаще они обусловлены самой культурной ситуацией. Такой контекст кажется приемлемым в связи с единством проблематики, эстетических и идейных поисков современных авторов. Сегодня, на наш взгляд, предстоит окончательно отказаться от привычного толкования литературы рубежа веков лишь в категориях конфронтации и взаимоотчуждения, как состояния войны между реализмом и модернизмом. Думается, что наиболее важная задача сегодня – уяснение феномена порубежного века в его собирательном опыте, сложной художественной целостности, не исключающей, разумеется, серьезных противостояний внутри себя. И эта идея уже укореняется и в отечественных, и в зарубежных исследованиях, истолковывая литературный процесс порубежной эпохи более расширительно и усматривая в монополии отдельных направлений совокупность творческих усилий. Необходимость поиска общих черт литературы XX века обусловлена единством языка, дающего близость картины мира в её основных координатах, культурными традициями жизненного уклада, уходящими в тысячелетнюю историю, и общностью социокультурной ситуации XX века. Изменение способа существования человека в XX веке и изменение самосознания человека предопределили социально-политические процессы. Глобальная социокультурная ситуация должна стать основой для построения единого процесса литературного развития.

^ Цели и задачи исследования. Основная цель работы – анализ современной русскоязычной поэзии Кабардино-Балкарии в контексте художественно-литературной ситуации, сложившейся в России к концу ХХ века, и европейской культуры в целом.

В соответствии с целью исследования нами определен следующий комплекс задач:

  • исследовать историко-литературный контекст, в рамках которого обретает форму творчество современных русскоязычных поэтов Кабардино-Балкарии;

  • установить основные течения и школы современной русской поэзии;

  • выявить основные тенденции развития русскоязычной поэзии республики на современном этапе;

  • определить особенности поэтики отдельных русскоязычных поэтов Кабардино-Балкарии;

  • выяснить, как в творчестве современных русскоязычных поэтов республики преломились основные элементы поэтики модернизма, постмодернизма и реализма;

  • дать аргументированное обоснование факту определения и формирования современной русскоязычной поэзии Кабардино-Балкарии в зрелую и самобытную эстетическую систему.

^ Научная новизна работы. Новизна и научная значимость настоящего исследования определяются широтой предпринятого системного изучения современной русскоязычной поэзии Кабардино-Балкарии через призму историко-культурного контекста её становления. Кроме того, в научный оборот вводится новый теоретический и художественный материал, заключенный в анализе стихов малоизученных современных поэтов (Г.Яропольского, А.Кайданова, Дж.Кошубаева, Т.Толгурова); творчество некоторых русскоязычных поэтов впервые изучается в рамках научной работы (Ю.Болатова, Д.Лунина, Т.Чаниевой).

Объектом диссертационного исследования являются поэтические произведения современной русскоязычной литературы Кабардино-Балкарии, создававшиеся в период со второй половины семидесятых годов ХХ века до начала XXI века. Этот период характеризовался серьезными изменениями во всех сферах жизни российского общества, что не могло не найти художественного отражения и в современной поэзии. В работе анализируются произведения Руслана Семенова, Аркадия Кайданова, Георгия Яропольского, Тахира Толгурова, Джамбулата Кошубаева, Юруслана Болатова, Дмитрия Лунина и других поэтов, чье творчество составило качественное наполнение феномена современной русскоязычной поэзии Кабардино-Балкарии, вывело ее на новый уровень художественного развития.

^ Степень научной разработанности темы. Русскоязычная поэзия Кабардино-Балкарии остается явлением малоизученным. На сегодняшний день нет отдельных монографических исследований, посвященных заявленной теме и в полной мере отражающих различные проблемы данного литературного феномена. Существуют отдельные разрозненные работы, в которых рассматриваются некоторые аспекты обозначенной литературоведческой проблемы.

Так, ряд вопросов, выходящих на тему нашего исследования, был затронут и получил соответствующее отражение в работах и статьях Т.Б.Гуртуевой, Н.А.Шогенцуковой, Дж.Кошубаева. В работе Т.Б.Гуртуевой «Маленький человек с большой буквы: очерки творчества» (1994) автор рассматривает русскоязычную поэзию Северного Кавказа в контексте постмодернизма.

Творчеству русскоязычных поэтов А.Кайданова и Р.Семенова посвящены отдельные главы в монографии Н.А.Шогенцуковой «Лабиринты текста» (2002).

Несколько статей и рецензий о творчестве изучаемых нами поэтов опубликованы в периодической печати. Среди них можно отметить статьи Игоря Терехова «Возвращение с холмов» («Литературная Кабардино-Балкария», 2004, №3) о книге Г.Яропольского «Реквием по столетию» и «Дай, жизнь, на счастье доллар мне» («Советская молодежь», 1998, №31), представляющую собой отклик на книгу А.Кайданова «Вход для посторонних»; статью А.Мусукаева «Путь к имени» («Кабардино-Балкарская правда», 1998, 24 сентября), посвященную поэзии Р.Семенова.

К творчеству отдельных русскоязычных поэтов обращались авторы диссертационных работ последних лет. Особый интерес в рамках нашего исследования представляет работа Куянцевой Е.А. «Кабардинская лирическая поэзия ХХ века: культурно-эстетические основы, поэтика жанров и стилей». В обозначенной диссертации содержится интересный материал по отдельным аспектам темы нашего исследования.

Названные и некоторые другие работы заявили тему русскоязычной поэзии Кабардино-Балкарии, обозначили ее как актуальную литературоведческую проблему, требующую серьезного, глубокого научно-теоретического исследования, но не дали полного, исчерпывающего осмысления данного художественного феномена. В национальном литературоведении нет специальной работы, посвященной комплексному исследованию русскоязычной поэзии республики. Данное диссертационное исследование является первой попыткой литературоведческого анализа современной русскоязычной поэзии Кабардино-Балкарии.

^ Методологической и теоретической основой диссертации послужили классические труды известных литературоведов В.М.Жирмунского, Г.Н.Поспелова, Л.Я.Гинзбург, М.Б.Храпченко, М.М.Бахтина. В изучении закономерностей развития современного поэтического процесса мы обратились к трудам исследователей в области теории и практики постмодернизма: Р.Барта, И.П.Ильина, И.В.Кукулина, В.Г.Кулакова, В.Н.Курицына, Н.Л.Лейдермана, М.Л.Липовецкого, Н.Б.Маньковской, И.С.Скоропановой, И.Хасана, У.Эко, М.Н.Эпштейна и др.

Интересные исследования русской литературы конца ХХ века представлены в периодических изданиях (журналы «Вопросы литературы», «Знамя», «Звезда», «Новый мир», «Новое литературное обозрение» и др.), а также в электронных изданиях сети Интернет.

Труды названных авторов, ученых-литературоведов имели большое значение для формирования основной концепции нашего диссертационного исследования, помогли в определении основных особенностей и закономерностей современной поэзии в целом и русскоязычной поэзии Кабардино-Балкарии в частности.

Часть диссертационного исследования, посвящённая творчеству Р.Семенова, выполнена с привлечением дополнительного архивного материала, писем, воспоминаний современников.

^ Теоретическая значимость исследования состоит, прежде всего, в комплексном изучении явления русскоязычной литературы Кабардино-Балкарии и отдельных творческих личностей. Исследование творчества русскоязычных поэтов в определенной степени восполнит пробел, явно обозначившийся в литературоведении национальных республик. В более широкой перспективе данная работа открывает возможности для дальнейшей разработки теоретических проблем истории литератур народов России и национальных литератур Северного Кавказа.

^ Практическая значимость диссертации заключается в том, что результаты, полученные в ходе исследования, могут быть использованы в школьной и вузовской практике при изучении комплекса дисциплин по истории литератур народов России. Отдельные выводы могут найти применение при создании программ спецкурсов и семинаров по поэзии Кабардино-Балкарии, а также могут быть использованы для изучения культуры и искусства республики в целом.

^ Апробация результатов исследования. Основные положения и выводы диссертации были изложены в докладах и обсуждены на научно-практических конференциях: 40-й итоговой научной конференции Института филологии КБГУ (Нальчик, 1999); Всероссийской научной конференции «ХХ столетие и исторические судьбы национальных художественных культур: традиции, обретения, освоение» (Махачкала, 2000).

Полученные в ходе работы результаты диссертационного исследования опубликованы в ряде научных статей. По теме диссертации опубликовано шесть статей в научных сборниках и периодической печати, в том числе в издании, рекомендуемом ВАК.

Диссертационная работа обсуждена на расширенном заседании кафедры русской литературы Кабардино-Балкарского государственного университета им. Х.М. Бербекова (сентябрь 2010 г.) и рекомендована к защите.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, четырёх глав, заключения и библиографии.


^ ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ


Первая глава «Русская поэзия 70-90-х годов XX века: тенденции развития» имеет теоретический характер. Она посвящена исследованию генетических, типологических и идейно-художественных особенностей русской поэзии в контексте мирового литературного процесса ХХ столетия.

В художественных произведениях писателей и поэтов конца ХХ века отразились колоссальные изменения социально-политического характера, которые произошли в стране за последние десятилетия, когда были освобождены от идеологической регламентации общественное сознание и духовная жизнь. Литературный процесс конца XХ – начала XXI вв. характеризуется стремлением отчетливо осознать роль поэзии в условиях изменившегося отношения к искусству слова, во многом стрессогенной ситуацией утраты литературоцентризма. В словесном искусстве на первый план выходят авангардные направления, всегда претендовавшие на роль катализатора литературных изменений, обещающих выход из создавшегося положения, небеспричинно осознаваемого как кризисное. Русская литература второй половины XX века в своих исканиях отражала не только социальный кризис, но и кризис цивилизации, и прошла некий круг развития, прерванный периодом канонизированного искусства, но не утративший своей имманентной логики: модернизм исчерпал себя в постмодернизме, своеобразной саморефлексии искусства XX и не только этого века. Проявление кризиса реальности и сознания в поэтике очевидны, главное отличие поэзии второй половины XX века – смена роли автора в художественном мире произведения. Если в первой половине века авторская субъективность возобладала над авторитетной, объективной точкой зрения автора, выражающего логику реальности, как это свойственно классической реалистической литературе XIX века, то во второй половине XX века наблюдается и редукция авторитетного слова автора, и недоверие авторской субъективности: поливариантность мира требовала введения разных точек зрения, равноправных в своём понимании мира. Монологизм теснится полифонизмом, дающим несколько версий реальности. Подвергая деконструкции язык предшествующих культур, современный поэтический дискурс переводит модернистское мироощущение в область постмодернистских аллюзий. На смену эстетическому и формалистическому экспериментаторству приходят постмодернистская «усталость» и эпистемологическая неуверенность, выражающиеся в «констатации краха научного детерминизма» (И.П.Ильин).

Большое влияние на формирование поэтики современной русской постмодернистской поэзии оказало творчество И.Бродского, на что не раз указывали литературоведы (Н.Л.Лейдерман, М.Н.Липовецкий, И.П.Смирнов, В.П.Полухина, Л.М.Баткин, В.Н.Курицын).

В стихах И.Бродского (сборники «Остановка в пустыне», 1967; «Конец прекрасной эпохи», 1972; «Часть речи», 1972; «Урания», 1987) мир осмысляется как единое метафизическое и культурное целое. Отличительные черты стиля – жесткость и скрытая патетика, ирония и надлом (ранний Бродский), медитативность, реализуемая через обращение к усложненным ассоциативным образам, культурным реминисценциям (иногда приводящая к герметичности поэтического пространства).

И.Бродский сумел расширить возможности русского поэтического языка. Художественный мир поэта универсален. Исследователи усматривают в его стилистике влияние барокко, неоклассицизма, акмеизма, английской метафизической поэзии, андеграунда, постмодернизма.

В первой главе мы попытались представить обзор наиболее заметных течений и школ русской поэзии конца 80 – 90-х годов ХХ века, подробнее останавливаясь на творческих персоналиях, наиболее ярко представляющих то или иное течение.

Уже в 1980-е годы относительная монолитность и единообразие легитимного литературного процесса сменяются расслоением русской поэзии на разнородные стилевые течения. Именно эту эпоху традиционно считают временем складывания в русской литературе постмодернистского поэтического дискурса, наиболее ярко выразившегося в творчестве концептуалистов и метареалистов.

Наиболее ярко русский концептуализм представлен творчеством Д.Пригова, Вс.Некрасова, Л.Рубинштейна. Произведения концептуалистов фиксируют такое состояние культуры, когда все традиционные связи разомкнуты, и, хотя это не манифестировалось никем из них, все они сознательно или неосознанно своим творчеством конституировали «конец литературы».

Противоположный лагерь в русской поэзии конца 1980-х – начала 1990-х гг. представляли метареалисты (А.Еременко, И.Жданов, А.Парщиков) – поэты, для которых основа поэтического мировидения – вещь, предмет окружающего мира, метафизическое содержание этой вещи, метафизически насыщенный диалог, который вещи ведут между собой и в который должен на равных включиться человек.

В середине 1990-х между полюсами концептуализма и метареализма лежало обширное пространство постакмеистической поэзии. Продолжая традиции русского акмеизма в лице, прежде всего, А.Ахматовой и О.Мандельштама, ведущие поэты этого течения удерживали привычное понимание лирики как психологически углубленного и философски насыщенного исследования о человеке, его месте в мире и в культуре – и при этом держались более или менее классической русской просодии, оставаясь, как правило, в рамках рифмованного силлабо-тонического стиха. Сильно упрощая, можно сказать, что двумя основными группами авторов этого течения были «Московское время» (прежде всего, Б.Кенжеев и С.Гандлевский) и разные ответвления весьма условной «ленинградской школы» (старшие авторы – И.Бродский, Е.Рейн, А.Кушнер, следующее поколение – В.Кривулин, Е.Шварц и др.). Эти авторы составили сердцевину современного литературного процесса.

Таким образом, следует признать, что на данном этапе в современной российской поэзии сосуществуют принципиально разнородные и специфически ориентированные художественные системы. Это естественным образом отражается и на характеристиках поэтического дискурса. Поэтика постмодернизма в этом контексте не является ведущей, но при этом именно «ситуация постмодерна» (Ж.-Ф.Лиотар) влияет на основные составляющие современного литературного процесса.

Принципиальное отличие художественных процессов конца ХХ века состоит в том, что разнородные художественные течения развиваются не последовательно, а параллельно, и при этом воспринимаются как равноправные. Все их многоголосье создает всеобъемлющий, собирательный портрет человека ХХ века. Мы обращаем внимание на то, что в ситуации 2000-х годов оказывается невозможным единый литературный процесс в его классическом понимании. Литературные движения очень быстро сменяют друг друга, причем смена выражается не исчезновением предыдущего «большого стиля», а ростом или падением его популярности и популярности иных стилевых течений и направлений. Эта «полипарадигматичность» представляет собой основную особенность состояния поэзии 1990–2000-х годов.

^ Во второй главе «Русскоязычная поэзия Кабардино-Балкарии второй половины 70-80 годов ХХ века. «Реалистический романтизм» Руслана Семёнова» исследуется творческое наследие названного поэта. Исходя из поставленных нами задач, мы рассматриваем творчество Р.Семенова в контексте социокультурной ситуации 1980-х годов.

1970-80-е годы за внешним благополучием скрывали немало негативных тенденций. Руслан Семенов остро чувствовал нарастание социальных и иных проблем в обществе, драматически переживал изменение нравственных ориентиров современников. Предельно расширив пространственно-временные рамки своей поэзии, Р.Семенов выводит афористические формулировки, на первый взгляд, самые простые, но прийти к этой простоте крайне сложно. В ряду нравственно-этических категорий поэта важное место занимают совесть, деятельность, честь, дружба, любовь – все то, что дает право человеку называться Человеком. Лирический герой его поэзии устремлен к идеалам добра, красоты, справедливости, нравственности, самоусовершенствования, осмысления себя, с одной стороны, как части своего народа, с его стремлениями и чаяниями, с другой – как части Вселенной. Особенность, исключительность лирики такого рода в том, что, во-первых, она чрезвычайно проста, но это обманчивая, кажущаяся простота, а во-вторых, о чем бы не говорилось, пусть даже об очень личном, всегда происходит раздвигание пределов. Поэт говорит о своем современнике как уникальном, неповторимом и бесценном явлении. Человек в поэтическом слове становится мерой всех вещей. Семеновская концепция человека особенно актуальна сегодня, когда основными проблемами становятся дегуманизация, обезличивание человека в обществе. И если для 1970-80-х годов творчество поэта мыслилось и воспринималось как чрезмерно внесоциальное, и потому не всегда признавалось в официальных кругах, то теперь настало время для более полного изучения и осмысления его поэтического наследия.

Поэзия Руслана Семенова стала особым явлением в русскоязычной поэзии Кабардино-Балкарии. Поэтическое слово Семёнова, раскрепощенное и освобождённое от идеологической зависимости, – совершенно иное качество русскоязычной поэзии республики конца ХХ века, когда уже нет необходимости в раскрытии заданных тем и в утверждении идейно-политических акцентов, а есть духовная общность Поэта и Читателей, объединенных пониманием непреходящих ценностей культуры.

^ В третьей главе «Постмодернистские тенденции в русскоязычной поэзии Кабардино-Балкарии» исследуется творчество русскоязычных поэтов республики Георгия Ярополького и Аркадия Кайданова в контексте постмодернистской эстетики.

Формирование постмодернистского мировоззрения можно рассматривать как реакцию на информационный взрыв, который человечество пережило во второй половине ХХ века, когда на сознание среднестатистического человека, жившего в относительно простом, понятном и ограниченном мире с устоявшейся системой координат, обрушился огромный поток информации о других культурах, удаленных от него как во времени, так и в пространстве, и элементы этих культур начали проникать в повседневную жизнь относительно замкнутых ранее социумов. В историческом масштабе это произошло практически мгновенно – примерно за два-три поколения.

Произведения эпохи постмодернизма характеризует крайне размытая с точки зрения традиционной морали этика и специфическая эстетическая доктрина, основанная на повышенном внимании к тому, что традиционно находилось за рамками понимания прекрасного. Для художественного стиля постмодернистских произведений характерна тенденция к совершенно неожиданным «играм» с традиционными жанрами классики: демонстративная эклектика или пародирующая ирония, парафразис, цитирования, аллюзии. Но постмодернизм – это не набор приемов воплощения, это явление мировой культуры на уровне мировидения.

В русскоязычной поэзии республики 1990-х годов постмодернистская эстетика реализуются, прежде всего, в творчестве Г.Яропольского и А.Кайданова.

Важной чертой, определяющей специфику постмодернизма, является характер отношений между автором и текстом. Зачастую автор обнажает процесс сотворения художественного текста. Это создает иллюзию, что произведение нарочито не отделано до конца. К такому типу отношений между автором и текстом вполне применим термин «генотекст», т.е. рождающееся здесь и сейчас творение. Эта черта ярко выражена в творчестве Георгия Яропольского. Безжалостная к себе поэзия Г.Яропольского, «где часто сильнее чем душу, я в себе ощущаю скелет», определяет сущность мировосприятия автора. Так, в поэме Г.Яропольского «Признаки жизни» классические традиции смешиваются с современными. Интертекст как прием постмодернистской поэзии, которым принципиально пользуется поэт, входит в структуру коллажа, который представляет собой поэма. Различные языки, перемешивающиеся, конфликтующие, складывающиеся в различные драматические конфигурации, воспринимаются как отчужденные и заново воскресшие из культурных образов. Поэма «Признаки жизни» отмечена реминисценциями «конца», который в русской классике всегда был предвестием выхода и обновления.

Среди прочего особое значение в контексте поэзии Г.Яропольского приобретает гамлетовский монолог, автор дает его альтернативную трактовку – шаг смелый, но закономерный в контексте постмодернисткой литературной традиции. Гамлет Г.Яропольского – это Гамлет ХХ века, свидетель нынешних смут, раздоров, предательств. Каждая деталь, каждое слово в шекспировском монологе значительны и знаменательны. Обращение Г.Яропольского к образу Гамлета, одному из самых сложных и противоречивых во всей мировой драматургии, неслучайно. Девяностые годы ХХ века в жизни страны и гамлетовская эпоха имели много общего: преддверие перемен, столкновение старого и нового, переоценка идеалов и ценностей. Более того, размышления Гамлета о справедливости, нравственности, его идеалы, чувство ответственности за судьбы мира во многом близки исканиям и стремлениям самого Г.Яропольского.

Характерное для постмодернизма мироощущение прослеживается и в творчестве Аркадия Кайданова. Возможно, наиболее сильная сторона его творчества – ирония. Ирония, сарказм, легкая циничная усмешка для А.Кайданова – способ не сорваться на крик. И здесь широкие возможности представляют две категории – интертекстуальности и игрового. А.Кайданов ведет тонкую игру, создавая свои стихи на мощной культурной основе. Стиль поэта – причудливый сплав традиционной возвышенно-романтико-символистской интонации с советским новоязом, блатаризмами, жаргонизмами, канцеляритом, обломками научного стиля, и, наконец, с мощным пластом бытовой, разговорной фразеологии. Это сверхдемократичная поэзия, высокое он может «опустить», низкое – возвысить. Бросающийся в глаза комедийный эффект уместно рассматривать не как цель, а как побочное действие удачного художественного эксперимента. Сложившийся в его результате стиль поэта принципиально индивидуален – контраст языковых красок парадоксальным образом сглажен. Цитация классиков, явная или скрытая, позволяет еще острее почувствовать мысль поэта о разрыве, утрате нравственной системы прошлого. Ирония, интертекст, игра – элементы постмодернистской поэтики, которые, однако, А.Кайданов использует, подчиняя своим поэтическим задачам, своему мироощущению. Поэт не упивается созданием мешанины ментальных обломков, не воспевает хаос, а создает, синтезируя, разнородные культурные явления, новый поэтический космос. В отношении творчества А. Кайданова мы применили понятие «метаирония» – «ирония над иронией», отмечая, что ирония одна из наиболее сильных сторон его творчества. Высокая степень ироничности в поэзии А.Кайданова, игра абсурдными образами, эпатажность, разнообразие сменяющихся масок, «антисовковый» пафос – составная часть постмодернистского ощущения поэтом трагического абсурда жизни.

Таким образом, в поэзии Георгия Яропольского и Аркадия Кайданова реализуются основные категории и приметы постмодернистского мировосприятия: обращенность поэтической рефлексии на внутренний мир, языковой плюрализм, стремление к совмещению несовместимого и т.д. Можно говорить также и о создании ими авторского интертекстуального поэтического пространства.

^ В четвертой главе «Современная русскоязычная поэзия Кабардино-Балкарии в контексте основных тенденций и направлений русской поэзии конца ХХ века» исследуется русскоязычная поэзия Кабардино-Балкарии конца ХХ – начала XXI века в контексте общероссийской литературной ситуации. В главе анализируются произведения Джамбулата Кошубаева, Тахира Толгурова, Юруслана Болатова, Дмитрия Лунина, Тамары Чаниевой.

Развиваясь в XXI веке, поэзия не только сохранила опыт предшествующего, столь богатого на поэтические открытия, столетия, но и успела опробовать новые пути. Обновление заявляет о себе и в творчестве «старших» мастеров, и, закономерно, в художественных поисках новых поэтических поколений. Поэтический дискурс рубежа ХХ-ХХI веков вбирает в себя самые гармонические явления культурной жизни от эпохи античности до поэзии И.Бродского. При этом обращенность к другому поэтическому сознанию редко декларируется на уровне заглавий, эпиграфов или точных цитат. В большинстве современных стихотворений «чужое слово» представлено не прямо, а опосредованно. Частое неточное цитирование текстов поэтов-предшественников – сознательный художественный прием, именуемый в постмодернистской эстетике «полистилистикой». Природа постмодернистской цитатности – в стремлении синтезировать весь опыт мировой культуры, в пародировании рационалистического мышления, проявляющегося, в частности, в устойчивом «наборе» тем, жанров, приемов классической литературы. Но усиленная цитация дала и осознание вторичности, незначительности современной культуры как культуры, обреченной только на синтез достижений прошлых эпох. В отличие от российской поэзии 1990-х годов, осознавшей ситуацию «всесказанности» как драматическую, поэты рубежа веков идут по пути «преодоления постмодернизма», вектор поэзии направлен в сторону образности, метафоричности. На смену постмодернизму идёт сверхмодернизм – метамодернизм – поэзия сверхпознания, поэзия сверхусилий, поэзия информационного общества.

Поэтов рубежа ХХ-ХХI веков отличает высокая степень рефлексии и осознанности того, что и как пишется. Автор в момент письма выступает одновременно и «критиком», воспринимающей инстанцией собственного текста, поднимается над самим собой – пишущим. Следствием такого положения оказывается многократное удвоение и умножение поэтического «я», например, очевидное в текстах Тахира Толгурова. Мета-позиция обуславливает раздвоение пишущего: постоянная перемена точек зрения, диалог с самим собой, провоцирующий «тотальную неуверенность лирического субъекта», его раздвоенность. Поэзия Т.Толгурова вся в сознании невозможности преодолеть разрыв между реальным и идеальным, между хаосом жизни и гармонией творчества, в ощущении мнимости и исчерпанности любых усилий в этом направлении. Меркантильность современного общества очевидна, духовное развитие часто ограничивается интеллектуальностью и знанием сухих «истин» и разнородной информации, необходимой в повседневной, деловой и суетной жизни.

Пространство стихов Дж.Кошубаева – это многочисленные поэтические реминисценции, парафразы, аллюзии. Его поэзия, с одной стороны, порождает в нас ощущение пространной классической цитаты, с другой – несёт в себе приметы настоящего времени. В поэзии Дж.Кошубаева возникает сверхвременная модель действительности. Поэтика преобразований, или метаморфоз, свойственная автору, – это признание взаимосвязанности и взаимообусловленности всего сущего. Надо сказать, что в мировоззрении Дж.Кошубаева много параллелей с поэзией О.Мандельштама. Кошубаев пытается «увидеть свой дом в античности». Нам представляется, что взгляд на время у поэтов сильно перекликается.

Поэзия Дж.Кошубаева и Т.Толгурова – яркие образцы новой поэтической стратегии, цель которой, в конечном итоге, – выбраться из постмодернистского тупика, преодолеть невозможность «своего» слова.

Повышенная интимность художественного высказывания, тонкий психологизм, деликатность, тактичность как интровертная составляющая мира души, открытость знанию, общению, действию – как экстравертная, дополняют друг друга в поэтическом мире Юруслана Болатова. На наш взгляд, поэзия Ю.Болатова близка к традициям русской философской поэзии. Философская поэзия рассматривает картину мира специфическими способами рефлексии, которые приводят к тому, что «в поэтическом слове символически находит себя весь человек», то есть сублимируется то общечеловеческое, универсальное, что характеризует тип эстетически-чувственного восприятия народа (нации). Русская философская поэзия выразила задолго до науки, до теоретической философии, до К.Э.Циолковского, В.И.Вернадского, А.И.Чижевского чувство планетарного сознания, глубокой органической связи человека со всей Вселенной, космосом. Философские идеи русского космизма, вызрев в лоне русской культуры, получили живой отклик в отечественной философской поэзии XX века. Здесь поэзия Ю.Болатова продолжает традиции философской лирики Арс.Тарковского, Н.Рубцова, Н.Заболоцкого, А.Кушнера.

Новейшая поэзия формировалась в России под воздействием резких изменений социально-психологического климата и культурного контекста: это было первое за много десятилетий поколение, стоящее перед необходимостью определяться в быстро меняющемся мире. Результатом такой картины стал резкий стилистический и мировоззренческий разброс среди молодых авторов, входивших в литературу одновременно и, казалось бы, в сходных условиях. Если представить себе, что значительные поэтические достижения возникают там, где плодотворная литературная традиция пересекается с вызовом времени, социально-психологическими особенностями эпохи, то раньше, как правило, молодой поэт сперва включался (хотя бы и через подражание) в течение традиции, а потом постепенно выходил на уровень запросов эпохи, теперь же многие талантливые молодые авторы практически сразу начинают творить в контексте современности, беря за основу остросовременные речевые модели (рекламные тексты, глянцевую журналистику, рок-тексты и др.), а подключение к традиции, обогащение культурного багажа происходит уже потом. Благодаря этому некоторые открытия русскоязычной поэзии последних десятилетий парадоксальным образом с самого начала оказываются достоянием младшего поколения и требуют только дальнейшего соотнесения с уже наработанным старшими авторами опытом. Говорить о молодых поэтах как о состоявшемся литературном явлении всегда рискованно, но представляется, что уже сегодня такие авторы младшего поколения, как Дмитрий Лунин и Тамара Чаниева, открывают новую страницу в истории русскоязычной поэзии Кабардино-Балкарии.

^ В заключении обобщаются результаты и подводятся итоги диссертационного исследования, излагаются основные выводы:

  1. Поэзия конца ХХ – ХХI вв. имеет ярко выраженный полисистемный характер, что является следствием смены культурной парадигмы от тоталитарной модели к поливариантности постмодернизма.

  2. Русскоязычная поэзия 1970-2000-х годов развивается в едином литературном процессе со всей русской литературой и за этот период проходит сложный и индивидуальный путь развития. Проблематика современного литературного развития, как нам представляется, лежит в русле освоения и преломления различных традиций мировой культуры в условиях кризисного состояния мира, которое переживает все человечество. Психологически оно усугубляется общей ситуацией рубежа веков и даже тысячелетий. А в ситуации нашей страны – осознанием и изживанием всех противоречий и коллизий советского периода отечественной истории и культуры соцреализма.

  3. Для русскоязычной литературы Кабардино-Балкарии второй половины ХХ века настоящим открытием стала поэзия Руслана Семенова. Сохраняя верность традициям русской классики, Р.Семенов остро чувствовал нарастание социальных проблем общества, драматически переживал изменение нравственных ориентиров современников. Поэтическое слово Р.Семёнова, раскрепощенное и освобождённое от идеологической зависимости, – совершенно иное качество русскоязычной поэзии Кабардино-Балкарии конца ХХ века, когда уже нет необходимости в раскрытии заданных тем и в утверждении идейно-политических акцентов, а есть духовная общность Поэта и Читателей, объединенных пониманием непреходящих ценностей культуры.

  4. Эпоха постмодернизма как особая культурная ситуация характеризуется существенной корректировкой современного поэтического сознания. Художественный арсенал русскоязычных поэтов республики Г.Яропольского, А.Кайданова, Дж.Кошубаева, Т.Толгурова – цитаты, аллюзии, реминисценции – свидетельствует о поддержании этими авторами постмодернистской эстетики, что включает их творчество в общероссийский и общемировой литературный процесс.

  5. На современном этапе развития русскоязычной поэзии Кабардино-Балкарии происходит расширение культурного пространства постмодернистской эстетики, многие современные поэты обращаются к различным традициям русской и мировой литературы. В русскоязычной поэзии Кабардино-Балкарии 2000-х годов наблюдается применение разнообразного арсенала художественных средств, что обусловлено стремлением постижения изменяющегося мира и человека.

^ Основные положения диссертации отражены в следующих

публикациях:

I

Ведущий рецензируемый научный журнал, рекомендованный ВАК:

  1. Боровинская Т.В. Современная русскоязычная поэзия Кабардино-Балкарии в контексте художественного сознания эпохи. На примере творчества Аркадия Кайданова // Вестник ПГЛУ. №2. – Пятигорск, 2009. – 0,5 п.л.

II

  1. Боровинская Т.В. Самоощущение поэта в современном мире // Сборник тезисов 40-й итоговой научной конференции Института филологии КБГУ. – Нальчик, 1999. – 0,3 п.л.

  2. Боровинская Т.В. Библейские мотивы в русскоязычной поэзии Кабардино-Балкарии // Православие и культура: материалы межвузовской научно-теоретической конференции. – Краснодар, 2000. – 0,3 п.л.

  3. Боровинская Т.В. Война в творческом сознании Руслана Семёнова // Всероссийская научная конференция: «55 лет Великой Победы: история и современность»: Сборник научных трудов. – Ростов-на-Дону, 2000. – 0,5 п.л.

  4. Боровинская Т.В. Отражение духовных ценностей народа в поэзии Руслана Семёнова // IV конгресс этнографов и антропологов России. Тезисы докладов. – М., 2001. – 0,3 п.л.

  5. Боровинская Т.В. Современная русскоязычная поэзия Кабардино-Балкарии в контексте художественного сознания эпохи //«Res Publica». Альманах социально-политических и правовых исследований. Выпуск 3. – Нальчик, 2002. – 0,5 п.л.



Скачать, 263.23kb.
Поиск по сайту:

Добавить текст на свой сайт


База данных защищена авторским правом ©ДуГендокс 2000-2014
При копировании материала укажите ссылку
наши контакты
DoGendocs.ru
Рейтинг@Mail.ru