Загрузка...
Категории:

Загрузка...

Утверждаю

Загрузка...
Поиск по сайту:


Скачать 280.72 Kb.
Дата19.03.2012
Размер280.72 Kb.
ТипРабочая программа
Содержание
Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкости (в часах)
Тема 2. Образование и просвещение в Советской культуре
Тема 3. Наука в СССР
Тема 4. Роль архитектуры в создании «нового мира»
Тема 5. Советская скульптура как реализация плана монументальной пропаганды
Тема 6. Советская и постсоветская живопись
Тема 7. Графика в контексте советской культуры
Тема 8. Музыкальная культура России ХХ века
Тема 9. Театр в советской культуре
Тема 10. Кино как «важнейшее из искусств»
Тема 11. Культура русского зарубежья
Тема 12. Основные тенденции в развитии постсоветской культуры и искусства
Подобный материал:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Институт искусств и культуры


УТВЕРЖДАЮ

_______________________

"_____"__________________2010__ г.


Рабочая программа дисциплины

Русская культура ХХ века (советская и постсоветская культура)


Направление подготовки

031400 – Культурология.


Профиль подготовки

Культурология


Квалификация выпускника

Бакалавр


Форма обучения

очная


Томск

2010


  1. Цель курса:

Целью данного курса является формирование у студентов системы знаний об отечественной культуре ХХ века как закономерном этапе в истории России и как части мировой культуры.


  1. Место дисциплины в структуре ООП ВПО:


Учебный курс «Советская и постсоветская культура» входит в состав вариативной части профессионального цикла дисциплин Б.3. ФГОС подготовки бакалавров и является составляющим разделом культурно-исторического модуля «История культуры». Изучение дисциплины опирается на базовые компетенции, сформированные в процессе освоения курсов вариативной части Б.1 «Отечественная история», «Введение в культурологию»; курсов базового цикла Б.3 «Ведение в историю культуры», «Эстетика»; курса вариативной части Б.3 «Теория и история литературы». Содержательно-методическая связь с данными дисциплинами устанавливается на базе таких компетенций студентов, как знание отечественной истории; понимание основных закономерностей развития культуры; умение анализировать культурно-исторические события, применять культурологическую терминологию; владение методами сравнительного анализа и систематизации. Предшествующими дисциплинами учебного курса «Советская и постсоветская» в рамках модуля «История культуры» являются дисциплины вариативной части цикла Б.3 ФГОС «Русская культура XIX века» и «Культура «Серебряного века»», в рамках, которых студент получает комплексное знание специфики общекультурных процессов данных периодов.

Курс «Советская и постсоветская культура» содержательно дополняет дисциплины «Культура ХХ века», «Теория культуры», «Философия культуры» и закладывает необходимые основы для освоения магистерской программы «Культурология ХХ века».



  1. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Советская и постсоветская культура»:


В результате освоения дисциплины «Советская и постсоветская культура» у студентов формируются следующие компетенции:

- владение культурой мышления, способностью к восприятию обобщению, анализу информации (ОК-1);

- способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы (ОК-9);

- владение теоретическими основами и методами культурологии, а так же формами применения культурологического знания в профессиональной деятельности (ПК-1);

- понимание и способность к изучению и критическому анализу получаемой научной информации, а так же владение методами обработки, анализа и синтеза информации (ПК-2);

- способность представлять освоенное знание в контексте профессиональной культуры (ПК-11).


В результате освоения дисциплины студент должен знать:


  • истоки формирования Советской культуры, основные этапы и закономерности ее развития;

  • реальную историю культуры советского периода (события, факты, имена видных деятелей и т.д.);

  • специфику и основные проблемы постсоветской культуры, особенности современного культурного процесса.


Студент должен уметь:


  • анализировать конкретный материал, выявлять в событиях и процессах общекультурные закономерности;

  • сопоставляя различные этапы в истории русской культуры, обнаруживать причинно-следственные связи;

  • самостоятельно мыслить, использовать полученные знания в анализе современной социокультурной ситуации.


Студент должен владеть:


  • навыками идентификации культурных артефактов советской и постсоветской эпохи;

  • приемами социокультурного анализа фактов и событий отечественной культуры ХХ века;

  • понятийным аппаратом, раскрывающим культурно-историческую специфику эпохи.


4. Структура и содержание дисциплины «Советская и постсоветская культура»

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единицы 68 часов.


4.1. Тематический план




п/п


Раздел


дисциплины

Семестр

Неделя семестра

^ Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкости (в часах)


Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)


Форма промежуточной аттестации (по семестрам)

Лекции

Семинары

Практические

занятия

СР

1.

I. Революция и создание новой культуры.

Общая характеристика советской культуры и ее специфические черты

7

1

2







2




2.

Образование и просвещение в Советской культуре. Культурная революция

7

2-3

2

2




4




3.

Наука в СССР

7

4-5

2

2




4

Тест

4.

II. Общая характеристика

Советской художественной культуры.

Роль архитектуры в создании «нового мира»

7

6-7

2

2




4




5.

Советская

скульптура как реализация плана монументальной пропаганды

7

8

1

1




2




6.

Советская и постсоветская

Живопись

7

9-10

2

2




4




7.

Графика в контексте советской культуры

7

11

1

1




2




8

Музыкальная культура России ХХ в.

7

12







2

2




9.

Театр в советской культуре

7

13

1

1




2




10.


Кино как «важнейшее из искусств».

7

14

1

1

2

2




11.

Культура русского зарубежья

7

15




2




2




12.

Основные тенденции в развитии постсоветской культуры и искусства

7

16-17




4




4

тест

Итого (68)




14

18

4

34

Экзамен:1



Раздел I .

Революция и создание новой культуры.


Тема 1. Общая характеристика советской культуры и ее специфические черты

Октябрьская революция – поворотный пункт в истории русской культуры. Две точки зрения на происходящее: «начало подлинной культуры» и «культурный апокалипсис». Связь нового этапа в развитии культуры и общества с предыдущей историей России. Формирование основ советской культуры задолго до Октября. (И. Кондаков). Творчество М. Горького, Д. Бедного, А. Серафимовича, В. Маяковского, К. Малевича и др. Революция как «духовное детище» «Серебряного века».

Раздвоенность русской культуры в трактовке В.И. Ленина и его оппонентов. Иллюзия возможности преодоления двойственности. Неразрывная связь прошлого, настоящего и будущего.

Идеологизация и политизация культуры после революции. Ленинская идея «партийности» литературы (и культуры в целом). Культурный диктат власти (партия, государство); подчиненность всех сфер жизни коммунистической идеологии, их жесткая регламентация. Советская культура как идеологическое образование. Все несоответствующее господствующему мировоззрению лишается статуса действительности. Агрессивное неприятие всякого инакомыслия, других ценностей и т.д. (в том числе в творчестве). Подмена критериев художественности, общественной значимости, нравственности злободневностью, массовостью, актуальностью.

Победа воображаемого мира над реальным. Взаимопроникновение революционной культуры и культурной революции. (И. Кондаков).

«Обратная сторона» идеологизации: « поэт в России больше, чем поэт». Любое выдающееся явление культуры, произведение искусства обречено нести в себе некий заряд, разрушающий жесткие рамки государственно-политического и идеологического контроля.

Коллективизм и дезавторизация – идеологические принципы Советской культуры. На смену творцу-индивиду приходит коллектив, который всегда выше, лучше, сильнее. Имена авторов известны, но идеологически они подчинены группе, коллективу, классу. Сакрализация «живого творчества масс» как высшего искусства, как единственно подлинного творчества и пренебрежение к личности. «Вторичность» культуры а по отношению к обществу и «второсортность» людей культуры в сравнении с трудящимися. Лозунг «Искусство принадлежит народу» – не метафора, а выражение идеи господства коллектива. Распространение коллективного авторства в искусстве, литературе, науке и т.д. Коллектив как «единица измерения» советской культуры в творческом и социальном аспекте.

Радикализм и утопизм советской культуры. Утопизм идеи «разрушения до основания» старого и построения «нового мира» (культуры, общества) любыми средствами. Невозможность искусственного создания определенного культурного типа. Стремление превратить идеал в действительность как движущая сила развития советской культуры.

Детерминация настоящего будущим и недоверие к прошлому. Методология «Избирательности» по отношению к прошлому в литературе, науке, искусстве. Строгое распределение «ролей» в обществе, как один из признаков утопии (от Платона до Маркса). Программирование творчества, определение рамок, границ «дозволенного».

Парадоксальность: как в условиях несвободы (творческой и социальной) достигаются выдающиеся результаты во всех областях и сферах культуры? Самодостаточность и внутренняя независимость культуры от господствующего политического строя, навязываемой идеологии и т.д. «Творчество не благодаря, а вопреки» – принцип взаимоотношения художника (творца) и власти. Механизмы самосохранения и саморазвития культуры.

Современная культурная ситуация: связь времен и преемственность культурных эпох; повторение ситуации начала века в настоящем. «Мы мыслим на языке той же самой культуры, от которой хотим уйти» (Е. Добренко).

Целостный образ советской культуры, единство всех сфер и специфических черт.


^ Тема 2. Образование и просвещение в Советской культуре


Большевики – «последние романтики Просвещения». Начало строительства социалистической культуры. Наркомпрос и др. организации. Основные принципы советской власти в области образования и просвещения. Двойственность политики большевиков в отношении учителей и преподавателей высшей школы.

Идеологизация просвещения: Декрет о печати, организация народных университетов, рабфаков и т.д.

Теория и практика Пролеткульта. Отрицание культурного наследия, преемственности, профессионализма; идея строительства новой культуры на «голом месте». Близость установок Пролеткульта некоторым деятелям искусства (В.Э. Мейерхольд). Борьба большевиков с Пролеткультом.

Советская система образования и просвещения в 30-е–40-е годы. Дальнейшая идеологизация. Школа – семилетка, ФЗУ, ШКМ и др. Практическая направленность высшего образования, новые типы ВУЗов. Итоги культурной революции.

Великая Отечественная Война – проверка «перестройки» сознания. Готовность к самопожертвованию, личная ответственность за судьбу страны как результат культурно-воспитательной работы.

Усиление партийно-государственного контроля в сфере культуры после войны. Постановления ЦК ВКП(б) о журналах «Звезда» и «Ленинград», об опере В.Мурадели «Великая дружба» и т.д.

Советская система образования в период «оттепели» и «развитого социализма». Переход ко всеобщему среднему (8-летнему) образованию с акцентом на общеобразовательном характере школы. Углубление общенаучной подготовки в ВУЗах; повышение требований к специалистам. Связь образования с НТП.

Общество «Знание» – крупнейшая просветительская организация; основные направления его работы.

Советское образование в общем контексте культуры; система формирования человека определенного типа.

Кризис системы образования в постсоветской России.

Отсутствие единой концепции реформы школы. Противоречие между традиционными средствами и новыми целями образования. Система образования как миниатюрная модель общества. Перспективы современного российского образования.


^ Тема 3. Наука в ССС


Представления о науке и ее возможностях в советском обществе. Становление советского науковедения. Советская наука как производительная сила общества. Связь науки с общем контекстом культурного развития.

Первые мероприятия по созданию системы государственного управления наукой. План ГОЭЛРО. Приоритетные направления научных исследований в 20-е годы.

Школы И. Губкина, А. Иоффе, Д. Рождественского и мн. др.

Дискуссии о «партийности науки» и отношение к ним крупнейших ученых.

Военный «уклон» науки и техники в 30-е – 40-е годы. Сибирский филиал Академии наук; лаборатория И. Курчатова; Академия медицинских наук.

Рост авторитета советской науки на международной арене после Великой Отечественной войны: космонавтика, атомная и ядерная физика, радиохимия. Усиление государственного контроля за наукой внутри страны; идеологическая борьба в биологии, кибернетике и т.д.

Превращение советской науки в непосредственную производительную силу. Научно-производственные объединения и комплексы, производственно-технические центры как новая форма связи науки с производством. Развитие фундаментальных отраслей знания. Достижения советских ученых в различных областях.

Постсоветская наука: «утечка мозгов», недофинансирование и т.д. Трудность перехода от командно-административных методов управления наукой к рыночным. Проблема сохранения интеллектуального потенциала страны.


Раздел II

Советская художественная культура.


^ Тема 4. Роль архитектуры в создании «нового мира


Роль архитектуры в новой культуре: создание новой среды обитания для нового человека. Утилитаристское понимание архитектуры, жилищная проблема.

Новые задачи в строительстве и архитектуре; работы А. Щусева, И. Фомина, бр. Весниных.

«Дома-коммуны» – прообраз городов будущего. «Машинный стиль» в архитектуре 20-х – 30-х г.г. Два поколения советских архитекторов – две точки зрения на развитие архитектуры. Реконструкция Москвы, Ленинграда, и других крупных городов. Московский метрополитен. Успех советского монументального искусства на Международной выставке в Париже (1937 г.).

Особенности послевоенной архитектуры: Типовое проектирование в жилищном строительстве и помпезность общественных зданий. Московский университет и другие «высотки» – новые архитектурные акценты столицы.

Постановление «Об устранении излишеств в архитектуре и строительстве»; торжество «примитизированной классики» (Большая арена в Лужниках) и типизация.

Микрорайоны 60-х – 70-х – возрождение идеи домов-коммун. Новые принципы градостроения: разнообразие компановки, единство архитектуры и природы (Новосибирский Академгородок). Восстановление Ташкента как попытка воплотить в жизнь идею города будущего.

Решение проблемы синтеза монументальных искусств в Мемориальных комплексах Москвы, Ленинграда, Волгограда и т.д.

«Массовость» и «парадность» в архитектуре 80-х г.г. Современные проблемы архитектуры и градостроения: жилищное строительство, ансамблевость, сохранение индивидуального облика больших и малых городов.


^ Тема 5. Советская скульптура как реализация плана монументальной пропаганды


Ленинский «план монументальной пропаганды» – единство радикализма и утопии. Воплощение плана в жизнь в первые годы Советской власти (работы Коненкова, Андреева, Чайкова и др.). Монументализм – отличительная черта пластики этого времени.

Общество русских скульпторов (ОРС) и его роль в развитии советской скульптуры и сохранении традиций русской классики. Творчество В. Мухиной, А. Матвеева, И. Шадра. Начало скульптурной «ленинианы».

Тема современника в скульптурном портрете и монументах 30-х г.г. Возрождение традиций русской деревянной скульптуры. «Производственно-конъюнктурное» направление в советской пластике предвоенных лет.

Образ народа – воина и народа – победителя в произведениях военного времени и послевоенных десятилетий. Городские памятники середины 50-х годов (Пушкину, Маяковскому, Юрию Долгорукому).

Многообразие стилевых направлений последних десятилетий советской скульптуры – источник творческих открытий и достижений:

  1. «Суровый стиль» и его влияние на изобразительные искусства.

  2. Развитие национальных школ Грузии, Армении, Прибалтики: общность тем и индивидуальность решений.

  3. «Скульптурные пленэры» и раскрытие богатых возможностей станковой пластики.

Новое поколение советских скульпторов – Д. Шаховской, И. и А. Васнецовы, О. Комов и др.

Постсоветская скульптура: борьба «парадного академизма» (З. Церетели) и разнообразных форм концептуализма. Творчество Э. Неизвестного, М. Шемякина, А. Рукавишникова.

^ Тема 6. Советская и постсоветская живопись


Ведущая роль живописи в Советском изобразительном искусстве (широкие пропагандистские возможности, наглядность, доходчивость). Революция как смена «декораций», живописность начального этапа советской культуры. Оформление В. Кустодиевым и К. Петровым-Водкиным первых советских праздников.

Реализм и условность – 2 основных направления в живописи 20-х годов. «Левые» – Малевич, Кандинский, Альтман, Родченко, Татлин – и их творческое кредо. Реабилитация «изобразительности» в работах сторонников АХРР (Грекова, Ряжского, Архипова и др.). Принцип «героического реализма». Живопись как орудие просвещения масс.

П. Кончаловский, И. Машков, К. Петров-Водкин, М. Сарьян – продолжатели традиций русской классики и «Серебряного века».

Выставка «Художники РСФСР за 15 лет» как попытка сближения различных творческих позиций и направлений. Успех художников «старшего» поколения (М. Нестеров, К. Юон, И. Грабарь, Б. Кустодиев, Е. Лансере и мн.др.). Создание Союза Советских художников.

Тема пейзажа в произведениях военного времени. Работы А. Дейнеки, А. Пластова, Кукрыниксов. Идея противостояния двух миров в жанровой и исторической живописи (С. Герасимов, П. Корин и др.).

Послевоенная живопись – отражение мирной жизни в разных жанрах и аспектах. «Городская жизнь» в творчестве Ю. Пименова, «деревенская тема» А. Пластова, «парадный портрет» П. Корина и т.д.

«Суровый стиль» – взгляд молодого поколения художников на действительность: Г. Нисский, бр. Смолины, Г. Коржев. Метафоричность живописи 60-х.

Выражение личностного начала и человеческой индивидуальности в картинах Д. Жилинского.

Стилевое многообразие 70-х–80-х годов – поиск ответов на «вечные» вопросы. «Академизм» И. Глазунова и А. Шилова.

Интеллектуализм и наивное искусство Е. Романовой, Т. Назаренко, О. Филатчева, О. Вуколова и др.

Феномен «другого искусства»: направления и идейные принципы.

Ситуация 90-х: мода на искусство и его массовизация. Основные тенденции в развитии современной российской живописи.


^ Тема 7. Графика в контексте советской культур


Советская графика – противоречивое единство «массовости» и элитарности. Традиции русской графической школы и их развитие в новых условиях. Творчество В. Фаворского, К. Петрова-Водкина, Н. Купреянова и др. «Возвышенный мир» книжных иллюстраций и гравюр 20-х годов. Отражение реальной жизни в плакатах и сатирических рисунках. Работы С. Герасимова, В. Конашевича, Д. Митрохина, В. Лебедева. Особенности ленинградской графической школы.

30-е–50-е годы: от элитарной литературы к хрестоматийным произведениям. Иллюстрация – выражение «коллективной» точки зрения на изображаемые события. «Типажность» литературных героев: воплощение национальных типов и характеров. «Серии» рисунков и гравюр – новая форма подачи графических произведений.

Героическое начало в графике 40-х годов. Плакат военного времени. Приближение графики к действительности в послевоенный период. Акцент на познавательной функции искусства в натурном рисунке и эстампе. Успехи книжной иллюстрации (детская литература, классика). Разнообразие видов и техник – отражение популярности графики в 60-70-е годы.

Метафоричность и образность в работах Тышлера, Голицына и др. «Русская тема» в графике 80-х.


^ Тема 8. Музыкальная культура России ХХ века


Две тенденции в развитии советской музыки: связь с русской классикой и «государственное музыкальное строительство».Национализация Большого и Мариинского театров, Петроградской и Московской консерватории и т.д. Создание музыкально-просветительских организаций (филармонии, народные консерватории).

Продолжение классических традиций в творчестве Н. Мясковского, Р. Глиэра, М. Гнесина, исполнительском искусстве Г. Нейгауза, Л. Собинова, А. Неждановой. Высокий профессионализм молодых советских музыкантов – Д. Шостаковича, С. Прокофьева, Э. Гилельса, Д. Шафрана, С. Лемешева, И. Козловского и др.

Музыка – отражение бурной жизни Советской страны 20-х–30-х годов. Первые советские оперы и балеты.

Песня – основной жанр музыки во время Великой Отечественной войны. Песни А. Александрова, В. Соловьева-Седого, Н. Богословского, И. Дунаевского, А. Новикова.

Тема борьбы с фашизмом, мужества и героизма народа в «7-й симфонии» Д. Шостаковича, «5-й симфонии» С. Прокофьева и многих других произведениях.

«Завинчивание гаек» в предвоенные и послевоенные годы. «Антинародное» искусство С. Прокофьева, Д. Шостаковича, А. Хачатуряна. Ослабление цензуры и идеологического контроля в период «оттепели». Международный конкурс им. П. И. Чайковского – признание достижений советской музыкальной культуры.

Разнообразие тем и жанров в музыке 60-х–70-х годов. Балеты А. Хачатуряна, Р. Щедрина, А. Петрова, оперы Р. Щедрина, С. Слонимского, театральная музыка М. Хренникова. Творчество композиторов «новой фольклорной волны»: Г. Свиридова, Р. Щедрина, В. Гаврилина.

Авторская песня – единство профессионального и самодеятельного искусства.

Авангардные направления в Советской музыке: А. Шнитке, Э. Денисов, С. Губайдулина.

Творческий застой в крупнейших оперных театрах в 80-е годы и попытки его преодоления. Уход поколения классиков. «Перекос» в сторону популярной музыки в последнее десятилетие. Вклад советской музыки в мировую музыкальную культуру ХХ века.


^ Тема 9. Театр в советской культуре


Театр как оружие в социальной борьбе, «вовлеченность» театра в гущу исторических событий. Дискуссия об автономии театра и ее результаты.

Профессиональные театры революционной эпохи (МХТ, Александринский и др.) и сохранение реалистических традиций театрального искусства, опора на классику.

Принцип «созвучия революции» в творчестве «левых» (Мейерхольд, БДТ), Острая злободневность репертуара.

Победа реалистических тенденций в театральном искусстве 30-х годов. Официальное признание и распространение опыта МХАТа. Усиление интереса к драматургии А.П. Чехова и мировой классике.

Всесоюзный конкурс на лучшую советскую пьесу (1933 г.). Учреждение звания «Народный артист СССР» (1936 г.).

Театр – фронту. Репертуар военного времени: пьесы К. Симонова, А. Корнейчука, Л. Леонова.

Послевоенные годы – период кризиса во МХАТе (смена поколений, груз «официального лидерства») и выдвижение Малого театра. Творческий подъем конца 50-х – начала 60-х годов. Пьесы В. Розова, А. Арбузова, А. Володина в «Современнике», БДТ и др. театрах. Публицистичность, открытость театра этого времени. Театральный «бум» 70-х гг.

Политизация театрального искусства в период перестройки, раскол в некоторых коллективах (МХАТ, «Таганка»). Появление многочисленных театров-студий.

Повышение интереса к театральному искусству в 90-е годы. Развитие новых театральных форм в рыночных условиях (антреприза), их преимущества и недостатки. Современный российский театр: проблемы и перспективы.


^ Тема 10. Кино как «важнейшее из искусств»


«Из всех искусств для нас важнейшим является кино…» (В.И. Ленин) – определение роли и места кинематографа в Советской культуре. Пропаганда коммунистических идей – основная задача революционной кинематографии.

Киноэпос революции в картинах С. Эйзенштейна, А. Довженко, В. Пудовкина.

«Броненосец «Потемкин»» – «лучший фильм всех времен и народов».

Хроника Д. Вертова – «коммунистическая расшифровка мира». Звуковое кино и новая кинематографическая эстетика.

«Человек в революции» – главная тема 30-х годов. Фильмы : «Чапаев» (бр. Васильевых), «Трилогия о Максиме» (Козинцева и Трауберга), «Человек с ружьем» (Юткевича) и др. Превращение кинематографа в искусство миллионов. Г. Александров – создатель первых советских комедий.

Фильмы о выдающихся исторических деятелях – «Петр I» (реж. В. Петров), «Александр Невский» (реж. С. Эйзенштейн) – отражение «социального заказа» того времени.

Документалистика и кинохроника Великой Отечественной войны. Игровые фильмы – мощное средство антифашистской пропаганды и патриотического воспитания.

Расширение тематического диапазона в послевоенном кино. Международное признание достижений советских кинематографистов.

Проблемы морали и нравственности, взаимоотношений человека и общества, ответственности за свою судьбу и судьбу страны в фильмах 70-х – 80-х годов.

Кризис «перестроечного» и постперестроечного кино. От социального оптимизма к социальной «чернухе». Вестернизация кинематографа. Перспективы сохранения и развития кино как вида искусства.


^ Тема 11. Культура русского зарубежь


Массовая эмиграция из России – результат революции и гражданской войны. «Философский пароход» 1922 г. – борьба новой власти с инакомыслием любого рода. Центры русской эмиграции: Париж, Берлин, Прага, София, Харбин. Внутренняя неоднородность русской диаспоры. Сохранение русской культуры как культурная миссия и объединяющее начало российской эмиграции. Сходство и различие культурных ситуаций в Советской России и за рубежом. Вклад российских эмигрантов в русскую и мировую культуру.

Послевоенная волна эмиграции и ее стремление к «ассимиляции» за границей. «Диссиденство» и 3-я волна эмиграции как единство «русского» и «советского» в культуре.

Перестройка и попытка деятелей культуры вернуться на Родину. Сложность жизни «там» и невозможность остаться «здесь». Нестабильность современной российской действительности – фактор, благоприятствующий отъезду из страны.


^ Тема 12. Основные тенденции в развитии постсоветской культуры и искусства


1990-е годы – смена культурной парадигмы. Отказ от идеологизма и пропагандистского характера культуры. Новая система ценностей. Свобода творчества и самовыражения, отказ от цензуры.

Культура в условиях рынка и конкуренции. Новые культурные практики и формы. «Проблемы роста» и «груз прошлого» в различных сферах культуры.

Художественная культура в условиях смены «ориентиров». Постмодернизм в российском искусстве.

Формирование новой российской идеологии и новая волна «официального искусства» начала ХХI века.


5. Образовательные технологии


В учебном процессе используются как традиционные формы работы – лекции и семинары, так и инновационные образовательные технологии: презентации, мини-конференции, работа в малых группах. Для промежуточной аттестации используется тестовая форма контроля. Самостоятельная внеаудиторная работа студентов предусматривает написание рефератов, эссе, докладов, посещение музеев и выставок, поиск новейшей научной информации в сети Интернет. Названные технологии формируют у студентов профессиональные навыки применения теоретических знаний по истории культуры в практике образовательной и исследовательской деятельности.


6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины


Основной объем самостоятельной работы студентов осуществляется в ходе подготовки к семинарским и практическим занятиям, а также при написании рефератов и подготовке докладов.


Темы рефератов, сообщений и курсовых работ

  1. Русская культура ХХ в.: противоречия развития.

  2. Советская культура в контексте мировых тенденций ХХ в.

  3. Пролеткульт: идейные установки и художественная практика.

  4. Архитектура как воплощение идеи о строительстве нового мира (20-е – 30-е годы).

  5. Многообразие течений и художественных организаций в советском искусстве 20-х годов.

  6. Проблема взаимоотношения власти и культуры на примере СССР.

  7. Институализация советской науки.

  8. Советская скульптура как пропагандистское искусство.

  9. Основные тенденции в развитии советского искусства 70-х – 80-х годов ХХ века.

  10. Музыка и революция. Формирование советской музыкальной культуры.

  11. Основные тенденции в развитии советского драматического театра.

  12. Портрет в советской живописи.

  13. Советская графика – единство элитарности и массовости.

  14. «Суровый стиль» в искусстве 60-х гг.

  15. Основные этапы в развитии советской науки.

  16. Идеологизация и политизация искусства в советский период.

  17. «Большой стиль» в искусстве 30-х – 50-х годов.

  18. Основные тенденции в развитии постсоветской культуры.

  19. Феномен диссидентства в советской культуре.

  20. Интеллигенция и власть: советский опыт.


7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины «Советская и постсоветская культура»


Литература (основная)


  1. Ахиезер А. С. Россия: критика исторического опыта. (Социокультурная динамика России) Т. 1. – Новосибирск: Сибирский хронограф, 1997. – 805с.

  2. Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. – М., 1991. – 224 с.

  3. Бердяев Н.А. Судьба России. – М.: Мысль , 1990. – 208 с.

  4. Георгиева Т. С. Русская культура: история и современность. – Р/д: Феникс, 2006 – 603 с.

  5. Голомшток И. Тоталитарное искусство. – М.: ГАЛАРТ, 1994. – 296 с.

  6. Гройс Б. Искусство утопии. – М.: Прагматика культуры, 2003. – 230 с.

  7. Кондаков И.В. Введение в историю русской культуры. – М.: Аспект-пресс, 1997. – 688 с.

  8. Кондаков И.В. Культурология: История культуры России. Курс лекций. – М.: Омега, 2003. – 615 с.

  9. Лексикон нонклассики: Художественно-эстетическая культура ХХ века. – М.: РОССПЭН, 2003. – 606 с.

  10. Раев М. Россия за рубежом: история культуры русской эмиграции. 1919-1939. – М.: Прогресс-Академия, 1994. – 296 с.

  11. Советская культура: история и современность. – М.: Наука, 1983. – 431 с.

  12. Степанян Н. Искусство России ХХ века. Развитие путем метаморфозы – М.: ГАЛАРТ, 2008. – 318 с.



Литература (дополнительная)

  1. Базовые ценности России: Социальные установки. Жизненные стратегии. Символы. Мифы. – М.: Дом интеллектуальной книги, 2003 . – 448 с.

  2. Идеология и наука: дискуссии советских ученых середины ХХ века. – М.: Прогресс- традиция, 2008. – 286 с.

  3. Конец столетия. Предварительные итоги: Культурологические записки. – М.: РИИ 1993. – 304 с.

  4. Культурное наследие российской эмиграции: 1917-1940 г.г. в 2-х кн. – М.: Наследие, 1994. – Кн.1 – 520 с.; Кн.2 – 520 с.;

  5. Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры в 3-х томах, – М.: Прогресс 1993-95. – Т.1 – 528 с.; Т.2,ч.1. – 416 с.; Т.2, ч.2. – 491 с.; Т.3. – 479 с.

  6. Модернизация и глобализация: образы России в XXI веке. – М.: ИФРАН, 2002. – 208 с.

  7. Пайпс Р. Россия при большевиках. – М.: РОССПЭН, 1997. – 662 с.

  8. Русская идея. В кругу писателей и мыслителей русского зарубежья: в 2-х т. – М.: Искусство, 1994. – Т.539 с.; Т.2. – 684 с.

  9. Сидорина Т.Ю. Кризис ХХ века: прогнозы русских мыслителей. – М.: ВШЭ, 2001. – 182 с.

  10. Советская культура: 70 лет развития. – М.: Наука, 1987. – 398 с.

  11. Струве Г. Русская литература в изгнании. 3-е издание. – Париж: YMCA-press, 1996. – 448 с.

  12. Судьбы русской интеллигенции. Материалы дискуссий 1923-1925 гг. – Новосибирск: наука. Сибирское отделение, 1991. – 219 с.



Программное обеспечение и Интернет-ресурсы


  1. Российская государственная библиотека [Электронный ресурс]. – Электрон.дан. – М., 1998. – Режим доступа: http://www.rsl.ru/

  2. Российская национальная библиотека [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – М., 2000. – Режим доступа: http://www.nlr.ru:8101/

  3. Научная библиотека Томского государственного университета [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Томск, 1998. – Режим доступа: http://www.lib.tsu.ru

  4. Электронная библиотека Гумер – гуманитарные науки [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/INDEX_CULTUR.php.

  5. Библиотека Максима Мошкова [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://lib.ru

  6. Библиотека изобразительных искусств [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.artlib.ru

  7. Сайт «Музеи России» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.museum.ru




  1. Материально-техническое обеспечение дисциплины «Советская и постсоветская культура»


Кафедра теории и истории культуры располагает следующим необходимым материально-техническим обеспечением для выполнения настоящей программы:

- доступ к сети Интернет во время самостоятельной подготовки;

- наличие специальных аудиторий, оборудованных мультимедийной аппаратурой;

- тестовые задания по темам курса;

- библиотечный фонд кафедры теории и истории культуры.


Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению и профилю подготовки 031400 (Культурология).


Автор: Буденкова В.Е. к.филос.н.. доцент кафедры теории и истории культуры ИИК ТГУ

Рецензент: Кошляк А.Ф. ст. преподаватель кафедры теории и истории культуры ИИК ТГУ

Программа одобрена на заседании кафедры теории и истории культуры ИИК

от _2011 года, протокол № ________.





Скачать, 78.23kb.
Поиск по сайту:

Добавить текст на свой сайт
Загрузка...


База данных защищена авторским правом ©ДуГендокс 2000-2014
При копировании материала укажите ссылку
наши контакты
DoGendocs.ru
Рейтинг@Mail.ru