Категории:

Козик Любовь Антоновна, ассистент Позняков Андрей Михайлович Минск 2008 оглавление оглавление 2 список обозначений ко всей выпускной работе 3 реферат

Поиск по сайту:


Скачать 293.15 Kb.
Дата22.03.2012
Размер293.15 Kb.
ТипРеферат
Содержание
3.2. использование ит при изучении деятельности белорусских студенческих организаций в чехословакии в 1920-е – первой половине 1
список обозначений ко всей выпускной работе
реферат на тему: использование ит в исследовании белорусской эмиграции в межвоенный период Введение
Глава 1. обзор литературы
глава 2. методика исследования
глава 3. достижения и перспективы использования ит в изучении белорусской эмиграции в межвоенный период
3.2. использование ит при изучении деятельности белорусских студенческих организаций в чехословакии в 1920-е – первой половине 1
глава 4. обсуждение результатов
список литературы к реферату
предметный указатель к реферату
интернет ресурсы в предметной области исследования
действующий личный сайт в WWW
07.00.02 – отечественная история
07.00.09 – историография, источниковедение и методы исторического исследования
07.00.15 – история международных отношений и внешней политики
07.00.03 – всеобщая история
Внешняя политика и международные отношения, проблемы войны и мира, военно-политические союзы, глобализация мировых процессов и г
05.25.02 – документалистика, документоведение, архивоведение, ист.
23.00.02 – политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии
презентация магистерской диссертации
...
Полное содержание
Подобный материал:


БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Выпускная работа по

«Основам информационных технологий»

Магистрант

кафедры истории южных и западных славян

Буча Андрей Иванович

Руководители:

кандидат исторических наук, доцент

Козик Любовь Антоновна,

ассистент Позняков Андрей Михайлович

Минск – 2008

ОГЛАвление


ОГЛАвление 2

список обозначений ко всей выпускной работе 3

реферат на тему: использование ит в исследовании белорусской эмиграции в межвоенный период 4

Введение 5

Глава 1. обзор литературы 7

глава 2. методика исследования 9

глава 3. достижения и перспективы использования ит в изучении белорусской эмиграции в межвоенный период 10

3.1. исторические ресурсы сети интернет по истории белорусской эмиграции в европе в межвоенный период 10

^ 3.2. использование ит при изучении деятельности белорусских студенческих организаций в чехословакии в 1920-е – первой половине 1930-х гг. 18

глава 4. обсуждение результатов 21

заключение 22

список литературы к реферату 23

предметный указатель к реферату 25

интернет ресурсы в предметной области исследования 26

действующий личный сайт в WWW 31

граф научных интересов 32

презентация магистерской диссертации 34

список литературы к выпускной работе 35

приложение 36
^

список обозначений ко всей выпускной работе


АИК – ассоциация “История и компьютер”

БГУ – Белорусский государственный университет

БД – базы данных

ИТ – информационные технологии

ПК – персональный компьютер

СУБД – система управления базами данных

ЭВМ – электронная вычислительная машина

WWW – World Wide Web (всемирная паутина)
^

реферат на тему: использование ит в исследовании белорусской эмиграции в межвоенный период

Введение


Процесс информатизации, охвативший практически все области науки, на рубеже 80-90-х годов привел к заметным изменениям в методах и технологиях исторического исследования. Возможности электронных коммуникаций в сфере исторической науки и образования резко возросли в 1990-е годы, когда историки получили доступ к глобальной сети Интернет с ее огромными информационными ресурсами.

В настоящее время Интернет стал одним из популярных источников информации для профессиональных историков. Создание во многих странах мира исследовательских электронных ресурсов позволяет говорить о начале формирования в глобальной сети полноценной научной среды, которая способствует качественному восполнению информационных пробелов, возникающих в силу географических, экономических и иных причин. В то же время использование ресурсов сети Интернет для решения исследовательских задач порождает множество серьезных вопросов, связанных как с техническими, так и с методологическими проблемами. Однако, несмотря на все имеющиеся сложности, Интернет играет все более заметную роль в научной деятельности, что находит отражение в интенсификации его использования студентами и преподавателями. В связи с этим весьма актуальным становится осмысление проблемы создания и использования сетевых ресурсов для изучения различных тем и сюжетов отечественной истории.

Процесс информатизации привел к созданию в 1986 г. Международной ассоциации "History and Computing" (AHC), которая координирует деятельность историков разных стран, применяющих в своей исследовательской практике и учебном процессе компьютерные методы и технологии. С 1992 г. в состав AHC входит ассоциация "История и компьютер" (АИК), объединяющая специалистов по исторической информатике России и других стран СНГ.

Отмечая активную интеграцию информатики в гуманитарные исследования следует полагать, что дальнейшее развитие исторической информатики как научной дисциплины по-прежнему будет связано, с одной стороны, с созданием и адаптацией новых компьютерных методик исторического исследования, с другой, с первостепенным вниманием к аналитической компоненте - расширению тематики и сфер исследования и получению новых значимых результатов в содержательной области.

В данном реферате автор поставил перед собой цель провести анализ достигнутых результатов и возможных перспективных направлений использования ИТ в исторической науке на примере изучения истории белорусской эмиграции в межвоенный период.
^

Глава 1. обзор литературы


Кроме специальной исторической литературы и источников (архивные материалы, мемуары, периодическая печать) по истории белорусской эмиграции в Европе в межвоенный период, при написании реферата был использован ряд научной литературы по проблеме применения ИТ в исторических исследованиях.

В настоящее время на постсоветском пространстве накоплен значительный опыт применения ИТ в исторических исследованиях, имеется достаточное количество публикаций по этим вопросам [11, 12, 13]. Наиболее плодотворно в этой области работают члены ассоциации «История и компьютер», образованной в 1992 г. В большинстве случаев авторы описывают собственный опыт применения конкретных ИТ в исследованиях и возникающие при этом проблемы[14; 15]. Большое внимание уделяется теоретическим основам использования новых технологий в истории [10]. Издаются учебники по методологии и применению ИТ в исторических исследованиях [1; 8; 19]. Наконец, появился ряд обзоров, по которым можно проследить историю применения ИТ в истории и специальных исторических дисциплинах [3; 4]. Авторы демонстрируют, что эта история характеризуется ускоряющимся ростом достижений в области компьютерных технологий, которые порой определяют характер задач, стоящих перед исторической наукой.

Необходимо уделить особое внимание публикации сотрудников кафедры источниковедения БГУ, а особенно Сидорцова В.Н. и Балыкиной Е.Н.[19], которые активно занимаются разработкой темы использования компьютера в истории. Преподавателями ВУЗа разработано учебное пособие по исторической информатике, которое используется в преподавании этой дисциплины университетами Беларуси. Многие труды учёных кафедры были опубликованы в информационном бюллетене "История и компьютер".

Несмотря на впечатляющее развитие исторической информатики многие направления исторических исследований оказались практически не затронуты упомянутыми выше тенденциями. К числу подобных направлений отечественной историографии следует отнести изучение белорусской эмиграции в Европе в межвоенный период. На сегодняшний день в научном обороте отсутствуют специализированные пособия, теоретические работы, посвящённые использованию ИТ в изучении данного вопроса.
^

глава 2. методика исследования


Следует отметить, что методы исследования представляют собой определённым образом упорядоченную деятельность по достижению поставленной цели.

При написании работы были использованы общенаучные логические методы исследования, такие как: анализ и синтез, индукция и дедукция, аналогия и сравнение

Анализ и синтез – фактическое и мысленное разложение целого на составные части и воссоздание целого из частей. Анализ позволяет выявить строение исследуемого объекта, отделить существенное от несущественного, сложное свести к простому. В тоже время синтез дополняет анализ, ведёт от существенного к его многообразию, к объединению в единое целое частей, свойств, отношений, выделенных посредством анализа. Ещё два взаимодополняющих, связанных между собой метода – это индукция и дедукция. Если индукция с её различными приёмами (сходства, различия, сопутствующих изменений) обеспечивает возможность перехода от единичных фактов к общим положениям, то дедукция помогает систематизировать собранный материал и вывести из него следствия, призвана помочь построить научную теорию.

В работе также были задействованы специальные исторические методы (историко-генетический историко-системный).

Работа соответствует основным принципам методологии: историзма (последовательный характер рассмотрения проблем), системного подхода (структурирование работы и анализа соответствующих глав), объективности (достижение поставленных целей).
^

глава 3. достижения и перспективы использования ит в изучении белорусской эмиграции в межвоенный период

3.1. исторические ресурсы сети интернет по истории белорусской эмиграции в европе в межвоенный период


Процессы информатизации, идущие в современном обществе, выдвигают информацию, информационные технологии в качестве основного ресурса развития, как отдельных отраслей, так и общества в целом. В широком смысле информационные ресурсы можно определить как всю накопленную человечеством информацию об окружающей действительности, зафиксированную на материальных носителях в любой форме, обеспечивающей ее передачу во времени и пространстве между различными потребителями для решения научных, производственных, управленческих и других задач.

В зависимости от тех или иных критериев вся совокупность информационных ресурсов может быть поделена на отдельные классы или группы. Так, информационные ресурсы, содержащие информацию о прошлом, можно определить как исторические информационные ресурсы. К ним относятся, например, исторические источники, научные труды историков, учебники по истории и т.д. Основная масса подобных ресурсов сосредоточена в библиотеках, архивах, музеях, научно-образовательных учреждениях. Развитие Интернета привело к появлению исторических ресурсов и в глобальной сети, ставшей новым каналом получения и распространения исторической информации, который принципиально отличается от традиционных.

При использовании Интернета в качестве источника информации необходимо иметь общее представление об организационных и технологических особенностях глобальной сети, которые, безусловно, отражаются на размещаемых в ней ресурсах. Можно выделить следующие характерные черты Интернета: общедоступность информации, бесконтрольность и отсутствие какой-либо цензуры, сверхоперативная коммуникативность, динамизм представления информации, универсальность и сравнительная простота Интернет-технологий.

По способу фиксирования информации ресурсы Интернета являются электронными документами. Существуют разные определения этого понятия. В общем виде электронный (или электронно-цифровой) документ - это документ, созданный человеком средствами электронно-вычислительной техники.

В широком смысле, являясь электронным документом, Интернет-документ имеет и свои отличительные черты, среди которых в качестве основной следует выделить его сетевой характер. В связи с этим Интернет-документ можно определить как документ, созданный человеком (прямо или опосредованно) с помощью средств электронно-вычислительной техники для размещения и функционирования в международной глобальной сети Интернет.

В качестве полноценных информационных ресурсов сейчас используются прежде всего Web-страницы (или сайты), поскольку они создаются целенаправленно для широкого распространения различной информации. Необходимо отметить, что появление WWW-технологии значительно изменило Интернет, превратив перемещение по сети в увлекательное путешествие. Это связано с отличительными свойствами Web, которые заключаются в наличие интерактивных средств гипермедиа и гиперссылок.

Средства гипермедиа позволяют оживлять документ, связывая его с графикой, фотографиями, аудио- и видеозаписями. Благодаря же гиперссылкам, то есть специальным электронным указателям, у пользователя имеется возможность быстро переходить от одного Web-ресурса к другому, независимо от их реального местонахождения.

Обратимся теперь непосредственно к историческим научным ресурсам, имеющимся в сети Интернет. Предварительно следует заметить, что Web-технологии являются наиболее распространенным способом представления информации в Интернете, поэтому вполне оправдано рассматривать в качестве исторических ресурсов преимущественно материалы Web-сайтов.

Исходя из возможностей использования (или по потенциальному назначению) содержащейся в них информации исторические научные ресурсы можно условно разделить на представительские и исследовательские. В данной работе нас интересуют, в первую очередь, исследовательские ресурсы.

Исследовательские ресурсы подразумевают под собой такие ресурсы, которые можно использовать для научного исследования. К ним относятся, прежде всего, исторические источники разных видов, базы данных, а также научные работы историков. В качестве исследовательских ресурсов можно рассматривать и каталоги библиотек, и путеводители по архивным фондам, которые позволяют находить нужную литературу и предварительно определять границы поиска архивных документов. К исследовательским ресурсам по новейшей истории следует, по всей видимости, отнести материалы современных электронных СМИ, государственных и негосударственных учреждений, общественных движений и партий и т.д.

Классификацию исторических сетевых ресурсов можно провести и по другим основаниям. Например, исходя из цели их создания, можно выделить специализированные Web-сайты, которые целенаправленно создавались для размещения исторических материалов и неспециализированные, для которых историческая информация является сопутствующей.

В зависимости от статуса их "авторов", исторические Интернет-ресурсы делятся на корпоративные, то есть сайты различных организаций и учреждений, и персональные. При этом те и другие могут создаваться и поддерживаться одним человеком или целым коллективом. Главное их отличие не в количественном составе создателей, а в том, кого они представляют. В этом смысле первые можно рассматривать как официальные сайты, вторые - как неофициальные. Среди создателей персональных сайтов чаще встречаются не профессиональные историки, а просто любители истории, что зачастую сказывается на подборе исторического материала и правильном его оформлении.

По подбору и способу организации материалов среди Web-сайтов научно-образовательной направленности можно выделить следующие группы. Обычные Web-страницы, представляющие собой целостный комплекс различных электронных документов, объединенных определенной тематикой. Коллекции электронных текстов и изображений (виртуальные библиотеки), в которых собраны преимущественно электронные аналоги письменных произведений, ранее опубликованных в традиционной бумажной форме, или фотографии, плакаты и другие изобразительные материалы. Электронные библиотеки, под которыми понимаются сайты традиционных библиотек, предоставляющие доступ к электронным каталогам библиотеки и копиям произведений, составляющих ее книжно-журнальное собрание. Электронные архивы, то есть сайты традиционных архивов, которые предоставляют пользователю возможность работать с путеводителями по архивным фондам, с оцифрованными коллекциями архивных документов. Словари и энциклопедии - сайты с разветвленной системой поиска, предоставляющие справочную информацию из электронных версий, опубликованных ранее или из оригинальных электронных справочных и энциклопедических изданий. Электронные журналы/газеты - это сайты редактируемых периодических изданий, которые могут иметь или не иметь традиционные печатные варианты. Каталоги ресурсов, которые содержат только ссылки на различные сетевые ресурсы, сгруппированные в тематические разделы. Подобные каталоги, часто снабжаются системой поиска нужных ссылок по ключевым словам.

Необходимо отметить, что исследовательские ресурсы по изучаемой теме (“История белорусской эмиграции в межвоенный период”) в сети Интернет представлены. На сегодняшний день можно проанализировать определённый результаты, достигнутые в процессе формирования Интернет ресурсов по данной теме.

По подбору и способу организации материалов по данной теме среди Web-сайтов, на которых представлена информация по истории белорусской эмиграции в межвоеный период, преобладают Web-страницы, которые содержат целостный комплекс различных электронных документов, объединенных определенной тематикой. Перечислим эти сайты: Интернет проект «Беларускія аўтары» (http://autary.iig.pl/), Интернет страница белорусов Санкт-Петербурга (http://www.geocities.com/), образовательный проект “Беларускі калегіум” (http://baj.by/), страница музея “Фонд Анатоля Белага” (http://www.spadchyna.org/), страница белорусов в Латвии (http://www.svitanak.lv/), страница белорусов в Эстонии (http://www.bie.ee/), сайт, посвящённый 90-летию БНР (http://sakavik.org/), персональный сайт белорусского историка В. Носевича (http://vn.belinter.net/), интернет проект “Пакутнікі Беларусі” (http://www.pakutniki.narod.ru/), сайт “Гісторыя Беларусі. Асобы” (http://asoby.belinter.net/). На всех этих сайтах, каждый из которых объединён определённой тематикой, содержатся материалы в той или иной степени, касающиеся истории белорусской эмиграции в межвоенный период. Однако представленный материал не позволяет получить целостное представление по исследуемой проблеме. Следует отметить, что на данный момент не существует специального сайта, посвящённого истории белорусской эмиграции, на котором был бы собран различный материал (документальный, исследовательский, иллюстративный и т.д.) по данной проблеме.

Наибольшее количество материалов по истории белорусской эмиграции в межвоенный период, которые представлены в сети Интернет, находится в виртуальных библиотеках (белорусской Интернет библиотеке «Камунiкат» (http://kamunikat.org/), библиотеке МОО “ЗБС “Бацькаўшчына” (http://lib.zbsb.org/), “Беларускай палічцы” (http://knihi.com/), белорусской цифровой библиотеке (http://www.library.by/)).

В электронных библиотеках (сайт белорусской библиотеки и музея имени Ф. Скорины в Лондоне (http://skarynalibrary.googlepages.com/), Интернет-портал Национальной библиотеки Беларуси (http://portal.nlb.by/), сайт Фундаментальной библиотеки БГУ (http://www.library.bsu.by/) представлена в основном информация библиографического характера. Очень полезна данные электронных каталогов библиотек, знакомство с которыми позволяет получить сведения о публикациях по истории белорусской эмиграции в межвоенный период. На Интернет-портале Национальной библиотеки Беларуси кроме всего прочего размещена информация о базах данных и электронных изданиях, созданных НББ.

Основным недостатком электронных архивов (сайт «Архивы Беларуси» (http://archives.gov.by/), сайт Национального исторического архива Беларуси (http://niab.belhost.by/)) является то, что они не предлагают путеводители по архивным фондам, а также оцифрованные коллекции архивных документов. Это было бы очень ценным и полезным для исследователей, позволило бы значительно упростить работу по поиску нужной информации, а также сэкономить время.

Электронные словари и энциклопедии (электронная энциклопедия (http://slounik.org/), белорусская Википедия (http://be.wikipedia.org/)) предоставляют справочную информацию о деятелях белорусской эмиграции, организациях, созданных белорусскими эмигрантами в межвоенный период. Однако приведённые данные являются неполными. Их достаточно лишь для формирования общего представления о данной проблеме у человека не занимающегося профессионально исследованием белорусского зарубежья.

Электронные журналы (“Запісы. БІНІМ” (http://belarus8.tripod.com/ZapisyBINIM/zapisy.htm), “Беларускі гістарычны часопіс” і “Гісторыя. Праблемы выкладання” (http://www.aiv.by/), “Кантакты і дыялогі” (http://gw.lingvo.minsk.by/mab/), “Беларусіка = Albaruthenica” (http://www.lingvo.minsk.by/mab/@book/index.htm), “Весці Нацыянальнай акадэміі навук Беларусі. Серыя гуманітарных навук” (http://nasb.gov.by/bel/publications/vestih/index.php)) предоставляют довольно полезную информацию по истории белорусской эмиграции в межвоенный период. Особенно следует выделить журнал «Запісы. БІНІМ», цель которого изучение прошлого и настоящего белоруской диаспоры. Однако перевод журналов в электронный вид находится лишь на начальной этапе, т. к. большинство журналов содержит электронные версии только последних нескольких лет.

Таким образом, из проведённого выше анализа можно сделать определённые выводы. Несмотря на преодладание сайтов, объединённых исторической тематикой (история Беларуси), на данный момент отсутствует сайт, посвящённый изучению истории белорусской эмиграции в межвоенный период. Наилучшим образом история белорусского зарубежья представлена в виртуальных библиотеках. Также ценную информацию по данной теме можно почерпнуть из электронных журналов. Работа в электронных библиотеках позволит изучить библиографию проблемы. При написании исторического исследования наибольшеее значение имеет использование материалов архивов. Однако сайты белорусских архивов не предоставляют путеводители по своим фондам, не говоря уже про оцифрованные коллекции документов.

Среди исторических ресурсов в сети Интернет по данной теме преобладают специаилизированные Web-сайты. В то же время неспециализированные ресурсы предлагают в большей степени материал, способствующий формированию общего представления.

Среди размещенных в сети материалов по истории белорусской эмиграции исследовательский потенциал имеют, прежде всего, исторические источники (аналоги традиционных источников). На первом месте по распространенности естественно находятся письменные источники. Фотодокументы по данной теме практически отсутствуют в сети Интернет. Также отсутствуют базы данных по истории белорусской эмиграции.

Большинство исторических источников по данной теме представляет собой электронные переиздания существующих бумажных публикаций.

Количество и качество размещенных в сети Интернет электронных исторических источников (не только по изучаемой теме), а также не разработанность соответствующих источниковедческих методик, пока не позволяет говорить о возможности научного исторического исследования, основанного только на их использовании.

Таким образом, исторические ресурсы сети Интернет по истории белорусской эмиграции в межвоенный период можно использовать как вспомогательное средство в научно-исследовательской деятельности.
^

3.2. использование ит при изучении деятельности белорусских студенческих организаций в чехословакии в 1920-е – первой половине 1930-х гг.


Написание магистерской диссертации по данной теме я не представляю без использования ИТ. Необходимо отметить, что определённый опыт использования ИТ в историческом исследовании мною уже накоплен. Это связано с написанием дипломной работы. В первую очередь, было бы целесообразно охарактеризовать достижения использования ИТ в изучении деятельности белорусских студенческих организаций в Чехословакии в 1920- первой половине 1930-х гг.

Само написание работы немыслимо без использования компьютера, который является на сегодняшний день основным инструментом в создании исторических исследований. Текстовый редактор «Word» позволяет производить набор и редактирование текста исследования. Кроме этого «Word» даёт возможность предоставлять информацию в виде списка, таблицы. Автором была создана таблица в текстовом редакторе «Word» (Анкеты кандыдатаў у члены Першага Беларускага Сакольскага гуртка ў Празе). Данные этой таблицы созданы по материалам анкет участников Первого Белорусского Сокольского кружка в Праге. Эта таблица создана на основе архивных источников (Национальный архив Республики Беларусь). Применение ИТ позволило решить сразу несколько задач и сэкономить время. Во-первых, использование ноутбука позволило сразу же в архиве набирать материалы в электронном виде. Создание на основе анкет таблицы значительно структурировало разрозненную информацию данных анкет.

Во время написания работы значительная часть архивного материала по данной теме была преобразована в электронный вид, особенно важные документы были отсканированы. В электронном виде мною был создан путеводитель по материалам фондов Национального архива Республики Беларусь и Белорусского государственного архива литературы и искусства по исследуемой теме. Была произведена подробная характеристика фондов, описей и дел, которые содержат данные о деятельности белорусских студенческих организаций в Чехословакии в 1920- первой половине 1930-х гг.

Возможность создания электронных копий накопленного материала позволила свести к минимуму потерю или удаление накопленных данных.

Перспективы применения ИТ в моей области исследования остаются значительными. Первоочередной задачей является создание полноценной базы данных всех белорусских студентов, которые обучались в Чехословакии в 1920-е - первой половине 1930-х гг. (социальный, материальный, конфессиональный статус, политические убеждения и др.). На основании же упорядоченной в БД информации можно будет применять различные методы количественного анализа. Но для автора недоступен значительный массив архивной информации чешских, украинских, российских архивов по данной теме, что не позволяет создать полноценную базу данных. Эта проблема решается мной с помощью использования сети Интернет (электронная почта), а именно в налаживании контактов с чешскими исследователями с целью обмена историческими источниками (прежде всего архивными материалами).

Довольно реальным видится компьютерный анализ исторических текстов по данной теме (периодические издания белорусских студентов, переписка между студентами) с помощью метода контент-анализа (например, программа ТАСТ). Цель данного метода раскрытие подлинного значения слов и идей. Однако в качестве исходного материала при использовании контент-анализа исследователь должен иметь оцифрованный (машиночитаемый) текст в распознанном виде. Поэтому мной в данный момент ведётся работа по оцифровке текстового материала по исследуемой проблеме.

Таким образом, при изучении деятельности белорусских студенческих организаций в Чехословакии в 1920-е – первой половине 1930-х гг. мною повсеместно используются ИТ. Возможности, которые предоставляют ИТ, при проведении исторических исследований, частично были использованы. Кроме того определены дальнейшие перспективы использования ИТ в исследовании изучаемой проблемы.
^

глава 4. обсуждение результатов


На основе проделанной работы можно сделать вывод о том, что в использовании ИТ в изучении белорусской эмиграции в межвоенный период историками достигнуты определённые результаты.

В Интернете на данный момент находится значительное количество сайтов, в которых в той или иной степени затронута тема белорусской эмиграции в межвоенный период. На этих сайтах можно найти оцифрованные источиники и исследования по данной теме. Однако отсутствие сайтов, посвящённых непосредственно изучению белорусской эмиграции, а также электронных путеводителей по архивным фондам, с одной стороны указывает на недостатки, а с другой стороны намечает дальнейшие перспективы использования сети Интернет по изучаемой проблеме. Кроме всего прочего Интернет предоставляет коммуникационные возможности, заметно ускоряющие обмен мнениями, информацией, результатами своих исследований между учёными, организацию научно-образовательных мероприятий.

Между тем, использование Интернета как источника получения информации должно быть грамотным, т.е. соответствовать принципу критического отбора информации из WWW.

Довольно значительны перспективы использования ИТ как средств применения количественных методов исторического исследования, а также компьютеризованного анализа текста (например, метод контент-анализа). Автор на примере своего исследования раскрыл возможные перспективы применения ИТ в изучении деятельности белорусских студенческих организаций в Чехословакии в 1920-е – первой половине 1930-х гг.

заключение


Появление ИТ в исторических исследованиях открыло перед историками огромные возможности. Историк может теперь намного более оперативно отыскать нужную информацию с помощью Интернета, ознакомиться с необходимыми источниками и научными работы, буквально не выходя из дома, что особенно ценно, если доступ к данным материалам затруднён.

Также ИТ открывают перед исследователем-историком новые возможности для анализа как количественных, “массовых”, так и вербальных источников. Долгое время считалось, что вербальные текстовые источники в принципе не могут быть проанализированы с помощью ЭВМ. Использование метода контент-анализа, основанного на применении программ анализа текста, позволило опровергнуть этот стереотип.

Использование информационных ресурсов Интернет расширяет информационное пространство отдельного человека до невероятных размеров. Умение свободно ориентироваться в сети пригодится ученому, поскольку развитие информационного общества предполагает возрастание роли глобальных коммуникаций во всех сферах жизни. Быстрый рост Интернета в последние годы позволяет говорить о реальной возможности создания посредством сетевых технологий единой научной среды. В связи с этим целью создания профильных электронных ресурсов должно стать информационное обеспечение науки, что будет способствовать их дальнейшему качественному развитию.

Таким образом, новые информационные технологии стали полноценной частью творческой лаборатории историка. Особенности, присущие исторической науке в новом столетии позволяют использовать ИТ с одной стороны как специфическое познавательное пространство, с другой стороны – как важную, структурообразующую составляющую.
^

список литературы к реферату


  1. Бешенков, С. А., Гейн, А. Г., Григорьев, С. Г. Информатика и информационные технологии: Учеб. пособие для гуманитарных факультетов университетов и педагогических вузов. – Екатеринбург: Урал. Гос. Пед. Ун-т. 1995. – 144 с.

  2. Боброва Е.В. Интернет-документ как объект архивного хранения // Информационный бюллетень Ассоциации "История и компьютер". N 26/27. М., 2000. С. 109-110.

  3. Бородкин Л.И. Квантитативная история в системе координат модернизма и постмодернизма// Новая и новейшая история. – М., №5, 1998. – С. 3-16.

  4. Бородкин Л.И. Многомерный статистический анализ в исторических исследованиях. – М., 1986. – 240 с.

  5. Валетов Т.Я. Проблемы организации электронных ресурсов по истории // Информационный бюллетень Ассоциации "История и компьютер". N 30. Материалы VIII конференции АИК. М., 2002. С. 79.

  6. Гусев. В. С. Эффективный поиск информации в Internet/ Гусев В. С. – М., 2004. – 336 с

  7. Интернет // Википедия – 2008 – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/Интернет. – Дата доступа: 21 декабря 2008 г.

  8. Информатика для гуманитариев: Учеб. пособие/ Под ред. Л.И. Бородкина и И.М. Гарсковой. – М.: Изд-во УРАО, 1997. – 220 с.

  9. История и компьютер: Новые информационные технологии в исторических исследованиях и образовании/Ред. Л. Бородкин и В. Леверман. – Goettingen, 1993. – 278 с.

  10. Каун С. Б. Новые информационные возможности в обработке массовых источников по Истории Беларуси// http:// www. ksu.ru/. Дата доступа – 18. 11. 2006.

  11. Круг идей: микро и макро подходы в исторической информатике / Труды V конференции Ассоциации “История и компьютер”/ Ред. Л. И. Бородкин, В. Н. Сидорцов, И. Ф. Юшин. – Мн.: БГУ, 1997. Т. 1-2 – 352 с.

  12. Круг идей: новое в исторической информатике/ Труды І конференции Ассоциации “История и компьютер”/ Ред. Л. И. Бородкин и В. С. Тяжельникова. – М., 1994. – 170 с.

  13. Круг идей: Развитие исторической информатики/ Труды ІІ конференции Ассоциации «История и компьютер»/ Ред. Л.И. Бородкин и В.С. Тяжельникова. – М., 1995. – 485 с.

  14. Массовые источники по социально-экономической истории России. – М., 1979.

  15. Милов Л.В. От Нестора до Фонвизина. – М., 1994.

  16. Петров М.И. Глобальная информатизация науки: опасности или временные трудности? // Информационный бюллетень Ассоциации "История и компьютер". N 26/27. М., 2000. С. 160.

  17. Попов И.И. Информационные ресурсы и системы: реализация, моделирование, управление. М.: ТПК "Альянс". 1996.

  18. Робачевский, А. М. Глобальная сеть Интернет / Робачевский А. М. // Информационный бюллетень Ассоциации «История и компьютер». 1995. № 13. С.127-134.

  19. Сидорцов, В. Н., Балыкина, Е. Н., Комличенко, В. Н., Липницкая, О. Л., Новевич, В. Л. и др. Историческая информатика (Информатика для исторических специальностей): Учеб. пособие/ Под ред. В. Н. Сидорцова, Л. И. Бородкина. – Мн.: ЗАО «Веды», 1998. – 316 с.

  20. Современная мировая историческая наука: Информ.-аналит. Обзор (по материалам XVIII Международного конгресса историков и Х Международной конференции «История и компьютер» -- Монреаль, август-сентябрь 1995 г.)/ Ред. коллегия А.Н. Алпеев, В.Н. Сидорцов, С.В. Толеронок. – Мн.: НТООО «Тетрасистемс», 1996.
^

предметный указатель к реферату


АИК, 5, 7

БД, 19

Интернет, 5, 10, 11, 12, 14, 16, 19, 21, 22

Историческая информатика, 7

Контент-анализ, 19, 21, 22

Электронная библиотека, 13, 14, 15
^

интернет ресурсы в предметной области исследования


  1. http://kamunikat.org/ - Беларуская Інтернэт бібліяэтэка “Камунікат”.

    Информация о истории белорусской эмиграции в межвоенный период представлена в разделе “Гісторыя” (исследования как отечественных, так и зарубежных авторов по данной проблематике), а также в разделе “Перыёдыка” (статьи в журналах “Białoruskie zeszyty Historyczne”, “Беларускі гістарычны агляд”, “Гістарычны альманах”, “Куфэрак Віленшчыны”). В библиотеке “Камунiката” собрано большое количество исследований по истории Беларуси, библиотека постоянно пополняется.

  2. http://lib.zbsb.org/ - Бібліятэка МГА “ЗБС “Бацькаўшчына”.

    Одно из наиболее полных собраний по истории белорусского зарубежья. В этой библиотеке размещены редкие издания по истории белорусской эмиграции, которые были созданы за границей и по разным причинам не попали в Беларусь. Особый интерес представляют разделы “Эпісталярыі”, “Успаміны”, “Дакументы”, “Бібліяграфіі”.

  3. http://knihi.com/ - Беларуская палічка. Беларуская электронная бібліятэка.

    В разделе “Гісторыя” размещены следующие работы по истории белорусской эмиграции: Калубовіч А. “Крокі гісторыі. Зборнік”, Жук-Грышкевіч В. “25-га Сакавіка. Успаміны з Менску, Будслава, Вільні, Прагі, Савецкай турмы”, Рагуля Б. “Беларускае студэнцтва на чужыне”, Малецкі Я. “Пад знакам Пагоні. Успаміны”.

  4. http://archives.gov.by/ - Архивы Беларуси.

    Информационный ресурс Государственной архивной службы Республики Беларусь. На сайте содержатся сведения о государственных архивных учреждениях, материалы по архивному делу и документационному обеспечению управления. Представлена информация по генеалогии, археографии, законодательству и профессиональной подготовке специалистов. Значительную часть составляют материалы, отражающие историю Беларуси, многообразие материальной и духовной культуры белорусского народа.

  5. http://www.library.by/ - Белорусская цифровая библиотека.

    На этом сайте в разделе «История Беларуси» содержатся данные по внешней и внутренней политике Беларуси (в том числе и в отношении белорусской эмиграции), документы, касающиеся истории белорусского зарубежья в ХХ веке.

  6. http://autary.iig.pl/ - Інтэрнэт-праект “Беларускія аўтары”.

    На эмом сайте представлены исследования следующих белорусских историков: А. Белого, Ю. Гордеева, Ю. Лобынцева, А. Мироновича, Е. Мироновича, А. Смоленчука, М. Соколовой, С. Токтя, С. Ерша. Во многих работах затронуты различные аспекты истории белорусской эмиграции в межвоенный период.

  7. http://skarynalibrary.googlepages.com/guide - Беларуская бібліятэка і музей імя Ф. Скарыны ў Лондане. Гід па бібліятэцы.

    Дана подробная информация о том, какими ресурсами располагает белорусская библиотека и музей имени Ф. Скорины в Лондоне на данный момент.

  8. http://www.geocities.com/athens/atlantis/8005/Dyjasp.htm - Статья В. Снапковского «Белорусская эмиграция» на Интернет странице белорусов Санкт-Петербурга.

  9. http://baj.by/belkalehium/index_bel.htm - Адукацыйны праект “Беларускі калегіум”.

    В разделе “Лекцыі” представлены следующие работы преподавателей «Белорусского коллегиума»: В. Коваль “Перыядычныя выданні беларускай дыяспары (пачатак ХХ ст. – 1945 г.)”, Н. Гардзіенка “Беларуская дыяспара як аб’ект гістарычнага даследавання”.

  10. http://slounik.org/ - Электронная энцыклапедыя.

    В энциклопедиях “Беларускія пісменнікі (1917-1990)”, “Беларускія рэлігійныя дзеячы (ХХ ст.)”, “История Беларуси”, “Historical Dictionary of Belarus” находится полезная информация по истории белорусской эмиграции в межвоенный период.

  11. http://be.wikipedia.org/ - Беларуская Вікіпедыя. Свабодная энцыклапедыя.

    В категории “Гісторыя Беларусі” представлена информация об отдельных представителях белорусской межвоенной эмиграции, истории Белорусской Народной Республики, организованной деятельности белорусов за рубежом в период между двумя Мировыми войнами.

  12. http://belarus8.tripod.com/ZapisyBINIM/zapisy.htm - “Запісы”-выданне Беларускага інстытута навукі і мастацтва ў Нью-Ёрку.

    Электронная версия журнала, посвящённого истории белорусской эмиграции. Представлены номера с 1963 по 2003 гг. (№№ 8, 9, 10, 12, 13, 14, 15, 17, 20, 23, 24, 25, 26).

  13. http://www.aiv.by/ - Сайт выдавецтва “Адукацыя і выхаванне”.

    На этом сайте размещены электронные версии исторических журналов “Беларускі гістарычны часопіс” (2002-2005 гг.), “Гісторыя. Праблемы выкладання” (2002-2008). На страницах этих журналов есть материалы, посвящённые истории белорусской эмиграции в межвоенный период.

  14. http://www.histforum.com/ - Беларускі гістарычны форум.

    Сайт, объединяющий историков и людей просто интересующихся историей. Здесь можно разместить, прочитать и обсудить различную интересную информацию о наиболее острых вопросах отечественной истории (в том числе и по истории белорусской эмиграции). На сайте размещены полезные ссылки на исторические ресурсы сети Интернет.

  15. http://gw.lingvo.minsk.by/mab/ - часопіс “Кантакты і дыялогі”.

    Электронная версия информационно-аналитического и культурологического журнала “Кантакты і дыялогі” (1999, 2000, 2002). В разделе «Прысутнасць беларускай культуры ў свеце» представлена информация в том числе и по истории белорусской эмиграции.

  16. http://www.lingvo.minsk.by/mab/@book/index.htm - часопіс “Беларусіка = Albaruthenica”.

    Электронная версия официального издания Международной ассоциации белорусистов “Беларусіка = Albaruthenica”. На сайте представлены номера с 6 по 22.

  17. http://nasb.gov.by/bel/publications/vestih/index.php - часопіс “Весці Нацыянальнай акадэміі навук Беларусі. Серыя гуманітарных навук”.

    Электронная версия журнала “Весці Нацыянальнай акадэміі навук Беларусі. Серыя гуманітарных навук”. На сайте размещены все номера за 1996-2008 гг. Некоторые статьи посвящены изучению истории белорусской эмиграции.

  18. http://www.belrus-seminar2008.narod.ru/index.htm - Материалы Международной электронной конференции «Белорусский текст: от рукописи к электронной книге» (сентябрь 2008)».

    Большой интерес представляет статья Герасимова В., Агеевой Е. «Коллекция «Издания белорусского зарубежья» библиофила А. Барковского в фонде Президентской библиотеки Республики Беларусь в контексте истории белорусской диаспоры».

  19. http://www.spadchyna.org/ - Старонка музея “Фонд Анатоля Белага”.

    В разделе “Дзеячы беларускага замежжа” представлен богатый илюстрированный и документально-биографический материал о деятелях белорусской эмиграции.

  20. http://www.marakou.by/by/index.php - Даведнік пісьменніка, гісторыка, энцыклапедыста Леаніда Маракова “Рэрсэсаваныя грамадскія і культурныя дзеячы Беларусі”.

    На сайте размещены биографии белорусов, репрессированных в годы правления Сталина. Значительная часть биографий, посвящена представителям белорусской эмиграции, которые по разным причинам возвратились в Беларусь.
^

действующий личный сайт в WWW


http://and-bucha.narod.ru

граф научных интересов


Магистранта Бучи Андрея Ивановича

Исторический факультет

Специальность: всеобщая история

Смежные специальности

  • ^ 07.00.02 – отечественная история

  1. Государственные образования на территории Беларуси, их внутренняя и внешняя политика, местное управление, классовая борьба, политические и иные партии, организации, классовая и сословная идеология.

  2. Этнические процессы на территории Беларуси, национальная ментальность, межэтнические взаимоотношения, национальная культура т национальные движения.

  3. Экономические и общественно-политические связи Беларуси с другими странами.




  • ^ 07.00.09 – историография, источниковедение и методы исторического исследования

  1. История исторической науки. Развитие исторической мысли, школы и направления, организация и функции науки. Антропологизация и «лингвистический поворот» в историографии. Интеллектуальная история. Теоретико-методологические проблемы исторического познпния.

  2. Принципы и методы исторического исследования. Способы построения и обоснование исторического знания. Вербально-логические и знаково-символьные формы представления. Общелогические, общенаучные и специальные исторические методы. Нетрадиционные методы и информационные технологии

  3. Источниковедение. Классификация и систематизация источников. История источниковедения. Источники по истории Беларуси и зарубежных стран. Компаративное источниковедение. Новая информационная среда и новые типы исторических источников. Нарратология..







  • ^ 07.00.15 – история международных отношений и внешней политики

  1. Возникновение, формирование и развитие системы международных отношений.

  2. Внешняя политика и дипломатия иностранных стран в разные исторические периоды.

  3. Дипломатия и другие средства осуществления внешней политики, методы и приемы деятельности государств и других политических сил на международной арене в разные исторические периоды. Особенности и специфика дипломатии стран мира в разные исторические периоды. Дипломатическая история крупнейших событий прошлого.




Основная специальность


^ 07.00.03 – всеобщая история

  1. Методологические и типологические проблемы исследования истории зарубежных стран, связей и взаимодействия между отдельными цивилизациями и регионами.

  2. История развития государств, политических и общественных институтов на локальном, региональном и глобальном уровнях; историко-демографические процессы.

  3. ^ Внешняя политика и международные отношения, проблемы войны и мира, военно-политические союзы, глобализация мировых процессов и геополитические проблемы.







Сопутствующие специальности

  • ^ 05.25.02 – документалистика, документоведение, архивоведение, ист.

  1. Исследование общих свойств документа как источника и носителя информации. История документалистики, документоведения и архивоведения.




  • ^ 23.00.02 – политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии

  1. Политические и этнополитические процессы и конфликты: сущность, типология, механизмы регуляции и разрешения. Этнополитические процессы в условиях трансформации общества. Конфликт и общественное согласие (консенсус).






^

презентация магистерской диссертации


Тема диссертации: «Деятельность белорусских студенческих организаций в Чехословакии в 1920-е – первой половине 1930-х гг.»

Посмотреть презентацию можно на сайте: http://and-bucha.narod.ru

Перечень слайдов находится в приложении.
^

список литературы к выпускной работе


  1. Балыкина, Е. Н, Комличенко, В. Н, Сидорцов, В. Н. Историческая информатика для исторических специальностей) / Е. Н. Балыкина, В. Н. Комличенко, В. Н.Сидорцов. – Мн.: ВЕДЫ, 1998. – 316 с.

  2. Белова, Е. Б, Бородкин Л. И, Гарскова И. М. Историческая информатика / Е.Б. Белова, Л.И. Бородкин, И.М. Гарскова. – М.: ВЛАДОС, 1996. – 290 с.

  3. Драйден, Г. Революция в обучении / Г. Драйден, Дж. Вос. – М.: ООО «Парвина», 2003. – 672 с.

  4. Историческая информатика: Учеб. пособие/ Под ред. Л. И. Бородкина и И. М. Гарсковой. – М.: Мосгосархив, 1996. – 400 с.

  5. Коцюбинский, А. О., Грошев, С. В. Хрестоматия работы на компьютере: учеб. Пособие / А. О. Коцюбинский, А. О. Грошев – М., Триумф, 2003. – 496 с.

  6. Левкович, О. А. Основы компьютерной грамотности: учеб. пособие / О. А. Левкович, Е. С. Шелкоплясов, Т. Н. Шелкоплясова. - Мн.: ТетраСистемс, 2004. – 528 с.

  7. Липницкая, О. Л. Учебно-методический комплекс по исторической информатике. Базовый курс: Обработка и анализ статистических и структурированных исторических источников средствами электронных таблиц и систем управления базами данных / О. Л. Липницкая, Е. Э. Попова. – Мн.: БГУ, 2002. – 140 с.

  8. Методологические проблемы истории: учебное пособие / В. Н. Сидорцов. – Мн.: ТетраСистемс, 2006. – 352 с.

приложение



Скачать, 186.2kb.
Поиск по сайту:

Добавить текст на свой сайт


База данных защищена авторским правом ©ДуГендокс 2000-2014
При копировании материала укажите ссылку
наши контакты
DoGendocs.ru
Рейтинг@Mail.ru
Разработка сайта — Веб студия Адаманов