Загрузка...
Категории:

Загрузка...

Введение

Загрузка...
Поиск по сайту:


Скачать 234.92 Kb.
Дата22.03.2012
Размер234.92 Kb.
ТипСеминар
Содержание
Ii. тематическое и практическое содержание
Темы для обсуждения, научных докладов и рефератов
Таблица 1 Взаимозависимость динамики конфликта
Тип конфликта
Конфликтная установка
Темы для обсуждения, научных докладов и рефератов
Подведение итогов
Дополнительное задание (письменная работа)
Темы для обсуждения, научных докладов и рефератов
Темы для обсуждения, научных докладов и рефератов
Подведение итогов
Распределение часов спецсеминара по темам и видам работ
Подобный материал:

РЕГУЛИРОВАНИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ КОНФЛИКТОВ

Спецсеминар



Автор (составитель) Программы:

к.с.н., ст.н.с. Соломатина Е.Н.

I. ВВЕДЕНИЕ

Основная цель спецсеминара – сформировать у студентов теоретические представления о сущности социокультурного конфликта и практические навыки по предотвращению, урегулированию и разрешению конфликтных ситуаций.

Задачи спецсеминара:

  • раскрыть сущность конфликта как социокультурного явления, особенности его теоретико-методологического анализа в современной социологии;

  • раскрыть особенности формирования социокультурной среды конфликта, его динамику и функции;

  • провести практические занятия по формированию умения предотвращения манипулятивного воздействия, ведения переговоров в процессе управления конфликтом,

  • раскрыть особенности межличностных и межгрупповых стилей регулирования конфликта;

  • раскрыть особенности управления конфликтом в социально-педагогической и организационной среде;

  • показать особенности формирования ценностного и функционально-целевого компромисса;

  • раскрыть методику социологических исследований социокультурных конфликтов.

Спецсеминар предназначен для студентов, специализирующихся по кафедре социологии безопасности и прослушавших обязательные курсы по культурологии, истории социологии, общей социологии, социологии безопасности и безопасности России в глобальном мире.

Материал спецсеминара представлен как практическое дополнение к спецкурсу «Социология конфликта и компромисса». Особое внимание уделяется способам регулирования и разрешения конфликтных ситуаций, а также методам формирования компромисса. Спецсеминар предполагает проведение сюжетно-ролевой игры на тему «Манипулирование конфликтующими сторонами», практическое занятие «Трансформация конфликтной ситуации», тесты «Определение способов регулирования конфликтов», «Культура в вашей организации».


^ II. ТЕМАТИЧЕСКОЕ И ПРАКТИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ

СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ


Тема 1. Вводная лекция

«Конфликт как социокультурное явление»

Определение понятия и сущности конфликта как социокультурного явления. Основные признаки конфликта. Субъективно-объективные противоречия как основа конфликта. Структура конфликта. Объект и предмет конфликта. Основные виды конфликтов. Классификация конфликтов по степени нормативной регуляции (по Л. А. Козеру). Позитивные и негативные функции конфликта.

Темы для обсуждения, научных докладов и рефератов

  1. Выделите основные признаки социокультурного конфликта.

  2. Назовите объективные и субъективные противоречия социокультурного конфликта.

  3. Конфликт как вид социокультурного взаимодействия.

  4. Основные элементы конфликта.

  5. Ценностно-позитивная функция конфликта.

Литература


Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология: В 3 т. М., 2000. Т. 1. Дмитриев А.В. Социальный конфликт: общее и особенное. М., 2002.

Козер Л.А. Социальный конфликт: современные исследования. М., 1991.

Лысихин И.Е. Духовные факторы возникновения и обострения конфликтных ситуаций. Социальные конфликты: экспертиза, прогнозирование, технология разрешения. М., 1995. № 9. Ч. 1.

Сулимова Т.С. Социальная работа и конструктивное разрешение конфликтов. М., 1996.

Соколов С.В. Социальная конфликтология. М., 2001.


Тема 2. Теоретические и методологические основы социологического исследования конфликта

Теоретико-методологические предпосылки осмысления проблемы конфликта (Конфуций, Гераклит, Сократ, Платон, Аристотель).

Проблема возникновения, предупреждения и разрешения конфликта в трудах Н. Макиавелли. Основные причины конфликтов по Т. Гоббсу, Дж. Локку. Консенсус как форма социальной солидарности по О. Конту.

Теория конфликта Э. Дюркгейма через взаимоотношения общества и личности. Проблематика конфликта в социологии М. Вебера.


Природа социального конфликта по К. Марксу.

Понятие социального конфликта и социальной напряженности в теории Т. Парсонса. Понятие напряженности в теории Н. Смелзера.

Предметная определенность конфликтов в работах М. Дойча, Л. Козера, Дж. Бернарда.

Социально-психологическая традиция исследований конфликта в работах Р. Дарендорфа, З. Фрейда, К. Юнга. Потребность в безопасности по К. Левину.

Определение конфликта, источники его возникновения, классификация в теоретических разработках У. Линкольна, А. Здравомыслова, А. Дмитриева.

Использование институционально-сетевой методологии, социологического анализа конфликта. Сетевой подход в социологических исследованиях в работах М. Кастельса, В. Кузнецова, В. Нечаева, В. Разуева.

^ Темы для обсуждения, научных докладов и рефератов

  1. Какое значение имели конфликты в истории становления и развития общества?

  2. Назовите основные источники и предпосылки возникновения учения о социальном конфликте.

  3. Какой вклад в развитие теоретико-методологических основ социологического изучения конфликта внесли М. Вебер, Э. Дюркгейм, Т. Парсонс?

  4. Сравнительный анализ подходов к теории классового конфликта в работах К. Маркса и Р. Дарендорфа.

  5. Основные подходы к изучению конфликта в трудах отечественных ученых.

  6. Особенности институционально-сетевой методологии для социологического анализа конфликта.

Литература


Вебер М. Избранные произведения. М., 1990.

Гоббс Т. Левиафан. М., 1936.

Дарендорф Р. Элементы теории социального конфликта // Социологический журнал. 1994. № 5.

Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. М., 1991.

Здравомыслов А.Г. Социология конфликта. М., 2005.

Зиммель Г. Кризис культуры. // Избр.: в 2 т. М., 1996. Т.1.

Зиммель Г. Человек как враг // Социологический журнал. 1994. № 2.

Козер Л. Функции социального конфликта. М., 2000.

Козырев Г.И. Основы конфликтологии: учебник. М., 2007.

Кузнецов В.Н. Социология безопасности: Учебник. // Институт социально-политических исследований РАН. Социологический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова. М., 2004.

Левин К. Типы конфликтов. // Психология личности: Тесты. М., 1982.

Лосев А.Ф., Тахо-Гори А.А. Платон, Аристотель. М., 1993.

Макиавелли Н. Государь. // Избр. соч. М., 1982.

Мертон Р. Социальная структура и аномия // Социология преступности. М., 1995.

Парсонс Т. О структуре социального действия. М., 2000.

Парсонс Т. Система современных обществ. М., 1997.

Соколов С.В. Социальная конфликтология. М., 2001.

Тернер Дж. Структура современной социологической теории. М., 1985.


Тема 3. Социокультурная среда конфликта

Понятие среды конфликта. Внутренняя и внешняя среда конфликта. Основные стороны социокультурного конфликта. Противоборствующая сторона конфликта. «Третья сторона конфликта». Косвенная сторона конфликта. Субъекты и участники конфликта. Понятия рангов, статусов субъектов конфликта. Понятие силы. Манипулирование конфликтующими сторонами. Технологии защиты от манипулятивного воздействия. Инцидент и его основные виды.

Темы для обсуждения, научных докладов и рефератов

  1. Дайте характеристику основных компонентов конфликта.

  2. Какое влияние оказывает окружающая среда на развитие и исход конфликта?

  3. Что такое противоборствующая сторона конфликта и какова ее структура?

  4. Какую роль в конфликте играет «третья сторона»?

  5. Что такое «косвенная сторона» и какова ее роль в конфликте?

  6. Каковы различия между субъектом и участником конфликта?

  7. Четыре типа инцидента по характеру возникновения.

Литература


Бабосов Е.М. Конфликтология: учеб. пособие для студентов вузов. Минск, 2000.

Бородкин Ф.М., Коряк Н.М. Внимание: конфликт! Новосибирск, 1984.

Громова О.Н. Конфликтология: курс лекций. М., 2000.

Дмитриев А.В. Социальный конфликт: общее и особенное. М., 2002.

Запрудский Ю.Г. Конфликтология. Ростов-на-Дону, 2001.

Кильмашина Т.Н. Конфликтология: социальные конфликты. М., 2004.

Лебедева М.М. Политическое урегулирование конфликтов: подходы, решения, технологии. М., 1997.


Тема 4. Сюжетно-ролевая игра «Манипулирование конфликтующими сторонами»

I. Цель игры – на примере разыгранной ситуации показать студентам возможности манипулирования конфликтующими сторонами своим рангом для получения одностороннего преимущества в конфликте.

II. Участники игры. Две конфликтующие стороны: индивид – индивид; группа – группа. Это могут быть оппоненты, равные по социальному статусу: «работник – работник», «подразделение – подразделение» в организации; неравные: «руководитель – подчиненный».

III. Порядок проведения игры.

  1. Назначаются противоборствующие стороны.

  2. Выбирается объект (предмет) конфликта.

  3. Выбирается экспертная комиссия.

  4. Каждая из противоборствующих сторон выстраивает собственную стратегию игры.

    1. Начинается дискуссия, в которой каждая конфликтующая сторона стремится доказать, что именно она защищает в конфликте интересы и ценности группы, а противоборствующая сторона беспокоится только о своих личностных интересах.

    2. Разбор проведенной игры. Экспертная комиссия определяет победителя. Побеждает та сторона, которая сумела убедить судей в своей общественной значимости.

    3. Общее обсуждение прошедшей игры и подведение итогов.


Тема 5. Динамика конфликта

Сущность понятия социальной напряженности, ее природа. Основные стадии и признаки социальной напряженности. Динамика социальной напряженности. Порог толерантности. Определение предконфликтной стадии (конфликтной ситуации). Основные варианты поведения конфликтующих сторон. Стадия развития конфликта. Основные фазы в развитии конфликта. Стадия разрешения конфликта. Основные варианты разрешения событий. Послеконфликтная стадия. Взаимозависимость динамики конфликта, субъективного восприятия сторонами друг друга и взаимных конфликтных установок.

Темы для обсуждения, научных докладов и рефератов

  1. Что такое социальная напряженность, какова ее природа?

  2. Мониторинг социальной напряженности.

  3. Понятийная схема социологического анализа конфликта.

  4. Основные стадии развития конфликта.

  5. Что такое «переоценка ценностей» в конфликте и когда она происходит?

  6. Назовите основные способы разрешения конфликта.

  7. Что такое институционализация конфликта?

  8. Межличностный, групповой, организационный, государственный и межгосударственный компромисс в работах В. Кузнецова, Д. Скотта, М. Дойча, М. Мескона.

  9. Консенсус – как высшая форма компромисса.

Литература

Александрова Е.В. Социально-трудовые конфликты: пути разрешения. М., 1993.

Бабосов Е.М. Конфликтология. Минск. 2000.

Безопасность Евразии-2003: Энцикл. словарь-ежегодник. М., 2004.

Запрудский Ю.Г. Внутри конфликта // Социологические исследования. 1993. № 7.

Куконков П.И. Социальная напряженность как этап в процессе развития конфликта // Социальные конфликты. Вып. 9. М., 1995.

Кузнецов В.Н. Идеология: социологический аспект / Учебник. М., 2005.

Козер Л.А. Социальный конфликт: современные исследования. М., 1991.

Ксенофонтов В.Н. Компромисс // Социологическая энциклопедия: В 2 т. М., 2003. Т.1.

Рукавишников В.О. Социальная напряженность // Диалог. 1990. № 8.

Социология социальной сферы: учебное пособие. / Под ред. А.А. Акулич, В.Н. Кузнецова. М., 2007.

Тощенко Ж.Т. Парадоксальный человек. М., 2001.


Тема 6. Практическое занятие «Трансформация конфликтной ситуации»

Цель задания – познакомить студентов с возможными способами трансформации конфликта из одного состояния в другое с целью его урегулирования.

Установка на выполнение. В таблице 1 показана взаимозависимость динамики конфликта, субъективного восприятия сторонами друг друга и взаимных конфликтных установок. На примере конкретных или мнимых конфликтных ситуаций необходимо рассмотреть динамику конфликта в направлении его эскалации (спор – противоборство – война) и деэскалации (война – проивоборство – спор). При этом необходимо описать порядок применения предполагаемых процедур по урегулированию конфликта, например, путем комплексного или поэтапного воздействия на элементы структуры конфликта.

Форма выполнения. Задание выполняется в письменной форме и сдается преподавателю для проверки. Проверенные работы подлежат обсуждению.


^ Таблица 1

Взаимозависимость динамики конфликта



^ Тип конфликта

(стадия развития)

спор

противоборство

война

Взаимное восприятие сторонами друг друга

оппонент

противник

враг

^ Конфликтная установка

диалог, компромисс

соперничество, доминирование

уничтожение
Приложение 1

Механизмы процесса взаимодействия в конфликтной ситуации

(выбор стратегии)

  1. Механизм влияния

А) Демонстрация усиления собственных ресурсов.

Б) Выжидание, удержание предыдущего состояния (включая некоторые уступки).

В) Риск.

Г) Принуждение.

Д) Ложные маневры, дезинформация.

  1. Механизм научения.

  2. Механизм «приближения – избегания».

  3. Механизм оценки выигрышей или проигрышей.


Тема 7. Особенности течения социокультурных конфликтов

Модель мотивационной ориентации М. Дойча. Основные типы мотивационной ориентации в конфликте: кооперативная, индивидуалистическая, конкурентная. Личность в конфликте. Возможности диспозиционного подхода к изучению социокультурных конфликтов.

Этноцентризм как способ возникновения социокультурного конфликта. Основные факторы, влияющие на возникновение и интенсивность этноцентризма.

Корпоративная культура как совокупность разделяемых членами корпорации норм, ценностей компании. Функции и основные элементы корпоративной культуры. Влияние корпоративной культуры на течение конфликта.

^ Темы для обсуждения, научных докладов и рефератов

  1. Характеристика основных типов мотивационной ориентации в конфликте по М. Дойчу.

  2. Конфликт ценностей на уровне личности, социальной группы, общества.

  3. Конфликтная личность (методика исследования).

  4. Соотношение кооперации и этноцентризма.

  5. Дайте определение корпоративной культуры.

  6. Роль корпоративной культуры в регулировании конфликтов.

Литература

Дойч М. Конструктивное разрешение конфликтов: принципы, обучение и исследования // Психология конфликта. СПб., 2001.

Капто А.С. Профессиональная этика. М.-Ростов н/Д., 2006.

Кузнецов В.Н. Геокультура. М., 2003.

Лапин Н.И. Динамика ценностей населения реформируемой России. М., 1996.

Пугачев В.П. Руководство персоналом: Практикум. М., 2006.

Спивак В.А. Корпоративная культура. СПб., 2001.


Тема 8. Управление конфликтом. Переговорный процесс

Цели и стратегии поведения в ситуации конфликта – критерии выбора. Управление конфликтом или разрешение конфликта? Основные структурные элементы управления конфликтом. Характерные особенности принятия управленческих решений в ходе конфликта. Роль информации в управлении конфликтом. Формирование корпоративной культуры как структурный элемент управленческой деятельности.

Переговоры как взаимный поиск компромисса конфликтующих сторон. Основные процедуры ведения переговоров. Метод «принципиальных переговоров» (по книге «Путь к согласию, или переговоры без поражения» Роджера Фишера и Уильяма Юрии).

Темы для обсуждения, научных докладов и рефератов

  1. Стратегии поведения в управлении конфликтом.

  2. «Внутреннее» и «внешнее» управление конфликтом.

  3. Институционализация конфликта как способ влияния на его масштабы, интенсивность и развитие.

  4. Основные структурные элементы управленческой деятельности по разрешению конфликта.

  5. Взаимосвязь формирования ценностного и функционально-целевого компромисса.

  6. Способы влияния на формирование социального компромисса (социокультурные, рассудочные, эмоциональные).

Литература

Бородкин Ф.М., Коряк Н.М. Внимание: конфликт. Новосибирск, 1989.

Дмитриев А.В. Социальный конфликт: общее и особенное. М., 2002.

Здравомыслов А.Г. Социология конфликта. М., 2005.

Зеркин Д.П. Основы конфликтологии. Ростов н/Д., 1998.

Исраэлян В., Лебедева М. Переговоры – искусство для всех // Международная жизнь. 1991. № 11.

Лавриненко В.Н. Психология и этика делового общения. М., 1995.

Фишер Р., Юрии У. Путь к согласию или переговоры без поражения. М., 1992.


Тема 9. Межличностные и межгрупповые стили

регулирования конфликта

Понятие и сущность межличностного конфликта. Субъекты и объекты межличностного конфликта. Межличностное восприятие и конфликт. Идентификация, рефлексия, эмпатия, стереотипизация как структурные элементы процесса межличностного восприятия. Понятия межличностной совместимости и межличностной несовместимости. Виды межличностных конфликтов. Варианты исхода межличностных конфликтов. Предупреждение и разрешение межличностных конфликтов. Методы урегулирования межличностного конфликта.

Внутригрупповая динамика (формальные и неформальные групповые нормы). Конфликт между формальной и неформальной системами отношений. Роль лидера в процессе конфликта. Лидер как необходимый элемент управляющей системы (по Т. Парсонсу). Классификации лидерства по М. Веберу.

Межгрупповые конфликты и причины их возникновения. Понятия социальной идентичности и социального сравнения. Особенности межгрупповых конфликтов (феномен сплочения). Последствия групповых конфликтов.

Темы для обсуждения, научных докладов и рефератов

  1. Какова структура межличностного восприятия?

  2. Какие факторы влияют на межличностную совместимость?

  3. Назовите основные типы конфликтных людей.

  4. Основные способы предупреждения межличностных конфликтов.

  5. Назовите основные причины внутригрупповых конфликтов.

  6. Назовите основные причины возникновения конфликтов между формальной и неформальной системами отношений.

  7. Стратегии поведения руководителя по отношению к лидеру.

  8. Назовите причины возникновения межгрупповых конфликтов.

  9. Особенности религиозных и этнических конфликтов.

Литература

Андреева Г.М. Социальная психология М., 1994.

Бабосов Е.М. Конфликтология. Минск. 2000.

Вебер М. Харизматическое государство. Саратов, 1994. Вып. 1.

Громова О.Н. Конфликтология: курс лекций. М., 2000.

Дэна Д. Преодоление разногласий. СПб., 1994.

Козырев Г.И. Основы конфликтологии: учебник. М., 2007.

Конфликты в коллективе и пути их преодоления. Л., 1991.

Рапопорт А. Природа конфликта и теория человеческих потребностей. Социальный конфликт: современные исследования. М., 1991.

Скотт Дж. Г. Способы разрешения конфликтов. Вып. II. Киев, 1991.

Социология социальной сферы: учебное пособие. / Под ред. А.А. Акулич, В.Н. Кузнецова. М., 2007.


Тема 10. Методика «Определение способов регулирования конфликтов» (тест К. Томаса)

Тест призван выявить склонность студента к использованию пяти основных стилей конфликтного поведения и степень выраженности этой склонности:

  1. Стиль конкуренции (соперничества)

  2. Стиль избегания (уклонения от конфликта)

  3. Приспособление

  4. Сотрудничество

  5. Компромисс.

Инструкция: Каждому студенту раздается опросник с 30 суждениями, необходимо выбрать то суждение, которое более типично для поведения в конфликтной ситуации.

^ Подведение итогов: По ключу определяется количество ответов, которое соответствует каждому из пяти типов поведения в конфликтной ситуации. Каждый ответ оценивается в 1 балл. По количеству набранных баллов можно судить о предпочитаемом стиле регулирования конфликта.

^ Дополнительное задание (письменная работа):

Укажите, какие тактики необходимо применять в следующих ситуациях:

  1. Истинные интересы скрываются, но доводы одинаково убедительны;

  2. Одинаково значимы цели и важны подходы обеих сторон;

  3. Принятие решения должно быть быстрым, и вы убеждены в своей правоте;

  4. Конфликтная ситуация разрешится сама собой через определенное время;

  5. Решение проблемы важнее для партнера, чем для вас.

Литература:

Пугачев В.П. Руководство персоналом: Практикум. М., 2006.


Тема 11. Конфликты в образовательном процессе

Основные линии противоречий в образовательном процессе. Конфликт и противоречия, обусловленные коммерциализацией образовательных услуг. Причины возникновения конфликтов в российской системе высшего образования. Формы общения студентов и преподавателей, студентов и администрации Вуза. Направленный конфликт. Социологические исследования способов регулирования конфликтов, используемых участниками педагогического процесса и их отношение к конфликтам. Варианты предупреждения и регулирования конфликта в образовательной системе Вуза. Методы диалога и компромисса.

^ Темы для обсуждения, научных докладов и рефератов

  1. Назовите основные линии противоречий в образовательном процессе.

  2. Каковы основные причины возникновения конфликтов в российской системе высшего образования.

  3. Что такое «направленный конфликт»?

  4. Культура общения в педагогическом процессе.

  5. Какие варианты предупреждения и разрешения конфликтов в педагогическом процессе вы знаете?

Литература

Андреев В.И. Конфликтология. Искусство спора, ведения переговоров, разрешения конфликтов. М., 1995.

Казаренкова Т.Б. Интегральная социология высшего образования. М., 2001.

Руткевич М.Н. Социология образования молодежи. М., 2002.

Смирнова П. Становление профессиональной идентичности и развитие личности современного российского студента // Безопасность Евразии. 2006. № 4.

Социальные конфликты: экспертиза, прогнозирование, технологии разрешения. Вып. 12. Российское образование: перед лицом кризиса. М., 1997.

Социология молодежи: Учебник / Под ред. В.Н. Кузнецова. М., 2005.


Тема 12. Социокультурные конфликты в организации. Особенности формирования ценностного и функционально-целевого компромисса

Понятие конфликта в организации. Виды конфликтов в организации и причины их возникновения. Особенности конфликтов в социокультурной системе отношений организации. Функции и последствия конфликтов в организации. Предупреждение, разрешение и управление конфликтами в организации. Правовое обеспечение организационных конфликтов.

Культура компромисса. Формирование функционально-целевого социального компромисса. Основные структурно-функциональные методы (оптимизация социальной структуры; координация и интеграция действий; обеспечение сопоставимости и взаимосвязи общей и комплексных целей). Функционально-ролевой компромисс. Закрепление стандартных, типичных социальных действий в социальных функциях.

Взаимосвязь формирования ценностного и функционально-целевого компромисса. Способы влияния на формирование социального компромисса (социокультурные, рассудочные, эмоциональные).

^ Темы для обсуждения, научных докладов и рефератов

  1. Назовите основные этапы развития организации с точки зрения ее конфликтности.

  2. Каковы основные причины возникновения конфликтов в организации?

  3. Что такое «система социального партнерства» и какова ее роль в предупреждении и регулировании конфликта?

  4. Сущность и понятие компромисса.

  5. Культура компромисса по В.Н. Кузнецову.

Литература

Бабосов Е.М. Конфликтология. Минск. 2000.

Дмитриев А.В. Социальный конфликт: общее и особенное. М., 2002.

Зайцев А. Социальный конфликт. М, 2000.

Капитонов Э.А., Капитонов А.Э. Корпоративная культура и PR. Ростов н/Д., 2003.

Кузнецов В.Н. Культура компромисса // Московско-Шанхайская модель миропорядка. М., 2006.

Пригожин А.И. Современная социология организаций. М., 1995.

Социология социальной сферы: учебное пособие. / Под ред. А.А. Акулич, В.Н. Кузнецова. М., 2007.

Спивак В.А. Корпоративная культура. СПб., 2001.

Черняк Т.В. Конфликты в организации и технологии их разрешения. Новосибирск, 1998.


Тема 13. Тест «Культура в вашей организации»

Цель теста – выработка навыков определения преобладающего типа культуры в организации, влияющего на регулирование социокультурных конфликтов.

Инструкция: Каждому студенту раздается опросник с 10 вопросами, характеризующими различные стороны жизнедеятельности организации. По каждому вопросу выбирается вариант ответа (А, Б, В или Г), который наиболее соответствует вашей организации. Если практический опыт работы отсутствует, то необходимо представить организацию, которая является наиболее привлекательной. В этом случае можно узнать личную предрасположенность к определенному типу культуры, что следует учитывать при выборе места работы. Необходимо учитывать, что часто в организации имеет место сочетание различных типов культур, одна из которых является доминирующей.

^ Подведение итогов: Выбранные варианты ответов переносятся на ключ. Каждый выбор (каждая обведенная буква) равняется одному баллу. Пользуясь ключом, производится подсчет общего количества баллов по колонке. Колонка, получившая наибольшее количество баллов, указывает на тип культуры, доминирующей в организации. Предложенные типы культур:

  1. Культура власти

  2. Бюрократическая культура

  3. Культура задачи

  4. Культура, ориентированная на людей, учет их интересов, забота о нравственном климате в коллективе, преимущественно кооперативное принятие решений.

Литература

Пугачев В.П. Руководство персоналом: Практикум. М., 2006.


Тема 14. Методика социологических исследований социокультурных конфликтов


  1. ^

    РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ СПЕЦСЕМИНАРА ПО ТЕМАМ И ВИДАМ РАБОТ









те-мы




Наименование тем и видов работ

Всего (часов)

Аудиторные занятия

(часов)

Самостоятельная

работа (часов)

Лекции

Семинары

1.

Вводная лекция

«Конфликт как социокультурное явление»

2

2

-

-

2.

Теоретические и методологические основы социологического исследования конфликта

8

2

2

4

3.

Социокультурная среда конфликта

4

-

2

2

4.

Сюжетно-ролевая игра «Манипулирование конфликтующими сторонами»

2

-

2

-

5.

Динамика конфликта

6

-

4

2

6.

Практическое занятие «Трансформация конфликтной ситуации»

2

-

2

-

7.

Особенности течения социокультурных конфликтов

4

-

2

2

8.

Управление конфликтами. Переговорный процесс

4

-

2

2

9.

Межличностные и межгрупповые стили регулирования конфликта

6

2

2

2

10.

Тест «Определение способов регулирования конфликтов»

2

-

2

-

11.

Конфликты в образовательном процессе

4

-

2

2

12.

Социокультурные конфликты в организации. Особенности формирования ценностного и функционально-целевого компромисса

6

2

2

2

13.

Тест «Культура в вашей организации»

2

-

2

-

14.

Методика социологических исследований социокультурных конфликтов

4

-

2

2




ИТОГО:

56

8

28

20




  1. ФОРМА ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ

В конце семестра зачет



Скачать, 396.48kb.
Поиск по сайту:

Добавить текст на свой сайт
Загрузка...


База данных защищена авторским правом ©ДуГендокс 2000-2014
При копировании материала укажите ссылку
наши контакты
DoGendocs.ru
Рейтинг@Mail.ru