Загрузка...
Категории:

Загрузка...

Инновационное развитие таможенного администрирования внешнеэкономической деятельности

Загрузка...
Поиск по сайту:


страница1/3
Дата22.03.2012
Размер0.53 Mb.
ТипДиссертация
Содержание
Научный консультант
Гапоненко Александр Лукич
Ведущая организация
I. Общая характеристика работы
Степень научной разработанности темы.
Цель диссертационного исследования
Теоретической и методологической основой
Основные научные результаты
Основные положения диссертации, выносимые на защиту
Практическая значимость работы
Апробация результатов исследований.
Глава II. Теоретические аспекты инновационного таможенного администрирования внешнеэкономической деятельности
Глава IV. Инфраструктурное обеспечение реализации защитно-сервисных функций таможенной службы России в системе коммуникаций внеш
Глава V. Федеральная таможенная служба и РОСТЭК как защитная компаунд-система в рыночной экономике
ГЛАВА VI. Разработка стратегии коммуникаций администрирования в коммерциализированной таможенной сервис-системе (КТС)
II. Содержание основных положений диссертации, выносимых на защиту
Рис. 3. Модель характеристик типов защитной деятельности ФТС РОСТЭК
Рис. 4. Структура признаков, обеспечивающих формирование компаунд-системы
Рис. 5. Информационно-оценочная модель стратегии администрирования в организации
При этом основными функциями Агентства могли бы, как представляется, быть
...
Полное содержание
Подобный материал:
  1   2   3


На правах рукописи


ПРУЩАК Сергей Федорович


ИННОВАЦИОННОЕ

РАЗВИТИЕ ТАМОЖЕННОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ
ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ



Специальности: 08.00.05 – экономика и управление народным хозяйством (управление инновациями и инвестиционной деятельностью); 08.00.14 – мировая экономика


Автореферат
диссертации на соискание ученой степени
доктора экономических наук


Москва-2007

Диссертация выполнена на кафедре конкретной экономики и финансов Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации.


^ Научный консультант: доктор социологических наук,

кандидат экономических наук, профессор Кухаренко Вадим Борисович


Официальные оппоненты: доктор экономических наук, профессор

^ Гапоненко Александр Лукич

доктор экономических наук, профессор Пресняков Юрий Викторович

доктор экономических наук, профессор Черный Юрий Ильич


^ Ведущая организация: Российская таможенная академия


Защита состоится 8 ноября 2007 г. в 14-00 часов на заседании диссертационного совета Д 502.006.05 по экономическим наукам в Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации по адресу: 119606, г. Москва, пр. Вернадского, 84, уч. корп. 1, ауд. 3304.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Российской академии государственной службы при Президенте РФ (1-й уч. корп., каб.914).


Автореферат разослан 5 октября 2007 г.


Ученый секретарь

диссертационного совета Р. А. Чванов
^

I. Общая характеристика работы


Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью создания благоприятных условий для включения российской таможни в сложную инновационную систему экономических, социальных, экологических, технологических (далее ЭСЭТ) коммуникаций в условиях глобализации связей, вытекающих из объективно развивающихся тенденций интеграции международной торговли в единый геоэкономический воспроизводственный процесс.

Требуемые для этого предпосылки - быстрый рост внешней торговли России в последние годы, усилия правительства по увеличению доли наукоемкой продукции в экспорте и результаты новейших технологий в импорте, а также необратимый процесс интег­рирования отечественной экономики в мировое хозяйство - делают осо­бенно актуальным научно-обоснованный подход к вопросам совершенс­твования механизмов государственного регулирования товарооборота, особая роль среди которых отведена, как известно, таможенной системе страны.

Процесс глобализации мировой торговли требует адекватного совершенствования механизма ее организации, способов осуществления. Ее объекты становятся, с одной стороны, более комплексными и сложными, происходит интеграция торговли в единый воспроизводственный процесс, а с другой - упрощенными и доступными широкому кругу субъектов, что еще более разнообразит его содержание. Тем самым, и таможня оказывается вовлеченной не просто в осуществление торгового оборота, а в сложную систему производственно-технологических и торговых коммуникаций. Реалии нынешнего периода и прогнозные оценки специалистов объективно выдвигают в число первоочередных проблемы создания целостной, устойчивой, надежной, эффективной и адаптивной к возникающим ситуациям системы таможенного администрирования внешнеэкономической деятельности и ее инфраструктурного обеспечения.

Предоставление государственных услуг при таможенном оформлении в современных условиях основывается на нормах и принципах международных таможенных конвенций и соглашений1, на международных стандартах качества серии ISO, а также с учетом вовлечения участников внешнеэкономической деятельности (далее – участники ВЭД) в процесс подготовки законодательных и нормативных актов, создания условий для передачи части операций, выполняемых таможенными органами, околотаможенным организациям.

Институциализация конвенциального управления процессами ВЭД на границах каждого из государств и в пределах их таможенных территорий предполагает соблюдение правил Всемирной торговой и Всемирной таможенной организаций, что требует использования в системах управления достижений современных теорий и практического передового опыта. Необходимость значительного повышения уровня ориентации в требованиях международных конвенций и гражданского кодекса не только простых людей и коммерческих фирм, но и представителей государственных служб является важной предпосылкой для качественного изменения управления в них. Это особенно актуально для организации совместной деятельности государственных учреждений и предприятий предпринимательского типа по решению задач государственного значения и масштаба.

Значимость научной разработки темы исследования выражается в:

  • необходимости использования научного подхода к решению проблемы совершенствования формата государственных и негосударственных систем при защитной деятельности от несанкционированных событий при осуществлении ВЭД;

  • остроте нерешенных проблем в сфере создания и функционирования системы инфраструктурного обеспечения ВЭД, необходимостью изучения, выявления негативных последствий от сложившихся и действующих подходов к организации администрирования;

  • необходимости разработки подходов и определения условий для эффективного управления деятельностью организаций инфраструктурного обеспечения таможенной службы с учетом передового зарубежного и отечественного опыта по созданию форм и отношений, учитывающих экономические, социальные географические особенности развития ВЭД;

  • ее роли в реализации в таможенном администрировании внешнеэкономической деятельности инновационно интегрированных организаций и предприятий, обеспечивающих формирование, поддержание и развитие таможенной инфраструктуры, и ее функционирование.

^ Степень научной разработанности темы. Исследуемая проблема находится на стыке различных научных направлений, охватывающих теоретические и практические аспекты внешнеэкономической деятельности таможни и ее структур, администрирования ими данного процесса в ходе его инновационного развития. По каждому из этих направлений имеется значительный теоретический и практический материал, отражающий общие и частные результаты используемых авторами подходов.

Так, при анализе феномена глобализации и характера его воздействия на экономическое, социальное, экологическое и технологическое развитие стран мира и Российской Федерации автор использовал результаты, опубликованные в работах Э.А.Грязнова, Н.И.Косолапова, Э.Г.Кочетова, Ю.В. Шишкова и других видных ученых.

При рассмотрении ряда аспектов организационно-экономического и таможенного регулирования и развития таможенной инфраструктуры с привлечением в эту сферу государственных унитарных предприятий, использованы результаты, полученные такими отечественными и зарубежными учеными, как С.В. Барамзин, Н.М. Блинов, А.С. Булатов, А.Л. Гапоненко, Д.А. Дюмулен, С.И. Долгов, В.Н. Зарубин, Н.Д. Кондратьев, Г.Б. Клейнер, Б.Н. Кузык, В.И. Кушлин, В.В. Куликов, Л.А. Лозбенко, Б.З. Мильнер, А.Д. Некипелов, В.В. Орешкин, В.С. Паньков, Ю.В. Пресняков, В.В. Сабельников, А.А. Синягов, Дж. Стиглиц, И.П. Фаминский, А.Б. Фрумкин, Ю.И. Черный, Ю.В. Яковец, А. Янгсон и др.

Вопросы инновационного совершенствования экономики в целом и таможенного администрирования внешнеэкономической деятельности, в особенности, заимствованы в трудах А.Я.Быстрякова, Е.В.Егорова, Л.А.Колесниковой, В.Б.Кухаренко, А.Т.Спицына, Е.Ю.Чичеровой, В.М.Яковлева, А.Б.Ярлыкапова и др.

Весьма полезными также оказались работы, раскрывающие различные финансовые аспекты рассматриваемых проблем, особенно, представителей научной школы РАГС, где осуществлялась диссертационное исследование, - А.М.Емельянова, А.Г.Куликова, И.Д.Мацкуляка, Б.Е.Пенькова, Е.Е.Румянцевой, Р.А.Чванова и др.

Характер проблем в сфере внешнеэкономической деятельности, обусловленных глобализацией, с необходимостью разрешения которых сталкивается современный мир и каждая страна, осуществляющая эту деятельность, являются предметом внимания и исследований мировой и российской экономической науки, о чем свидетельствуют опубликованные за последнее десятилетие многочисленные монографии2, научные статьи3, материалы международных и национальных научно-практичес-ких конференций и семинаров4.

Однако, такие важные для каждого государства вопросы как обеспечение реализации защиты от нарастающих угроз нанесения социально-экономического ущерба стране от недостаточного внимания к проблемам инновационного развития инфраструктурного и коммуникационного сопровождения ВЭД в целом, от несовершенства средств, форм и методов администрирования, а также других существенных факторов еще не стали предметом глубокой и всесторонней теоретической проработки. Имеющиеся частные практические выводы, рекомендации не нашли своего применения. До последних лет подходы к разработке концепций общей и ведомственной инфраструктурной политики в России имели достаточно абстрактный, слабо связанный с реальными экономическими и социальными потребностями страны характер. Видимо это стало также одной из причин того, что многие конкретные и важные направления исследований в этой области в целом и в сфере инфраструктурного обеспечения таможенной деятельности, в частности, практически отсутствуют. Автору известно ограниченное число работ, выполненных по близким, пограничным направлениям. К ним относятся, в частности, работа по макрогеографическому анализу структур промышленных потоков, выполненная И.А.Родионовой; исследованию состояния таможенной инфраструктуры посвящены диссертации А.П. Карибова, А.И. Кузнецовой, проблемам функционирования и развития унитарных предприятий на примере таможенной системы – К.С. Павлова. Ряд работ по изучению состояния таможенной инфраструктуры был выполнен в 1998–2000 гг. учеными Российской таможенной академии5.

Вместе с тем, процессы глобализации и активного включения России в мировые внешнеэкономические отношения и связи выдвигают ряд проблем, требующих переосмысления и поиска новых форм и методов обеспечения их решения в соответствии со складывающейся ситуацией и характером её изменения внутри страны, различных регионах и в мире в целом.

Важно также выявление тенденций развития процессов, определяющих объективные потребности в формировании инфраструктурной системы обеспечения защитно-сервисных функций в сфере ВЭД и выбор форм и методов государственного администрирования деятельности хозяйственных структур, которые пришли в противоречие с характером формирования отношений обмена в мировой экономике.

В диссертационном исследовании предпринята попытка осуществить комплексный подход к решению проблем администрирования таможенной защиты, совершенствования и реорганизации его организационно-хозяйственного механизма, инфраструктуры, коммуникаций, а также, выработать практические рекомендации по их модернизации с целью эффективной реализации принимаемых государственных мер.

Актуальность и недостаточная разработанность вопросов инновационного развития таможенного администрирования ВЭД определили выбор темы исследования. Она отражает один из важнейших аспектов научных исследований Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации.

^ Цель диссертационного исследования состоит в научном обобщении сложившихся подходов к таможенному администрированию защитно-сервисных функций в сфере внешнеэкономической деятельности, разработки теории организации его инфраструктурного обеспечения и выработке на этой основе принципиально важных направлений ее инновационного развития.

Исходя из данной цели, определены следующие задачи:

  • сформулировать основные характеристики состояния таможенного администрирования внешнеэкономической деятельности и инфраструктурных потребностей для его эффективной реализации;

  • определить ключевые направления влияния международной торговли на национальные таможенные системы;

  • раскрыть механизмы повышения эффективности таможенных органов и их роль в обеспечении экономической безопасности России в условиях глобализации;

  • установить главные инфраструктурные факторы, влияющие на эффективность внешнеэкономической деятельности отечественной таможни;

  • обосновать подходы к реализации механизма совершенствования околотаможенной деятельности на основе внедрения и использования зарубежного опыта государственно-частного предпринимательства;

  • разработать концепцию развития таможенной инфраструктуры на принципах государственно-предпринимательского партнерства в формате инновационно интегрированных предприятий и организаций;

  • предложить комплекс рекомендаций по проектированию альтернативных структур регулирования таможенной внешнеэкономической деятельности, техники их оперирования на экономической границе России с учетом мировых тенденций геоэкономического развития;

  • внедрить стратегию формирования инновационно интегрированных структур таможенного администрирования ВЭД посредством создания уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции государственного заказчика строительства, реконструкции и эксплуатации пунктов пропуска через государственную границу России.

Объектом исследования являются различные организационно-правовые форматы российского трансграничного пространства с учетом их функционирования при взаимодействии с внешней средой и ее деловой частью в условиях инновационных производственно-технологичес-ких связей, вытекающих из интеграции торговли в единый геоэкономический воспроизводственный цикл.

Предметом исследования являются организационно-экономичес-кие, управленческие отношения, возникающие в ходе инновационного развития таможенного администрирования внешнеэкономической деятельности.

^ Теоретической и методологической основой исследования стали фундаментальные научные работы ведущих экономистов России и зарубежных стран, занимающихся теорией воспроизводства, инновационной политики, регулирования внешнеэкономической деятельности, другие источники, содержащие достижения экономической мысли, а также иных областей научных знаний, результаты прикладных исследований. В диссертации применены системный подход, методы экономического, исторического, статистического, логического анализа, метод экспертных оценок.

Информационную базу работы составили фактографические материалы ВЭД, ФТС России, ФГУП «РОСТЭК», данные статистики, отечественных и зарубежных информационных источников, отчеты многочисленных региональных организаций. Использованы также материалы Всемирной таможенной организации (ВТО) (Брюссель), Всемирной торговой организации (ВТО) (Женева), Шенгенского анклава и других международных хозяйственно-политических образований.

Собраны и классифицированы по наблюдаемым и управляющим параметрам при создании модели управления ФГУП «РОСТЭК» сведения многих экологических, социальных, экономических, логистических технологий полезной, ущербной и защитной деятельности. В процессе исследования диссертантом применялось имитационное моделирование на ЭВМ структур, связей, параметров и основных финансово-экономических характеристик ФГУП «РОСТЭК» в пространстве таможенной и других государственных служб на рубежах России.

В диссертации использованы также материалы прошлых авторских исследований, таможенной статистики, экспертные оценки качественных показателей ВЭД и характеристик структур ее администрирования.

^ Основные научные результаты, полученные лично соискателем, и их научная новизна, заключаются в том, что решена теоретически и методологически крупная, имеющая важное народнохозяйственное значение проблема инновационного развития таможенного администрирования внешнеэкономической деятельности. В работе предложено решение как фундаментальных, так и практических задач обеспечения целенаправленного в глобальном, общегосударственном и региональном отношении развития таможенной инфраструктуры и организационно-хозяйственного сопровождения этого процесса с учетом не только потребностей его участников, но и эффективной защиты национальных интересов.

Наиболее значимые научные результаты выполненного исследования в области специальности 08.00.05 – экономика и управление народным хозяйством (управление инновациями и инвестиционной деятельностью) состоят в следующем:

1. Определены основные приоритеты социально-ориентирован-ной, стратегически выверенной политики и программ обеспечения экономической безопасности в сфере внешнеэкономической деятельности, а именно: тенденции позиционирования инновационного развития таможенного администрирования ВЭД в различных формах на всех стадиях мирового воспроизводственного процесса; эффективное решение задач защиты и контроля в сфере ВЭД по всей таможенной территории; обеспечение надежного прикрытия границ; содействие международному транзиту; развитие инфраструктуры реализации защитных функций таможенной службы (пункты 4.1, 4.2. паспорта специальностей ВАК Минобрнауки РФ).

  1. Обоснован вывод, что поступательное продвижение России (с начала ХХI века) по пути реформ с учетом геоэкономических перемен и стратегических ориентиров, которых придерживаются развитые страны, предполагает инновационный путь модернизации таможенного администрирования внешнеэкономической деятельности, преобразования таможенной службы из государственной в межгосударственную (геоэкономический институт), неотделимую от глобальных процессов и реагирующую в рациональных интересах страны на происходящие экономические, социальные, экологические и технологические перемены.

К основным направлениям современного реформирования таможенных систем в мире относятся: гармонизация законодательства и правил поведения при перемещении товаров через границу; модернизация инфраструктуры на основе новейшей информационной и телекоммуникационной технологии; унификация и стандартизация документов и процедур; усиление международного сотрудничества, особенно в области предотвращения и пресечения правонарушений (пункты 4.2, 4.7 паспорта специальностей ВАК Минобрнауки РФ).

  1. Введены и определены следующие научные понятия:

  • «экономическая, социальная, экологическая и технологическая (ЭСЭТ) система» – понятийный комплекс, обеспечивающий кумулятивный эффект от его применения для целей инновационного развития таможенного администрирования внешнеэкономической деятельности;

  • «инновационное развитие таможенного администрирования» - процесс позитивных изменений в процедурах экономического, социального, экологического и технологического прогнозирования, регулирования и контроля, учета и оценки внешнеэкономической деятельности, основным критерием которых выступает реализация потребностей участников осуществляемых перемен;

  • «таможенное администрирование» – такое функционирование организационной системы таможенного управления, которое, по сути, становиться инструментом реализации регулирующей и фискальной функций таможенных органов, повышения надежности и качества пограничного товародвижения и снижения уровня нарушений таможенных правил;

  • «таможенное администрирование внешнеэкономической деятельности» – такое функционирование организационной системы таможенного управления, которое, по сути, становится инструментом (фильтром, барьером) защитной деятельности ряда национальных государственных структур, гарантирующих экономическую, социальную, экологическую и технологическую безопасность страны;

  • «компаунд-система» – комплекс, состоящий из разнородных по форме собственности организационно-хозяйственных образований (подсистем), элементов и аддитив, связанных между собой разнообразными видами отношений взаимодействия, а также единой целеориентацией и общим результатом (пункт 4.2 паспорта специальностей ВАК Минобрнауки РФ).

  1. Выявлена причина ряда проблем организационно-хозяйствен-ного развития таможенного инфраструктурного комплекса, который не в состоянии в наши дни качественно обслуживать возрастающие трансграничные товаропотоки, – несбалансированное по видам и нагрузкам распределение в таможенных органах комплекса задач обеспечения ВЭД в ущерб реализации основных контрольно-защитных функций. Особое значение при этом приобретает реформирование инфраструктурно-коммуникационного комплекса в рамках концептуальной проблемы таможни как «фильтра» и «барьера» (пункт 4.10 паспорта специальностей ВАК Минобрнауки РФ).

  2. Разработан механизм создания и использования систем администрирования (ЭСЭТ прогнозирования и оценки) технологий инновационного развития околотаможенной инфраструктуры, а также целостная концепция формирования, функционирования и развития инновационно интегрированных, государственно-коммерческих компаунд-систем (пункты 4.2, 4.10 паспорта специальностей ВАК Минобрнауки РФ).

К основным результатам, определяющим научную новизну диссертации в области специальности 08.00.14 – мировая экономика, относятся:

  1. Утверждение о том, что таможенное администрирование позиционируется в глобальном воспроизводственном процессе как инструмент регулирования товародвижения на стадии обмена, ускоряя или замедляя посредством взаимодействия с участниками внешнеэкономической деятельности в пунктах пропуска транспортных, людских, товарных потоков, по поводу фильтрации легитимных товаров и установления барьеров на пути нелегитимных. В этой связи от инновационного развития таможенного администрирования зависят синхронизация циклов, темпов и ритмов товародвижения (пункты 3, 6 паспорта специальностей ВАК Минобрнауки РФ).

  2. Определены ключевые направления воздействия глобализации на национальные таможенные системы, в частности, расширение числа многосторонних договоренностей в отношении таможенных правил, усиление сотрудничества по вопросам унификации и стандартизации таможенных документов и процедур, активизация практического взаимодействия таможенных органов в борьбе с правонарушениями, в том числе новыми и особо опасными (пункты 3, 22 паспорта специальностей ВАК Минобрнауки РФ).

  3. Обоснованы подходы к проектированию инновационных структур таможенного контроля внешнеэкономической деятельности, техники таможенного администрирования на экономической границе России с учетом мировых тенденций и процессов геоэкономического развития, отвечающим национальным интересам и усиливающим экономическую безопасность страны (пункты 3, 6 паспорта специальностей ВАК Минобрнауки РФ).

  4. Разработана концепция оптимизации механизма пропуска трансграничных потоков при надежной реализации таможней защитных функций посредством администрирования – вмешательства соответствующих систем управления в процессы внешнеэкономической деятельности для снижения уровня экономических, социальных, экологических, технологических конфликтов. Основными элементами этого механизма являются сопряженные между собой внешнеторговая коммуникационная система (транспорт, связь, пути сообщения и т.п.), контрольно-защитный сервисный комплекс (таможенные посты, переходы, терминалы, склады, объекты бытового обслуживания и т.п.) и др. (пункты 3, 22 паспорта специальностей ВАК Минобрнауки РФ).

  5. Сформулированы принципы коммуникационного сопряжения (состыковки) разных элементов инфраструктуры, обеспечивающих внешнеэкономическую деятельность таможенной, пограничной и других служб и учреждений, позволяющих сформировать прогрессивную социально-экономическую программу развития инфраструктуры ВЭД, разработать модель и организационно-экономические механизмы ее эффективной реализации. К основным принципам отнесены: структурное согласование (по входам-выходам) организационно-управлен-ческих систем, звеньев инфраструктурной сети; равная эффективность участников коммуникаций инфраструктурной системы; взаимоконтроль участников коммуникаций; последовательность коммуникаций в таможенно-технологической сети; ведущее звено-ведущего потокового процесса в таможенной коммуникации; самовосстановление коммуникационных систем, их самонастройка, адаптация к меняющимся условиям; виртуальные коммуникации; единая технологическая цепь; зависимые/независимые коммуникации, меры их связанности; единство используемых способов и методов управления различными частями интегрируемой системы; прозрачность системы; «стреляющая» коммуникация или «конкретная» точка (что означает наличие четко поставленной цели - что, для кого и как должно быть сделано) и адреса (место назначения и характеристики доставки) (пункты 3, 6 паспорта специальностей ВАК Минобрнауки РФ).

^ Основные положения диссертации, выносимые на защиту:

1. Утверждение, что инструментом регулирования глобального воспроизводственного процесса в фазе «обмена» выступает администрирование внешнеэкономической деятельности.

2. Обоснование необходимости адаптации к процессам глобализации, интеграции России в мирохозяйственные связи и отношения посредством усилий по формированию административно-хозяйственного механизма, обеспечивающего надежную и эффективную внешнеэкономическую деятельность. Это должно обеспечиваться путем создания соответствующих инновационно интегрированных структур, оптимизирующих реализацию экономических, правовых возможностей в этой сфере.

3. Доказательство, что интернационализация национального производства, его интеграция в глобальные экономические процессы включает таможню в качестве фильтра вещества, энергии и информации в мировые воспроизводственные процессы, замедляя или ускоряя их в зависимости от технологической и инфраструктурной составляющих обработки пограничных товаропотоков и системы обеспечения экономической, социальной, экологической, технологической безопасности страны.

4. Вывод о том, что мировой опыт, включая практику деятельности российской таможенной службы, свидетельствует: сосредоточение в таможенных органах комплекса задач по таможенному обеспечению внешнеэкономической деятельности приводит к ослаблению ими реализации контрольно-защитных функций на коммуникациях трансграничных потоков, к снижению эффекта и эффективности их деятельности по прямому назначению, а также росту численности аппарата; это делает целесообразным реформирование инфраструктурно-коммуника-ционного комплекса и, в частности, его производственно-хозяйствен-ного ядра ФГУП «РОСТЭК».

5. Обоснование авторской концепции формирования и развития, организационно сопряженных между собой экономических, социальных, экологических и технологических коммуникационных систем администрирования защитных функций таможни и их надежного инфраструктурного обеспечения, а также институционально-организацион-ных основ поддержания и развития таможенной инфраструктуры на принципах государственно-предпринимательского партнерства в формате коммерциализированной таможенной сервис-системы .

6. Аргументацию по поводу появления на инфраструктурном таможенном пространстве разнородных инновационно интегрированных структур, связанных друг с другом общей целью и деятельным наполнением для ее достижения, наличием связей в функциональной сфере, коммуникационном администрировании с условным названием «компаунд-системы».

7. Концепцию совершенствования инфраструктуры, удовлетворяющей потребностям ВЭД Российской Федерации, стратегии транспортно-коммуникационной инфраструктуры и повышению качества реализации защитных функций ФТС России, представляющей новую структуру организации управления инфраструктурой таможенных органов и призванной обеспечивать ее устойчивое функционирование и целеориентированное развитие.

8. Обоснование механизма создания и реализации единого государственного органа - Федерального агентства по развитию приграничной инфраструктуры, опирающегося на организационно-производственную структуру ФГУП «РОСТЭК», которое в состоянии эффективно обеспечивать и решать задачи создания инфраструктуры сопровождения ВЭД России на уровне мировых стандартов.

^ Практическая значимость работы заключается в том, что ее основные результаты доведены до конкретных рекомендаций, ряд из которых реализован на практике. Они могут быть использованы при реализации таможенной политики государства, включая внешнеэкономическую ее часть, а также при подготовке стратегических планов инновационного развития таможенного администрирования ВЭД, их осуществления с учетом инфраструктурного обеспечения.

Особый практический интерес представляют методологические аспекты, охватывающие:

  • решение одной из важных для Российской Федерации экономической, социальной, экологической, технологической проблемы – обеспечение роста эффективности ВЭД и повышения уровня и надежности реализации защитных функций таможенными органами и другими правоохранительными ведомствами;

  • механизм обеспечения ЭСЭТ безопасности, базирующийся на концепции государственно-частного партнерства в сфере развития инфраструктурного обеспечения защитной деятельности таможни от нелегитимных потоков в условиях открытой экономики;

  • концептуальную модель повышения эффективности реализации защитно-сервисной функции на основе инновационного подхода к организации администрирования в инфраструктурной системе обеспечения ВЭД и деятельности таможенных органов;

  • пути реформирования РОСТЭК в вариантных решениях и предложен прогноз эффекта их реализации для выполнения программ обустройства таможенной границы России, развития и повышения качества сервисного обслуживания участников ВЭД и общего роста поступлений в бюджет государства;

  • механизм создания и реализации единого государственного органа - Федерального агентства по развитию приграничной инфраструктуры, опирающегося на организационно-производственную структуру ФГУП «РОСТЭК», который в состоянии эффективно обеспечивать и решать задачи создания инфраструктуры обеспечения ВЭД России на уровне мировых стандартов.

Предлагаемая в диссертации направленность структурирования и организации развития предпринимательской деятельности на основе внедрения в инфраструктуру учреждений, функционирующих на принципе компаунд-систем, позволяет получить существенный народнохозяйственный эффект по сокращению издержек и ущерба в системе ВЭД.

На основе проведенных исследований разработаны и сформулированы концепция организации обеспечения развития инфраструктуры, удовлетворяющей потребностям развития ВЭД России, стратегии развития транспортно-коммуникационной инфраструктуры в стране и повышения качества реализации защитных функций.

Результаты исследования применимы в учебном процессе вузов при изучении курсов по экономике, таможенному делу, мировому хозяйству, государственному регулированию внешнеэкономической деятельности, а также при разработке спецкурсов и методических пособий по проблемам инфраструктурного обеспечения ВЭД, предназначенных для преподавателей, аспирантов и студентов.

^ Апробация результатов исследований. Основные положения работы, ее выводы и предложения апробированы при подготовке организационно-распорядительных документов и реализации решений по совершенствованию организационной структуры и управления ФГУП «РОСТЭК» в 2004-2005 гг., последующем его реформировании в свете задач по реализации государственной программы по инфраструктурному обустройству границ России, при разработке предложений в Правительство РФ о федеральном агентстве по развитию приграничной инфраструктуры, а также при реализации проектов, разработанных на основе авторской методики исследования и проектирования систем защиты национальной безопасности в ходе ВЭД.

Результаты исследований докладывались на международных научно-практических конференциях «Эффективное государство и его роль в развитии российско-китайского сотрудничества» (М., апрель 2006 г.); «Международная безопасность России в условиях глобализации» (М., март 2007 г.) прошедших в РАГС, а также в 2004-2005 гг. в Институте стратегических исследований (г. Москва) и получили положительную оценку.

Основные положения диссертации опубликованы в 24 работах объемом 65 п.л., в том числе трех монографиях, среди которых: Инновационное развитие таможенного администрирования. – М.: Известия, 2007. (23 п.л.); Защитно-сервисная система внешнеэкономической деятельности. – М.: МосГУ, 2006. (18.25 п.л.); Институализация альтернативных структур в системе контроля ВЭД. – М.: Книга и бизнес, 2004. (11.5 п.л.).

Структура диссертации определяется общей концепцией, целью, задачами, логикой исследования и включает введение, шесть глав, содержащих 21 параграф, список использованных источников и литературы и приложения. Ее содержание раскрывается в следующей последовательности.

Введение

Глава I. Инновационное развитие национальных таможенных систем в условиях глобальных тенденций мирового хозяйства

    1. Сущность инновационного развития таможенного администрирования

    2. Влияние современной внешнеэкономической деятельности на инновационное развитие таможенной службы

    3. Либерализация современной внешнеэкономической деятельности и двусторонние соглашения в таможенной сфере.

    4. Расширение международного сотрудничества в таможенной сфере в целях повышения эффективности деятельности

^ Глава II. Теоретические аспекты инновационного таможенного администрирования внешнеэкономической деятельности

    1. Таможенное администрирование, его структура и проблемы внешнеэкономической деятельности

    2. Функциональные особенности таможенного администрирования

    3. Инновационная модель таможенного развития внешнеэкономических связей

Глава III. Развитие инфраструктурного комплекса в системе коммуникаций таможенного администрирования в защитно-сервисной сфере внешнеэкономической деятельности

    1. Состояние инфраструктурного комплекса и проблемы развития его таможенной подсистемы

    2. Развитие стратифицированной модели (ЭСЭТ) инфраструктуры и обеспечение функций российской таможни

    3. Регулирование государственного предпринимательства и совершенствование государственно-частного партнерства в инфраструктурном комплексе

    4. Коммерциализация РОСТЭК в системе инфраструктурного обеспечения внешнеэкономической деятельности таможенных служб

^ Глава IV. Инфраструктурное обеспечение реализации защитно-сервисных функций таможенной службы России в системе коммуникаций внешнеэкономической деятельности

    1. Концепция коммуникативно-инфраструктурного совершенствования администрирования ВЭД таможенной службой, ее защитно-сервисных функций в России

    2. Функционально-процессная модель таможенного администрирования защитно-сервисных функций ВЭД и его перспективы

    3. РОСТЭК как производственно-хозяйственный комплекс инфраструктурного обеспечения защитной деятельности ФТС России

^ Глава V. Федеральная таможенная служба и РОСТЭК как защитная компаунд-система в рыночной экономике

    1. Концептуальные аспекты сегментирования пространства таможенного администрирования ВЭД и повышение эффективности защитных функций ФТС России

    2. Организационная модель ФТС России и РОСТЭК как компаунд–система таможенного обеспечения ВЭД и ее целостности

    3. Функции администрирования предпринимательской деятельности РОСТЭК в таможенной системе и оказание коммерческих услуг в сфере ВЭД

    4. Инновационные стратегии внешнего и внутреннего администрирования РОСТЭК в формате компаунд-системы

^ ГЛАВА VI. Разработка стратегии коммуникаций администрирования в коммерциализированной таможенной сервис-системе (КТС)

    1. Система проектирования структуры функций администрирования РОСТЭК в формате таможенной компаунд-системы

    2. Задачи организационного проектирования развития РОСТЭК

    3. Основные направления администрирования по подготовке к проведению организационных преобразований в РОСТЭК

Заключение

Список использованных источников и литературы

Приложения
  1   2   3

Скачать, 1536.96kb.
Поиск по сайту:

Добавить текст на свой сайт
Загрузка...


База данных защищена авторским правом ©ДуГендокс 2000-2014
При копировании материала укажите ссылку
наши контакты
DoGendocs.ru
Рейтинг@Mail.ru