Категории:

Методические указания к выполнению курсового проекта по учебной дисциплине "Управленческого решения" для студентов заочной формы обучения специальности

Поиск по сайту:


Скачать 430.87 Kb.
страница1/3
Дата09.03.2012
Размер430.87 Kb.
ТипМетодические указания
Содержание
Цель курсового проекта
2.Общие требования к выполнению курсового проекта
3. Выбор темы курсового проекта и ее утверждение
4.Организация курсового проектирования
5. Структура и объем курсового проекта
6. Методические указания к выполнению основных разделов курсового проекта
6.2. Характеристика объекта исследования
6.3 Теоретико-методологические основы изучаемой проблемы
6.4. Анализ системы управления исследуемого объекта и/или его отдельных элементов и сторон
6.5.Анализ изучаемой проблемы в организации
6.6.Разработка проектных предложений и рекомендаций
6.8 Список использованных источников информации
7. Оформление курсового проекта
8. Проверка и защита курсового проекта
9. Общие рекомендации по выполнению практической части курсового проекта
Общая 12-этапная схема разработки и принятия
Этапы процесса планирования
Генерация и оценка идей
Установление очередности действий
Определение необходимых ресурсов
...
Полное содержание
Подобный материал:
  1   2   3




Министерство образования и науки Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ


ИНСТИТУТ ЗАОЧНОГО ОБУЧЕНИЯ


Институт государственного управления и права

Кафедра государственного управления и политики


МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ КУРСОВОГО ПРОЕКТА ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ


"Управленческого решения"


для студентов заочной формы обучения специальности

«Государственное и муниципальное управление»


Москва - 2011


УДК 005.311.6 (072)


Методические указания к выполнению курсового проекта по учебной дисциплине ”Управленческие решения“

Сост. Ю.Б. Глушаченко, Н.Н. Соколов – М.: ГУУ, 2011. – С.


Ответственный редактор

Заведующий кафедрой государственного управления и политики,

доктор исторических наук, профессор

Н.А. Омельченко


Обсуждены на заседании кафедры государственного управления и политики “29” октября 2010 г., протокол № 3.


Обсуждены и одобрены на заседании методического совета института государственного и муниципального управления “22” ноября 2010 г., протокол № 9


© Государственный университет управления, 2010


Введение

Важной формой активизации процесса освоения знаний при подготовке государственных служащих является написание обучающимися различных видов письменных работ. К письменным работам в структуре текущего учебного процесса относится курсовой проект.

Методические указания к курсовому проектированию - вид учебно-методической литературы, предназначенной для оказания помощи студентам при выполнении курсовых проектов и обеспечения единства требований со стороны преподавателя относительно структуры, содержания, объема, оформления и подготовки курсового проекта к защите.

Настоящие указания к курсовому проектированию по учебной дисциплине «Разработка управленческого решения» предназначены для студентов очной и очно-заочной форм обучения по специальности «Государственное и муниципальное управление».

Методические указания к курсовому проектированию составлены с учетом типовых требований к курсовым проектам студентов старших курсов и ориентированы на повышение качества их выполнения, а также содержат методику и последовательность выполнения отдельных элементов курсового проекта, организации, оформления и подведения итогов курсового проекта.

Основная задача Методических указаний к курсовому проектированию - оказание необходимой методической помощи, с целью направить усилия студентов на качественное выполнение курсового проекта.

Данные Методические указания к курсовому проектированию обеспечивают соблюдение требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального для специальности «Государственное и муниципальное управление». Курсовой проект по дисциплине «Разработка управленческого решения» направлен на формирование у специалистов представления о непрерывном единстве эффективной профессиональной деятельности с требованиями к грамотному применению современных технологий управления и принятия решений.


  1. ^ Цель курсового проекта

Главной целью курсового проекта является систематизация, закрепление и углубление теоретических знаний студентов о методологии и методике анализа и проектирования, а также выработка у них навыков, способностей и умения применения теоретических знаний для разработки и принятия решений в условиях неполноты информации и постоянных изменений в реальных проблемных ситуациях.

Целями курсового проекта по дисциплине «Разработка управленческого решения» являются:

- оценка уровня овладения студентами теоретико-методологическими основами специальности;

- выявление степени умения излагать концептуальное видение проблемы;

- углубление и закрепление знаний, полученных студентами в результате изучения специальной литературы и практической деятельности в области управления;

- применение основ теории к практике разработки управленческих решений, организации их эффективной реализации и контроля за исполнением;

- овладение студентами методологией и технологиями принятия управленческих решений, базирующихся как на современных математических методах, так и на результатах и подходах к управлению поведенческих наук с учетом условий рыночной экономики и реформирования российской государственности;

- приобретение навыков в принятии управленческих решений;

- развитие умения увязывать теоретические положения с реальными условиями современной практики управления в условиях рыночной экономики;

- оценка степени подготовленности к деятельности менеджера, выявления своих сильных и слабых качеств, направлений и путей устранения своих недостатков;

- уточнение основных понятий по изучаемой проблеме, определение объекта и предмета исследования по курсовому проекту;

-резюмирование предварительно полученных выводов в целях дальнейшей их разработки в дипломной работе.


В результате выполнения курсового проекта студенты должны уметь:

- квалифицированно выполнять постановку управленческой задачи;

- осуществлять диагностику и анализ проблемных ситуаций;

- анализировать, определять цели, выбирать критерии, оценивать и выбирать альтернативный вариант решения;

- применять практические навыки технологии разработки и принятия управленческих решений в конкретных условиях;

- творчески принимать управленческие решения и осуществлять контроль за их реализацией;

Написание курсового проекта по дисциплине «Разработка управленческого решения» предполагает использование студентами знаний, полученных в результате изучения таких дисциплин как прикладная математика, информатика, теория управления, теория государственного управления.

Математические расчеты, оформление результатов исследований и заданий выполняются с использованием персональных ЭВМ.


^ 2.Общие требования к выполнению курсового проекта

Курсовой проект является важной формой самостоятельной работы студентов. Его выполнение предусмотрено на завершающем этапе изучения дисциплины и имеет целью систематизацию, закрепление и расширение теоретических знаний, развития практических навыков их применения, овладения элементами самостоятельной работы в процессе разработки конкретных управленческих решений и определения путей их реализации.

Процесс формирования специалиста в области менеджмента предполагает освоение как общих положений теории решений, так и получение конкретных знаний и практических навыков по наиболее важным аспектам.

При написании курсового проекта по дисциплине «Разработка управленческих решений» студент на основе данных конкретной организации учится собирать, систематизировать, анализировать информацию в ее внешней и внутренней сфере, выявлять проблемы, требующие принятия управленческих решений, формировать конечную цель разработки, предлагать альтернативные варианты решения, на основе оценки их эффективности проводить выбор окончательного решения и составлять программу его реализации.

Выполнение курсового проекта позволяет развивать навыки творчества и самостоятельности, приобщает студентов к научно-исследовательской работе, способствует применению теоретических знаний на практике.

Исходными данными для выполнения курсового проекта являются:

- разработанная и утвержденная кафедрой тематика теоретической части работы;

- фактическая информация о внешней и внутренней среде конкретной организации;

- методическая литература в области организации и разработки управленческих решений, анализа альтернатив решений, оценки их эффективности и реализации.

Обобщенная практика подготовки письменных работ показывает полезность соблюдения следующей логической последовательности:

-осмысление избранной темы (проблемы) для освещения в письменной работе и формирование соответствующего замысла;

- поиск информационных и документальных источников;

- систематизация материалов и выработка плана написания работы;

- написание текста работы;

- обработка рукописи, оформление научно-справочного аппарата, приложений, титульного листа;

Курсовой проект может быть результатом научных исследований, выполняемых студентом по направлению НИР кафедры, в студенческих научных кружках кафедры.

Студент обязан изучить все новое прогрессивное, что появилось за последние годы в области разработки управленческих решений и может быть использовано в курсовом проекте.

При подготовке курсового проекта требуется использование соответствующей литературы: учебной, учебно-методической, научно-исследовательской, справочной, нормативно статистической. Кроме того, для овладения современными концепциями разработки управленческих решений, студенты должны использовать в работе периодическую печать (газеты, журналы), материалы конференций, научные труды исследовательских организаций и учебных заведений.

^ 3. Выбор темы курсового проекта и ее утверждение

Тематику курсового проекта студент выбирает самостоятельно, руководствуясь прилагаемым перечнем направлений проектирования (приложение 1). Темы являются индивидуальными для каждого студента и не могут повторяться.

Поскольку тематика курсовых проектов не может разрабатываться как некий шаблон и быть применимой для всех органов государственного управления, поэтому приведенные в приложении 1 формулировки следует рассматривать как примерные тематические направления. Они могут служить ориентиром в поиске темы курсового проекта.

В соответствии с научными интересами, опытом работы, исходными материалами, студент может предложить свою тему курсового проекта, не включенную в перечень, обосновав при этом актуальность и целесообразность ее разработки.

При формировании темы курсового проекта, кроме области научного исследования (предмета исследования) нужно определить особенности тех условий (ограничений), в которых производится исследование, а также объект исследования.

В течение первых двух недель периода, отводимого для написания курсового проекта, студент должен выбрать тему, согласовать ее с руководителем, подобрать литературу по выбранной теме, составить план. На третьей неделе выбранный вариант плана согласовывается и утверждается руководителем и в соответствии с планом составляется задание на курсовое проектирование по форме, представленной в приложении 2.


^ 4.Организация курсового проектирования

Для оказания научно-методической помощи студентам в разработке курсовых проектов заведующим кафедрой назначается руководитель курсового проектирования.

Перед началом курсового проектирования руководитель проводит со студентами беседу, в которой разъясняет назначение и содержание курсового проекта, требования к его разработке и оформлению, организует консультации с целью ознакомиться с особенностями отдельных конкретных тем.

После выбора темы и утверждения ее руководителем студент приступает к выполнению курсового проекта.

При получении от руководителя задания на курсовое проектирование студент составляет индивидуальный календарный план, включающий этапы работ и сроки их выполнения. В графике студент должен предусмотреть резерв времени для доработки отдельных глав курсового проекта после замечаний руководителя.

Срок завершения работы по графику должен соответствовать сроку окончательной работы, который определен заданием на курсовое проектирование.

Процесс выполнения курсового проекта состоит из трех этапов:

- подготовка к курсовому проектированию: составление схемы проведения исследования, разработка плана курсового проекта, сбор необходимых данных по объекту исследования.

- исполнение курсового проекта: включает декларацию разделов плана на основе собранных и обобщенных материалов, детальную проработку научно-исследовательской и методической литературы, выбор методов решения задач, поставленных в курсовом проекте, анализ данных по объекту исследования в соответствии с темой курсового проекта, разработку организационно-управленческих мероприятий.

- оформление курсового проекта: включает оформление текстовой части, подготовку и оформление графического материала для защиты выполненного проекта.

Руководитель оказывает научно-методическую помощь студентам на всех этапах выполнения курсового проекта путем систематических консультаций при составлении разделов плана, отборе основной литературы по теме, в том числе новейших источников, дополнительного материала, при выборе методов решения задач и выполнения основных разделов работы.

Учебно-методическую и научно-исследовательскую литературу студентам предоставляет библиотека Государственного университета управления. В процессе разработки курсового проекта студент реализует и совершенствует навыки работы с каталогами и другие методы поиска необходимой информации.


Контроль за ходом выполнения курсового проекта и его качеством осуществляется руководителем в соответствии с утвержденным графиком. Разработанный и должным образом оформленный курсовой проект предоставляется руководителю на проверку не позже чем за неделю до окончания установленного срока его защиты.

^ 5. Структура и объем курсового проекта


В зависимости от выбранной темы рекомендуется придерживаться следующей структуры курсового проекта.


Типовая структура включает следующие разделы:

Оглавление (содержание с указанием страниц)


Введение (актуальность исследуемой проблемы, объект, предмет, цель)


Раздел 1. Теоретико-методологические основы изучаемой проблемы.


Раздел 2. Анализ изучаемой проблемы в организации (учреждении).


Раздел 3. Разработка предложений и рекомендаций по решению

изучаемой проблемы в организации (учреждении)

Заключение.


Список используемых источников информации.

Приложение.

Например, поясняющие дополнительные статистические данные, таблицы, схемы, рисунки, графики и др.


Объем курсового проекта (без приложений) составляет 25-40 страниц машинописного текста, включая таблицы и рисунки.


^ 6. Методические указания к выполнению основных разделов курсового проекта

6.1. Введение

Введение – вступительная часть курсового проекта, в которой необходимо:

- обосновать актуальность разрабатываемой темы, ее теоретическую и практическую значимость, определить объект и предмет исследования; определить границы исследования (объект, предмет, хронологические и/или географические рамки);

- назвать основную цель работы и подчиненные ей более частные задачи, решение которых связано с реализацией поставленной цели;

- определить теоретические основы и указать избранный метод (или методы) исследования;

- привести в алфавитном порядке список отечественных и зарубежных ученных и специалистов (8-10 человек), внесших наиболее заметный вклад в исследование, анализ и решение проблем в тех областях , с которыми связана тема данного курсового проекта, и работы;

Стиль изложения введения тезисный, форма изложения постановочная. По объему введение должно составлять примерно 3-5% от общего количества текстового материала ( т.е. 1,5 – 3 страницы)


^ 6.2. Характеристика объекта исследования

В соответствии с профилем специальности "Государственное и муниципальное управление" объектом исследования курсового проекта могут быть следующие:

- органы государственного и местного самоуправления;

- структурные подразделения органов государственной власти и управления и органов местного самоуправления, построенные по отраслевому, функцио­нальному и по территориальному принципам;

- государственные и муниципальные предприятия (учреждения);

- Научно-исследовательские центры и другие организации.

В разделе используются фактические материалы, характеризующие объект исследования, его техническую, социальную, экономическую и организационную стороны. Причем более подробная характеристика дается по тем аспектам деятель­ности объекта, которые непосредственно связаны с решением задач, поставленных в курсовом проекте.

Характеристика объекта исследования независимо от специфики темы курсо­вого проекта должна содержать:

  • перечень целей, необходимость реализации которых обусловила создание и функционирование исследуемого объекта;

  • описание его структуры с выделением основных составляющих и определением их роли в достижении поставленных целей;

  • четкое определение места анализируемого объекта в системе более круп­ного масштаба;

  • анализ функционирования исследуемого объекта за ряд предыдущих лет по степени достижения цели: по степени достижения цели функциониро­вания и решения основных задач деятельности по улучшению качества продукции (услуг) и обслуживания населения.

Желательно также проанализировать финансовые показатели: доходы, рас­ходы и результаты деятельности.

Характеристика и анализ объекта исследования проводится от общего к част­ному с последующим углублением и расширением.

Методической основой проведения исследований в данном разделе являются приемы и методы экономического анализа, математической статистики, функцио­нально-стоимостного анализа и др.

Источниками информации по вышеназванным вопросам могут служить: пас­порт территории, устав предприятия, история создания и развития предприятия, по­ложения о структурных подразделениях, материалы годовых отчетов деятельности объекта исследования и другие.

При изложении фактического материала основное внимание сосредотачива­ется не столько на характеристике объекта (большинство фактических данных и об­щих иллюстраций может быть представлено в приложениях), сколько на выявлении и анализе положительных сторон и недостатков его функционирования.

При оформлении этого раздела имеются большие возможности по использо­ванию графических способов представления данных: схем, диаграмм, графиков и т.п.

Объем этой части не должен превышать 5-10 страниц.


^ 6.3 Теоретико-методологические основы изучаемой проблемы

В этом разделе:

  • описывается сущность и характеристика предмета и объекта исследова­ния, содержание процесса их развития и современное состояние;

  • оценивается место, занимаемое объектом исследования в рамках исследуемой предметной области;

  • освещаются изменения изучаемого явления за последние годы с целью выявления основных тенденций и особенностей его развития, описывается (уточняется) система факторов, оказывающих влияние на изучаемый предмет, процесс или явление и исследуется механизм этого влияния;

  • оценивается степень изученности исследуемой проблемы, называются теоретически и практически нерешенные и дискуссионные проблемы, по-разному освещенные в научной литературе с указанием личного мнения автора проекта проводится уточнение понятийно-категориального аппарата;

  • предлагаются собственные или уточняются существующие классификации (типологии) процессов, явлений, влияющих факторов, систем и пр., по оп­ределенным классификационным признакам.

В ходе изложения материала обязательно должна высказываться личная точ­ка зрения автора проекта. При этом используются следующие выражения: «по на­шему мнению ...», «по мнению автора ...» и пр.

Объем этой части должен составлять 10-15 страниц.


^ 6.4. Анализ системы управления исследуемого объекта и/или его отдельных элементов и сторон

Современные территориальные и эксплуатационные системы, как известно, относятся к классу больших и сложных систем. Провести анализ такой системы в рамках курсового проекта проблематично. Поэтому целесообразно ограничится ана­лизом отдельных элементов или сторон системы управления.

В этом разделе проводится общий анализ организации управления исследуе­мым объектом на основе построения организационной структуры, описания функ­циональной деятельности подразделений и отдельных исполнителей, расчета част­ных и общих коэффициентов управляемости и уровня организации управления.

При исследовании и анализе управляющей части системы необходимо установить, какие цели поставлены перед управляющей системой и соответствует ли она целям и особенностям управляемого объекта.

Кроме того, проводится детальный анализ предмета исследования и подсис­темы управления, определенных темой курсового проекта

При этом, кроме документальных, основными источниками получения сведений и информации для анализа служат специальные исследования (фотография процессов и загрузки элементов системы, инвентаризация состояния элементов системы управления, метод моментных наблюдений и фиксации сло­жившихся соотношений и т.п.) и специальные опросы (анкетирование, интервьюиро­вание, метод экспертного опроса и т.п.).

Состав изучаемых вопросов и методы анализа определяются исходя из содержания лекционных материалов, а также проработанной научной и методи­ческой литературы.

Анализ системы управления нацелен на выявление ее недостатков, их причин и последствий. Он включает:

  • описание достигнутого уровня управления;

  • сравнение фактических значений соответствующих показателей с норма­тивными, расчетными, передовых отечественных и зарубежных аналогов; выявление положительных и отрицательных сторон в управлении; систематизацию недостатков;

  • установление потерь и неиспользованных возможностей в результате не­достатков в управлении, в том числе в количественной (натуральной и стоимостной) форме; выявление причин недостатков.

Таким образом, в результате анализа должны быть выявлены проблемы, ре­шение которых может служить основой для разработки проектной части работы. Объем аналитической части должен составлять 5-15 страниц текста.


^ 6.5.Анализ изучаемой проблемы в организации

Исследование состояния проблемы в организации (учреждении) производится на основе определенной методики анализа - совокупности способов и приемов вы­полнения работы. В ходе работы над курсовым проектом целесообразно использо­вание различных методов, в частности:

1. Экспертные (оценочные) или эвристические методы - основаны на исполь­зовании косвенной и неполной информации, опыта специалистов-экспертов, интуи­ции.

Конкретными формами их проявления являются:

  • массовая оценка — выявление мнения отдельных групп населения по су­ществу какой-либо проблемы в ходе социологических исследований (со­циологический опрос);

  • организация систематической работы экспертов - экспертные комиссии законодательных и исполнительных органов власти, научные советы ин­ститутов и пр.;

  • организация работы экспертов на основе особой системы их деятельно­сти: «мозговая атака», «Делфи», «Паттерн» и пр.

  1. Методы социально-экономического анализа: сравнение, выборочное изуче­ние работы ряда объектов, группировки, цепные подстановки, исчисление индексов, расчет коэффициентов регрессии и корреляции.

  2. Балансовый метод.

  3. Экономико-математические методы и модели.

  4. Методы прямых инженерно-экономических расчетов.

  5. Методы эмпирического исследования (наблюдение, сравнение, измерение,
    эксперимент).

Материалами для анализа могут быть нормативно-правовые акты (законы, ус­тавы, положения), планы работы и отчеты организации, статистическая отчетность, сопоставление отечественных и зарубежных оценок отдельных вопросов исследуе­мой проблемы и другие данные, собранные студентом из различных источников и за время прохождения организационно-экономической практики. При этом желательно выявить социальные, экономические, правовые, органи­зационные и психологические аспекты анализируемой проблемы.

Объем этой части должен составлять 5-10 страниц.


^ 6.6.Разработка проектных предложений и рекомендаций

В этой части работы осуществляется общая постановка задачи для проектного реше­ния, содержание которой определяется составом проблем, выявленных во втором разделе. Исходя из уровня поставленной проблемы, имеющегося состава исходной информации проводится выбор метода разработки проектного решения. При этом следует максимально учитывать возможности использования современных методов экономико-математического моделирования, а также средств вычислительной тех­ники.

Содержание проектной части определяется как особенностями выбранной те­мы курсового проекта, так и спецификой конкретного объекта исследования. Но в любом случае в проектной части решаются следующие основные задачи:

  • поиск мероприятий (вариантов решения) по устранению выявленных не­достатков;

  • обоснование выбора рациональных вариантов мероприятий и предложе­ний, улучшающих фактическое положение дел в исследуемом объекте.

По каждому курсовому проекту до его разработки должна быть определена степень детализации, глубина проектных разработок и их обоснование.

Предложения должны содержать экономическое, правовое и социальное обоснование.

Экономическое обоснование предполагаемых проектных решений имеет два направления:

  1. определение сравнительной экономической эффективности при выборе или сравнении существующего и предполагаемого варианта;

  2. определение общей абсолютной экономической эффективности принятого варианта управления.

Основой расчета экономической эффективности служит учебно-методическая литература, в частности: Садыков А. С. Оценка эффективности новой техники, капи­тальных вложений и предпринимательской деятельности: Учебное пособие. / ГАУ.-М., 1995.

Если расчет экономической эффективности по какому-либо проектному реше­нию не может быть выполнен, то определяется его социальная эффективность.

Правовое обоснование предусматривает анализ, разработку или использова­ние законодательной базы по теме курсового проекта, обоснование соответствую­щих рекомендаций.

Объем проектной части допускается до 20 страниц текста.


6.7. Заключение

Заключительная часть курсового проекта содержит окончательные выводы, характеризующие итоги работы студента в решении поставленных во введении за­дач.

Заключение должно быть кратким (не более 2 страниц текста). Оно должно отражать:

  • оценку общего состояния объекта исследования и/или оценку изученности исследуемой проблемы;

  • итоги анализа организации управления; перечень и краткую характеристику предлагаемых мероприятий по устра­нению недостатков в управлении, а также итоги расчета экономической эффективности предлагаемых мероприятий.

Если при разработке курсового проекта студент по каким-либо причинам не принял прогрессивное решение, то в заключении следует указать причины, обусло­вившие выбор промежуточного варианта, и охарактеризовать перспективы даль­нейшего развития работ в этой области.


^ 6.8 Список использованных источников информации

Список использованных источников информации принято помещать после за­ключения. Каждый включенный в такой список источник должен иметь отражение в любом из разделов курсового проекта и на него должны быть ссылки в тексте.

Рекомендуется использовать сквозную нумерацию источников с группировкой по следующим разделам:

1. Нормативно-правовые акты.

2 Литература.

3. Другие источники (информационные агентства и ссылки в интернете).

При этом нормативно-правовые акты выстраиваются по юридическому значе­нию (по убыванию юридической значимости) и дате принятия (по возрастанию), все остальные источ­ники в алфавитном порядке.

Примеры оформления источников и литературы представлены в приложении 3.


6.9. Приложения

В приложения выносятся все материалы вспомогательного или дополнитель­ного характера, не являющиеся насущно важными для понимания решения задач курсового проекта. Это могут быть копии подлинных документов, выдержки из от­дельных материалов, планы и протоколы организаций, отдельные положения из ин­струкций и правил, объемные таблицы (более одной страницы), формы документа­ции, вспомогательные математические выкладки, вспомогательные графические иллюстрации.

Все приложения должны иметь порядковые номера и на них должны быть ссылки в тексте. Приложения оформляются как продолжение курсового проекта после списка используемых источников информации. Приложения помещают в порядке их упоминания в тексте. Каждое приложение должно начинаться с нового листа (страницы) с названием в правом верхнем углу слова «Приложение» и иметь тематический заголовок.


^ 7. Оформление курсового проекта

Требования к оформлению страницы академического печатного текста, со­гласно соответствующему стандарту, следующие:

  • текст рукописи курсового проекта должен быть напечатан на пишущей ма­шинке или принтере на одной стороне листа белой односторонней бумаги формата А4;

  • текст печатается на принтере через 1,5 интервала, в формате Times New Roman;

  • при печати используется шрифт черного цвета кегель (размер) № 14;

  • интервал шрифта может быть обычный или разреженный до 0,5;

  • размер левого поля текста страницы - 30-35 мм, правового - 10-15 мм. верхнего и нижнего - 20-25 мм;

  • каждая страница должна содержать 27-30 строк по 60-65 знаков в строке;

  • абзац должен начинаться с красной строки (отступ 1,27 cм).

Страницы нумеруются арабскими цифрами вверху или внизу листа по центру. Нумера­ция должна быть сквозной - oт титульного до последнего листа курсового проекта. Однако проставлять номера страниц должны, только начиная с «Введения».

Каждая новая глава начинается с новой страницы. Это же правило относится и к другим основным структурным частям работы: введению, заключению, списку ли­тературы, приложениям.

Расстояние между названием главы и последующим текстом должно быть равно трем интервалам (т.е. пропускается одна строка). Такое же расстояние вы­держивается между заголовками главы и параграфа. Точку в конце заголовка не ставят. Не рекомендуется размещать заголовки и подзаголовки в нижней части страницы, если на ней не более 3-х строк последующего текста, подчеркивать заго­ловки и переносить слова в заголовке.

Первой страницей курсового проекта является титульный лист, который за­полняется по строго определенным правилам (приложение 4). За ним следует зада­ние на курсовое проектирование (приложение 2), оглавление (содержание) работы с указанием названия разделов, параграфов и страниц.

Оглавление содержит все заголовки курсового проекта (кроме подзаголовков, даваемых в подбор с текстом) и указываются страницы, с которых они начинаются. Заголовки содержания (оглавления) должны точно повторять заголовки в тексте.

Желательно, чтобы содержание помещалось на одной странице. Для этого, при не­обходимости, его печатают с интервалом меньшим, чем интервал основного текста.

Названия отдельных глав должны согласовываться с темой курсового проек­та, а названия параграфов должны согласовываться с названиями соответствующих глав (но не совпадать с ними).

В настоящее время в научных текстах принята чисто цифровая система нумерации. Использование такой системы нумерации позволяет не употреблять слова «часть», «раздел», «глава», «параграф» и т.д. (приложение 5)).

Структура текстовой части курсового проекта должна быть четкой и сжатой и, в тоже время, содержать все необходимые материалы. По ходу изложения следует избегать противоречий, безапелляционных заявлений.

Не допускаются длинные рассуждения, повторения известных доказательств, обширные выписки из учебников, специальной литературы и других источников. По­яснительная записка излагается хорошим литературным языком. Она должна пока­зать, насколько хорошо студент изучил и использовал литературу по данному во­просу и практические материалы. На материалы, взятые из других источников, и ци­таты должны быть ссылки.

Все расчеты, выполняемые по ходу разработки проекта, приводятся в тексте с надлежащими обоснованиями и пояснениями, с указанием значимости и размерно­сти величин, входящих в формулы. Результаты расчетов, как правило, оформляются в виде таблиц. В тексте основной части следует помещать итоговые и наиболее важные материалы. Оригинальные расчеты должны приводиться полностью, а для однородных типовых подсчетов можно ограничиться таблицей окончательных дан­ных. Таблицы, содержащие первичные исходные данные и постоянные аналогичные расчеты при других исходных данных следует помещать после списка литературы в виде приложений, с обязательной ссылкой на них в тексте.

Иллюстративный материал (схемы организационных структур управления, диаграммы, документограммы, графики, логико-информационные схемы и др.) по­мещается по ходу текста сразу за ссылкой на него, или на отдельных вкладышах с соблюдением порядковой нумерации. В тексте обязательно должны быть ссылки и пояснения к приводимому иллюстративному материалу. В тексте не должно применяться сокращенных слов, за исключением обще­принятых.

Обязательной частью курсового проекта являются графические материалы. Графические материалы должны в наглядной форме характеризовать результаты анализа существующего состояния системы управления, основные выводы и пред­ложения. Они оформляются в последнюю очередь, так как наиболее яркие и инте­ресные иллюстрации, характеризующие основные выводы и предложения, могут быть сделаны только после окончания работы над текстовой частью. Такой порядок исключает затраты времени на всякие изменения и переделки законченного мате­риала.

Графическая часть выполняется на листах стандартного формата А1 или в виде раздаточного материла на листах формата А4 или A3.


^ 8. Проверка и защита курсового проекта

Проверку текстового и графического материала производит руководитель кур­сового проектирования, осуществляющий систематические консультации в процессе разработки проекта.

Если в результате проверки обнаружатся ошибки, неполный объем или низкое качество оформления, либо несоответствие уровня работы предъявляемым требованиям, то проект возвращается для доработки.

После внесения студентом всех исправлений руководитель ставит на титуль­ном листе свою подпись, что означает допуск к защите.

Защита курсовых проектов проводится в соответствии с графиком. Студенту предоставляется 10 минут для доклада. Он должен кратко обосно­вать актуальность темы, сформулировать цель и задачи курсового проекта, охарак­теризовать объект управления, изложить основные выводы, полученные в результа­те анализа, и предлагаемые мероприятия по устранению выявленных недостатков. В процессе доклада он использует материалы графической части проекта.

Затем студенту задаются вопросы, на которые он обязан дать полные и ис­черпывающие ответы.

Оценка проставляется по совокупности качества разработанного проекта и его защиты. Для оценки качества проекта служат требования, предъявляемые к его со­держанию и оформлению, среди которых в первую очередь учитываются следую­щие:

  • актуальность рассматриваемой темы, четкое формулирование целей и за­дач;

  • глубина анализа системы управления исследуемого объекта; правильность выбранных методов исследования, оригинальность подхода и логика изложения;

  • соответствие содержания основной части теме курсового проекта и сте­пень полноты ее раскрытия;

  • умение логично и аргументировано излагать материал: действенность и конкретность выводов о состоянии системы управления и предложений, направленных на ее развитие и совершенствование.



Курсовые проекты, отличающиеся особой глубиной исследования и качеством оформления могут быть поощрены:

    • выступлением автора с докладом по теме курсового проекта на студенче­ской научной конференции;

    • рекомендацией по дальнейшей разработке темы при написании дипломно­го проекта на кафедре государственного управления и политики под руководством этого же преподавателя;

    • привлечением авторов лучших курсовых проектов для участия в научно-исследовательской хозрасчетной тематике кафедры; выдвижением работы на городской конкурс студенческих научных работ.



^ 9. Общие рекомендации по выполнению практической части курсового проекта

Выполнение практической части курсового проекта проводится на основе информации о деятельности конкретной исследуемой организации и управленческих процессов в ней.



Повторим еще раз коротко обязательные требования к курсовому проекту:


Во Введении - осветить актуальность, современность и необходимость исследования, указать объект, предмет и цель исследования и плавно сделать переход к основной теме проекта.


В Главе 1- показать необходимую теоретико-методологическую базу исследования - не абстрактно, а касательно конкретного применения к исследованию основной темы курсового проекта (если допустимо по теме, можно посмотреть зарубежные аналоги, достижения, опыт).


В Главе 2 - проводится анализ изучаемых и выявленных проблем, анализ процессов разработки и принятия УР на примере конкретной организации / учреждения и исследуются целевые управленческие процессы. Какие Вы там обнаружили недостатки, устаревшие или неэффективные методы, неоптимальные процессы и что именно собираетесь совершенствовать, что хотите улучшать, дорабатывать и оптимизировать.


В Главе 3 - разрабатываете и приводите Ваши конкретные рекомендации и предложения по совершенствованию (улучшению, доработке, оптимизации и повышению эффективности) процессов принятия УР в исследуемой организации / процессе. Если возможно, привести здесь теоретическую или практическую оценку по эффекту от внедрения Ваших рекомендаций и предложений.


В Заключении - кратко осветить что рассматривалось и исследовалось в работе, какие применялись методы, что удалось достигнуть и перечислить попунктно Ваши рекомендации и предложения, а также возможный эффект от их внедрения.

В качестве примера приведем следующее задание по разработке, планированию и реализации управленческой задачи в общем виде:


Задание

1. Поставить и формализовать управленческую задачу/проблему по выбранной теме исследования.

2. Разработать процесс принятия решения в соответствии с 12-ти этапной схемой (количество этапов в зависимости от сложности УР может быть меньше).

3. Произвести планирование последовательности реализации УР в соответствии с 8-ми этапным процессом планирования - см. 8-ми этапную схему планирования (количество этапов в зависимости от сложности УР может быть меньше).

4. По возможности - провести моделирование ситуации реализации и контроля исполнения решения, оценки качества и эффективности принятого решения, а также эффекта от внедрения.


^ ОБЩАЯ 12-ЭТАПНАЯ СХЕМА РАЗРАБОТКИ И ПРИНЯТИЯ

УПРАВЛЕНЧЕСКОГО РЕШЕНИЯ




Основные функции управления: РУР, планирование, организация, коммуникация, мотивация, контроль Дополнительные: прогнозирование, информирование, координирование, анализ результатов (ОС)


^ ЭТАПЫ ПРОЦЕССА ПЛАНИРОВАНИЯ

(Планирование как 8-ми этапный процесс)


  1. Определение целей

Что именно Вы и Ваши подчиненные планируете достичь?

Разработка критериев для оценки прогресса достижения целей.

Возможно применение принципа постановки целей SMART, оценки состояния объекта по SWOT и внешней среды по PEST-анализу.


  1. ^ Генерация и оценка идей

Каковы возможные курсы действий?

Какой из них после оценки всех вариантов представляется наилучшим путем достижения цели?


  1. Определение действий

Что необходимо сделать для реализации выбранного варианта?


  1. ^ Установление очередности действий

В каком порядке лучше всего выполнять эти действия?

Необходимо выяснить:

а) какие дела не могут начаться до завершения других

б) какие действия предпочтительно выполнять параллельно

в) какие действия могут осуществляться в любое время


  1. ^ Определение необходимых ресурсов

Какие ресурсы потребуются для реализации плана?


  1. Пересмотр плана

Сработает ли план? Если ответ НЕТ, то следует вернуться к этапу 3, 2 или даже 1 (здесь также возможно создание краткого запасного резервного плана "Б" на случай непредвиденных обстоятельств, если не сработает основной план).


  1. ^ Подготовка письменного плана действий и рабочего графика

Кто, что, когда и как должен делать?

(Н-р, календарная диаграмма Г. Ганта)



  1. ^ Мониторинг и Контроль

Контроль отклонений в заданных промежуточных точках графика выполнения плана.

В случае необходимости, дополнительная коррекция плана "по ходу".

ПРИЛОЖЕНИЕ 1
  1   2   3

Скачать, 507.48kb.
Поиск по сайту:

Добавить текст на свой сайт


База данных защищена авторским правом ©ДуГендокс 2000-2014
При копировании материала укажите ссылку
наши контакты
DoGendocs.ru
Рейтинг@Mail.ru
Разработка сайта — Веб студия Адаманов