Категории:

Методические рекомендации предназначены в помощь студентам, обучающимся по направлениям: «социальная педагогика»

Поиск по сайту:


Скачать 335.07 Kb.
Дата08.03.2012
Размер335.07 Kb.
ТипМетодические рекомендации
Содержание
Написание курсовой работы
Основные этапы написания курсовой работы
Поиск литературы для курсовой работы
Составление подробного плана курсовой работы
Предварительная работа с литературой
Написание текста курсовой работы
Структура курсовой работы
Введение к курсовой работе
2. Цель исследования.
5. Рабочая гипотеза
Основная часть курсовой работы
Первая глава
Вторая глава
Рубрикация текста
Написание заключения курсовой работы
Работа с библиографическим аппаратом
Приложения к курсовой работе
Оформление примечаний
Оформление курсовой работы
Защита курсовой работы
...
Полное содержание
Подобный материал:

ВВЕДЕНИЕ


Настоящие методические рекомендации предназначены в помощь студентам, обучающимся по направлениям: «социальная педагогика» при выполнении ими учебных исследовательских работ разного уровня сложности. Они содержат как общие требования, которые обязательны для исполнения при написании каждого раздела работ, так и указания более частного характера, например, правила оформления научного справочного аппарата. В приложении даны образцы оформления титульного листа и оглавления, библиографии.

Методические рекомендации разработаны в соответствии с методическими указаниями для подготовки курсовых работ, принятыми на психолого-педагогическогом факультете, а также с требованиями, изложенными в следующих законодательно-нормативных документах:

- Закон Российской Федерации «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», №125 – ФЗ от 12 августа 1996 года;

- Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования, утвержденный Постановлением Правительства РФ, №940 от 12.08.94 г.;

- Постановление Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию, №3 от 25.05.94 г. «Об утверждении Положения об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений в Российской Федерации»;

- Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности 061100 – «Менеджмент», утвержденный Государственным комитетом Российской Федерации по высшему образованию 03.02.96 г.;

-рабочий учебный план по специализации 061104 «Информационный менеджмент».


^ НАПИСАНИЕ КУРСОВОЙ РАБОТЫ


Выполнение и оформление курсовых работ – один из важных и перспективных видов исследовательской деятельности в системе высших учебных заведений. У студента развивается умение решать актуальные проблемы, самостоятельно ориентироваться в научной литературе, успешно применять на практике теоретические знания выработать навыки научно-исследовательской и научно-практической деятельности; способствовать более глубокому изучению соответствующего теоретического или практического вопроса;

Выполнение курсовой работы предусмотрено учебным планом и обязательно для каждого студента.

Студенты, обучающиеся по направлению «540600 - ПЕДАГОГИКА» профиль «540608 - СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА», пишут и защищают курсовые работы:

в 4 семестре - по дисциплине «»;

в 6 семестре - по дисциплине «»;

в 9 семестре - по дисциплинам специализации («» и «»).

В результате выполнения курсовой работы студент должен показать владение основными умениями вести исследовательскую деятельность и продемонстрировать умение:

  • пользоваться библиографическими указателями по педагогике, психологии, философии, социологии и т. д.;

  • осуществлять самостоятельный подбор и критический анализ научной литературы, статистического и фактического материала;

  • грамотно излагать состояние изучаемого вопроса в современной научной литературе;

  • выполнять опытно-экспериментальную работу, фиксировать результаты исследования, обрабатывать полученный эмпирический материал, анализировать, систематизировать, интерпретировать его и делать выводы, разрабатывать практические рекомендации.

  • разрабатывать инструментарий социально-педагогического исследования (анкету, программу, рабочий план);

  • грамотно оформить курсовую работу и ее научный аппарат.


Основные требования, предъявляемые к курсовой работе:


  1. Высокий научно-теоретический уровень

  2. Актуальность проводимого исследования.

  3. Связь теоретических положений с практикой социальной педагогики, с конкретными тенденциями и проблемами развития социально-педагогической реальности.

  4. Наличие элементов научного творчества, формулировка и обоснование позиции автора по основным вопросам темы, самостоятельный характер изложения материала.

  5. Оформление работы должно соответствовать существующим правилам.

Главная задача студента при написании курсовой работы – представить самостоятельное исследование. Совершенно недопустимо ограничиться простым изложением теоретического и практического материала без попытки собственного анализа.


^ ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ НАПИСАНИЯ КУРСОВОЙ РАБОТЫ


Выбор темы исследования


Тема курсовой работы должна быть актуальной как в научном, так и в практическом отношениях. Студент выбирает тему сам или с помощью преподавателя, ведущего занятия по соответствующей дисциплине. При выборе темы можно воспользоваться примерной тематикой курсовых работ, подготовленной преподавателями кафедры социальной педагогики и утвержденной деканом психолого-педагогического факультета. В процессе работы возможна корректировка темы исследования.

Сформулировав тему работы, студент должен сообщить ее на кафедру социальной педагогики для регистрации, после чего распоряжением декана психолого-педагогического факультета студенту назначается научный руководитель. Студенту сообщается фамилия, имя, отчество, ученая степень и ученое звание научного руководителя, и средства связи с ним: контактный телефон и (или) адрес электронной почты (e-mail).

Конкретная тематика курсовых работ должна отвечать следующим требованиям:

  • соответствовать задачам подготовки специалистов;

  • учитывать актуальные направления и проблематику современных научных исследований в области социальной педагогики;

  • приобщать студентов к работе над проблемами, которые исследуют отдельные преподаватели и коллектив кафедры в целом;

  • учитывать разнообразие интересов студентов в области социально-педагогической теории и практики.

Темы курсовых работ могут определяться разными способами.

1. Преподаватель определяет тему курсовой работы студента. Если педагог ведет исследовательскую работу по определенной проблеме, он может привлечь к ее разработке и студентов, предложив им для творческого поиска перечень конкретных тем.

2. Студент работает по теме, способствующей преодолению затруднений, возникавших в его практической деятельности.

3. Студент работает по теме, соответствующей его интересам. Этому содействуют приемы, помогающие ему самостоятельно выбрать тему исследования:

  • просмотр аналитических обзоров достижений науки, сделанных ведущими специалистами (в конце таких обзоров часто указываются нерешенные проблемы);

  • выбор темы близкой к проблематике, ранее выполненных исследований, с использованием новых, более совершенных методов;

  • ознакомление со специальной литературой и периодическими социально-педагогическими изданиями;

  • консультации с ведущими учеными кафедры для выявления малоизученных проблем и вопросов, имеющих актуальное значение.

При этом надо иметь в виду, что курсовая работа по специализации может стать частью выпускной квалификационной работы.

Непосредственную помощь в подготовке курсовой работы студенту оказывает научный руководитель, который назначается решением кафедры. В обязанности научного руководителя работы входят:

  • систематическое консультирование студента по проблематике работы;

  • консультации по выбору литературы, сбору информации и пр.;

  • организация консультаций студента с другими специалистами;

  • обсуждение промежуточных результатов работы, необходимые рекомендации;

  • проверка работы с заключением о допуске студента к ее публичной защите;

  • участие в заседании комиссии по защите курсовых работ.

После утверждения темы курсовой работы и назначения научного руководителя, студент составляет и согласовывает с научным руководителем график, в котором определяются сроки выполнения основных этапов курсовой работы. График облегчает контроль за ходом выполнения исследования и помогает студенту самостоятельно и осознанно выполнять курсовую работу.

Обычно в нем предусматривают следующие стадии:

    1. определение круга источников,

    2. составление подробного плана курсовой работы,

    3. изучение материала,

    4. написание отдельных параграфов, введения и заключения,

    5. оформление работы и представление ее научному руководителю,

    6. рецензирование и оценка курсовой работы научным руководителем.


^ Поиск литературы для курсовой работы


При определении круга источников студент с помощью руководителя составляет первоначальный список литературы (источников) по теме работы. Затем студент ведет самостоятельный поиск литературы в справочно-библиографическом отделе или каталогах библиотеки, а также при необходимости - в сети Internet. Важно выявить наиболее полный круг источников, что позволит комплексно исследовать тему. На основе проведенного поиска составляется список источников, который в процессе работы над темой может изменяться и дополняться.


^ Составление подробного плана курсовой работы


После ознакомления с первоначальным кругом источников студент составляет план курсовой работы и согласовывает его с научным руководителем. Этот план, по мере накопления материала, может быть в дальнейшем уточнен, дополнен и даже изменен. Окончательный вариант плана составляется тогда, когда круг источников по теме определен наиболее полно.

План – логическая основа работы, он позволяет систематизировать собранный материал. Названия глав (частей) и параграфов (пунктов) формулируются таким образом, чтобы тема была раскрыта полно и последовательно. Каждый параграф (пункт) должен быть посвящен части общей темы. Следует избегать дублирования в названиях параграфов (пунктов) темы курсовой работы или формулировок, выходящих за рамки исследования. Обычно работа состоит из трех параграфов (пунктов) теоретической части и двух-трех параграфов (пунктов) практической части, но если этого требуют интересы исследования, то их количество может быть меньше или больше.

Возможно использование различных принципов построения плана (см. приложение 3). Если избран хронологический принцип, то каждому определенному историческому периоду, как правило, посвящается отдельный параграф (пункт). Тематический принцип предполагает структуру, при которой параграфы (пункты) будут посвящены отдельным проблемам или вопросам темы.

В каждом плане, помимо глав (частей) и параграфов (пунктов), должны быть введение, заключение и список литературы.


^ Предварительная работа с литературой


Определив круг источников, составив план, студент переходит к углубленному изучению материала. Начинать изучение темы лучше всего с чтения соответствующих разделов учебников. Затем следует переходить к чтению более сложного материала - общей и специальной социально-педагогической литературы.

Читая материал, надо стараться извлечь из него только такую информацию, которая необходима для работы. Во время чтения уясняются все незнакомые слова и термины. Для этого используются словари и справочники. В процессе работы возникает необходимость сделать какие-либо сноски. При этом целесообразно сноски делать на отдельном листе бумаги (карточке). На каждом листе должны быть указаны полные и точные данные источника, из которого сделана выписка (фамилия и инициалы автора, название работы, место и год издания, номер страницы и т.п.) (см. приложение 6).


^ Написание текста курсовой работы


Проведя такую предварительную трудоемкую работу, можно переходить к написанию отдельных разделов курсового проекта.

Нецелесообразно начинать писать работу с введения. Рекомендуется начать работу с одного из параграфов. Не обязательно с первого. Главное при этом - осмыслить факты, выявить тенденции развития процессов. Обычно в первой части параграфа излагают общую постановку вопроса, а затем переходят к рассмотрению его отдельных сторон. Изложение материала должно быть логичным, последовательным, а выводы - обоснованными. При изложении материала следует стремиться к ясности языка, четкости стиля, а также избегать повторов.

Окончив работу над всеми параграфами, их прочитывают целиком, что позволяет выявить повторы, противоречия, нарушения логики. Затем при необходимости в текст вносятся изменения, восполняются пробелы, осуществляется редактирование, проверяются ссылки т.п.

Основной текст должен занимать объем около 1 печатного листа. Это составляет 16 страниц текста.

После написания разделов работы следует приступить к подготовке введения. Завершающим этапом является подготовка заключения, в котором излагаются основные выводы, вытекающие из содержания работы.


^ СТРУКТУРА КУРСОВОЙ РАБОТЫ


Любая научно-исследовательская работа должна иметь следующую структуру: введение, основная часть, заключе­ние, список литературы, приложения (если в них имеется надобность). Такой структуры следует придерживаться и при написании курсовой работы.


^ Введение к курсовой работе


Во введении автор обосновывает тему исследования и ее актуальность, определяет цель, объект и предмет ис­следования. Исходя из цели и предмета исследования, стро­ит рабочую гипотезу.

На основе рабочей гипотезы выдвигаются задачи иссле­дования. Задачи исследования могут быть решены с помо­щью методов, которые применяет исследователь в своей ра­боте. Исследование должно проводиться на конк­ретной базе. В качестве базы исследования могут выступать группы учащихся, сотруд­ники учреждения и дру­гие группы испытуемых.

1.Обоснование темы исследования и ее актуальность. Кратко описывается состояние исследуемых социально-педагогических фактов и явлений по данным литературных источни­ков. Определяется круг нерешенных, слабо освещенных или требующих уточнения вопросов. На основе этого выявляет­ся противоречие, устранение которого может быть осуще­ствлено с помощью решения вытекающей из него пробле­мы исследования. Таким противоречием может быть:

противоречие между достигнутым……, с одной стороны, и возросшими требованиями к уровню их…… в современных условиях;

или:

противоречие между социальной потребностью в воспи­тании молодого поколения с достаточно высоким уровнем ин­теллектуального развития, с одной стороны, и слабым воспи­танием характерологических черт личности отдельных ка­тегорий подростков, с другой и т.д.

Исходя из отмеченных выше противоречий, вытекает проблема исследования - актуальность и недостаточная разработанность……., которая определяет выбор темы исследования.

^ 2. Цель исследования. Цель исследования формулируется, исходя из проблемы, которую следует разрешить студенту в процессе выполнения дипломной работы, например: …..

3. Объект исследования. Объектом исследования в социальной педагогике являются социально-педагогические явления или процессы, а также социально-педагогические проблемы людей в процессе их социализации.

4. Предмет исследования должен быть четко обозначен с тем, чтобы «принадлежность» его к объекту исследования не вызывала сомнения. Так, например, если объектом ис­следования курсовой работы студента выбрано ……то предметами исследова­ния могут быть:……….

^ 5. Рабочая гипотеза исследования строится, исходя из проблемы, цели и предмета исследования. Ниже приводит­ся один из вариантов гипотезы.

Повышение интеллектуального уровня подростков будет обеспечено, если:

разработать основы рисуночной психотерапии;

определить способы и приемы использования рисуночных тестов при обучении и воспитании подростков;

внедрить в практику обучения и воспитания учащихся профессиональных учебных заведений метод рисуночной психо­терапии.

6. В соответствии с целью и предметом исследования и исходя из рабочей гипотезы определяются задачи исследо­вания. Такими задачами могут быть:

провести анализ литературных источников по исследуе­мой проблеме с целью выявления теоретических основ…

определить взаимосвязи цветовых предпочтений и харак­тера рисунков подростков с их психологическими свойствами;

разработать практические рекомендации по использо­ванию рисуночных тестов в психокоррекционной работе с под­ростками.

7. Задачи, выдвигаемые в исследовании, могут быть ре­шены с помощью как основных, так и специализирован­ных методов, применяемых в социальной педагогике.

К ним относятся:

метод наблюдения явлений в социальных общностях (социальных объектах, к которым относятся от­дельные индивиды, малые группы, коллективы, другие социальные общности);

  • метод интервью;

  • метод беседы;

  • метод тестирования;

  • метод работы с документами

  • методы статистической обработки результатов иссле­дования и др.

8. База исследования. Указывается количество испытуе­мых, коллективы, в которых проводилось исследование, и другие данные, характеризующие базу исследования.


^ Основная часть курсовой работы


Содержательная сторона основной части курсовой ра­боты должна продемонстрировать полученный студентом в вузе комплекс теоретических знаний, практических умений и личностных качеств. Обычно основная часть состоит из двух глав (частей).

^ Первая глава посвящается теоретическим аспектам ис­следуемой проблемы (анализ и интерпретация литератур­ных источников, выявление нерешенных, слабоосвещен­ных или требующих уточнения проблем и задач исследова­ния и т.п.). На этом этапе автор синтезирует выбранные из различных источников материалы в собственный логически связанный текст, с элементами собственного анализа и критической оценки позиций исследователей. При этом вполне возможна такая ситуация, когда студент не прибегая к собственной точке зрения, по той или иной проблеме, может отстаивать позицию другого автора, используя для этого собственную аргументацию. Написанный текст должен быть проанализирован с точки зрения адекватности и корректности изложения материалов первоисточников. При этом автору необходимо обратить особое внимание на доказательность выдвигаемых им положений.

^ Вторая глава отводится практическому исследованию. Здесь студент представляет результаты своего социально-педагогического исследования на основе проведенных с испытуемыми диагностических процедур. Глава (часть) может содержать 2—3 параграфа (раздела). Обычно первый параграф отводится описанию практи­ческой работы студента с испытуемыми. Таблицы, графики, рисунки, математические расчеты и т.п. должны здесь демонстрировать достоверность полученных в ходе исследования результатов. Один параграф рекомендуется посвятить краткому описа­нию методических приемов и способов диагностиче­ских процедур, которые использовались студентом в его исследовании.

Во второй главе желательно выделить пара­граф с описанием практических рекомендаций по исполь­зованию результатов исследования.

В конце каждого параграфа со­ставляется резюме, делается краткий вывод, излагается сущ­ность исследуемого вопроса. Каждая из глав заканчивается выводами. Их может быть несколько. Обычно 3—4. В них да­ются аргументированные ответы на поставленные в главе вопросы. Выделяется существенное, главное как результат исследовательской работы студента.

Здесь показана только общая схема исследования. Струк­туру курсовой работы в разумных пределах можно варьи­ровать. Студент сам определяет, сколько у него будет глав, параграфов, как удобнее расположить экспериментальный материал, схемы, диаграммы, рисунки, таблицы и т.п.


^ Рубрикация текста


Рубрикация исследовательской работы представляет собой деление ее текста на составные части, графическое отделение одной части от другой, а также использование заголовков, нумерации и т.п. Рубрикация в исследовательской работе отражает логику исследования и потому предполагает четкое подразделение текста рукописи на отдельные логически соподчиненные части.

Рубрикации должно уделяться особое внимание, поскольку ее роль в восприятии текста очень большая. Действительно, рубрики организуют чтение, предупреждая, о чем пойдет речь, или, по крайней мере, заставляя сделать паузу, чтобы осмыслить прочитанное и подготовиться к восприятию нового материала. Кроме того, они помогают быстро найти нужный материал, раскрывая строение текста и показывая связь и взаимосвязь отдельных структурных частей.

Простейшей рубрикой является абзац — отступ вправо в начале первой строки каждой части текста. Абзац, как известно, не имеет особой грамматической формы. Поэтому его чаще всего рассматривают как композиционный прием, используемый для объединения ряда предложений, имеющих общий предмет изложения. Абзацы делаются для того, чтобы мысли выступали более зримо, а их изложение носило более завершенный характер. Логическая целостность высказывания, присущая абзацу, облегчает восприятие текста. Именно понятие единой темы, объединяющей абзац со всем текстом, есть то качественно новое, что несет с собой абзац по сравнению с чисто синтаксической «единицей высказывания» — предложением. Поэтому правильная разбивка текста работы на абзацы существенно облегчает ее чтение и осмысление.

Абзацы одного параграфа или главы должны быть по смыслу последовательно связаны друг с другом. При работе над абзацем следует особое внимание обращать на его начало. В первом предложении лучше всего называть тему абзаца, делая такое предложение как бы заголовком к остальным предложениям абзацной части. При этом формулировка первого предложения должна даваться так, чтобы не терялась смысловая связь с предшествующим текстом.

Таковы общие правила разбивки текста работы на абзацы. Что касается деления текста такой работы на более крупные части, то их разбивку нельзя делать путем механического расчленения текста. Делить его на структурные части следует с учетом логических правил деления понятия. Рассмотрим использование таких правил на примере разбивки глав основной части на параграфы.

Суть первого правила такого деления заключается в том, чтобы перечислить все виды делимого понятия. Поэтому объем членов деления должен быть равен в своей сумме объему делимого понятия. Это означает, что глава по своему смысловому содержанию должна точно соответствовать суммарному смысловому содержанию относящихся к ней параграфов. Несоблюдение этого правила может привести к структурным ошибкам двоякого рода. Ошибка первого рода проявляется в том, что глава по смысловому содержанию уже общего объема составляющих ее параграфов, т.е., проще говоря, включает в себя лишние по смыслу параграфы. Ошибка второго рода возникает тогда, когда количество составляющих главу параграфов является по смыслу недостаточным.

По смыслу члены деления должны исключать друг друга, а не соотноситься между собой как часть и целое. Деление должно быть непрерывным, т.е. в процессе деления нужно переходить к ближайшим видам, не перескакивая через них. Ошибка, возникающая при нарушении этого правила логики, носит название «скачок в делении».

Заголовки глав и параграфов исследовательской работы должны точно отражать содержание относящегося к ним текста. Они не должны сокращать или расширять объем смысловой информации, которая в них заключена.

Не рекомендуется в заголовок включать слова, отражающие общие понятия или не вносящие ясность в смысл заголовка. Не следует включать в заголовок слова, являющиеся терминами узкоспециального или местного характера. Нельзя также включать в заголовок сокращенные слова и аббревиатуры. Любой заголовок в научном тексте должен быть по возможности кратким, т.е. он не должен содержать лишних слов. Однако и чрезмерная его краткость не желательна. Дело в том, что чем короче заголовок, тем он шире по своему содержанию. Особенно опасны заголовки, состоящие из одного слова. По такому заголовку сложно судить о теме следующего за таким заголовком текста.

Встречается и другая крайность, когда автор хочет предельно точно передать в заголовке содержание главы. Тогда заголовок растягивается на несколько строк, что существенно затрудняет его смысловое восприятие.

Рубрикация текста нередко сочетается с нумерацией — числовым (а также буквенным) обозначением последовательности расположения его составных частей.

Возможные системы нумерации:

— использование знаков разных типов — римских и арабских цифр, прописных и строчных букв, сочетающихся с абзацными отступами;

— использование только арабских цифр, расположенных в определенных сочетаниях.

При использовании знаков разных типов система цифрового и буквенного обозначения строится по нисходящей:

А...Б...В...Г...

1...Н...Ш...1У..

1...2...3...4...

а)...б)...в)...г)...

Принято порядковые номера частей указывать словами (часть первая), разделов — прописными буквами русского алфавита (раздел А), глав — римскими цифрами (глава I), параграфов — арабскими цифрами (§ 1).

В настоящее время в научных и технических текстах внедряется чисто цифровая система нумерации, в соответствии с которой номера самых крупных частей научного произведения (первая ступень деления) состоит из одной цифры, номера составных частей (вторая ступень деления) — из двух цифр, третья ступень деления — из трех цифр и т.д.

Использование такой системы нумерации позволяет не употреблять слова «часть», «раздел», «глава», «параграф» и т.д. (или их сокращенные написания).

^ Написание заключения курсовой работы


В заключении приводятся основные результаты исследо­вания, отмечается степень достижения цели и задач иссле­дования. При необходимости отмечается перечень нерешенных вопросов по исследуемой проблеме, которые требуют дальнейшей проработки и исследования, указывается область применения результатов. После заключения пишется спи­сок используемой литературы.


^ Работа с библиографическим аппаратом


Правила оформления ссылок и сносок


Ссылки и сноски содержат различные дополнения, пояснения к тексту, а также указания на источник, из которого заимствована цитата или фактологический материал.

В тех случаях, когда приходится оперировать большим числом источников, применяются затекстовые библиографические ссылки.

Под затекстовыми ссылками понимают указание источников цитат с отсылкой к пронумерованному списку литературы, помещаемому в конце работы или к каждой главе. При ссылки на список использованной литературы после соответствующих слов в тексте ставятся круглые или квадратные скобки, в которых указывается порядковый номер источника в списке литературы.

Ссылка на источник в целом оформляется в виде номера библиографической записи, который ставится после упоминания автора или коллектива авторов либо цитаты из работы, например: Профессор С.Х. Карпенко [24] утверждает, что «в основе любого познания действительности лежит творческий процесс ученого, включающий прежде всего творческий анализ».

Ссылка на определенные фрагменты источника отличается от предыдущей указанием страниц цитируемого документа, например:

Профессор С.Х.Карпенко [24, с.115—116] утверждает, что...

В работе автором могут быть применены и комбинированные ссылки, когда необходимо указать страницы цитируемых работ в сочетании с общими номерами остальных источников. Например:

Как видно из исследований последних лет [12;34; 52,с. 14—19; 64, с. 21-23]...

Если возникает необходимость сослаться на мнение, разделяемое рядом авторов либо аргументируемое в нескольких работах одного и того же автора, то следует отметить все порядковые номера источников, которые разделяются точкой с запятой. Например:

Исследованиями ряда авторов [15; 94; 124] установлено, что...

При оформлении ссылок, следует иметь в виду следующее:

- Необходимо точно указать страницу цитируемого фрагмента текста, за исключением газет объемом до 8 страниц включительно. Общее число страниц источника указывается в списке использованной литературы.

- Если на одной странице помещены несколько ссылок на одно издание, то во второй и последующей ссылке достаточно указать:

Там же. - С. 10.

Там же. - Т.1. - С. 69.

Там же. - 1996. - Вып.2. - С.3.

- Если сведения из того или иного издания получены автором не самостоятельно, а заимствованы из другого издания, то необходимо указывать источник заимствования:

Цитировано по:..

Приводится по:..

В приложениях необходимо пользоваться сносками. Знаки сносок ставят там, где нужно сослаться на какой-либо источник или дать пояснение, а также перед самой ссылкой.

Знаками сносок служат арабские цифры и/или звездочки. Последние обычно используются в текстах, содержащих большое количество цифр, при этом звездочками не помечают более трех ссылок на одной странице.

Ссылки нумеруются по порядку в пределах каждой страницы. При использовании компьютерного набора используется меню “Вставка”, затем - “Сноска”. Последняя строка последней сноски должна располагаться на уровне нижнего поля страницы.

Сноски на таблицы оформляются не внизу страницы, а непосредственно под таблицей. Если таблица составлена самостоятельно, тогда указывается «Составлено по:» и далее следует перечень источников.

Если таблица заимствована из некоторого источника в готовом виде, делается запись «Источник:» и дается библиографическое описание источника с указанием страниц.


Примеры оформления сносок:

____________________

1Ницше Ф. Соч. в 2-х т. М., 1990. Т. 1. С. 451.

2Львов Ю.И. Банки и финансовая система России. СПб., 1996. С. 221.

3История русской экономической мысли / Под ред. А.И.Дашкова. М., 1958. Т. 1. Ч. 2. С. 29.


Составление списка использованной литературы


Окончательно отработанный и тщательно проверенный список литературы размещается в конце курсовой работы (после заключения). Все литературные источники, которые изучает и просмат­ривает автор в процессе работы, рекомендуется записывать в рабочую тетрадь или на карточки, соблюдая заранее правила описания про­изведений печати в соответствии с требованиями ГОСТ 7.1.84 «Библиографическое описание документа» и с учетом кратких правил «Составления библиографического описания» (2-е изд., доп. М.: Кн. палата, 1991). Практика показала, что в этом случае составление списка литературы не составляет особого труда, остается только скомпоновать и отобрать наиболее значимые и существенные литературные источ­ники по тематике своего исследования. И наоборот, прихо­дится наблюдать, как много студенты теряют времени на поиск тех литературных источников, которые они ранее изучали, но не записали их «реквизиты» согласно ГОСТа в своих рабочих тетрадях.

Нумерация всей использованной литературы сплошная от первого до последнего источника.

Оформление списка использованной литературы рекомендуется выполнять по принципу алфавитного именного указателя (в общем алфавите авторов и заглавий) в следующей последовательности:

- литература на русском языке,

- литература на языках народов, пользующихся кириллицей,

- литература на языках народов, пользующихся латиницей,

- литература на языках народов, пользующихся особой графикой.

Описание источников, включенных в список, выполняется в соответствии с существующими библиографическими правилами. Представление о библиографических правилах описания источников можно получить, ознакомившись с каталогами (картотеками) библиотек. Основные правила такого оформления были определены в 1984 г. специальным Государственным стандартом ГОСТ 7.1-84 “Библиографическое описание документа. Общие требования и правила описания” и фактически продолжают действовать по сегодняшний день. Желающим более подробно ознакомиться с этими правилами можно рекомендовать специальное издание: Составление библиографического описания: Краткие правила / Междувед. каталогизац. комис. при Гос. б-ке СССР им. В.И.Ленина. М., 1987. - 224 с.

Существуют два вида библиографического описания: полное описание издания (книга, сборник, автореферат и т.п.) и аналитическое описание (статья из сборника, журнала, глава из книги и т.п.). Не воспроизводя все возможные детали, общий порядок описаний может быть представлен следующей схемой:

  1. Заголовок описания (например, фамилия автора или авторов (если их не более трех) с прописной буквы и инициалы или название книги, подготовленной авторским коллективом

  2. Основное заглавие: Подзаголовочные данные: Дополнительные сведения, относящиеся к заглавию / Сведения об ответственности

  3. Сведения об издании. - Напр.: 2-е изд., доп.

  4. Место издания: Издательство или издающая организация, Дата издания. - В отечественных издания приняты сокращения: Москва - М., Санкт-Петербург - СПб., Ленинград - Л. В иностранных изданиях сокращаются: London - L., Paris - P., New York - N.Y. Остальные города приводятся полностью.

  5. Объем (в станицах текста издания).

  6. ISBN (International Standard Book Number) (Если номер ISBN присвоен изданию).

Каждая область описания отделяется от последующей специальным разделительным знаком “точка, тире” (. - ). Указание объема книги является обязательным. Следует помнить о том, что в списке указываются конкретные названия произведений, статьи, названия законов, выступления на конференциях и т.п. Если использованный материал был опубликован таким образом, что он является частью какого-либо издания (например, используется статья, опубликованная наряду с другими статьями в одном журнале), то имеет место аналитическое описание, т.е. после специального знака “две косые черты” (//) приводится библиографическое описание данного издания с указанием места материала в издании. При описании статьи из периодического издания (журнала, газеты) место издания не указывается, а при описании статьи из сборника место издания указывается, а издательство опускается. В ряде случаев принято сокращение названия журналов. Для российских журналов, например: Вопр.экономики, Ж. для акционеров, ЭКО, МЭМО, РЭЖ. Для англоязычных журналов, например: Journal - J., для немецких Zeitschrift - Z.

Описание литературы на иностранных языках выполняется по тем же правилам. Примеры библиографического описания видов научных изданий, наиболее часто используемых при подготовке курсовых и дипломных работ даны в приложении (см. в приложении 4).

Таковы основные приемы и правила работы над библиографическим аппаратом курсовой работы. Этой работе студент должен уделять самое серьезное внимание, поскольку по полноте и правильности оформления библиографического аппарата можно судить не только о его библиографической культуре, но и о том, насколько он осведомлен в своей теме. Кроме того, нельзя не учитывать и то, что этот аппарат может представлять самостоятельную справочную ценность для последующих исследователей.


^ Приложения к курсовой работе


Приложение — это часть основного текста, которая имеет дополнительное (обычно справочное) значение, но является необходимой для более полного освещения темы.

По содержанию приложения очень разнообразны. Это, например, могут быть копии подлинных документов, выдержки из отчетных материалов, планы и протоколы, отдельные положения из инструкций и правил, переписка и т.д. По форме они могут представлять собой текст, таблицы, графики, карты.

В приложения нельзя включать библиографический список использованной литературы, справочные комментарии и примечания.

Приложения оформляются как продолжение работы на последних ее страницах. Каждое приложение должно начинаться с нового листа (страницы) с указанием в правом верхнем углу слова «Приложение» и иметь тематический заголовок. При наличии в курсовой работе более одного приложения они нумеруются арабскими цифрами (без знака №), например: «Приложение 1», «Приложение 2» и т.д. Нумерация страниц, на которых даются приложения, должна быть сквозной и продолжать общую нумерацию страниц основного текста.

Связь основного текста с приложениями осуществляется через ссылки, которые употребляются со словом «смотри»; оно обычно сокращается и заключается вместе с цифрой в круглые скобки по форме: (см. приложение 5).

Каждое приложение, как правило, имеет самостоятельное значение и может использоваться независимо от основного текста.

Отражение приложения в оглавлении курсовой работы обычно бывает в виде самостоятельной рубрики с полным названием каждого приложения.

Если в качестве приложения используется документ, имеющий самостоятельное значение, его вкладывают в курсовую работу без изменений в оригинале. На титульном листе документа в правом верхнем углу печатают слово «Приложение» и проставляют его номер, а страницы, на которых размещен документ, включают в общую нумерацию страниц диссертационной работы.


^ Оформление примечаний


При изложении научного материала часто возникает необходимость с нужной полнотой сделать разъяснения, привести дополнительные факты, побочные рассуждения и уточнения, описать источники и их особенности. В этих случаях, чтобы не загромождать основной текст подобным материалом, используют примечания, которые или помещают внутри текста в круглых скобках (как вводное предложение), или, если такие примечания содержат довольно значительный по объему материал, выносят в подстрочное примечание (т.е. оформляют как сноску), или располагают в конце глав и параграфов.

По содержанию примечания весьма разнообразны:

1) смысловые пояснения основного текста или дополнения к нему;

2) перевод иноязычных слов, словосочетаний, предложений;

3) определения терминов или объяснение значений устаревших слов;

4) справки о лицах, событиях, произведениях, упоминаемых или подразумеваемых в основном тексте;

5) перекрестные ссылки, связывающие данное место издания с другими его местами, содержащими более детальные или дополнительные сведения об упоминаемом здесь предмете или лице.

Примечания связывают с основным текстом, к которому они относятся, с помощью знаков сноски: арабских цифр — порядковых номеров. Иногда примечания нумеруют звездочками. Звездочки используют при небольшом числе разрозненных примечаний.


^ ОФОРМЛЕНИЕ КУРСОВОЙ РАБОТЫ


Особое внимание при написании работы необходимо уделить правильному ее оформлению. К защите принимаются только сброшюрованные работы, подшивается курсовая работа в папку – скоросшиватель с прозрачным титульным листом. Представление рукописного варианта текста не допускается.

Титульный лист оформляется по образцу (см. прил. 4). После титульного листа следует план работы (оглавление, содержание) (см. прил. 4).

Работа выполняется на белом стандартном листе бумаги формата A4 210х297 мм. Текст работы печатается на принтере с использованием компьютерного набора при сохранении основных стандартов оформления печатного листа. Предпочтительным является использование стандартов, заложенных в программы-редакторы, типа Word. Ниже приведены основные требования к оформлению стандартного печатного текста.

Текст курсовой работы по объему должен составлять не менее 25–30 машинописных страниц. ГОСТ определяет следующие требования к рукописи:

  1. Количество строк на каждом листе не должно превышать 30, а в строке полагается до 60 знаков (считая пробелы между словами и знаки препинания);

  2. Следует соблюдать поля: слева – 3 см, справа – 1 см, сверху – 2,5 см, снизу – 2,5 см;

  3. Шрифт 14, предпочтительно Times New Roman;

  4. Интервал между строк – полуторный;

  5. Страницы нумеруют в правом верхнем углу;

  6. Правила оформления заголовков:

  • Заголовок может располагаться как по центру рабочей строки, так и от левого поля.

  • Заголовки пишутся прописными буквами либо с использование стандартов программ-редакторов.

  • Переносы в заголовках не допускаются.

  • В конце заголовков знаки препинания (кроме восклицательного и вопросительного знака) не ставятся.

  • Короткие заголовки (менее 15 знаков) пишут в разрядку.

  • Большие заголовки (более 50 знаков и пробелов) размещают на нескольких строках, но каждая строка должна иметь по возможности смысловое значение.

  • Текст большого заголовка выполняют через один интервал.

  • После заголовка до текста делают на интервал больше, чем между строками текста.

  • Нельзя писать заголовок в конце страницы, если на ней не умещаются две-три строки идущего за заголовком текста.

  1. Знаки препинания ставятся непосредственно после последней буквы слова. После них, кроме многоточия, делается пробел.

  2. Слова, заключенные в скобки, не отделяются от скобок промежутком.

  3. Знак “тире” всегда отделяется с двух сторон пробелами.

  4. После знака § и № делают пробел.

  5. В сочетании знаков промежутки между ними не делаются, за исключением тире.

  6. Знак % пишется после цифры без пробела.

  7. Каждый абзац печатается с красной строки: от левого поля отступают пять знаков и с шестого начинают печатать.

  8. В случае использования таблиц и иллюстраций следует учитывать, что:

  • Единственная иллюстрация и таблица не нумеруются.

  • Нумерация иллюстраций и таблиц допускается как сквозная (Таблица 1, Таблица 2 и т.д.), так и по главам (Рис. 4.1, Рис. 5.2 и т.п.).

  • При нумерации знак “№” не ставится. Точка после цифры также не ставится.

  • В графах таблицы нельзя оставлять свободные места. Следует заполнять их либо знаком “-”, либо писать “нет”, “нет данных”.

  • Тематический заголовок не требуется, если таблица целиком составляет содержание параграфа.

  1. Для редактирования математических формул рекомендуется использовать соответствующие приложения компьютерных программ. Каждая формула нумеруется арабскими цифрами. Принципы нумерации аналогичны нумерации таблиц. Номер указывается рядом с формулой в круглых скобках. В тесте должны быть чётко указано, что обозначает каждый используемый символ.

Работа должна быть написана логически последовательно, литературным языком. Не следует употреблять как излишне пространных и сложно построенных предложений, так и чрезмерно кратких, лаконичных фраз, слабо между собой связанных, допускающих двойное толкование и т. п. Требования к стилю и языку научной работы изложены в приложении (см. приложение)

Не рекомендуется вести изложение от первого лица единственного числа: “я наблюдал”, “я считаю”, “по моему мнению” и т. п. Корректнее использовать местоимение “мы”, но желательно обойтись и без него. Допускаются обороты с сохранением первого лица множественного числа, в которых исключается местоимение “мы”, т. е. фразы строятся с употреблением слов “наблюдаем”, “устанавливаем”, “имеем”. Можно использовать выражения: “на наш взгляд”, “по нашему мнению”, однако предпочтительнее писать “по мнению автора” (курсовой работы) или выражать ту же мысль в безличной форме: “изучение педагогического опыта свидетельствует о том, что...”, “на основе выполненного анализа можно утверждать, что...”, “проведенные исследования подтвердили, что ...” и т. п.

Для обеспечения логических переходов рекомендуется использовать

слова и выражения принятые в научной речи слова и выражения. Для облегчения работы студентов над курсовой работой в приложении приводятся речевые клише, выполняющие различные речевые функции, которые в научных произведениях используются как средства связи между предложениями. (См. прил)

В научных текстах существует ограниченная сочетаемость многих слов.

В приложении ….приводится список определений оценочного характера, сочетающихся с основными научными понятиями.

В курсовой работе должно быть соблюдено единство стиля изложения, обеспечена орфографическая, синтаксическая и стилистическая грамотность в соответствии с нормами современного русского языка.


^ ЗАЩИТА КУРСОВОЙ РАБОТЫ


Студент должен сдать курсовую работу руководителю не позднее чем за 2 недели до защиты. Научный руководитель готовит свое заключение и выставляет предварительную оценку.

^ Основными критериями оценки курсовой работы являются:

  • Глубина анализа, умение разобраться в затронутых проблемах.

  • Знание и умение ориентироваться в последних научных достижениях, опубликованных в литературе.

  • Самостоятельность, творческий подход к рассматриваемой проблеме, умение доказывать свою точку зрения и предложить авторское решение.

  • Взаимосвязь теоретической и практической стороны исследования, использование современных информационных технологий, оригинального статистического и фактического материалов и результатов самостоятельного поиска информации.

  • Сбалансированное сочетание количественных и качественных методов анализа.

  • Полнота решения задач, сформулированных в задании на выполнение курсовой работы.

  • Грамотность, логичность в изложении материала.

  • Качество оформления.

Окончательная оценка выставляется студенту по результатам публичной защиты работы. Защита курсовых работ проводится в течение зачетной недели, конкретная дата и место проведения для каждого курса назначается кафедрой.

Во время защиты автор должен за 5 – 7 минут устно изложить результаты проведенного исследования и ответить на вопросы присутствующих студентов и преподавателей.

Процедура защиты курсовой работы предполагает сообщение автора об основном содержании работы, в котором излагаются:

  1. актуальность выбранной темы

  2. объект и предмет исследования;

  3. цель и задачи исследования;

  4. методология и методика исследования;

  5. результаты исследования и их практическая значимость.

После обсуждения основных положений работы выставляется оценка в ведомость и зачетную книжку. Курсовая работа оценивается по 4-балльной системе: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».

При получении неудовлетворительной оценки студент выполняет курсовую работу второй раз. При этом может быть взята новая тема или переработана прежняя.

Оценка за курсовую работу должна быть выставлена в зачетную книжку до начала сессии или в сроки, установленные деканатом.

Оригинальный текст курсовых работ и дискета с текстом курсовой работы представляются на кафедру социальной педагогики на правах рукописей.

Наиболее сильные, творчески выполненные курсовые работы могут быть рекомендованы научным руководителем к представлению на ежегодные конкурсы студенческих научных работ, либо к опубликованию в научных изданиях.

^

Особенности написания курсовой работы по дисциплине «Социально-педагогические технологии»



Курсовая работа по дисциплине «» - третья курсовая работа, предусмотренная четырехлетним учебным планом по направлению « – социальная педагогика». При ее написании студент закрепляет навыки самостоятельной исследовательской работы. Выполняя курсовую работу по этой дисциплине, студент должен проявить понимание сути построения социально-педагогических технологий, ее соотношения со специальными социологическими теориями, историей философии, социальной психологией, политологией и другими социальными науками. Работа носит исследовательский характер и предполагает знание понятийного аппарата, основных законов, категорий социальной педагогики. Курсовая работа по социально- педагогическим технологиям должна раскрыть способности студента анализировать социально значимые проблемы, осуществлять технологический подход к их решению, отражать гуманистический подход к личности. Курсовая работа – важный этап в развитии социально-педагогического мышления студента.

^

Особенности написания курсовых работ по дисциплинам «Методология и методика»



Данные курсовые работы готовятся студентом на 3 и 5 курсах. Работы носят как теоретический, так и практический характер. Студент на старших курсах способен к самостоятельному исследованию, анализу и прогнозированию социально-педагогических ситуаций в обществе, учреждениях, организациях. Работа должна содержать результаты самостоятельных социально-педагогических, проектно-аналитических, экспертно-консультационных исследований, проведенных студентом в общеобразовательных, социозащитных и др. учреждениях и организациях. В курсовой работе студент демонстрирует навыки анализа различных социально-педагогических ситуаций, явлений, процессов, событий, составления социально-педагогических программ, выработки практических рекомендаций.


^ ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ КУРСОВЫХ РАБОТ


Примерная тематика курсовых работ по дисциплине «Социально-педагогические технологии»


Примерная тематика курсовых работ по дисциплине «Социально-педагогические технологии»


РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА


Список рекомендуемой литературы по дисциплине «Социально-педагогические технологии»


Список рекомендуемой литературы по дисциплине «»


В научных текстах существует ограниченная сочетаемость многих слов. В приложении приводится список определений оценочного характера, сочетающихся с основными научными понятиями. (См. прил. )

Скачать, 548.66kb.
Поиск по сайту:

Добавить текст на свой сайт


База данных защищена авторским правом ©ДуГендокс 2000-2014
При копировании материала укажите ссылку
наши контакты
DoGendocs.ru
Рейтинг@Mail.ru
Разработка сайта — Веб студия Адаманов