Загрузка...
Категории:

Загрузка...

Курс: 4 Срок обучения: 4 года Форма обучения: очная

Загрузка...
Поиск по сайту:


Скачать 465.09 Kb.
Дата22.03.2012
Размер465.09 Kb.
ТипРешение
Содержание
Пояснительная записка
Перечень разделов и тем
Тема 2. Проблема индивидуальных различий в психологии труда.
Тема 3. Управление и его функции.
Тема 4. Управление как вид профессиональной деятельности.
Раздел 2. Психология профессионального самоопределения
Тема 2. Понятие о профессии и их классификация
Тема 3. Психологические предпосылки профессионального самоопределения в подростковом и юношеском возрасте
Тема 4. Профориентация как вид психологической помощи.
Раздел 3. Организационное консультирование
Тема 2. Управленческое консультирование как вид профессиональной деятельности.
Тема 3. Процесс управленческого консультирования.
Тема 4. Технологии управленческого консультирования. Методы и техники консультирования.
Тема 5. Консультирование персонала организации и руководителей.
Раздел 4. Психология предпринимательства и предпринимательской деятельности
Тема 2. Психология потребителя.
Раздел 5. Организация службы управления персоналом.
Тема 2. Оценка эффективности управления человеческими ресурсам.
Раздел 6. Технологии кадровой работы.
2.2. Кадровый мониторинг.
...
Полное содержание
Подобный материал:

Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет имени М. А. Шолохова"


Утверждаю зав.кафедрой

психологии управления (менеджмента)

______________________Пучкова Е.Б.


Решение заседания

кафедры Протокол № __

«___» ___________20__г.


ПРОГРАММА

ИТОГОВОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АТТЕСТАЦИИ


Направление: 080200 «Менеджмент»

Профиль: Управление человеческими ресурсами

Квалификация: бакалавр менеджмента

Кафедра: психологии управления (менеджмента)


Курс: 4

Срок обучения: 4 года

Форма обучения: очная


Составители: Пучкова Е.Б., доцент

Булков А.А., доцент

Кишиков Р.В., доцент

Саблина Т.А., доцент


Москва-2011


^ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Государственные аттестационные испытания на факультете психологии являются выпускными испытаниями, подтверждающими квалификацию «Бакалавр менеджмента». Государственная аттестация на факультете психологии проводится по направлению 080200 «Менеджмент» и подтверждает квалификацию «Бакалавр менеджмента» по итогам сдачи экзамена «Управление человеческими ресурсами» и защиты выпускной квалификационной работы.

Программа государственного экзамена по направлению 080200 «Менеджмент» составлена в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами.

Программа государственного экзамена по направлению 080200 «Менеджмент» предназначена для оценивания знаний и умений бакалавров области управления человеческими ресурсами:

  • научных основ управления персоналом;

  • научных концепций психологии труда и психологии управления;

  • анализа кадровых процессов современной компании;

  • техник организационного консультирования и управленческого консалтинга;

  • технологий подбора, обучения, адаптации, оценки и мотивации персонала;

  • профориентации и профразвития персонала.

Программа государственного экзамена по направлению 080200 «Менеджмент» включает следующие разделы:

  1. Психология труда и управления

  2. Психология профессионального самоопределения

  3. Организационное консультирование

  4. Психология предпринимательства и экономической деятельности

  5. Организация службы управления персоналом

  6. Технологии кадровой работы

  7. Деловое общение

  8. Прикладная психодиагностика



^ ПЕРЕЧЕНЬ РАЗДЕЛОВ И ТЕМ


Раздел 1. Психология труда и управления.

Тема 1. Развитие человека как субъекта труда.

Профессиональный опыт, квалификация, умения, навыки, зна­ния. Кривые развития навыков в процессе упражнения. Явления пере­носа навыков (положительного и отрицательного). Автоматизация на­выков и автоматизм. Полнота и обобщенность профессиональных знаний и умений. Значение психологического анализа профессии в реконструкции со­става профессиональных задач, создании модели специалиста, совершен­ствовании содержания программы профессионального обучения. Психологические принципы оптимизации методов профессиональ­ного обучения. Активные методы обучения.

Методы и критерии оценки уровня сформированности профессионала. Методы диагностики профессиональной квалификации (опросники, рабочие пробы, экспертные оценки, критериально-ориентированные тесты). Возможности формирования и развития профессионально-важных качеств, способностей, умений (сенсомоторных, перцептивных, интеллектуальных, мнемических, навыков саморегуляции). Изменение структуры профессионально-важных качеств в процессе становления профессионала.


^ Тема 2. Проблема индивидуальных различий в психологии труда.

Концепция интегрального исследования индивидуальности (В.С. Мерлин). Уровни исследования индивидуальности. Индивидуальный стиль деятельности как системообразующая функция интегральной индивидуальности. Способности (общие и специальные профессиональные). Способности как продукт социализации индивида в системе внешних и внутренних (в том числе биологически детерминированных) условий.

Профессиональная пригодность как свойство системы "субъект - объект". Структура субъектных факторов профпригодности (гражданские качества, система отношений субъекта к данной профессиональной деятельности, дееспособность как физическое и психическое здоровье, общие и специальные способности, квалификация). Относительная и абсолютная профпригодность. Психологически обоснованные способы оптимизации соответствия человека требованиям профессии (профессиональный отбор, профессиональная ориентация и консультация по выбору профессии, профессиональное обучение, рационализация труда).


^ Тема 3. Управление и его функции.

Психологические особенности реализации функции пла­нирования. Сущность планирования. Объективные и субъективные предпосылки снижения эффективности планирования.

Психологические особенности реализации функции организовывания. Сущность организовывания. Этапы организовывания. Объективные и субъективные предпо­сылки снижения эффективности реализации этой функции.

Психологические особенности реализации контроля в струк­туре управленческой деятельности. Сущность контроля, виды контро­ля, объективные и субъективные предпосылки снижения эффектив­ности контроля в управленческой деятельности.

Психологические особенности функции координации. Проблема "лучшего пути" в координации. Методы координации. Предпосылки снижения эффективности координации.

Психологические методы управления в структуре методов регулирования. Классификация социальных и психологических мето­дов управления. Соотношение этих методов с психологическим воз­действием.


^ Тема 4. Управление как вид профессиональной деятельности.

Цикл переработки информации в структуре деятельности руководителя. Когнитивные стили и особенности работы руководите­лей с информацией.

Управленческие решения. Классификация. Этапы выра­ботки управленческих решений. Психологические причины снижения эффективности управленческих решений. Психологические особенно­сти выработки коллективных и коллегиальных управленческих реше­ний. Психологические методы оптимизации выработки решений.

Управленческое взаимодействие. Коллективный субъект управленческой деятельности (психологическая характеристика). Сфе­ры управленческого взаимодействия, его направленность. Управлен­ческое взаимодействие в контексте совместной деятельности.

Стиль управления и управленческая концепция руково­дителя. Личностный, поведенческий, системный и прочие подходы к вы­делению стилей управленческой деятельности. Соотношение феноме­нов "стиль управления" и "управленческая концепция". Профессио­нальные ценности в структуре управленческой концепции руково­дителя.

Руководитель как субъект конфликтных отношений. Клас­сификация конфликтов. Стили конфликтного поведения.


^ Раздел 2. Психология профессионального самоопределения

Тема 1. Этапы профессионального самоопределения.

Этапы развития человека как субъекта труда в онтогенезе. Характеристика допрофессионального онтогенеза человека как субъекта труда. Условия формирования внутренней позиции субъекта труда у дошкольников. Формирование общетрудовых умений, освоение социальных тре­бований, моральных норм в школьном возрасте. Стадия оптации (выбора профессии). Стадия развития профессионала (освоение профессиональной ква­лификации, самостоятельная профессиональная деятельность). Жизненный путь профессионала. Варианты профессиональных карьер. Типичные кризисы профессионального становления личности.


^ Тема 2. Понятие о профессии и их классификация

Понятие профессии и специальности. Современный мир профессий, тенденции в его развитии. Общий обзор классификации профессий. Психологическая классификация профессий Е.А.Климова, Дж.Холланда. Формула профессии. Профессиограмма и психограмма специальности.


^ Тема 3. Психологические предпосылки профессионального самоопределения в подростковом и юношеском возрасте

Ключевые понятия концепции профессионального становления личности. Детерминация профессионального становления личности. Взаимосвязь личности с профессией на разных этапах онтогенеза.

Факторы, оказывающие влияние на выбор профессии. Ошибки и затруднения при выборе профессии. Примерная схема решения задачи о выборе профессии. Личный профессиональный план. Типы профпланов. Пути получения профессии. Типология проблем в выборе профессии.


^ Тема 4. Профориентация как вид психологической помощи.

Понятие профориентации. Становление и развитие профориентации в Европе. Предпосылки развития профориентации в Европе. Становление и развитие профориентации в России. Профориентация как элемент государственной кадровой политики. Особенности профориентационных служб в XXI веке.

Отечественные концепции профориентации: концепция К.М.Гуревича, концепция индивидуального стиля деятельности Е.А.Климова, концепция личностного и профессионального самоопределения Н.С.Пряжникова. Концепции профориентации зарубежных авторов: трехфакторная модель Парсонса, концепция индивидуальности А.Анастази, социально-профессиональная типология Дж.Холланда, японская концепция –тест Фукуямы.

Цели и задачи профориентационной работы в школе. Направления работы школьного профориентационного центра. Планирование и организация профориентационной работы в школе. Профессиональное просвещение, диагностика, консультирование. Причины, порождающие необходимость профориентационной работы в школе. Современные формы и методы профориентационной работы в школе.


^ Раздел 3. Организационное консультирование


Тема 1. История становления и развития управленческого консультирования.

Управленческое консультирование за рубежом. Основоположник управленческого консультирования Чарлз Т. Сэмпсон. Организационное (управленческое) консультирование на рубеже XIX и XX вв. Систематизация накопленного опыта основателями классической школы управления Ф.У. Тейлором, Ф. Гилбретом и Л. Гилбрет, Г.Л. Ганнтом и X. Эмерсоном. "Золотой век" консалтинга на рубеже 50-60 гг. Управленческое кон­сультирование как отдельный сектор услуг. Крупнейшие международные консалтинговые компании. Международных профессиональных объединения консалтинговых фирм: Ассоциация менеджмент-консалтинговых фирм (АМКФ), Европейская федерация ассоциаций консультантов по экономике и управлению (ФЕАКО). Управленческое консультирование в России. Становление управленческого консультирования в России. Ассоциация консультантов по управлению и организационному развитию (АКУОР). Школа консультантов по управлению в структуре АНХ. Современное состояние и тенденции развития организационного консультирования.


^ Тема 2. Управленческое консультирование как вид профессиональной деятельности.

Управленческое консультирование - вид психологической помощи. Организационное (управленческое) консультирование как процесс, как экспертиза, как услуга, как метод. Цель организационного (управленческого) консультирования. Типы задач оргконсультирования. Информационные задачи. Диагностические задачи. Задачи психологической поддержки. Задачи профессионального самоопределения. Задачи психологической коррекции и развития. Консалтинговые задачи. Основные принципы деятельности консультантов. Структура управленческого консультирования. Консультирование персонала организации. Управленческое консультирование (консалтинг). Технологии организационного консультирования. Процесс консультирования. Внешние и внутренние консультанты. Функции организационного консультанта. Роли консультанта. Ответственность и независимость консультанта. Методы совместной работы в консультационной практике. Концептуальные подходы в процессе кон­сультирования: торговый, учительский, клинический. Классификация клиентов. Профессиональные качества консультанта. Обучение и сертификация консультантов. Сложности работы консультанта.


^ Тема 3. Процесс управленческого консультирования.

Разделение процесса консультирования на отдельные фазы. Этапы процесса консультирования: подготовка, диагностика, планирование действий, внедрение и завершение. Подготовка: первый контакт с клиентом. Предварительный анализ проблемы. Планирование задания. Предложение клиенту относительно за­дания. Заключение контракта на консультирова­ние. Диагностика. Сбор данных. Анализ и синтез данных. Детальное изучение проблемы. Планирование действий. Выработка решений. Оценка альтернативных вариантов. Предложения клиенту. Планирование осуществления решения. Внедрение. Помощь в осуществлении внедрения. Корректировка предложений. Обучение. Завершение. Оценка. Конечный отчет. Расчет по обязательствам. Планы на будущее. Уход консультанта.


^ Тема 4. Технологии управленческого консультирования. Методы и техники консультирования.

Особенности управленческого консультирования. Выбор формы консультирования. Акмеологическое консультирование. Задачи акмеоконсультирования. Прояснение неосознаваемых противоречий. Моделирование путей и методов достижения желаемого. Систематизация и конкретизация ключевых факторов успеха. Переструктурирование, переосмысление «проблемного пространства». Основные факторы достижения вершин профессиональной деятельности. Компоненты работы консультанта-акмеолога. Акмеологические технологии. Виды деятельности консультанта-акмеолога. Коуч-консультирование. Коучинг — как особая система поддержки человека. Коучинг — как модель взаимодей­ствия коуча и клиента. Коучинг — это партнерское сотрудничество. Схема процесса коучинга. Принципы коучинга. Структура основных параметров коучинга. Коучинг как консультирование. Коучинг как стиль управления. Этапы коуч–консультирования. Экспертное консультирование. Особенности экспертного консультирования. Круг задач экспертного консультирования. Профессионально-информационные, развивающие–ориентированные, концептуальные задачи. Модели экспертного консультирования. Техники НЛП в управленческом консультировании.


^ Тема 5. Консультирование персонала организации и руководителей.

Цели, задач и этапы консультирования. Индивидуальные и групповые формы. Техники консультирования. Индивидуальное консультирование персонала. Проектирование рабочего места. Эффективность труда и удовлетворенность трудом. Индивидуальный подход к стимулированию труда. Профессиональное развитие. Разрешение личностных конфликтов. Общая структура процесса консультирования персонала.

Консультирование руководителя организации. Формирование имиджа руководителя. Формирование стилей управления. Роль руководителя в конфликтах и инновациях. Типология консультирования. Коуч-консультирование как особая технология.

Формы оказания консультационных услуг. Управленческий консалтинг. Консалтинг. Виды консалтинга. Основные типы консалтинговых организаций.


^ Раздел 4. Психология предпринимательства и предпринимательской деятельности


Тема 1. Психология личности предприни­мателя.

Исследование психологических особенностей личности предпринимателей. Типологические особенности личности пред­принимателя. Социально-психологические исследования пред­принимательства. Факторы успешности предпринимательской деятельности


^ Тема 2. Психология потребителя.

Понятие «потребителя». Взаимоотношения рынка и по­требителя. Формы власти рынка. Потребительское поведение. Мо­дели поведения потребителя. Факторы выбора. Эффекты потреби­тельского поведения. Влияние личностных особенностей на по­требительское поведение.


^ Раздел 5. Организация службы управления персоналом.

Тема 1. Кадровые процессы организации.

Кадровые процессы организации. Приемы анализа. Роль и место подразделений по управлению человеческими ресурсами в организации. Взаимосвязь кадровой стратегии и структуры службы управления персоналом.

Варианты организационных структур службы управления персоналом. Выбор формы организационной структуры. Преимущества и недостатки различных вариантов.


^ Тема 2. Оценка эффективности управления человеческими ресурсам.

Определение численности сотрудников кадровых служб. Нормирование труда. Приемы и методы. Виды норм. Потери рабочего времени. Нормы численности кадровых служб и статистические данные. Lean-организация.

Методы оценки эффективности. Показатели оценки. Назначение кадрового аудита и контроллинга персонала. Программа аудита службы управления персоналом. Организация процесса аудита.


^ Раздел 6. Технологии кадровой работы.


Тема 1. Управление человеческими ресурсами в организации.

Становление и развитие дисциплины «Управление персоналом». Менеджмент персонала и эффективность производства. Концепция управления персоналом организации. Цели и функции управления персоналом. Принципы и методы построения системы управления персоналом организации. Влияние специфики управления персоналом на эффективность организации.

Политика управления персоналом: типы и формы. Задачи кадрового менеджмента, его роль в реализации стратегии предприятия. Принципы формирования кадровой стратегии. Основные направления кадровой политики и особенности их реализации на предприятиях разных типов. Методы реализации кадровой политики.


Тема 2. Формы, методы и технологии управления персоналом.

2.1. Планирование работы с персоналом в организации.

Сущность и задачи кадрового планирования, разработка системы рабочих мест, определение потребности в персонале. Планирование и анализ показателей по труду, расходов на персонал. Нормирование и учет численности персонала. Описание должности, штатное расписание и другие действия менеджеров по подготовке условий для привлечения конкурентоспособных сотрудников. Методы кадрового планирования. Значение кадрового планирования для повышения эффективности работы персонала. Стратегия отбора персонала.

^ 2.2. Кадровый мониторинг.

Маркетинг персонала. Поиск персонала. Набор персонала. Влияние стратегии фирмы на формулировку основных принципов комплектования штата. Принципы, методы и этапы отбора сотрудников. Процедуры отбора. Интервью как ключевая отборочная процедура: виды, формы, специфика и ошибки. Проблема испытательного срока. Наем и адаптация персонала.

^ 2.3. Обучение персонала организации.

Развитие человеческих ресурсов фирмы: формирование и раскрытие потенциала личности и группы. Виды (формы) обучения персонала. Определение истинных потребностей в обучении; специфика обучения взрослых; непрерывное обучение как парадигма современного менеджмента. Формы и методы обучения персонала. Профессиональный рост. Планирование карьеры. Продвижение персонала, ротация, карьера как форма развития профессионального потенциала. Формирование резерва.

^ 2.4. Принципы оценки результативности труда.

Оценка труда и рабочего места. Оценка результатов труда персонала. Аттестация, оценка квалификационных характеристик, другие подходы. Организация оценочной процедуры. Методики оценки результативности труда. Проблемы аттестации персонала.

^ 2.5. Высвобождение, увольнение и текучесть кадров.

Причины сокращения численности работников. Способы высвобождения. Классификация видов увольнения. Правовые аспекты увольнения. Меры по смягчению ситуации увольнения. Минимизация стрессов при увольнении. Текучесть кадров и ее оценка.


^ Тема 3. Мотивация и стимулирование персонала.

Основные теории мотивации: содержательные, процессуальные и их оценка. Трудовая мотивация и ее особенности. Причины снижения мотивации персонала. Психологические предпосылки обеспечения положительной мотивации.

Системы морального и материального стимулирования. Системы оплаты и труда и партисипативное управление. Основные характеристики оплаты труда. Оценка труда и определение базовой оплаты труда, факторы оплаты труда. Компоненты заработной платы. Системы оплаты труда. Принципы мотивации в оплате труда. Моделирование системы оплаты труда. Партисипативное управление и проблемы, вызванные участием работников в управлении.


Тема 4. ^ Оценка успешности карьеры.

    Карьера как результат осознанной позиции и поведения человека в области трудовой деятельности, связанный с должностным или профессиональным ростом. Карьера как субъективно осознанные собственные суждения о своем трудовом будущем, ожидаемые пути самовыражения и удовлетворения трудом, это последовательность профессиональ­ных ролей, статусов и видов деятельности в жизни человека. Карьера как процесс профессионального роста человека, рос­та его влияния, власти, авторитета, статуса в среде, выраженный в его продвижении по ступеням иерархии, квалификационной лест­ницы, вознаграждения, престижа.

Представление о «вершине (пике)» карьеры. Профессионализм и суперпрофессионализм. Цели карьеры: личные, профессиональные, инструментальные. Классификации и типологии карьеры. Анализ примеров карьерного роста. Ценностные ориентации личности и удовлетворение потребностей. Рефлексия, самоконтроль и самосознание как инструменты анализа карьеры.


Раздел 7. Деловое общение


Тема 1. Деловые коммуникации как предмет психологических исследований.

    1. Коммуникация, ее истоки.

Четыре основные цели общения. Составляющие схемы коммуникации К. Шеннона и схемы общения Г. Лассвела. Коммуникационный акт Р. Якобсона и общая модель коммуникации. Характеристика демонстрационной модели общения фон Туна. Основные разговорные стили. Особенности проведения деловых переговоров и совещаний.

    1. Психологическая роль слушания в процессе деловой коммуникации.

Три уровня слушания. Слушание – это один из основных элементов внимания. Способы активного слушания. Коммуникативные установки, влияющие на процесс слушания.

^ 1.3. Модели поведения и основные социальные установки в деловой коммуникации. Обмен информацией, значимой для участников общения. Общая направленность личности, определяющая стиль общения. Типы личности в зависимости от проявления привязанности к другим. Типология личности по отношению к проявлению влияния на других. Общение как взаимодействие. Позиции партнеров в общении

1.4. Психологическая характеристика основных видов деловой коммуникации.

Деловая коммуникация – многогранный процесс, изучаемый различными науками. Фазы деловой коммуникации. Уровни деловой коммуникации. Примитивные реакции в процессе общения. Манипулятивный уровень общения. Деловой уровень общения. Ограничения в общении, делающие его формальным.

1.5.Факторы успешной деловой коммуникации.

Понятие, критерии и уровни успешности общения. Критерии выбора моделей поведения для успешного общения. Выбор моделей поведения с учетом гендерных характеристик личности. Темперамент и стиль общения. Совместимость между темпераментами.

^ 1. 6. Психологические защиты и их влияние на модели поведения в общении.

Защитные механизмы психики и поведения. Современные представления о психологических защитных механизмах. Вклад З. Фрейда, А. Фрейд, Д. Сандлера и др. в понимание и типологию психологических защит. Механизмы психологической защиты у взрослых. Изоляция аффекта, идеализация, идентификация. Имидж в деловом общении.


Тема 2. Деловые коммуникации в работе руководителя.

2.1. Деловые коммуникации – часть корпоративного имиджа компании.

Корпоративная культура и деловые коммуникации. Имидж и репутация компании. Особенности формирования образа компании и деловые коммуникации. Корпоративная этика и выбор типа деловых коммуникаций. Внутренние и внешние деловые коммуникации: цели и фокусные группы.

^ 2.2. Коммуникации, как функция менеджера.

Деловые коммуникации, как функция менеджера. Восходящие, нисходящие и горизонтальные внутренние коммуникации. Цели каждого из видов коммуникаций Инструменты внутренних деловых коммуникаций: переписка, интернет, обратная связь и другие.

2.3. Инструменты внутренних коммуникаций менеджера.

Стили руководства и особенности информирования сотрудников. Ролевые позиции по Э. Берну и соответствующие им стили руководства. Обратная связь, как инструмент информирования. Характеристики эффективной обратной связи. Цели и формат совещаний. Правила эффективного совещания.

^ 2.4. Внешние коммуникации и переговорный процесс.

Внешние коммуникации: переговоры, презентации, публичные выступления, работа со СМИ и другие инструменты PR. Виды переговоров. Особенности взаимодействия с клиентом в переговорном процессе. Понятие «клиентоориентированность» в переговорном процессе. Подготовка к переговорам: базовая, содержательная, психологическая. Цели и стиль переговорного процесса.


^ Раздел 8. Прикладная психодиагностика

Тема 1. Типичные психодиагностические задачи.

Психодиагностика как один из основных видов деятельности психолога, работающего в организации. Профотбор и аттестация персонала, диагностика стиля руководства, оценка социально-психологического климата коллектива как наиболее часто встречающиеся диагностическое запросы к психологу в организации.

Основные модели работы психолога в организации. Преимущества и недостатки каждой модели. Соблюдение этических принципов как необходимое условие успешной диагностической работы.

^

Тема 2. Диагностика при подборе кадров.


Подбор (отбор) персонала как важнейший элемент кадровой политики. Этапы профотбора. Психограмма специалиста - основа психологического этапа профотбора. Диагностическое интервью с потенциальным работником: примерное содержание (локальные и сквозные темы) и фазы. Оценочные шкалы диагностического интервью.

Необходимость контроля адаптации вновь принятого работника. Критерии оценки и технология оценки адаптации.

Профотбор персонала для работы в экстремальных условиях (силовые структуры, спасатели и т.д.)

Примеры типовых программ по отбору кадров на различные специальности (должности).

^
Тема 3. Оценка социально-психологического климата коллектива

Благоприятный социально-психологический климат коллектива как обязательное условие его эффективного функционирования. Проблема критериев оценки состояния социально-психологического климата организации. Сплоченность, ценностно-ориентационное единство группы и методы их оценки. Межличностные отношения членов коллектива: положительные и отрицательные эмоциональные связи, социально-психологический статус работников, проблема совместимости.

Конфликты в трудовом коллективе: основные причины, возможные типологии, стадии развития. Личностные и групповые особенности протекания конфликтов. Классификация стилей поведения в конфликтах К.Томаса и Р.Килмена. Методика диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению и возможности ее использования для прогнозирования течения и профилактики конфликтов.

^

Тема 4. Диагностика удовлетворенности трудом и трудовой мотивации.


Отношение к труду как одна из важнейших социальных установок личности. Объективные и субъективные факторы отношения к труду и их диагностика. Оценка системы материального и морального стимулирования работников. Выявление психологических причин текучести кадров.

Внутренние и внешние поощрения, используемые для повышения трудовой мотивации. Теории А.Маслоу и Д.МакКлелланда как возможная основа диагностики трудовой мотивации работников. Методики оценки трудовой мотивации. Определение мотивирующей функции организации труда.

Диагностика скрытой мотивации персонала: методические и этические аспекты.


^ Тема 5. Диагностика корпоративной культуры.

Методология, методы и методики изучения корпоративной культуры. Освоение диагностических методик. Методика OKAI «Рамочная конструкция конкурирующих ценностей» Камерона К. и Куинна Р. Анкета «Изучение состояния морально психологического климата организации». Опросник "Представления сотрудников о корпоративной культуре". Методика «Типы организационной культуры». Характеристика организационной культуры. Методика «Исследование стиля руководства коллективом». Методика. «Изучение социально-психологического климата в организации». Методика «Уровень организационной культуры».


^ ВОПРОСЫ К ГОСУДАРСТВЕННОМУ ЭКЗАМЕНУ

«Управление человеческими ресурсами»

  1. Адаптация в трудовой деятельности: разновидности, фазы, стадии.

  2. Акмеологическое консультирование, его сущность и содержание.

  3. Актуальные проблемы современной профессиональной консультации.

  4. Барьеры и затруднения в деловом общении.

  5. Беседа и анкетирование как психодиагностический инструментарий менеджера по персоналу.

  6. Взаимодействие выступающего с аудиторией. Особенности управления интересом и вниманием слушателей.

  7. Взаимосвязь типа личности и сферы профессиональной деятельности.

  8. Виды деловых контактов: деловой разговор, беседа, деловое совещание, деловая встреча, собрание.

  9. Виды диагностических заключений при профотборе и оценке персонала.

  10. Виды служб управления персоналом: история и современность.

  11. Деловая полемика: спор, дебаты, дискуссии, прения. Техника продуктивной аргументации.

  12. Диагностика ключевых компетенций сотрудников.

  13. Диагностика конфликта и стилей поведения в конфликте.

  14. Диагностика лояльности персонала.

  15. Диагностика профессиональной мотивации и удовлетворенности трудом.

  16. Диагностика социально-психологического климата.

  17. Диагностика уровня сформированности корпоративной культуры компании.

  18. Диагностическое интервью с потенциальным работником: подготовка интервьюера, процедура проведения.

  19. Индивидуальный профессиональный план как средство реализации программы личностного и профессионального роста человека.

  20. Интерактивная функция общения. Организация совместной деятельности. Позиции в общении.

  21. Использование инструментальной психодиагностики в оценке персонала.

  22. История становления управленческого консультирования.

  23. История формирования управления персоналом как отдельного вида менеджмента.

  24. Классификация социальных и психологических мето­дов управления.

  25. Классификация этапов профессионального становления.

  26. Коммуникативные барьеры и причины их возникновения.

  27. Коммуникация в ситуации конфликта и организационных изменений.

  28. Консультирование и телефонная коммуникация в работе с клиентами.

  29. Коучинг как современный вид организационного консультирования

  30. Критерии успешности (эффективности) публичного выступления.

  31. Маркетинг персонала как основа кадрового планирования и найма персонала.

  32. Методы организационного консультирования, их характеристика и предназначение.

  33. Мотивация персонала как процесс и результат. Подходы к разработке мотивационных схем. Современные методы материального и нематериального стимулирования результативности труда.

  34. Неформальные каналы общения и их роль.

  35. Обучение персонала: задачи, формы, организация. Специфика обучения персонала. Оценка эффективности обучения.

  36. Общая характеристика профессиональных деформаций.

  37. Общение как коммуникативная деятельность. Интерактивный, коммуникативный и перцептивный аспекты общения.

  38. Организация и содержание кадрового аудита.

  39. Организация набора кадров. Понятие резерва кандидатов. Влияние кадровой политики на набор. Первичные мероприятия.

  40. Основные диагностические задачи в организации и способы их решения.

  41. Основные направления профконсультирования. Типы профконсультации.

  42. Основные этапы и виды организационного консультирования и их характеристика.

  43. Особенности делового общения в Интернет- среде.

  44. Осо­бенности налогового менталитета россиян. Модели поведения налогоплательщика.

  45. Особенности проведения психодиагностического обследования руководителей.

  46. Особенности работы руководите­лей с информацией.

  47. Подготовка к публичному выступлению. План и композиция публичного выступления. Цель, задачи и "сверхзадача" публичного выступления.

  48. Понятие деятельности. Компоненты структуры трудовой деятельности.

  49. Понятие профессии. Психологическая классификация профессий.

  50. Понятие, объект, предмет и цели организационного консультирования.

  51. Понятия профессии и специальности.

  52. Понятия: профессиография, профессиограмма, психограмма.

  53. Потребительское поведение, способы его диагностики.

  54. Предмет, задачи и методы психологии труда.

  55. Презентации. Подготовка к презентации и психологические приемы ее проведения.

  56. Приемы, повышающие эффективность публичного выступления.

  57. Принципы и правила эффективного делового общения.

  58. Принципы организации и проведения тестирования персонала.

  59. Проблемы лояльности сотрудников.

  60. Профессионализм, его уровни. Карьера, ее виды.

  61. Профессиональная адаптация: основные этапы и формы. Влияние кадровой политики на профессиональную адаптацию новых сотрудников.

  62. Профессиональная пригодность, ее виды и способы определения.

  63. Профессиональное психическое выгорание человека: определение, структура, диагностика.

  64. Профессиональное самоопределение личности в онтогенезе.

  65. Психологическая характеристика профессионально важных качеств помогающих и коммуникативных профессий.

  66. Психологические особенности реализации контроля в струк­туре управленческой деятельности.

  67. Психологические особенности реализации функции организовывания.

  68. Психологические особенности реализации функции пла­нирования.

  69. Психологические особенности функции координации.

  70. Работоспособность человека: определение, факторы обеспечения.

  71. Разновидности и типы профессиональной подготовки.

  72. Ресурсное обеспечение основных форм работы с персоналом.

  73. Служба управления персоналом: стратегия, цели и задачи работы, взаимодействие с другими подразделениями.

  74. Современные концепции трудовой деятельности.

  75. Стиль управления и управленческая концепция руково­дителя.

  76. Стресс и дистресс в психологии труда.

  77. Структура службы управления персоналом.

  78. Теории мотивации трудовой деятельности.

  79. Технологии оценки персонала: подходы, организация, проведение, результаты. Типы кадровых решений по итогам оценки персонала.

  80. Технологии подбора персонала. Организация отборочных испытаний. Подходы к оценке эффективности подбора персонала.

  81. Типы задач организационного консультирования.

  82. Тренировка и правила сообщения обратной связи. Обратная связь (негативная и позитивная) как способ контроля контакта в разговоре. Проблемы нахождения взаимопонимания.

  83. Управление групповой дискуссией.

  84. Управленческие решения. Психологические причины снижения эффективности управленческих решений.

  85. Факторы, оказывающие влияние на выбор профессии. Психологические предпосылки выбора профессии.

  86. Фрустрация в трудовой деятельности человека: определение, факторы динамики и профилактики.

  87. Ценностные ориентации российских предпринимателей.

  88. Экспертное консультирование: цели, задачи, особенности и виды.

  89. Этапы и кризисы профессионального становления.

  90. Этапы разработки профессиограммы. Типы профессиограмм.



^ КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ОТВЕТОВ:


«Отлично»

1) Полное и обоснованное содержание ответа на все вопросы билета.

2) Соответствие содержания ответа современным научным представлениям и тенденциям.

Знание научных направлений и персоналий.

3) Обобщенность отобранного для ответа материала

4) Умение соотносить теоретические знания с практикой.

5) Культура профессиональной речи.

6) Обоснованные ответы на дополнительные вопросы


«Хорошо»

  1. Полное и обоснованное содержание ответа на все вопросы билета.

2) Соответствие содержания ответа современным научным представлениям и тенденциям. Знание научных направлений и персоналий.

3) Обобщенность отобранного для ответа материала недостаточна.

4) Умение соотносить теоретические знания с практикой.

5) Культура профессиональной речи.

6) Ответы на дополнительные вопросы не всегда обоснованные.


«Удовлетворительно»

  1. Полное, но не всегда обоснованное содержания отдельных вопросов билета

2) Соответствие содержания ответа современным научным представлениям и тенденциям. Знание научных направлений и персоналий.

3) Обобщенность отобранного для ответа материала недостаточна.

4) Умение соотносить теоретические знания с практикой.

5) Культура профессиональной речи.

6) Ответы на дополнительные вопросы не всегда обоснованные.


^ КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ


«ОТЛИЧНО»

  1. Обоснована актуальность проблемы.

  2. Структура и оформление работы соответствует требованиям кафедры.

  3. Достоверность и обоснованность полученных эмпирических результатов.

  4. Соответствие содержания теоретической и практической части.

  5. Грамотность и аккуратность изложения текста.

  6. Логичность, обобщенность и уверенность изложение содержания работы в

процессе защиты диплома.

7) Уверенные ответы на вопросы, хорошая ориентировка в содержании работы.


«ХОРОШО»

1) Обоснована актуальность проблемы.

2) Структура и оформление работы соответствует требованиям кафедры.

3) Достоверность и обоснованность полученных эмпирических результатов.

  1. Соответствие содержания теоретической и практической части.

  2. Грамотность и аккуратность изложения текста.

  3. Логичность, обобщенность и уверенность изложение содержания работы в

процессе защиты диплома не достаточны.

7) Неуверенные ответы на вопросы.

8) Несущественные дефекты в оформлении работы.


«УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО»

1) Обоснована актуальность проблемы.

2) Структура и оформление работы соответствует требованиям кафедры.

3) Достоверность и обоснованность полученных эмпирических результатов.

  1. Соответствие содержания теоретической и практической части.

  2. Грамотность и аккуратность изложения текста.

  3. Логичность, обобщенность и уверенность изложение содержания работы в

процессе защиты диплома не достаточны.

7) Неуверенные ответы на вопросы. Слабая ориентировка в содержании

работы.

8) Существенные дефекты в оформлении работы.


^ РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

(по разделам)


Раздел 1. Психология труда и управления


  1. Адизес И. Идеальный руководитель. Почему им нельзя стать и что из этого следует.- М., 2007.

  2. Адизес И. Управление жизненным циклом корпорации. - М. 2006.

  3. Безносов С.П. Профессиональная деформация личности. - СПб., 2007.

  4. Водопьянова Н., Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. - СПб., 2005.

  5. Гоулман Д., Бояцис Р., Макки Э. Эмоциональное лидерство. - М., 2008.

  6. Двинин А.П. Психология труда. Учебное пособие. – СПб., 2007.

  7. Кирхлер Э., Шротт А. Принятие решений в организациях. Психология труда и организационная психология. – Харьков, 2009.

  8. Красовский Ю.Д. Организационное поведение. 4-ое изд., перераб. и доп. – М., 2010. (гриф МО РФ)

  9. Лайкер Дж. Дао Toyota: 14 принципов менеджмента ведущей компании мира. – М., 2006.

  10. Липунцов Ю.П. Управление процессами. Методы управления предприятием с использованием информационных технологий. - М., 2003.

  11. Носкова О. Г. Психология труда : 4 - е изд. , стер./ О. Г. Носкова. - М., 2008.

  12. Саблина Т.А., Байченко А.А. Корпоративная культура: теория, диагностика, развитие и формирование. - М.,2010.

  13. Толочек В.А. Современная психология труда: учебное пособие/В.А. Толочек.- СПб., 2005.



Раздел 2. Психология профессионального самоопределения

  1. Барташев А.В. Базовые психологические свойства и профессиональное самоопределение личности. Практическое руководство по психологической диагностике. – СПб., 2005.

  2. Грецов А. Выбираем профессию. – СПб., 2005

  3. Зеер Э.Ф. Профориентология.-М.,2004.

  4. Зеер Э.Ф. Психология профессий: Учебное пособие для студентов вузов. – М., 2006.

  5. Иванова Е.М. Психология профессиональной деятельности. Учеб. пособие. - М., 2006.

  6. Климов Е.А. Введение в психологию труда. Учебник.-2-ое изд., перераб. и доп.- М., 2004.

  7. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения: Учеб.пособие. – М., 2005.

  8. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М., 2005.

  9. Савченко М.Ю. Профориентация. – М., 2005. Фрумкин А.А. Психологический отбор в профессиональной и образовательной деятельности. – СПб., 2004.

  10. Сыманюк Э.Э., Зеер Э.Ф. Психология профессиональных деструкций. – М., 2005.



Раздел 3. Организационное консультирование

  1. Григорьева Н.Н. Организационное консультирование. - М., 2006.

  2. Гусакова М.П. Психологическое консультирование. Теория и практика. – М., 2010.

  3. Дементьева А.Г.Управление человеческими ресурсами – М., 2006.

  4. Друкер П. О профессиональном менеджменте. - М.-СПб-Киев, 2006.

  5. Зильберман М. Консалтинг. Методы и технологии. – СПб., 2008.

  6. Киппинг М., Энгвелл Л. Управленческое консультирование. – М., 2008.

  7. Кишиков Р.В. Профессиональное психологическое консультирование. – М., 2006.

  8. Клаттербак Д. Командный коучинг на рабочем месте: технология создания самообучающейся организации. – М., 2008.

  9. Котляревский Ю.Л. Управленческое консультирование в России. - Рн/Д.,2004.

  10. Максимов В.Е. Коучинг от А до Я. Возможно все. - СПб, 2004.

  11. Мальцева Т.В., Реуцкая И.Е. Профессиональное психологическое консультирование. Учеб.пособие. – М., 2010.

  12. Марасанов Г.И. Психология в организационном консультировании. - М., 2009.

  13. Немов Р.С. Психологическое консультирование: Учебник. – М., 2011.

  14. Огнев А. Организационное консультирование в стиле коучинг. – СПб, 2003.

  15. Потемкин В.К. Управление персоналом: учебник для ВУЗов. – СПб., 2010.

  16. Пряжников Н.С. Мотивация трудовой деятельности. - М., 2008.

  17. Савкин А.Д., Данилова М.А. Коучинг по-русски: смелость желать. - СПб, 2004.

  18. Соловьева С.Л. Психологическое консультирование: Справочник практического психолога. – М., 2010.

  19. Харрис Дж. Коучинг: личностный рост и успех. - СПб, 2004.

  20. Шейн Э. Процесс консалтинга. – СПб., 2008.



Раздел 4. Психология предпринимательства и предпринимательской деятельности

  1. Акперов И.Г., Масликова Ж.В. Психология предпри­нимательства. Учеб. пособие.- М., 2003.

  2. Городский Р. Психология предпринимательства. - М.,2007.

  3. Грей К. Организации. Теории, конфликты и менеджеры.- Харьков, 2008.

  4. Друкер П. Практический менеджмент. - СПб., 2008.

  5. Иванов М.А., Шустерман Д.М. Организация как ваш инструмент: Российский менталитет и практика бизнеса. - М., 2003.

  6. Липпит Г., Липпит Р. Консалтинговый процесс в действии. – СПб., 2007.

  7. Максвелл В. Шеф и его команда (как создать команду своей мечты) :Пер. с англ.- СПб., 2008.

  8. Соломин И.Л. Современные методы психологической экспресс-диагностики и профессионального консультирования. СПб., 2007.

  9. Толочек В.А. Стилевые характеристики взаимодействия руководителей в управленческой структуре. - СПб., 2006.

  10. Томилов В.В. Культура предпринимательства. – СПб., 2004.



Раздел 5. Организация службы управления персоналом

  1. Базаров Т.Ю. Управление персоналом. – М., 2009. (Гриф МО РФ)

  2. Беккер Брайан И, Хьюзлид Марк А., Ульрих Дэйв Измерение результативности работы HR-департамента. Люди, стратегия и производительность. – М., 2007.

  3. Васенина А.Ю. Лучшие HR-решения. 2-ое изд., перераб. – М., 2009.

  4. Екомасов В.В., Рудавина Е.Р. Книга директора по персоналу. – СПб., 2009.

  5. Зиков В.Г. Менеджмент инноваций: кадровое обеспечение. - М., 2005.

  6. Инвестирование в человеческий капитал: Учебное пособие/ В.Ф. Максимова; Каф. теории рыночной экономики и инвестирования. - М., 2004.

  7. Интеллектуальный капитал. Новый источник богатства организаций : Пер. с англ./ Томас А. Стюарт. - М., 2007.

  8. Кибанов А.Я., Дуракова И.Б. Управление персоналом организации: актуальные технологии найма, адаптации и аттестации. Учебное пособие. - М., 2012.

  9. Мингингтон Б. HR-бренд: как стать лидером. Строим компанию мечты. – М., 2012.

  10. Одегов Ю. Аудит и контроллинг персонала: Учебное пособие. – М., 2004.

  11. Тебекин А.В. Управление персоналом. Учебник. – М., 2008.



Раздел 6. Технологии кадровой работы

  1. Армстронг М. Практика управления человеческими ресурсами. – СПб., 2004.

  2. Ветлужских Е.Н. Мотивация и оплата труда: Инструменты. Методики. Практика. – М., 2007.

  3. Вучкович-Стадник А.А. Оценка персонала: четкий алгоритм действий и качественные практические решения. – М., 2010.

  4. Грот Д. Дисциплина без наказаний. Как превратить проблемных работников в ценные кадры организации. – СПб., 2009.

  5. Гуревич А.М. Ассессмент: принципы подготовки и проведения. – СПб., 2005.

  6. Интеллектуальный капитал. Новый источник богатства организаций : Пер. с англ./ Томас А. Стюарт. - М., 2007.

  7. Кафидов В.В. Управление человеческими ресурсами: учебное пособие. Стандарт третьего поколения. – СПб., 2012.

  8. Крылов Э.И. Анализ эффективности использования трудовых ресурсов предприятия и расходов на оплату труда. – М., 2006. (Гриф УМО МО РФ)

  9. Крымов А.А. Управление персоналом на 100%: как стать эффективным HR-директором. – СПб., 2010.

  10. Купер Д. Отбор и наем персонала: технология тестирования и оценки. – СПб., 2010.

  11. Маклаков А.Г. Профессиональный психологический отбор персонала. – М., 2010.

  12. Реймаров Г.А. Комплексная оценка персонала. – М., 2010.

  13. Сошников А. Оценка персонала: психологические и психофизиологические методы. – М., 2009.

  14. Управление интеллектуальным капиталом: уч. пос./В.П. Багов - М., 2006.

  15. Шлендер П.Э.Экономика трудовых ресурсов. Учебное пособие – М., 2008.



Раздел 7. Деловое общение

  1. Введенская Л.А, Павлова Л.Г. Риторика и культура речи. Изд. 9-ое. - Ростов-на-Дону, 2008.

  2. Галло К. Уроки убеждения от лидера. Apple Стива Джобса. - М.,2010.

  3. Гуленко В. В. Менеджмент слаженной команды. Соционика для руководителей. – М., 2003.

  4. Зверева Н. Уроки практической риторики. - М., 2010.

  5. Леонтьев А.А. Психология общения. - М.,2007.

  6. Лионов П. 100 самых популярных трюков в общении. - СПб., 2011.

  7. Поварнин С.И. О теории и практике спора. – СПб., 2006.

  8. Психология делового общения / И.И. Аминов. - М., 2005.

  9. Рамендик Д. М. Тренинг личностного роста». - М., 2007.

  10. Рождественский Ю.Н. Теория риторики. - М., 2004.

  11. Русская риторика: Хрестоматия/ Автор-составитель: Л.К. Граудина. - М., 2006.

  12. Савкова З.В. Как сделать голос сценическим? - М., 2005.

  13. Стюард К., Уилкинсон М.Ораторское искусство. Притворись его знатоком.- М., 2010.

  14. Шуйская Ю.В. Аргументация в судебной риторике. Учебное пособие для вузов. - М., 2008.



Раздел 8. Прикладная психодиагностика

  1. Ануфриев А.Ф. Основы практической психодиагностики: Монография. – М., 2009.

  2. Барабанщикова Т.А., Рыжкова А.Н. Психологические методики изучения личности: Практикум. – М., 2007.

  3. Бодров В.А. Психология профессиональной деятельности. Теоретические и прикладные проблемы. – М., 2006 .

  4. Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика: Учебник для вузов. 2-е изд. – СПб., 2009.

  5. Гуревич К.М. Дифференциальная психология и психодиагностика. – СПб., 2008.

  6. Истратова О.Н. Справочник психолога-консультанта организации. - М., 2007.

  7. Истратова О.Н., Эксакусто Т.В. Психодиагностика: коллекция лучших тестов. - М., 2007.

  8. Машков В.Н. Практика психологического обеспечения руководства, управления и менеджмента. – СПб., 2005.

  9. Морозова Г.В. Психологическое сопровождение организации и персонала. – СПб., 2006.

  10. Фрумкин А.А. Психологический отбор в профессиональной и образовательной деятельности. – СПб., 2004.



Интернет ресурсы. Рекомендуемые сайты:

http://www.ecopsy.ru/

http://www.ht.ru/

http://www.hr-portal.ru

http://www.hrm.ru

http://www.zarplata.ru

http://www.supporter.ru/index.phtml

http://psycheya.samara.ru/lib/kodex_5.ritml

http://www.pro-psy.ru/

http://www.psychiatry.ru/

http://www.centresh.ru/>






Скачать, 47.97kb.
Поиск по сайту:

Добавить текст на свой сайт
Загрузка...


База данных защищена авторским правом ©ДуГендокс 2000-2014
При копировании материала укажите ссылку
наши контакты
DoGendocs.ru
Рейтинг@Mail.ru