Категории:

Уроков по теме «Местоимение»

Поиск по сайту:


Дата09.03.2012
Размер0.78 Mb.
ТипУрок
Содержание
Слова то шелестят, как трава, то бормочут, как родники, то пересвистываются, как птицы, то позванивают, как первый лед».
Вдруг я увидел во мшистых к…мнях, среди горн…й репы и к…лючек земл…нику в цвету.
Сколько голов, столько
Как названье дать словам
Слова для справок: весна, пять – десять, морозная.
Вместо ответа послышалась какая – то возня, а потом стало тихо – тихо.
Винни-Пух вытащил голову из норы и надолго задумался. Потом опять сунул голову в дыру и сказал
Тут Винни-Пух прямо ахнул от удивления.
Куда … , ребята, поедете летом?
Секретный, загадочный, таинственный
Загадка – изображение или выражение, нуждающееся в разгадке, истолковании.
Что не хочется вставать
Глагол, предлог, существительное, местоимение.
Как-то раз во дворе из собачьей миски
Закричала хрюшка – мать: «Отойди от будки
Детям все прощают тут, дети хрюшками растут
Чай делается из листьев чайного дерева. Чай нельзя считать травой.
Птичку зовут медоуказчиком. В Африке есть птичка, которая умеет находить гнезда диких пчел.
Поссорились с Таней из – за пустяка, надо скорее с ней помириться».
Охотились они на оленя – дикаря, пушного зверя, рыбу ловили.
...
Полное содержание
Подобный материал:

Разработка серии уроков по теме «Местоимение» 4 класс.

Дидактическим стержнем каждого предложенного урока является деятельность самих учащихся. Ученики не просто решают, обсуждают, а наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. В разработках учтены типические свойства методики начального обучения, сформулированные Л.В.Занковым: многогранность, процессуальность, коллизии, вариантность. Многогранность заключается в том, что способам обучения присущи разнородные функции. Задача обучения - это не только овладение знаниями и навыками, но и воспитание, и общее развитие школьников. Благодаря многогранности в сферу вовлекается не только интеллект школьника, но и эмоции, стремление, и другие стороны личности. Процессуальность, или процессуальный характер заключается в том, что изучение школьником каждого отрезка учебного курса входит в качестве зависимого элемента в органическую связь с другими элементами. Это не внешняя связь, а внутренняя, идущая по линии развертывания сущности познания учебного предмета. Коллизии в экспериментальной методической системе занимают существенное место. Они возбуждают интенсивность учебной деятельности школьников.


Данные разработки предназначены для проведения уроков русского языка в

4 - ом классе (1-4) по системе Л. В. Занкова с учетом программных требований.


Примерное планирование по теме «Местоимение».

Кол-во часов

Тема урока.

1

Местоимение. Общее понятие.

2

Личные местоимения.

1

Склонение личных местоимений 1 – ого и 2 – ого лица.

1

Склонение личных местоимений 3 – его лица.

1

Предлоги перед местоимениями.

1

Упражнение в употреблении и изменении местоимений в тексте.

1

Тест по теме «Местоимение»

Всего:

8 часов






Урок 1. Понятие о местоимении.

Цели урока:

наблюдение за ролью местоимений в предложении, тексте, за особенностями употребления личных местоимений;

развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности;

формирование элементарных лингвистических компетенций;

развитие полноты состава действий обучающихся по постановке, решению и оценке результатов решения учебной задачи;

развитие логической последовательности действий обучающихся на уроке с точки зрения поэтапного формирования умственных действий;

воспитание навыка самостоятельности;

формирование чувства языка;

воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством, совершенствовать устную и письменную речь, делать ее более точной и богатой.


Ход урока.

  1. У. Послушайте высказывание Константина Паустовского

«^ Слова то шелестят, как трава, то бормочут, как родники, то пересвистываются, как птицы, то позванивают, как первый лед».

Как вы понимаете данное высказывание? Слова, каких частей речи помогают нам увидеть красочный мир, услышать волшебные звуки?

Д. Имена существительные, прилагательные, глаголы.

У. А предлоги?

Д. Предлог – это служебная часть речи, у них другая задача: связь слов в предложении.

  1. У. Прочитайте текст.

^ Вдруг я увидел во мшистых к…мнях, среди горн…й репы и к…лючек земл…нику в цвету.

Я наклонился к ней. На тощ…ньком ст…бельке, в б…гровых листьях жил и растерянно гл…дел на этот мир бел…нький цв…ток. Холдом п..дпалилокруглые лпестки его. Яг…дка, только еще зар..дившаяся, черн…й точкой св…тилась в цв…тке, и умерла уже ягодка, а цв…тку ост…валось жить день, от силы два.

(по В.Астафьеву)

Определите тип текста.

Д. Это текст описание.

У. Докажите.

Д. В этом тексте называются признаки предмета (земляники). Использовано много имен прилагательных (тощенький, зародившейся, беленький, багровых и т.д.) Читая этот текст, мы представляем себе цветки и ягодки земляники.

У. Придумайте название тексту.

Ответы детей.

У. Виктор Астафьев назвал его «Ягодка»

Выпишите из текста слова с пропущенными орфограммами, сгруппировав их по какому-либо признаку.

Д. Я сгруппировал слова по наличию орфограмм в различных частях слова: корне, окончании, суффиксе, приставке.

Д. Я сгруппировал слова по частям речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол.

У. Дайте определение имени существительного, прилагательного, глагола.

Вы очень хорошо умеете определять части речи. Определите части речи в выделенном предложении. Что вызвало у вас затруднение?

Д. Мы не знаем, к какой части речи относится слово его.

У. Эта часть речи нам еще незнакома. Чем мы будем заниматься сегодня на уроке? Сформулируйте задачу нашего урока.

Д. Задача урока: узнать, к какой части речи относится слово его.

У.Для того, чтобы решить эту задачу необходимо провести исследование. Что будем исследовать?

Д. Будем исследовать слово его.

У.Объект исследования – слово.

Какие признаки необходимо исследовать?

Д. Морфологические.

У. Предмет исследования – морфологические признаки.

Я предлагаю вам попробовать выполнить эту работу в группах. Воспользуйтесь планом и проведите исследование.

(Класс работает по группам.)

Задание для 1 группы..

Подумайте, вместо какой части речи употреблено выделенное слово в предложении.

Глядел на этот мир беленький цветок.

(Если затрудняетесь, сравните с предложением:

Гл…дел на осенний мир бел…нький цв…ток)

Дополнительные слова для работы.

Тот, такой, какие, какого

  1. Вместо какой части речи употреблены слова ________________

  2. На какой вопрос отвечают?___________________________

  3. Какие грамматические признаки имеют слова этой части речи?

Попробуйте изменить данные слова по падежам, числам, родам.

Вывод: слова данной части речи изменяются по _______________

  1. Каким членом предложения являются?______________________



Задание для 2 группы.

Подумайте, вместо какой части речи употреблены выделенные слова в предложении.

^ Сколько голов, столько и умов.

(Если затрудняетесь, сравните с предложением:

Десять голов, десять умов.)

Дополнительные слова для работы.

Столько, стольких, сколько.

  1. Вместо какой части речи употреблены слова ________________

  2. На какой вопрос отвечают?___________________________

  3. Какие грамматические признаки имеют слова этой части речи?

Попробуйте изменить данные слова по падежам, числам, родам.

Вывод: слова данной части речи изменяются по _________________

  1. Каким членом предложения являются?_______________________



Задание для 3 группы..

Подумайте, вместо какой части речи употреблены выделенные слова в предложении.

Холодом подпалило округлые лепестки его. Я увидел землянику в цвету.

(Если затрудняетесь, сравните с предложениями:

Холодом подпалило округлые лепестки цветка. Писатель увидел землянику в цвету.)

Дополнительные слова для работы.

Он, мы, они, его, о нем, к ним..

  1. Вместо какой части речи употреблены слова ________________.

  2. Какие грамматические признаки имеют слова этой части речи?

  3. На какой вопрос отвечают?___________________________

Попробуйте изменить данные слова по падежам, числам, временам, родам.

Вывод: слова данной части речи изменяются по ______________

  1. Каким членом предложения являются?_________________________



3.У. Проверка. Вместо каких частей речи употреблены данные слова? (во время проверки заполняется таблица)



Вместо какой части речи употребляется

Вопросы

Морфологические признаки

Имя существительное

Кто?

Что?

Изменяются по падежам, числам, родам (он, она, оно)

Имя прилагательное

Какой?

Чей?

Изменяются по падежам, числам, родам

Имя числительное

Сколько?

Изменяется по падежам.



У. Итак, данная часть речи употребляется:

Вместо имени

Многие уже догадались. Как она называется?

Д. Местоимение.

У. Называет ли местоимение конкретные слова? На что указывает местоимение?

Д. Местоимение указывает на предмет, признак, количество.

У. Как изменяются местоимения?

У. Какими членами предложения могут быть?

^ Как названье дать словам:

Я, ты, мы, и нам, и вам,

Кто и что, какой и сколько,

Этот, тот, такой и столько,

Наш и ваш, и мой, и твой,

Их, его, ее и свой?

Это, без сомнения,

Все местоимения!

У. Какую цель мы ставили в начале урока?

Д. Узнать, к какой части речи относятся новые слова, познакомится с другими словами этой части речи, узнать отличительные признаки новой части речи.

У. Справились мы с целью урока?

Д. Да.

У. К какой части речи относится слово его? Докажите.

У. Что же такое местоимение, попробуйте сформулировать правило.

Сравните ваше правило, с правилом в учебнике.

Знаете ли вы, что…

Существительных в русском языке насчитывается около четырех тысяч, глаголов -- около двух с половиной тысяч, а местоимений всего 69.

Возникает вопрос: «А зачем нам нужны местоимения?» Обратитесь к тексту и прочитайте его, заменив местоимения другими частями речи. Какой вывод можно сделать?

Д. Много повторов, текст звучит некрасиво.

У. Давайте еще раз обратимся к высказыванию Паустовского. Помогают ли местоимения увидеть красоту окружающего мира? Но, тем не менее,

без местоимений обойтись нельзя, т.к. часто возникает необходимость указывать на предмет, события, явления, качества, о которых уже упоминалось раньше. Если бы в нашей речи не было местоимений, мы вынуждены были бы повторять одни и те же существительные и прилагательные. Местоимения создают нам речевое удобство.

4. У. Спишите текст, подчеркните местоимения, в скобках запишите слова, вместо которых употреблены местоимения.

Весна на пороге. Скоро она (…) вступит в свои права. А сейчас еще морозно. Такая (…) погода продержится недолго. Через несколько (…) дней засияет весеннее солнце и откроется настоящая весна.

^ Слова для справок: весна, пять – десять, морозная.

С какой частью речи познакомились на уроке. Что узнали о местоимении?

5. У. Оцените свою работу на уроке. Для этого на шкале оценке поставьте крестик на том уровне, на котором вы считаете нужным. Оцениваем, все ли понятно было на уроке, интересно ли вам было работать и уровень вашей самостоятельности.





Урок 2. Личные местоимения.

Цели урока:

знакомство с личными местоимениями;

усвоение лексического и грамматического значений личных местоимений;

наращивание элементов лингвистического мышления на основе анализа межъязыковых параллелей (личные местоимения в русском и английском языках).

формирование практических умений и навыков обучающихся по осознанному применению полученных знаний в практике;

развитие логического мышления, коммуникативных умений, познавательного интереса у обучающихся;

обеспечение условий для осознания важности корректного построения беседы, умения вести себя вежливо, тактично.

Ход урока.

У. Hello, children! Let’s begin our English lesson!

(Дети выражают недоумение)

Д. У нас по расписанию урок русского языка.

У. Сегодня английский язык поможет вам разгадать секреты русского языка.

Минутка чистописания.

У нас в гостях герои известной сказки английского писателя Алана Милна «Винни Пух и все-все-все», которую перевел на русский язык Борис Заходер.

У. Винни Пух предлагает выполнить задание.

(звучит голос в записи)

«Я называю слово по-английски, вы записываете первую букву.

Cat, box, map

Соедините полученные буквы в цепочку, продолжите до конца строки».

У.Узнать тему нашего урока вы сможете, прочитав следующие английские слова: I, you, he, me, him

Д. Это записаны местоимения, значит тема нашего урока местоимения.

У. Как называются эти местоимения?

Д. Личные.

У. Как вы думаете, почему эти местоимения называются личными?

( в записи голос Кролика)

« В русском языке, так же как и в английском есть большая группа местоимений, которые называются личными. Они указывают на участников диалога, лиц, не участвующих в беседе, и на предметы».

(Предлагается посмотреть отрывок из мультфильма, разыграть сценку или прочитать выразительно)

«Медвежонок отправился в гости к кролику. Подошел к норе приятеля, сунул в нее голову и крикнул:

- Эй, кто - нибудь дома?

^ Вместо ответа послышалась какая – то возня, а потом стало тихо – тихо.

- Эй, кто-нибудь дома? - повторил Винни-Пух громко-громко.

- Нет! - отвел голос Кролика. - И незачем так орать.

- Простите! А что, совсем – совсем никого нет дома?

- Совсем-совсем никого! - раздалось в ответ.

^ Винни-Пух вытащил голову из норы и надолго задумался. Потом опять сунул голову в дыру и сказал:

- Будьте так добры, скажите, пожалуйста, куда девался кролик?

- Он пошел в гости к своему другу Винни-Пуху. Они, знаешь, какие друзья!

^ Тут Винни-Пух прямо ахнул от удивления.

- Так ведь это же я! - сказал он.

- Что значит я? Я бывают разные! - произнес го­лос из норы.

- Это я значит: это я, Винни-Пух»

У. Ответьте на вопрос «Почему я бывают разные?»

Д. Зависит от того, кто говорит. Я –медвежонок, я – кролик.

( в записи голос Кролика)

«Личные местоимения приобретают конкретное значение в связи с другими словами или определенной ситуацией. Если слово я скажет Люба, то оно обозначает девочку, школьницу. Если его скажет Сережа, то оно будет иметь другое значение – мальчика, школьника. Таким образом, конкретное значение местоимения меняется. Тем не менее, у местоимений постоянные значения есть».

У. Как изменяются личные местоимения в английском языке?

Д. По лицам и числам.

У. В русском языке личные местоимения тоже изменяются по лицам и числам.

Заполнение таблицы. (Одновременно показ презентации)

Число

1 лицо

2 лицо

3 лицо

Единственное

я

ты

он, она, оно

Множественное

мы

вы

они

У. С помощью какого местоимения человек указывает на самого себя?

Д. Я

У. С помощью какого местоимения несколько человек указывают на себя?

Д. Мы

У. Какое местоимение вы употребляете, обращаясь к другу, однокласснику?

Д. Ты.

У. Какое местоимение вы употребляете, обращаясь к нескольким друзьям, одноклассникам?

Д. Вы.

У. С помощью какого местоимения вы укажите на человека мужского пола, если он не участвует в разговоре?

Д. Он.

У. Какое местоимение вы используете, если надо указать на человека женского пола не участвующего в разговоре?

Д. Она.

У. Какое местоимение поможет указать на предмет среднего рода?

Д. Оно.

У. С помощью какого местоимения можно назвать всех или многих о ком говорят?

Д. Они.

У. Перечислите местоимения 1, 2, 3лица. Итак, как же изменяются личные местоимения?

Д. По лицам и числам.

У. Существуют личные местоимения и во всех других известных языках. Как вы думаете почему?

Д. Ответы детей.

( в записи голос Кролика)

«Наличие личных местоимений в различных языках подтверждает мысль о сходных способах мышления различных народов. Местоимения – древнейший класс слов, формирование которого началось в раннюю эпоху становления человечества».

У. Сравните с английскими местоимениями. Какие особенности заметили?

Число

1 лицо

2 лицо

3 лицо

Единственное

I

you

He, she, it

Множественное

we

you

They

Д. В английском языке местоимение я пишется всегда с заглавной буквы, нет различия между местоимениями ты, вы.

( в записи голос Кролика)

«В английском языке нет различия между вежливой формой обращения Вы и более фамильярной - ты, подобно русскому языку. Местоимение you имеет одну форму для единственного и множественного числа».

У. Составьте и запишите вопрос, адресуя его своему соседу по парте. Подчеркните местоимение, которое указывает на лицо, к которому вы обращались.

У. Составьте и запишите вопрос, адресуя его своим друзьям во дворе. Подчеркните местоимение, которое указывает на лицо, к которому вы обращались.

У. В чем различие в употреблении местоимений в первом и втором предложениях? Когда еще вместо слова ты необходимо употребить вы?

Д. В обращении человека старше себя по возрасту, в обращении к незнакомому человеку.

( в записи голос Кролика)

«В употреблении 2 лица местоимения, обращенного к собеседнику, в русском языке есть такая особенность: к старшим по возрасту и по положению, к незнакомым людям нужно обращаться на «Вы». Таковы этические нормы, сложившиеся в нашем обществе, обусловленные социальным и семейным укладом, культурными традициями. Это форма вежливого обращения. На письме в таких случаях местоимение вы пишется с заглавной буквы».

У. Запишите предложения, вставив нужную форму вы или Вы.

Сергей Васильевич, …. бывали на охоте в наших местах?

Дети, … хотите послушать рассказ о жизни пингвинов?

^ Куда … , ребята, поедете летом?

Дорогая Анна Ивановна, как … себя чувствуете?

У. Проводится ли различие между ты и вежливым вы в нашем родном языке? А в английском?

Назовите местоимения 3 лица. Что можно сказать о них?

Д. Изменяются по родам.

У. Я называю английские слова, вы записываете перевод, сгруппировав по родам. (Слова даются из уже изученных детьми на уроках английского языка)

Dog (собака), pencil (карандаш), car (машина), picture (картина), street (улица), coffee (кофе), face (лицо), rose (роза), table (стол), ear (ухо)

К какой группе отнесли слово кофе? Кофе – мужской род, заменяем местоимением он.

Лингвистический диктант. Закончите предложения.

Местоимение не называет предмет, признак, количество, а на него …

Местоимения я, ты, он, они называются …

Местоимение мы относится к …. лицу.

Местоимение ты стоит в ….числе.

Какая информация была для вас новой?

- Какие открытия сделали?

- Что удивило сегодня на уроке?


Урок 3. Личные местоимения.

Цели урока:

продолжить знакомство с личными местоимениями;

формировать умение правильно употреблять личные местоимения в речи;

формирование навыков контроля и оценки своей деятельности и способов, помогающих преодолеть свою некомпетентность при изучении нового;

воспитание бережного отношения к слову;

Ход урока.

1. У. Прочитайте слова.

Д.^ Секретный, загадочный, таинственный.

У. Что вы можете о них сказать?

Д.Это прилагательные. Это слова - синонимы.

У. Как вы считаете, имеют ли эти слова отношение к изучению русского языка?

Д.Да, т.к. на уроках русского языка мы раскрываем его тайны, секреты.

У. Какое слово можно исключить?

Д.Слово загадочный, т.к. в нем есть приставка.

2. У. Образуйте от этого слова существительное, запишите, объясните написание орфограмм.

У. Образуйте родственные слова разных частей речи.

Д.Разгадывать, гадание, нагадал, загадочный.

У. Что такое загадка?

Д.Загадка – это жанр устного народного творчества.

У. Обратимся к словарю Ожегова.

Д.^ Загадка – изображение или выражение, нуждающееся в разгадке, истолковании.

3. Отгадайте загадки, отгадки запишите.

По ночам во мне Ванятка

До того задремлет сладко,

^ Что не хочется вставать,

Что за штука я…? (Кровать)

И сияет и блестит,

Никому оно не льстит,

А любому правду скажет _

Все как есть ему подскажет. (Зеркало)

Он целый день звенел в бору густом,

От инея белесом.

А ночью. Подойдя к костру,

Заснул, в бревно, уткнувшись носом. (Топор)

Я землю копала –

Ничуть не устала.

А кто мной копал,

Тот и устал. (Лопата)

Он и летом, и зимой –

Между небом и землей.

Хоть всю жизнь к нему иди –

Он все будет впереди. (Горизонт)

Растет она в земле на грядке,

Торчат лишь зеленые пятки,

А любопытный красный нос

По макушку в землю врос. (Морковь)

У. Прочитайте слова, которые у вас получились. Что общего у этих слов?

Д.Слова с непроверяемыми безударными гласными.

У. Объясните написание слов.

(Тексты загадок лежат на партах)

У. Прочитайте загадки. Найдите местоимения. На каком свойстве местоимений основаны загадки?

У. Как вы думаете, почему в загадках часто употребляются местоимения?

Д.В загадках не называется предмет, а лишь раскрываются его признаки, на сам предмет указывают местоимения.

У. Назовите местоимения, которые указывают на предметы.

Зеркало – оно.

Топор – он.

Морковь – она.

Горизонт – он.

У. В каких загадках предмет рассказывает сам о себе? Какое местоимение используется?

Я - кровать.

Я – лопата.

У. Запишите местоимения. Что у них общего?

Д.Это личные местоимения.

Это местоимения единственного числа.

У. Какую роль выполняют личные местоимения?

4. Работа с интерактивным тренажером «Личные местоимения» из коллекции ЦОР (www.school – collection.edu.ru)

Распределите личные местоимения в таблице.

5. У. Прочитайте текст. Определите тип текста. Придумайте вопросительное предложение, с которого можно начат текст.

Загадывается загадка, … ломаешь голову над отгадкой. Загадка – это игра, делающая своим предметом людей, животных, явления природы. …. многому может научить. Разгадывая загадки, … проверяете свое внимание, смекалку, сообразительность.

Вставьте пропущенные местоимения, определите лицо и число.

6. В конце урока ответьте на «загадочные» вопросы.

Какое личное местоимение составлено из двух предлогов? (О-на)

Какое личное местоимение одинаково читается слева направо и справа налево? (Оно)

Какую букву и за какое местоимение нужно спрятать, чтобы получилось название животного? (За-я-ц)

Сколько личных местоимений в слове семья? (семь-я)

Какие два местоимения мешают движению на дорогах? (Я-мы)


Урок 4. Склонение личных местоимений 1 и 2 лица.

Цели:

сформировать умения склонять личные местоимения 1 и 2 лица;

обеспечить формирование знаний об орфоэпических нормах употребления личных местоимений;

создать условия для применения полученных знаний в ходе выполнения соответствующих учебных задач;

совершенствование умения грамотного построения монологической и диалогической речи.

Ход урока.

  1. У. Внимательно посмотрите на фигуры и на буквы в каждой из них. Постарайтесь запомнить.




(Фигуры убираются и выставляются в другом порядке, но уже без букв)

Вспомните, какие буквы находились в геометрических фигурах и составьте слово.




Д.Это слово басня.

У. Запишите. Какая орфограмма есть в этом слове?

Д. Сочетание сн пиши без мягкого знака.

У. Что такое басня?

Д. Жанр литературы.

У. Обратимся к словарю Ожегова.

Д. Басня – краткое иносказательное нравоучительное стихотворение, рассказ.

У. Как называется человек, который пишет басни?

Д. Баснописец.

У.Запишите это слово. Объясните орфограммы.

Д. Это сложное слово, соединительная гласная о.

У. Каких баснописцев вы знаете?

Д. И.А. Крылов, Эзоп.

У. Знаете ли вы, что 2009 году исполнилось 240 лет со дня рождения Ивана Андреевича Крылова.

Какие его басни вы читали?

  1. У. Разыграем небольшую сценку. Выбираются три актера: учитель, Гриша и Ваня. Им дается предложение «Пусть Ваня прочитает басню «Мартышка и очки».

Говорящий - Ваня: «Учитель сказал, чтобы я прочитал басню «Мартышка и очки».

Говорящий - Гриша, который сообщает о задании учителя « Учитель сказал, чтобы ты прочитал басню «Мартышка и очки».

Говорящий - учитель, который передает содержание собственной речи «Я сказал, чтобы Ваня прочитал басню «Мартышка и очки».

Слова, какой части речи употребили ребята, чтобы было понятно кому передается сообщение?

Д. Это местоимения.

  1. У. Прочитайте отрывок, из какой басни?

Не оставь меня кум, милой!

Дай ты мне собраться с силой

И до вешних только дней

Прокорми и обогрей.

«Я без души

Лето целое все пела.."

У. Найдите местоимения. Что вы знаете о местоимении?

Д, Местоимение - это часть речи, которая не называет предметы, признаки и количество, а только указывает на них.

Местоимения изменяются по родам, числам, падежам, лицам.

У. Что общего у этих местоимений?

Д. Это личные местоимения.

У. На кого указывает местоимение ты?

Д.На того, с кем говорят. Здесь – на муравья.

У. Определите лицо и число.

У. На кого указывает местоимение я, меня, мне?

Д. На самого говорящего. Здесь – стрекоза.

У. Что вы можете сказать о местоимениях я, меня, мне?

Д. Это местоимения 1 лица, единственного числа, употреблены в разных падежах.

У. В чем особенность местоимений? Сравните их основы, совпадают ли они?

Д. Основы разные.

  1. У. Просклоняйте местоимения.




Единственное число

Множественное число

Им.п.

Кто?

Я

Ты

Мы

Вы

Р.п.

Кого?

Меня

Тебя

Нас

Вас

Д.п.

Кому?

Мне

Тебе

Нам

Вам

В.п.

Кого?

Меня

Тебя

Нас

Вас

Т.п.

Кем?

Мной

Тобой

Нами

Вами

Пр.п.

О ком?

Обо мне

О тебе

О нас

О вас

У. Изменяются ли основы местоимений при склонении?

Д. Основы местоимений в именительном падеже отличаются от основ косвенных падежей.

У. Похожи ли склонение местоимений 1 и 2 лица?

Д. Да, они имеют одинаковые окончания.

У. В каких падежах формы местоимений совпадают?

Д. Родительный и винительный, дательный и предложный.

У. Запись в словарь «Говори правильно»

Грущу по вас, тоскуешь по нас, скучает по вас.

  1. У. Узнайте, из каких басен И.А. Крылова отрывки. Спишите, укажите лицо, число и падеж местоимений.

«Что, ежели, сестрица,

При красоте такой и петь ты мастерица, -

Ведь ты б у нас была царь-птица!»

«Ворона и лисица»

«Вот то-то мне и духу придает,

Что я, совсем без драки,

Могу попасть в большие забияки».

«Слон и Моська»

«Не провели бы так меня:

За это я ручаюсь смело».

«Чиж и голубь»

«Неблагодарная! – промолвил Дуб ей тут, -

Когда бы вверх могла поднять ты рыло,

Тебе бы видно было,

Что эти желуди на мне растут»

«Свинья под дубом»

«Во всем лесу у нас такой певицы нет!»

«Кукушка и петух»



  1. У. Что нового вы сегодня узнали, чему научились?

Д. Мы научились изменять по падежам личные местоимения 1 и 2 лица.

У. Все ли местоимения мы изменяли по падежам?

Д. Нет, мы не работали с местоимениями3 лица.

У. О них мы поговорим на следующем уроке.

  1. Прочитайте названия басен. Разгадав шифр, вы узнаете оценку за урок.



«Слон и Моська» 3

«Стрекоза и муравей» 2

«Ворона и лисица» 8, 9

«Чиж и голубь» 1

«Свинья под дубом» 4, 8

«Кукушка и петух» 0

(Цифра соответствует порядковому номеру буквы)

Отлично


Урок 5. Склонение личных местоимений 3 лица.

Цели:

сформировать умения склонять личные местоимения 3 лица;

обеспечить формирование знаний об орфоэпических нормах употребления личных местоимений;

продолжить работу по формированию умения применять полученные знания в конкретной языковой ситуации;

развивать речь, мышление;

воспитывать умение слушать.



1.У. Исключив последовательно по одному слову из цепочки, вы узнаете тему нашего урока.

^ Глагол, предлог, существительное, местоимение.

Д. Исключим предлог, т.к. это служебная часть речи.

Глагол, т.к. это слово мужского рода.

Существительное, т.к. оно называет предметы.

Д. Тема нашего урока «Местоимения»

У. Что вы знаете про местоимения?

Д. Местоимение – это часть речи, которая указывает на предметы, признаки, количество, но не называет их.

Местоимения могут изменяться по числам, родам и падежам.

У. Запишите местоимение она. Что вы можете сказать о нем?

Д. Женского рода, единственного числа.

У. Какие еще местоимения относятся к 3 лицу? Запишите.

Д. Определите тему сегодняшнего урока.

У. Тема урока – местоимения 3 лица.

2.Заполните таблицу, подбирая к каждому родовому понятию видовое,

ориентируясь на местоимения.



Родовое понятие

Видовые понятия

он

она

оно

они

одежда

------------------

-------------------




-------------------

обувь

------------------

------------------

-------------------




посуда







-----------------

------------------

мебель










-----------------

овощи







-------------------




инструменты

-------------------

----------------

------------------




Примерный вариант заполнения таблицы

Родовое понятие

Видовые понятия

он

она

оно

они

одежда

------------------

-------------------

пальто

-------------------

обувь

------------------

------------------

-------------------

сапоги

посуда

чайник

ложка

-----------------

------------------

мебель

стол

кровать

кресло

-----------------

овощи

картофель

морковь

-------------------

--------------

инструменты

---------------

---------------

-----------------

ножницы

У.Что вы знаете о местоимениях 3 лица?

Д.Местоимения 3 лица изменяются по числам, родам, падежам.

3.Послушаете стихотворение Аркадия Хайта. Определите, какие речевые ошибки допущены.

^ Как-то раз во дворе из собачьей миски

Пять чумазых поросят кушали сосиски.

Папа к ним подошел, крикнул возмущенно:

«Так съедите вы у пса весь обед евойный!»

^ Закричала хрюшка – мать: «Отойди от будки:

Детям надо наполнять ихние желудки».

Папа грустно пробурчал в пятачок широкий:

«Слушать я уже устал ейные упреки.

^ Детям все прощают тут, дети хрюшками растут,

И такая дребедень происходит каждый день».

И у нас во дворе слышал я однажды

Как ребята говорят: ихний, ейный, кажный.

Чтобы вы никогда не попали в лужу.

Их, его и её говорить вам нужно.

У. Какие речевые ошибки допущены в тексте?

Д. Нельзя говорить ихний, ейный. Нужно употреблять местоимения их, его, её.

У. Что надо уметь, чтобы не допускать ошибок?

Д. Надо уметь изменять местоимения по падежам.

4.У. Просклоняйте местоимения.




Единственное число

Множественное число

Им.п.

Кто?

он

оно

она

они

Р.п.

Кого?

его

его

её

их

Д.п.

Кому?

ему

ему

ей

им

В.п.

Кого?

его

его

её

их

Т.п.

Кем?

Им

Им

ею

ими

Пр.п.

О ком?

о нем

о нем

о ней

о них

У. Сравните склонение местоимений мужского и среднего рода. В чем сходство?

Д. Формы местоимений во всех падежах кроме именительного совпадают.

У. С каким падежом совпадает родительный падеж местоимений в единственном и множественном числе?

Д. Родительный падеж совпадает с винительным.

У. Изменяются ли основы местоимений при склонении?

Д. Основы местоимений в именительном падеже отличаются от основ косвенных падежей.

У. Запись в словарь «Говори правильно»: ее, его, их. Составьте словосочетания.

5. В каждой паре предложений одно обозначает причину какого-либо явления, другое является следствием этой причины. Определите, в какой роли выступает каждое предложение, и напишите их в следующем порядке: причина – следствие. При написании предложений одинаковые существительные заменяйте подходящими по смыслу местоимениями.

^ Чай делается из листьев чайного дерева. Чай нельзя считать травой.

Мангуста специально держат в тех местах, где змеи заползают в дома. Мангуст ловко истребляет змей.

^ Птичку зовут медоуказчиком. В Африке есть птичка, которая умеет находить гнезда диких пчел.

6.У.Что нового узнали на уроке?

Д.Мы узнали, как склоняются местоимения 3 лица.

У.Для чего надо знать склонение местоимений?

Д.Чтобы правильно употреблять их в речи.

У. Закончим урок словами А.Н. Толстова

«Общаться с языком кое-как – значит и мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно».


Урок 6. Правописание местоимений с предлогами.

Цели:

обобщить и систематизировать знания детей о части речи - местоимении;

формировать умение правильно употреблять и писать личные местоимения с предлогами;

воспитывать учебно-познавательный интерес к русскому языку, формировать коммуникативные качества и умение оценивать себя;

продолжить формирование оценочных действий и умений составлять самоинструкции (прием умственной деятельности, алгоритм, операционный со­став способа действия).

Ход урока.

1.У.Расшифруйте слово.





Д. Это слово дневник.

У. Что такое дневник?

Д. Это тетрадь для записи наблюдений, событий.

У. Определите особенности написания этого слова.

Д. Это слово с непроверяемой безударной гласной е в корне, на конце парный

согласный к, проверочное слово дневники.

У. Запишите, обозначьте орфограммы.

Какие бывают дневники?

Д. Дневник для записи домашних заданий и оценок, дневник наблюдений, личный дневник.

У. Что объединяет все дневники?

Д. Обязательно есть дата, записываются какие-либо события или наблюдения,

как правило, ежедневно.

2.У. На уроках окружающего мира вы ведете дневник наблюдений. С какой

целью?

Д. Наблюдаем за явлениями природы в течение нескольких дней, затем делаем выводы.

У. Я предлагаю понаблюдать над словами и на основании наблюдений сделать выводы.

У. Прочитайте слова. Сгруппируйте их по какому-либо признаку.

(с)бежал, (с)ней, (с)тетрадью, (от)лепил, (от) них, (от) берега.

Д. Можно сгруппировать по принадлежности к разным частям речи (существительные, местоимения, глаголы)

Слитное или раздельное написание.

С орфограммами в корне и без орфограмм

У. Запишите те слова, написание которых вам известно. Объясните.

Какие слова не выписали? Почему?

Д. Не выписали местоимения, т.к. не знаем слитно пишутся или раздельно.

У. Сформулируйте цель наблюдения.

Д. Цель наблюдения: выяснить, как пишутся местоимения с предлогами.

У. План наблюдения:

1. Из слов, которые выписали, найдите существительные.

2. Замените их местоимениями.

3. Как пишутся существительные с предлогами?

Вывод: местоимения с предлогами пишутся____________

У. Запишите свой вывод.

Д. Местоимения с предлогами пишутся раздельно.

3. У. Сравните пары слов. Что общего?

К нему – ему

От неё – её

С ним – им

У него – его

Д. Это местоимения 3 лица. В каждой паре местоимения в форме одного падежа.

У. Назовите различия.

Д. Первое местоимение употреблено с предлогом, второе – без.

У. Что интересного заметили в написании местоимений с предлогами.

Д. При употреблении местоимений с предлогами, перед местоимением пишется буква н.

У. Сделайте вывод.

Д. При употреблении местоимений с предлогами, перед местоимением пишется буква н.

У. Какую цель ставили?

Д. Выяснить, как пишутся местоимения с предлогами.

У. Какие выводы сделали?

Д. Местоимения с предлогами пишутся раздельно.

При употреблении местоимений с предлогами, перед местоимением пишется буква н.

4.У. Вы работали сейчас с дневниками наблюдений. Есть дневники, в которых ведутся деловые и научные записи, а есть и личные дневники, которые люди ведут для себя. Как бы разговаривают сами с собой, что-то описывают, рассуждают о чем-то, в чем-то дают себе отчет.

Можно ли читать личные дневники?

Д. Нет. Только с разрешения владельца.

У. Лена разрешила прочитать нам выдержки из своего дневника.

«14 октября.

Я участвовала в олимпиаде по математике, заняла 3 место. Ура! Меня наградили грамотой. По этому случаю, мы с девочками ходили в кино, ели мороженое.

^ Поссорились с Таней из – за пустяка, надо скорее с ней помириться».

У. Что вы узнали про Лену?

Д. Хорошо учится, знает математику, старательная. Поссорилась с подругой, переживает из-за этого, хочет помириться.

У. От какого лица ведется запись?

Д. От 1 лица, используется местоимение я.

У. Найдите личные местоимения, определите лицо, число падеж.

Д. Какое местоимение употреблено с предлогом?

У. Что вы знаете о написании местоимений с предлогами?

Д. Прочитайте следующую запись, спишите, правильно употребив местоимения.

«15 октября.

К … в класс пришла новая ученица. … зовут Маша. Машу посадили …. за парту. На перемене мы разговаривали с …. У Маши есть младший брат. … шесть лет. Вечером Маша ходит за … в детский сад».

5.У. Если бы вы вели дневник, какую запись вы бы сделали о сегодняшнем уроке русского языка? Составьте текст, используя слова:

- Мне на уроке было интересно…

- Мне на уроке было трудно…

- Урок заставил меня задуматься о том, что…

6.У. Пусть дневник будет вашим добрым другом, которому можно доверить все.

Прочитайте книги, написанные в форме дневника. Они помогут вам вести записи в личном дневнике. А. Алексин «Необычайные похождения Севы Котлова», М.Пляцковский «Дневник кузнечика Кузи», Н.Носов «Дневник Коли Синицына».

7.У.Оцените свою работу на уроке. Какую оценку вы поставите себе в школьный дневник. Если вам было все понятно на уроке, вы справились со всеми заданиями, раскрасьте солнышко желтым цветом.


Урок 7. Упражнение в употреблении и изменении местоимений в тексте.

Цели:

формировать у обучающихся грамматические и лексические навыки;

способствовать раскрытию творческого потенциала каждого ученика, побуждать его к сотворчеству и соперничеству;

воспитывать интерес к устному народному творчеству.

обогащать словарь обучающихся;

развивать интерес к овладению богатствами русского языка.

Ход урока.

1. У. Послушайте отрывок.

«Утром он на охоту убежал, а она веселенькая ходит, ей помогает. Просит их освободить. Она не соглашается».

Можно ли определить о ком идет речь?

Д. Нет, не понятно.

У. Это отрывок из саамской сказки «Собачий сын».

Почему мы не смогли узнать героев?

Д. Местоимения не называют действующих лиц.

У.Вывод: нельзя начинать текст с местоимения 3 лица, употреблять только одни местоимения в тексте. «Расстояние» между существительным и местоимением не может быть большим, чтобы не потерялись логические связи: обычно местоимение стоит после существительного, которое оно заменяет.

Очень часто при употреблении местоимений ученики допускают ошибки. Сегодня мы будем учиться правильно употреблять местоимения в речи.

2.У. Что такое местоимение? Какую роль они выполняют.

Д.Местоимения позволяют избежать повторов, создают речевое удобство.

Кто такие саамы? Что вы о них знаете?

Д. Саамы – коренные жители нашего края.

Сообщение ученика. Саамы – коренные жители нашего края. Раньше они жили маленькими погостами (поселениями), разбросанными по всему Кольскому полуострову. В нашей стране большая часть саамов проживает в селе Ловозеро.

^ Охотились они на оленя – дикаря, пушного зверя, рыбу ловили.

Разбросанные по всему Кольскому полуострову, саамы так за всю свою историю, ни разу не объединились. Каждый погост от врагов защищался сам. На помощь приходили смекалка, ум, да знание родных мест.

^ Любили они свой край, да и сейчас любят, самой верной, самой преданной любовью.

В песнях, легендах и сказках завещали они потомкам беречь и защищать свою землю.

У. Прочитайте начало сказки «Собачий сын», замените повторяющиеся существительные местоимениями, запишите.

^ Жила когда-то в Пазрецком погосте бедная вдова. Детей у вдовы не было. Все вдова о старости думала: как же вдове без кормильца прожить?

Что такое погост?

Погост – поселение.

У. Прочитайте, что у вас получилось. Назовите местоимения, определите лицо, число, падеж.

^ 3.Вдова привела девушку к своей веже. Она увидела два камня.

У.Кто увидел камни? Почему не понятно?

Д.Местоимение употреблено не правильно.

У.Местоимения обычно заменяет предшествующее ему существительное, двусмысленность вызвана одинаковым родом разных существительных.

Исправьте ошибки. Запишите.

^ Достала костяной гребень, отдала мячик и стала им волосы расчесывать.

Солнце заглянуло в окошко, оно было яркое.


4.Коренными жителями Кольского севера являются представители еще одной

народности. Кто это?




Д. Поморы.

^ В древних летописях очень мало сведений о времени возникновения русских поселений на Терском берегу.

Поморы селились на реках, богатых рыбой, и в некотором удалении от моря. Жить у моря тогда было опасно. Морские разбойники в любое время могли напасть и разграбить жилище. Поэтому поморы на берегу строили избушки – тони, в которых жили только во время промысла. Около избушек располагались ледник, сарай, несколько бочек и чанов для рыбы, шесты для сушки сетей.

У. Образуйте формы местоимений он, она, они с предлогами у, к, с, за. Сравните их с местоимениями в примерах из поморского говора. Определите, чем они отличаются друг от друга? Какие формы следует употреблять в речи?

Была однажды овецька – серебренка, у ей было трое детоцек. Странничек пришёл к им и вот тут ночевал. Вот он приехал с молодкой с другой-то, стоит с ей за столом. И к им Иван – царевич тоже пришел.

Д. Вывод: в речи употребляются местоимения ее, его, им, к ним и т.д.

  1. Что запомнилось на уроке? Чему научились.

  2. Оцени себя:

Было все понятно

Остались вопросы


Урок 8. Обобщение знаний о местоимении.

Цели:

обобщение знания о местоимении;

формирование практических умений и навыков обучающихся по осознанному применению полученных знаний в практике;

воспитание навыка самостоятельности;

формирование чувства языка;

формирование практических умений и навыков обучающихся по осознанному применению полученных знаний в практике;

Ход урока.

У. Отгадайте загадку.

^ Применяем все мы это

Вместо имени предмета.

Вместо признака предмета

Применяем тоже это,

И количество предметов

Заменяет часто это.

Нам на все оно укажет,

Но имен ничьих не скажет.

Часто очень применяется,

Сильно очень изменяется.

Без него, как ни крутись,

В речи нам не обойтись.

Д. Это – местоимение.

(Класс делится на две группы. Первая выполняет задание по развитию речи, вторая – работает за компьютерами. Затем группы меняются местами.)


Задание для 1 группы.

Миша и Маша изобрели специальный шифр. Теперь они пишут друг другу записки, которые никто не может понять.

Какие местоимения нужно заменить существительными, чтобы записки стали понятными.

Что сломал Миша?

«Сегодня, когда он и она были кое-где, я решил посмотреть, что у него внутри. Там было много кое-чего! Я их вынул из него, а обратно они не все поместились. Теперь он не работает. Пожалуйста, не говори им об этом, особенно ему!» Миша.

«А если он захочет посмотреть это? Он ведь каждых день его смотрит!» Маша.

«А давай мы им скажем, что его никто не трогал». Миша.

Задание для 2 группы.

Тест.

Выбери правильный ответ.

  1. Местоимение – это часть речи, которая

    1. Указывает на предмет, признак, количество

    2. Называет предмет, признак, количество

  2. Местоимение употребляется вместо

    1. Имени прилагательного

    2. глагола

  3. Выбери личные местоимения

    1. Без них;

    2. Так;

    3. Чей

  4. Выбери нужное местоимение: Олег Юрьевич, … путешествовали на теплоходе по Волге?

    1. вы

    2. Вы

  5. Определи число местоимения. Осень нам подарила богатый урожай.

    1. Единственное

    2. Множественное

  6. Определи род местоимения. На опушке молодого леса есть небольшое озеро. Летом на нем живут дикие утки.

    1. Мужской

    2. Средний

    3. Женский

  7. Выбери те слова, в которых местоимение пишется с буквой н

    1. взглянуть на …его

    2. узнать …его

    3. сказать …ей

  8. Каким членом предложения является местоимение. Совсем недалеко от меня покачивалась ветка сирени.

    1. подлежащее

    2. дополнение

    3. определение

Оцени себя. Если ты набрал от 7-8 баллов- оценка «5». 5-6 баллов –«4».


Скачать, 234.42kb.
Поиск по сайту:

Добавить текст на свой сайт


База данных защищена авторским правом ©ДуГендокс 2000-2014
При копировании материала укажите ссылку
наши контакты
DoGendocs.ru
Рейтинг@Mail.ru