Категории:

Программа дисциплины «Методология научных исследований в менеджменте: методология науки и методика социологических и прикладных исследований»

Поиск по сайту:


Скачать 342.62 Kb.
Дата22.03.2012
Размер342.62 Kb.
ТипПрограмма дисциплины
Содержание
Программа дисциплины
1Область применения и нормативные ссылки
2Цели освоения дисциплины
3Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
Иметь навыки
4Место дисциплины в структуре образовательной программы
5Тематический план учебной дисциплины
6Формы контроля знаний студентов
6.1Критерии оценки знаний, навыков
7Содержание дисциплины
Содержание семинарских занятий (6 часов)
Тема 2. Научный метод
Тема 5. Качественные методы научного исследования
Содержание семинарских занятий (2 часа)
Содержание семинарских занятий (4 часа)
Тема 8. Спецификация количественных и качественных методов при исследовании управленческих процессов
Содержание семинарских занятий (4 часа)
Формы и методы проведения занятий по разделу, применяемые учебные технологии
8Образовательные технологии
9Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента 9.1Тематика заданий текущего контроля
...
Полное содержание
Подобный материал:










Правительство Российской Федерации


Федеральное государственное автономное образовательное

учреждение высшего профессионального образования

«Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики"»


Санкт-Петербургский филиал федерального государственного автономного

образовательного учреждения высшего профессионального образования

«Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики"»


Факультет менеджмента


^ Программа дисциплины

«Методология научных исследований в менеджменте: методология науки и методика социологических и прикладных исследований»




для направления 080200.68 «Менеджмент»

подготовки магистра

для магистерской программы «Финансовый менеджмент»


Курс 1

Автор программы:

к.с.н. Санина Анна Георгиевна

e-mail: anna.g.sanina@gmail.com



Одобрена на заседании

кафедры ГиМУ

Зав. кафедрой А.М. Ходачек

_______________________

от «31» августа 2011 г.


Руководитель магистерской

программы Е.М. Рогова

________________________

от «_____» ___________ 2011 г.

Согласована УМО:

Начальник УМО В.В. Шереметова

_____________________________

от «_____» ___________ 2011 г.



Утверждена Советом факультета

менеджмента

Председатель Совета А.А. Кайсаров

_____________________________

от «_____» ___________ 2011 г.



Санкт-Петербург, 2011

Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.
^

1Область применения и нормативные ссылки


Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, и студентов, обучающихся по магистерской программе «Финансовый менеджмент» и изучающих дисциплину «Методология научных исследований в менеджменте: методология науки и методика социологических и прикладных исследований».

Программа разработана в соответствии с:

  • ФГОС ВПО по направлению подготовки 080200 «Менеджмент».

  • Образовательной программой 080200.68 «Финансовый менеджмент».

  • Рабочим учебным планом университета подготовки магистра по направлению 080200 «Менеджмент» магистерской программы 080200.68 «Финансовый менеджмент», утвержденным 27 сентября 2010 г.
^

2Цели освоения дисциплины


Целями освоения дисциплины «Методология научных исследований в менеджменте: методология науки и методика социологических и прикладных исследований» являются формирование у магистрантов целостного представления о процессах научного мышления, о классических и современных взглядах на научное знание, развитие навыков применения исследовательского инструментария для анализа социально-управленческих процессов, связанных с деятельностью в области управления организацией, и социальных проблем, возникающих в процессе функционирования и развития общества.
^

3Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины


В результате освоения дисциплины студент должен:

  • Знать основные понятия и категории философии и социологии науки; исторические этапы развития научного знания.

  • Уметь выявлять и формулировать актуальные научные проблемы; применять научно-исследовательский подход к разрешению проблем управления; формулировать и решать задачи, возникающие в ходе научно-исследовательской деятельности; разрабатывать программу исследования; выбирать необходимые методы исследования, модифицировать существующие и разрабатывать новые методы исходя из задач конкретного исследования.

  • ^ Иметь навыки самостоятельного логического и научного анализа, конструктивно-критического отношения к результатам научной деятельности; самостоятельной организации научно-исследовательского процесса; обработки полученных в ходе исследования результатов, анализа их с учетом уже имеющихся научных данных.


В результате изучения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:


Компетенция

Код по ФГОС/ НИУ

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции

Способность развивать свой общекультурный и профессиональный уровень и самостоятельно осваивать новые методы исследования

ОК-1

Воспроизводит основные принципы научной деятельности, формулирует основные категории методологии науки, применяет усвоенные знания для изучения новых исследовательских методик

Активные, интерактивные и репродуктивные методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности; самостоятельная работа обучаемых

Способность использовать количественные и качественные методы для проведения научных исследований и управления бизнес-процессами

ПК-5

Использует методы качественного и количественного анализа в зависимости от специфики объекта и предмета исследования

Репродуктивные методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности; самостоятельная работа

Способность обобщать и критически оценивать результаты, полученные отечественными и зарубежными исследователями; выявлять и формулировать актуальные научные проблемы

ПК-9

Интерпретирует основные научные положения теоретических концепций, дает оценку актуальности научных проблем и обоснованности теоретических подходов к их исследованию

Индуктивные, дедуктивные и репродуктивные методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности; самостоятельная работа обучаемых

Способность обосновывать актуальность, теоретическую и практическую значимость избранной темы научного исследования

ПК-10

Доказательно обосновывает актуальность и практическую значимость темы исследования

Проблемно-поисковые методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности; самостоятельная работа обучаемых

Способностью представлять результаты проведенного исследования в виде научного отчета, статьи или доклада

ПК-12

Публично представляет результаты учебного исследовательского проекта

Методы групповой дискуссии, публичной презентации



^

4Место дисциплины в структуре образовательной программы


Дисциплина «Методология научных исследований в менеджменте: методология науки и методика социологических и прикладных исследований» относится к базовым дисциплинам профессионального цикла, обеспечивающего подготовку магистра по направлению «Финансовый менеджмент». Дисциплина читается в первом, втором и третьем модулях на первом курсе обучения в магистратуре и призвана обеспечить развитие у магистрантов базовых представлений о принципах и формах научного исследования.

Для освоения дисциплины магистрант должен успешно освоить следующие курсы базовой подготовки бакалавра: «Социология», «Философия», «Культурология».

Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин:

  • «Опросные технологии в современном обществе» «Методы исследования организаций и организационное консультирование»

  • «Управление комплексным социально-экономическим развитием региона»

  • Научно-исследовательский семинар
^

5Тематический план учебной дисциплины







Название раздела

Всего часов

Аудиторные часы

Самостоя­тельная работа

Лекции

Семинары

Практические занятия

1

Наука как способ познания мира

24

6

6

-

12

2

Научный метод

14

4

6

-

10

3

Наука как социальный институт

8

2

2

-

4

4

Количественные методы научного исследования

12

2

2

-

8

5

Качественные методы научного исследования

12

2

2

-

8

6

Управление как объект научного исследования

10

2

2

-

6

7

Классификация научных исследований управленческих процессов

10

2

4

-

6

8

Спецификация количественных и качественных методов при исследовании управленческих процессов

18

4

4

-

14

Итого:

108

24

28

-

-



^

6Формы контроля знаний студентов


Тип контроля

Форма контроля

1 год

Кафедра

Параметры

1

2

3

4

Текущий

Домашнее задание

-

2 неделя

-

-

Государственного и муниципального управления

Формирование макета заявки на основной конкурс Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ) по выбранной магистрантом тематике исследования

Текущий

Эссе

-




3 неделя




Государственного и муниципального управления

Общая тема эссе: Основные методологические и методические ошибки научного исследования (на основе анализа авторефератов кандидатских докторских диссертаций, связанных с темой магистерской диссертации магистранта)

Итоговый

Экзамен






-

-

-

Государственного и муниципального управления

Итоговый тест (20 вопросов) + устный ответ (20 билетов по 2 вопроса в каждом)



^

6.1Критерии оценки знаний, навыков


Текущий контроль:

6.1.1. Домашнее задание

Макет заявки на основной конкурс РГНФ по выбранной магистрантом тематике исследования разрабатывается индивидуально или в группе (2-3 человека), по выбору обучаемых. Тема формулируется магистрантом и утверждается преподавателем не позднее, чем на восьмой неделе обучения. Обязательным элементом подготовки к выполнению задания является анализ авторефератов кандидатских диссертаций по тематике, связанной с научными интересами магистранта (15-20 минут на каждом семинаре) с акцентом на формулировках актуальности темы, предмета, объекта, цели и задач исследования, а также формулировки его теоретико-методологической базы.

Обсуждение структуры заявки и особенностей ее заполнения производится на семинарских занятиях и дистанционных консультациях преподавателя. Заявки высылаются на электронную почту преподавателя и приносятся в распечатанном виде с соблюдением условия анонимности.

Из числа магистрантов выбирается «экспертный совет» (5-7 человек), который рассматривает заявки и, после обсуждения с преподавателем, выставляет оценки. На заключительном семинаре заявки комментируются и обсуждаются.

Результирующая оценка по 10-ти балльной шкале за домашнее задание (включая самостоятельную работу и презентацию задания в аудитории) определяется перед итоговым контролем – Од/з.


Оценка


Критерии выставления оценки

«Отлично»

(8-10)

Полностью раскрыты основные параметры заявки, связанные с тематикой курса: обоснованы фундаментальный или прикладной характер исследования, актуальность темы и научная новизна; подробно описана методологическая база и методы исследования; определены объемы финансирования проекта. Работа выполнена и сдана в установленный срок.

«Хорошо»

(6-7)

Основные параметры заявки, связанные с тематикой курса (фундаментальный или прикладной характер исследования, актуальность темы и научная новизна; методологическая база и методы исследования; объемы финансирования проекта) раскрыты с неточностями или недостаточно подробно. Работа выполнена и сдана в установленный срок.

«Удовлетворительно»

(4-5)

Основные параметры заявки, связанные с тематикой курса (фундаментальный или прикладной характер исследования, актуальность темы и научная новизна; методологическая база и методы исследования; объемы финансирования проекта) раскрыты с существенными ошибками или очень кратко. Работа выполнена и сдана после установленного срока.

«Неудовлетворительно» (0-2)

Основные параметры заявки, связанные с тематикой курса (фундаментальный или прикладной характер исследования, актуальность темы и научная новизна; методологическая база и методы исследования; объемы финансирования проекта) не раскрыты. Работа выполнена и сдана после установленного срока.



6.1.2. Эссе

Общая тема эссе: Основные методологические и методические ошибки научного исследования (на основе анализа авторефератов кандидатских докторских диссертаций, связанных с темой магистерской диссертации магистранта).

Объем эссе 3-4 тыс. слов. Качество эссе оценивается по ряду критериев:

  • Актуальность, практическая и теоретическая значимость работы;

  • Вклад автора;

  • Структурированность работы (логика и сбалансированность по объему);

  • Глубина анализа;

  • Соответствие между целями, содержанием и результатами работы;

  • Стиль и логика изложения;

  • Оформление работы.

Результирующая оценка по 10-ти балльной шкале выставляется преподавателем в рабочую ведомость – Оэссе.


Итоговый контроль содержит два вида заданий:

1. Итоговый тест (20 вопросов) по тематике курса. Интервальная шкала оценок:


Количество верных ответов

Оценка (по 10-бальной шкале)

Оценка (по 5-бальной шкале)

20

10

Отлично

19

9

Отлично

1-18

8

Отлично

15-16

7

Хорошо

13-14

6

Хорошо

11-12

5

Удовлетворительно

10

4

Удовлетворительно

7-9

3

Неудовлетворительно

4-6

2

Неудовлетворительно

1-3

1

Неудовлетворительно

0

0

Неудовлетворительно


2. Устный ответ.

Студент отвечает на один из 20 билетов, в структуру которого входит:

  1. 1 вопрос из списка вопросов для итогового контроля;

  2. 1 вопрос из списка самостоятельно сформулированных магистрантом вопросов по тематике курса (20 вопросов, приносятся на экзамен, конкретный вопрос выбирается преподавателем).


Критерии оценок устного ответа:


Оценка


Критерии выставления оценки

«Отлично»

(8-10)

Магистрант обнаруживает всестороннее, систематическое и глубокое знание учебно-программного материала, умеет свободно выполнять задания, предусмотренные программой; усвоил основную и дополнительную литературу, рекомендованной программой; глубоко понимает взаимосвязь основных понятий дисциплины в их значении для приобретаемой профессии; умеет связать теоретические основы методологии науки с процессом исследования; проявляет творческие способности в понимании, изложении и использовании учебно-программного материала.

«Хорошо»

(6-7)

Магистрант обнаруживает полное знание учебно-программного материала и основных категорий курса; усвоил основную литературу, рекомендованную в программе; понимает специфику фундаментальных и прикладных исследований, качественных и количественных методов; показывает систематический характер знаний по дисциплине и способность к их самостоятельному пополнению и обновлению в ходе дальнейшей учебной работы, исследовательской и профессиональной деятельности.

«Удовлетворительно»

(4-5)

Магистрант обнаруживает знания основного учебно-программного материала в объеме, необходимом для дальнейшей учебы, научно-исследовательской деятельности и предстоящей работы по специальности; понимает и умеет определить основные категории курса; знаком с основной литературой, рекомендованной программой.

«Неудовлетворительно» (0-2)

Магистрант обнаруживает существенные пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допускает принципиальные ошибки в трактовке основных концепций и категорий курса, не понимает специфику количественных и качественных методов, фундаментальных и прикладных исследований.


Итоговая оценка за экзамен выставляется по формуле:

Оэкз. = 0,5·Отест + 0,5·Оустн.

^

7Содержание дисциплины





  1. Раздел 1. Основы научного познания


Тема 1. Наука как способ познания мира

Содержание лекций (6 часов)

Генезис научного познания. Классические и современные представления о научном познании. Направления развития философии науки в зарубежной философии: релятивизм, фаллибизм, эволюционная эпистемология; концепция научной рациональности; конструктивный эмпиризм; феноменология. Основные функции науки. Наука и мифология. Наука и идеология. Феномен «утопического» сознания. Проблема научной фальсификации. Критерии демаркации науки и псевдонауки в неопозитивизме и философии науки К. Поппера.

^ Содержание семинарских занятий (6 часов)

  1. (2 часа) Основные формы актуализации и популяризации научных исследований: гранты, конференции, научные журналы. Анализ структуры и содержания журналов «Финансы», «Финансы и кредит», «Инновации и инвестиции», «Вопросы экономики».

  2. (4 часа) Обсуждение прочитанных отрывков из работ Платона, Аристотеля, Ф. Бэкона, Л. да Винчи, Дж. Локка, Д. Юм, Р. Декарта, Б. Спинозы, Г. Лейбница, И. Канта, И. Гете, Г. Гегеля, О. Конта, Ф. Энгельса, Ф. Ницше, В. Виндельбанда, Г. Гуссерля, К. Ясперса, В. Вернадского, М. Хайдеггера, М. Мамардашвилли, П. Гайденко.


^ Тема 2. Научный метод

Содержание лекций (4 часа)

Методы естественных и социально-гуманитарных наук. Взаимосвязь теории и метода. Стандартная модель научной теории: факты, эмпирические законы, теоретические законы. Гипотетико-дедуктивная модель знания. Принцип восхождения от абстрактного к конкретному.

Методология исследовательских программ (И. Лакатос).

Научная парадигма. Модели объяснения и классификация основных парадигм социально-гуманитарного знания. Основные парадигмы: натурализм, конструкционизм, структурализм, функционализм. Понятие научной школы, нормальной науки, научной революции (Дж.Агасси, Т.Кун). Возможности мультипарадигмального исследования.

Содержание семинарских занятий (6 часов)

Презентация задания, выполненного по группам (6-7 человек): аналитическое изложение первоисточников:

  1. Поппер К. Логика и рост научного знания. – М., 1983.

  2. Кун Т. Структура научных революций. – М., 2001.

  3. Лакатос И. Фальсификация и методология научно-исследовательских программ. – М., 1995.


Тема 3. Наука как социальный институт

Содержание лекций (2 часа)

Наука в рамках социальных, экономических, политических отношений в обществе. Историческое развитие институциональных форм научной деятельности.

Организационный аспект научной деятельности в формальном и неформальном аспектах. Представление о науке как социальном институте и выделение в нем академической, вузовской, отраслевой науки. Институциональное устройство научного сообщества в России и США (Л.Р. Грэхэм). Ролевой и нормативный аспекты.

Этика науки. Автономия научного сообщества. Концепция нормативного этоса Р. Мертона. Проблемы секретности научных исследований. Проблема государственного регулирования науки.

Содержание семинарских занятий (2 часа)

  1. Обсуждение проблемных вопросов:

  • Организация научного исследования.

  • Теоретические и эмпирические, фундаментальные и прикладные исследования.

  • Понятие методологии, методики и техники научного исследования.

  • Основные этапы исследования. Подготовительная, проективная, технологическая, аналитическая и рефлексивная фазы исследовательского проекта.

2. Работа в группах – творческое задание: составление социального портрета ученого («классический ученый», «современный ученый», «исследователь»).


Литература:

  1. Кожухар В.М. Основы научных исследований. М.: Дашков и Ко, 2010.

  2. Кожухар В.М. Практикум по основам научных исследований. М., 2008.

  3. Кун Т. Структура научных революций. – М., 2001.

  4. Лакатос И. Фальсификация и методология научно-исследовательских программ. – М., 1995.

  5. Никифоров А.Л. Философия науки: история и методология. М., 1998. 

  6. Новиков А.М., Новиков Д.А. Методология научного исследования. М.: Либроком, 2010

  7. Поппер К. Логика и рост научного знания. – М., 1983.

  8. Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки. М., 1986.

  9. Философия науки // Философия. Учебник / Под ред. В.Д. Губина. М., 2004.

  10. Философия науки: Общие проблемы познания. Методология естественных и гуманитарных наук: хрестоматия / отв. ред.-сост. Л.А Микешина. М.: Прогресс-Традиция: МПСИ: Флинта, 2005.

  11. Холтон Дж. Что такое “антинаука”? // Вопросы философии, 1992, № 2.


Формы и методы проведения занятий по разделу, применяемые учебные технологии: лекции, дискуссии, фронтальный опрос, творческое проектирование.


  1. Раздел 2. Методы фундаментальных и прикладных исследований


Тема 4. Количественные методы научного исследования

Содержание лекций (2 часа)

Понятие социологического исследования. Логика исследования с применением количественных методов. Статистические методы. Понятие и сущность выборочного метода. Основные подходы к пониманию выборки. Генеральная и выборочная совокупности. Репрезентативность. Случайная и неслучайная выборки. Расчет объема выборочной совокупности. Ошибки выборки.

Виды социологического опроса: анкетирование, структурированное интервью, почтовый и телефонный опросы, интернет-опрос. Опрос экспертов. Структура анкеты. Виды и типы анкетных вопросов.

Методы политических исследований: опросы на входе (измерение ориентаций) и опросы на выходе (анализ поведения).

Контент-анализ как метод количественного исследования. Этапы, категории анализа, единицы счета.

Методы обработки и анализа данных при использовании количественных методов исследования.

Содержание семинарских занятий (2 часа)

Групповая дискуссия по вопросам:

  1. Общая характеристика количественных методов.

  2. Виды социологического опроса.

  3. Методы политических исследований.

  4. Контент-анализ.

  5. Методы обработки и анализа данных при использовании количественных методов исследования.

Основанием для дискуссии является подготовка магистрантами презентаций статей на иностранном языке, тематика которой связана с методическим аспектом исследования темы, связанной с его (ее) научными интересами, и/или обзор зарубежного реферируемого журнала с акцентом на используемые в статьях методы научного исследования (конкретная статья выбирается магистрантом и предварительно согласовывается с преподавателем).


^ Тема 5. Качественные методы научного исследования

Содержание лекций (2 часа)

Логика исследования с применением качественных методов. Объекты и предметы исследования. Область применения качественных методов. Кейс-стади. Этнографическое исследование. Историческое исследование (Oral History). Метод восхождения к теории (Grounded Theory).

Классификация качественных методов. Наблюдение. Анализ документов. Глубинное интервью.

Методы обработки и анализа данных при использовании качественных методов исследования.

Содержание семинарских занятий (2 часа)

Групповая дискуссия по вопросам:

  1. Общая характеристика качественных методов.

  2. Метод кейс-стади.

  3. Наблюдение.

  4. Анализ документов.

  5. Глубинное интервью.

  6. Методы обработки и анализа данных при использовании качественных методов исследования.

Основанием для дискуссии является подготовка магистрантами презентаций статей на иностранном языке, тематика которой связана с методическим аспектом исследования темы, связанной с его (ее) научными интересами, и/или обзор зарубежного реферируемого журнала с акцентом на используемые в статьях методы научного исследования (конкретная статья выбирается магистрантом и предварительно согласовывается с преподавателем).


Литература:

  1. Кожухар В.М. Основы научных исследований. М.: Дашков и Ко, 2010.

  2. Лавриненко В.Н., Путилова Л.М. Исследование социально-экономических и политических процессов: Учебное пособие. - М.: ВЗФЭИ, 2004.

  3. Паниотто В. И., Максименко В. С. Количественные методы в социологических исследованиях. - Киев, 2003.

  4. Плотинский Ю. М. Модели социальных процессов: Учебное пособие для высших учебных заведений. – Изд. 2-е, перераб. и доп. – М.: Логос, 2001.

  5. Рой О.М., Киселева А.М. Исследование социально-экономических и политических процессов. Практикум. – СПб: Питер, 2006.

  6. Семенова В.В. Качественные методы: введение в гуманистическую социологию: Учеб. пособие для студентов вузов / Ин-т социологии РАН. - М.: Добросвет, 1998


Формы и методы проведения занятий по разделу, применяемые учебные технологии: лекции, дискуссии, фронтальный опрос, творческое проектирование, мастер-класс.



  1. Раздел 3. Социологические и прикладные исследования в управлении


Тема 6. Управление как объект научного исследования

Содержание лекций (2 часа)

Управление как научное понятие и объект исследования. Научное и прикладное знание как цель и результат исследования управления.

Основные особенности фундаментальных и прикладных исследований управленческих процессов. Структура информационных ресурсов. Специфика и классификация объектов исследования. Взаимосвязи и взаимозависимости между субъектами исследовательского процесса. Социально-психологические и этические аспекты отношений «заказчик-исполнитель», «исследователь-объект исследования».

Коммерческие организации как объект исследования. Их анализ как необходимый элемент совершенствования управленческого процесса в ходе структурных приспособлений организации к изменению внешней среды. Специфика сбора, обработка и анализа информации о процессах социального управления.

Сферы применения исследовательской деятельности в области управления организацией: научно-исследовательские организации, консультационные фирмы, средние специальные и высшие учебные заведения, аналитические подразделения организаций.

^ Содержание семинарских занятий (2 часа)

Групповая дискуссия по вопросам:

  1. Управление как объект научного исследования.

  2. Социологический анализ коммерческой организации, ее функций и роли в обществе.

  3. Сферы применения исследовательской деятельности в области управленческих процессов.


Тема 7. Классификации научных исследований управленческих процессов

Содержание лекций (2 часа)

Классификация по глубине анализа управленческой проблемы (пилотажное, описательное, аналитическое исследования). Классификация по применяемому методу сбора данных. Классификация по цели исследования (статико или динамически ориентированное, точечное или панельное). Классификация по объему охвата объекта (сплошное и выборочное). Полевое исследование и эксперимент.

^ Содержание семинарских занятий (4 часа)

Занятие в компьютерном классе: анализ сайтов исследовательских организаций (wciom.ru, fom.ru и др.) с целью концептуализации специфики эмпирического исследования управленческих процессов.


^ Тема 8. Спецификация количественных и качественных методов при исследовании управленческих процессов

Содержание лекций (4 часа)

Особенности применения методов опроса, контент-анализа, наблюдения, интервью при изучении процессов управления. Эксперимент в управлении. Категории «социальный эксперимент», «научный эксперимент», «управленческий эксперимент». Предмет эксперимента, экспериментальная ситуация, экспериментальная и контрольная группы.

^ Содержание семинарских занятий (4 часа)

Представление макетов заявок на основной конкурс грантов РГНФ, обсуждение их оценок и работы экспертной группы.



Литература:

  1. Акоф Р. Искусство решения проблем. – М., 1982.

  2. Батыгин Г. С. Лекции по методологии социологических исследований: Учебник для гуманитарных вузов. - М.: АСПЕКТ - ПРЕСС, 1995.

  3. Белановский С.А. Методика и техника фокусированного интервью: Учебно-методическое пособие. М., 1993.

  4. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих отношений. Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы. – СПБ.: Лениздат, 1992.

  5. Берталанфи Л. Общая теория системы / Исследования по общей теории систем. М., 1989.

  6. Бутенко И.А. Прикладная социология: наука и исскуство. М.: 1999.

  7. Лавриненко В.Н., Путилова Л.М. Исследование социально-экономических и политических процессов: Учебное пособие. - М.: ВЗФЭИ, 2004.

  8. Минина В.Н. Методы социального программирования. Уч. пос. – СПб., 1999.

  9. Минина В.Н. Социальное программирование: теоретико-методологический аспект. СПб., 1997

  10. Неретина Е.А. Управление социальными процессами. – Саранск: «Красный Октябрь», 1999.

  11. Паниотто В. И., Максименко В. С. Количественные методы в социологических исследованиях. -Киев, 2003.

  12. Плотинский Ю. М. Модели социальных процессов: Учебное пособие для высших учебных заведений. – Изд. 2-е, перераб. и доп. – М.: Логос, 2001.

  13. Рой О.М., Киселева А.М. Исследование социально-экономических и политических процессов. Практикум. – СПб: Питер, 2006.

  14. Семенова В.В. Качественные методы: введение в гуманистическую социологию: Учеб. пособие для студентов вузов / Ин-т социологии РАН. - М.: Добросвет, 1998



^ Формы и методы проведения занятий по разделу, применяемые учебные технологии: лекции, дискуссии, фронтальный опрос, творческое проектирование.


^

8Образовательные технологии


В рамках курса используются репродуктивные (моделирование исследовательских ситуаций) и интерактивные (групповые проекты, творческие задания, дискуссии) методы обучения; предусмотрены встречи с практикующими социологами – специалистами по количественным и качественным методам.
^

9Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента

9.1Тематика заданий текущего контроля


Домашнее задание: составить макет заявки на основной конкурс Российского государственного научного фонда по самостоятельно выбранной и согласованной с преподавателем тематике исследования. Тема исследования может быть как реальной, предпочтительно связанной с текущими исследовательскими интересами студента. Заявка скачивается с сайта http://www.rfh.ru.
^

9.2Вопросы для оценки качества освоения дисциплины


Примерный перечень вопросов к экзамену по всему курсу:

  1. Наука как способ познания мира. Основные этапы генезиса научного познания.

  2. Релятивизм, фаллибизм, эволюционная эпистемология, концепция научной рациональности, конструктивный эмпиризм, феноменология: основные характеристики.

  3. Основные функции науки. Наука и мифология. Наука и идеология.

  4. Методы естественных и социально-гуманитарных наук. Взаимосвязь теории и метода.

  5. Стандартная модель научной теории. Наука как социальный институт. Этика науки.

  6. Понятие методологии, методики и техники научного исследования.

  7. Критерии демаркации науки и псевдонауки в неопозитивизме и философии науки К. Поппера.

  8. Теория научных революций (Т. Кун).

  9. Методология исследовательских программ (И. Лакатос).

  10. Теоретические и эмпирические, фундаментальные и прикладные исследования. Основные этапы исследования.

  11. Количественные методы научного исследования: общая характеристика. Методы обработки и анализа данных при использовании количественных методов исследования.

  12. Виды социологического опроса.

  13. Контент-анализ как метод количественного исследования.

  14. Качественные методы научного исследования. Методы обработки и анализа данных при использовании качественных методов исследования.

  15. Классификация качественных методов. Наблюдение. Анализ документов. Глубинное интервью. Кейс-стади.

  16. Управление как объект исследования и научное понятие.

  17. Специфика сбора, обработка и анализа информации о процессах управления.

  18. Сферы применения исследовательской деятельности в области управления организацией.

  19. Классификации научных исследований управленческих процессов.

  20. Спецификация количественных и качественных методов при исследовании управленческих процессов



^

9.3Примеры тестовых заданий


  1. Понятие «гносеология» синонимично понятию…

А) дуализм

Б) онтология

В) этнология

Г) эпистемология

Д) агностицизм


  1. В структуре науки выделяют уровни:

А) эмпирический и теоретический.

Б) эмпирический и прикладной.

В) теоретический и прикладной.

Г) фундаментальный и специальный.

Д) абстрактный и конкретный.


^ 3. В диалоге «Теэтет» Платон употребляет метафору «Река сама покажет». В чем ее смысл?

А) Знание предполагает не только соответствие содержания высказывания и реальности, которое может быть случайным, но и обоснованность этого высказывания.

Б) Знание необходимо развивать постепенно, сообразно меняющимся объективным обстоятельствам.

В) Процесс исследования определяет препятствия в изучении проблемы и их решения; остановка в исследовании означает конец познанию.

Г) Познание невозможно.

Д) Исследователь должен сосредоточиться на познании объективного мира, а не на собственных субъективных ощущениях.


^ 4. Согласно Дж. Локку,

А) все идеи врожденные, и человек лишь вспоминает их.

Б) все идеи приходят в результате первичной деятельности разума.

В) все идеи объективно существуют, и поэтому они истинны.

Г) все идеи объективно существуют, и поэтому они ложны.

Д) все идеи приходят от ощущения или рефлексии.


^ 5. «Развернутая взаимосвязь идеи в ее целокупности» (Гегель) – это…

А) определение познания.

Б) определение науки.

В) определение истины.

Г) определение метода.

Д) определение разума.


^ 6. Философское направление, представители которого отвергают правомерность тезиса о существовании объективной реальности, независимой от воли и сознания субъекта – это…

А) субъективный идеализм.

Б) объективный идеализм.

В) субъективный материализм.

Г) объективный материализм.

Д) гуманизм.


^ 7. Какой тип научной рациональности предполагает соотнесение знания со средствами познания и с ценностными структурами деятельности?

А) Постнелассический.

Б) Неклассический.

В) Классический.

Г) Современный.

Д) Философский.


^ 8. Соотнесите направления теории познания с их представителями.

А) Эмпиризм.

Б) Рационализм.


1) Ф. Бэкон

2) Б. Спиноза

3) Д. Юм

4) Р. Декарт

5) Дж. Локк

6) Г. Лейбниц


^ 9. К позитивистам не относится:

А) К. Ясперс

Б) О. Конт

В) Б. Рассел

Г) К.Поппер

Д) Т.Кун


10. Перечислите критерии научности знания:

А)

Б)

В)

Г)

Д)

^

10Порядок формирования оценок по дисциплине


Преподаватель оценивает работу студентов на семинарских занятиях:

- активность студентов в дискуссиях;

- презентацию докладов и первоисточников.

Оценки за работу на семинарских занятиях преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Результирующая оценка по 10-ти балльной шкале за работу на практических занятиях определяется перед итоговым контролем - Оаудиторная.

Преподаватель оценивает самостоятельную работу студентов:

- полноту подготовки материалов для заявки на грант Российского гуманитарного научного фонда (основной конкурс);

- полноту и аналитический характер изложения основных положений первоисточников на практических занятиях или (если студент отсутствовал) в письменном виде.

Оценки за самостоятельную работу преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Результирующая оценка по 10-ти балльной шкале за самостоятельную работу определяется перед итоговым контролем – Осамост.

Итоговая оценка выставляется по следующей формуле, где Оэкз – оценка за работу непосредственно на экзамене:


Оитоговый = 0,4·Оэкз + 0,1·Оаудиторная + 0,1·Осамост +0,2·Од/з+0,2·Оэссе


^

11Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

11.1Базовые учебники


  1. Кожухар В.М. Основы научных исследований. М.: Дашков и Ко, 2010.

  2. Кожухар В.М. Практикум по основам научных исследований. М., 2008.

  3. Новиков А.М., Новиков Д.А. Методология научного исследования. М.: Либроком, 2010
^

11.2Основная литература


  1. Кун Т. Структура научных революций. М., 2001.

  2. Лавриненко В.Н., Путилова Л.М. Исследование социально-экономических и политических процессов: Учебное пособие. - М.: ВЗФЭИ, 2004.

  3. Лакатос И. Фальсификация и методология научно-исследовательских программ. М., 1995.

  4. Никифоров А.Л. Философия науки: история и методология. М., 1998. 

  5. Паниотто В. И., Максименко В. С. Количественные методы в социологических исследованиях. - Киев, 2003.

  6. Плотинский Ю. М. Модели социальных процессов: Учебное пособие для высших учебных заведений. – Изд. 2-е, перераб. и доп. – М.: Логос, 2001.

  7. Поппер К. Логика и рост научного знания. М., 1983.

  8. Рой О.М., Киселева А.М. Исследование социально-экономических и политических процессов. Практикум. – СПб: Питер, 2006.

  9. Семенова В.В. Качественные методы: введение в гуманистическую социологию: Учеб. пособие для студентов вузов / Ин-т социологии РАН. - М.: Добросвет, 1998

  10. Степин B.C. Философия науки. Общие проблемы. М., 2004.

  11. Философия науки: Общие проблемы познания. Методология естественных и гуманитарных наук: хрестоматия / отв. ред.-сост. Л.А Микешина. — М.: Прогресс-Традиция: МПСИ: Флинта, 2005.
^

11.3Дополнительная литература


  1. Акоф Р. Искусство решения проблем. – М., 1982.

  2. Батыгин Г. С. Лекции по методологии социологических исследований: Учебник для гуманитарных вузов. - М.: АСПЕКТ - ПРЕСС, 1995.

  3. Белановский С.А. Методика и техника фокусированного интервью: Учебно-методическое пособие. М., 1993.

  4. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих отношений. Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы. – СПБ.: Лениздат, 1992.

  5. Берталанфи Л. Общая теория системы / Исследования по общей теории систем. М., 1989.

  6. Бутенко И.А. Прикладная социология: наука и исскуство. М.: 1999.

  7. Вонсовский С.В. Современная естественно-научная картина мира. М., 2006.

  8. Девятко И.Ф. Диагностическая процедура в социологии: Очерк истории и теории. – М.: Наука, 1993.

  9. Драккер П.Ф. Управление, нацеленное на результаты: Пер. с англ. М.: Технологическая школа бизнеса, 1994.

  10. Ельмеев В.Я. Социологический метод: теория, онтология, логика. СПб, 1995.

  11. Заславская Т. И., Рывкина Р. В. Социология экономической жизни. Новосибирск, 1991.

  12. Здравомыслов А.Г. Социология конфликта. Учеб. пос. для студентов вузов. 2-е издан. – М., 1995.

  13. Иванов А.П. Организация и культура управленческого труда. СПб., 1994.

  14. Кравченко А.И. Прикладная социология и менеджмент. М., 1995.

  15. Лекторский В.А. Эпистемология классическая и неклассическая. М., 2000.

  16. Мацумото Д. Человек, культура и психология. Удивительные загадки, исследования и открытия. М, 2010.

  17. Минина В.Н. Методы социального программирования. Уч. пос. – СПб., 1999.

  18. Минина В.Н. Социальное программирование: теоретико-методологический аспект. СПб., 1997

  19. Неретина Е.А. Управление социальными процессами. – Саранск: «Красный Октябрь», 1999.

  20. Основы общей теории систем: Учеб. пособие /Под ред. А.А. Попова, И.М. Телушкина, С.Н. Бушуева. СПб., 1992.

  21. Попов В.Г. и др. Социологический анализ социальной эффективности деятельности региональной службы занятости населения. Программа и инструментарий исследования. – Екатеринбург, 2002.

  22. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. М., 1986.

  23. Современная философия науки: Хрестоматия / Сост. А.А. Печенкин. М., 1996.

  24. Татарова Г.Г. Методология анализа данных в социологии (введение). Учебник для вузов. 2-е изд. М.: NOTA BENE, 1999.

  25. Толстова Ю. Н. Измерение в социологии. М., 1998.

  26. Толстова Ю.Н. Анализ социологических данных: методология, описательная статистика, анализ связи между номинальными признаками. М.: Научный мир, 2000.

  27. Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки. М., 1986.

  28. Философия науки//Философия. Учебник / Под ред. В.Д. Губина. М., 2004.

  29. Холтон Дж. Что такое “антинаука”? // “Вопросы философии”, 1992, № 2.

  30. Яблонский А.И. Модели и методы исследования науки. М., 2001.

  31. A Case for the Case Study. Contributors: J. Feagin, A. Orum. University of North Carolina Press. Chapel Hill, NC, 1991 (электронная версия).

  32. A Companion to Epistemology. Ed. Dancy J., Sosa E. Blackwell, 1993.

  33. Dancy, J. An Introduction to Contemporary Epistemology, Oxford and Cambridge (USA), 1991.

  34. Gardner, H. The Mind's New Science: A history of the cognitive revolution, N. Y: Basic Books, 1985.

  35. Hidness B. The Use of Official Statistics in Sociology: A Critique of Positivism and Ethnomethodology. Macmillan, 1973 (электронная версия).

  36. Hughes, J. The Philosophy of Social Research, L.: Longman, 1990.



12Материально-техническое обеспечение дисциплины


При проведении лекционных и семинарских занятий используется проектор.


Скачать, 28.65kb.
Поиск по сайту:

Добавить текст на свой сайт


База данных защищена авторским правом ©ДуГендокс 2000-2014
При копировании материала укажите ссылку
наши контакты
DoGendocs.ru
Рейтинг@Mail.ru