Категории:

Департамент образования Костанайской области Нормативные документы по охране труда и технике безопасности для общеобразовательных учреждений образования Костанай, 2006

Поиск по сайту:


Скачать 479.78 Kb.
страница1/3
Дата22.03.2012
Размер479.78 Kb.
ТипДокументы
Содержание
6. Руководитель учреждения.
6.2. ЗАМЕСТИТЕЛЬ РУКОВОДИТЕЛЯ ПО УЧЕБНОЙ (учебно-воспитательной, учебно-производительной) РАБОТЕ
6.3. ЗАМЕСТИТЕЛЬ (помощник) ДИРЕКТОРА ПО АДМИНИСТРА­ТИВНО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ РАБОТЕ (по хозяйственной части), ЗА­ВЕДУЮЩИЙ ХОЗЯЙСТВОМ
6.6. Учитель, классный руководитель, воспитатель
Общее положения
1. Основные положения
2. Изучение основ и обучение требованиям безопасности труда и другим видам деятельности в учебных заведе­ниях.
3. Обучение безопасности труда при подготовке рабочих, переподготовке и обучении вторым профессиям
4. Специальное обучение и проверка знаний рабочих.
5. Обучение и проверка знаний руководителей и специа­листов.
6. Обучение безопасности труда при повышении квали­фикации.
7. Инструктаж по безопасности труда
7.1. Вводный инструктаж.
7.2. Первичный инструктаж на рабочем, месте.
7.3. Повторный инструктаж.
7.4. Внеплановый инструктаж.
7.5. Целевой инструктаж.
Форма протокола заседания комиссии по проверке знаний по безопасности труда
Форма личной карточки прохождения обучения
Прохождения обучения
...
Полное содержание
Подобный материал:
  1   2   3

Департамент образования Костанайской области


Нормативные документы по охране труда и технике безопасности для общеобразовательных учреждений образования


Костанай, 2006


Организация работы по охране труда и технике безопасности в средне-образовательных школах всех типов и наименований, межшкольных УПК, детских домах, детских дошкольных и внешкольных учреждений.


ПРИКАЗЫ МИНИСТЕРСТВА ПРОСВЕЩЕНИЯ СССР И МИНИСТЕРСТВА ПРОСВЕ­ЩЕНИЯ КАЗАХСКОЙ ССР

№241 от 8 декабря 1986г.

Приложение I

К положению об организации работы

по охране труда в учреждениях систе­мы

Министерства просвещения СССР


НОМЕНКУЛАТУРА мероприятий по охране труда Мероприятия по охране труда

1. Приведение зданий, сооружений, помещений, рабочих мест в соответст­вие с требованиями охраны труда, изложенными в санитарных нормах, в стандартах и др. нормативных документах.

2. Расширение, реконструкция и оснащение санитарно-бытовых помеще­ний: гардеробных, душевых помещений для личной гигиены женщин и др. в соответствии с требованиями СНиП П-92-76.

3. Расширение, реконструкция и оснащение столовых, буфетов, комнат от­дыха (учительские) и пр.

4. Установка предохранительных и защитных приспособлений в целях обеспечения безопасной эксплуатации тепловых, паровых, газовых и др. коммуникаций.

5. Приведение естественного и искусственного освещения в классах, учеб­ных кабинетах и мастерских, спортивных залах, вспомогательных и др. помещениях, местах массового перехода людей, в соответствии с требо­ваниями СНиП П-4-79.

6. Устройство тротуаров, переходов, тоннелей, галерей на территории уч­реждения в целях обеспечения безопасности работающих и учащихся.

7. Рациональное размещение учебного оборудования, вычислительной тех­ники, технических средств обучения в целях повышения безопасности труда.

8. Внедрение систем автоматического контроля и сигнализации о наличии и возникновения опасных факторов, а также блокирующих устройств, обеспечивающих аварийное отключение технологического и энергетиче­ского оборудования. 9. Устройство дополнительных ограничений, защитных приспособлений (блокировок) на станках, автомашинах, тракторах, сельскохозяйственных машин и электрифицированных установках, обеспечивающих безопас­ность их обслуживания.

10. Устройство новых реконструкций действующих вентиляционных систем и пылезащитных установок в учебных кабинетах, мастерских, спортза­лах.

11. Организация кабинетов, уголков, передвижных выставок по ОТ, приоб­ретение для них необходимых приборов, наглядных пособий, демонстра­ционной аппаратуры.

12. Приобретение нормативно-технической документации и литературы по охране труда.

Меры, связанные с обеспечением работающих учащихся спецодеж­дой, спецобувью и другими средствами индивидуальной защиты, обучение вопросам охраны труда, осуществляются в соответствии с законодательством и порядком, установленном министерствами и ведомствами, по согласова­нию.


Приказ №241

^ 6. РУКОВОДИТЕЛЬ УЧРЕЖДЕНИЯ.

6.1.1. Обеспечивает выполнение приказов, распоряжений, инструктивных писем органов народного образования по вопросам охраны труда, предприятий органов государственного надзора и технической ин­спекции труда. Обеспечивает учреждение необходимой документа­цией и учебно-наглядным материалом по охране труда и технике безопасности.

6.1.2. Планирует и осуществляет мероприятия по охране труда в соответст­вии с Номенклатурой (приложение №1), обеспечивает безопасную эксплуатацию инженерно-технических коммуникаций, оборудование и принимает меры по приведению их в соответствие с действующи­ми ГОСТами ССБТ, правилами и нормами по охране труда.

Своевременно организует осмотры и ремонт зданий учреж­дения (полы, потолки, лестницы, вентиляционные установки в туа­летных комнатах).

6.1.3. Организует работу приемной комиссии с участием представителей органов народного образования, базового предприятия, профсоюз­ной, санитарной, пожарной, технической инспекции, а в необходи­мых случаях и представителей Госгортехнадзора, для оформления разрешения на эксплуатацию новых учебных кабинетов, лаборато­рий, мастерских, учебных цехов.

Без соответствующего акта - разрешения эксплуатации зда­ния (объекта), помещения, оборудования воспрещается.

6.1.4. Немедленно сообщает о групповом, тяжелом несчастном случае и

случае со смертельным исходом руководителю вышестоящего орга­на, техническому инспектору труда, в прокуратуру по месту проис­шествия несчастного случая.

6.1.5. Организует расследование несчастного случая, связанного с учебно-воспитательным процессом и производством в соответствии с поло­жением о расследованием и учете несчастных случаев на производ­стве, утвержденным постановлением Президиума ВЦСПС от 13 авгу­ста 1982 года №11-6, проводит анализ причин несчастного случая, осуществляет мероприятия по их предупреждению.

6.1.6. Ежегодно заключает соглашение по охране труда с комитетом проф­союза и обеспечивает его выполнение (приложение №2).

6.1.7. Совместно с комитетом профсоюза проводит 1 раз в полугодие итоги выполнения по охране труда.

6.1.8. Выносит на обсуждение педсовета, производственного совещания, или собрания трудового коллектива вопросы организации работы по охране труда и технике безопасности.

6.1.9. Отчитывается на общих собраниях трудового коллектива о состоя­нии охраны труда, выполнении мероприятий по оздоровлению рабо­тающих, учащихся и детей, улучшению условий труда и учебно-воспитательного процесса, а также принимаемых мерах по устране­нию недостатков.

6.1.10. Обеспечивает своевременное обучение педагогических работников учреждения по вопросам ОТ и ТБ на краткосрочных курсах и семи­нарах на базе районного, городского методкабинета.

6.1.11. Проводит вводный инструктаж по охране труда со всеми вновь при­нимаемыми на работу лицами, а также инструктаж на рабочем месте персонала возглавляемого им учреждения.

Проведение инструктажа оформляется в журнале установ­ленной формы (приложение №2).

6.1.12. Оформляет на работу лиц, подлежащих предварительному медицин­скому освидетельствованию, только при наличии положительного заключения медицинского учреждения.

Контролирует своевременное проведение диспансеризации работников учреждения.

6.1.13. Обеспечивает работников учреждения спецодеждой, спецобувью и другими средствами индивидуальной защиты в соответствии с дей­ствующими типовыми нормами и инструкциями, а также учащихся при трудовом и профессиональном обучении, производственном труде, производственной практике в УПК и на базовых предприяти­ях.

6.1.14. Утверждает совместно с комитетом профсоюза инструкции по ТБ для кабинетов (лабораторий), школьных, учебных и учебно-производственных мастерских, цехов (пролетов, участков), спортив­ных залов в соответствии с типовыми инструкциями по ТБ, утвержденными Министерством просвещения СССР, Министерствами просвещения союзной республики и другими нормативными доку­ментами.

6.1.15. Обеспечивает изучение и выполнение настоящего Положения в тру­довом коллективе.

6.1.16. Несет персональную ответственность за обеспечение здоровых безо­пасных условий труда и проведение учебно-воспитательного процес­са, организует работу по ОТ и ТБ в соответствии с настоящим Поло­жением.

^ 6.2. ЗАМЕСТИТЕЛЬ РУКОВОДИТЕЛЯ ПО УЧЕБНОЙ (учебно-воспитательной, учебно-производительной) РАБОТЕ:

6.2.1. Является ответственным за организацию работы по созданию здоро­вых и безопасных условий учебно-воспитательного процесса.

6.2.2. Осуществляет непосредственное руководство и контроль за соблю­дением в учебно-воспитательном процессе норм и правил охраны труда, производственной санитарии и пожарной безопасности.

6.2.3. Организует разработку инструкций по ТБ для учащихся в учебных кабинетах, мастерских и т.д.

Контролирует своевременность проведения инструктажа учащихся и его регистрацию.

6.2.4. Определяет порядок обучения учащихся правилам дорожного дви­жения, пожарной безопасности, поведения на воде и улице, и т.д., осуществляет проверку знаний, планирует обучение педагогических работников учреждения по вопросам ОТ и ТБ.

6.2.5. Контролирует наличие и использование учебного оборудования, приборов, химреактивов при проведении учебно-воспитательного процесса строго в соответствии с Типовыми перечнями учебно-наглядных пособий и учебного оборудования для общеобразователь­ных школ, а также соответствие школьной мебели возрастным кате­гориям (группам) учащихся.

6.2.6. Своевременно принимает меры к изъятию химреактивов, учебного оборудования, приборов, не предусмотренными типовыми перечня­ми.

6.2.7. Запрещает использование оборудования, не предусмотренного Типо­выми перечнями, в том числе самодельного, установленного в мас­терских, кабинетах (лабораториях) без разрешения технической ин­спекции труда (без соответствующего акта-разрешения).

В учреждениях, где указанной должности нет, эти обязанно­сти выполняет руководитель учреждения.

^ 6.3. ЗАМЕСТИТЕЛЬ (помощник) ДИРЕКТОРА ПО АДМИНИСТРА­ТИВНО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ РАБОТЕ (по хозяйственной части), ЗА­ВЕДУЮЩИЙ ХОЗЯЙСТВОМ:

6.3.1. Несет ответственность за организацию работы по охране труда, про­ведения мероприятий по предупреждению травматизма и профессиональной заболеваемости.

6.3.2. Обеспечивает соблюдение требований ТБ при эксплуатации произ­водственного и энергетического оборудования, машин и механизмов, паровых и водонагревательных котлов, сосудов, работающих под давлением.

6.3.3. Обеспечивает правильность применения разработанной производст­венной технологии производства при охладировании и храпении ма­териальных ценностей, погрузочно-разгрузочных работ, соблюдения норм переноски тяжестей, санитарно-гитиенического состояния бы­товых и вспомогательных помещений.

6.3.4. Обеспечивает правильную эксплуатацию и эффективность работы вентиляционных установок.

6.3.5. Разрабатывает инструкции по ТБ для каждой профессии рабочих и обслуживающего персонала с учетом конкретных условий труда, представляет на утверждение комитету профсоюза и руководителю учреждения.

6.3.6. Организует с соответствующими органами обучение персонала, об­служивающего котлы и водонагреватели, баллоны и сосуды со сжа­тым и сжиженным газом, компрессоры, электрические установки и другие агрегаты и механизмы повышенной опасности.

6.3.7. Проводит инструктаж персонала на рабочем месте, повторный и внеплановый, проверку знаний, оформляет допуск персонала к само­стоятельной работе с записью в журнале регистрации, инструктажа на рабочем месте.

6.3.8. Обеспечивает эксплуатацию и содержание зданий, сооружений и территории учреждения в соответствии с требованиями ТБ и произ­водственной санитарии.

6.3.9. Обеспечивает безопасное движение людей и транспорта на террито­рии учреждения.

6.3.10. Своевременно организует осмотр и текущий ремонт зданий и поме­щений, вентиляционных и тепловых сетей, электрических и санитарно-технических установок, электроарматуры, водопроводно-канализационного хозяйства.

6.3.11. Осуществляет систематический контроль за исправностью водопро­вода, газопровода, канализации, тепловых сетей.

6.3.12. Организует проведение периодических внутренних осмотров, гид­равлических испытаний и очистку водогрейных котлов и водонагре­вателей.

6.3.13. Обеспечивает работников спецодеждой, спецобувью и другими сред­ствами индивидуальной защиты в соответствии, с действующими типовыми нормами.

6.3.14. Организует учет, хранение, выдачу, сушку, дезинфекцию и ремонт спецодежды и спецобуви.

6.3.15. Обеспечивает соблюдение противопожарного состояния зданий исооружений, следит за исправностью средств пожаротушения. В уч­реждениях, где нет указанной должности, эти обязанности выполня­ет руководитель учреждения.

6.4. ОРГАНИЗАТОР ВНЕКЛАССНОЙ И ВНЕШКОЛЬНОЙ ВОСПИТА­ТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ И РАБОТНИК, ОТВЕТСТВЕННЫЙ ЗА ОРГАНИЗАЦИЮ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ, ПРОФЕССИО­НАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ И ОБЩЕСТВЕННО ПОЛЕЗНОГО ТРУ­ДА, ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОГО ТРУДА ШКОЛЬНИКОВ:

6.4.1. Является ответственным за работы по созданию здоровых и безопас­ных условий при проведении внеклассных и внешкольных меро­приятий, трудового обучения, профессиональной ориентации и об­щественно полезного труда, производительного труда.

6.4.2. Организует внеклассную и внешкольную работу, общественно по­лезный труд учащихся в строгом соответствии с нормами и правила­ми охраны труда.

6.4.3. Оказывает методическую помощь руководителям кружков, спортив­ных секций, походов, экскурсий, трудовых объединений, обществен­но полезного, производительного труда и т.п. в вопросах обеспече­ния охраны труда школьников, предупреждения травматизма и дру­гих несчастных случаев.

6.4.4. Проводит учебу, инструктаж классных руководителей, учителей, воспитателей, учащихся и других лиц, привлеченных к организации общественно полезного, производительного труда, внеклассной и внешкольной работы, контролирует проведение инструктажей с учащимися с регистрацией в специальном журнале.

6.4.5. Контролирует соблюдение и принимает меры по выполнению санитарно-гигиенических норм и требований, правил по ТБ и пожарной безопасности при проведении внеклассной и внешкольной работы, привлечение школьников к общественно-полезному производитель­ному труду.

6.4.6. Организует с учащимися, детьми, родителями мероприятия по пре­дупреждению травматизма, дорожно-транспортных происшествий, несчастных случаев, происходящих на улице, воде и т.д.

6.5. ЗАВЕДУЮЩИЙ УЧЕБНЫМ КАБИНЕТОМ, ЛАБОРАТОРИЕЙ, МАСТЕРСКОЙ, УЧЕБНО-ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ МАСТЕР­СКОЙ, МАСТЕР ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ, РУКОВО­ДИТЕЛЬ ОБЩЕСТВЕННО ПОЛЕЗНОГО, ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОГО ТРУДА, РУКОВОДИТЕЛЬ КРУЖКА, СЕКЦИЙ:

6.5.1. Обеспечивает безопасное состояние рабочих мест, оборудования, приборов, инструментов, спортивного инвентаря и т.д.

6.5.2. Принимает необходимые меры по выполнению действующих правил и инструкций по технике безопасности, производственной санита­рии, правил пожарной безопасности, по созданию здоровых и безо­пасных условий проведения занятий, общественно полезного,

производственного труда.

6.5.3. Проводит инструктаж по ТБ с учащимися на уроках трудового про­фессионального обучения с обязательной регистрацией в классном журнале, а при проведении внеклассных занятий (кружки, секции, общественно полезный, производительный труд) в специальном журнале.

6.5.4. Не допускает учащихся к проведению работ или занятиям без преду­смотренной спецодежды, спецобуви и других средств индивидуаль­ной защиты

6.5.5. Приостанавливают проведение работ или занятий, сопряженных с опасностью для жизни или здоровья, и докладывают об этом руково­дителю учреждения: в соответствии с действующим законодательст­вом несут личную ответственность за несчастный случай, проис­шедший с учащимися или детьми во время учебно-воспитательного процесса в результате нарушений норм и правил охраны труда.

6.5.6. Немедленно извещает руководителя учреждения о несчастном слу­чае.

6.5.7. Вносят предложения по улучшению условий труда и учебы для

включения их в соглашение по охране труда.

^ 6.6. УЧИТЕЛЬ, КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ, ВОСПИТАТЕЛЬ:

6.6.1. Изучает с учащихся (детьми) правила по охране труда и технике безопасности, строго их соблюдают при проведении учебно-воспитательного процесса.

6.6.2. Несут личную ответственность за сохранность жизни и здоровья школьников и детей во время проведения уроков, экскурсий, похо­дов, спортивных игр и соревнований, общественно полезного, произ­водительного труда, работы групп продленного дня и т.д.

6.6.3. Немедленно сообщает руководителю учреждения о происшедшем несчастном случае, принимает меры по оказанию помощи постра­давшим.

6.6.4. Обеспечивает безопасное проведение учебно-воспитательного про­цесса, проводят инструктаж с учащимися по технике безопасности на уроках по предметам учебного плана (физика, химия, биология, фи­зическая культура, трудовое обучение, основы информатики и вы­числительной техники) с обязательной регистрацией в классном журнале, а также инструктаж по проведении внеклассных и внешко­льных мероприятий (экскурсий, поход, спортивные соревнования, вечера и др.) но правилам пожарной безопасности, дорожного дви­жения, поведения на улице, воде и т.д. с регистрацией в специальном журнале.

6.6.5. Воспитывают у учащихся и детей чувство личной ответственности за соблюдение правил техники безопасности и пожарной безопасности, дорожного движения на улице, воде и т.д.


Система стандартов безопасности труда

Организация обучения безопасности труда

^ ОБЩЕЕ ПОЛОЖЕНИЯ

ГОСТ 12.0.004-90 Издание официальное

Государственный комитет СССР

по управлению качеством продукции и стандартам


Настоящий стандарт устанавливает порядок и виды обучения и про­верки знаний по безопасности труда и других видов деятельности рабочих, служащих руководителей и специалистов народного хозяйства, а также уча­щихся и распространяется на все предприятия, ассоциации, концерны и орга­низации народного хозяйства, колхозы, совхозы, кооперативы, арендные кол­лективы (далее - предприятия), учебные заведения, учебно-воспитательные учреждения (далее - учебные заведения).

Стандарт является основополагающим в комплексе государственных стандартов, руководящих и методических документов по обучению рабо­тающих и изучению дисциплин по безопасности труда и других видов дея­тельности.

Стандарт не отменяет специальных требований к порядку проведения обучения, инструктажа и проверки знаний персонала обслуживающего объ­екта, подконтрольные органам государственного надзора, установленных со­ответствующими правилами.

^ 1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Обучение и инструктаж по безопасности труда носит непрерывный мно­гоуровневый характер и проводится на предприятиях промышленности, транспорта, связи, строительства, в общеобразовательных и профессио­нальных учебных заведениях, во внешкольных учреждениях, а также при совершенствовании знаний в процессе трудовой деятельности.

Воспитанников школьных и дошкольных учреждений знакомят с правилами безопасного поведения в процессе учебно-воспитательных занятий.

1.2. Лиц, занимающихся индивидуальным трудом или входящих в состав комплексных бригад, а также совмещающих профессий, обучают и ин­структируют по безопасности труда в полном объеме по их основной и совмещаемой профессии (работе).

1.3. Ответственность за организацию своевременного и качественного обу­чения, и проверку знаний в целом по предприятию и учебному заведе­нию возлагается на его руководителя, а в подразделениях (цех, участок, лаборатория, мастерская) - на руководителя подразделения.

1.4. Своевременность обучения по безопасности труда работников предпри­ятия и учебного заведения контролирует отдел (бюро, инженер) охраны труда или инженерно-технический работник, на которого возложены эти

обязанности приказом руководителя предприятия (учебного заведения). Решения правления (председателя) колхоза, кооператива арендного кол­лектива.

1.5. Работники совместных предприятий, кооперативов и арендных коллек­тивов проходят обучение и проверку знаний в порядке, установленном для государственных предприятий и организаций соответствующих от­раслей народного хозяйства.

1.6. Руководители предприятий и учебных заведений обеспечивают ком­плектование служб охраны труда соответствующими специалистами и систематическое повышение их квалификации не реже одного раза в 5 лет.

1.7. К замещению должности инженера по охране труда допускаются лица, имеющие диплом о присвоении квалификации инженера по охране тру­да или стаж работы в этой должности (специальности) не менее одного года. Лица, впервые вступившие в должность инженера по охране труда и не имеющие соответствующего диплома или стажа, должны пройти обучение по безопасности труда по специальным программам на курсах при институтах и факультетах повышения квалификации или других уч­реждений до исполнения должностных функций.

^ 2. ИЗУЧЕНИЕ ОСНОВ И ОБУЧЕНИЕ ТРЕБОВАНИЯМ БЕЗОПАСНОСТИ ТРУДА И ДРУГИМ ВИДАМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕ­НИЯХ.

2.1. Изучение вопросов безопасности труда и других видов деятельности ор­ганизуется и проводится на всех стадиях образования в учебно-воспитательных учреждениях и учебных заведениях страны с целью формирования у подрастающего поколения сознательного и ответствен­ного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окру­жающих.

2.2. В дошкольных учреждениях воспитанников в процессе занятий и других видов детской деятельности знакомят с основами безопасного поведения в быту, на улице и в самом учреждении при проведении различных ме­роприятий. С воспитанниками проводят занятия по правилам дорожного движения, пожарной безопасности, электробезопасности и т.д. Занятия проводятся воспитателями, сотрудниками ГАИ, пожарной охраны, мед­работниками и др. Контроль знаний осуществляется путем опроса вос­питанников и практических занятий с ними.

2.3. В общеобразовательных школах всех типов и наименований учащимся прививают основополагающие знания и умения по вопросам безопасно­сти труда и другим видам деятельности в процессе изучения учебных дисциплин. Обучение учащихся (в виде инструктажей) правилам безо­пасности проводится перед началом всех видов деятельности: при тру­довой и профессиональной подготовке, а также при проведении экскур­сий, походов, спортивных, кружковых занятий и другой внешкольной и внеклассной работы. Учащиеся при прохождении трудовой и профессиональной подго­товки в межшкольяых мастерских, учебно-производственных комбина­тах изучают вопросы безопасности труда во время теоретических заня­тий, а также обучается конкретным правилам технической безопасности перед допуском их к практической работе.

2.4. Обучение детей и подростков правилам безопасного поведения и техни­ки безопасности во время пребывания на занятиях или проведение раз­личных мероприятий во всех внешкольных учреждениях проводятся в виде инструктажей, а также специальных занятий, если практическая деятельность их требует особых знаний и навыков по безопасности тру­да.

2.5. Профессионально-технические училища вырабатывают у будущих рабо­чих сознательный, ответственный и квалификационный подход к вопро­сам обеспечения безопасности труда на рабочих местах в процессе изу­чения учащимися курса или разделов по охране труда в предметах в процессе изучения учащимися курса или разделов по охране труда в предметах профессиональной специальной подготовки с учетом конкретных различных категорий специальностей, уделяя особое внимание специальностям, связанным с работой в опасных и неблагоприятных ус­ловиях труда.

2.6. Вопросы безопасности труда и других видов деятельности изучают в обязательном порядке все студенты и учащиеся высших и средних спе­циальных учебных заведений в соответствии с утвержденными планами и программами.

Учащиеся средних специальных учебных заведений изучают курс «Охрана труда» или самостоятельный раздел по безопасности труда при прохождении специальных дисциплин.

Студенты технических, строительных, сельскохозяйственных, эко­номических и педагогических вузов изучают вопросы обеспечения безо­пасности труда при прохождении дисциплины «Безопасность жизнедея­тельности», включающий курс «Охрана труда», а также специальных дисциплин, содержащих соответствующие разделы. В остальных вузах, где курс «Охрана труда» не изучают, обучения студентов проводят в рамках изучения учебных дисциплин.

Дипломные проекты и курсовые работы студенты и учащихся техни­ческих, сельскохозяйственных, строительных высших и средних специ­альных учебных заведений включают вопросы безопасности труда.

Формой контроля знаний по окончании изучения курса обеспечения безопасности труда является экзамен.

2.7. Типовые программы, объем самостоятельных курсов, разделов и учеб­ное время, отводимое на изучение вопросов безопасности труда и других видов деятельности, на всех стадиях образования, зависят от специфики учебного заведения, получаемой специальности и утверждается в уста­новленном порядке Гособразованием .

2.8. При организации любого коллективного вида трудовой деятельности, учащейся молодежи вне учебных занятий (студенческие отряды и другие трудовые школьные объединения, сельскохозяйственные, строительные и др. работы) проводят занятия со студентами и учащимися учебных за­ведений по основам трудового законодательства нормам и правилам безопасности труда. Основное обучение студентов и учащихся вопросам безопасности труда проводятся на местах производства работ предпри­ятиями, организациями, учреждениями.

2.9. Ответственность за выполнение типовых программ, выполнение полного объема отведенного учебного времени и качество знаний по вопросам безопасности труда и других видов деятельности несут руководители учебно-воспитательных учреждений и учебных заведений.

^ 3. ОБУЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ТРУДА ПРИ ПОДГОТОВКЕ РАБОЧИХ, ПЕРЕПОДГОТОВКЕ И ОБУЧЕНИИ ВТОРЫМ ПРОФЕССИЯМ,

3.1. Обучение безопасности труда при подготовке рабочих, переподготовке, получение второй профессии, повышение квалификации непосредствен­но на предприятиях организуют работники отдела подготовки кадров или технического обучения (инженер по обучения) с привлечением не­обходимых специалистов отделов и служб предприятия и других орга­низаций.

3.2. Учебные программы по безопасности труда должны предусматривать теоретическое и производственное обучение.

Теоретическое обучение осуществляют в рамках специального учеб­ного предмета «Охрана труда» или соответствующего раздела по спец­технологии в объеме не менее 10 часов. Предмет «Охрана труда» следу­ет преподавать при подготовке рабочих но профессиям, к которым предъявляются дополнительные (повышенные) требования безопасности труда, а также по профессиям и работам, связанным с обслуживанием объектов, подконтрольных органам государственного надзора в про­мышленности, строительстве, агропромышленном комплексе, на транс­порте и других отраслях в объеме не менее 60 часов для ПТУ и не менее 20 часов - при подготовке на производстве.

Виды таких профессий и работ определяет Гособразование по согласованию с органами государственного надзора и технической ин­спекции труда.

3.3. Вопросы безопасности труда должны быть включены в другие учебные дисциплины, связанные с технологией, конструкцией оборудования и т.д.

3.4. Производственное обучение безопасным методам и приемам труда про­водят в учебных лабораториях, мастерских, участкам, цехах, на полиго­нах, рабочих местах, и специально создаваемых на предприятиях, в учебных заведениях под руководством преподавателя мастера (инструк­тора) производственного обучения или квалифицированного рабочего. При отсутствии необходимой учебной материальной базы в порядке исключения допускается проводить обучение на существующих рабочих местах предприятия.

3.5. Обучение безопасности труда следует проводить по учебным програм­мам, составленным на основе типовых программ, разработанных в соот­ветствии с типовым положением о непрерывном профессиональном и экономическом обучении кадров народного хозяйства и согласовывают с отраслевыми профсоюзными органами а для работ, к которым предъяв­ляются дополнительное (повышение) требования безопасности труда, - и с соответствующими органами государственного надзора.

3.6. Обучение безопасности труда при подготовке рабочих по профессиям, к которым предъявляются дополнительные (повышенные) требования безопасности труда, завершается экзаменом по безопасности труда. При подготовке рабочих других профессий вопросы охраны труда включает в экзаменационные билеты по спецтехнологии и в письменные работы на квалификационных экзаменах.

^ 4. СПЕЦИАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ И ПРОВЕРКА ЗНАНИЙ РАБОЧИХ.

4.1. В отдельных отраслях, связанных с работами, к которым предъявляются дополнительные (повышенные) требования безопасности груда, прохо­дят дополнительное специальное обучение безопасности труда с учетом этих требований.

4.2. Перечень работ профессий, по которым проводят обучение, а также по­рядок, форму, периодичность, продолжительность обучения устанавли­вают с учетом отраслевой нормативно-технической документации руко­водители предприятий по согласованию с профсоюзным комитетом, ис­ходя из характера профессии, вида работ производства и условий труда.

4.3. Обучение осуществляют по программам, разработанным с учетом отрас­левых типовых программ и утвержденным руководителем (главным ин­женером) предприятия по согласованию с отделом (бюро, инженером) охраны труда и профсоюзным комитетом.

4.4. После обучения экзаменационная комиссия проводит проверку теорети­ческих знаний и практических навыков.

Результаты проверки знаний оформляют протоколом (приложение 1) и фиксируют в личной карточке прохождения обучения, если она при­меняется (приложение 2).

Рабочему, успешно прошедшему проверку знаний, выдают удостове­рение на право самостоятельной работы.

4.5. Рабочие, связанные с выполнением работ или обслуживанием объектов (установок, оборудования) повышенной опасности, а также объектов, подконтрольных органам государственного надзора, должны проходить периодическую проверку знаний по безопасности труда в сроки, уста­новленные соответствующими правилами.

Перечень профессий рабочих, работа по которым требуем прохожде­ния проверки знаний, и состав экзаменационной комиссии, утверждает руководитель (главный инженер) предприятия учебного заведения по

согласованию с профсоюзным комитетом.

Проведение проверки знаний рабочих по безопасности труда оформ­ляют протоколом.

4.6. При получении рабочим неудовлетворительной оценки повторную про­верку знаний назначают не позднее одного месяца. До повторной про­верки он к самостоятельной работе не допускается.

4.7. Перед очередной проверкой знаний на предприятиях организуют заня­тия, лекции, семинары, консультации по вопросам охраны труда.

4.8. Все рабочие, имеющие перерыв в работе по данному виду работ, долж­ности, профессии более трёх лет, а при работе с повышенной опасно­стью - более одного года, должны пройти обучение по безопасности труда до начала самостоятельной работы.

^ 5. ОБУЧЕНИЕ И ПРОВЕРКА ЗНАНИЙ РУКОВОДИТЕЛЕЙ И СПЕЦИА­ЛИСТОВ.

5.1. Руководители и специалисты народного хозяйства, вновь поступившие на предприятие (кооператив), должны пройти вводный инструктаж.

5.2. Вновь поступивший на работу руководитель и специалист, кроме ввод­ного инструктажа, должен быть ознакомлен вышестоящим должностным лицом:

с состоянием условий труда и производственной обстановкой на вверенном ему объекте, участке;

с состоянием средств защиты рабочих от воздействия и вредных производственных факторов;

с производственным травматизмом и профзаболеваемостыо; с необходимыми мероприятиями по улучшению условий и охране труда, а также с руководящими материалами и должностными обя­занностями по охране труда.

Не позднее одного месяца со дня вступления в должность они прохо­дят проверку знаний. Результаты проверки оформляют протоколом.

5.3. Руководители и специалисты предприятий, учебных заведений, связан­ные с организацией и проведением работы непосредственно на произ­водственных участках, а также осуществляющие контроль и тех. надзор, подвергаются периодической проверке знаний по технике безопасности труда не реже одного раза в три года, если эти сроки не противоречат ус­тановленным специальными правилами требованиям.

Руководители предприятий, учебных заведений (директора, главные инженеры и их заместители), главные специалисты, а также работники отдела (бюро, инженер) охраны труда проходят периодическую провер­ку знаний в порядке, установленном вышестоящей организацией.

Проверку знаний у руководителей и специалистов кооперативов, арендных коллективов, малых и др. самостоятельных предприятий про­водят в комиссиях, организуемых областными (городскими) комитетами отраслевых профсоюзов.

5.4. Перед очередной проверкой знаний руководителей и специалистов организуют семинары, лекции, беседы, консультации по вопросам охраны труда в соответствии с программами, разработанными на предприятии,, в учебном заведении и утвержденными его руководителем (главным ин­женером).

5.5. Для проверки знаний руководителей и специалистов приказом по пред­приятию, учебному заведению по согласованию с профсоюзным комите­том создают постоянно действующие экзаменационные комиссии.

5.6. В состав комиссий включают работников отделов (бюро, инженера) ох­раны труда, главных специалистов (механик, энергетик, технолог), пред­ставителей профсоюзного комитета. Для участия в работе комиссий в необходимых случаях приглашают представителей органов государст­венного надзора, технической инспекции труда.

Конкретный состав, порядок и форму работы экзаменационной ко­миссии определяют руководители предприятий, учебных заведений.

5.7. В работе комиссии принимают участие лица, прошедшие проверку зна­ний.

5.8. Результаты проверки знаний руководителей и специалистов оформляют протоколом (приложение 1).

5.9. Работники, получившие неудовлетворительную оценку, в срок не более одного месяца должны повторно пройти проверку знаний в комиссии.

5.10. Внеочередную проверку знаний руководителей и специалистов прово­дят:

1) при вводе в действие новых или переработанных нормативных до­кументов по охране труда;

2) при вводе в эксплуатацию нового оборудования или внедрения но­вых технологических процессов;

3) при переводе работника на другое место работы или назначении его на другую должность, требующую дополнительных знаний по охра­не труда;

4) по требованию органов государственного надзора, технической ин­спекции труда профсоюзов, вышестоящих хозяйственных органов.

^ 6. ОБУЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ТРУДА ПРИ ПОВЫШЕНИИ КВАЛИ­ФИКАЦИИ.

6.1. Повышение уровня знаний рабочих, руководителей и специалистов на­родного хозяйства по безопасности труда осуществляют при всех фор­мах повышения их квалификации по специальности (профессии) на про­изводстве, в институтах и факультетах повышения квалификации (ИПК и ФПК), предусмотренных Типовым положением о непрерывном про­фессиональном и экономическом обучении кадров народного хозяйства, утвержденными постановлениями Госкомтруда СССР, Гособразования СССР и ВЦПСС.

В учебно-тематические планы и программы курсов повышения ква­лификации по специальности должны быть включены вопросы безопас­ности труда в объеме не менее 10% общего объема курсов обучения.

6.2. Для руководителей и специалистов народного хозяйства организуют также спец. курсы по безопасности труда в ИПК и ФПК, краткосрочные курсы и семинары по безопасности труда на предприятиях.

6.3. Виды, периодичность, сроки и порядок обучения, а также форму кон­троля знаний по безопасности труда в системе повышения квалификации рабочих, руководителей и специалистов народного хозяйства устанавли­вают в соответствии с существующим порядком, определенном Типо­вым положением о непрерывном профессиональном и экономическом обучении кадров народного хозяйства.

  1   2   3

Поиск по сайту:

Добавить текст на свой сайт


База данных защищена авторским правом ©ДуГендокс 2000-2014
При копировании материала укажите ссылку
наши контакты
DoGendocs.ru
Рейтинг@Mail.ru
Разработка сайта — Веб студия Адаманов