Категории:

Сопровождение профессионального самоопределения школьника: педагогический аспект

Поиск по сайту:


Дата22.03.2012
Размер31.4 Kb.
ТипДокументы
Подобный материал:

Сопровождение профессионального самоопределения школьника: педагогический аспект.


Теория и практика профессиональной ориентации молодежи имеют почти столетнюю историю, и за это время накоплен ценный опыт и множество методов работы, но проблема профессионального самоопределения остается актуальной во все времена и эпохи. Не прекращается научный и практический поиск новых подходов к решению данной проблемы. Одной из основных причин поиска новых подходов является перманентный характер профессиональной ориентации молодежи, обусловленный социально-экономическими изменениями, происходящими в обществе, и научными достижениями в области профессионального самоопределения, а также спецификой ситуации в России, сложностью переживаемого ею социально-экономического кризиса и поиском путей выхода из него, когда многие старые нравственные и мировоззренческие принципы оказались отторгнутыми, а новые вызывают большие сомнения. Другая причина – хроническое отставание практики от теории и теории от жизни. Третья не менее важная причина – отсутствие социального заказа не только на подготовку школьников к профессиональному выбору, но и на специалиста – будущего профессионала.

Профессиональная профориентация школьников всегда рассматривалась наукой и практикой как важнейшая составляющая школьного образования. Однако не всегда находились правильные решения этого вопроса.

Сегодня приоритетную роль в развитии личности, ее самоопределении начинают играть ценностно-смысловые, а не социально-адаптационные моменты, конструирование собственных смыслов самоосуществления.

По мнению психологов, важнейший фактор профессионального развития – внутренняя сфера личности, ее активность, потребность в полной самореализации. Творческий потенциал личности в профессиональном труде проявляется в интерактивных характеристиках: профессиональной направленности, профессиональной компетентности, эмоциональной гибкости (Л.М.Митина).

Необходимо также учитывать, что сегодня на смену монопрофессионализму приходит полипрофессионализм, поэтому нужно быть готовым к тому, что знаний и умений, полученных за период обучения в молодости, не хватит на всю трудовую жизнь. Необходима подготовка специалиста, способного к функциональной адаптации в различных сферах деятельности, умеющего самостоятельно проектировать и реализовывать свои образовательные и профессиональные ценности.

Такой подход предусматривает формирование ценностно-смысловой готовности личности в профессиональном выборе. При этом главное внимание необходимо уделить разработке педагогических технологий поисковой надпредметной деятельности: исследовательской, дискуссионной, моделирующей, рефлексивной. То есть технологий, направленных на развитие самостоятельности человека (О.Газман)

Обращенность образования к личной ориентации школьника не допускает использования в целях профориентации технологий, направленных на обобщенную модель ученика, когда он находится в жестком плену управления жизненными и профессиональными планами, когда человек рассматривается как средство, важнейший фактор экономического роста общества, а не как субъект самоопределения и саморазвития.

В этой ситуации следует отказаться от жестких парадигм –«управление», «формирование» - и рассматривать социально – педагогическое самоопределение личности с позиции сопровождения. Применение этого термина в педагогике и профессиональной ориентации используется многими учеными (С.Д.Поляков, В.С.Слободчиков, Ф.М.Фрумин, А.В.Мудрик и др.) Таким образом, под педагогическое сопровождение профессионального самоопределения школьников – особая сфера деятельности педагога, ориентированная на взаимодействие со школьником по оказанию ему поддержки в становлении личностного роста, социальной адаптации, принятии решения об избираемой профессиональной деятельности и самоутверждения в ней.

Результатом педагогического сопровождения профессионального самоопределения школьников является овладение ключевыми компетенциями, под которыми понимаются универсальные умения действовать вне рамок формального образования в меняющихся социальных, экономических и культурных условиях.

Согласно уровням самостоятельности школьника могут быть определены главные цели педагогической поддержки профессионального самоопределения: помощь в конкретном выборе варианта дальнейшего обучения или трудоустройства; содействовать развитию способностей самоопределяющегося школьника.

Достижение указанных целей возможно с помощью конкретных психолого-педагогических технологий, при реализации которых необходимо учитывать: реальные условия их проведения; уровень квалификации педагогов; специфику профориентационных проблем данного города и региона; сложность профориентационных задач, решаемых в работе с каждым конкретным школьником.

Скачать, 103.56kb.
Поиск по сайту:

Добавить текст на свой сайт


База данных защищена авторским правом ©ДуГендокс 2000-2014
При копировании материала укажите ссылку
наши контакты
DoGendocs.ru
Рейтинг@Mail.ru
Разработка сайта — Веб студия Адаманов