Загрузка...
Категории:

Загрузка...

Курса «Психологический практикум». Реализуется в рамках специальности 020400 «Психология». Относится к общепрофессиональным дисциплинам, федеральный компонент

Загрузка...
Поиск по сайту:


Скачать 142.15 Kb.
Дата22.03.2012
Размер142.15 Kb.
ТипПрактикум
Содержание
1. Организационно-методический раздел
1.2. Цели и задачи курса
1.3. Требования к уровню освоения содержания курса
1.4. Формы контроля
2. Содержание учебной дисциплины
2.2. Содержание отдельных разделов и тем
3. Учебно-методическое обеспечение дисциплины
3.3.Список основной и дополнительной литературы
Подобный материал:

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ


Хорошилов Б.М.


Выписка из образовательного стандарта по дисциплине «Психологический практикум»

Методы исследования в психологии; процедуры получения и описания эмпирических данных; стандартные способы представления и обработки данных и анализа результатов; планирование эмпирических исследований; виды наблюдения в психологии: стандартизованное, лабораторное, полевое, включенное, невключенное; навыки ведения, обработки и интерпретации протоколов; навыки создания психологического и поведенческого портретов личности на основе наблюдения; виды беседы в психологии: стандартизированная, частично стандартизированная, свободная; навыки ведения беседы; подготовка и проведение частично стандартизированной беседы; психологические измерения: методы нольмерного (классические и современные процедуры измерения порогов чувствительности), одномерного и многомерного шкалирования; типы шкал; эксперимент и его разновидности в различных психологических школах, представленные как типы исследования в психологии; корреляционные исследования и квазиэкспериментальные планы.

^

1. Организационно-методический раздел




1.1. Название курса



«Психологический практикум». Реализуется в рамках специальности 020400 «Психология». Относится к общепрофессиональным дисциплинам, федеральный компонент.

^

1.2. Цели и задачи курса



Предметом данной учебной дисциплины является методика и техника эмпирического исследования в психологии, прежде всего, методики сбора эмпирических данных.

Значение дисциплины связано с тем, что методики сбора эмпирических данных являются ключевым инструментом эмпирического исследования в психологии, как научного, так и практического.

Дисциплина «Психологический практикум» играет важную роль в овладении теорией, методикой и техникой эмпирического психологического исследования.

Данный курс по существу связан с такими курсами как: «Психодиагностика», «Математические методы в психологии», «Экспериментальная психология» поскольку все эти курсы рассматривают разные аспекты эмпирического психологического исследования. Курс «Психологический практикум» закладывает основы теоретических знаний и практических навыков ведения эмпирического психологического исследования, на которые опираются вышеупомянутые учебные курсы.

В соответствии с таким пониманием назначения дисциплины, цели и задачи курса можно сформулировать следующим образом:

Во-первых, ознакомить студентов с системой понятий и представлений позволяющих как анализировать эмпирическое исследование представленное в публикации, так и проектировать самостоятельно собственное эмпирическое исследование.

Во-вторых, цель данной учебной дисциплины заключается в приобретении студентами навыков работы с конкретными методиками имеющими широкую область применения.

В третьих, практически освоить все этапы эмпирического исследования.

В четвертых, научиться практически изучать важнейшие психологические характеристики человека как индивида, субъекта деятельности, личности, индивидуальности.

^

1.3. Требования к уровню освоения содержания курса



Дисциплина «Психологический практикум» предназначена для того, чтобы дать теоретические представления об эмпирическом исследовании в психологии, основных методических средствах проведения исследования.

Кроме того, данная дисциплина ориентирована на получение практических умений и навыков, таких как:

умения и навыки организации, планирования, проведения эмпирического исследования, обработки и анализа результатов, формулирования выводов исследования;

умения и навыки применения основных эмпирических методов психологического исследования: наблюдения, опроса, измерения, эксперимента;

умения и навыки методического анализа эмпирических исследований в психологии;

умения и навыки использования в исследовательской и практической работе основных методик и техник сбора данных.

^

1.4. Формы контроля



Итоговый контроль по курсу. Для контроля усвоения данной дисциплины учебным планом предусмотрен: зачет.

Текущий контроль. В течение семестра постоянно выполняются практические работы, по которым выполняются индивидуальные задания. Результаты выполнения и защиты этих работ являются основанием для выставления оценок текущего контроля в рамках контрольных недель. Практические работы выполняются ЕЖЕНЕДЕЛЬНО. Выполнение всех работ является "обязательным для всех студентов. Студенты, не выполнившие в полном объеме все эти работы, не допускаются кафедрой к сдаче экзамена, как не выполнившие график учебного процесса по данной дисциплине.

^

2. Содержание учебной дисциплины




2.1. Новизна курса



В повышенном внимании к методическим приемам и средствам эмпирического психологического исследования. Данный курс направлен на формирование методической культуры исследователя и практика.

^

2.2. Содержание отдельных разделов и тем



Раздел 1. Общая характеристика эмпирического исследования в психологии


Тема 1.1. Особенности, структура и динамика эмпирического исследования в психологии.

Понятие о научном эмпирическом исследовании в психологии. Научная теория, научная гипотеза, научный факт и эмпирическое исследование. Виды эмпирических исследований: фундаментальное и прикладное, научное и практическое, корреляционное и экспериментальное.

Эмпирическое исследование как деятельность: функциональная структура. Этапы исследования и задачи, решаемые на каждом этапе.

Тема 1.2. Постановка и анализ проблемы исследования выдвижение гипотез, логический план, программа исследования.

Формулировка проблемы исследования, анализ истории и состояния проблемы, определение позиции исследователя по отношению к проблеме как условия и предпосылки выдвижения основной гипотезы исследования. Система гипотез исследования: основная против альтернативных. Логический план исследования как способ проверки истинности или ложности основной гипотезы против альтернативных. Примеры наиболее типичных планов эксперимента и корреляционного исследования.

Организационный план исследования. Организационные методы исследования по Б.Г. Ананьеву: сравнительный, лонгитюдинальный, комплексный.

Тема 1.3. Сбор данных исследования (эмпирические методы).

Наблюдение и эксперимент как общенаучные методы исследования. Наблюдение и другие описательные методы исследования (опрос, анализ процесса и продуктов деятельности, биографический методы). Виды наблюдения в психологии: стандартизованное, лабораторное, полевое, включенное, невключенное; навыки ведения, обработки и интерпретации протоколов; навыки создания психологического и поведенческого портретов личности на основе наблюдения;

Опрос: анкета и беседа. Виды беседы в психологии: стандартизированная, частично стандартизированная, свободная; навыки ведения беседы; подготовка и проведение частично стандартизированной беседы. Эксперимент и другие объяснительные методы (моделирование); эксперимент и его разновидности в различных психологических школах, представленные как типы исследования в психологии; корреляционные исследования и квазиэкспериментальные планы.

Психологическое измерение: методы нольмерного (классические и современные процедуры измерения порогов чувствительности), одномерного и многомерного шкалирования; типы шкал; уровни измерения и шкалы.

Сложные эмпирические методы: психодиагностический метод, анализ процесса и продуктов деятельности, биографический метод, моделирование.

Тема 1.4. Обработка и анализ данных эмпирического исследования.

Стандартные способы представления и обработки данных и анализа результатов. Количественный и качественный анализ данных эмпирического исследования. Основные процедуры первичного количественного анализа данных (вычисление важнейших мер центральной тенденции, мер вариативности, мер связи. Таблицы и графические средства представления данных.

Наиболее универсальные методы статистической проверки гипотез.

Тема 1.5. Интерпретация данных, выводы, отчет о проведенном исследовании.

Структурная и генетическая интерпретация эмпирических данных. Особенности интерпретации данных в экспериментальном, корреляционном исследовании. Структура отчета о проведенном эмпирическом исследовании.

Раздел 2. Методики изучения психологических свойств человека как субъекта деятельности, активности


Тема 2.1. Методики изучения сенсорных процессов.

Методические вопросы изучения абсолютных и дифференциальных порогов чувствительности. Классические психофизические методы (метод минимальных изменений, метод средней ошибки, метод постоянных раздражителей).Методы субъективной психофизики С. Стивенса (метод мультиплицирования, метод фракционирования, метод прямой числовой оценки).

Тема 2.2. Методики изучения восприятия.

Общие методические проблемы изучения восприятия и обзор приемов исследования. Классификация методик изучения восприятия. Особенности исследования пространственных, временных, информационных и энергетических характеристик восприятия.

Методики изучения зрительного восприятия.

Методики изучения слухового восприятия.

Методики изучения осязательного восприятия

Тема 2.3. Методики изучения мышления.

Методические приемы изучения процессуальных аспектов мышления: рассуждение вслух, решение практических задач, использование вспомогательных задач, решение формализованных игровых задач.

Методические приемы изучения результативности мышления в тестах интеллекта и общих способностей. Приемы изучения вербального мышления, приемы изучения невербального мышления.

Тема 2.4. Методики изучения памяти.

Методики изучения кратковременной памяти. Приемы изучения вербальной долговременной памяти. Приемы изучения образной долговременной памяти. Методики исследования динамики процессов сохранения и забывания.

Тема 2.5. Методики изучения речи.

Методические приемы изучения восприятия и понимания устного и письменного речевого сообщения. Методические приемы изучения процесса порождения речевого сообщения.

Психосемантические методы: семантический дифференциал Ч. Озгуда и его разновидности, репертуарные решетки Келли и др.

Тема 2.6. Методики изучения процессов психической регуляции: внимания, психомоторики и саморегуляции

Методики изучения основных свойств внимания, основные методические приемы. Корректурная проба, таблицы Шульте и др.

Методики изучения сенсомоторных реакций. Методики изучения перцептивно-моторной регуляции действий. Методики изучения регуляции действий вторичным образом (представлением), методические приемы изучения речемыслительной регуляции действия.

Тема 2.7. Методики изучения эмоций.

Обзор основных методических приемов изучения эмоций.

Объективные и субъективные показатели эмоциональных явлений. Шкала дифференциальных эмоций К. Изарда.

Тема 2.8. Методики изучения психических состояний.

Опросники как средство изучения психических состояний. Методика САН. Поведенческие показатели психических состояний утомления, эмоционального стресса, монотонии. Косвенные исследования психических состояний по динамике показателей продуктивности когнитивных процессов и процессов психической регуляции деятельности.


Раздел 3. Методики изучения психологических свойств человека как личности


Тема 3.1. Методики изучения структуры личности.

Типологический и факторный подходы к исследованию структуры личности. Структурное описание личности в методиках MMPI, 16 PF, ПДО А.Е. Личко.

Тема 3.2. Эмпирические Методики изучения наиболее интегральных личностных свойств.

Методики изучения тревожности. Методики изучения степени самоактуализации личности. Методики изучения агрессивности. Методика изучения локуса контроля личности (по Дж. Роттеру).

Тема 3.3. Эмпирические Методики изучения потребностей, мотивов, ценностей.

ТАТ как методика изучения мотивов и потребностей личности. Перечень побуждений по Г. Мюррею.

Методики изучения мотивации достижения. Методики изучения профессиональной направленности личности.

Тема 3.4. Эмпирическое изучение самосознания и образа - Я.

Методики исследования уровня притязаний личности. Методики изучения самооценки личности: Q - сортировка, МИС .

Тема 3.5. Эмпирическое исследование коммуникативных свойств личности.

Методика Т. Лири. Шкала эмпатии А. Меграбяна, Н. Эпштейна.


Раздел 4. Методики изучения психологических свойств человека как индивидуальности


Тема 4.1. Проблема методологии, теории, методики и техники экспериментального исследования психологической индивидуальности.

Комплексное психологическое или идеографическое исследование индивидуальности.

Тема 4.2. Модель комплексного исследования индивидуальности Б.Г. Ананьева.

Соотношение и связи индивидных, субъектных и личностных свойств в структуре индивидуальности. Соотношение психологических и непсихологических (биологических, социальных, физико-химических, информационных и др ) показателей в комплексном исследовании индивидуальности.

Тема 4.3. Модели синтетического описания индивидуальности в практике консультирования, психотерапии и клинического обследования.

Программа исследования личности в ее отношении к среде А.Ф. Лазурского и С.Л. Франка.

^

3. Учебно-методическое обеспечение дисциплины




3.1. Темы рефератов



Не планируется.

3.2. Образцы вопросов для подготовки к экзамену



Методы психофизики метод минимальных изменений.

Методы психофизики метод средней ошибки.

Методы психофизики метод постоянных раздражителей.

Методики изучения памяти и представлений методики изучения объема кратковременной памяти.

Методики изучения памяти и представлений методики изучения вербальной долговременной памяти.

Методики изучения памяти и представлений методики изучения образной долговременной памяти.

Методики изучения потребностей, мотивов, ценностей.

Методики изучения мышления экспериментально-психологические методики изучения мышления.

Методики изучения мышления психодиагностические методики изучения словесно-логического мышления.

Методики изучения межличностных связей личности.

Методики изучения мышления психодиагностические методики изучения образного и практически действенного мышления.

Одна из методик предложенных для самостоятельного выполнения: описание процедуры проведения исследования, обработки данных, основы анализа данных.

Методики изучения речи. Методики изучения восприятия и порождения речевого сообщения.

Методики изучения речи. Психосемантические методики.

Методики изучения внимания.

Методики изучения психомоторики.

Методики изучения эмоций.

Методики изучения индивида. Методики изучения темперамента.

Методики изучения структуры личности. Типологический подход.

Методики изучения самоактуализации, локуса контроля личности.

Методики идеографического описания личности (синтетические характеристики).

Методики комплексного изучения индивидуальности.

Методики изучения структуры личности. Факторный подход

Методики изучения психических состояний

Методики изучения отдельных свойств личности (тревожности, агрессивности, эмпатии).

Методики изучения самооценки, образа я.

Внешняя валидность эмпирического исследования. Угрозы валидности исследования.

Отличие экспериментального исследования от других видов эмпирического исследования (описательного, корреляционного).

Методы обработки данных. Основные количественные показатели используемые в обработке психологических данных.

Эксперимент.

Метод измерения. Шкалы.

Психодиагностический метод.

Анализ процесса и продуктов деятельности. Биографический метод.

Техника наблюдения.

Общая характеристика метода наблюдения.

Методы организации исследования (по Б.Г. Ананьеву) Логические модели (планы) исследования.

Структура отчета о проведенном эмпирическом исследовании.

Внутренняя валидность эмпирического исследования и факторы ей угрожающие.

Этапы эмпирического исследования.

Общая характеристика структуры эмпирического исследования.

^

3.3.Список основной и дополнительной литературы



Основная литература:

1. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. - М.: Инфра-М,1997 (или СПб, Питер, 2000 2-е издание.)

2. Корнилова Т.В. Введение в психологический эксперимент. - М.,1997.

3. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии. /Под ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева. - СПб.: «Питер», 2000.

4. Современная психология. /Под ред. В.Н. Дружинина. - М.: Инфра М,1999.

5. Солсо Р. Когнитивная психология. - М.:Тривола,1996.

6. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – Спб.: Питер,1997.


Дополнительная литература:

1. Анастази А. Психологическое тестирование т.2. - М.: Педагогика, 1982.

2. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. - М.: Наука,1977.

3. Анастази А. Психологическое тестирование т.2. М.: Педагогика, 1982.

4. Бажин Е.Ф., Голынкина Е.А., Эткинд А.М. Опросник уровня субъективного контроля. - М.: Смысл,1993.

5. Бардин К.В. Проблема порогов чувствительности и психофизические методы. - М.: Наука, 1976.

6. Бардин К.В., Забродин Ю.М. Проблемы сенсорной психофизики.//Познавательные процессы ощущения, восприятие. Под ред. А.В. Запорожца, Б.Ф. Ломова, В.П. Зинченко. - М.: Педагогика ,1982.

7. Березин Ф.Б., Мирошников М.П., Рожанец Р.В. Методика многостороннего исследования личности. - М.; Медицина,1976.

8. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психологической диагностике. - 2 -е изд. - СПб.: Питер ,1999 (или: 1-е изд., Киев, 1989).

9. Воронин А.Н. Методики диагностики свойств внимания\\В кн. Методы психологической диагностики. Вып.1/ Под ред. В.Н. Дружинина, Галкиной Т.В. - М., 1993.

10. Гласс Дж., Стэнли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии. - М.: «Прогресс» 1976.

11. Годфруа Ж.. Что такое психология. - т.2. - М.: «Мир», 1996.

12. Готтсданкер Р. Основы психологического эксперимента. - М.: Изд-во МГУ,1982.

13. Дружинин В.Н. Структура и логика психологического исследования. Изд.2. - М., 1994.

14. Дзуки Э. Введение в методологию социально-психологического исследования. - Новосибирск: НГУ,1996.

15. Клаус Г. Введение в дифференциальную психологию учения. - М.: Прогресс,1982.

16. Изард К. Эмоции человека. – М.: Изд-во МГУ,1980.

17. Куликов Л.В. Психологическое исследование. - СПб.: Наука,1994.

18. Кэмпбелл Д. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях. - М.: Прогресс, 1980.

19. Леонова А.Б. Психодиагностика функциональных состояний человека. - М.: Изд-во МГУ, 1984.

20. Леонтьев Д.А. Тематической апперцепции тест. - М.: Смысл,1996.

21. Либин А.В. Дифференциальная психология. - М.: Смысл, 2000.

22. Марищук В.Л., Блудов В.М., Плахтиенко В.А., Серова Л.К. Методики психодиагностики в спорте. - М.: Просвещение,1985.

23. Мельников В.М., Ямпольский Л.Т. Введение в экспериментальную психологию личности. - М.: Просвещение, 1985.

24. Методы исследования в психологии: квазиэксперимент./Под ред. Т.В.Корниловой. - М.: Форум, ИНФРА-М, 1998.

25. Общий практикум по психологии. Метод наблюдения/ Под ред. М.Б. Михалевской. - М., 1985, ч.1.

26. Патохарактеродиагностический опросник для подростков и опыт его практического использования \Под ред. А.Е. Личко, Н.Я. Иванова - Л.: НИИ психоневрологии, 1976.

27. Петренко В.Ф. Основы психосемантики. - М., 1997.

28. Петренко В.Ф., Нистратов А. А. Построение вербального семантического дифференциала на базе русской лексики. - В кн: Исследование проблем речевого общения, - М.: Институт языкознания АН СССР, 1979.

29. Практикум по психологии. Под ред. А.Н. Леонтьева, Ю.Б. Гиппенрейтер. - М., Изд-во МГУ,1972.

30. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии. \Под ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева. - СПб., Питер, 2000.

31. Рок И. Введение в зрительное восприятие. тт 1,2. - М.: Педагогика,1980.

32. Столин В.В. Самосознание личности. - М.: Изд-во МГУ, 1984.

33. Тихомиров О.К. Психология мышления. - М.: Изд-во МГУ,1984.

34. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность: В 2 т. - М.: Педагогика,1986.

35. Экспериментальная психология. /Под ред. С. Стивенса т1. - М., 1960.

36. Экспериментальная психология. /Под ред. С. Стивенса т2. - М., 1963.

37. Экспериментальная психология. /Под ред. П. Фресса и Ж. Пиаже. Вып.1,2. - М.: Прогресс, 1966.

38. Экспериментальная психология. /Под ред. П. Фресса и Ж. Пиаже. Вып.3. - М.: Прогресс, 1970.

39. Экспериментальная психология. /Под ред. П. Фресса и Ж. Пиаже. Вып.4. -М.: Прогресс, 1973.

40. Экспериментальная психология. /Под ред. П. Фресса и Ж. Пиаже. Вып.5. - М.: Прогресс, 1975.

41. Экспериментальная психология. /Под ред. П. Фресса и Ж. Пиаже. Вып.6. - М.: Прогресс, 1978.

42. Шапкин С.А. Экспериментальное изучение волевых процессов. - М.: Смысл, 1997.

43. Франселла Ф., Баннистер Д. Новый метод исследования личности. - М., 1987.

44. Ханин Ю.Л. Краткое руководство к применению шкалы реактивной и личностной тревожности Ч.Д. Спилбергера. - Л., 1976.

45. Ханин Ю.Л. Шкала Марлоу-Кроуна для исследования мотивации одобрения. - Л.: НИИ Физической культуры,1976.

46. Шапкин С.А. Экспериментальное изучение волевых процессов. - М.: Смысл,1997.

47. Эткинд А. М. Опыт теоретической интерпретации семантического дифференциала. - Вопросы психологии, 1979, №1, с. 17-27.

48. Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы.- М.: Наука,1972.

Скачать, 174.64kb.
Поиск по сайту:

Добавить текст на свой сайт
Загрузка...


База данных защищена авторским правом ©ДуГендокс 2000-2014
При копировании материала укажите ссылку
наши контакты
DoGendocs.ru
Рейтинг@Mail.ru