Категории:

Технологическая карта урока

Поиск по сайту:


Скачать 443.9 Kb.
Дата22.03.2012
Размер443.9 Kb.
ТипУрок
Содержание
Этапы урока
Учебно-методическое обеспечение
Этапы урока, предполагаемый результат
Методы, приемы и формы обучения
Деятельность учителя
Замечания и корректировка действий учителя на уроке
Дидактическое обеспечение урока
Реализация эмоционально-ценностной среды урока
Контрольно-коррекционное обеспечение урока
Приведем примеры использования «формулы грамотного формулирования когнитивных целей урока».
4. Планируется, что к окончанию урока ученики будут владеть следующими умениями …
Приведем еще примеры дидактических целей
Примеры задач, связанных с реализацией воспитательных функций урока
Примеры задач, связанных с реализацией развивающих компонентов урока
Критерии качества образования учащихся
Личностное развитие
Сравнительная эффективность приемов и методов обучения учащихся
Сравнительная эффективность методов и приемов обучения учащихся
Типы учеников по каналу восприятия учебной информации
Сравнительная эффективность методов и приемов обучения учащихся
...
Полное содержание
Подобный материал:

Технологическая карта урока


Согласно концепции Т.И.Шамовой, технологическая карта является формой конструирования учителем образовательного процесса, совмещающую в себе традиционное тематическое планирование с поурочным. Сущностной характеристикой технологической карты становится представление образовательного процесса на уровне технологии – на уровне проектирования и конструирования, включая описание действий учителя и учащихся (действий целеполагания, организации, контроля и регулирования).

Различают технологическую карту темы и технологическую карту учебного занятия.

Логика конструирования технологической карты (по Т.И.Шамовой):


1) определение конечных результатов изучения предстоящей учебной темы в действиях учащихся;

2) определение первого и заключительного учебных занятий;

3) разбиение содержания изучаемой темы на блоки;

4) определение в каждом содержательном блоке количества и типов учебных занятий;

5) прогнозирование целей и содержания каждого учебного занятия в блоке учебных занятий;

6) составление заданий для самоконтроля учащихся.

Примеры форм технологических карт уроков:


Вариант 1.



^ Этапы урока

Время, мин

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Методы, приемы и формы обучения

Прогнозируемый результат образовательной деятельности

^ Учебно-методическое обеспечение























Вариант 2.


^ Этапы урока, предполагаемый результат

Время, мин

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

^ Методы, приемы и формы обучения

Примечания




















Вариант 3.


^ Деятельность учителя

Этапы урока

Деятельность учащихся

Методы, приемы и формы обучения

^ Замечания и корректировка действий учителя на уроке

Информационно-познавательное обеспечение урока













^ Дидактическое обеспечение урока













Технолого-деятельностное обеспечение урока













^ Реализация эмоционально-ценностной среды урока













^ Контрольно-коррекционное обеспечение урока













Как диагностично определить

цели урока?


Самое главное на любом уроке – это деятельность учеников. Цель урока – это идеальный, мысленно предвосхищаемый результат деятельности на учебном занятии, а не сам процесс.

Выделяются 2 группы педагогических целей: обучающие (когнитивные) и цели личностного развития обучаемых.

Если когнитивные цели могут быть достигнуты в течение одного урока и может быть осуществлена диагностика степени их достижения, то существуют объективные трудности в формулировке и достижении целей личностного развития учащихся, поскольку нельзя четко описать и диагностировать интеллектуальные и нравственные приращения обучаемых в рамках 1 или нескольких уроков.

^ Приведем примеры использования «формулы грамотного формулирования когнитивных целей урока».

1. Предполагается, что к окончанию урока учащиеся будут … (называть, распознавать, преобразовывать, приводить примеры и др.)

2. Планируется, что к окончанию урока ученики будут знать закон Ома …., уметь решать расчетные задачи в 2-3 действия на следующие формулы…

3. Планируется, что к окончанию урока ученики смогут выполнить следующий тематический тест… И приводится содержание теста.

^ 4. Планируется, что к окончанию урока ученики будут владеть следующими умениями …

Воспитательные и развивающие цели урока формулируются несколько иначе. Приведем примеры «клише» целей личностного развития школьников.

1. Способствовать тому-то … и тому-то…

2. Создать условия для того-то… и того-то …

3. Организовать на уроке ситуацию, восстребующую от учащихся того-то… и того-то…

4. Содействовать тому-то … и тому-то…

Например, 1) создать ситуацию нравственного выбора при рассмотрении биографического материала о Ф. Ленарде, лауреате Нобелевской премии по физике и ярком активисте фашистского движения; 2) создать на уроке ситуацию рефлексии по поводу самоопределения на групповую работу; 3) создать условия для развития конструкторских способностей школьников; 4) способствовать развитию у обучаемых исследовательских умений и навыков и др.

^ Приведем еще примеры дидактических целей:

«Выявление и закрепление знаний по теме …»

«Устранение пробелов в знаниях учащихся …»

«Введение новых понятий (идет их перечень) …»

«Обучение навыкам чтения …»

«Изучения схем включения …»

«Изучение принципа действия и устройства …»

«Расширение знаний о …»

«Выявление знаний по теме …, умение их применять в условиях …»

«Изучение способов определения …»

«Изучение последовательности действий …»

«Изучение общих схем …»

«Изучение назначения различных …»

«Изучение особенностей протекания явлений …»

«Знакомство с порядком выполнения действий …»

«Систематизация и обобщение знаний по теме …»

^ Примеры задач, связанных с реализацией воспитательных функций урока:

«Создание условий, обеспечивающих воспитание интереса к своей будущей профессии …»

«Обеспечение условий по формированию сознательной дисциплины и норм поведения учащихся …»

«Способствование развитию творческого отношения к учебной деятельности …»

«Способствование воспитанию бережливости и экономии при …»

«Обеспечение условий для воспитания положительного интереса к изучаемому предмету …»

«Организация ситуаций, акцентирующих формирование сознательной дисциплины при работе …»

«Создание на уроке условий, обеспечивающих воспитание аккуратности и внимательности при выполнении работ с применением …»

«Способствование воспитанию бережного отношения к окружающей природе …»

«Обеспечение высокой творческой активности при выполнении …»

«Создание условий, обеспечивающих воспитание стремления соблюдать правила безопасного ведения работ …»

«Обеспечение условий для воспитания творческого отношения к избранной профессии …»

«Способствование формированию научного мировоззрения на примере изучения …»

«Создание условий, обеспечивающих формирование у учеников навыков самоконтроля …»

«Способствовать овладению необходимыми навыками самостоятельной учебной деятельности …»

^ Примеры задач, связанных с реализацией развивающих компонентов урока:

«Способствовать развитию умений учащихся обобщать полученные знания, проводить анализ, синтез, сравнения, делать необходимые выводы …»

«Обеспечить условия для развития умений устанавливать причинно-следственные связи между …»

«Обеспечить ситуации, способствующие развитию умений анализировать и различать …»

«Обеспечить условия для развития умений и навыков работы с источниками учебной и научно-технической информации, выделять главное и характерное …»

«Содействовать развитию умений применять полученные знания в нестандартных (типовых) условиях»

«Обеспечить условия для развития умений грамотно, четко и точно выражать свои мысли …»

«Обеспечить условия для развития внимательности, наблюдательности и умений выделять главное, оценке различных процессов, явлений и фактов …»

«Способствовать развитию волевых качеств учащихся при …»

«Способствовать развитию умений творческого подхода к решению практических задач …»

«Способствовать развитию технологического (абстрактного, логического, творческого) мышления …»

«Обеспечить условия для овладения учащимися алгоритмом решения проблемных и исследовательских задач …»

Основаниями для педагогического целеполагания на отдельный урок можно считать следующие параметры

Таблица


^ Критерии качества образования учащихся

Виды целей и задач

Содержательная основа для постановки целей

Способы формулирования целей и задач

Обученность

Образовательные цели обучения в школе

Разделы учебных программ «Учащиеся должны знать и уметь» по общеобразовательным предметам


Через действия учащихся, которыми они овладевают к окончанию обучения в школе

^ Личностное развитие

Задачи личностного развития учащихся, компетенции.

Проблемы в интеллектуальном и нравственном развитии учеников.

Списки ценностей и ключевых компетенций.

Содержание изучаемого материала по всем учебным дисциплинам учебного плана школы

С помощью слов: «содействовать», «способствовать», «поддерживать», «организовывать» и др.

Здоровье

Здоровьесберегающие цели.

Показатели здорового человека данного школьного возраста.

Валеологические знания, знания о состоянии здоровья учеников на период реализации образовательной программы школы.

Через особенности здоровьесберегающей среды учебно-воспитательного процесса

^ Сравнительная эффективность приемов и методов обучения учащихся


При выборе приемов и методов обучения важно учитывать психолого-педагогические особенности обучаемых (тип темперамента, тип канала восприятия учебной информации и др.). С этой целью целесообразно руководствоваться следующими таблицами, которые нами разработаны с учетом многолетней практики работы в классах с повышенным и углубленным изучением предметов естественнонаучного и гуманитарного цикла.

В данных таблицах для удобства используются специальные символы: 1) (+!) означает, что данный метод/прием лучше других эффективен для решения конкретных педагогических задач; 2) (+) или (-) означает, что метод/прием пригоден или непригоден для решения тех или иных образовательных целей и задач.


^ Сравнительная эффективность методов и приемов обучения учащихся

Методы и приемы обучения учащихся

^ Типы учеников по каналу восприятия учебной информации

Аудиалы

Визуалы

Кинестеты

Словесные репродуктивные методы (рассказ, лекция, беседа и др.)

+!





Словесные проблемные и частично-поисковые методы (эвристическая беседа, эвристический диалог, «мозговой штурм» и др.)

+!





Аудиовизуальные методы (сочетание словесных и наглядных методов и приемов)

+

+



Информационно-поисковые методы и приемы (работа с учебником, ресурсами Интернет и др.)



+!

+

Методы контроля (устный, письменный, самоконтроль и др.)

+

+



Наглядно-образные методы и приемы (демонстрации опытов, мультимедийная презентация и др.)



+!



Практические методы (решение задач, выполнение заданий, проведение опытов, написание сочинений и др.)



+

+!

Логические методы (индукция, дедукция, метод аналогий и др.)



+






^ Сравнительная эффективность методов и приемов обучения учащихся

Методы и приемы

обучения учащихся

^ Типы темпераментов учеников

Сангвиники

Холерики

Флегматики

Меланхолики

Репродуктивные методы (рассказ, лекция, беседа и др.)

+



+

+!

Проблемные и частично-поисковые методы (эвристическая беседа, эвристический диалог, «мозговой штурм» и др.)

+!

+

+

+

Аудиовизуальные методы (сочетание словесных и наглядных методов и приемов)

+!

+

+!

+

Информационно-поисковые методы и приемы (работа с учебником, ресурсами Интернет и др.)

+

+!

+



Методы контроля (устный, письменный, самоконтроль и др.)

+

+

+



Наглядно-образные методы и приемы (демонстрации опытов, мультимедийная презентация и др.)

+

+!

+

+

Практические методы (решение задач, выполнение заданий, проведение опытов)

+

+!

+

+

Логические методы (индукция, дедукция, метод аналогий и др.)

+



+!

+


Опираясь на содержание данных таблиц можно научно-обоснованно подходить к процедуре отбора наиболее приемлемых методов и приемов обучения учащихся на уроках разных типов.


^ Методы эвристического обучения учащихся (по А.В.Хуторскому)


  • Метод эмпатии (вживания) означает "вчувствование" человека в состояние другого объекта.

Опираясь на древнейшую идею соответствия макро- и микрокосма, познание человеком окружающего мира есть общение подобного с подобным. Миссия человека здесь – вселение в свой дом, во Вселенную.

Метод эмпатии вполне применим для "вселения" учеников в изучаемые объекты окружающего мира. Посредством чувственно-образных и мысленных представлений ученик пытается "переселиться" в изучаемый объект, почувствовать и познать его изнутри.

Условием успешного применения метода эмпатии является определенное состояние учеников, создаваемый учителем настрой. Сначала это может быть как игра, на которую дети реагируют, как правило, с некоторым весельем. Затем, когда будут получены и осознаны образовательные результаты, ученики уже не будут относиться к данному методу как экзотическому и примут его в разряд действительно учебных методов.

Вживаться в сущность дерева, камня, кошки, облака, свечи и других образовательных объектов помогает применение словесных предписаний типа: "Представьте себе, что вы то растение, которое стоит перед вами, ваша голова - это цветок, туловище - стебель, руки - листья, ноги - корни ... ". В моменты наилучшего "вживания" ученик задаёт вопросы объекту-себе, пытается на чувственном уровне воспринять, понять, увидеть ответы. Рождающиеся при этом мысли, чувства, ощущения и есть образовательный продукт ученика, который может затем быть выражен им в устной, письменной, знаковой, двигательной, музыкальной или рисуночной форме. Наблюдение объекта в данном случае переходит как бы в самонаблюдение ученика, которому удаётся отождествить себя с объектом.


  • ^ Метод эвристического наблюдения.

Наблюдение как целенаправленное личностное восприятие учеником различных объектов - подготовительный этап в формировании его теоретических знаний. Наблюдение есть источник знаний ученика, способ их добывания из реальности бытия, то есть эвристический метод обучения.

Ученики, осуществляющие наблюдение, получают собственный результат, включающий: а) информационный результат наблюдения; б) применённый способ наблюдения; в) комплекс личных действий и ощущений, сопровождавших наблюдение. Степень творчества ученика в ходе его наблюдения определяется новизной полученных результатов по сравнению с уже имеющимися у него ранее.

Одновременно с получением заданной учителем информации многие ученики во время наблюдения видят и другие особенности наблюдаемого объекта, то есть добывают новую информацию и конструируют новые знания. Этот процесс носит либо спонтанный характер, если учитель не организует его, либо целенаправленный - в случае применения педагогом специальной методики обучения наблюдению. Цель данного метода - научить детей добывать и конструировать знания с помощью наблюдений.


  • ^ Метод исследования.

Выбирается объект исследования - природный, культурный, научный, словесный, знаковый или иной: лист дерева, камень, падение капли воды, элемент одежды, стихотворение, поговорка, приметы, буква, цифра, звук, уравнение, геометрическая фигура, обряд. Ученикам предлагается самостоятельно исследовать заданный объект по следующему плану: цели исследования - план работы - факты об объекте - опыты, рисунки опытов, новые факты - возникшие вопросы и проблемы - версии ответов, гипотезы - рефлексивные суждения, осознанные способы деятельности и результаты - выводы. Подобная алгоритмизация деятельности учащихся нисколько не умаляет их творчества. Наоборот, выполнив последовательно все перечисленные шаги, практически любой ученик неизбежно получает свой собственный образовательный результат. Учителю остаётся лишь помогать детей увеличивать объём и качество такого результата. Достигается это путём систематического повторения алгоритмических этапов исследования.


  • ^ Метод конструирования понятий.

Формирование у учеников изучаемых понятий начинается с актуализации уже имеющихся у них представлений. Например, младшим школьникам уже известны термины "число", "слово", "небо", "зима ", "движение"; старшим ученикам – "алгоритм", "величина”, " молекула" и др.

Сопоставляя и обсуждая детские представления о понятии, учитель помогает достроить их до некоторых культурных форм (но не обязательно до тех, которые есть в учебниках!). Результатом такой работы выступает коллективный творческий продукт - совместно сформулированное определение понятия, которое записывается на доске.

Одновременно учитель предлагает детям познакомиться с другими формулировками понятия, которые приведены, например, авторами разных учебников или других книг. Различные формулировки остаются в тетрадях учеников как условие их личностного самоопределения в отношении изучаемого понятия.


  • ^ Метод рефлексии (осознание деятельности).

Это, пожалуй, главный метод обучения творчеству. Дело в том, что действительно образовательным результатом обучения является только тот, который осознан учеником. Если же ученик не понимает, что он делал и чему научился, не может вразумительно сформулировать способы своей деятельности, возникающие проблемы, пути их решения и полученные результаты, то его образовательный результат находится в скрытом, неявном виде, что не позволяет использовать его в целях дальнейшего образования.

Организация осознания учениками собственной деятельности имеет два основных вида: 1) текущая рефлексия, осуществляемая по ходу учебного процесса; 2) итоговая рефлексия, завершающая логически или тематически замкнутый период деятельности.

Текущая рефлексия предполагает организацию мыслительной деятельности учеников по типу челнока: после выполнения цикла предметной деятельности (математической, исторической, языковой и др.) происходит: а) остановка предметной деятельности; б) активизация рефлексивной деятельности, то есть возврат внимания детей к основным элементам осуществлённой предметной деятельности: её направлениям, видам, этапам, проблемам, противоречиям, результатам, использованным способам деятельности.

Рефлексивная деятельность структурирует предметную деятельность. Цель рефлексивного метода – выявить методологический каркас осуществлённой предметной деятельности и на его основе продолжить предметную деятельность. Результатом применения рефлексивного метода может стать сконструированное понятие, сформулированное противоречие, найденная функциональная связь или закономерность, теоретическая конструкция по изучаемому предмету и т.п. Рефлексивная деятельность вплетается в ткань предметных действий, осуществляя функцию несущей методологической конструкции всего образовательного процесса.

Итоговая рефлексия отличается от текущей увеличенным объёмом рефлексируемого периода, а также большей степенью заданности и определённости со стороны учителя. Формы, методы и содержание итоговой рефлексии входят в образовательную программу учителя. В конце урока, дня, недели, четверти, учебного года ученикам предлагается специальное занятие, на котором они осуществляют рефлексию своей деятельности, отвечая на вопросы: Каково моё самое большое дело за учебный год? В чем я изменился за год? Каков мой самый большой успех? Почему и как я его достиг? Какова моя самая большая трудность? Как я её преодолевал или буду преодолевать? Что у меня раньше не получалось, а теперь получается? Каковы изменения в моих знаниях? Что я понял о своём незнании? Чему я научился по математике, словесности и т.п.? Что я научился делать? Какие новые виды и способы деятельности я применял и усвоил? Каковы основные этапы моего образования в этом учебном году, в чём их специфика?


^ Типы творческих уроков

(по А.В.Хуторскому)

Для определения базовой основы творческого урока выбирается оптимальный для каждого случая тип урока.

Творческие уроки, особенно в младших и средних классах, как правило, комбинированные, то есть включают 3-4 сменяемых друг друга вида деятельности учеников. В старших классах деятельностная доминанта урока может быть одна при различных формах ее воплощения.

Ниже представлены перечни названий типов творческих уроков. На их основе могут составляться и комбинированные уроки. Кроме того, каждый из перечисленных творческих уроков включает в себе неограниченный набор вариантов их построения.


^ Уроки когнитивного типа:

урок-наблюдение;

урок-эксперимент;

урок исследования объекта;

поисковый урок;

лабораторно-практический урок;

урок постановки проблем и их решения;

урок конструирования понятий (правил, закономерностей, гипотез);

урок конструирования теорий;

урок-концепт, построение картины мира или ее части;

урок работы с первоисточниками (культурно-историческими аналогами);

интегративный урок;

метапредметный урок;

межпредметный урок;

урок философского обобщения.


^ Уроки креативного типа:

урок составления и решения задач;

урок-диалог (дискуссия, диспут, эвристическая беседа);

урок-парадокс;

урок-фантазия;

урок изобретательства;

урок технического (научного, прикладного, художественного, социального, культурного, педагогического) творчества;

урок моделирования;

урок символотворчества;

урок "изменения" истории (собственное решение исторических событий),

урок - эвристическая ситуация;

урок открытий;

сочинение (задачи-сказки, считалки, летописи и т.п.);

деловая игра;

ролевая игра;

урок-путешествие (реальное, виртуальное);

урок-наоборот (ученик в роли учителя);

урок в школе будущего;

прогностический урок;

урок защиты творческих работ;

урок-олимпиада;

урок творческого обобщения.


^ Уроки оргдеятельностного типа:

урок целеполагания,

урок нормотворчества,

урок разработки индивидуальных образовательных программ;

урок защиты индивидуальных образовательных программ;

уроки с групповой работой;

урок-проект (с использованием метода проектов);

урок-консультация (взаимоконсультация);

урок самооценок (взаимооценок);

урок-зачёт (самозачет);

урок-рефлексия.


^ Уроки коммуникативного типа:

бинарный урок (ведут два учителя);

урок рецензирования;

урок взаимоконтроля;

урок-вернисаж;

урок-выставка;

урок-аукцион;

урок-конференция;

урок-соревнование;

урок-КВН;

урок "суд над явлением";

урок-спектакль;

урок-"круглый стол";

урок-панорама;

творческий отчёт.


^ Как осуществлять диагностику и контроль за учебной деятельностью учащихся на уроке?


Основной закон усвоения знаний требует реализации всех этапов усвоения учебного материала школьниками: ^ 1) восприятие  2) осмысление  3) понимание  4) закрепление  5) применение. С помощью проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся выявляется уровень достигнутых результатов усвоения знаний на каждом этапе.

Проверка при обучении содействует развитию памяти, мышления учащихся, приводит в систему их знания, уточняет их. Хорошая, объективно поставленная учителем оценка стимулирует деятельность ученика, вызывает желание учиться лучше.

Типологию форм проверки учебных достижений учащихся можно представить по следующим основания:

  1. по методической направленности (текущая, тематическая, итоговая);

  2. по охвату учащихся (индивидуальная, групповая, фронтальная, комбинированная);

  3. по периодичности (эпизодическая, систематическая);

  4. по дидактической цели (предварительная, диагностическая, обобщающая) и др.

Следует четко разграничивать понятия «отметка» и «оценка». Под оценкой понимается процесс установления степени соответствия реально достигнутых результатов усвоения школьником учебного материала планируемым целям. Отметка есть результат процесса оценивания, выраженный в знаковой или балльной форме.

Выделяются следующие общие критерии оценки учебных достижений учащихся по физике:

  1. предметно-содержательные (полнота, осмысленность, обобщенность знаний, умений и навыков учащихся);

  2. деятельностные (прочность, действенность, мыслительные операции);

  3. индивидуально-личностные (активность, самостоятельность, критичность и др.).

В системе средств оценивания учебных достижений учащихся по ряду учебных предметов на современном этапе появилось новое средство - портфолио. Рассмотрим более его достоинства и недостатки в сравнении с традиционными средствами контроля знаний учащихся (зачет, экзамен, контрольная работа).

Что касается портфолио или «портфеля достижений» ученика, то следует отметить, что данное средство представляет собой систему накопительной оценки (сбор и накопление учащимися своих достижений: продуктов деятельности и комплекта оценочного материала). Эта альтернативная форма контроля учебных достижений учащихся не является чем-то абсолютно новым в дидактике. К примеру, в США портфолио используется с середины 1980 г.

^ Достоинства «портфеля достижений» ученика как дидактического средства:

  1. усиливает роль ученика в организации самоконтроля учебной деятельности, в формировании оценочных умений и навыков;

  2. стимулирует мотивирует деятельность ученика;

  3. индивидуализирует оценивание учебных достижений школьников при изучении учебного предмета;

  4. опирается на положительное в оценке учебных достижений учащихся;

  5. обеспечивает высокую вариативность содержательности оценивания учащихся и др.

Недостатки использования портфолио при обучении:

  1. гиперболизирует у школьников формальные ценности образования;

  2. отсутствие единых критериев оценки портфолио;

  3. сколько должно быть у ученика портфолио?;

  4. каков период накопления «портфеля достижений» школьником?;

  5. каков минимальный и максимально возможный объемы портфолио учащихся по учебному предмету? И др.

Результаты контроля и оценки фиксируют усвоение учеником образовательных стандартов, его достижения в углублении и опережении программных требований, сведения об уровне развития его личностных качеств, наиболее значимые творческие достижения, сформированные компетенции.

Для проведения текущей и промежуточной аттестации учащихся чаще всего в обучении устанавливаются следующие виды контроля: поурочный и тематический.

Главная цель поурочного контроля состоит в том, чтобы проверить и оценить степень усвоения учащимися учебного материала в процессе изучения темы.

Функции поурочного контроля: стимулирующая, корректирующая и воспитательная и др.

Механизм осуществления поурочного контроля: оценивается процесс учебной деятельности учащихся, познавательные и общеучебные умения, использование рациональных способов выполнения заданий с учётом проявления интереса к учению, стремления к достижению поставленной цели и других индивидуальных и личностных качеств.

Безусловно, учитель наряду с заданными требованиями учитывает и предыдущие достижения учащихся.

Насколько периодично следует оценивать учащихся?

Периодичность оценивания результатов учебной деятельности каждого учащегося при поурочном контроле определяется педагогом в зависимости от специфики учебного предмета и изучаемого учебного материала, методов, форм и технологий обучения, возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. Однако, чем чаще это происходит, тем эффективней учебно-воспитательный процесс.

Тематический контроль проводится с целью проверки и оценки усвоения учащимися учебного материала конкретной темы. Виды тематического контроля: индивидуальный, групповой и фронтальный опрос с использованием контрольных вопросов и заданий, собеседования, тесты, диктанты, изложения, сочинения, самостоятельные и контрольные работы, наблюдения, лабораторные и практические работы, лабораторные опыты, рефераты и другие методы и средства контроля.

Выбор используемых методов и средств для осуществления контроля результатов учебной деятельности учащихся осуществляется учителем с учетом конкретных условий и специфики учебного предмета.

На современном этапе является принципиально важным отслеживание развития ключевых компетенций у учащихся.

Для выделения критериев оценки уровня сформированности ключевых компетенций у учащихся рекомендуем познакомиться с группами умений, которые формируются у обучаемых при овладении ими теми, или иными компетенциями, по которым можно диагностировать и оценивать уровень сформированности у школьников ключевых компетенций.

Группа 1. Ценностно-смысловые компетенции:

  • формулировать свои ценностные ориентиры по отношению к изучаемым учебным предметам и сферам деятельности;

  • владеть способами самоопределения в ситуациях выбора на основе собственных позиций; уметь принимать решения, брать на себя ответственность за их последствия, осуществлять действия и поступки на основе выбранных целевых и смысловых установок;

  • осуществлять индивидуальную образовательную траекторию с учетом общих требований и норм.

Группа 2. Учебно-познавательные компетенции:

  • ставить цель и организовывать её достижение, уметь пояснить свою цель;

  • организовывать планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей учебно-познавательной деятельности;

  • задавать вопросы к наблюдаемым фактам, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме;

  • ставить познавательные задачи и выдвигать гипотезы; выбирать условия проведения наблюдения или опыта; выбирать необходимые приборы и оборудование, владеть измерительными навыками, работать с инструкциями; использовать элементы вероятностных и статистических методов познания; описывать результаты, формулировать выводы;

  • выступать устно и письменно о результатах своего исследования с использованием компьютерных средств и технологий (текстовые и графические редакторы, презентации);

  • иметь опыт освоения научной картины мира.

Группа 3. Социокультурные компетенции:

  • владеть знаниями и опытом выполнения типичных социальных ролей: семьянина, гражданина, работника, собственника, потребителя, покупателя; уметь действовать в каждодневных ситуациях семейно-бытовой сферы;

  • определять свое место и роль в окружающем мире, в семье, в коллективе, государстве; владеть культурными нормами и традициями, прожитыми в собственной деятельности; владеть эффективными способами организации свободного времени;

  • иметь представление о разных системах социальных норм и ценностей в России и других странах; иметь осознанный опыт жизни в многонациональном, многокуль­турном, многоконфессиональном обществе;

  • действовать в сфере трудовых отношений в соответствии с личной и общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений;

  • владеть элементами художественно-творческих компетенций читателя, слушателя, исполнителя, зрителя, юного художника, писателя, ремесленника и др.

Группа 4. Коммуникативные компетенции:

  • уметь представить себя устно и письменно, написать анкету, заявление, резюме, письмо, поздравление;

  • уметь представлять свой класс, школу, страну в ситуациях межкультурного общения, в режиме диалога культур, использовать для этого знания иностранного языка;

  • владеть способами взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями; выступать с устным сообщением, уметь задать вопрос, корректно вести учебный диалог;

  • владеть разными видами речевой деятельности (монолог, диалог, чтение, письмо), лингвистической и языковой компетенциями;

  • владеть способами совместной деятельности в группе, приемами действий в ситуациях общения; умениями искать и находить компромиссы;

  • иметь позитивные навыки общения в поликультурном, полиэтническом и многокон­фессиональном обществе, основанные на знании исторических корней и тра­диций различных национальных общностей и социальных групп.

^ Группа 5. Информационные компетенции:

  • владеть навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, справочниками, атласами, картами, определителями, энциклопедиями, каталогами, словарями, CD-Rom, Интернет;

  • самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее;

  • ориентироваться в информационных потоках, уметь выделять в них главное и необходимое; уметь осознанно воспринимать информацию, распространяемую по каналам СМИ;

  • владеть навыками использования информационных устройств: компьютер, телевизор, магнитофон, телефон, мобильный телефон, пейджер, факс, принтер, модем, копир;

  • применять для решения учебных задач информационные и телекоммуникационные технологии: аудио и видеозапись, электронную почту, Интернет;

Группа 6. Природоведческие и здоровьесберегающие компетенции:

  • иметь опыт ориентации и природосообразной экологической деятельности в природной среде (в лесу, в поле, на водоемах и др.);

  • знать и применять правила поведения в экстремальных ситуациях: под дождем, градом, при сильном ветре, во время грозы, наводнения, пожара, при встрече с опасными животными, насекомыми;

  • иметь позитивное отношение к своему здоровью; владеть способами физического самосовершенствования, эмоциональной саморегуляции, самоподдержки и самоконтроля;

  • знать и применять правила личной гигиены, уметь заботиться о собственном здоровье, личной безопасности; владеть способами оказания первой медицинской помощи;

  • владеть элементами психологической грамотности, половой культуры и поведения;

  • иметь многообразие двигательного опыта и умение использовать его в массовых формах соревновательной деятельности, в организации активного отдыха и досуга;

  • уметь подбирать индивидуальные средства и методы для развития своих физических качеств.



^ Примерный перечень вопросов для самоанализа учителем урока


  1. Место урока в разделе, теме. Содержательно-понятийная взаимосвязь учебного материала урока с другими занятиями в рамках данной темы.

  2. ^ Анализ психолого-педагогической диагностики когнитивных способностей и личностных характеристик учащихся классного коллектива: стили мышления, тип темперамента, критерий «доминирование правого-левого полушария», ведущие каналы восприятия учебной информации, уровень сформированности у школьников навыков самоорганизации и взаимообучения, данные социометрии на наличие лидеров в классном коллективе и др.

  3. Дайте самооценку эффективности проведенного вами урока с позиции его системности:

3.1. Диагностичность постановки целей урока. Реальность их достижения в рамках учебного занятия.

3.2. Эффективность реализации технологической карты урока.

3.3. Рациональность использования времени на уроке.

3.4. Рациональность приемов и методов, используемых для реализации целей и задач урока.

3.5. Наличие контроля образовательных достижений учащихся на уроке.

3.6. Как обеспечивались на уроке условия по устранению формализма в знаниях, умениях, навыках учащихся.

3.7. Как и насколько эффективно через содержание учебного материала реализовывалась воспитательная функция урока?

3.8. Какими дидактическими средствами обеспечивалась на уроке наглядность подачи учебной информации?

4. Дайте самооценку эффективности урока с позиции его личностной ориентации

3.1. Наличие (отсутствие) личностного целеполагания на уроке.

3.2. Возможность творческой самореализации учеников на уроке.

3.3. Эвристичность выполняемых учащимися заданий на уроке.

3.4. Возможность получения учениками собственных «открытий».

3.5. Рациональность способов поддержки мотивации и познавательной активности учащихся на уроке.

3.6. Реализация принципа индивидуализации обучения на уроке.

^ 5. Выделите наиболее существенные, по-вашему мнению, недостатки урока:

    1. 5.1. В построении целей, содержания, этапов урока, технологической карты.

    2. 5.2. В управлении процессом учения учащихся.

    3. 5.3. В содержании учебных заданий.

    4. 5.4. В организации контроля учебных достижений и рефлексии учащихся.

    5. 5.5. В формулировании домашнего задания.

    6. 6. Укажите причины возникновения данных недостатков на уроке и способы устранения в последующем.






Поиск по сайту:

Добавить текст на свой сайт


База данных защищена авторским правом ©ДуГендокс 2000-2014
При копировании материала укажите ссылку
наши контакты
DoGendocs.ru
Рейтинг@Mail.ru