Загрузка...
Категории:

Загрузка...

Программа итоговой Государственной аттестации по специальности 032 101 «Физическая культура и спорт»

Загрузка...
Поиск по сайту:


страница1/3
Дата24.03.2012
Размер0.98 Mb.
ТипПрограмма
Содержание
Федеральное агентство по образованию российской федерации
Экзаменационные материалы
Методика повышения скоростных способностей спортсмена. Методика оценки и контроля над уровнем развития скоростных способностей с
Методика повышения аэробных возможностей спортсмена, оценка и контроль за уровнем их проявления.
Методика повышения анаэробных возможностей спортсмена, оценка и контроль за уровнем их проявления.
Методика повышения специальной выносливости в избранном виде спорта. Методика оценки и контроля над уровнем развития специальной
Методика совершенствования гибкости спортсмена. Методика оценки и контроля над уровнем развития гибкости спортсмена.
Методика совершенствования координационных способностей спортсмена. Оценка и контроль над уровнем их развития.
Методика оценки и контроля над уровнем технической подготовленности спортсмена.
Виды, содержание и основы методики психологической подготовки спортсмена.
Основы структуры тренировки и ее начальные звенья: структура тренировочного процесса как основа его целостной упорядоченности.
Определяющие черты и закономерности методики построения микроциклов в спортивной тренировке, типы микроциклов.
Методика построения мезоциклов в спортивной тренировке, типы мезоциклов. Особенности построения мезоциклов в зависимости от этап
Спортивная тренировка как многолетний процесс. Особенности направленности и содержания этапов спортивной тренировки в избранном
Олимпийское образование как фактор гуманизации практики физического воспитания и спорта.
Физиология. спортивная медицина. лечебная физическая культура
Требования к выполнению
Примерная структура
Состояние вопроса
Задачи, методы и организация исследования
...
Полное содержание
Подобный материал:
  1   2   3


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


ГОУ ВПО «КЕМЕРОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»


ФАКУЛЬТЕТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА






"УТВЕРЖДАЮ"

Первый проректор КемГУ,

профессор

____________ Б. П. Невзоров


«____» _____________2008 г.


А.В. Сапего к.б.н., доцент





ПРОГРАММА

итоговой Государственной аттестации

по специальности 032 101

«Физическая культура и спорт»


Программа составлена на основании «Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 032 101 – Физическая культура и спорт

Программа обсуждена и утверждена на заседаниях методической комиссии и Совета факультета физической культуры и спорта (протокол № ____ от «___» _______ 2008 г.)


Председатель Совета факультета физической культуры и спорта_________________________________ А. В. Сапего


Председатель методической комиссии факультета физической культуры и спорта__________ А. Н. Туренков


^ ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


ГОУ ВПО «КЕМЕРОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»


ФАКУЛЬТЕТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА






"УТВЕРЖДАЮ"

Первый проректор КемГУ,

профессор

____________ Б. П. Невзоров


«____» _____________2008 г.


А.В. Сапего к.б.н., доцент





ПРОГРАММА

междисциплинарного государственного экзамена

по специальности 032 101

«Физическая культура и спорт»


Программа составлена на основании «Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 032 101 – Физическая культура и спорт

Программа обсуждена и утверждена на заседаниях методической комиссии и Совета факультета физической культуры и спорта (протокол № ____ от «___» _______ 2008 г.)


Председатель Совета факультета физической культуры и спорта________________________________ А. В. Сапего


Председатель методической комиссии факультета физической культуры и спорта__________ А. Н. Туренков


Программа итоговой Государственной аттестации выпускников факультета физической культуры и спорта КемГУ по специальности 032 101 - Физическая культура и спорт.


  1. Виды итоговой Государственной аттестации: итоговый междисциплинарный государственный экзамен и защита выпускной квалификационной работы.




  1. Объем времени на подготовку и проведение итоговой Государственной аттестации (ИГА), включая подготовку и защиту выпускной квалификационной работы не менее 13 недель.




  1. Экзаменационные материалы.


Экзаменационные материалы отражают содержание теоретических знаний и практических умений студентов, определяемых государственными требованиями по дисциплинам, выносимым на итоговый экзамен.

Экзаменационные материалы составлены на основе действующих учебных программ по дисциплинам и охватывают наиболее актуальные темы и разделы.

Перечень вопросов по дисциплинам разрабатывают кафедры. На основе разработанного и объявленного студентам перечня вопросов, разрабатываются экзаменационные билеты, содержание которых до студентов не доводится. Формулировки вопросов четкие, краткие, понятные, исключают двойное толкование.


5. Условия подготовки и процедура проведения экзамена.

Для приема экзамена приказом ректора утверждается Государственная аттестационная комиссия в составе не менее 5 человек не позднее, чем за 2 недели до начала итоговой государственной аттестации. Председателя Государственной аттестационной комиссии утверждает Министерство образования РФ.

Расписание экзаменов составляется и утверждается ректором за две недели до начала ИГА. На подготовку к теоретическому экзамену отводится не менее 5 дней.

Прием государственных экзаменов проводится на открытом заседании Государственной аттестационной комиссии с участием не менее 2-х третей ее состава.


На заседание Государственной аттестационной комиссии представляются следующие документы:

  • программа итоговой Государственной аттестации;

  • учебные программы по дисциплинам;

  • приказ ректора о допуске студентов к итоговой Государственной аттестации;

  • сведения об успеваемости студентов (сводная ведомость оценок по дисциплинам учебного плана);

  • зачетные книжки студентов;

  • экзаменационные билеты.


Теоретический экзамен проводится по экзаменационным билетам.


На подготовку к ответу студенту отводится не более 30 минут, на ответ - не более 15 минут.


6. Оценка знаний и умений выпускника.

Уровень подготовки, качество знаний и умений студентов оцениваются на «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».

Экзамен должен выявить умение выпускников использовать знания, полученные в процессе изучения различных дисциплины для решения конкретных практических задач в области специализации. Ответы на вопросы теории и практики физкультурно-спортивной специализации должны содержать глубокое обоснование с позиций других дисциплин, связанных с данной проблемой.

В критерии оценки входят:

- уровень усвоения студентом материала, предусмотренного настоящей учебной программой;

- уровень знаний и умений решать профессиональные задачи;

- обоснованность, четкость, краткость изложения ответов.

На каждом этапе студенту выставляется оценка. Оценка объявляется студенту в день сдачи экзамена.

За каждый вид ИГА выставляется одна оценка, которая записывается в приложение к диплому.


^ ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ МАТЕРИАЛЫ

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ

для сдачи междисциплинарного государственного экзамена


ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА


  1. Введение в общую теорию физической культуры: предпосылки и тенденции формирования общей теории физической культуры в системе научных знаний о физической культуре. Теория и методика физического воспитания и спорта как учебный предмет.

Основные понятия теории и методики физического воспитания: физическая культура (ФК), физическое воспитание, спорт, физическое развитие, физическая подготовленность, физическое образование, физическое совершенство.

Ведущая роль курса ТФК в системе научных знаний о физической культуре, предпосылки и становление общей теории физической культуры, ее современная структура.

Место курса ТФК в государственном образовательном стандарте по направлению 521900 – “Физическая культура” и специальности 032 101 – “Физическая культура и спорт”.

Характеристика образовательных стандартов (бакалавриат, специалист). Место курса ТФК в системе профилирующих дисциплин на факультете ФКиС, интегрирующая роль этого курса.

Необходимость связи учебной и научно-методической деятельности в процессе профессиональной подготовки студентов факультета ФКиС. Методы исследования в физическом воспитании и спорте.


  1. Физическая культура как общественное явление, социальная обусловленность возникновения и развития физической культуры. Функции физической культуры и ее функциональные связи.

Физическая культура как часть общей культуры: взаимосвязи физической культуры и других сторон культуры общества. Социальная обусловленность возникновения и развития физической культуры.

Вводная характеристика форм и функций физической культуры: исходные положения и некоторые методологические положения. Функции физической культуры и ее функциональные связи.

Специфические функции. Функции оптимизации физического развития и состояния здоровья, физического образования и обеспечения, прикладной физической подготовленности. Роль физической культуры в удовлетворении специфических эмоциональных потребностей. Передача исторически накапливаемого опыта физического воспитания и других, связанных с этим, социальных ценностей от поколения к поколению.

Общие функции: эстетические, нормативные и информационные. Общевоспитательные функции: физическая культура как средство нравственного, эстетического, интеллектуального, трудового воспитания.


  1. Основные компоненты и формы физической культуры (базовая, профессионально-прикладная, оздоровительно-реабилитационная, «фоновые» виды, спорт, объединенные компоненты).

Основные компоненты и формы физической культуры: базовая физическая культура; спорт как компонент физической культуры; профессионально-прикладная физическая культура; оздоровительно-реабилитационная физическая культура; “фоновые виды” физической культуры; объединенные компоненты физической и других отраслей культуры.

Многообразие сфер функционирования ФК. Форма ФК – как конкретное выражение специфического содержания ФК в зависимости от той или иной сферы ее функционирования.

Базовая ФК - как вид ФК, характеризующий уровень достижения ос­новы физического совершенства (ФС) как отдельного человека, так и об­щества в целом. Прикладная ФК - как вид ФК, характеризующий уровень достижения физического совершенства человеком применительно к его специализи­рованной деятельности. Разновидности прикладной ФК: производственная, военно-прикладная, лечебная, учебная ФК.

Бытовая ФК - как форма ФК, характеризующая уровень развития и удовлетворения личных потребностей человека в ФС в условиях бытовых отношений и деятельности. Основные разновидности бытовой ФК: семейная ФК, внесемейно-бытовая, смешанная.


  1. Общая характеристика и этапы становления системы физического воспитания: теоретико-методические, программно-нормативные и организационные основы. Цель, задачи и наиболее общие принципы системы физического воспитания.

Понятие “система”, применение системного подхода для понимания физического воспитания как составной части системы “физическая культура” и самостоятельной социальной системы.

Общая характеристика системы физического воспитания как исторически нового типа социальной организации и руководства физическим воспитанием. Предпосылки и этапы ее становления.

Основы и определяющие черты системы физического воспитания, ее структура. Комплекс наук, составляющих научно-теоретическую основу системы физического воспитания. Программное содержание, нормативные и методические основы системы физического воспитания. Правовые основы. Организационные формы и условия функционирования системы физического воспитания.

Обусловленность цели и задач физического воспитания общественными потребностями и закономерностями развития человека.

Формулирование цели и основных задач, реализуемых в системе физического воспитания. Аспекты задач: по управлению процессом физического развития; по физическому образованию; по направленному формированию личности. Проблема количественной конкретизации воспитательно-образовательных задач в виде норм и требований; пути разработки критериев физического совершенства.

Значение общих принципов в системе физического воспитания. Соотношение принципов и фундаментальных закономерностей системы физического воспитания.

Сущность наиболее общих принципов в системе физического воспитания. Сущность принципа всестороннего гармонического развития личности. Закономерности и главные идеи, лежащие в основе данного принципа. Основные аспекты реализации принципа в системе физического воспитания.

Сущность и основные прикладные положения принципа связи физического воспитания с трудовой и оборонной практикой.

Сущность и основные прикладные положения принципа оздоровительной направленности физического воспитания.

Цель и задачи как системообразующий фактор, определяющий составные части системы физического воспитания.

Формулирование цели и основных задач, реализуемых в системе физического воспитания. Аспекты задач: по управлению процессом физического развития; по физическому образованию; по направленному формированию личности.

Значение и сущность общих принципов в системе физического воспитания. Соотношение принципов и фундаментальных закономерностей системы физического воспитания.


  1. Физические упражнения – основное средство физического воспитания: классификация, техника физических упражнений.

Общая характеристика и квалификация ведущих средств физического воспитания: физические упражнения, естественные силы природы, гигиенические факторы. Особенности избирательного, комплексного и ситуационного использования средств.

Физические упражнения как основное средство физического воспитания. Современные представления о многостороннем воздействии физических упражнений на формы и функции организма. Содержание физического упражнения как совокупность составляющих действий, регуляторных и других процессов, определяющих его воздействие на упражняющегося. Форма физического упражнения как способ его выполнения, характеризующийся внешней и внутренней структурой. Определение физического упражнения как специфически организованной двигательной активности.

Техника двигательного действия. Двигательное действие как система. Обобщенное понятие о технике двигательного действия как об относительно эффективном его осуществлении. Образцовая (эталонная) техника, индивидуальная техника, фазы техники; их кинематические, динамические и пространственные характеристики. Критерии оценки эффективности техники.

Классификация физических упражнений. Теоретический и практический смысл классификации физических упражнений. Проблема разработки научно-корректной общей классификации физических упражнений; примеры наиболее распространенных практически оправданных классификаций: по их биомеханическим особенностям, направленности на развитие физических (двигательных) качеств или обучение двигательным действиям, спортивной технике и др.


  1. Общая характеристика и структурные основы методов физического воспитания.

Общая характеристика методов физического воспитания. Метод обучения, методический прием, методика обучения. Требования, предъявляемые к методу (методическому приему). Нагрузка и отдых как взаимосвязанные компоненты системы физического воспитания. Внешняя и внутренняя стороны нагрузки. Активный и пассивный отдых; типы интервалов отдыха: ординарный, жесткий и экстремальный.

Методы строго регламентированного упражнения: целостный и расчлененный методы, метод стандартно-повторного упражнения, метод переменного упражнения, комбинированные методы. Игровой и соревновательный методы. Метод использования слова. Методы обеспечения наглядности.


  1. Дидактические основы теории и методики физического воспитания, общая характеристика понятий: «обучение», «образование», «воспитание». Дидактические принципы обучения и воспитания в процессе физического воспитания, взаимосвязь дидактических принципов.

Формирование рациональных приемов познавательной деятельности как главная задача обучения. Формирование двигательных умений, навыков и специальных знаний – сущность обучения в физическом воспитании. Современные теории обучения двигательным действиям. Значение для рационального обучения движениям современных общедидактических, психологических, физиологических и других научных идей и фактов, отражающих закономерности направленного формирования двигательных навыков и умений (теории поэтапного формирования действий, физиологических концепций становления и совершенствования двигательных навыков). Особенности решения образовательных, воспитательных и оздоровительных задач при обучении двигательным действиям.

Реализация принципов обучения в физическом воспитании. Принцип сознательности и активности: осмысление сущности двигательной активности и развития устойчивого интереса к ней; значение инициативности, самостоятельности и творческого отношения в процессе физического воспитания; учет возрастных особенностей и уровня физической подготовленности занимающихся при реализации данного принципа.

Принцип наглядности: комплексный подход в использовании разнообразных форм наглядности; изменение удельного веса различных форм наглядности на различных этапах обучения; значение обратной связи.

Принцип систематичности: непрерывность процесса физического воспитания и оптимальное чередование нагрузок с отдыхом.

Принцип последовательности (доступности и индивидуализации): методические правила “от известного - к неизвестному”, “от легкого – к трудному”; связь закономерностей возрастного развития с принципом последовательности.

Принцип постепенности (динамичности, прогрессивности): реализация принципа путем увеличения объема и интенсивности нагрузок; постепенность повышения требования к специальным знаниям на основе межпредметных связей; определение меры доступного.

Принцип прочности (систематичности): степень приобретения навыков, умений и специальных знаний.


  1. Обучение движениям (двигательным действиям), физиологические закономерности формирования двигательных навыков. Формирование двигательных навыков, структура процесса обучения двигательным действиям и особенности его этапов.

Уровни владения двигательным действием в процессе обучения: двигательное умение, двигательный навык, двигательное умение высшего порядка (супер-умение).

Физиологические закономерности формирования двигательных навыков: теория условных рефлексов; формирование динамического стереотипа; экстраполяция (экстренное приспособление).

Формирование двигательных навыков: взаимодействие навыков и последовательность обучения; зависимость процесса обучения от соотношения двигательных навыков и физических качеств; зависимость процесса обучения от сложности структуры двигательного действия.

Структура обучения как этапность обучения отдельному двигательному действию.

Этап начального разучивания: конкретизация задач; особенности состава средств и методов; формирование ориентировочной основы двигательного действия; контроль и самоконтроль на этапе начального разучивания.

Этап углубленного разучивания: задачи, средства и методы; усвоение ритма целостного двигательного действия; пути и условия стабилизации двигательных действий (умений); особенности контроля и самоконтроля; меры предупреждения и исправления двигательных ошибок.

Этап совершенствования: задачи, средства и методы; освоение двигательного действия на уровне навыка; методические подходы, направленные на достижение необходимого диапазона целесообразной вариативности двигательных навыков; освоение двигательных действий на уровне умений высшего порядка (суперумений).

Особенности обучения двигательным действиям: “обычного человека”, будущего спортсмена с ориентацией на спорт высших достижений; будущего специалиста по физической культуре и спорту (преподавателя, тренера).


  1. Координационные способности человека: сущность и психофизиологические предпосылки их формирования. Классификация координационных способностей, сенситивные периоды их развития.

Основы воспитания координационных и непосредственно связанных с ними способностей. Понятие о координационных способностях (КС) как комплексных психомоторных способностях человека. Основные проявления КС и современные представления об их сущности. Критерии, используемые в практике физического воспитания для оценки и контроля за развитием КС. Общие задачи по воспитанию КС и их особенности, обусловленные возрастом, полом и ведущим направлением физического воспитания в различные периоды жизни. Возрастные периоды, наиболее благоприятные для воспитания КС.


  1. Методика совершенствования координационных способностей (дифференцировочной, реагирующей, ориентационной, ритмической, способностей к сохранению равновесия и переключению действий).

Средства и определяющие черты методики. Типичные признаки упражнений; обобщенная характеристика их состава на различных ступенях физического воспитания. Регулярное расширение, обновление фонда двигательных умений и навыков как главная линия в воспитании КС на первых стадиях физического воспитания. Тенденция систематического усложнения двигательных задач в процессе совершенствования КС. Основные методические подходы, методы и приемы, используемые в процессе воспитания данных способностей.

Принципы совершенствования КС: многообразие используемых упражнений на развитие КС; многообразие вариантов используемого упражнения; относительно небольшое число повторений. Приемы совершенствования КС.

Рациональное расслабление мышц и методика его совершенствования. Определение понятий: “возбуждение”, “расслабление”. Психическая и мышечная напряженность. Причины и формы излишней мышечной напряженности при выполнении физических упражнений. Задачи по преодолению тонической, “скоростной” и “координационной” напряженности, возникающие в процессе физического воспитания. Упражнения на расслабление. Другие средства, методы и приемы преодоления нерациональной мышечной напряженности.

Равновесие и методика его воспитания. Определение понятия “равновесие” (статическое, динамическое). Методы регистрации колебания тела (кефалография, динамическая платформа, стабилография, контрольные упражнения или пробы). Упражнения на равновесие. Средства, методы и методические приемы повышения позно-статической и динамической устойчивости.


  1. Понятие физических качеств: их сущность, роль в физическом развитии человека и классификация разновидностей. Закономерности развития физических способностей (гетерохронность, этапность, фазность развития, перенос в развитии).

Определение понятия физических (двигательных) качеств. Классификация двигательных качеств, их характеристика.

Воспитание физических качеств как единый процесс. Дифференцированное физическое воспитание. Развитие моторики (физических способностей) в дошкольном, школьном возрастах и периоде созревания. Закономерности развития физических способностей (гетерохронность, этапность и фазность развития, перенос в развитии способностей). Принципы воспитания физических качеств (соответствия педагогических воздействий, развивающего эффекта, сопряженного воздействия, вариативности).


  1. Силовые способности человека: сущность, классификация разновидностей; факторы, определяющие их проявление.

Воспитание силы (силовых способностей). Общая характеристика мышечной силы человека. Возрастные периоды развития качества силы. Контрольные упражнения (тесты) для определения уровня развития силы.



  1. Методика совершенствования силовых способностей: задачи, средства, методы и параметры нагрузки.

Методы воспитания силы мышц: метод повторных усилий (непредельные, предельные веса); метод кратковременных максимальных напряжений; метод изометрических напряжений. Воспитание абсолютной силы. Воспитание быстрой силы: оптимальный вес отягощения; темп движения; длительность выполнения двигательного действия. Воспитание силовой выносливости: величина нагрузки; темп движений; продолжительность работы и ее характер; интервалы между занятиями; длительность периода занятий; исходный уровень развития силовой выносливости.


  1. Скоростные способности человека: их сущность и классификация форм проявления быстроты; факторы, обусловливающие целенаправленное развитие.

Воспитание быстроты (скоростных способностей). Характеристика быстроты: определение понятия, формы проявления быстроты, перенос быстроты. Воспитание простой реакции (расчлененный и “сенсорный” методы) и сложной реакции (реакция на движущий объект и реакция с выбором варианта). Возрастные периоды развития быстроты. Контрольные упражнения (тесты) для определения уровня развития быстроты. Силовая и техническая подготовка в связи с воспитанием быстроты.


  1. Методика совершенствования скоростных способностей: задачи, средства, методы и параметры нагрузки.

Воспитание быстроты движений: типичные черты собственно скоростных упражнений; основные методы и методические приемы воспитания быстроты движений; проблема предупреждения и преодоления “скоростного барьера” в процессе физического воспитания.

Методы совершенствования скоростных способностей: повторный, игровой, соревновательный. Требования к построению методики воспитания скоростных способностей.


  1. Выносливость: ее сущность и классификация разновидностей; факторы, обусловливающие проявление выносливости как физического качества человека. Энергетические механизмы проявления аэробной и анаэробной выносливости.

Воспитание выносливости. Обобщающее представление о выносливости как о комплексе функциональных возможностей, определяющих способность человека противостоять утомлению в процессе двигательной деятельности; главные факторы выносливости, их структура. Многообразие форм проявления выносливости. Взаимосвязь понятий “утомление” и “работоспособность”. Классификация видов утомления и мышечной работы. Аэробная и анаэробная выносливость. Возрастные периоды развития выносливости.


  1. Методика совершенствования выносливости (аэробной и анаэробной): задачи, средства, методы и параметры нагрузки.

Методические подходы, основанные на преимущественно избирательном и целостном воздействии на факторы, определяющие выносливость.

Методы воспитание общей (аэробной) выносливости: равномерный (стандартно-непрерывный); непрерывно-переменный; интервальный.

Методика развития специальной выносливости (алактатной, скоростной гликолитической; смешанной аэробно-анаэробной, силовой).


  1. Гибкость как физическое качество: ее сущность и классификация разновидностей; анатомо-физиологические основы; факторы, влияющие на процесс ее развития.

Воспитание гибкости (подвижности в суставах). Обобщенное понятие о гибкости как особом физическом качестве человека и факторах, его определяющих. Особенности развития гибкости в онтогенезе. Критерии и способы оценки гибкости в физическом воспитании. Специфика задач по оптимизации развития гибкости в процессе физического воспитания.


  1. Методика совершенствования гибкости: задачи, средства и методы.

Типичные черты упражнений на растягивание; краткая характеристика их состава на различных ступенях физического воспитания. Другие средства, используемые для направленного воздействия на развитие гибкости.

Методы развития гибкости: баллистический, баллистический с задержкой; пассивный подъем и активная задержка; пассивное растягивание и длительная задержка.

Дозировка нагрузки. Количество повторений в одном подходе. Интервалы отдыха.


  1. Характеристика, факторы, определяющие осанку; типы осанки и причины ее нарушения. Методика формирования правильной осанки.

Воспитание осанки. Характеристика осанки; факторы, ее определяющие. Типы осанки и причины ее нарушения. Задачи по воспитанию оптимальной осанки; особенности их постановки на различных ступенях физического воспитания с учетом возрастных и половых особенностей. Упражнения “на осанку”; их место на различных этапах физического воспитания. Другие средства, способствующие воспитанию осанки. Лечебная физкультура (основа, формы).


  1. Дифференцированное физическое воспитание.

Дифференциация - учет групповых особенностей учащихся в процессе обучения. Дифференцированный подход в физкультурном образовании учащихся.

Технология дифференцированного физкультурного образования: предварительные тестирования; дифференцированное планирование учебного материала; дифференцированный контроль и оценка успеваемости. Влияние дифференцированного физического воспитания на формирование у школьников устойчивой положительной мотивации и интереса к физкультурно-спортивной деятельности.


  1. Взаимосвязь физического и нравственного воспитания (формирование нравственного сознания, поведения, нравственных чувств). Воспитание воли в процессе физического воспитания.

Нравственное воспитание в процессе физического воспитания. Общая характеристика, содержание нравственного воспитания. Формирование нравственного сознания и поведения, воспитание нравственных чувств. Основы методики воспитания нравственности на различных этапах физического воспитания.

Воспитание воли в процессе физического воспитания. Определение понятия “воля”; структура волевых проявлений личности; волевые качества. Роль физического воспитания в формировании волевых черт характера; задачи воспитания воли; специфические и общепедагогические средства и методы, используемые в сфере физического воспитания для воспитания волевых качеств.


  1. Эстетическое воспитание в процессе физического воспитания. Аспекты трудового воспитания в процессе физического воспитания.

Эстетическое воспитание. Общая характеристика эстетики, ее категорий как философской науки. Аспекты эстетического воспитания. Основные задачи, методика воспитания эстетических чувств в процессе физического воспитания.

Трудовое воспитание. Задачи подготовки к трудовой деятельности, решаемые в процессе физического воспитания; неотделимость специфических задач физического воспитания от общих задач трудового воспитания. Основные аспекты и условия всесторонней физической подготовленности к трудовой деятельности.


  1. Формы построения и структура занятий физическим воспитанием: взаимосвязь форм занятий с их содержанием; общее в структуре и отличительные черты урочных и неурочных форм занятий.

Понятие о форме и содержании занятия как целостного звена физического воспитания. Определяющая роль содержания занятия; существенная роль способа построения (формы) занятия в обеспечении эффективности физического воспитания. Многообразие форм занятий. Закономерности динамики работоспособности как одна из основ структуры занятия. Фазы динамики работоспособности и части отдельного занятия. Основные характеристики структуры занятий (способы упорядочения деятельности занимающихся; части занятия, их соотношение и общая последовательность; порядок распределения материала внутри частей занятия и т.д.).

Урочные формы. Определяющие черты урока в физическом воспитании; педагогические возможности. Типы уроков. Особенности постановки и реализации задач в урочных занятиях. Способы распределения материала и организация деятельности занимающихся на уроке (фронтальный, групповой, индивидуальный методы организации; одновременный и поочередный порядок выполнения упражнений; круговой метод; непрерывные и с интервалами способы выполнения упражнений). Методика дозирования нагрузки на уроке (общая и моторная плотность урока). Педагогический анализ и оценка урока.

Неурочные формы. Общая характеристика неурочных форм занятий в физическом воспитании (индивидуальные, групповые и массовые на официально организованных началах и др.). Обязательные требования к построению занятий неурочного типа и условия, при соблюдении которых они становятся органическими звеньями целостного процесса физического воспитания.


  1. Планирование и контроль в физическом воспитании: исходные понятия «планирование», «учет»; планирование и учет в дошкольных учреждениях, общеобразовательной школе.

Планирование и контроль как инструменты организации деятельности по физическому воспитанию и управления эффектом физического воспитания. Взаимообусловленность планирования и контроля. Планирование как предвидение реального хода процесса физического воспитания; специфические объекты планирования в физическом воспитании (конкретные выражения цели, задач в нормативах и тестовых показателях физической подготовленности; состав, порядок и способы использования основных средств, динамика физических нагрузок и др.).

Перспективное, этапное и оперативное планирование. Особенности планирования в различных организационных формах (дошкольные учреждения, общеобразовательные школы, тренировочный процесс и др.) физического воспитания. Программы в системе планирования. Контроль как способ получения информации о текущем состоянии процесса физического воспитания и его составляющих. Текущий (оперативный) и поэтапный контроль как неотъемлемые стороны деятельности специалиста физического воспитания по управлению эффектом занятий. Единство педагогического (преподавательского), врачебного контроля и самоконтроля в физическом воспитании.


  1. Прикладная физическая подготовка: общая характеристика прикладного направления в физическом воспитании; средства прикладной физической подготовки.

Общая характеристика прикладного направления в физическом воспитании. Особенности задач, средств и методов. Соотношение общей разносторонней физической подготовки и специальной (непосредственно прикладной) физической подготовки.

Профессионально-прикладная физическая подготовка. Задачи: специфическое содержание профессионально-прикладной физической подготовки к избранной трудовой деятельности; критерии их решения. Средства: основные положения, определяющие соответствие средств профессионально-прикладной физической подготовки ее задачам, краткая характеристика средств (на примере подготовки к отдельным профессиям). Методика: принципиальные методические особенности профессионально-прикладной физической подготовки (специализация, профессиограмма и моделирование требований профессиональной деятельности и т. д.); формы занятий и оптимальное построение их системы; особенности контроля.

Военно-прикладная физическая подготовка. Особенности задач, требования, предъявляемые современными условиями службы в армии, к специальной физической подготовленности воина. Краткая характеристика средств, применяемых для реализации допризывной подготовки; содержание военно-прикладной подготовки. Принципиальные методические положения военно-прикладной физической подготовки (единство общей и специальной физической подготовки, моделирование требований боевой деятельности и т. д.); типичные формы занятий; особенности контроля.


  1. Тактическая подготовка спортсменов.

Содержание системы тактической подготовки. Общие и частные задачи, решаемые в процессе тактической подготовки спортсмена (спортивной команды), критерии их реализации. Средства и методы, преимущественно используемые в целях спортивно-тактической подготовки. Этапы спортивно-тактической подготовки, их соотношение с этапами спортивно-технической подготовки и периодикой тренировочного процесса.

Основы методики спортивно-тактической подготовки. Пути и условия оптимизации предпосылок тактического совершенствования. «Тактические упражнения» как основной фактор практического формирования и совершенствования спортивно- тактических навыков и умений; их типы, разновидности и основные правила применения. Тактически ориентированная соревновательная практика как специфический фактор тактической подготовки спортсмена (команды). Методические условия органического соединения технической и тактической подготовки (условия направленного формирования технико-тактических действий). Специальные проблемы технико-тактической подготовки спортсменов высокого класса. Перспективы ее совершенствования.


  1. Спорт как общественное и педагогическое явление. Определение спорта, его сущность и обобщенная классификационная характеристика.

Спорт как исторически сложившаяся специфическая человеческая деятельность. Спорт в структуре современного общества. Функции современного спорта. Роль спорта в решении задач физического воспитания населения в широком возрастном диапазоне. Многообразие видов спорта.

Типы спорта, сложившиеся в мире. Базовый (массовый) спорт, в котором выражены, прежде всего, общие образовательно-воспитательные, общеподготовительные и оздоровительные функции. Главная черта – доступность для всех желающих, отсутствие специального отбора лиц для занятий и участия в соревнованиях.

Спорт высших достижений (“большой” спорт или рекордный спорт). Установка на победу, рекорд, призовое место. Критерии эффективности – по итогам крупнейших соревнований. Наличие специального отбора лиц для занятий и участия в соревнованиях.

Детский спорт. Два направления: первое – подготовка спортивных резервов, связь со спортом высших достижений; второе – использование средств и методов из спорта для эффективного решения задач физического воспитания подрастающего поколения, связь с массовым спортом.

Профессиональный спорт. Основа – стремление спортсмена победить и получить вознаграждение. Источники существования – самоокупаемость, прибыль, реклама и пр. характеристика спортсменов-профессионалов и профессиональных клубов.


  1. Основные требования, структурные компоненты и методические аспекты деятельности специалиста физической культуры и спорта (преподавателя физической культуры, тренера): нормативная, программирующая, продуцирующая и корригирующая сферы.

Определение понятий “профессия”, “специальность”. Модель специалиста: модель подготовки и модель деятельности. Блоки современного специалиста: перманентное образование, теоретическая и профессиональная подготовка, конкретный состав умения. Влияние личного спортивного опыта на формирование специалиста в области физической культуры и спорта: положительные и отрицательные черты. Требования и структурные компоненты деятельности преподавателя, тренера: глубокие знания биологических наук; освоение образцовой модели одной из отраслей спортивно-педагогической деятельности; соответствующее физическое развитие; развитие организаторских способностей.


  1. Критерии педагогического мастерства и предпосылки повышения эффективности деятельности тренера, преподавателя физической культуры.

Компоненты педагогического мастерства: проектировочные, конструктивные, организаторские, коммуникативные, гностические. Критерии педагогического мастерства и предпосылки повышения эффективности деятельности преподавателя, тренера. Три уровня педагогического мастерства преподавателя, тренера: высокий, средний, низкий. Воспитательные функции специалиста физического воспитания и требования к его личности.


  1. Характеристика факторов, обусловливающих методику физического воспитания (закономерности педагогического процесса, конкретное содержание занятий, возрастные и индивидуальные особенности занимающихся, личностные особенности преподавателя, материально-техническое обеспечение и т. д.).

Методические условия успешной реализации образовательных и воспитательных задач в процессе физического воспитания, принципы и правила оптимального управления его эффектом.

Отправные понятия. Конкретизация общих методических категорий (“методический принцип”, “метод”, “методика” и др.). Основные стороны и принципы методики физического воспитания.

Основные методические аспекты деятельности преподавателя физического воспитания. Рациональные пути, методы и приемы профессионально-педагогической деятельности, основные компоненты профессионального мастерства преподавателя физического воспитания.

Факторы, обуславливающие методику: закономерности педагогического процесса, выраженные через методические принципы; особенности содержания занятий; возрастно-половые и индивидуальные особенности воспитуемых; личностные особенности преподавателя и уровень его подготовленности; материально-техническое обеспечение.


  1. Значение и место физического воспитания детей и молодежи. Интегральная цель физического воспитания для всех ступеней системы образования, характеристика понятия «физическая культура личности».

Значение и место физического воспитания детей и молодежи в общей системе воспитания, его обусловленность возрастными и половыми факторами. Целевые установки в физическом воспитании детей и подростков. Основные направления концепции непрерывного физического воспитания: гуманизация, демократизация отношений, дифференциация и индивидуализация, деятельный подход, целостность учебно-воспитательного процесса.


  1. Возрастные особенности растущего организма и их отражение в физическом воспитании (влияние генетических и средовых факторов, неравномерность процессов роста и развития, обусловленность роста и развития возрастно-половыми особенностями детей, возрастные особенности развития двигательной функции, акселерация процессов роста и развития растущего организма, индивидуально-типологические особенности развития и др.).

Учет основных закономерностей индивидуальной эволюции человека: обусловленность процессов роста и развития генетическими (биологическими) и средовыми (социальными) факторами; неравномерность темпов роста и развития; гетерохронность роста и развития отдельных органов и систем организма; обусловленность процессов роста и развития половыми особенностями детей; биологическая надежность функциональных систем; акселерация физического и физиологического развития организма; индивидуальная (типологическая) изменчивость растущего организма.

Анализ и обобщение литературных данных о возрастных особенностях физического развития, развития двигательных способностей и формирования техники двигательных действий.


  1. Возрастные особенности детей дошкольного возраста и возрастная периодизация. Значение и задачи физического воспитания в дошкольный период.

Возрастные особенности детей дошкольного возраста. Задачи и значение физического воспитания в дошкольный период, закрепленные “Основами законодательства РФ о физической культуре и спорте”. Периодизация возрастного развития детей дошкольного возраста, ее практическое значение.

Особенности физического воспитания детей первого года жизни. Возрастные особенности детей грудного возраста. Задачи и основные средства физического воспитания детей первого года жизни.


  1. Возрастные особенности формирования двигательных навыков и развития двигательных способностей в дошкольный период.

Этапы становления основных движений и планирование необходимых педагогических воздействий. Периодизация направленных педагогических воздействий в первый год жизни ребенка. Методика применения комплексов гимнастики в ходе становления основных движений у детей первого года жизни. Методика обучения навыкам плавания детей грудного возраста.

Выполнение заданий по составлению программ занятий плаванием с детьми грудного возраста. Сравнительный анализ существующих методик по обучению плаванию грудных детей. Выделение сроков овладения отдельными упражнениями в условиях водной среды.

Конкретизация средств и особенностей методики физического воспитания дошкольников по годам жизни.

Методика обучения плаванию детей младенческого возраста. Особенности проведения занятий, требования к местам занятий и оборудованию. Методика закаливания грудничков. Комплексы пассивной и активной гимнастики.


  1. Средства и отличительные черты, характерные формы физкультурных занятий, особенности методики и контроля в физическом воспитании детей дошкольного возраста.

Средства и отличительные черты методики физического воспитания дошкольников. Основное содержание физической активности детей в разные периоды дошкольного возраста. Характерные формы физкультурных занятий, особенности методики и контроля.

Выполнение заданий по составлению комплексов гимнастики для детей первого года жизни (с первого по двенадцатый месяцы). Выделение наиболее высоких темпов прироста физических качеств. Физическая нагрузка и ее регулирование в комплексах.


  1. Физическое воспитание в пренатальный период развития: цель, задачи, основные средства, особенности методики и контроля.

Особенности построения и задачи физкультурных занятий в пренатальный период развития. Обоснование использования средств пренатальной физической культуры.

Проблема оптимальных режимов двигательной активности на различных этапах пренатального развития.

Методические особенности построения системы занятий и управления их эффектом. Особенности структуры занятий в различные периоды беременности. Основные группы упражнений, включаемые в комплексы физкультурных занятий.

Комплексы занятий для различных этапов пренатального периода развития. Основные различия в методике и структуре занятий при физиологическом и неправильном положении плода (поперечном, косом и условно-физиологическом, тазовом предлежании), при нормальном и пониженном положении, при неравномерном тонусе матки.


  1. Значение, направленность и задачи физического воспитания школьников. Современные концептуальные подходы к организации физического воспитания учащихся общеобразовательных школ.

Значение, направленность и задачи физического воспитания в школьном возрасте. Место и роль школьного и связанных с ним звеньев системы физического воспитания в общей системе воспитания. Возрастная периодизация школьного периода. Обязательный и дополнительный курс школьного физического воспитания. Физическое воспитание в семье, во внешкольных учреждениях как органические звенья единой системы физического воспитания школьников, их взаимосвязь с другими сторонами воспитания.

Перспективы совершенствования системы физического воспитания детей и молодежи школьного возраста. Методические основы постановки задач и их нормативной конкретизации в физическом воспитании школьных контингентов.

Основы конкретизации интегральной цели физического воспитания применительно к этапам возрастного развития и периода школьного обучения с учетом требований государственного образовательного стандарта в области “физическая культура”.


  1. Основные формы организации физического воспитания в школьный период: в общеобразовательных учебных заведениях (урок физической культуры, физкультурно-спортивные мероприятия в режиме учебного дня, внеклассная спортивно-массовая работа, лечебно-оздоровительная работа); в учреждениях дополнительного образования; в условиях семьи.

Основы и формы организации физического воспитания в школьный период жизни. Программно-нормативные основы многолетнего процесса физического воспитания школьников (государственный образовательный стандарт образовательной области “физическая культура”; концепция непрерывного физического воспитания детей и учащейся молодежи; обязательный минимум содержания образовательных программ; санитарно-гигиенические правила для общеобразовательных школ; оценочные таблицы физической подготовленности школьников Кемеровской области и др.).

Основная цель и направленность учебного предмета “физическая культура” в школе, его связь с другими формами физического воспитания. Аспекты содержания преподавания физической культуры в школе.


  1. Программно-нормативные основы, цель и задачи, основное содержание преподавания учебного предмета «физическая культура». Характеристика современных программ по физической культуре для общеобразовательных учебных заведений.

Основные компоненты государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (общие положения, основные содержательные линии, структура стандарта, обязательный минимум содержания, требования к уровню подготовки учащихся, оценка выполнения требований стандарта). Обсуждение основных положений стандарта.

Характеристика школьных учебных программ по предмету “физическая культура”.

Сравнительный анализ школьных учебных программ по физической культуре (соотношение различных разделов программ, особенности подхода к освоению материала, специфические требования к методике и др.). Основные критерии оценки авторских программ.


  1. Основная направленность и требования к современному уроку физической культуры. Характерные черты, отличающие урок от других форм физического воспитания детей школьного возраста. Типы и виды школьных уроков физической культуры в зависимости от состава привлекаемых средств (предметные и комплексные) и от их преимущественной направленности (вводные, учебные, тренировочные, контрольные, комбинированные) и от их преимущественной направленности.

Требования к современному уроку физической культуры. Характерные черты уроков, отличающие их от других форм физического воспитания. Типы и виды уроков (предметные и комплексные, учебные, тренировочные, контрольные, комбинированные).

Определение задач урока. Основные структуры урока, варианты и особенности построения подготовительной, основной и заключительной частей урока. Методические правила организации учебно-воспитательного процесса на уроке.


  1. Основы структуры урока физической культуры и особенности постановки задач. Методика проведения урока физической культуры: а) способы организации контингента учащихся (фронтальный, групповой, поточный, индивидуальной организации); б) использование терминологии при объяснении, командах и распоряжениях; в) размещение учащихся при показе и объяснении учебных заданий.

Методика проведения урока, способы организации учащихся (фронтальный, поточный, групповой методы и метод индивидуальной организации). Круговая тренировка как форма построения урока физической культуры.


  1. Методика регулирования физических нагрузок на уроке: а) понятия «физическая нагрузка», «величина нагрузки», «внешняя величина нагрузки», «внутренняя величина нагрузки»; б) способы регулирования параметров нагрузки; в) критерии утомления после нагрузок различной величины; г) динамика нарастания физических нагрузок на уроке.

Методика регулирования физических нагрузок на уроке. Понятия “физическая нагрузка”, “величина нагрузки”, “внешняя величина нагрузки”, “внутренняя величина нагрузки”. Способы регулирования физических нагрузок на уроке.

Способы определения степени влияния физических упражнений на организм занимающихся, критерии утомления после нагрузок различной величины. Динамика нарастания физической нагрузки на уроке.


  1. Методика планирования учебного материала по предмету «физическая культура», требования, виды (перспективное, текущее и оперативное) и основные документы планирования: а) годовой план-график распределения учебного материала по четвертям; б) рабочий (тематический) план на учебную четверть; в) план-конспект урока.

Методические основы построения системы занятий и контроля за их эффективностью в физическом воспитании учащихся. Методические правила распределения, непосредственной преемственности и общей взаимосвязи эффекта занятий в недельном, месячном, четвертном и годовом режиме работы школы.

Специфика планирования учебного материала по предмету “физическая культура” в отличие от других учебных предметов. Проблема постановки задач на учебный год с учетом программно-нормативного и организационно-методического обеспечения, уровня подготовленности учащихся, климатических условий и материальной базы школы.

Основные требования к планированию учебного материала, основные документы планирования (годовой план-график распределения учебного материала по четвертям; четвертной план уроков физической культуры; планы-конспекты уроков).

Требования к современному уроку физической культуры. Характерные черты уроков, отличающие их от других форм физического воспитания. Типы и виды уроков (предметные и комплексные, учебные, тренировочные, контрольные, комбинированные).

Определение задач урока. Основные структуры урока, варианты и особенности построения подготовительной, основной и заключительной частей урока. Методические правила организации учебно-воспитательного процесса на уроке.


  1. Педагогический контроль при проведении уроков физической культуры, общая схема проведения, основные этапы: а) хронометрирование деятельности занимающихся на уроке; б) определение динамики физических нагрузок во время урока по данным пульсометрии; в) контрольные испытания (тесты); г) психолого-педагогические наблюдения и анализ урока.

Виды педагогического контроля. Методика проведения хронометрирования деятельности занимающихся на уроке, определение общей (педагогической) и двигательной (моторной) плотности урока. Составление протокола хронометража школьного урока. Оценка данных общей и моторной плотности. Факторы, определяющие плотность урока.

Способы определения уровня физических нагрузок на уроке. Величина ЧСС как интегральный показатель реакции организма на выполняемую работу. Составление протокола определения величины физической нагрузки во время урока.

Психолого-педагогический анализ уроков физической культуры, виды анализа (общий и частный). Методика проведения педагогического анализа.


  1. Проверка и оценка успеваемости на уроках физической культуры: предмет и основные критерии оценки, система проверки успеваемости.

Проверка и оценка успеваемости на уроках физической культуры. Основные критерии школьной оценки. Предмет проверки и оценки успеваемости по предмету “физическая культура”.


  1. Методика организации физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме учебного дня школьников. Особенности методики организации внеклассных физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий в условиях общеобразовательной школы.

Характеристика внеурочных форм занятий физической культурой и спортом: в режиме учебного дня, внеклассные занятия, занятия во внешкольных учреждениях.

Физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня: формы, особенности организации и содержания.

Задачи внеклассной работы по физическому воспитанию, основные разделы работы: агитационно-пропагандистская, физкультурно-оздоровительная, работа со спортивной и военно-патриотической направленностью. Требования к организации внеклассной работы, функциональные обязанности работников школы. Формы и направленность содержания внеклассных физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий.

Характерные особенности внеклассной работы.

Формы организации физического воспитания в учреждениях дополнительного образования: в ШВСМ, ДЮСШ, СДЮШОР, спортивных секциях и кружках домов школьника, стадионов, парков культуры и отдыха, спортивно-оздоровительных, военно-спортивных, оздоровительных детских лагерях отдыха. Формы физического воспитания в семье: мероприятия в режиме дня, самостоятельные занятия, прогулки, семейные походы и др.

Методический анализ и характеристика внеурочных форм занятий. Выполнение заданий по составлению комплексов гимнастики до начала учебных занятий, физкультурных минут и пауз, планов проведения подвижных перемен, программ спортивно-массовых и физкультурно-оздоровительных мероприятий, календаря соревнований и др.


  1. Особенности методики организации физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы с детьми в условиях загородного оздоровительного лагеря.

Задачи физического воспитания в условиях загородного оздоровительного лагеря.

Основные формы организации физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы с детьми в условиях загородного оздоровительного лагеря.

Документы планирования физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы с детьми в условиях загородного оздоровительного лагеря. Обязанности интруктора по физической культуре и инструктора по плаванию.


  1. Особенности методики физического воспитания детей младшего школьного возраста.

Основные различия в методике и системе занятий ФКиС отдельных контингентов учащихся младшего школьного возраста, различающихся состоянием здоровья и уровнем физической подготовленности.

Преемственность дошкольного и школьного звеньев системы физического воспитания. Возрастные особенности младших школьников, влияющие на содержание, методику и построение процесса физического воспитания. Проблемы совершенствования физического воспитания детей младшего школьного возраста.


  1. Особенности методики физического воспитания детей среднего школьного возраста.

Основные различия в методике и системе занятий ФКиС отдельных контингентов учащихся среднего школьного возраста, различающихся состоянием здоровья и уровнем физической подготовленности.

Преемственность младшего и среднего школьного звеньев системы физического воспитания. Возрастные особенности школьников среднего возраста, влияющие на содержание, методику и построение процесса физического воспитания. Проблемы совершенствования физического воспитания детей среднего школьного возраста.


  1. Особенности методики физического воспитания в старшем школьном возрасте.

Основные различия в методике и системе занятий ФКиС отдельных контингентов учащихся старшего школьного возраста, различающихся состоянием здоровья и уровнем физической подготовленности.

Преемственность среднего и старшего школьного звеньев системы физического воспитания. Возрастные особенности школьников старшего возраста, влияющие на содержание, методику и построение процесса физического воспитания. Проблемы совершенствования физического воспитания учащихся старшего школьного возраста.


  1. Основы и определяющие черты методики физического воспитания студентов высших учебных заведений.

Структура учреждений профессионального образования, их типы, ступени, особенности преподавания. Особенности и задачи физкультурного образования студентов.

Профессионально-прикладная подготовка студентов. Ее роль в формировании профессиональных умений у студентов массовых производственных профессий.

Распределение средств физического воспитания в течение подготовки специалистов. Особенности использования средств физической культуры в зависимости от получаемой профессии. Классификация видов труда рабочих и учет ее в процессе профессионально-прикладной физической подготовки. Составление профессиограммы специальности. Определение средств восстановления, профилактики профессиональных заболеваний.

Отличия физкультурного образования в вузе. Руководство кафедрой физического воспитания вуза, спортивный клуб и его функции, направленность образования в вузе. Контроль и распределение студентов по медицинским группам.

Сравнительный анализ динамики задач различных периодов физического воспитания взрослого населения.

Анализ содержания программы вузовского курса физического воспитания (обязательного и факультативного). Специфика материала программы профессионально-прикладной физической подготовки студентов и зависимость от профиля вуза.


  1. Физическое воспитание в зрелом возрасте.

Особенности физического воспитания взрослых. Периодизация на возрастные группы. Основные задачи физического воспитания взрослого населения.

Компоненты системы, обеспечивающей направленное физическое совершенствование молодежи (обязательный и факультативный курс физического воспитания в вузе, другие формы). Проблемы и перспективы физического воспитания молодежи.

Влияние на содержание, методику и общее построение физического воспитания возрастных особенностей контингента, особенностей состояния здоровья и уровня предварительной подготовленности, особенностей профессиональной деятельности.


  1. Физическое воспитание в пожилом и старческом возрасте.

Современные тенденции физического воспитания в пожилом возрасте. Научно-технический прогресс и его влияние на жизнедеятельность человека (интенсификация темпа жизни, отрицательные эмоции, режим питания, гиподинамия, акселерация и др.).

Роль физической культуры в рационализации режима жизнедеятельности в пожилом и старшем возрасте.


  1. Особенности методики оздоровительной физической культуры: а) для лиц с избыточным весом; б) для лиц с нарушениями осанки и плоскостопием; в) для лиц с остеохондрозом.

Характеристика направленно-оздоровительных физкультурно-спортивных занятий: по характеру решаемых задач (развивающие, активизирующие, восстановительные), по контингенту занимающихся (массовые, групповые, индивидуальные /самостоятельные/), по условиям проведения (в закрытом помещении, на открытом воздухе).

Характеристика средств специально-оздоровительной направленности: физические упражнения, средства закаливания, оздоровительный массаж, гигиенические факторы, психологические средства воздействия.

Особенности дозирования физических нагрузок, закаливания и массажа, сочетание средств.

Методика оздоровительной физической культуры для здоровых людей. Использование положений валеологии, составление индивидуальных программ, контроль и коррекция оздоровительных воздействий.

Методика оздоровительной физической культуры для лиц с избыточным весом (ожирением), нарушением осанки, остеохондрозом, плоскостопием – неосложненными формами, с близорукостью.

Выбор средств, методов, нормирование и программирование режимов нагрузок и отдыха в недельных, месячных и более продолжительных циклах, регулирование оздоровительного эффекта.

Сущность врачебного и педагогического контроля, их роль в обеспечении эффективности физического воспитания. Контроль – как неотъемлемый компонент оздоровительной физической культуры, профессиональной деятельности преподавателя, тренера.

Оперативный и текущий контроль: педагогический – по оценке и составлению величин внешней (количество выполненной работы, мощность) и внутренней (переносимость) нагрузок; врачебный – по степени функциональный реакций при нагрузке, выявление скрытой патологии.

Этапный контроль: педагогический, врачебный.

Характеристика форм оздоровительной физической культуры, обеспечение решения оздоровительных задач системы физического воспитания.

Характеристика средств акцентированно-оздоровительной направленности, применительно к различным контингентам.

Методика оздоровительной физической культуры для здоровых людей, лиц с отклонениями в состоянии здоровья.

Особенности планирования в системе оздоровительной физической культуры.

Ознакомление с документами врачебного и педагогического контроля в процессе занятий физической культурой и спортом. Ознакомление с результатами педагогического контроля по итогам проведенных наблюдений в процессе занятий.


  1. Основы теории и методики спортивного отбора юных спортсменов, понятия «спортивный отбор», «спортивные способности», «спортивная ориентация». Задачи, методы, основные критерии и особенности контингента занимающихся на различных этапах спортивного отбора.

Отбор в спорте как система организационно-методических мероприятий комплексного характера направленных на выявления одаренных спортсменов. Спортивная ориентация как система организационно-методических мероприятий направленных на выявление пригодности спортсмена к узкоспециализированной спортивной деятельности. Спортивная селекция как отбор перспективных для спортивного совершенствования и отсеивание бесперспективных спортсменов. Спортивный талант и спортивная деятельность.

Прогнозирование в спорте как вид познавательной деятельности направленной на формирование суждения о развитии объекта прогноза. Прогноз – вероятностное научно обоснованное суждение относительно наблюдаемого состояния объекта.

Содержание процесса отбора, ориентации, прогнозирования в спорте. Цель, задачи, методы и средства отбора и прогнозирования в спорте. Стадии и этапа отбора в спорте.


  1. Структура многолетней подготовки юных спортсменов: основные определяющие факторы; задачи, содержание и направленность этапов многолетней подготовки.

Основные направления спортивной работы с детьми школьного возраста. Использование элементов спорта в двигательной деятельности детей. Специализированные занятия спортом в школьном возрасте.

Характеристика этапов спортивных занятий с детьми школьного возраста; предварительная спортивная подготовка; начальная спортивная специализация; углубленное спортивное совершенствование.

Возрастные особенности юных спортсменов и специфика реализации принципов спортивной тренировки.

Специфические черты спортивной подготовки в младшем, среднем и старшем школьном возрасте.

Система спортивной подготовки как специализированный процесс. Цель системы спортивной подготовки. Структура системы спортивной подготовки (физическая подготовка, техническая подготовка, тактическая подготовка, психическая подготовка, интегральная подготовка). Цель и отличительные черты спортивной тренировки юных спортсменов.

Этапы многолетней подготовки юных спортсменов. Факторы, определяющие структуру многолетней подготовки. Этап предварительной подготовки (основные задачи, направленность, контингент, соотношение средств общей и специальной подготовки, особенности методики). Этап начальной спортивной специализации (задачи, направленность, контингент, соотношение средств ОФП и СФП). Этап углубленной тренировки (задачи, направленность, контингент, соотношение используемых средств в различных видах спорта). Этап спортивного совершенствования (сроки, задачи, направленность, характеристика используемых средств).

Специфические особенности построения тренировки юных спортсменов. Тренировочный урок (занятие) как основная организационная форма проведения тренировки юных спортсменов. Общие закономерности построения тренировочных занятий с юными спортсменами. Варианты построения тренировочных занятий (избирательной или комплексной направленности, с параллельным и последовательным решением поставленных задач).

Особенности периодизации и структуры тренировки юных спортсменов: малых циклов (микроциклов), средних (мезоциклов) и больших (макроциклов).

Основные направления интенсификации тренировочного процесса юных спортсменов.

Система организации подготовки юных спортсменов в ДЮСШ, СДЮШОР, ШВСМ, УОР. Основные документы планирования учебно-тренировочного процесса.

Характеристика программ подготовки спортивных резервов ДЮСШ в различных видах спорта. Общий план работы ДЮСШ на учебный год (анализ деятельности за прошедший год; задачи; организационная, учебно-спортивная, воспитательная, агитационно-пропагандистская работа; финансово-хозяйственная деятельность; работа с родительским коллективом; повышение квалификации тренерско-преподавательского состава; работа с общеобразовательными школами; медицинский контроль и контроль за организацией работы ДЮСШ).


  1. Эволюция методики спортивной тренировки. Характеристика современного этапа развития методики тренировки в избранном виде спорта. Основные направления интенсификации тренировочного процесса.

Особенности методики спортивной тренировки на различных этапах эволюции (характеристика объемов тренировочных и соревновательных нагрузок, применяемых средств и методов тренировки, материально-технического и научного обеспечения).

Характеристика современного этапа развития методики тренировки в избранном виде спорта (характеристика объемов тренировочных и соревновательных нагрузок, применяемых средств и методов тренировки, материально-технического и научного обеспечения).

Перечень основных направлений интенсификации тренировочного процесса в избранном виде спорта.


  1. Общая характеристика системы спортивной подготовки, определение понятий «подготовка спортсмена» и «спортивная тренировка». Основные стороны (факторы) в системе подготовки спортсменов.

Основные стороны (факторы) в системе подготовки спортсменов; их роль и соотношение как «подсистем» в системе спортивной подготовки.

Определение общей цели, достигаемой в процессе подготовки спортсменов. Основные задачи, реализуемые в аспекте отдельных разделов (сторон) спортивной подготовки: патриотического, нравственного, эстетического, интеллектуального воспитания и специальной психологической подготовки, общей и специальной физической, технической, тактической и интегральной подготовки.

Совокупность внетренировочных и внесоревновательных факторов, дополняющих спортивную тренировку и соревнования, усиливающих их эффект и оптимизирующих восстановительные процессы; условия включения данных факторов в систему подготовки спортсменов. Характеристика факторов внетренировочных воздействий.

Общие и специальные принципы подготовки спортсмена; закономерности, определяющие их. Значение общепедагогических (дидактических) принципов (общих принципов обучения и воспитания) и методических принципов физического воспитания как отправных положений деятельности тренера-преподавателя.

Специальные принципы и положения, отражающие специфические закономерности спортивной подготовки:

  • направленность к высшим достижениям, углубленная специализация и индивидуализация как закономерные черты спортивной подготовки; принципиальные положения, отражающие эти черты;

  • диалектическая взаимосвязь различных сторон спортивной подготовки; основные положения принципа единства общей и специальной подготовки спортсмена;

  • непрерывность как закономерность тренировочного процесса и процесса подготовки спортсмена в целом; основные положения принципа непрерывности;

  • принципиальные положения, выражающие тенденции воздействующих факторов в процессе спортивной подготовки: динамичность, повторяемость и вариативность, постепенность и «предельность», волнообразность, контрастность и др.; закономерности, лежащие в их основе, и их методическая интерпретация.

  • цикличность как одна из фундаментальных закономерностей процесса спортивной подготовки; основные положения принципа цикличности.




  1. Спортивная тренировка – основа (главный компонент и основная форма) спортивной подготовки; цель, задачи и основные стороны содержания спортивной тренировки.

Спортивная тренировка – основа (главный компонент и основная форма) спортивной подготовки; специфические особенности, отличающие тренировку от других факторов и условий спортивного совершенствования. Тренировочный эффект, его разновидности. Факторы, определяющие тренировочный эффект.

Спортивная форма, фазы ее развития. Критерии спортивной формы. Влияние процессов адаптации на динамику спортивной формы. Типы адаптации в спортивной тренировке.

Обобщенная оценка кумулятивных состояний, обусловленных тренировкой и подготовкой спортсменов (тренированности и подготовленности).


  1. Специфические особенности, отличающие тренировку от других факторов и условий спортивного совершенствования. Нагрузка и отдых как компоненты спортивной тренировки, общая схема тренировочного процесса.

Общеподготовительные, специально-подготовительные, вспомогательные и соревновательные упражнения как основные специфические средства спортивной тренировки. Задачи общей, специальной и вспомогательной подготовки.

Нагрузка и отдых как компоненты тренировочного процесса. Параметры и критерии тренировочных нагрузок; их объем и интенсивность; зоны мощности. Внешние и внутренние характеристики нагрузки. Функции и типы интервалов отдыха в тренировочном процессе (ординарные, жесткие, максимизирующие). Проблема объективной обобщенной оценки параметров тренировочной нагрузки и изменения их эффективности в зависимости от типа интервалов отдыха. Обобщенное понятие об эффекте тренировочных воздействий: ближайший, отставленный и кумулятивный эффекты тренировки («тренировочные эффекты»); их отличительные признаки и взаимосвязь.

Специфическое содержание физической подготовки: ее роль, подразделы и соотношения с другими разделами спортивной подготовки. Взаимосвязи разделов (подразделов) физической подготовки спортсмена. Теоретико-методические основы использования эффекта «переноса» при совершенствовании различных двигательных способностей в процессе спортивной подготовки. Зависимость содержания и соотношения сторон физической подготовки от особенностей спортивной специализации, возрастных, половых особенностей и этапа спортивного совершенствования.


  1. Средства и методы спортивной тренировки.

Методы спортивной тренировки. Методы строго регламентированного упражнения, игровой и соревновательный методы в спортивной тренировке (их классификация и вводная характеристика).

Средства и методы спортивной тренировки в избранном виде спорта. Общепедагогические средства и методы в процессе спортивной подготовки. Использование в подготовке спортсменов специализированных форм речевого общения, убеждения, внушения, разъяснения и управления, идеомоторных, аутогенных и других методов.

Средства и методы наглядно-информационного и сенсорного воздействия в подготовке спортсменов; использование в ней современных технических устройств, новых информационных технологий, тренажерного и контрольного назначения.

Место в системе спортивной подготовки гигиенических, медико-биологических, физиологических, диетологических и других специальных средств повышения функциональных возможностей организма, усиления эффекта тренировки и оптимизации восстановительных процессов (общая систематизирующая характеристика); этические и методические проблемы их применения.

Естественно-средовые факторы подготовки спортсмена (направленное использование условий среднегорья, сезонно-климатических условий и т.д.); основные методические правила, регулирующие их целесообразное применение.

Общие условия жизни спортсмена как факторы, влияющие на систему его спортивной подготовки; взаимосвязь режима жизни и режима спортивной деятельности.


  1   2   3

Скачать, 275.94kb.
Поиск по сайту:

Добавить текст на свой сайт
Загрузка...


База данных защищена авторским правом ©ДуГендокс 2000-2014
При копировании материала укажите ссылку
наши контакты
DoGendocs.ru
Рейтинг@Mail.ru