Категории:

Образовательная программа по волейболу для спортивно-оздоровительных групп в детско-юношеской спортивной школе Автор составитель: ст тренер преподаватель Качимова Л. Ф

Поиск по сайту:


Скачать 421.43 Kb.
страница1/3
Дата24.03.2012
Размер421.43 Kb.
ТипОбразовательная программа
Содержание
Пояснительная записка.
2. Организационно - методические указания.
Задачи учебно-тренировочного процесса
Теоретическая подготовка
Этапы подготовки
Первый этап
Второй этап
Задачи этапа
Третий этап
Программный материал
1.Теоретическая подготовка
1. Физическая культура и спорт в России.
2.Краткий обзор развития волейбола.
Краткие сведения о строении и функциях организмачеловека. Влияние физических упражнений на орга­низм занимающихся.
Гигиенические знания и навыки. Врачебный контроль исамоконтроль. Режим питание спортсмена.
Основы техники и тактики волейбола.
6. Основы и методика обучения и тренировки.
7. Правила соревнований. Организация и проведение со­ревнований.
8. Оборудование, инвентарь и уход за ними.
2. Физическая подготовка
...
Полное содержание
Подобный материал:
  1   2   3


Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

Детско - юношеская спортивная школа

муниципального района Большеглушицкий

Самарской области

СОГЛАСОВАНО:

директор МОУ ДОД ДЮСШ

________________ Романов С.В.

«_20_»_сентября____г.


АДАПТИРОВАННАЯ

образовательная программа по волейболу

для спортивно-оздоровительных групп

в детско-юношеской спортивной школе

Автор - составитель: ст. тренер - преподаватель Качимова Л.Ф.


Утверждена на тренерском совете

Протокол №__1__ от «_20___»_сентября__2010 года


____________________

с. Б.Глушица 2010 год


ВОЛЕЙБОЛ

ВВЕДЕНИЕ

Данная программа составлена на основе типовой программы для внешко­льных учреждений и спортивных секций рекомендованной Главным управлением школ Министерства просвещения под редакцией СМ. Зверева, автор программы А.В. Долинская, М, 1986г., и программы для детско-юношеских спортивных школ и специализированных детско-юношеских спортивных школ олимпийского резерва, автор Ю.Д. Железняк, М, 1994г.


  1. ^ Пояснительная записка.


Программа служит основным документом для эффективного построения многолетней подготовки резервов квалифицированных волейболистов в на­шей стране и содействия успешному решению задач физического воспитания детей школьного возраста.

Программа составлена на основании нормативно-правовых документов, регулирующих деятельность спортивных школ. В ней отражены основные принципы спортивной подготовки юных спортсменов, опыт работы спортивных школ по волейболу.

Принцип системности предусматривает тесную взаимосвязь содержания соревновательной деятельности и всех сторон учебно-тренировочного процесса: физической, технической, тактической, психологической, ин­тегральной, теоретической подготовки: воспитательной работы; восста­новительных мероприятий; педагогического и медицинского контроля.

Принцип преемственности определяет последовательность изложения программного материала по этапам многолетней подготовки в годичных циклах, соответствия его требованиям высшего спортивного мастерства.

Принцип вариативности предусматривает в зависимости от этапа многолетней подготовки, индивидуальных особенностей юного волей­болиста. Вариативность программного материала для практических занятий, характеризующихся разнообразием тренировочных средств и нагрузок, направленных па решение определенной педагогической задачи

Обучение в ДЮСШ и СДЮШОР рассчитано на 11 лет и осуществляется в период с 9 до 19 лет; в группах начальной подготовки - 3 года /9-11 лет/, в учебно- тренировочных группах - 5 лет /12-16 лет/, в группах спортивного совершенствования - 3 года /17-19 лет/.

Отличительная особенность программы состоит в том, что в ней представ­лена система тренировочных заданий по физической, технической, тактиче­ской и интегральной подготовке, позволяющей эффективно решать задачи в соответствующих категориях учебных групп.

Главная задача спортивной школы по волейболу заключается в подготовке физических крепких, с гармоничным развитием физических и духовных сил юных спортсменов, в воспитании социально - активной личности, готовой к социально значимым видам деятельности. Основным условием выполнения этой задачи является многолетняя и целенаправленная подготовка юных во­лейболистов, которая предусматривает:

  • содействию гармоничному развитию, всесторонней физической подготовленности и укреплению здоровья учащихся;

  • подготовку волейболистов высокой квалификации, резерва сбор­ных молодёжных и юношеских команд России, регионов, команд высшей и первой лиги «А»;

  • повышение тренировочных и соревновательных нагрузок, уровня владения навыками игры в процессе многолетней подготовки до требований в командах высших разрядов;

  • подготовку волевых, смелых, дисциплинированных, обладающих высоким уровнем командной игровой подготовки и бойцовскими качествами спортсменов;

  • подготовку инструкторов - преподавателей и судей по волейболу;

  • подготовку и выполнение нормативных требований.

Основной показатель спортивных школ по волейболу - выполнение про­граммных требований по уровню подготовленности учащихся, выраженных в количественных показателях физического развития, физической, техниче­ской, тактической, интегральной и теоретической подготовки /по истечении каждого года/, вклад в подготовку молодёжных и юношеских сборных ко­манд страны, республик, региона, результаты участия в соревнова­ниях. Выполнение нормативных требований - основное условие пребывания занимающихся в спортивной школе. В комплексном зачёте учитываются в целом все результаты / более высокие в одних нормативах в известной мере компенсируют более низкие в других/.

^ 2. Организационно - методические указания.

Цель подготовки резервов высококвалифицированных волейболистов со­стоит в том, чтобы юные спортсмены при переходе в команды высших разря­дов по уровню подготовленности обладали потенциалом для достижения вы­соких спортивных результатов на соревнованиях высокого ранга, в сфере спорта - высших достижений /клубные команды класса «А», молодёжные и основные сборные страны/.

Основное значение приобретает воспитательная работа по предупрежде­нию негативных явлений, связанных с отбором и отчислением «неперспек­тивных», форсированной подготовкой « на результат», симптомами «звёзд­ной болезни» и т.п.

Специализированные занятия волейболом начинается в 9-10 лет, в 17-20 лет девушки и юноши после прохождения курса обучения в ДЮСШ и СДЮШОР переходят в команды высших разрядов. Первых больших успехов в волейболе спортсмены достигают в 20-22 года /девушки раньше, юноши позже/. Наивысшие результаты показывают в возрасте 23-25 лет у женщин и 26-28 лет у мужчин. Стаж занятий волейболом до достижения оптимальных возможностей

/ выполнения норматива мастера и мастера спорта междуна­родного класса/ составляет 8-10 лет.

Многолетний период /«предварительной подготовки»/ предусматривает воспитание интереса детей к спорту и приобщение их к волейболу; начальное обучение технике и тактике, правилам игры; развитие физических в общем плане и с учётом специфики волейбола, воспитание умений соревноваться индивидуально /физическая и техническая подготовка/ и коллективно /подвижные игры, мини - волейбол/. Возраст 9-11 лет. Сочетается этот этап с группами начальной подготовки в ДЮСШ.

Второй этап /«начальной спортивной специализации»/ посвящен базовой технико - тактической и физической подготовке, в этот период осуществля­ются освоение основ техники и тактики / без акцента на специализацию по игровым функциям/, воспитание соревновательных качеств применительно к волейболу. Возраст 12-14 лет сочетается этот этап с 1-2-м годами обучения в учебно-тренировочных группах СДЮШОР.

Третий этап /«углубленной тренировки»/ направлен на специальную подго­товку: технико - тактическую, физическую, интегральную, в т.ч. игровую, соревновательную, вводятся элементы специализации по игровым функциям

/связующие, нападающие/. Возраст 15-17 лет. Сочетается этот этап с 3-5 го­дами обучения в учебно - тренировочных группах СДЮШОР.

Указанные возрастные границы в известной мере условны, основной пока­затель - уровень подготовленности. Поэтому спортсмены с учётом выполне­ния установленных требований переводятся на следующий этап в более ран­нем возрасте.

В соответствии с основной направленностью этапов определяются задачи, осуществляются подбор средств, методов, тренировочных и соревнователь­ных режимов, построение тренировки в годичном цикле и т.д. При этом не­обходимо ориентироваться на следующие положения:

  • усиление индивидуальной работы по овладению техникой и со­вершенствование навыков выполнения технических приёмов и их способов;

  • увеличение объёма индивидуальной тактической подготовки как важнейшего условия реализации технического потенциала от­дельных волейболистов и команды в целом в рамках избранных систем игры и групповой тактики в нападении и защите;

  • осуществление на высоком уровне интегральной подготовки по­средством органической взаимосвязи технической, тактической и физической подготовки, умелого построения учебных и контроль­ных игр с целью решения основных задач по видам подготовки;

  • разработка эффективной системы оценки уровня спортивной под­готовленности учащихся спортивных школ и качества работы, как отдельных тренеров, так и спортивной школы в целом; основу этой оценки составляет, прежде всего, количественно - качествен­ные показатели по видам подготовки, результаты участия в сорев­нованиях.

Программа составлена из расчёта, что ведущая тенденция многолетней подготовки «обучающая» и конечная цель многолетнего процесса - подго­товка высококвалифицированных волейболистов, а не узконаправленная еже­годная подготовка юных спортсменов к очередным соревнованиям. Этот принцип положен в основу, как программирования процесса подготовки, так и нормативных требований.

Программа содержит материал планирования процесса многолетней подго­товки волейболистов; дифференцированный по годам обучения; физической /общей и специальной/, технической, тактической интегральной, теоретиче­ской.

Выполнение задач, поставленных перед спортивными школами /отделениями/ по волейболу, предусматривает: проведение практических и теоретических занятий; обязательное выполнение учебного плана, приёмных, выпускных и переводных контрольных нормативов; регулярное участие в со­ревнованиях в соревнования и проведение контрольных игр; осуществление восстановительно - профилактических мероприятий; просмотр учебных ки­нофильмов, видеозаписей, соревнований квалифицированных волейболистов; прохождение инструкторской и судейской практики; организацию система­тической воспитательной работы, привитие юным спортсменам навыков спортивной этики, организованности, дисциплины, любви и преданности сво­ему коллективу; четкую организацию учебно - воспитательного процесса, привлечение родительского актива к регулярному участию в организации учебно - воспитательной работы школы.

Исходя из специфики волейбола, как вида спорта, в отдельный вид выде­лена интегральная подготовка, основная цель которой сводится к тому, чтобы научить учащихся реализовывать в игровых навыках результаты всех сторон тренировки.

Необходимо соблюдать соразмерность в развитии физических качеств, имеющих в основе своей разные физиологические механизмы / общая вынос­ливость и скоростные качества, общая выносливость и сила/. Так, оптималь­ные периоды у мальчиков и юношей для развития аэробных возможностей будут от 8 до 10 и 14 лет; для развития анаэробно - гликолитических меха­низмов будет возраст 11-13 лет и 16-17 лет; для развития криатинофосфатно-го энергетического механизма будет возраст 16-18 лет. У девочек и девушек сенситивные периоды энергетических предпосылок формирования физиче­ских качеств наступает на год раньше.

Учебная работа в спортивной школе должна быть построена с учётом ре­жима школьного дня и занятости спортсменов в школе, вузе и на производст­ве. В предэкзаменационные и экзаменационные периоды, учитывая успевае­мость каждого спортсмена в общеобразовательной школе и в других учебных заведениях, тренер может уменьшить для отдельных из них количество заня­тий в неделю.

Подбор средств и объем общей физической подготовки для каждого за­нятия зависит от конкретных задач обучения на том или ином этапе и от ус­ловий, в которых проводятся занятия. Так, на начальном этапе обучения / 9-11 лет/, когда эффективность средств волейбола ещё незначительна / малая физическая нагрузка в упражнениях по технике и в двусторонней игре/, объём физической подготовки доходит до 50 % времени, отводимого на занятия.

Распределение времени в учебном плане на основные разделы трени­ровки по годам осуществляется в соответствии с конкретными задачами мно­голетней подготовки.

^ Задачи учебно-тренировочного процесса

1.Укрепление здоровья, содействие правильному, физическому развитию; развитие основных двигательных качеств и совершенствование жизненно важных двигательных навыков и умений.

2.Развитие специальных способностей и качеств для успешного овладения технической тактической игры.

  1. Совершенное овладение техникой и тактикой игры.

  2. Достижение высокого уровня командной подготовки.

  3. воспитание моральных и волевых качеств.

  4. Приобретение теоретических и практических знаний по планированию, учету, ведению дневника, методике обучения, судейству.

7. Достижение интеграции (комплексного проявления) всех качеств, навыков,
умений и знаний, т.е. умения реализовать все приобретенное на занятиях в
игровых навыках.

8. Предупреждение спортивных травм.

Процесс подготовки волейболистов можно разделить на физическую, техническую, тактическую, интегральную, теоретическую и психологическую. В каждом разделе свои специфические задачи, средства и методы, в то же время все они объединены генеральной задачей - совершенным овладением навыками игры в волейбол и достижением высоких спортивных результатов.

Физическая подготовка:

  1. укрепление здоровья;

  2. увеличение объема двигательных навыков;

  3. развитие основных двигательных качеств;

  4. укрепление систем организма, несущих основную нагрузку в игре;

5. развитие специальных качеств и способностей, обусловливающих успешность игровых навыков;

6. развитие специальных качеств в структуре технических приемов,

специальных координационных способностей.

Техническая подготовка:

  1. овладение структурными звеньями приема;

  2. сочетание звеньев приема;

  3. объединение звеньев в целостный акт, выполнение приема в упрощенных условиях;

  4. прочное овладение основой приема;

  5. усложнение условий выполнения приема, овладение его способами, деталями техники;

  6. обеспечение надежности приема в сложных условиях игры;

  7. формирование гибкого навыка, обеспечивающего эффективность приема в сложных условиях игры.

Тактическая подготовка:

  1. сочетание специальных тактических способностей (качеств) с техническими приемами;

  2. сочетание (чередование, переключение) тактических приемов и их способов;

  3. изучение индивидуальных тактических действий в нападении и защите;

  4. изучение групповых тактических действий в нападении и защите;

  5. изучение командных тактических действий в нападений и защите;

  6. переключения в выполнении тактических действий - индивидуальных, групповых, командных - отдельно в нападении, отдельно в защите, в защите и нападении.

Интегральная подготовка:

  1. установление связи физической и технической подготовки, технической и тактической, теоретической и психологической, двух последних с предыдущими;

  2. изучение процесса игры посредством игр, подготавливающих к волейболу, учебной двусторонней игры в волейбол по упрощенным правилам;

  3. применение изученных технических приемов и тактических действий в учебных играх в волейбол;

  4. система заданий по применению технических приемов и тактических действий в игре;

5. система установок на игру в контрольных играх и соревнованиях.
Психологическая подготовка:

  1. воспитание волевых качеств специфическими средствами и методами (специальные задания в области психологии, убеждение, поощрение, наказание и т.д.);

  2. воспитание волевых качеств в процессе физической, технической, тактической и интегральной подготовки (превышение заданий по сравнению с предыдущими, действия в условиях более сложных, чем на соревнованиях, и т.д.).

^ Теоретическая подготовка:

  1. вооружение системой знаний в области физической культуры и спорта, тренировки волейболистов, самоконтроля - посредством лекций, семинаров, изучения литературных источников, наблюдений на занятиях и соревнованиях, решения тактических задач и т.д.;

  2. умение волейболиста самостоятельно применять приобретенные знания в практике учебно-тренировочной работы.


^ Этапы подготовки

Продолжить многолетней подготовки резервов имеет определенные границы это предельный возраст (9-11 лет), позволяющий успешно решать задачи специализированной подготовки, и возраст (12-18 лет), когда волейболистов включают в составы команд высших разрядов.

Существуют три этапа многолетней подготовки спортивных резерв, которые отвечают специфике игровых видов спорта.

^ Первый этап - этап отбора спортивной начальной подготовки. Его характеризует универсальность в постановке задач, выборе средств и методов применительно ко всем учащимся, т.е. исключается специализация по игровым функциям. Возраст 9-11 лет.

Задачи этапа:

  1. Выявление способных детей и отбор для занятий в спортивном коллективе.

  2. Привитие стойкого интереса к занятиям спортом, к волейболу.

  3. Развитие быстроты, ловкости, гибкости, скоростно-силовых качеств, укрепление опорно-двигательного аппарата.

  4. Развитие специальных качеств и способностей, обусловливающих успешное овладение навыками игры.

  5. Обучение основам техники и тактики игры.

  6. Приучение к игровой и соревновательной деятельности. Содержание подготовки:




  1. Отбор детей для занятий волейболом в спортивных коллективах на основе нормативных показателей.

  2. Подготовка и сдача нормативных требований (соответственно возрасту).

  3. Упражнения для развития быстроты, ловкости, скоростно-силовых качеств, укрепления опорно-двигательного аппарата, совершенствования жизненно важных двигательных навыков, подвижные игры, эстафеты, гандбол и баскетбол по упрощенным правилам («мини»).

  4. Подготовительные упражнения для развития специальных качеств и способностей, облегчающих овладение техникой игры и тактическими действиями.

  5. Подводящие упражнения, упражнения по технике и тактике, способствующие овладению рациональной техникой игры и тактическими действиями.

  6. Подготовительные к волейболу игры, мини-волейбол, учебные игры с заданиями, контрольные игры.

  7. Теоретические занятия, предусмотренные программой.

  8. Соревнования по физической подготовке, технике игры, мини-волейболу (10-11 лет), волейболу (12-18 лет).

  9. Оценка уровня подготовленности юных спортсменов (физического развития, физической, технической, тактической, интегральной подготовленности).

^ Второй этап - этап специальной подготовки, дифференциации спортсменов по игровым функциям, универсальной подготовки с элементами специализации. Возраст 12-15 лет.

^ Задачи этапа: ,

  1. Повышение уровня общей физической подготовленности, функциональных возможностей.

  2. Развитие специальных качеств и способностей, необходимых для совершенствования навыков игры.

  3. Прочное овладение основами техники и тактики, навыками игры.

  4. Определение игровой функции каждого спортсмена и с учетом этого индивидуализация подготовки.

Содержание подготовки:

  1. Подготовка и сдача нормативных требований (соответственно возрасту).

  2. Упражнения для развития основных двигательных качеств совершенствования навыков естественных движений, расширении двигательного опыта.

  3. Занятия другими видами спорта (гандбол, легкая атлетика, акробатика и т.п.).

  4. Упражнения для развития специальных физических способностей, необходимых при овладении и совершенствовании технических приемов и тактических действий: упражнения с отягощениями, на специальных тренажерах.

  5. Подводящие упражнения, упражнения по технике и тактике, способствующие овладению основным технико-тактическим арсеналом волейбола, в том числе с применением, технических средств.

  6. Интегральная подготовка, цель которой - научить спортсменов в соревновательной деятельности реализовать игровые навыки и повышать их надежность. Сюда входят упражнения, в которых в единстве решаются вопросы физической и технической, технической и тактической подготовки, игровые упражнения, учебные игры с заданиями, контрольные и соревновательные игры с установкой на игру и последующим ее разбором.

  7. Теоретические занятия, предусмотренные программой.

  8. Определение игровой функции каждого спортсмена (связующего, нападающего), индивидуализирование занятий с учетом этих функций, специальные задания в учебных и контрольных играх, установки и разбор соревнований.

  9. Оценка уровня подготовленности волейболистов (физического развития, физической, технической, тактической, интегральной, теоретической подготовленности).

^ Третий этап - этап физического совершенствования, специализации на основе универсальной подготовки. Возраст 16-18 лет

Задачи этапа:

  1. Повышение функциональных возможностей, общей и специальной физической подготовленности до уровня требований, предъявляемых к игрокам в командах высших разрядов.

  2. Достижение высокого уровня технической и тактической подготовленности на основе индивидуализации тренировки.

  3. Достижение высокого мастерства в выполнении игровой функции в команде на базе высокой универсальной подготовленности.

  4. Достижение стабильности игры (надежности игровых навыков в сложной соревновательной обстановке).

Содержание подготовки:

  1. Подготовка и сдача нормативных требований (соответственно возрасту).

  2. Упражнения для развития основных двигательных качеств до уровня, обеспечивающего успешное решение задач специальной подготовки.




  1. Упражнения для укрепления опорно-двигательного аппарата и мышц, несущих основную нагрузку в игре.

  2. Упражнения для развития специальных качеств и способностей до уровня, создающего предпосылки для совершенствования технико-тактического мастерства.

  3. Индивидуализация технико-тактической подготовки с учетом игровых функций спортсменов.

  4. Интегральная подготовка в условиях более сложных по сравнению с соревновательной деятельностью.

  5. Соревновательная подготовка (контрольные игры и участие в соревнованиях).

  6. Теоретические занятия по специальной программе.

  7. Оценка уровня мастерства волейболистов (физического развития, физической, технической, тактической, интегральной и теоретической подготовленности).

По содержанию подготовка на этом этапе схожа с подготовкой спортсменов в командах высших разрядов.


^ ПРОГРАММНЫЙ МАТЕРИАЛ

  1   2   3

Скачать, 484.58kb.
Поиск по сайту:

Добавить текст на свой сайт


База данных защищена авторским правом ©ДуГендокс 2000-2014
При копировании материала укажите ссылку
наши контакты
DoGendocs.ru
Рейтинг@Mail.ru