Новик Елены Анатольевны о применении современных образовательных технологий на урок

Поиск по сайту:


Скачать 319.97 Kb.
НазваниеНовик Елены Анатольевны о применении современных образовательных технологий на урок
Дата24.03.2012
Размер319.97 Kb.
ТипУрок
Смотрите также:

ОТЧЕТ

учителя английского языка Новик Елены Анатольевны о применении современных образовательных технологий

на уроках английского языка.


Сегодня в школьном образовании происходят значительные перемены, которые охватывают практически все стороны педагогического процесса. Личный интерес обучающегося – это решающий фактор процесса образования. Мне, как учителю, необходимо знать, на какие стороны личности ребёнка могут повлиять знания английского языка, какие использовать технологии в учебном процессе, чтобы получить планируемые результаты.

Одной из главных задач считаю, является повышение педагогического мастерства учителя путём освоения современных технологий обучения и воспитания. Педагогическая технология - проектирование учебного процесса, основанное на использовании совокупности методов, приёмов и форм организации обучения и учебной деятельности, повышающих эффективность обучения, применение которых имеет чётко заданный результат.

С овладением любой новой технологией начинается новое педагогическое мышление учителя: чёткость, структурность, ясность методического языка, появление обоснованной нормы в методике.

Применяя новые педагогические технологии на уроках, я убедилась, что процесс обучения английскому языку можно рассматривать с новой точки зрения и осваивать психологические механизмы формирования личности, добиваясь более качественных результатов.

Для повышения эффективности образовательного процесса при проведении уроков английского языка использую следующие образовательные технологии учитывая возрастные особенности детей:


Игры.


Игры позволяют осуществлять дифференцированный подход к учащимся, вовлекать каждого школьника в работу, учитывая его интересы, склонность, уровень подготовки по языку. Упражнения игрового характера обогащ ают учащихся новыми впечатлениями, активизируют словарь, выполняют развивающую функцию, снимают утомляемость. Они могут быть разнообразными по своему назначению, содержанию, способам организации и проведения. С их помощью можно решать какую- либо одну задачу (совершенствовать грамматические, лексические навыки и т.д. ) или же целый комплекс задач: формировать речевые умения, развивать наблюдательность, внимание, и творческие способности и т.д.

Одни игры выполняются учащимися индивидуально, другие – коллективно.

Каждое упражнение игрового характера требует не менее 10-12 минут учебного времени.

Индивидуальные и тихие игры можно выполнять в любой момент урока, коллективные – желательно проводить в конце урока, поскольку в них ярче выражен элемент состязательности, они требуют подвижности. Одно и то же упражнение может использоваться на разных этапах обучения. При этом изменяется лингвистическая наполняемость игры, способ ее организации и проведения.

Широкие возможности для активизации учебного процесса дает использование ролевых игр. Известно, что ролевая игра представляет условное воспроизведение ее участниками реальной практической деятельности людей, создает условия реального общения. Эффективность обучения здесь обусловлена в первую очередь взрывом мотивации, повышением интереса к предмету. Ролевая игра может использоваться как на начальном этапе обучения, так и на продвинутом. В ней всегда представлена ситуация, которая создается как вербальными средствами, так и невербальными: изобразительными, графическими, монологическим/ диалогическим текстом и т.д.

Ситуация указывает на условия совершения действия, описывает действия, которые предстоит совершить, и задачу, которую следует решить. В ситуации необходимо дать сведения о социальных взаимоотношениях партнеров. Описание роли дается в ролевой карточке. Учащимся нужно дать время, чтобы они вошли в роль. Роли распределяю я , но их могут выбрать и сами учащиеся. Это зависит от особенностей группы и личных характеристик учащихся, а также от степени овладения ими иностранным языком. Например во 2 классе использую ролевую игру «Знакомство»:

Примерный диалог:

  • Hello!

  • Hello! What is your name?

  • My name is Jill. What is your name?

  • My name is Ann. How old are you?

  • I`m seven. How old are you?

  • I am eight. Can you dance?

  • Yes, I can. Can you draw?

  • Yes, I can. Bye, Jill.

  • Bye, Ann.


Обсуждение результатов игры начинаю с удачных моментов и лишь затем перейти к недостаткам. Эффективны и операционные игры, где вводятся дополнительные правила, с которыми ее участникам приходится считаться, например: игра «Счастливый случай», «КВН», «Что? Где? Когда?», «Самые, самые…» и т.д. Особенно ценным в игре «Что? Где? Когда?» я считаю подготовительный этап. На протяжении года учащиеся отправляют письма в организационный комитет по проведению игры, используя при этом самые разнообразные источники информации.

В начальной школе я работаю по УМК М.З. Биболетовой. В своей работе руководствуюсь методическими рекомендациями М.З. Биболетовой.

 В учебнике и книге для учителя дается огромное ко­личество игр, которые способствуют обогащению и закреплению у детей бытового словаря, связной речи, грамматических структур, развивают память, внимание, наблюдательность и воображение.(показать электронное пособие)

В 10-11 классах я работаю по УМК «New millennium English». На данном этапе ролевая игра, я считаю, тоже важна. При чтении произведения я стараюсь заинтересовать учащихся через драматизацию произведения. В рамках школы проводила открытый урок в 11 классе по произведению Д. Селенджера « Над пропастью во ржи», где дети показали огромные актерские способности.


^ Проектная методика.

Метод проектов направлен на то, чтобы развить активное самостоятельное мышление ребенка и научить его не просто запоминать и воспроизводить знания, а уметь применять их на практике. Важно, что в работе над проектом дети учатся сотрудничать, а обучение в сотрудничестве воспитывает в них взаимопомощь, желание и умение сопереживать,

формируются творческие способности и активность обучаемых.

Следует помнить: чтобы решить проблему, которая лежит в основе проекта, школьники должны владеть определенными интеллектуальными, творческими и коммуникативными умениями. К ним можно отнести умение работать с текстом, анализировать информацию, делать обобщения, выводы, умение работать с разнообразным справочным материалом. К творческим умениям относятся: «умение вести дискуссию, слушать и слышать собеседника, отстаивать свою точку зрения, умение лаконично излагать мысль. Таким образом, для грамотного использования метода проектов требуется значительная подготовка, которая осуществляется в целостной системе обучения, причем необязательно, чтобы она предваряла работу учащихся над проектом. Такая работа должна проводиться постоянно.

На первом этапе разрабатываю план проектной работы и продумываю систему коммуникативных упражнений, обеспечивающую ее речевой уровень. Учащиеся должны свободно владеть активной лексикой и грамматикой в рамках учебной темы, перед тем как переходить к обсуждению проблемных вопросов. Следует тщательно отработать грамматические упражнения из учебника, либо предложенные учителем типа « образуй нужную грамматическую форму глагола», « Назови отрицательный вариант данного предложения», « Переведи предложения с русского на английский» и т.д.

На первом уроке ученикам предлагаю проблему в скрытом виде, которую нужно выявить, сформулировать. Помогут наводящие вопросы. При этом я стараюсь наводящими вопросами подвести ребят к тем пунктам плана, которые наметила заранее.

Второй этап (уроки 2- 8) обеспечивает языковые и речевые умения школьников. Параллельно с этим провожу поэтапную работу над проектом . Тексты из учебника служат содержательной базой для развития речевых и исследовательских умений учащихся. Наряду с работой по формированию языковых и речевых умений в рамках обсуждаемой проблематики необходимо обучить их стратегии и тактике группового общения. Большое значение при этом имеет целенаправленное обучение коммуникативным речевым штампам. Вначале ребята учатся выражать собственное мнение. В данном случае используются клише типа: I think, It seems to me и т.д.

Затем для итоговой дискуссии учащимся предлагаются фразы согласия (Yes, I think so. Right. That’s true.)и несогласия (Sorry, I don’t think so. I’m afraid you are wrong.) и обобщения сказанного (On the whole. In general.) Тренировка школьников в использовании этих речевых клише начинается сразу со второго урока в разных упражнениях. Можно предложить учащимся разработать в парах небольшой диалог с использованием данных коммуникативных фраз. При этом виде деятельности ребята не только запоминают новые клише и закрепляют лексику, но и учатся связному логичному изложению мыслей.

Третий этап – защита и обсуждение проектов. Каждая группа защищает перед классом свой проект по ранее обсужденному плану. После презентации проектов предполагается общая дискуссия, которая должна быть заранее продумана учителем. Я, анализирую высказывания ребят, слежу за тем, как усвоена лексика, правильно ли они употребляют грамматические структуры, оцениваю ответы. Важным моментом является подведение итогов дискуссии. Для того чтобы поддерживать и стимулировать активность учащихся во время дискуссии и иметь возможность объективно оценить участие каждого из них в работе, учитель может использовать различные способы поощрения учащихся. Так, во время урока ученики могут заработать баллы за удачный вопрос или ответ, использование активной лексики, употребление коммуникативных клише. В конце урока баллы суммируются, и по этим результатам проставляются оценки.


«Модельный метод обучения» (занятия в виде деловых игр, уроки типа: урок-суд, урок-аукцион, урок-пресс-конференция

Урок-пресс-конференция

Эти уроки имитируют проходящие в жизни пресс-конференции: когда группы общественных деятелей или ученых ведут беседы с представителями прессы, направленные на выяснение важнейших вопросов и проблем с целью их популяризации и пропаганды. Уроки этого типа способствуют развитию у учащихся навыков работы с дополнительной литературой, воспитывают любознательность, умение делать дело в коллективе, товарищескую взаимопомощь.

Урок-пресс-конференцию провожу с целью обобщения и закрепления изученного материала. Класс разбивается на группы. Одна их часть превращается в представителей прессы - сотрудников различных газет; другая - в специалистов: экологов, историков и т. д.

Проводя разного вида уроки-пресс-конференции, я поняла, что они как нельзя лучше способствуют формированию активной личности, обладающей не только определенным запасом знаний, но и умением получать их самостоятельно. Необычные по форме, эти уроки вызывают большой интерес у учащихся, хорошо развивают творческие способности. Особенно важно то, что на таких занятиях создаются благоприятные условия для коллективной учебной деятельности, обмена мнениями и делового общения, а также предоставляется возможность для развития как устной, так и письменной речи учащихся, самовыражения таланта.

^ Технологии перспективно-опережающего обучения (предоставление каждому школьнику самостоятельно определять пути, способы, средства поиска истины или результата). Предмет английский язык изучается в школьном курсе с 2 по 11 классы. Объем материала огромный, да и требования к предмету повышаются с каждым годом. Многое из того, что учащимся необходимо знать, остается за рамками программы или же изучается вскользь. Особенно это касается словарного запаса учащихся. Именно поэтому теория опережающего обучения очень полезна. На основе элементов этой технологии я провожу уроки изучения нового материала с помощью консультантов и групповой формы работы. Такую работу практикую в 7-11 классах. Например, при изучении темы « Субкультуры.» в 10 классе я разбила класс на отдельные группы, у каждой группы было опережающее задание. Заранее с консультантами были оговорены задачи и регламент ответов. Консультанты выступили в роли лидеров групп, распределяли обязанности внутри группы, и оценивали работу товарищей. В результате длительной подготовки и изучения дополнительной литературы урок прошел очень интересно. За короткое время урока был разобран и обобщен огромный материал самими же учениками, получены хорошие оценки.

Урок « Современное искусство» в 11 классе полностью строю на материале, собранном учащимися. Обычно, информацию готовят в парах. Один ученик готовит интересный теоретический материал, а второй – иллюстративный.

Технологии исследовательского обучения (обучение школьников основам исследовательской деятельности).

Английский язык как учебный предмет дает большие возможности для решения учебных задач через использование методов:

Наблюдения (в том числе и летнее) Например, ведение календаря погоды( на начальной ступени обучения).

Использование знаний, приобретенных на уроках математики, биологии, литературы, музыки, истории, географии, русского языка.

Английский язык, как никакой другой предмет школьного курса, позволяет использовать знания, полученные на других уроках. При изучении темы

«Музыка» опираюсь на знания учащихся, полученные на уроках музыки (композиторы, музыкальные произведения, стили музыки). При изучении животных опираюсь на знания, полученные на уроках биологии. Все уроки об открытиях и первооткрывателях англо-говорящих стран, географическом положении, исторических фактов опираются и дополняют знания истории и географии. При решении примеров при изучении темы «Числительные. Даты.» по определению времени, процентного содержания, при переводе единиц измерения опираюсь на математические знания учащихся.

Большой материал для английского языка дают литературные произведения. На своих уроках часто использую стихи и художественные произведения различных писателей и поэтов как зарубежных, так и отечественных: сонеты Уильяма Шекспира, поэзия Байрона, рассказы Агаты Кристи, Д.Селинджер «Над пропастью во ржи», С.Я. Маршак, А.С. Пушкин, С. Есенин и др.

Так как английский язык неразрывно связан с другими школьными дисциплинами, то составная часть методики преподавания - технологии интегрированного обучения. В результате проведения интегрированных уроков происходит развитие эмоциональной сферы детей. По мнению Сухомлинского это дает “желанное пробуждение мысли”, что реализует нашу цель развитие социального интеллекта. Интегрированное обучение английского языка создает новые условия деятельности учителей и учащихся и представляет собой действенную модель активации мыслительной деятельности и развивающих приемов обучения. Оно требует и разнообразие форм преподавания, успешно влияющих на психологию и эффективность воспитания учащимся учебного материала. Многие понятия в английском языке не могут быть осознаны и усвоены учащимися без элементарных знаний по математике, физике, биологии, химии и другими предметами. Вместе с учителями биологии, обществознания и географии провела следующие интегрированные мероприятия: интегрированный урок по английскому языку и биологии в 8 классе по теме: «Растения в государственной символике Великобритании»; география - английский язык: «Англо – говорящие страны» в 8 классе, английский язык и обществознание «Молодежные субкультуры» в 10 классе.

Английские словарные диктанты, чайнворды, тесты применяются на любых этапах проверки знаний: при первичном закреплении изученного, в самостоятельной и домашней работах учащихся, а также при изучении нового материала. Учащиеся, хорошо освоившие сущность этих форм работы, с удовольствием составляют самостоятельно кроссворды, диктанты, тесты с помощью рабочих тетрадей, учебника, дополнительной литературы, что способствует формированию более высокого уровня образования и развития. Интересной формой активизации познавательной деятельности учащихся является, на мой взгляд, написание письма. Этот приём начинаю использовать со 2 класса, конечно пока на элементарном уровне, а далее задание усложняется, так как этот вид речевой деятельности введен в экзамен по английскому языку в 9 и 11 классах. При изучении тем много интересной информации остаётся не применённой. И ученики пишут письма друг другу, учителю, вымышленному адресату, учитывая правила написания личного письма. Чтобы интерес к этой работе не ослабевал, необходимо брать как можно более обширную тематику писем и обязательно оценивать работы по балам, по критериям оценивания раздела С1 - письмо. Когда у учеников накопится достаточно навыков по написанию писем, предлагаю написание писем с орфографическими и лексическими ошибками, а далее и задания повышенного уровня С2 - эссе.

Каждый ученик должен получить за время учебы знания, которые понадобятся ему в дальнейшей жизни. При этом учитель должен работать так, чтобы обучение не наносило вред здоровью. Более того, одной из главных целей учебно-воспитательного процесса считаю обучение детей с помощью методов сохранения и укрепления своего здоровья.

Важную роль при этом отвожу здоровьесберегающим образовательным технологиям, целью которых является формирование необходимых знаний, умений и навыков по предмету не нанося вреда здоровью, развивать двигательные способности, которые так необходимы в жизни. Также в своей работе я использую технологию активизации возможностей личности и коллектива, автором которой является доктор педагогических наук, профессор, академик Международной академии наук высшей школы, заслуженный профессор МГУ им. М.В. Ломоносова, директор Центра интенсивного обучения иностранным языкам МГУ им. М.В. Ломоносова, заведующая кафедрой истории и философии образования факультета педагогического образования Галина Александровна Китайгородская.

В заключении можно сказать, что использование новых информационных технологий в преподавании английского языка помогает совершенствовать и оптимизировать учебный процесс и делать урок более интересным. Я дополняю и сочетаю традиционные методы преподавания с новыми методами, использую информационные технологии, применяю индивидуальный подход к каждому обучающемуся и развиваю их лингвистические способности, а также объективно оцениваю качество знаний каждого ребенка. Таким образом, использование новых информационных технологий в преподавании английского языка является не отъемленной частью в методике преподавания в настоящее время в условиях модернизации образования, так как при условии применения современных технологий процесс обучения становится более эффективным и личностно – ориентированным.

Метод эмпатии (вживания) означает "вчувствование” человека в состояние другого объекта, "вселения” учеников в изучаемые объекты окружающего мира, попытка почувствовать и познать его изнутри.

Например, вжиться в сущность дерева, кошки, облака и других образовательных предметов. В момент вживания ученик задаёт вопросы объекту - себе, пытаясь на чувственном уровне воспринять, понять, увидеть ответы. Рождающиеся при этом мысли, чувства, ощущения и есть образовательный продукт ученика, который может затем быть им выражен им в устной, письменной, рисуночной форме.

Example:

Teacher: Imagine yourself that you are ‘Tornado”. How can you describe yourself, what are your feelings? Name your adjectives, verbs, your favourite season, places you occur, your weather.

Student: — I am Tornado. I am the most terrible of all storms. I am dangerous, violent, strong, cruel, noisy and destructive. I destroy houses, carry away cars and telephone boxes. I occur in the springs, throughout the world, but mostly in the United States, especially in the central states. I occur in the afternoon or in the early evening in a hot day. Large clouds appear in the sky. They become darker and darker. The sounds of thunder, bright flashes of lighting! I form a funnel and begin to twist. My funnel touches the ground, it picks up everything it can.

^ Метод "Mind-Map”(Карта памяти) является простой технологией записи мыслей, идей, разговоров. Запись происходит быстро, ассоциативно. Тема находится в центре. Сначала возникает слово, идея, мысль. Идёт поток идей, их количество неограниченно, они все фиксируются, начинаем их записывать сверху слева и заканчиваем справа внизу.

Метод является индивидуальным продуктом одного человека или одной группы. Выражает индивидуальные возможности, создаёт пространство для проявления креативных способностей.

 ^ Метод "Brain Storming”(Мозговой штурм)

Путём мозговой атаки учащиеся называют всё, что они знают и думают по озвученной теме, проблеме. Все идеи принимаются, независимо от того, правильны они или нет. Роль учителя — роль проводника, заставляя учащихся размышлять, при этом внимательно выслушивая их соображения.

Teacher: What comes to mind when you hear the expression: What is a calendar?

^ Cluster-Method (гроздь) — служит для стимулирования мыслительной деятельности. Спонтанность, освобождённая от какой - либо цензуры. Графический приём систематизации материала. Мысли не громоздятся, а "гроздятся”, т. е. располагаются в определённом порядке.


Технология составления:

  • Ключевое слово;

  • Запись слов, спонтанно приходящих в голову, записываются вокруг основного слова. Они обводятся и соединяются с основным словом.

  • Каждое новое слово образует собой новое ядро, которое вызывает дальнейшие ассоциации. Таким образом, создаются ассоциативные цепочки.

  • Взаимосвязанные понятия соединяются линиями.

Возможности использования

Кластеры могут стать как ведущим приёмом на стадии вызова (evocation)

  • Систематизация информации, полученной до знакомства с основным источником (текстом) в виде вопросов или заголовков смысловых блоков; на стадии рефлексии (reflection)

  • исправление неверных предположений в предварительных кластерах, заполнение их на основе новой информации, установление причинно-следственных связей между отдельными смысловыми блоками (индивидуально и в группах) так и стратегией урока в целом

Синквейн — это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях, что позволяет описывать или рефлектировать по какому-либо поводу.

Слово "синквейн” происходит от французского, означающего — пять. Синквейн — это стихотворение, состоящее из пяти строк.

Каждому учащемуся даётся 5-7 минут на то, чтобы написать синквейн, затем он повернётся к партнеру и из двух синквейнов они составят один, с которым оба будут согласны. Это дает возможность критически рассмотреть данную тему. Этот метод требует, чтобы участники слушали друг друга и извлекали из произведений других те идеи, которые они могут увязать со своими. Затем вся группа сможет ознакомиться с парными синквейнами. Это может породить дальнейшую дискуссию.

Правило написания синквейна

  1. В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).

  2. Вторая строчка — это описание темы в двух словах (двумя прилагательными).

  3. Третья строчка — это описание действия в рамках этой темы тремя словами.

  4. Четвертая строка — фраза из четырех строк, показывающая отношение к теме

  5. Последняя строка — это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.

^ Как это делать

Название (обычно существительное) ————————
Описание (обычно прилагательное) ————————
Действия ————————————————————
Чувство (фраза) ————————————————
Повторение сути ————————————————

Example « Новый курс английского языка для российских школ( 8 кл.) Unit-1 "The ABC of ecology”.

  • Earth

  • Earthquake

  • Beautiful, blue

  • Violent, destructive

  • Live, produce, pollute

  • Damage, destroy, break

  • Can be kind, can hurt

  • may be awful

  • Planet

  • Disaster

Example: Text "Schools around the world” « Новый курс английского языка для российских школ» 9 класс

School
State, private
Learn, participate, attend
A place where children learn / Go to be educated
The process of learning / The time during your life when you go to school

Синквейны являются быстрым, но мощным инструментом для рефлектирования, синтеза и обобщения понятий и информации.
^

Метод "Знаем /хотим узнать / узнали”


Этот приём применим для чтения или прослушивания лекции. Учащимся предлагается начертить таблицу из трёх колонок: "Знаем /хотим узнать / узнали”. Такая же таблица находится и на доске.

  • В колонку "Знаем” заносятся главнейшие сведения по заявленной теме (после обсуждения темы).

  • В колонку " Хотим узнать” заносятся спорные идеи и вопросы и всё что учащиеся хотят узнать по данной теме.

  • В колонку " Узнали” учащиеся записывают всё, что они почерпнули из текста, располагая ответы параллельно соответствующим вопросам из второй колонки, а прочую новую информацию надо расположить ниже. Затем идёт обмен соображениями со всей группой. Итоги заносятся в колонку.

Example:

We know

We want to know

Now I know how to

The symbols of Easter are

         painted eggs

How to paint and decorate eggs

paint and decorate eggs

  • spring cakes

to bake springs cakes

bake springs cakes

  • paskha

to make paskha

make paskha

Example: Text "Clean Air at home”

We know

We want to know

Now I know how to

Factories, cars cause air pollution

What else causes air pollution?

We cause air pollution using cleaning products; dust, paint, insect sprays, cigarette smoke, steam from cooking
^

"Учимся вместе” (Learning Together)


Общеизвестно, что легче научиться, обучая других.

Возможности использования:

  • При работе с текстом;

  • При изучении грамматики.

^ Как это делать при работе с текстом

Взаимообучение происходит в группах из 4-7 человек. Всем раздаются экземпляры одного и того же текста. Учащиеся по очереди играют роль учителя. После прочтения абзаца, " учитель” делает следующее:

  • Суммирует содержание абзаца;

  • Придумывает вопрос по тексту, просит на него ответить;

  • Растолковывает то, что для других осталось неясным;

  • Даёт прогноз возможного содержания следующего абзаца;

  • Даёт задание на чтение следующего абзаца.

Как это делать при работе с грамматическим материалом

Например, при изучении темы The Past perfect Tense классу предлагается заполнить таблицу с графами:  "Случаи употребления”/ "Указатели” / "Схемы”.

Класс делится на три группы. Каждая выполняет свою функцию.

  • Группа получает карточки с типовыми предложениями по теме;

  • Первая группа выявляет основные случаи употребления времени— описывает действия;

  • Вторая — находит указатели, слова-помощники;

  • Третья — составляет схемы утвердительного, отрицательного и вопросительного предложений.

Таким образом, таблица заполняется, получается готовое правило для заучивания дома.

Отмечая все положительные стороны использования информационных технологий, хочется подчеркнуть, однако, что никакие самые новейшие технологии не смогут заменить учителя на уроке. Компьютер не заменяет учителя, а только дополняет его.
А применение информационных технологий следует рассматривать, как одно из эффективных способов организации учебного процесса, и одно из основных требований к профессиональной деятельности учителя - информационной компетентности.


Директор МБОУ СОШ №13: А.В.Баранов


^ ОТЧЕТ

учителя английского языка Новик Елены Анатольевны о применении сетевых и дистанционных технологий

на уроках английского языка


В соответствии с концепцией модернизации российского образования в нашей стране создаётся система электронных учебных ресурсов. Компьютерные программы успешно используются при изучении различных предметов. Практика показывает, что они имеют немало преимуществ перед традиционными методами обучения.

Применение компьютеров интенсифицирует учебный процесс, делает более продуктивной работу преподавателя, приучает учащихся к последовательной и планомерной работе в изучении языка, повышает познавательную активность и мотивацию. И все это при значительной экономии времени преподавателя.

Разнообразие тем, видов деятельности, красочность, увлекательность компьютерных программ вызывают огромный интерес у учащихся. Существующие сегодня CD-ROM-диски позволяют выводить информацию в виде текста, звука и видеоизображения. При обучении аудированию, каждый ученик получает возможность слышать иноязычную речь, при обучении говорению, каждый ученик может произносить фразы на иностранном языке в микрофон, при обучении грамматических явлений – каждый ученик может выполнять грамматические упражнения, добиваясь правильных ответов и т.д.

Основными целями применения ИКТ на уроках английского языка являются:

  • повышение мотивации к изучению языка;

  • совершенствование иноязычной коммуникативной компетентности;

  • увеличение объема лингвистических знаний;

  • расширение объема знаний о социокультурной специфике страны изучаемого языка;

  • развитие способности и готовности к самостоятельному изучению английского языка.

Возможности применения компьютерных средств обучения при овладении аспектами языка, формировании навыков и умений в различных видах речевой деятельности велики. Я использую их

при обучении фонетике: С помощью ИКТ часто использую прием визуализации произношения. Мультимедийные возможности позволяют прослушивать речь на изучаемом языке, адаптируя ее в соответствии со своим уровнем восприятия, а регулирование скорости звучания позволяет разбивать фразы на отдельные слова, параллельно сопоставляя произношение и написание слов. Использование микрофона и автоматического контроля произношения позволяет скорректировать фонетические навыки у учащихся. Компьютер предлагает список слов для перевода и фонетической отработки. Возможна запись произносимого слова или фразы ученика с целью контроля, самоконтроля и корректировки;

при обучении грамматике: Использование ИКТ на уроке грамматики возможно при изучении практически любой темы. При правильном расположении, удачном цветовом оформлении, использовании схем и таблиц, голосовом сопровождении (произношение примеров на иностранном языке) материал воспринимается легче и быстрее школьниками, так как будет задействована большая часть рецепторов. Меньшими являются и затраты времени на уроке - исчезает необходимость записывания материала на доске. И с помощью ИКТ интереснее провожу контроль уровня сформированности грамматических навыков на основе тестовых программ и оказание справочно-информационной поддержки (автоматизированные справочники по грамматике, системы обнаружения грамматических ошибок на морфологическом и синтаксическом уровнях).

при обучении лексике: на основе тестовых и игровых компьютерных программ с использованием визуальной наглядности; расширение пассивного и потенциального словарей обучаемых; оказание справочно-информационной поддержки (автоматические словари, программы подбора синонимов и антонимов). Упражнения для овладения лексикой, грамматикой и синтаксисом. Использую такие виды работы, как:

  • упражнения на заполнение пропусков. В случае неверного ответа возможны следующие варианты развития событий:

  • запрет обучаемому переходить к следующему заданию или предложению;

2) переход обучаемого к следующему заданию или предложению с последующей их корректировкой, а именно выделение другим цветом правильного ответа или проставление знака “крестик”, означающего неверный ответ;

  • упражнения в виде кроссвордов, где при написании слова неправильная буква высвечивается серым, а не чёрным цветом;

  • упражнения в виде игры на составление предложений, во время которой обучаемый наводит курсор на необходимое слово, которое после этого перемещается в составляемое предложение и становится за последним перемещённым словом;

  • упражнения в виде игры “ Охотник “, которая может быть в таких вариантах:

  • выстрел производится после аудирования слова по нужной дефиниции (картинке);

  • выстрел производится после написания слова.

  • учащемуся предлагается соотнести два списка иностранных слов и установить пары синонимов или антонимов;

  • учащемуся предлагается список иностранных слов и перечень дефиниций этих слов. От учащегося требуется соединить каждое слово с соответствующей ему дефиницией (картинкой);

  • упражнения “Найди ошибку“, в котором предлагается исправить то или иное слово в соответствии с данной ситуацией;

^ При обучении чтению: ИКТ позволяет совершенствование навыков техники чтения за счет применения таких приемов, как варьирование поля восприятия и темпа предъявления, изменение расположения текста ит.д.; закрепление рецептивных лексических и грамматических навыков чтения; овладение умениями извлечения из текста смысловой информации различных видов (основной, второстепенной, уточняющей и т.д.); обучение различным видам анализа текста; формирование умения самостоятельного преодоления языковых трудностей; оказание справочно-информационной поддержки путем предоставления языковой или экстралингвистической информации (за счет использования автоматических словарей, электронных энциклопедий); контроль правильности и глубины понимания прочитанного текста.

при обучении аудированию: формирование фонетических навыков аудирования; контроль правильности понимания прослушанного текста.

при обучении говорению: формирование фонетических навыков говорения; организация общения в парах и небольших группах с использованием ролевых игр на базе симулятивно-моделирующих программ.

Использование программы Power Point для создания презентаций для введения лексического, грамматического, страноведческого материала, что делает процесс обучения привлекательным и лёгким для понимания. Также ученики создают компьютерные презентации с целью представления результатов проектной деятельности. При организации этого вида деятельности преследую ещё и практическую цель – научить учащихся использовать знания, умения и навыки, полученные на уроках английского языка, применительно к совершенно новой для них ситуации, что способствует повышению уровня сформированности коммуникативной учащихся. Вот только некоторые из тем: « Экологические проблемы», «Здоровье. Спорт.», «Как я провожу свободное время» и др. Учащиеся очень любят этот вид деятельности.

Широкое использование Интернет-Ресурсов для развития коммуникативной компетенции, которые дают возможность доступа к богатейшим источникам англоязычной информации. В условиях, когда согласно учебному плану на изучение иностранного языка отводится всего 3 часа в неделю, я использую этот ресурс для погружения учеников в англоязычную среду во внеучебной деятельности при самостоятельной работе. Для этого создаются методические рекомендации для учащихся «Использование Интернет ресурсов для совершенствования знания английского языка во внеучебной деятельности», где прописаны рекомендуемые сайты, какие виды речевой деятельности можно развить с их помощью, какие способы и методы лучше использовать при работе с этими англоязычными источниками.

Использую на уроках такие компьютерные программы, как «Клиффорд учиться читать по-английски», «Алик. Моя первая английская азбука», «Занимательный английский для детей», «Lingva Land», «English on holidays», «В гостях у кролика», «Sing and Learn English» («Поём и учим английский»), «В поисках утраченных слов», «Английский для начинающих», «Английский на каждый день», «Bridge to English», «Professor Higgins», «English for communication», «Лондонский курс английского языка», «Учите английский» и другие. Практически к каждому разделу учебника мною подобран материал одной из названных программ и используется её фрагмент на уроке как вспомогательное средство при введении нового лексического или грамматического материала, отработке произношения, при обучении диалогической речи, чтения и письма, а так же, при тестировании. Учащиеся могут работать с компьютерными программами не весь урок, а только часть его, примерно 10-15 минут. Мне потребовалось немало времени, чтобы изучить компьютерные программы обучения английскому языку и выбрать материал, соответствующий школьным программам для разного возраста. С 2009 года имею возможность проводить уроки иностранного языка с использованием компьютеров. Эти уроки отличаются своим разнообразием, повышенным интересом учащихся к иностранному языку, эффективностью.

     Мультимедийные средства позволяют мне корректировать учебные планы, исходя из интересов и возможностей отдельных учеников. Мультимедийные учебники я использую:

  • выборочно при организации уроков;

  • для самостоятельной работы учащихся;

  • при выполнении творческих работ учащимися, групповых и индивидуальных проектов;

  • в организации коррекционной работы и дополнительных занятий;

  • для проведения различных видов опросов и контроля знаний школьников;

  • во внеурочной деятельности учащихся.

В 2008 году компания «Образовательные компьютерные технологии» выпустила диски «Изучай алфавит с удовольствием» /«Enjoy the ABC» и «Слушай и играй с удовольствием» /«Enjoy Listening and playing», являющиеся мультимедийными приложениями к учебнику «Enjoy English» (под ред. Биболетовой М.З. для 2, 3 и 4 классов). Данные программы полностью соответствуют авторской концепции учебника. В упражнениях продолжена сюжетная линия учебника, предъявление и закрепление материала не расходится с тематическим и поурочным планированием УМК.  Считаю, что данные мультимедийные приложения являются чрезвычайно полезными и делают уроки в начальной школе красочными, интересными и необычными.

С помощью мультимедийных обучающих программа по английскому языку в практике работы использую различные методические приёмы, позволяющие в активной форме проводить ознакомление, тренировку и закрепление знаний и умений учащихся.

     Практика моей работы показала, что использование компьютеров повышает мотивацию учащихся к обучению, помогают учащимся совершенствовать речевые навыки и лучше запоминать устойчивые словосочетания и предложения – образцы, практиковаться в правильном произношении, интонации и чувствовать ритм английского языка. На уроках английского языка я использую обучающие и практические игры, короткие диалоги, которые помогают мне включить безграничное количество упражнений с большими возможностями для обучения.

     Колоссальные возможности Интернет я с большой пользой внедряю в последнее время в свою урочную и внеурочную деятельность.

      В своей педагогической деятельности я стараюсь пользоваться многообразием информации и ресурсов Интернета:

-         электронной почтой (e-mail);

-         возможностью публикации собственной информации, и размещении ее на Web-сервере;

-         доступом к информационным ресурсам:

-         справочными каталогами (Yahoo!, Galaxy);

-         поисковыми системами (Alta Vista, Open Text, WebCrawler, Excite);

Эти ресурсы мною находят активное применение в работе.

Изучение иностранных языков с помощью компьютерных программ и интернета вызывает огромный интерес у обучающихся. Например, при обучении аудированию каждый ученик получает возможность слышать иноязычную речь. При обучении говорению каждый может произносить фразы. При изучении грамматических структур - дети выполняют грамматические упражнения, добиваясь правильных ответов, неоднократно возвращаясь к проделанным тестам, находя правильный ответ.
В заключении можно сказать, что использование новых информационных технологий в преподавании английского языка помогает совершенствовать и оптимизировать учебный процесс и делать урок более интересным. Мы дополняем и сочетаем традиционные методы преподавания с новыми методами, использующими информационные технологии, применяем индивидуальный подход к каждому обучающемуся и развиваем их лингвистические способности, а также объективно оцениваем качество знаний каждого ребенка. Таким образом, эта тема очень актуальна в настоящее время в условиях модернизации образования, так как при условии применения современных технологий процесс обучения становится более эффективным и личностно – ориентированным.


Заместитель директора по УВР: Малашенко Т.В.


^ Отчет

учителя английского языка Новик Елены Анатольевны о применении цифровых образовательных ресурсов


В настоящее время всё большую роль во всех сферах деятельности, в том числе и в образовании, начинают играть новые информационные технологии. В законе Российской Федерации « Об Образовании» информатизация образования определена как одно из основных направлений государственной образовательной политики. При этом под информатизацией образования понимается процесс изменения содержания, методов и организационных форм образования, направленный на достижение нового качества обучения.

Внедрение в образовательный процесс новых информационных технологий позволяет успешно решать многие собственно педагогические задачи, такие как:

  • Реализация принципа индивидуализации учебного процесса,

  • Повышение эффективности учебного процесса,

  • Активизация познавательной деятельности учащихся,

  • Реализация принципа интерактивности.

Использование новых информационных технологий для реализации указанных принципов приобретает особое значение в такой области образовательной деятельности, как изучение английского языка. Применение ИКТ на уроке создаёт условия для активизации работы школьника, формирования мотивации учащихся к учебной деятельности: это привычный для современного ребёнка инструмент. Применение компьютера позволяет учителю за малое время и сравнительно небольшими усилиями существенно повысить наглядность учебного процесса, а Интернет позволяет виртуально расширить границы класса. Английский язык является преобладающим в Интернете, что позволяет полнее реализовывать принцип аутентичности в обучении.

Следует также отметить, что использование информационных технологий позволяет эффективно организовать самостоятельную работу учащегося и тем самым способствует формированию свободной, активной, независимой и автономной личности.

Однако существуют и определённые ограничения применения компьютера в процессе обучения иностранным языкам. Обучение иностранному языку в школе направлено на формирование у школьника коммуникативной компетенции. Средством для достижения этой цели является коммуникативная методика. Следовательно, эффективность любого мультимедийного продукта определяется тем, насколько данная программа (её содержание, методический аппарат и мультимедийное обеспечение) продвигает нас на пути к умению использовать язык по прямому назначению - как средству коммуникации. Такое важное качество компьютера, как интерактивность не является эквивалентным содержанию понятия коммуникативность, что ограничивает возможности применения компьютера в процессе обучения иностранным языкам. Процесс коммуникации вне живого диалога немыслим, он не ограничивается передачей объективного содержания сообщения и констатацией факта понимания. Реальная коммуникация неизбежно опирается на фоновые знания, экстралингвистический контекст, реализуя при этом прагматические импликации, скрытый смысл. Формирование коммуникативных навыков при обучении иностранным языкам невозможно без «обратной связи».

« Обратная связь» при обучении с помощью компьютера не выходит за пределы параметра « верно-неверно» или « стимул- реакция». Фактор неожиданности, присутствующий в любой ситуации реального общения, фактор нестандартного ответа при этом полностью исключается. Таким образом, использование компьютера не может носить преобладающий характер, роль компьютера в обучении иностранным языкам является вспомогательной, определяется общим планом урока, его дидактической целевой установкой. Мультимедийные образовательные ресурсы эффективно формируют языковую компетенцию, создавая предпосылки для коммуникативной компетенции.

Кабинет английского языка оснащён компьютером, аудио-видео материалом, что даёт возможность активнее использовать ИКТ в процессе обучения и воспитания.

При проведении уроков использую как готовые демонстрационно-иллюстрированные материалы, так и созданные презентации в Power Point. В рамках проектной деятельности со своими учениками начала работу над созданием мультимедийных проектов по теме « Достопримечательности Лондона», «Веселый алфавит», «Сочи 2014» и другие.

Любой доклад, сообщение, выступление можно подготовить в форме компьютерной презентации (слайд - фильма). В процессе создания презентации ученик может проявить себя и как режиссер, и как сценарист, и как художник и, наконец, как исполнитель.

Три основные формы работы с ИКТ на уроках английского языка:

1. Во-первых, непосредственное применение в учебном процессе.

2. Во-вторых, это применение ИКТ для организации самостоятельной работы учащихся по английскому языку вне школьных занятий.

3. И, в-третьих, это применение информационных технологий для обеспечения познавательного досуга.

Компьютеры и учебные программы можно назвать универсальными средствами обучения.

В ходе урока ИКТ использую на всех этапах учебного процесса.

В зависимости от целей и задач урока информационные технологии применяю на уроке изучение нового материала, для обобщения и систематизации заданий, при выполнении практических работ, творческих заданий, при контроле знаний и умений и, конечно же, для заинтересованности учащихся.

При изучении нового материала использую обучающую программы к учебнику “ Enjoy English” программы, которые в доступной, яркой, наглядной форме представляет учащимся лексико - грамматический материал, а также « Интерактивный учебник Правильный английский ». На уроках в начальных классах при изучении тем « Алфавит», « Моя семья», «Животные», «Характеристики внешности людей», « Глаголы движения».

В 5-9 классах использую учебное электронное издание « Английский язык », « Дидактический и раздаточный материал по английскому языку », « Учите английский ». Раздел – лексико - грамматический учебный материал и лексико - грамматический тестовый материал для закрепления и отработки полученных знаний, умений, навыков.

В 10- 11 классах использую диск « Английский язык для старшеклассников и абитуриентов », « Английский без акцента ».

Образованные программы имеют в своём составе видео фрагменты, которые позволяют продемонстрировать на уроке видеосюжет, представляющий изучаемое явление с комментарием диктора. Ученики являются свидетелями и участниками происходящего на экране диалога, могут посмотреть на достопримечательности страны изучаемого языка, пройти on – line тест, проверить свои знания и т. д. На уроке закрепления использую программу - контролёр, позволяющую осуществить контроль за усвоением изученного материала.


Наиболее распространенная форма внедрения информационных технологий в сферу образования – создание презентаций. Компьютерные презентации (КП) - современное мультимедийные средство обучения, помогающее делать школьный английский интересным и увлекательным предметом. В этих проектах создается анимированное представление материала.

Для подготовки тематических презентаций по английскому языку использую программу POWER POINT.

Компьютерную презентацию можно использовать в течение всего урока, а также на отдельных этапах учебной деятельности.

Презентации, подготовленные учащимися по темам:

- Мои домашние животные, школьные принадлежности ( 2-4 классы)

- Англия глазами туриста, (9 кл)

- Субкультуры (10кл.)

- Растительный и животный мир Англии, США и России. (8кл)

- Колледжи и университеты России ( 11 кл )

Еще одна распространенная форма уроков с использованием информационных технологий – создание тестов. Эти тесты всегда пользуются успехом у учащихся, так как база данных вопросов обширна, она может легко обновляться, включая вопросы по любым предметам школьной программы, и дети всегда стремятся пройти тест на «отлично» (ведь учитель не вмешивается в процесс определения оценки). На уроках я применяю тесты, представленные в УМК к учебникам, тесты, составленные учителем, тесты, составленные учащимися. В процессе подготовки различного рода контрольно-тестовых заданий накапливаю дидактическую базу данных, особое внимание при этом обращаю на практическую направленность тестов, на возможность применять их как тренировочный материал при подготовке к ЕГЭ и ГИА.

На уроках я применяю игровые программы, которые могут быть использованы с той же целью, что и тесты – проверка знаний. Только использование таких программ наиболее успешно выглядит на открытых уроках, когда класс можно разбивать на команды и проводить такие игры. Это такие игры, как « Кто хочет стать миллионером», «Самый умный» в 7кл, «Английские загадки» в 6кл, «Знаешь ли ты страну изучаемого языка» в 5-8кл.

Но конечно же все, что заложено в программах, использовать на уроке невозможно. Поэтому дети приходят в кабинет после уроков ( те, кому интересно и те, кому надо) Но надо признать, что успешное внедрение компьютерных технологий в преподавание английского языка возможно лишь при оснащении необходимыми программами и компьютерам.

Как учитель сама имею персональный компьютер и владею им (хотя уверенным пользователем себя не считаю) использую материалы ИНТЕРНЕТА, что дает мне возможность получать, передавать, систематизировать и обрабатывать информацию, а так же осуществлять коммуникацию.

  • владею способами хранения, передачи и обработки информации с использованием компьютерных технологий;

  • владею основами работы с операционной системой компьютера;

работаю с текстовой информацией;

  • владею технологией поиска информации в сети Интернет;

  • владею технологией создания презентаций,

  • использую текстовый редактор Word для построения графиков, диаграмм;

  • использую электронные носители информации (диски, дискеты, флеш-карты).

Применение ИКТ позволяет мне эффективнее работать со страноведческой информацией, обращая большее внимание на развитие интеллектуальных, грамматических, лингвистических, аудитивных, устно - речевых умений и навыков, что особенно важно в среднем и старшем звене при выполнении практических работ с использованием английского языка и их презентации.


Директор МБОУ СОШ №13: А.В.Баранов
Реклама:





Скачать 319.97 Kb.
Поиск по сайту:
Добавить документ в свой блог или на сайт
Разместите кнопку на своём сайте:
Генерация документов


База данных защищена авторским правом ©GenDocs 2000-2011
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Уроки, справочники, рефераты
Учебный материал

Рейтинг@Mail.ru