Методические указания для подготовки к входному компьютерному тестированию по дисциплине «Теория и методика ознакомления детей дошкольного возраста с природой» для специальности 1-01 01 02 Дошкольное образование Дополнительная специальность

Поиск по сайту:


Скачать 420.75 Kb.
НазваниеМетодические указания для подготовки к входному компьютерному тестированию по дисциплине «Теория и методика ознакомления детей дошкольного возраста с природой» для специальности 1-01 01 02 Дошкольное образование Дополнительная специальность
Дата24.03.2012
Размер420.75 Kb.
ТипМетодические указания
Смотрите также:


УТВЕРЖДАЮ

Заведующий кафедрой

дошкольного образования

________________ Дубешко Н.Г.

18.02.2010г.

Протокол № 7


Методические указания
для подготовки к входному компьютерному тестированию



по дисциплине «Теория и методика ознакомления
детей дошкольного возраста с природой»



для специальности 1-01 01 02 Дошкольное образование

Дополнительная специальность

1-01 01 02-06 Дошкольное образование. Практическая психология


2 курс 4 семестр


факультет заочного образования


^ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА


РАЗДЕЛ 1 . ОСНОВЫ ПРИРОДОВЕДЕНИЯ


Тема 1.2 Основы экологических знаний

Понятие об окружающей среде обитания организмов и экологических факторах.

Понятие популяция. Понятие биоцинозы и экосистемы и их функциональные компоненты. Трофическая специализация организмов. Автотрофы. Гетеротрофы. Продуценты, консументы, редуценты, как функциональные компоненты биоцинозов и экосистем.

Основы учения о биосфере. Роль В.И.Вернадского в создании целостного учения о биосфере.


Контрольные вопросы:

  1. Сформулируйте понятия биоценоз, экосистема, биосфера, конкуренция.

  2. Определите понятия продуценты, консументы, редуценты.

  3. Назовите экологические факторы, которые относятся к элементам окружающей среды.

  4. Определите понятие среда обитания.

  5. Перечислите влияние основных биотических, абиотических и антропогенных факторов на живые организмы.


Список рекомендуемой литературы

Основная

  1. Радкевич, В.А. Экология: учебник/ В.А. Радкевич. — Мн.: Выш. Шк. 1983. – 158с.

  2. Николаева, С. Н. Теория и методика экологического образования детей: учебное пособие / С.Н. Николаева. — М.: «Академия», 2005. — 336с.

  3. Серебрякова, Т.А. Экологическое образование в дошкольном возрасте: учебное пособие/ Т.А.Серебрякова. М.: «Академия», 1006 – 208с.

Дополнительная литература

  1. Веретеиникова, С. А. Ознакомление дошкольников с природой: учебник / С.А. Веретенникова. — М.: «Просвещение», 1980.- 369с.

  2. Марковская, М.М. Уголок природы в детском саду: учебное пособие/ М.М.Марковская. – М.: Просвещение, 1984. -160с.

  3. Саморукова, П.Г. Как знакомить дошкольников с природой: учебное пособие / П. Г. Саморукова. — М.: «Просвещение», 1983. – 207с.

  4. Пралеска: программа дошкольного образования / Е.А.Панько [и др.]. ─ Минск: НИО; Аверсэв, 2007. - 320 с.

  5. Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста методом наглядного моделирования: Методические рекомендации / С. П. Юрочко, Т. А. Азаренко. — Мн., 1993.


Тема 1. 3 Растения

Понятие о систематизации живых организмов и их классификация. Таксономические категории органического мира: вирусы, микробы, грибы, растения, животные, их отличительные черты. Грибы как типологическая единица. Отличия и разнообразие растений. Водоросли, лишайники и их роль в природе.

Классификация высших растений. Разнообразие голосеменных растений. Размножение голосеменных, их распространение и роль в природе. Покрытосеменные растения. Размножение, особенности оплодотворения у покрытосеменных растений. Особенности строения и ее связь с классификацией растений. Классы однодольных и двудольных покрытосеменных растений.

Жизненные формы растений. Происхождение культурных растений.

Сходства и различия между растениями и животными.


Контрольные вопросы:

  1. Перечислите основные таксонометрические категории органического мира.

  2. Определите основные типологические единицы растительного мира.

  3. Сформулируйте основные отличительные черты таксонометрических категорий органического мира.

  4. Определите связь между особенностями строения растений и их классификацией.

  5. Перечислите основные жизненные формы растений.

  6. Перечислите сходства между растениями и животными.

  7. Перечислите различия между растениями и животными.

  8. Назовите вегетативные органы растений.

  9. Перечислите репродуктивные органы растений.

  10. Сформулируйте понятие голосеменные.

  11. Сформулируйте понятие покрытосеменные.

  12. Определите пути размножения голосеменных растений.

  13. Перечислите особенности оплодотворения покрытосеменных растений.


Список рекомендуемой литературы

Основная

  1. Радкевич, В.А. Экология: учебник/ В.А. Радкевич. — Мн.: Выш. Шк. 1983. – 158с.

  2. Николаева, С. Н. Теория и методика экологического образования детей: учебное пособие / С.Н. Николаева. — М.: «Академия», 2005. — 336с.

  3. Серебрякова, Т.А. Экологическое образование в дошкольном возрасте: учебное пособие/ Т.А.Серебрякова. М.: «Академия», 1006 – 208с.

Дополнительная литература

  1. Веретеиникова, С. А. Ознакомление дошкольников с природой: учебник / С.А. Веретенникова. — М.: «Просвещение», 1980.- 369с.

  2. Марковская, М.М. Уголок природы в детском саду: учебное пособие/ М.М.Марковская. – М.: Просвещение, 1984. -160с.

  3. Саморукова, П.Г. Как знакомить дошкольников с природой: учебное пособие / П. Г. Саморукова. — М.: «Просвещение», 1983. – 207с.

  4. Пралеска: программа дошкольного образования / Е.А.Панько [и др.]. ─ Минск: НИО; Аверсэв, 2007. - 320 с.

  5. Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста методом наглядного моделирования: Методические рекомендации / С. П. Юрочко, Т. А. Азаренко. — Мн., 1993.


Тема 1.4 Животные

Особенности строения и биология животных. Классификация животных. Особенности, разнообразие, значение беспозвоночных животных. Типы беспозвоночных животных. Кишечнополостные. Кольчатые черви. Наземные членистоногие. Насекомых. Их разнообразие, особенности строения, размножения, развитие и роль в природе и жизни человека.

Общая характеристика хордовых животных. Основные группы хордовых.

Рыбы. Особенности их строения, питания. Способы размножения и особенности заботы о потомстве.

Земноводные. Особенности их строения, размножения и развития. Основные систематические группы. Биология тритонов, лягушек, жаб.

Пресмыкающиеся. Особенности их строения, размножения и развития. Основные систематические группы. Биология ящериц, черепах, змей.

Птицы. Особенности их строения, размножения. Экологические группы птиц. Характеристика основных систематических групп и их представителей.

Млекопитающие. Характерные черты строения. Особенности размножения и развития. Характеристика основных отрядов, семейств и отдельных представителей.

Жизненные формы животных. Происхождение культурных животных.


Контрольные вопросы:

  1. Перечислите основные типологические единицы растительного мира.

  2. Сформулируйте основные отличительные черты одноклеточных животных.

  3. Сформулируйте основные отличительные черты многоклеточных животных.

  4. Перечислите общие характерные черты типа кишечнополостные.

  5. Определите связь между особенностями строения и процессами жизнедеятельности типа кишечнополостные.

  6. Перечислите общие характерные черты типа плоские черви.

  7. Определите связь между особенностями строения и процессами жизнедеятельности типа плоские черви.

  8. Перечислите общие характерные черты типа кольчатые черви.

  9. Определите связь между особенностями строения и процессами жизнедеятельности типа кольчатые черви.

  10. Перечислите общие характерные черты типа моллюски.

  11. Определите связь между особенностями строения и процессами жизнедеятельности типа

  12. моллюски.

  13. Перечислите общие характерные черты типа членистоногие.

  14. Определите связь между особенностями строения и процессами жизнедеятельности типа членистоногие.

  15. Перечислите общие характерные черты типа хордовые.

  16. Определите связь между особенностями строения и процессами жизнедеятельности типа хордовые.

  17. Перечислите общие характерные черты подтипа позвоночные.

  18. Определите связь между особенностями строения и процессами жизнедеятельности класса рыбы.

  19. Определите связь между особенностями строения и процессами жизнедеятельности класса земноводные.

  20. Определите связь между особенностями строения и процессами жизнедеятельности класса пресмыкающиеся.

  21. Определите связь между особенностями строения и процессами жизнедеятельности класса

  22. птицы.

  23. Определите связь между особенностями строения и процессами жизнедеятельности класса

  24. млекопитающие.


Список рекомендуемой литературы

Основная

  1. Радкевич, В.А. Экология: учебник/ В.А. Радкевич. — Мн.: Выш. Шк. 1983. – 158с.

  2. Николаева, С. Н. Теория и методика экологического образования детей: учебное пособие / С.Н. Николаева. — М.: «Академия», 2005. — 336с.

  3. Серебрякова, Т.А. Экологическое образование в дошкольном возрасте: учебное пособие/ Т.А.Серебрякова. М.: «Академия», 1006 – 208с.

Дополнительная литература

  1. Веретеиникова, С. А. Ознакомление дошкольников с природой: учебник / С.А. Веретенникова. — М.: «Просвещение», 1980.- 369с.

  2. Марковская, М.М. Уголок природы в детском саду: учебное пособие/ М.М.Марковская. – М.: Просвещение, 1984. -160с.

  3. Саморукова, П.Г. Как знакомить дошкольников с природой: учебное пособие / П. Г. Саморукова. — М.: «Просвещение», 1983. – 207с.

  4. Пралеска: программа дошкольного образования / Е.А.Панько [и др.]. ─ Минск: НИО; Аверсэв, 2007. - 320 с.

  5. Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста методом наглядного моделирования: Методические рекомендации / С. П. Юрочко, Т. А. Азаренко. — Мн., 1993.


Тема 1.5 Охрана животного и растительного мира

Деятельность человека, изменяющая биоценозы. Создание антропогенных экосистем. Биоресурсы.

Воздействие человека на животный и растительный мир. Красная книга Республики Беларусь, охрана растений и животных. Редкие виды растений и животных, как объекты экологических экскурсий.


Контрольные вопросы:

  1. Сформулируйте понятие особо охраняемые природные территории.

  2. Перечислите категории особо охраняемых территорий Республики Беларусь.

  3. Сформулируйте определения категорий особо охраняемых территорий Республики Беларусь.


Список рекомендуемой литературы

Основная

  1. Радкевич, В.А. Экология: учебник/ В.А. Радкевич. — Мн.: Выш. Шк. 1983. – 158с.

  2. Николаева, С. Н. Теория и методика экологического образования детей: учебное пособие / С.Н. Николаева. — М.: «Академия», 2005. — 336с.

  3. Серебрякова, Т.А. Экологическое образование в дошкольном возрасте: учебное пособие/ Т.А.Серебрякова. М.: «Академия», 1006 – 208с.

Дополнительная литература

  1. Веретеиникова, С. А. Ознакомление дошкольников с природой: учебник / С.А. Веретенникова. — М.: «Просвещение», 1980.- 369с.

  2. Марковская, М.М. Уголок природы в детском саду: учебное пособие/ М.М.Марковская. – М.: Просвещение, 1984. -160с.

  3. Саморукова, П.Г. Как знакомить дошкольников с природой: учебное пособие / П. Г. Саморукова. — М.: «Просвещение», 1983. – 207с.

  4. Пралеска: программа дошкольного образования / Е.А.Панько [и др.]. ─ Минск: НИО; Аверсэв, 2007. - 320 с.

  5. Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста методом наглядного моделирования: Методические рекомендации / С. П. Юрочко, Т. А. Азаренко. — Мн., 1993.



^ РАЗДЕЛ II

МЕТОДИКА ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПРИРОДОЙ


Тема 2.1 Становление и развитие методики ознакомления дошкольников с природой

История приобщения ребёнка к природе в трудах выдающихся педагогов и мыслителей прошлого. Я.А. Коменский о необходимости ознакомления детей с природой с раннего возраста. Содержание знаний о природе.

Ж.Ж. Руссо о значении общения с природой для развития детей.

Взгляды И.Г. Песталоцци на значение природы в умственном развитии детей.

Использование природы как источник умственного и нравственного воспитания в педагогической системе Ф. Фребеля. Формирование знаний детей о природе и умений и навыков труда в природе.

Природа как фактор воспитания ребенка в системе П.Кергомар, М. Монтессори, О.Декроли, С. Френе.

К.Д. Ушинский о значении и использовании природы в становлении личности дошкольника, в первоначальном обучении детей: воспитание интереса и любви к природе, развитие наблюдательности, логического мышления, формирование правильных представлений о природе. К.Д. Ушинский о методике рассматривания предметов окружающего мира.

Взгляды Е.Н. Водовозовой на роль природы в воспитании детей до школы. Содержание наблюдений детей за природой, ознакомление детей с трудом взрослых в природе. Использование активных методов.

Ознакомление детей с природой в педагогическом наследии А.С. Симонович, Л.К. Шлегер, Е.И. Тихеевой.

Белорусские просветители. Педагоги и писатели об использовании знаний о природе в воспитании и развитии личности человека (Ф. Скорина, С. Будный, М. Гусовский, А. Богданович, Я. Колос, Я. Купала и др.).

Идеи ознакомления детей с природой в теории и практике советского дошкольного воспитания. Роль съездов по дошкольному воспитанию (20-е годы XX века) в определении цели, задач, принципов, содержания и методов ознакомления дошкольников с природой. Содержание знаний о природе в первых программа для дошкольных учреждений (30-40-е годы XX века) и методических пособиях (А.А. Быстрое, Э.И. Залкинд и др.). Научная разработка проблем методики ознакомления дошкольников с природой в 50-80-х годах XX века (А.М. Степанова, Э.И. Залкинд, М.М. Марковская, З.Д. Сизенко, С.А. Веретенникова, Г.С. Филиппюк, П.Г. Саморукова, А.К. Матвеева, Н.И. Ветрова, Л.М. Маневцова, и др.)

История становления экологического образования. Международная конференция по окружающей среде (Стокгольм, 1972г.). Межправительственная конференция по вопросам образования в области окружающей среды (Тбилиси, 1977г.). Первая Всесоюзная конференция по образованию в области окружающей среды (Минск, 1979г.). Третья Всесоюзная конференция (Казань 1990г.). Конференция ООН по окружающей среде (Рио-де-Жанейро 1992г.). Разработка проблем экологического образования как нового направления дошкольной педагогики (С.Н. Николаева, Н.А. Рыжова, Т.А. Маркова, Н.Н. Кондратьева, И.А. Комарова, А.А. Петрикевич и др.).

Экологическое образование детей на современном этапе в зарубежных странах (США, Германия, Швеция, Япония, Дания, Болгария и др.).


Контрольные вопросы:

  1. Определите, что предполагает экологическое образование дошкольников.

  2. Определите, как развивалась потребность в экологическом образовании.

  3. Сформулируйте, что обозначает непрерывное экологическое образование.

  4. Определите, может ли непрерывное экологическое образование способствовать решению экологических проблем планеты

  5. Перечислите основные этапы истории становления методики экологического образования дошкольников.

  6. Определите сущность исследования В.Г.Грецовой.

  7. Сформулируйте взгляды ознакомления дошкольников с природой С.Френе.

  8. Сформулируйте взгляды ознакомления дошкольников с природой Я.А.Коменкского.

  9. Сформулируйте взгляды ознакомления дошкольников с природой П.Кергомар.

  10. Перечислите белорусских авторов и просветителей, которые воспевали в своих произведениях любовь к родной природе.


Список рекомендуемой литературы

Основная

  1. Радкевич, В.А. Экология: учебник/ В.А. Радкевич. — Мн.: Выш. Шк. 1983. – 158с.

  2. Николаева, С. Н. Теория и методика экологического образования детей: учебное пособие / С.Н. Николаева. — М.: «Академия», 2005. — 336с.

  3. Серебрякова, Т.А. Экологическое образование в дошкольном возрасте: учебное пособие/ Т.А.Серебрякова. М.: «Академия», 1006 – 208с.

Дополнительная литература

  1. Веретеиникова, С. А. Ознакомление дошкольников с природой: учебник / С.А. Веретенникова. — М.: «Просвещение», 1980.- 369с.

  2. Марковская, М.М. Уголок природы в детском саду: учебное пособие/ М.М.Марковская. – М.: Просвещение, 1984. -160с.

  3. Саморукова, П.Г. Как знакомить дошкольников с природой: учебное пособие / П. Г. Саморукова. — М.: «Просвещение», 1983. – 207с.

  4. Пралеска: программа дошкольного образования / Е.А.Панько [и др.]. ─ Минск: НИО; Аверсэв, 2007. - 320 с.

  5. Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста методом наглядного моделирования: Методические рекомендации / С. П. Юрочко, Т. А. Азаренко. — Мн., 1993.



Тема 2.2 Теоретические основы использования природы в разностороннем развитии детей дошкольного возраста

Научные положения об использовании природы в разностороннем развитии детей: природная среда как фактор разностороннего развития ребенка, как средство расширения личного опыта, как источник обогащения содержания всех видов детской деятельности.

А.С.Макаренко и В.А. Сухомлинский о положительном влиянии общения с природой на разностороннее развитие детей, формирование миропонимания, характера и поведения детей.

Современные исследования о роли природы в разностороннем развитии личности и ее ценностных ориентации: познавательных, нравственных, эстетических.

Задачи умственного воспитания детей в процессе ознакомления с природой. Разнообразие свойств и качеств объектов природы как источник сенсорного развития детей, формирование обследовательских действий, освоение детьми сенсорных эталонов. Знание фактов развития и изменения природных явлений, их взаимосвязи, причины, единства и многообразия объектов природы, как условие формирования основ материалистического мировоззрения. Системность знаний о природе как основа умственного развития детей. Формирование знаний о природе на уровне представлений и элементарных понятий, формирование наглядно-образного и образно-схематического мышления в процессе ознакомления с природой, совершенствования анализа и синтеза, развитие операции сравнения и классификации, обобщения. Развитие познавательного отношения к природе. Активная познавательная деятельность детей как условие формирования познавательного интереса.

Задачи нравственного воспитания детей в процессе ознакомления с природой. Воспитание у детей любви к родному краю, бережное и заботливое отношение ко всему живому на основе формирования умений и навыков выращивания растений и уход за животными. Роль знаний в формировании у детей бережного, заботливого и осознанно-правильного отношения к природе. Воспитание трудолюбия в процессе труда в природе. Воспитание интереса и уважения к труду взрослых в природе, бережного отношения к его результатам.

Задачи эстетического воспитания детей в процессе ознакомления дошкольников с природой. Воспитание у детей дошкольного возраста эстетического восприятия в процессе общения с природой, накопление эстетических впечатлений, развитие эстетических чувств. Приобщение детей к созданию красоты в окружающей их среде, к отражению красоты природы в разнообразных видах деятельности.

Задачи физического воспитания дошкольников в процессе общения с природой. Укрепление и закаливание организма ребенка естественными факторами природы. Развитие основных движений и физических качеств в процессе экскурсий и прогулок в природу.

Задачи экологического воспитания дошкольников. Формирование элементарных экологических представлений о взаимосвязях живых организмов с окружающей их средой. Воспитание осознанных познавательных, эстетических, нравственных отношений ко всем объектам и явлениям природы. Формирование умений и навыков экологически ориентированной разнообразной деятельности в природе.

Комплексный характер задач, их взаимообусловленность.

Основные принципы, определяющие пути и средства осуществления задач: единство воспитания, обучения и развития; наглядность и активность в познании детьми природы; ведущая роль воспитателя; принцип преемственности.


^ Контрольные вопросы:

  1. Определите задачи умственного воспитания дошкольников при ознакомлении с природой.

  2. Определите задачи нравственного воспитания дошкольников при ознакомлении с природой.

  3. Определите задачи трудового воспитания дошкольников при ознакомлении с природой.

  4. Определите задачи физического воспитания дошкольников при ознакомлении с природой.

  5. Определите задачи эстетического воспитания дошкольников при ознакомлении с природой.


Список рекомендуемой литературы

Основная

  1. Радкевич, В.А. Экология: учебник/ В.А. Радкевич. — Мн.: Выш. Шк. 1983. – 158с.

  2. Николаева, С. Н. Теория и методика экологического образования детей: учебное пособие / С.Н. Николаева. — М.: «Академия», 2005. — 336с.

  3. Серебрякова, Т.А. Экологическое образование в дошкольном возрасте: учебное пособие/ Т.А.Серебрякова. М.: «Академия», 1006 – 208с.

Дополнительная литература

  1. Веретеиникова, С. А. Ознакомление дошкольников с природой: учебник / С.А. Веретенникова. — М.: «Просвещение», 1980.- 369с.

  2. Марковская, М.М. Уголок природы в детском саду: учебное пособие/ М.М.Марковская. – М.: Просвещение, 1984. -160с.

  3. Саморукова, П.Г. Как знакомить дошкольников с природой: учебное пособие / П. Г. Саморукова. — М.: «Просвещение», 1983. – 207с.

  4. Пралеска: программа дошкольного образования / Е.А.Панько [и др.]. ─ Минск: НИО; Аверсэв, 2007. - 320 с.

  5. Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста методом наглядного моделирования: Методические рекомендации / С. П. Юрочко, Т. А. Азаренко. — Мн., 1993.


Тема 2.3 Теоретические основы отбора содержания знаний о природе для детей дошкольного возраста

Ознакомление дошкольников с природой в современных программах. Структура программ. Постепенное расширение, углубление и усложнение программного материала от группы к группе.

Общая характеристика содержания знаний дошкольников о природе, его структурные компоненты. Принципы отбора содержания знаний детей дошкольного возраста о природе: принцип научности, принцип энциклопедичное знаний, принцип доступности, принцип воспитывающего и развивающего характера знаний, принцип экологической направленности, принцип краеведческий.

Характеристика доступных на разных этапах дошкольного возраста знаний о неживой природе, растениях, животных, человеке, и т.д.

Систематизация знаний дошкольников о природе. Сущность понятия «система знаний», «систематизация знаний». Значение и типы системы знаний (системные знания, систематизированные знания). Этапы формирования систематизированных знаний. Методы систематизации знаний и опыта детей.

Характеристика содержания работы по формированию отношения к природе у дошкольников разных возрастных групп.

Характеристика объема и содержания умений и навыков по уходу за растениями и животными у детей разных возрастных групп.


^ Контрольные вопросы:

  1. Сформулируйте основные принципы отбора содержания экологических знаний в программе «Пралеска».

  2. Перечислите особенности задач ознакомления детей дошкольного возраста с природой.

  3. Перечислите принципы отбора содержания программного материала.

  4. Определите содержание раздела «Человек и природа» в каждой возрастной группе.


Список рекомендуемой литературы

Основная

  1. Радкевич, В.А. Экология: учебник/ В.А. Радкевич. — Мн.: Выш. Шк. 1983. – 158с.

  2. Николаева, С. Н. Теория и методика экологического образования детей: учебное пособие / С.Н. Николаева. — М.: «Академия», 2005. — 336с.

  3. Серебрякова, Т.А. Экологическое образование в дошкольном возрасте: учебное пособие/ Т.А.Серебрякова. М.: «Академия», 1006 – 208с.

Дополнительная литература

  1. Веретеиникова, С. А. Ознакомление дошкольников с природой: учебник / С.А. Веретенникова. — М.: «Просвещение», 1980.- 369с.

  2. Марковская, М.М. Уголок природы в детском саду: учебное пособие/ М.М.Марковская. – М.: Просвещение, 1984. -160с.

  3. Саморукова, П.Г. Как знакомить дошкольников с природой: учебное пособие / П. Г. Саморукова. — М.: «Просвещение», 1983. – 207с.

  4. Пралеска: программа дошкольного образования / Е.А.Панько [и др.]. ─ Минск: НИО; Аверсэв, 2007. - 320 с.

  5. Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста методом наглядного моделирования: Методические рекомендации / С. П. Юрочко, Т. А. Азаренко. — Мн., 1993.



Тема 2.4 Создание условий ознакомления дошкольников с природой и экологического воспитания в дошкольном учреждении

Создание условий в помещении дошкольного учреждения.

Уголок природы в дошкольном учреждении. Необходимость организации уголка природы, его воспитательно-образовательное значение.

Требования к подбору обитателей уголка природы: учет возможностей содержания объектов в условиях жилого помещения, их безопасность для детей. Дидактическая и воспитательная значимость обитателей уголка природы; доступность для наблюдений и труда детей.

Требования к размещению объектов уголка природы. Способы организации уголка природы.

Постоянные и временные обитатели уголка природы. Подбор обитателей для уголков природы для разных возрастных групп.

Подбор комнатных растений. Типичные представители природных зон (субтропиков, тропиков, пустынь), их биология, особенности ухода за ними.

Растения участка как временные обитатели уголка природы

Подбор рыб для уголков природы разных возрастных групп. Рыбы местных водоемов, теплолюбивые рыбы, их биология, условия содержания. Устройство аквариума, уход за ним.

Птицы в уголке природы. Примерный перечень представителей, их биология и условия содержание в уголке природы.

Млекопитающие в уголке природы. Примерный перечень представителей, их биология и особенности содержания.

Земноводные и пресмыкающиеся в уголке природы. Постоянные и временные обитатели уголка природы Примерный перечень представителей, их биология и условия содержания в уголке природы.

Насекомые в уголке природы как временные обитатели. Примерный перечень представителей, их биология и условия содержания в уголке природы.

Оборудование для труда дошкольников в уголке природы.

Экологическая комната в дошкольном учреждении. Значение экологической комнаты. Требования к помещению, его оформлению. Выделение функциональных зон. Требования к подбору и размещению обитателей зоны растений и зоны животных. Принципы отбора и размещения предметов зоны коллекций. Устройство зоны обучения и зоны библиотеки.

Экологический музей в дошкольном учреждении. Значение экологического музея. Устройство экологического музея. Постоянная и временная экспозиция музея. Примерная тематика отделов постоянной и временной экспозиций.

Лаборатория природы в дошкольном учреждении. Значение лаборатории. Помещение и оборудование лаборатории.

Зимний сад в помещении дошкольного учреждения. Значение зимнего сада. Требования к помещению для зимнего сада. Оснащение и оформление зимнего сада. Подбор растений и животных для зимнего сада.

Создание условий на участке дошкольного учреждения. Воспитательно-образовательное значение участка дошкольного учреждения. Планировка участка. Требования к планировке и озеленению участка.

Виды озеленения участка дошкольного учреждения

Защитные насаждения на участке дошкольного учреждения. Значение защитных насаждений. Требования к ним. Подбор растений.

Декоративные древесно-кустарниковые насаждения на участке дошкольного учреждения. Значение и виды декоративных древесно-кустарниковых насаждений. Требования к ним. Подбор растений.

Газоны на участке дошкольного учреждения. Значение и виды газонов на участке дошкольного учреждения. Устройство газона. Подбор растений для разных видов газонов. Уход за газонами

Цветники на участке дошкольного учреждения. Значение и виды цветников на участке дошкольного учреждения. Планировка цветника. Требования к подбору растений для цветника. Уход за растениями цветника.

Огород на участке дошкольного учреждения. Значение и планировка огорода. Подбор культур для огорода разных возрастных групп. Наиболее распространенные культуры, их биология и агротехника.

Плодово-ягодный сад на участке дошкольного учреждения. Значение и планировка плодово-ягодного сада на участке дошкольного учреждения. Подбор плодовых деревьев и кустарников. Их биология и особенности ухода за садом в разное время года.

Экологическая тропинка. Значение экологических тропинок. Основные типы экологических тропинок. Критерии выбора маршрута и объектов экологической тропинки. Последовательность создание экологической тропинки. Особенности создания экологической тропинки на территории дошкольного учреждения. Особенности создания экологической тропинки в естественных условиях. Организация работы с детьми на тропинке.

Площадка природы. Значение площадки природы. Требования к выбору места для площадки природы на территории дошкольного учреждения. Ее оборудование в разное время года. Устройство кормушек, поилок, искусственных гнездований.

Мини-ферма на участке дошкольного учреждения. Значение мини-фермы. Помещение для мини-фермы. Подбор животных и их содержание. Оборудование для ухода за животными.

Привлечение птиц на участок дошкольного учреждения в разное время года. Устройство кормушек, искусственных гнездований и пр.

Создание условий для игр с природными материалами на участках разных возрастных групп в разное время года.

Оборудование для труда на участке, его хранение.


^ Контрольные вопросы:

  1. Определите необходимость организации уголка природы, его воспитательно-образовательное значение.

  2. Сформулируйте требования к подбору обитателей уголка природы, к размещению объектов уголка природы.

  3. Перечислите постоянных и временных обитателей уголка природы.

  4. Сформулируйте способы подбора комнатных растений.

  5. Определите биологию и особенности ухода за комнатными растениями.

  6. Перечислите способы ухода за аквариумом.

  7. Сформулируйте способы подбора рыб для уголков природы разных возрастных групп.

  8. Определите их биологию, условия содержания.

  9. Сформулируйте примерный перечень представителей птиц в уголке природы,

  10. Определите их биологию и условия содержания.

  11. Сформулируйте примерный перечень представителей млекопитающих в уголке природы.

  12. Определите их биологию и особенности содержания.

  13. Сформулируйте примерный перечень представителей земноводных и пресмыкающихся в уголке природы.

  14. Определите их биологию и условия содержания в уголке природы.

  15. Определите необходимость размещения зимнего сада в помещении дошкольного учреждения, его значение, требования к помещению, оснащению и оформлению.

  16. Определите требования к планировке и озеленению участка детского сада.

  17. Сформулируйте значение огорода на участке детского сада.

  18. Перечислите наиболее распространенные культуры огорода для разных возрастных групп, их биология и агротехника.

  19. Назовите особенности создания экологической тропинки на территории дошкольного учреждения.

  20. Назовите особенности устройства кормушек, искусственных гнездований и пр. для привлечения птиц на участок детского сада.


Список рекомендуемой литературы

Основная

  1. Радкевич, В.А. Экология: учебник/ В.А. Радкевич. — Мн.: Выш. Шк. 1983. – 158с.

  2. Николаева, С. Н. Теория и методика экологического образования детей: учебное пособие / С.Н. Николаева. — М.: «Академия», 2005. — 336с.

  3. Серебрякова, Т.А. Экологическое образование в дошкольном возрасте: учебное пособие/ Т.А.Серебрякова. М.: «Академия», 1006 – 208с.

Дополнительная литература

  1. Веретеиникова, С. А. Ознакомление дошкольников с природой: учебник / С.А. Веретенникова. — М.: «Просвещение», 1980.- 369с.

  2. Марковская, М.М. Уголок природы в детском саду: учебное пособие/ М.М.Марковская. – М.: Просвещение, 1984. -160с.

  3. Саморукова, П.Г. Как знакомить дошкольников с природой: учебное пособие / П. Г. Саморукова. — М.: «Просвещение», 1983. – 207с.

  4. Пралеска: программа дошкольного образования / Е.А.Панько [и др.]. ─ Минск: НИО; Аверсэв, 2007. - 320 с.

  5. Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста методом наглядного моделирования: Методические рекомендации / С. П. Юрочко, Т. А. Азаренко. — Мн., 1993.


Тема 2.5 Методы ознакомления дошкольников с природой

Необходимость использования разнообразных методов и приемов ознакомления детей с природой. Зависимость методов и приемов от содержания знаний, конкретных задач и особенностей познавательной деятельности детей дошкольного возраста. Взаимосвязь методов. Приоритет методов, обеспечивающих непосредственное и действенное ознакомление детей с природой. Общая характеристика методов ознакомления с природой (разные классификации).

Наблюдение как основной метод ознакомления с природой. Значение метода наблюдения.

Особенности наблюдения как сложной познавательной деятельности. Сочетание непосредственного восприятия, мышления и речи в ходе наблюдения. Структура деятельности наблюдения: цель, мотивы, планомерность, способы обследования, результат. Связь наблюдения с разными видами деятельности. Своеобразие деятельности наблюдения в разных возрастных группах. Необходимость обучения наблюдению как познавательной деятельности.

Виды наблюдений. Разнообразие классификаций видов наблюдений. Содержание, место и значение разных видов наблюдений в каждой возрастной группе. Особенности организации и методики руководства наблюдениями разного вида.

Организация и методика руководства наблюдениями в разных возрастных группах. Выбор объектов наблюдения в соответствии с программой и особенностями познавательной деятельности детей разного возраста. Создание условий для проведения наблюдений. Использование разнообразных приемов руководства наблюдениями в разных возрастных группах.

Использование приема сравнения в процессе наблюдения. Виды сравнений. Особенности сравнений в разных возрастных группах.

Фиксация наблюдений. Разнообразие способов фиксации наблюдений. Значение дневников наблюдений и календарей природы. Дневники наблюдений за жизнью обитателей уголка природы, за ростом и развитием растений и животных. Разные формы дневников и методика их ведения. Календарь природы и календарь погоды. Разные формы календарей природы и методика их ведения.

Использование иллюстративно-наглядного материала в процессе ознакомления дошкольников с природой. Значение использования иллюстративно-наглядного материала. Виды иллюстративно-наглядного материала. Требования к иллюстративно-наглядному материалу. Рассматривание картин как метод ознакомления с природой. Виды картин о природе. Методика рассматривания картин о природе с детьми разных возрастных групп.

Использование технических средств обучения в процессе ознакомления с природой. Разнообразие технических средств. Особенности мультимедиа-, видео-, кино- и диафильмов, аудиозаписей природоведческого содержания для детей. Место их в системе работы с детьми разного возраста. Методика использования в разных возрастных группах.

Демонстрация моделей. Значения моделей. Виды моделей. Направления использования моделей в процессе ознакомления с природой и экологического воспитания дошкольников. Методика использования моделей.

Ознакомление с природой в игре. Значение и место игр в процессе ознакомления дошкольников с природой и экологического воспитания. Разнообразие игр.

Дидактические игры в ознакомлении детей с природой. Предметные игры и их классификация. Настольно-печатные игры, их классификация. Словесные игры. Содержание дидактических игр природоведческого содержания для разных возрастных групп. Методика проведения дидактических игр в разных возрастных группах.

Подвижные игры. Закрепление в них представлений о повадках и голосах животных, способах передвижения. Подбор подвижных игр природоведческого содержания для разных возрастных групп и руководство ими.

Творческие ролевые игры, отображающие представления детей о природе, о труде взрослых в природе. Руководство ими.

Использование игр с природными материалами. Значение игр в познании детьми свойств природного материала. Создание условий для игр с природными материалами. Руководство играми с природными материалами.

Игровые обучающие ситуации. Типы игровых обучающих ситуаций: игровые обучающие ситуации с игрушками-аналогами, игровые обучающие ситуации с литературными персонажами, игровые обучающие ситуации-путешествия. Методика организации и проведения.

Труд детей в природе. Значение, своеобразие в дошкольном возрасте. Педагогически и гигиенические требования к труду дошкольников в природе.

Виды труда в природе. Виды и содержание труда по выращиванию растений в разных возрастных группах. Виды и содержание труда по уходу за животными в разных возрастных группах.

Формы организации труда детей в природе. Трудовые поручения, их значение, виды и место в работе с детьми разных возрастных групп. Коллективный труд в природе, его значение. Способы организации детей в процессе коллективного труда в природе. Дежурства в уголке природы. Содержание работы дежурных по уголку в природе. Усложнение круга обязанностей дежурных. Руководство деятельностью дежурных по уголку в

Методика руководства трудом дошкольников в природе в разных возрастных группах.

Использование экспериментов в процессе ознакомления дошкольников с природой. Значение эксперимента. Виды эксперимента. Структура эксперимента. Требования к проведению экспериментов. Содержание экспериментов. Методика проведения экспериментов: постановка познавательной задачи, ее обсуждение, создание условий, активное участие детей в проведении эксперимента, фиксация последовательных изменений в ходе эксперимента, подведение детей к самостоятельным выводам и обобщениям.

Метод проектов в образовании дошкольников. Значение и место проектов в работе с детьми дошкольного возраста. Этапы проекта. Участники проекта. Длительность проекта. Создание условий для реализации проекта. Содержание проектов.

Рассказ воспитателя о предметах и явлениях природы. Значение и место рассказа воспитателя о природе в разных возрастных группах. Требования к рассказу воспитателя о природе. Значение рассказов детей о природе. Виды детских рассказов о природе. Обучение детей рассказыванию о природе в разных возрастных группах.

Использование природоведческой литературы. Значение детской природоведческой книги. Виды книг о природе. Требования к природоведческой литературе для детей. Методика использования природоведческой книги в разных возрастных группах.

Беседы о природе. Значение бесед о природе. Виды бесед с дошкольниками о природе и их содержание. Требования к проведению бесед о природе. Методика проведения бесед.

Использование экологической сказки. Значение экологических сказок, их особенности, виды и методика использования в работе с дошкольниками.

Использование речевых логических задач природоведческого содержания в работе с дошкольниками. Значение, особенности, содержание и методика использования в работе с дошкольниками.

Специфические методы экологического воспитания. Методы, направленные на формирование экологических представлений (метод экологической лабилизации, метод экологических ассоциаций, метод художественной репрезентации природных объектов). Методы, направленные на формирование отношения к природе (метод экологической идентификации, метод экологической эмпатии, метод экологической рефлексии). Методы, направленные на формирование умений и навыков взаимодействия с природой (метод экологической экспектации, метод ритуализации деятельности в природе, метод экологической заботы).


Контрольные вопросы:

  1. Определите необходимость использования разнообразных методов и приемов ознакомления детей с природой.

  2. Сформулируйте значение метода наблюдения.

  3. Перечислите содержание, место и значение разных видов наблюдений в каждой возрастной группе.

  4. Перечислите способы фиксации наблюдений.

  5. Определите значение дневников наблюдений и календарей природы.

  6. Определите значение, виды и требования к использованию иллюстративно-наглядного материала.

  7. Определите направления использования моделей в процессе ознакомления с природой и экологического воспитания дошкольников.

  8. Определите значение и место игр в процессе ознакомления дошкольников с природой и экологического воспитания.

  9. Определите разнообразие игр в процессе ознакомления дошкольников с природой

  10. Перечислите условия, необходимые для игр с природными материалами.

  11. Определите значение труда дошкольном возрасте.

  12. Сформулируйте педагогические и гигиенические требования к труду дошкольников в природе.

  13. Назовите виды труда в природе в разных возрастных группах.

  14. Перечислите формы организации труда детей в природе.

  15. Сформулируйте необходимость использование экспериментов в процессе ознакомления дошкольников с природой.

  16. Определите значение и место рассказа воспитателя о природе в разных возрастных группах.

  17. Перечислите требования к рассказу воспитателя о природе.

  18. Сформулируйте значение использования природоведческой литературы.

  19. Определите требования к природоведческой литературе для детей.

  20. Сформулируйте значение бесед о природе.

  21. Определите требования к проведению бесед о природе.


Список рекомендуемой литературы

Основная

  1. Радкевич, В.А. Экология: учебник/ В.А. Радкевич. — Мн.: Выш. Шк. 1983. – 158с.

  2. Николаева, С. Н. Теория и методика экологического образования детей: учебное пособие / С.Н. Николаева. — М.: «Академия», 2005. — 336с.

  3. Серебрякова, Т.А. Экологическое образование в дошкольном возрасте: учебное пособие/ Т.А.Серебрякова. М.: «Академия», 1006 – 208с.

Дополнительная литература

  1. Веретеиникова, С. А. Ознакомление дошкольников с природой: учебник / С.А. Веретенникова. — М.: «Просвещение», 1980.- 369с.

  2. Марковская, М.М. Уголок природы в детском саду: учебное пособие/ М.М.Марковская. – М.: Просвещение, 1984. -160с.

  3. Саморукова, П.Г. Как знакомить дошкольников с природой: учебное пособие / П. Г. Саморукова. — М.: «Просвещение», 1983. – 207с.

  4. Пралеска: программа дошкольного образования / Е.А.Панько [и др.]. ─ Минск: НИО; Аверсэв, 2007. - 320 с.

  5. Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста методом наглядного моделирования: Методические рекомендации / С. П. Юрочко, Т. А. Азаренко. — Мн., 1993.


Тема 2.6 Формы организации работы по ознакомлению дошкольников с природой

Основные формы ознакомления детей с природой. Необходимость использования разнообразных форм организации работы.

Занятие как форма ознакомления дошкольников с природой. Значение и место занятий в системе работы по ознакомлению с природой в разных возрастных группах. Содержание знаний, умений и навыков, формируемых на занятиях, исходя из программы дошкольного образования. Отбор материала для отдельных занятий. Единство воспитательных и образовательных задач, осуществляемых на занятиях по ознакомлению с природой.

Использование разнообразных методов и приемов обучения на занятиях в зависимости от программного содержания, места занятия в системе работы, возраста детей. Виды занятий по использованию основного метода. Типы занятий по их месту в системе работы. Требования к организации и проведению природоведческих занятий. Связь занятий с другими формами работы.

Экскурсия как особый вид занятия. Значение и место экскурсий в системе природоведческой работы с дошкольниками. Виды экскурсий. Содержание экскурсий и их тематика. Структура экскурсий. Методика проведения экскурсий. Система и последовательность экскурсий в разные сезоны в разных возрастных группах.

Целевая прогулка как форма работы. Значение и место целевой прогулки в системе работы. Отличие целевой прогулки от экскурсии. Методика проведения целевой прогулки.

Повседневная прогулка на участке дошкольного учреждения. Значение и место повседневной прогулки в системе работы по ознакомлению с природой. Содержание прогулки. Наблюдения за явлениями неживой природы, состоянием растений и жизнью животных. Формы организации наблюдений. Руководство самостоятельными наблюдениями детей. Организация и руководство играми детей с природными материалами на прогулках в разное время года. Игровое оборудование. Труд детей на участке во время прогулки. Содержание и формы организации труда детей на прогулках.

Праздники и развлечения с природоведческим содержанием. Значение и место природоведческих праздников и развлечений в системе работы с детьми. Тематика праздников и развлечений. Содержание предварительной работы. Организация и методика проведения праздников и развлечений.

Элементарная поисковая деятельность как форма организации ознакомления детей с природой. Понятие поисковой деятельности. Значение элементарной поисковой деятельности в процессе ознакомления дошкольников с природой. Структура элементарной поисковой деятельности. Элементы поисковой деятельности в работе с детьми младшего и среднего дошкольного возраста. Элементарная поисковая деятельность в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Методика организации и проведения элементарной поисковой деятельности.

Специфические формы организации экологического воспитания дошкольников: экологический тренинг, природоохранные акции, экологический театр и др.


^ Контрольные вопросы:

  1. Определите необходимость использования разнообразных форм организации работы.

  2. Определите значение и место занятий в системе работы по ознакомлению с природой в разных возрастных группах.

  3. Перечислите виды и типы занятий по их месту в системе работы.

  4. Определите значение и место экскурсий в системе природоведческой работы с дошкольниками.

  5. Перечислите виды и содержание экскурсий, их тематику.

  6. Сформулируйте значение и место целевой прогулки в системе работы.

  7. Определите значение и место повседневной прогулки в системе работы по ознакомлению с природой.

  8. Определите значение и место природоведческих праздников и развлечений в системе работы с детьми.

  9. Сформулируйте содержание предварительной работы.

  10. Назовите специфические формы организации экологического воспитания дошкольников.


Список рекомендуемой литературы

Основная

  1. Радкевич, В.А. Экология: учебник/ В.А. Радкевич. — Мн.: Выш. Шк. 1983. – 158с.

  2. Николаева, С. Н. Теория и методика экологического образования детей: учебное пособие / С.Н. Николаева. — М.: «Академия», 2005. — 336с.

  3. Серебрякова, Т.А. Экологическое образование в дошкольном возрасте: учебное пособие/ Т.А.Серебрякова. М.: «Академия», 1006 – 208с.

Дополнительная литература

  1. Веретеиникова, С. А. Ознакомление дошкольников с природой: учебник / С.А. Веретенникова. — М.: «Просвещение», 1980.- 369с.

  2. Марковская, М.М. Уголок природы в детском саду: учебное пособие/ М.М.Марковская. – М.: Просвещение, 1984. -160с.

  3. Саморукова, П.Г. Как знакомить дошкольников с природой: учебное пособие / П. Г. Саморукова. — М.: «Просвещение», 1983. – 207с.

  4. Пралеска: программа дошкольного образования / Е.А.Панько [и др.]. ─ Минск: НИО; Аверсэв, 2007. - 320 с.

  5. Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста методом наглядного моделирования: Методические рекомендации / С. П. Юрочко, Т. А. Азаренко. — Мн., 1993.



Тема 2.7 Планирование и учет работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с природой

Значение планирования природоведческой работы в дошкольном учреждении.

Содержание и виды планов. Анализ работы дошкольного учреждения по соответствующему разделу за предшествующий год в годовом плане. Основные задачи по совершенствованию природоведческой работы в годовом плане. Содержание и формы методической работы с воспитателями. Планирование работы с родителями. Планирование работы по созданию предметной развивающей среды для ознакомления с природой и экологическому воспитанию.

Перспективное планирование природоведческой работы на сезон. Важнейшие компоненты перспективного плана: отбор из программы основных задач работы на сезон, отбор и определение последовательности освоения содержания знаний, умений и навыков, выделение разделов плана в соответствии с избранной технологией педагогического процесса.

Составление календарного плана Конкретизация темы, виды занятий, их программного содержания. Календарное планирование повседневной работы. Определение содержания деятельности детей в природе в утренний, дневной и вечерний отрезок времени.

Содержание и форма учета проведенной работы.


Контрольные вопросы:

  1. Сформулируйте значение планирования природоведческой работы в дошкольном учреждении.

  2. Определите содержание и виды планов.

  3. Определите важнейшие компоненты перспективного плана

  4. Определите важнейшие компоненты календарного планирования.

  5. Назовите содержание и форму учета проведенной работы.


Список рекомендуемой литературы

Основная

  1. Радкевич, В.А. Экология: учебник/ В.А. Радкевич. — Мн.: Выш. Шк. 1983. – 158с.

  2. Николаева, С. Н. Теория и методика экологического образования детей: учебное пособие / С.Н. Николаева. — М.: «Академия», 2005. — 336с.

  3. Серебрякова, Т.А. Экологическое образование в дошкольном возрасте: учебное пособие/ Т.А.Серебрякова. М.: «Академия», 1006 – 208с.

Дополнительная литература

  1. Веретеиникова, С. А. Ознакомление дошкольников с природой: учебник / С.А. Веретенникова. — М.: «Просвещение», 1980.- 369с.

  2. Марковская, М.М. Уголок природы в детском саду: учебное пособие/ М.М.Марковская. – М.: Просвещение, 1984. -160с.

  3. Саморукова, П.Г. Как знакомить дошкольников с природой: учебное пособие / П. Г. Саморукова. — М.: «Просвещение», 1983. – 207с.

  4. Пралеска: программа дошкольного образования / Е.А.Панько [и др.]. ─ Минск: НИО; Аверсэв, 2007. - 320 с.

  5. Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста методом наглядного моделирования: Методические рекомендации / С. П. Юрочко, Т. А. Азаренко. — Мн., 1993.

Реклама:





Скачать 420.75 Kb.
Поиск по сайту:
Добавить документ в свой блог или на сайт
Разместите кнопку на своём сайте:
Генерация документов


База данных защищена авторским правом ©GenDocs 2000-2011
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Уроки, справочники, рефераты
Учебный материал

Рейтинг@Mail.ru