Загрузка...
Категории:

Загрузка...

Учебной программы курса «Основы информационной культуры» для студентов вузов

Загрузка...
Поиск по сайту:


Скачать 106.24 Kb.
Дата24.03.2012
Размер106.24 Kb.
ТипДокументы
Содержание
Предмет курса
Междисциплинарные связи курса
Раздел 1. Цели и задачи курса «Основы информационной культуры»
Тема 2. Библиотеки, их деятельность и справочно-библиографический аппарат.
Тема 3. Библиография как область научно-практической деятельности.
Тема 4. Новые информационные технологии в библиотеке.
Справочные правовые системы, их основные характеристики. Технология поиска.
2.2. Темы и содержание практических занятий.
изучение алгоритма поиска по СБА
Тема 2. Автоматизированный информационный поиск
Подобный материал:

Проект учебной программы курса

«Основы информационной культуры»

для студентов вузов

Введение

Коренные преобразования в социально-экономической жизни страны существенным образом повлияли на требования, предъявляемые к выпускникам высшего учебного заведения. В новых условиях формирование профессионально значимых качеств выпускника высшего учебного заведения должно быть ориентировано не столько на объем и полноту конкретного знания, сколько на способность самостоятельно пополнять знания, ставить и решать разнообразные задачи, выдвигать aльтернативные решения, вырабатывать критерии отбора наиболее эффективных из них. Достижение этой цели в значительной степени зависит от уровня информационной культуры.

Осознание информационной культуры как особого, относительно самостоятельного аспекта культуры стало возможным в результате становления информационного подхода к познанию действительности, развития представлений об информационном обществе, в котором информационные ресурсы по своей значимости не уступают энергетическим, финансовым и другим стратегическим ресурсам, а сама информация оценивается как экономическая категория - товар, эффективно используемый в современном деловом мире для повышения квалификации персонала, принятия оптимальных решений, освоения новой профессиональной сферы, получения стратегических преимуществ перед конкурентами.

^ Предмет курса: В настоящее время отсутствует общепринятое толкование понятия "информационная культура". В рамках предлагаемого для студентов вузов курса "Основы информационной культуры" под ней понимается систематизированная совокупность знаний, умений, навыков, обеспечивающая оптимальное осуществление индивидуальной информационной деятельности, направленной на
удовлетворение как профессиональных, так и непрофессиональных потребностей в информации. Информационная культура отражает степень владения человеком основами знаний в области методов и технологии работы с информацией, а также наличие опыта, навыков выполнения информационных процедур.

^ Междисциплинарные связи курса: использование в нем достижений не только библиотечно-библиографических дисциплин, информатики и вычислительной техники, но и логики, прикладной психологии, функциональной стилистики, лингвистики текста.


Программа курса «Основы информационной культуры» состоит из трех разделов:

Раздел 1. Цели и задачи курса.

    1. Цели и задачи.

    2. Распределение учебных часов.

Раздел 2. Содержание дисциплины, наименование учебных тем.

2.1. Темы и содержание лекционных занятий.

2.2. Темы и содержание практических занятий.

Раздел 3.Список рекомендуемой литературы.

^

Раздел 1. Цели и задачи курса «Основы информационной культуры»


Курс «Основы информационной культуры» предназначен для студентов 1 курса всех специальностей и всех форм обучения.

Основная цель курса "Основы информационной культуры" - дать студенту знания, умения и навыки информационного самообеспечения его учебной и научно-исследовательской деятельности.

Достижение этой цели осуществляется в ходе решения следующих задач:

  • освоение рациональных приемов и способов самостоятельного ведения поиска информации и систематизации данных в соответствии с задачами учебного процесса в вузе;

  • овладение формализованными методами аналитико-синтетической переработки (свертывания) информации;

  • изучение и практическое применение технологии подготовки и оформления результатов самостоятельной учебной и научно-исследовательской деятельности (подготовка курсовых и дипломных работ, рефератов, докладов и т.п.).

Как следует из целей и задач курса, он призван
стать основой рациональной организации учебной деятельности студентов. Это обусловлено тем, что курс "Основы информационной культуры" полностью подчинен задачам профессиональной подготовки специалистов. Ценность курса обусловлена его взаимосвязями с общенаучными и специальными дисциплинами, а также задачами учебного процесса (подготовка докладов, рефератов, курсовых и дипломных работ и т.п.), которые стоят перед студентом с самого начала учебы.

Главным условием эффективности изучения "Основ информационной культуры" является обязательная практическая работа студента по овладению предлагаемыми в курсе методиками, алгоритмами, технологиями. Это означает знание организации информационных процессов, владение приемами поиска, сбора, обработки, анализа и синтеза информации, умение применять технические средства, используемые в информационном процессе. Прикладной характер и практическая направленность курса, его освоение даст возможность более рационально организовать самостоятельную работу студентов, сократить интеллектуальные и временные затраты на поиск и аналитико-синтетическую переработку учебной и научной информации, повысить качество знаний за счет овладения более продуктивными видами интеллектуального труда.

Общий объем предлагаемого курса "Основы информационной культуры " - 8 часов лекционных, 6 часов практических занятий.


    1. Распределение учебных часов по дисциплине «Основы информационной культуры»




№ п\п

Наименование темы

Кол-во часов

лекцион.

практич.

1.

Информация и общество

2




2.

Библиотеки, их деятельность и справочно-библиографический аппарат.

2




3.

Библиография как область научно-практической деятельности.

2




4.

Новые информационные технологии в библиотеке.

2




5.

Поиск, сбор и обработка информации при помощи традиционного справочно-библиографического аппарата библиотеки.




2

6.

Автоматизированный информационный поиск




2

7.

Оформление научных работ.




2




Всего:

8

6



Раздел 2. Содержание дисциплины, наименование учебных тем.

2.1. Темы и содержание лекционных занятий.


Тема 1. Информация и общество.


Информационная культура, определение, многозначность понятия «информация», классификация информации. Первичные документы как составная часть информационных ресурсов общества. Состав и структура современных документальных потоков.

Социальные институты распространения информации. Государственная система научной информации Украины, ближнего и дальнего зарубежья.

Библиотеки как системы организации информационных ресурсов общества.

Типы и виды документов, необходимых для учебной и научной работы. Книга как носитель и хранитель информации.

Информационная культура потребителя и производителя информации как один из необходимых результатов образования в высшей школе.


^ Тема 2. Библиотеки, их деятельность и справочно-библиографический аппарат.


Система библиотек Украины и региона, их информационный потенциал. Основные типы библиотек, их особенности, фонды и услуги. Всемирно известные библиотеки Европы и Америки. Виртуальные библиотеки. Информационные задачи, решаемые различными типами и видами библиотек.

Библиотека как информационно-поисковая система. Структура и возможности. Понятие об информационном сервисе, справочно-информационном фонде библиотеки.

Библиографическое описание документа как паспорт документа. Правила описания по ГОСТу 7.1-84.

Значение информационного поиска. Роль справочно-библиографического аппарата библиотеки в организации справочно-информационного обслуживания. Виды информационного поиска. Система каталогов.

Алфавитный каталог, назначение, структура, принцип организации. Алгоритм поиска.

Систематический каталог, назначение, структура, принципы организации. Алгоритм поиска. Другие каталоги, АПУ.

^ Тема 3. Библиография как область научно-практической деятельности.


Библиография, ее значение в жизни общества. Общее представление о библиографии в контексте истории. Современные системы отечественной и зарубежной библиографической информации. Система информационных изданий по профилю изучаемой специальности.

Характеристика объектов библиографии. Типы и виды библиографических пособий. Вторичные документы как результат аналитико-синтетической переработки информации, «свертывание информации». Основные виды аналитико-синтетической переработки информации (аннотирование, реферирование, обзор).

Основные типы информационных запросов и технология их выполнения. Алгоритмы поиска. Отслеживание потока новой информации. Ретроспективный поиск.

Правила библиографического оформления научно-исследовательской работы. Информационно-поисковые языки. Таблицы ББК и УДК. Систематизация научных работ.


^ Тема 4. Новые информационные технологии в библиотеке.

Новые информационные технологии, их роль в современном обществе.

Формы представления информации на основе новых информационных технологий. Электронный документ.

Основные принципы работы компьютера. Технология применения компьютера для поиска, сбора, обработки, хранения и представления информации. Локальные и глобальные компьютерные сети.

Автоматизированные библиотечные информационные системы (АБИС). Программно-техническое обеспечение.

Электронные информационные ресурсы библиотеки. Общие правила пользования, сервисные услуги.

Электронный каталог книг. Электронная картотека статей. Алгоритм поиска.
^

Справочные правовые системы, их основные характеристики. Технология поиска.


Базы данных и иные информационные продукты на CD, DVD, тематика, интер-фейсы, программное обеспечение. Общие принципы работы.

Доступ к базам данных в режиме «ON-LINE».

Ресурсы Интернет. Основные поисковые системы и порталы. Ресурсы других библиотек Украины и зарубежья. Электронные полнотекстовые библиотеки и доступ к ним. Интернет-магазины.


^ 2.2. Темы и содержание практических занятий.


Тема 1. Поиск, сбор и обработка информации при помощи традиционного справочно-библиографического аппарата библиотеки.

Цель:
  • ^

    изучение алгоритма поиска по СБА;


  • овладение навыками поиска;

  • закрепление приобретенных навыков.

Обеспечение: каталоги, картотеки, АПУ, информационные и библиографические

издания.

Тренинг:

  • поиск документов АК книг;

  • поиск документов АК периодики;

  • поиск и определение индекса ББК по теме с помощью АПУ;

  • тематический поиск в СК, ГСК, краеведческом каталоге и тематических картотеках;

  • поиск при помощи информационных и библиографических изданий.

  • оформление библиографического описания;

  • оформление требования на документ.



^

Тема 2. Автоматизированный информационный поиск

Цель:

  • приобретение навыка использования компьютера и программных средств;


  • освоение алгоритма решения различных видов поисковых задач в машиночитаемых базах данных.

Обеспечение: ПК, программное обеспечение, БД.

Тренинг:

  • Тренинг работы с «Электронным каталогом библиотеки» (на примере АБИС);

  • Тренинг работы с «Электронной картотекой статей периодических изданий»;

  • Тренинг работы в электронных справочно-правовых системах (на примере справочно-правовой системы «Лига-клиент»);

  • Тренинг работы с БД на CD-ROM (электронные выпуски периодических изданий, приложения к книгам и журналам, электронные учебные пособия и др.);

  • Тренинг работы с информационными ресурсами в режиме ON-LINE (на примере проектов INTAS и EIFL Direct);

  • Тренинг работы в сети Интернет.


Тема 3. Оформление научных работ.

Цель:

  • приобретение навыка составления библиографических описаний различных документов;

  • овладение технологией оформления рефератов, контрольных, курсовых и дипломных работ.

Обеспечение: образцы различных документов, схемы составления библиографических

описаний на различные виды документов.

Тренинг:

  • составить различные виды библиографические описания;

  • оформить различные виды библиографических ссылок;

  • расположить библиографические описания в алфавитный список литературы.


Список рекомендуемой литературы:

  1. Вобленко Ю. Інформаційна культура в працях провідних бібліотекознавців та бібліографознавців / Ю. Вобленко // Вісник Книжкової палати. - 1999. - № 2. –

  2. Вобленко Ю. Система формування інформаційної культури юнацтва в бібліотеці на основі програмно-цільової методики / Ю. Вобленко // Вісник Книжкової палати. - 1999. - № 3. - С. 4-6.

  3. Воронина Т.П. Образование в эпоху новых информационных технологий / Т.П. Воронина, В.П., Кашицин, О.П. Молчанова.- М., 1996. - С. 206.

  4. Геллер И.С. Вновь об актуальной проблеме: Обучение студентов основам ББЗ и динамическому чтению / И.С. Геллер, Г.В. Паршукова // Библиография. - 1994. - № 4. - С. 23-29.

  5. Глазунова Л. Формування інформаційної культури особистості в умовах функціонування освітнього комплексу гуманітарного профілю / Л. Глазунова, С. Семенюк // Вісник Книжкової палати.- 2000.- № 7 (48).- С. 5-6.

  6. Колин К.К. Опережающее образование и проблемы информатики / К.К. Колин // Международное сотрудничество. -1996. -N2. - С. 20-21.

  7. Кузьмин Е.В. Методические рекомендации по оформлению учебно-методических комплексов, специальностей и дисциплин / Е.В. Кузьмин, В.В. Милюков.- Симферополь: ТНУ, 2003.- 76 с.

  8. Кузьмин Е.И. О программе ЮНЕСКО «Информация для всех» / Е.И. Кузьмин, А.А. Демидов // Библиотеки и ассоциации в меняющемся мире: новые технологии и новые формы сотрудничества: Материалы 10-й Юбилейной Междунар. конф. "Крым-2003".- М., 2003.- Т. 1.- С. 34-43.

  9. Мартынова Е.В. Информационная культура в свете непрерывного образования / Е.В. Мартынова, Г.Н. Сбитнева // Наукова бібліотека в сучасному соціокультурному контексті: Міжнар. наук. конф., Київ, 12-15 жовт. 1993 р. - К., 1993. - Ч. 2. - С.159-161.

  10. Медведева Е.А. Информационное обучение на Украине / Е.А. Медведева // Библиография. - 1997. - № 1. - С. 10-19.

  11. Медведєва Є. Концептуальна модель інформаційного навчання користувачів / Є. Медведєва // Бібліотечний вісник. - 1997. - № 2. - С. 4-7.

  12. Методические указания к оформлению научного аппарата курсовых и дипломных работ для студентов всех специальностей / Таврический национальный университет. Научная библиотека; Сост. М.В. Дорошко, М.М. Калмыкова.- 2-е изд., перераб. и доп.- Симферополь, 1999.- 90 с.

С. 7-8.

  1. Семеновкер Б.А. Информационная культура: от папируса до компактных оптических дисков / Б.А. Семеновкер // Библиография. - 1994. - № 1. - С. 11-14.

  2. Семенюк Э.П. Информационный подход к познанию действительности / Э.П. Семенюк. - Киев: Наукова думка, 1988.- 240 с.

  3. Цехмістрова Г.С. Основи наукових досліджень: Навч. посіб / Г.С. Цехмістрова.- К.: Слово, 2003.- 240 с.




Скачать, 117.17kb.
Поиск по сайту:

Добавить текст на свой сайт
Загрузка...


База данных защищена авторским правом ©ДуГендокс 2000-2014
При копировании материала укажите ссылку
наши контакты
DoGendocs.ru
Рейтинг@Mail.ru