Категории:

Методические указания по выполнению курсовового проекта дисциплины

Поиск по сайту:


страница1/6
Дата24.03.2012
Размер0.66 Mb.
ТипМетодические указания
Содержание
Требования к оформлению курсового проекта
Выбор темы курсового проекта
Требования к содержанию курсового проекта
I ЭТАП. Изучение ареала обслуживания предприятия
При 1 варианте
При 2 и 3 варианте
II ЭТАП. - Сегментация потенциальных клиентов предприятия
III ЭТАП - Расчет количества потенциальных клиентов предприятия по каждому сегменту
IV ЭТАП - определение потребительских предпочтений в пользовании услугами
V ЭТАП. Расчет емкости потенциального рынка сбыта услуг
При совершенствовании деятельности предприятия сферы услуг
Ii. бизнес-план
Планируемая производственная программа предприятия
Виды услуг
2.1. Титульный лист
2.2. Суть предлагаемого проекта
2.3. Анализ положения дел в отрасли
2.4. Производственный план
2.4.2. Расчет числа основных рабочих (К
2.4.3. Расчет необходимого оборудования для оснащения рабочих мест
...
Полное содержание
Подобный материал:
  1   2   3   4   5   6


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования


«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ СЕРВИСА» (ГОУ ВПО МГУС)


ФАКУЛЬТЕТ «ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ СЕРВИСА»


Кафедра «Менеджмент в социальной сфере»


«УТВЕРЖДАЮ»

Проректор по учебной работе

проф. Л.А. Каплин

__________________________

«____» _____________ 2005 г.


МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КУРСОВОВОГО ПРОЕКТА


дисциплины

«Планирование деятельности предприятий

сервиса»


Для высших учебных заведений по специальности

080507 (061100) «Менеджмент организации»

специализации 061174 «Менеджмент в социальной сфере»

(все формы обучения)


М О С К В А

2005 год

Методические указания по выполнению курсового проекта разработаны на основании рабочей программы курса «Планирование деятельности предприятий сервиса»


Методические указания по выполнению курсового проекта рассмотрены и утверждены на заседании кафедры «Менеджмент в социальной сфере»


от «____» ___________ 200__ г.


протокол № ________


Зав. кафедрой

«Менеджмент в социальной сфере»

д.э.н., профессор Н.А. Платонова


Методические указания по выполнению курсового проекта одобрены Научно-методическим Советом МГУС


от «____» ___________ 200__ г.


протокол № ________


Методические указания по выполнению курсового проекта разработали


д.э.н., проф. кафедры «Менеджмент в социальной сфере» Н.А. Платонова


к.э.н., доц. кафедры «Национальная экономика» Т.В. Харитонова


Согласовано:

Начальник Учебно-методического отдела

ГОУ ВПО «МГУС» доцент О.Н. Краснова


^ ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ КУРСОВОГО ПРОЕКТА


Цель выполнения курсового проекта – ознакомиться на практике с методикой составления бизнес-плана предприятия, провести все необходимые расчеты на примере конкретного предприятия.


^ Выбор темы курсового проекта:

Формирование тематики курсового проекта осуществляется студентами самостоятельно, исходя из следующих направлений:

I. Создание предприятия сферы услуг

II. Совершенствование предприятий сферы услуг


Структура курсового проекта:

I. Предплановые маркетинговые исследования

II. Бизнес-план

1. Титульный лист

2. Существо предлагаемого проекта

3. Анализ положения дел в отрасли

4. Производственный план

5. Организационный план

6. План маркетинга

7. Оценка риска и страхование

8. Финансовый план


Требования к оформлению курсового проекта:

Курсовой проект должен содержать два основных раздел (см. структуру курсового проекта). Каждый раздел следует разделить на смысловые параграфы, соответствующие структуре бизнес-плана. Параграфы обязательно должны иметь названия, отражающие их содержание. Каждый параграф следует начинать с новой страницы.

Объем курсовой работы – 30-35 рукописных страниц или 25-27 печатных страниц 14-м шрифтом Times New Roman через 1,5 интервала.
^







ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ КУРСОВОГО ПРОЕКТА

I. ПРЕДПЛАНОВЫЕ МАРКЕТИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ



При создании нового предприятия сферы услуг можно воспользоваться следующей методикой предплановых маркетинговых исследований1.

В соответствии с данной методикой предплановые маркетинговые исследования проводятся в несколько этапов.


^ I ЭТАП. Изучение ареала обслуживания предприятия

Ареал обслуживания - территория, на которой находятся потенциальные потребители услуг предприятия.

Услугами предприятия сферы сервиса могут пользоваться люди, проживающие поблизости от предприятия, а также так называемые «мигранты» - приезжающие в данную местность на работу, учебу, по делам бизнеса, отдых, за покупками и т.д. От того, сколько населения проживает в ареале обслуживания, каков его демографический, социальный состав, существует ли миграция и какова она, во многом зависят емкость и структура потенциального рынка сбыта услуг предприятия. Однако следует заметить, что для предприятий, ориентированных на потребителей с высоким уровнем дохода, понятие «ареал обслуживания» не актуально. Клиентами предприятия в этом случае может являться все высокообеспеченное население города (района, поселка, села), т.к. для него значимым является не удаленность предприятия, а качество и престижность предоставляемых им услуг.

Шаги определения ареала обслуживания:

I. Географические характеристики (выбор границ и расчет площади).

Для этого сначала анализируется транспортное сообщение: скорость движения, время ожидания, количество остановок на пути следования до предприятия; удаленность предприятия от ближайшей остановки транспорта.

Если транспортное сообщение в городе (районе, поселке, селе) существует, то рассчитывается радиус транспортной доступности предприятия по формуле:


Rt =(T -T1 -T2 * a) * Ft - Rh,


где Rt - радиус транспортной доступности (км);

T - нормативное время доступности предприятия, оказывающего услуги данной отраслевой группы (ч.);

T1 - среднее время ожидания прихода транспортного средства к остановочному пункту (ч.);

T2- средняя продолжительность нахождения транспортного средства на остановочном пункте во время остановки (ч.);

а - количество остановок транспортного средства на пути его следования от конечной точки маршрута до данного предприятия (шт.);

Ft - средняя скорость движения транспортного средства (км/ч);

Rh - расстояние между ближайшим остановочным пунктом транспортного средства и данным предприятием (км).

Примечание. Данная формула имеет смысл при условиях:


T1 -T2 * a < T

(T -T1 -T2 * a) * Ft h


При невыполнении данных условий или при отсутствии транспортного сообщения - производится расчет радиуса пешеходной доступности:


Ro = T * Fo,


где Ro - радиус пешеходной доступности (км);

Fo - средняя скорость движения пешехода (4 км/ч).

Далее необходимо установить, существуют ли в городе (районе, поселке, селе) другие предприятия, оказывающие аналогичные виды услуг, т.е. конкуренты.

Это дает возможность определить, что будет являться ареалом обслуживания.

1 вариант - весь город (район, поселок, село), если в нем отсутствуют предприятия-конкуренты.

2 вариант - зона транспортной доступности, если в городе (район, поселок, село), существует движение общественного транспорта, а также действуют предприятия-конкуренты (за исключением тех случаев, когда существует низкий уровень развития транспортного сообщения).

3 вариант - зона пешеходной доступности, если в городе существуют предприятия-конкуренты, а движение общественного транспорта отсутствует (или существует низкий уровень его развития).

После установления границ ареала обслуживания определяется его площадь.

Если в качестве ареала обслуживания выбран вариант 1, то площадь ареала обслуживания будет равна площади города (района, поселка, села).

Если же выбраны другие варианты в качестве ареала обслуживания, то определить площадь можно непосредственно по карте города (района, поселка, села), либо расчетным методом (как площадь круга):

При 2 варианте


S = П * Rt2,

где S – площадь ареала обслуживания (км2); П=3,14;


При 3 варианте


S = П * Ro2


II. Демографические характеристики (определение количества человек, проживающих в ареале обслуживания).

^ При 1 варианте ареала обслуживания, количество человек будет равно численности жителей города (района, поселка, села):


N= N`,


где N – количество человек, проживающих в ареале обслуживания (чел.);

N` - численность населения, проживающего в территориальной единице (чел.).

^ При 2 и 3 варианте количество человек в ареале обслуживания можно рассчитать двумя способами:

Способ 1. Определив количество жилых домов и количество человек, проживающих в них (данный способ требует значительных временных и материальных затрат).


e

N = Nm,

m=1

где e - число домов, находящихся в зоне доступности (транспортной или пешеходной);

Nm - число жителей, проживающих в m-ом доме (чел.).


Способ 2. Предположив, количество человек в ареале обслуживания соотносится с общей численностью жителей города (района, поселка, села) примерно в той же пропорции, как площадь ареала обслуживания с общей площадью города (района, поселка, села).


N = S * N`/ S`,


где S` - площадь территориальной единицы (км2).


^ II ЭТАП. - Сегментация потенциальных клиентов предприятия


Сегментация - разбивка потребителей на группы с различными потребностями и активностью пользования услугами

Для услуг индивидуального потребления критериями сегментации могут являться:

1. Демографическая структура населения, (половозрастной состав населения).

2. Уровень доходов населения.

Для услуг семейного потребления в качестве критериев сегментации могут выступать:

1. Размер семьи.

2. Уровень дохода на одного члена семьи.

При выделении сегментов сначала следует определить их количество и рамки, их ограничивающие (пол, возраст, доход, размер семьи). Далее определяется емкость каждого сегмента, т.е. количество человек (семей), входящих в него.

Емкость сегментов можно рассчитать несколькими способами.

Для 1 варианта:

Способ 1. Емкость каждого сегмента будет равна численности жителей населенного пункта (количеству семей в населенном пункте), входящих в этот сегмент.


Ni = Ni`,


где Ni – емкость сегмента (чел. или семей);

Ni` - численность жителей населенного пункта (количество семей в населенном пункте) (чел. или семей).


Способ 2. Если нет возможности определить емкости сегментов непосредственно по населенному пункту, то их можно рассчитать, предположив, что удельный вес сегментов в численности населения этого населенного пункта примерно равен удельному весу сегментов в численности населения в целом по России.


Ni = N` * li /100%,


где li - удельный вес i-ого сегмента в общей численности населения страны, (%).


Для 2,3 вариантов:

Способ 1. Емкость сегментов можно определить, предположив, емкость сегментов в ареале обслуживания соотносится с емкостью сегментов в городе (районе, поселке, селе) примерно в той же пропорции, как количество человек (семей) в ареале обслуживания с численностью жителей (семей) города (района, поселка, села).


Ni = N * Ni`/ N`,


Способ 2. Емкость сегментов можно определить также, зная число жилых домов в ареале обслуживания и количество человек (семей), проживающих в каждом доме и входящих в какой-либо из сегментов (однако данный способ требует значительных временных затрат).


e

Ni =  Nim,

m=1


где Nim - число жителей (семей) m-ого дома i-ого сегмента (чел. или семей).

Способ 3. Когда нет возможности получить необходимую информацию по отдельной территориальной единице в целом и по ареалу обслуживания в частности, то емкость сегментов можно рассчитать, предположив, что удельный вес сегментов в общем количестве человек (семей) в ареале обслуживания примерно равен удельному весу сегментов в численности населения (семей) в целом по России.


Ni = N * li /100%


^ III ЭТАП - Расчет количества потенциальных клиентов предприятия по каждому сегменту


Определяется в такой последовательности:

  • включением в емкость сегмента приезжающих в ареал обслуживания на работу, учебу, по делам бизнеса, отдых, за покупками и пользующихся там данной услугой

  • исключением выезжающих из ареала обслуживания на работу, учебу, по делам бизнеса, отдых, за покупками и пользующихся данной услугой за его пределами

  • исключением клиентов предприятий-конкурентов, находящихся в непосредственной близости от предприятия 2

  • вычитанием из емкости сегмента пользующихся данной услугой в порядке самообслуживания (обслуживания родственниками и знакомыми) и не пользующихся ей вовсе ввиду низкого уровня дохода, незначимости потребности в данном виде услуг и др.:


Ci = (Ni * (100 - zi - fi)- Gi*bi + Pi * ui)/100,


где: Ci - количество потенциальных клиентов предприятия по i-ому сегменту (чел. или семей);

zi – доля проживающих в ареале обслуживания, являющихся клиентами предприятий-конкурентов, находящихся в непосредственной близости от предприятия (%);

fi - доля проживающих в ареале обслуживания, пользующихся данной услугой в порядке самообслуживания или не пользующихся ей вовсе по различным причинам (%);

Gi - количество выезжающих из ареала обслуживания по различным причинам, т.е. исходящий миграционный поток (чел. или семей);

bi - доля выезжающих из ареала обслуживания, пользующихся за его пределами данной услугой (%);

Pi – количество приезжающих в ареал обслуживания по различным причинам, т.е. входящий миграционный поток (чел. или семей);

ui – доля приезжающих в ареал обслуживания и пользующихся там данной услугой (%).


^ IV ЭТАП - определение потребительских предпочтений в пользовании услугами


На этом этапе по каждому виду услуг исследуемого ассортимента:

  • выявляется доля потребителей, предпочитающих пользоваться той или иной услугой (ri,, %);

  • определяется частота пользования услугами в течении года (yi, раз в год);

  • исследуется сезонность (неравномерность) потребления услуг в течение года (см. табл. 1).


^ V ЭТАП. Расчет емкости потенциального рынка сбыта услуг


Емкость потенциального рынка сбыта услуг определяется для каждой услуги по сегментам потребителей как произведение количества потенциальных клиентов, доли клиентов предпочитающих пользоваться той или иной услугой и частоты пользования услугой:


Qi = Ci *ri *yi,


где Qi - емкость потенциального рынка сбыта услуги по i-ому сегменту потребителей (условно-натуральных единиц).

При расчете целесообразно использовать форму табл. 2


Таблица 1


Распределение потребления услуг по месяцам года (%)


Вид услуг

Месяц

январь

февраль

март

апрель

май

июнь

июль

август

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

Итого

Услуга А

Услуга В

Услуга С







































100

100

100

100



На основе полученных в ходе исследования данных производится выбор целевого рынка сбыта услуг предприятия. Предприятие может ориентироваться в своей деятельности:

  • на всех потенциальных клиентов;

  • на один или несколько сегментов потребителей;

  • полный ассортимент услуг;

  • на один или несколько видов услуг.

В итоге определяется потенциальный годовой объем сбыта производимых услуг предприятия в условно-натуральных единицах, который будет равен емкости выбранного целевого рынка сбыта услуг.


Таблица 2


Расчет емкости потенциального рынка сбыта услуг

Показатели




Сегмент


Количество потенциальных клиентов предприятия (Ci,чел. или семей);

Доля потребителей, предпочитающих пользоваться услугой (ri,, %)

Частота пользования услугами (yi, раз в год,)

Емкость потенциального рынка сбыта услуги

(Qi, условно-натуральных единиц)




Услуга А

Сегмент 1













Сегмент 2



























Итого:










Х




Услуга В

Сегмент 1













Сегмент 2



























Итого:










Х




Услуга С

Сегмент 1













Сегмент 2



























Итого:










Х


Х – данный значок здесь и далее показывает, сумма каких показателей необходима в этом или последующих расчетах.


Исследование основывается на сборе первичной и вторичной информации.

В качестве методов сбора первичной информации целесообразно использовать наблюдение и опрос. Наблюдение – метод сбора данных путем наблюдения за поведением людей, деятельностью организаций в конкретной ситуации и регистрации его результатов. Опрос – это сбор информации непосредственно от людей. В табл. 3 указаны виды информации, которые возможно получить с помощью каждого из этих методов. Возможные источники вторичной информации (внутренней и внешней) представлены в табл. 4.


Таблица 3


Методы сбора первичной информации при проведении предпланового маркетингового исследования


Метод сбора

первичной

информа-ции

Получаемая информация

Наблюдение

Наличие предприятий-конкурентов в городе (районе, поселке, селе)

Уровень развития транспортного сообщения в городе (районе, поселке, селе)

Исследуемый ассортимент услуг

Сезонность в потреблении услуг

Количество потребителей, образующих входящий и исходящий миграционные потоки

Опрос

Доля потребителей, пользующихся услугами в порядке самообслуживания (обслуживания членами семьи, родственниками и знакомыми) или не пользующихся ей вовсе ввиду низкого уровня дохода, относительно низкой значимости данной потребности для жизнедеятельности населения и т.д.

Доля потребителей услуг конкурирующих предприятий, расположенных в границах ареала обслуживания

Предпочтения потребителей в пользовании услугами

Периодичность пользования услугами



Таблица 4


Источники вторичной информации при проведении предпланового маркетингового исследования


Источник вторичной информации

Вид вторичной

информации

Данные маркетингового отдела предприятия

(другой структурной единицы

предприятия или физического лица, выполняющего его функции)


Внутренняя

Данные Центрального статистического управления России

Внешняя

Сведения бюджетной статистики России

Внешняя

Данные Архитектурного отдела при администрации территориальной единицы

Внешняя

Данные структурного подразделения администрации территориальной единицы, курирующего сферу услуг


Внешняя

Социально-демографический паспорт территориальной единицы, составляемый Центром занятости


Внешняя

Отчеты Статистического управления территориальной единицы

Внешняя

Данные Автотранспортного предприятия территориальной единицы

Внешняя

Материалы местных периодических изданий

Внешняя

Данные Паспортного стола микрорайона, где дислоцируется предприятие

Внешняя



^ При совершенствовании деятельности предприятия сферы услуг в предплановых исследованиях необходимо провести анализ основных технико-экономических показателей хозяйственной деятельности предприятия за предшествующие периоды. Цель этого анализа – показать необходимость и возможность проведения мероприятий по совершенствованию деятельности данного предприятия, которые затем найдут отражение в бизнес-плане. В процессе анализа должны быть выявлены недостатки в работе предприятия или, напротив, вскрыты резервы дальнейшего роста.

В качестве основных технико-экономических показателей деятельности предприятия сферы услуг рекомендуется рассматривать:

  • объем реализации услуг,

  • себестоимость услуг,

  • затраты на один рубль объема реализации услуг,

  • прибыль от реализации услуг,

  • чистую прибыль,

  • рентабельность (хозяйственной деятельности, коммерческую),

  • численность основных работников,

  • выработку на одного основного работника,

  • среднегодовую стоимость основных производственных фондов,

  • показатели эффективности использования основных производственных фондов,

  • годовой остаток оборотных средств,

  • показатели эффективности использования оборотных средств.
  1   2   3   4   5   6

Скачать, 552.69kb.
Поиск по сайту:

Добавить текст на свой сайт


База данных защищена авторским правом ©ДуГендокс 2000-2014
При копировании материала укажите ссылку
наши контакты
DoGendocs.ru
Рейтинг@Mail.ru
Разработка сайта — Веб студия Адаманов