1-й урок: определение состава проектных групп; определение задания проектных групп – сбор информации по своим странам.
2-й урок: отчеты групп по собранной информации, определение продуктов и форм презентации.
3-й и 4-й уроки (спаренные): презентация готовых проектов, их обсуждение и оценка.
Оборудование: видеомагнитофон, компьютер, подключенный к сети Интернет.
Прагматическая цель: разработка и изготовление учебных пособий по данной теме для кабинета «История».
Педагогическая цель: способствовать формированию у учащихся ориентации на демократические ценности и неприятие форм социально-политической жизни, подавляющих личность и традиции гражданского общества.
Основные методы проектной деятельности:
Метод проектов (основной)
Дидактический
«вопросно-ответный»
Исследовательский
Эвристическое обучение
Метод телекоммуникационных проектов
Ход работы над проектом.
Исследовательская проблема, лежащая в основе проекта,- поиск пути выхода из кризиса – определила ход работы над проектом.
На доске цель – вопрос, на который ответ будет получен в ходе презентации.
Пути выхода из
Цель: Поиск экономического ?
кризиса
Работа над проектом началась с входного контроля, нацеленного на выявление уровня знаний и актуализацию вопросов изучаемой темы. Учащиеся заполняют первые две колонки приводимой ниже таблицы, третья колонка заполняется после презентации.
Знаю
Хочу узнать
Узнал
Личностно-значимая проблема: 1929-1933 гг. – период очередного экономического кризиса мирового масштаба. Явление (объективное и неизбежное) тяжелым испытанием стало для каждой семьи, каждого человека. В этих условиях каждый гражданин своей страны должен был сделать свой общественно-политический выбор, которому соответствовал способ выхода из кризисной ситуации.
Задача для групп:
Рассмотрим, какой выбор сделали общественно-политические силы и правительства ведущих стран мира. 4 группы должны будут исследовать 4 модели развития общества в условиях кризиса, осуществлять поиск альтернативных вариантов для каждой страны.
Вопросы, над которыми работали группы:
I группа.
Тема: «Кейнсианство как теоретическая модель выхода из экономического кризиса».
Экономический цикл, его основные факторы (обобщающая характеристика).
Особенности мирового экономического кризиса 1929-1933 гг.
Государство и экономика. Кейнсианство как модель экономической стратегии государства и предпринимательства в условиях кризиса.
Великобретания: выбор пути.
II группа.
Тема: Либерально-демократический путь США: «новый курс» Ф.Рузвельта.
США в годы Великой депрессии. Особенности мирового экономического кризиса в «стране процветания» (обобщающая характеристика).
Политическая программа Ф. Рузвельта «Новый курс», ее реализация в 1930-е гг. (аналитические сообщения).
Роль США в международной политике 1930-х гг.
III группа.
Тема: Путь фашизма. Германия: от буржуазной демократии к тоталитарной диктатуре.
Причины кризиса Веймарской республики.
Национал-социалистическая немецкая рабочая партия (НСДАП): путь к вершинам власти (1925-1933 гг.). Идеология нацизма, нацистская пропаганда, социально-психологическая мотивация поведения избирателей.
Германия под властью фашизма (1933-1939 гг.): политические, экономические, националистические основы нацистского режима.
IV группа.
Тема: Радикально-демократический путь. Франция: фашизм или демократия?
Социально-политическая жизнь Франции в годы мирового экономического кризиса.
Особенности фашистских групп и партий во Франции.
Народный фронт как общественно-политическое движение, предотвратившее приход фашизма к власти во Франции.
^Информационный этапработы над проектом включал в себя знакомство с научно-популярной, документальной, художественной и справочной литературой по теме, поиск в Интернете хрестоматийных материалов, выборочный просмотр видеофильма: «Нацизм: предостережение истории», материалов энциклопедии «Кирилл и Мефодий» (Всеобщая история: XX век).
Уже в ходе этого этапа учащиеся подходят к пониманию объективной неизбежности мирового экономического кризиса 1929-1933 гг., который поставил общественно-политические силы и правительства ведущих стран мира перед необходимостью выбора между либерально демократическим и антидемократическим политическими режимами и соответствующими им способами выхода из кризисной ситуации.
^Этап презентацииимел доминирующей целью совершенствование познавательных умений старшеклассников:
Сопоставлять однородные явления и процессы, делать выводы об их принципиальном сходстве и единичных различиях между ними;
Аргументировать оценочные суждения, применять ранее полученные теоретические знания и умения для анализа исторических фактов под новым углом зрения, их интеграции в систему личностного гуманитарного знания и социального опыта.
Прием актуализации.
Современное общество, отличающееся динамичностью и мобильностью, требует от современного человека умения быстро сориентироваться в стремительно изменяющемся мире, заявить о себе, предъявить себя (самопрезентация).
То есть, информационное общество ждет презентации вашей информированности по данной проблеме.
Задача: Заявить о своей позиции по данной проблеме (20 мин. каждой группе).
Презентация.
В форме иллюстрированного сопоставления фактов, документов, стран, альтернативных вариантов их развития.
Защита проекта по группам с демонстрацией подготовленных наглядных материалов (продуктов).
Продукты проектной деятельности:
I группа:
Схема «Кейнсианство – теоретическая модель выхода из кризиса»
Фигурная газета в виде киноленты «Англия – родина кейнсианства»
Картосхема США (фон, на котором выделены «шаги» президента – его мероприятия)
Плакат в карикатурном жанре «Новый курс Рузвельта»
Предлагаемый путь выхода из кризиса
III группа:
Выставка электронного хрестоматийного материала Интернета «Архив III Рейха» (аппликация – здание Рейхстага: колонны, фронтон. Между колоннами помещены архивные материалы)
Фрагмент DVD фильма «Нацизм: предостережение истории» - кинохроника «Кризис 30-х гг. ХХ в. В Германии»
Документальный кинофрагмент «Поджог Рейхстага»
Документальный кинофрагмент «Приход Гитлера к власти»
Предлагаемый путь выхода из кризиса
IV группа:
Тематическая газета «Политический маятник Франции в период Великой депрессии»
Фрагмент DVD фильма «Франция: фашизм или демократия»
Предлагаемый путь выхода из кризиса
Проблемный вопрос, обозначенный на доске до презентации, по ее завершению обретает вид вывода:
Фашистский Италия
(авторитарно-тоталитар- Германия
ная модель)
Пути
Поиск выхода ? Либерально- США
из кризиса демократический Швеция
Радикально- Франция
демократический Испания
Рефлексия. Заполнение III колонки таблицы «Узнал» на уроке.
После 4-го урока: работа редакционной группы по архивированию представленных результатов.