Загрузка...
Категории:

Загрузка...

О преподавании курса опк в 2010- 2011 учебном году Нормативно-правовые документы Преподавание курса в 2010 2011 учебном году

Загрузка...
Поиск по сайту:


Скачать 113.5 Kb.
Дата24.03.2012
Размер113.5 Kb.
ТипМетодические рекомендации
Содержание
2. Учебно-методическое обеспечение
Бородина А.В. История религиозной культуры: Основы православной культуры. Раздел 6.
3. Особенности преподавания курса ОПК
В условиях перехода
4. Использование оборудования
Подобный материал:


Методические рекомендации

для общеобразовательных учреждений Краснодарского края

о преподавании курса ОПК в 2010– 2011 учебном году


1. Нормативно-правовые документы

Преподавание курса в 2010 – 2011 учебном году ведётся в соответствии со следующими нормативными и распорядительными документами

1. Приказ Министерства образования РФ от 9 марта 2004 г. N 1312 «Об утверждении Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования».

2. Приказ Министерства образования РФ от 5 марта 2004 г. N 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».

3. Письмо Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки РФ от 7 июля 2005 г. N 03-1263 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана».

4. Приказ департамента образования и науки Краснодарского края от 18 мая 2006 года № 01.5/2329 «О введении с 2006/2007 учебного года в ОУ Краснодарского края регионального учебного предмета «Основы Православной культуры» (см. Нормативно-методические материалы по предмету «Основы Православной культуры» / сост.: Еременко А.Г., Покладова Е.В., Соболь А.Г. Краснодар, 2006).

5. Письмо департамента образования и науки № 47.17 03/07.14 от 31.08.2007. «О классах и группах казачьей направленности», предусматривающее обязательное включение курса «Основы православной культуры» в учебный план.

6. Дополнение к письму департамента образования и науки от 25.12.2007 № 47-550/07-14 «О постановке на баланс школьных библиотек учебно-методической литературы, пособий на бумажных и электронных носителях по духовно-нравственному воспитанию, в том числе для преподавания основ православной культуры» 05.02.2008 № 47-1103/08.14.

7. Примерное содержание образования по предмету «Православная культура. М., 2002.

8. Разъяснения Минобразования РФ к письму, сопровождающему примерную программу курса «Основы Православной культуры» от 18.12.2002 г. № 09/41.

9. Соглашение о сотрудничестве департамента образования и науки Краснодарского края с Екатеринодарской и Кубанской епархией Русской Православной церкви.9 февраля 2010 года.

10. Государственные образовательные стандарты общего образования (стандарты I поколения)– http://www.edu.ru/db/portal/obschee/index.htm

11. Федеральный государственный образовательный стандарт (стандарты II поколения) начального общего образования– http://standart.edu.ru

12. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (авторы А. Данилюк, А. Кондаков и др.- М.: Прсвещение, 2010.), (Стандарты второго поколения).

Ознакомиться с проектами федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) основного и среднего (полного) образования рекомендуем всем педагогическим работникам.


Обращаем внимание на то, что выделение количества часов, предусмотренных для изучения ОПК:

  • обязательно в школах и классах казачьей направленности в качестве предмета или факультатива;

  • обязательно в классах социально-гуманитарной направленности в условиях профильного обучения в качестве элективного курса:

  • желательно в качестве факультативного курса (групповых занятий) или кружка в трех разновозрастных группах учащихся: начальной, основной и старшей школы с учетом численности обучающихся, изъявивших желание изучать ОПК;

  • желательно в качестве факультативного курса (групповых занятий) или кружка для класса или параллели с 3 по 11 классы; во внеклассной деятельности для учащихся 1-2 классов;

  • дополнительные часы на изучение курса могут быть добавлены из компонента общеобразовательного учреждения.


^ 2. Учебно-методическое обеспечение


Рекомендованными для общеобразовательных учреждений Краснодарского края являются:

1. Бородина А.В. История религиозной культуры: программа историко-культурологического курса для 1-11 кл. М.: Основы православной культуры, 2006.

УМК представлено: основной литературой для учащихся (учебными пособиями и рабочими тетрадями), основной литературой для учителей (пособиями для учителей, лекциями по ОПК, концепцией и программой курса), дополнительной литературой и комплектами таблиц к учебникам.

Курс используется как средство повышения качества базового образования и региональных краеведческих курсов, для систематического духовно-нравственного воспитания.

2. ^ Бородина А.В. История религиозной культуры: Основы православной культуры. Раздел 6. Учебное пособие для основной и старшей ступеней образования. Рекомендовано Координационным советом по взаимодействию Министерства образования РФ и Московского Патриархата Русской Православной Церкви — Изд-е 5-е. — М.: ОПК, 2007.

3. Бородина А.В. Основы Православной культуры. Учебное пособие. 7 кл. Раннее христианство. Раздел 7. — М.: Основы Православной культуры, 2009.

4. Шевченко Л.Л. Основы православной культуры для начальной школы. 2006г.

УМК состоит из учебника, наглядного материала, аудиокассеты и методического пособия для учителя. Содержание направлено на возрождение лучших отечественных культурных и образовательных традиций.

3. Основы Православной Культуры. Учебно-методические материалы. Методическое пособие для учителей регионального предмета «ОПК». Краснодар, 2006. Составители: Еременко А.Г., Покладова Е.В., Соболь А.Г.

Материалы могут быть использованы как в рамках базисного учебного плана, так и в системе дополнительного образования. Программа адаптирована к особенностям регионального компонента. К указанному сборнику прилагается DVD –диск.

В 9 классе в рамках предпрофильной подготовки учащихся возможна реализация преподавания ОПК по учебно-методической программе, составленной Бороденко В.Е., (см. Сб. нормативно-методических материалов, с. 185-189).

В старшей школе возможно обучение по УМК Янушкявичюс Р.В., Янушкявичене О.Л. Основы нравственности/ Учебное пособие для школьников и студентов. - 3-е изд. - М: Про-Пресс, 2007. (см. аннотацию учебной литературы по «Основам Православной культуры», сб. с.238-263), УМК под ред. А.Н. Сахарова История религий/ Учебное пособие для уч-ся 10-11 классов. – М.: «Русское слово». 2007.

В 10-11 классах в условиях профильного обучения можно использовать учебное пособие под ред. Галкиной Е.С. Религии мира: история и современность (Элективные курсы). М.: Дрофа,2007., Кулаков А.Е. Религии в России: учеб. пособие для 10(11) кл.- М.: АСТ-ПРЕСС-ШКОЛА, 2007.

При разработке рабочих программ и составлении календарно-тематического планирования необходимо руководствоваться письмом департамента образования и науки Краснодарского края от 6 апреля 2010 года № 47-3315/10-14 «О рекомендациях по формированию образовательной программы общеобразовательного учреждения», а также Приказом ДОН №2407 от 21.07.2010 г. «О примерных учебных планах для общеобразовательных учреждений Краснодарского края».


Полная информация об учебно-методическом обеспечении содержится в письме ГОУ Краснодарского края ККИДППО от 29 января 2010 г. № 01-20/249 «Информация о приоритетных направлениях учебно-методического обеспечения образовательного процесса в ОУ Краснодарского края» (http://www.idppo.kubannet.ru/ru/structure/cathedra/3-12-07-02.html ).

В помощь учителю ОПК в преподавании предмета изданы:

1. DVD - аудиодиски формата МР-3. « Основы православной культуры» с лекциями Московской Духовной Академии 2007г.;

2. Комплекты из 2-х DVD-видеодисков третьего выпуска цикла телепередач « Святые места Кубани»;

3. Комплекты таблиц к учебникам А.В. Бородиной «История религиозной культуры. Основы православной культуры» 3-4 классы (12 таблиц), 5-9 классы (12 таблиц), 10-11 классы (12 таблиц).

4. Тросников В.Н. Основы православной культуры: Лекции. Часть 1-3-Ульяновск: ОАО «ИПК «Ульяновский Дом печати», 2009.

Напоминаем о возможности самостоятельного централизованного заказа учебно-методической литературы по духовно-нравственному воспитанию и основам православной культуры издательства Института экспертизы образовательных программ и государственно-конфессиональных отношений. (Письмо департамента образования и науки Краснодарского края от 19.03.2008 № 47-2867/08.14.)

Справки по телефонам в городе Москве: 8-495-625-93-20, 625-72-26, а также по телефонам: +7(49654) 7-26-98, +7-901-711-53-59 (Центр педагогических исследований «Покров»). По вопросам приобретения УМК А.В. Бородиной обращайтесь в издательство «Основы православной культуры» тел.-факс:8 (495) 783-52-27, тел. 8 (495) 611-60-96.

Дополнительную информацию можно найти на сайтах:

www.hram-rh.ru - сайт Храма Рождества Христова;

http://darkaterina.narod.ru/ - Екатеринодар православный. Фотогалереи, художественная и документальная литература по православию.

http://www.prokimen.ru – Русская Православная Церковь. Отдел религиозного образования и катехизации.

http://www.cynet.com/Jesus/time.htm – Библейская хронология.

http://www.state-religion.ru/ – Государство и религия.

http://www.rondtb.msk.ru – «Круглый стол» по религиозному образованию.

http://www.ork.ru/ – Общество. Религия. Культура.

http://www.religare.ru/ – Религия и СМИ.

www.kuraev.ru – Сайт диакона Андрея Кураева.


^ 3. Особенности преподавания курса ОПК

в 2010-2011 учебном году


В 2010-2011 учебном году в преподавании ОПК обращаем внимание на следующие особенности:

1. «Основы православной культуры» – это, в первую очередь, культурологический курс, имеющий целью формирование ценностных ориентиров, традиций своего и других народов, носящий воспитательный и развивающий характер. Какую бы форму организации преподавания ни выбрали учитель и ОУ: урок, факультатив (в том числе разновозрастный), кружок в ОУ или УДОД, классный час, учителям рекомендуем избегать исправления обрядов и культов, использования в качестве учебных пособий икон в окладах и т.д.

2. В условиях реализации преподавания необходимо учитывать возможности интеграции ОПК и других предметов, особенно, гуманитарно-эстетического и обществоведческого циклов, основывая процесс духовно-нравственного воспитания на православных ценностях, т.к. они являются основой русской культуры. Сотрудничество учителей разных учебных дисциплин это не только яркие, информационно наполненные занятия, это еще и эффективное сотрудничество в подготовке мотивированных учащихся к участию в ежегодной Всероссийской предметной олимпиаде школьников по ОПК «Русь Святая, храни веру православную!», а также другим интеллектуальным и литературно-творческим конкурсам.

3. Целесообразно использовать большой воспитательный потенциал системы внеклассной работы. Очень важно учитывать единство учебной и внеклассной деятельности, независимо от формы преподавания курса ОПК, привлекая к совместному творчеству всех учащихся ОУ - участие в краевых конкурсах, викторинах, создание православных театров, хоровых коллективов.

4. ^ В условиях перехода к введению новой предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» необходимо вести разъяснительную работу среди родителей учащихся. Предлагаем изучить и использовать в работе рекомендации участников «круглого стола» Комитета по образованию Госдумы Российской Федерации «Правовые основы и перспективы взаимодействия общественных институтов, семьи и школы в духовно-нравственном воспитании гражданина России» от 22 марта 2010 года. (Письмо департамента образования и науки Краснодарского края от 8.07.2010 № 47-7630/10-14).


^ 4. Использование оборудования

для оснащения кабинета в 2010-2011 учебном году


Перечень оборудования для оснащения кабинета содержится в письме Министерства образования и науки РФ № 03-417 от 1 апреля 2005г. «О перечне учебного и компьютерного оборудования для оснащения общеобразовательных учреждений».

Эффективность усвоения учащимися учебного материала во многом зависит от того, как организован и осуществляется учебно-воспитательный процесс. Наряду с научно-обоснованной учебной программой курса, оптимальной методикой проведения занятий важной представляется и соответствующая современным тенденциям в образовании учебно-материальная база (УМБ), необходимые передовые средства обучения. Под УМБ понимается, прежде всего, кабинет по ОПК и его оснащение различными материальными средствами обучения, соответствующими развитию науки, техники и педагогики, а так же требованиям обязательных документов Министерства образования и науки РФ.

Рекомендуем учителям ОПК (зав. кабинетами) обратить внимание на следующие положения при оформлении и использовании предметных кабинетов.

  1. «Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов» выполняют функцию ориентира в создании целостной предметно-развивающей среды, они могут быть уточнены и дополнены применительно к специфике конкретных образовательных учреждений. В современных условиях происходит перестройка производственного сектора, обеспечивающего материальные потребности школы, существенно меняется содержательная основа учебников и учебных пособий, вводятся в практику преподавания принципиально новые носители информации (в первую очередь мультимедиа). Многие средства и объекты материально-технического обеспечения являются взаимозаменяемыми, поскольку их использование призвано обеспечить не только преподавание конкретных предметных тем, но и развития умений и навыков учащихся.

  2. Для интенсификации учебного процесса следует стремиться к сочетанию словесно-логического и наглядного способов передачи знаний.

  3. По мере возможности активизировать применение информационно-компьютерных технологий на уроках. Компьютер должен рассматриваться как обучающая машина, открывающая новые возможности как для преподавателя, так и для учащихся. Использование готовых программных продуктов при проведении лекций, тестирования, изучения исторических источников, дидактических компьютерных сред и программных комплексов, содержащих справочники, обучающие и контролирующие блоки, динамическую графику с конкретной тематикой – идеальный вариант оптимизации историко-обществоведческого обучения.

  4. Для индивидуализации учебного процесса и сохранения накопленного опыта возможен перевод уже собранного методического материала, иллюстраций и текстовых подборок в электронный вид.

  5. При наличии TV-тюнера возможно производить запись телевизионных программ и их кодировку в формат, пригодный для показа на компьютере, установленном в кабинете.

  6. Подключение к Интернету позволит регулярно пополнять собственную коллекцию цифровых ресурсов. При этом представляется необходимым обязательное копирование наиболее важных материалов. По статистике средний срок жизни сайта в Интернете не превышает полутора-двух лет, и обнаруженный однажды качественный ресурс через пару месяцев может оказаться недоступным.

  7. При хранении и каталогизации материалов целесообразно выделить две папки (подраздела): «Методические материалы» (предоставляется только учителям) и «Содержательные ресурсы» (открыта для всех, но с дифференциацией возможностей: учащиеся могут открывать и копировать необходимые документы; учителя обладают правом размещать и удалять файлы).

  8. В переходный период применение новейших информационных технологий предполагает сочетание с другими, традиционными техническими средствами обучения.

  9. Перечень рекомендуемого оборудования (мультимедийная установка, интерактивная доска, таблицы и т.д.) зависит от темы и её связи с предметом.




Заведующий кафедрой

Галутво Л.М.

Преподаватель кафедры, курирующий предмет

Басий В.Н.



Скачать, 982.26kb.
Поиск по сайту:

Добавить текст на свой сайт
Загрузка...


База данных защищена авторским правом ©ДуГендокс 2000-2014
При копировании материала укажите ссылку
наши контакты
DoGendocs.ru
Рейтинг@Mail.ru