Загрузка...
Категории:

Загрузка...

М. В. Ломоносова = Химическийфакульте т С. С. Бердоносов введение в химию методическое пособие

Загрузка...
Поиск по сайту:


страница1/9
Дата24.03.2012
Размер1.52 Mb.
ТипМетодическое пособие
Содержание
Тема 3. Электронные оболочки многоэлектронных атомов. Главное, побочное и магнитное квантовые числа. Спин электрона. Принцип В.П
Z = 1) первый электрон попадает на уровень 1s
Тема 6А. Донорно-акцепторный механизм формирования ковалентной связи. Водородная связь.
Природы реагирующих веществ
Массы реагирующих веществ
Температуры исходных веществ и продуктов реакции
Аллотропной модификации реагирующих или образующихся веществ
Агрегатного состояния исходных веществ и продуктов реакции.
Природа реагирующих веществ
2. Молярная концентрация реагентов
E, находящихся при температуре Т
Т1, характеризуется максимумом, который находится вблизи средней энергии молекул Е
4. Наличие катализатора.
Т характеризуют константой равновесия К
К при этом остается неизменным) и б) при изменяющейся температуре (значение К
Тема 10. Растворы и растворимость
Ступенчатая диссоциация кислот.
Кд1 равно [H ][H2PO4] К
Кд2 равно [H ][HPO4 ] К
Кд3 равно [H ][PO4 ] К
...
Полное содержание
Подобный материал:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9



Московский Государственный Университет

имени М.В.Ломоносова

==========================================================

Х и м и ч е с к и й ф а к у л ь т е т


С.С.Бердоносов


ВВЕДЕНИЕ В ХИМИЮ


Методическое пособие для лицейских классов школы №171 г. Москвы


Москва 2012


Методическая разработка «Введение в химию» написана на основании 40-летнего опыта работы с учащимися средней школы, пожелавшими изучать химию углубленно. Содержание пособия отвечает Программе изучения химии в лицейских классах школы №171 на первом году обучения.

В пособии кратко рассмотрены 20 тем, охватывающих важнейшие вопросы общей химии, с которыми должен быть знаком выпускник средней школы, проявляющий интерес к химии и готовящийся успешно сдать экзамен по этому предмету. В пособии, кроме теоретического материала, содержатся домашние задания (преимущественно – расчетные задачи), регулярное и добросовестное выполнение которых – важнейшая составная часть обучения в лицейских классах школы №171.

Содержание пособия рассмотрено и одобрено Методической комиссией Химического факультета МГУ.


Оглавление

Предисловие

Тема 1. Вещество. Вещества простые и сложные. Химические элементы. Атом. Атомное ядро. Нуклиды и изотопы. Радиоактивность

Тема 2. Электрон в атоме. Дуализм характеристик электрона. Принцип неопределенности. Электронное облако. Волновые характеристики электрона. Волновое уравнение и энергия электрона в атоме водорода. Неопределенность координаты электрона в атоме. Основное и возбужденное состояние электрона в атоме.

Тема 3. Электронные оболочки многоэлектронных атомов. Главное, побочное и магнитное квантовые числа. Спин электрона. Принцип В.Паули.

Тема 4. Форма электронных облаков. Электронные конфигурации атомов. Периодическая система элементов Д.И.Менделеева и порядок заполнения электронами электронных оболочек атомов. Правило Гунда (Хунда).

Тема 5. Электроотрицательность. Ван-дер-ваальсова (физическая) связь и химическая связь. Ионный вид химической связи.

Тема 6. Ковалентная связь. Направленность и насыщаемость ковалентных связей атома. Молекулы. Структурные формулы. Модель минимальной энергии взаимодействия электронных пар атома (модель Гиллеспи). Геометрия простейших молекул. Молекулярные орбитали и энергия образования простейших двухатомных молекул

Тема 6А. Донорно-акцепторный механизм формирования ковалентной связи. Водородная связь.

Тема 7. Тепловой эффект химических реакций. Закон Гесса. Теплоты (энтальпии) образования сложных веществ из простых.

Тема 8. Основы химической кинетики. Скорость химических реакций. Зависимость скорости реакции от концентрации и температуры. Энергия активации. Катализ и катализаторы.

Тема 9. Обратимые и необратимые реакции. Химическое равновесие. Смещение равновесия. Принцип Ле Шателье. Роль энергетического и энтропийного факторов при протекании химических реакций

Тема 10. Растворы и растворимость

Тема 11. Водные растворы электролитов. Степень диссоциации. Реакции между растворами электролитов – реакции между ионами. Ступенчатая диссоциация слабых и средних по силе кислот.

Тема 12. Ионное произведение воды. Понятие о рН растворов. Расчет рН раствора кислоты и щелочи

Тема 13. Гидролиз солей. Запись кратких и полных уравнений гидролиза. Протекание гидролиза «до конца». Особенности гидролиза некоторых солей.

Тема 14. Растворы малорастворимых веществ. Понятие о ПР. Практическое использование ПР.

Тема 15. Основные классы неорганических соединений. Оксиды. Кислоты и основания. Кислоты и основания по С.Аррениусу, Й.Н.Брёнстеду и Г.НЛьюису. Соли.

Тема 16. Валентность. Степень окисления. Окислительно-восстановительные реакции.

Тема 17. Нахождение коэффициентов в окислительно-восстановительных реакциях

Тема 18. Гальванические элементы. Стандартные электродные потенциалы

Тема 19. Электролиз расплавов и водных растворов. Процессы на поверхности катода и анода. Электролиз водных растворов некоторых веществ.

Тема 20. Комплексные соединения


Предисловие

Предлагаемое вниманию читателя пособие содержит конспект лекций, в которых на доступном для учащихся средней школы уровне рассмотрены важнейшие понятия и законы, относящиеся к разделу химии, который часто называют «общей химией». Лекции по курсу «Введение в химию» читают учащимся в первом полугодии 10-го класса (первый год обучения в лицейских классах школы №171 г. Москвы). Первое издание такого конспекта было осуществлено на химическом факультете МГУ в 1980 г. С тех пор прошло много времени, показавшего, что обучение в лицейских классах школы №171 довольно продуктивно, и наличие конспекта способствует лучшему усвоению материала учащимися.

С учетом изменений в химии и химическом образовании, имевших место за истекшие 30 лет, возникла необходимость создания нового варианта данного пособия, которое и предлагается вниманию читателя. Содержание пособия отражает накопленный опыт преподавания химии как школьного предмета в лицейских классах.

Программа двухгодичного обучения учащихся в 10-х и 11-х классах школы №171 предусматривает, в частности, повторение в первом полугодии 10-го класса материала, пройденного учащимися при знакомстве с предметом «химия» в 8-м и 9-м классах. Поэтому в текст пособия частично включен материал, с которым учащиеся должны были познакомиться ранее.

Изложение в пособии выполнено на уровне, доступном для учащихся 10-го класса (в частности, с учетом знаний десятиклассников по математике и физике). Лишь в некоторых, весьма немногочисленных случаях для обеспечения полноты и стройности изложения в пособие включены сведения, с которыми учащийся будет знакомиться в 11 классе.

Пособие содержит краткое рассмотрение 20 тем. Большинство из них соответствует по объему одной двухчасовой лекции (иногда – лекции-семинару). При отборе материала автор руководствовался желанием, во-первых, полностью отразить те разделы программы углубленного изучения химии в школе №171, которые в соответствии с учебным планом должны быть рассмотрены в первом полугодии 10-го класса. Во-вторых, было учтено, что уже в этот период фактически стартует подготовка к грядущему в конце 11 класса экзамену по химии. В-третьих, следовало показать важность химических знаний для понимания всей природы. Наконец, в-четвертых, хотелось продемонстрировать красоту химии как точной естественной науки.

Нужно подчеркнуть, что содержание пособия не направлено на то, чтобы заменить имеющиеся учебные пособия по химии и стать для школьников единственным источником информации при изучении химии. Предполагается, что учащийся будет активно использовать и другие книги, список некоторых из которых приведен далее.

При работе над пособием автору большую помощь оказали коллеги по химическому факультету МГУ. Особенно хочу здесь отметить неоценимый вклад А.Н.Григорьева, который многие годы вместе со мной ведет занятия в лицейских классах школы №171. Разумеется, работа коллектива преподавателей Химического факультета МГУ в 171-ой школе была бы невозможна без постоянной поддержки, которую мы все годы получали и получаем от администрации школы и всего учительского коллектива. Хочется выразить нашу искреннюю признательность за терпение, благожелательность и понимание Г.А.Ростоцкой (директор 171-ой школы первые семь лет после открытия в ней химических классов), смешившей её на посту директора в 1982 г. Л.П.Карпенко и терпеливо тянущей до сих пор тяжелый груз ответственности за школьных химиков и химические классы, а также завучам В.Ю.Беляеву, Н.А.Романовой, Г.А.Самойловой, Н.С.Дейч.


Дополнительные сведения по химии, которые помогут лучше понять представленный в пособии материал, содержатся во многих книгах, среди которых хотелось бы отметить следующие:


1. Химия. Школьная энциклопедия. Ред. Ю.А.Золотов. Москва. Изд-во «Большая Российская энциклопедия». 2003.

2. Н.Е.Кузьменко, В.В.Еремин и В.А.Попков. Начала химии. М. Изд-во «Экзамен». 2000.

3. И.А.Леенсон. Как и почему происходят химические реакции. Элементы химической термодинамики и кинетики. М.: Изд-во «Интеллект –групп». 2010.

4. С.С.Бердоносов, Е.А.Менделеева. Химия. Новейший справочник. М. Изд-во Махаон. 2006.

5. Н.Л.Глинка. Общая химия. М. Изд-во КноРус. 2011.


Тема 1. Вещество. Вещества простые и сложные. Химические элементы. Атом. Атомное ядро. Нуклиды и изотопы. Радиоактивность


Окружающий мир материален. Материя бывает двух видов: вещество и поле. Объект химии – вещество (в том числе и влияние на вещество различных полей – звуковых, магнитных, электромагнитных и др.)

Вещество—все, что имеет массу покоя (т.е. характеризуется наличием массы тогда, когда не движется). Так, хотя масса покоя одного электрона (масса недвижущегося электрона) очень мала – около 10-27 г, но даже один электрон – это вещество.

Вещество бывает в трех агрегатных состояниях – газообразном, жидком и твердом. Есть еще одно состояние вещества – плазма (например, плазма есть в грозовой и шаровой молнии), но в школьном курсе химию плазмы почти не рассматривают.

Вещества могут быть чистыми, очень чистыми (нужными .например, для создания волоконной оптики), могут содержать заметные количества примесей, могут быть смесями.

Все вещества состоят из мельчайших частиц – атомов. Вещества, состоящие из атомов одного вида (из атомов одного элемента), называют простыми (например, древесный уголь, кислород, азот, серебро и др.). Вещества, которые содержат связанные между собой атомы разных элементов, называют сложными.

Если в веществе (например, в воздухе) присутствуют два или большее число простых веществ, и их атомы не связаны между собой, то его называют не сложным, а смесью простых веществ. Число простых веществ сравнительно невелико (около пятисот), а число сложных веществ огромно. К настоящему времени известны десятки миллионов разных сложных веществ.

Вещества способны вступать между собой во взаимодействие, причем возникают новые вещества. Такие превращения называют химическими. Например, простое вещество уголь взаимодействует (химики говорят – реагирует) с другим простым веществом – кислородом, в результате образуется сложное вещество – углекислый газ, в котором атомы углерода и кислорода связаны между собой. Такие превращения одних веществ в другие называют химическими. Химические превращения – это химические реакции. Так, при нагревании сахара на воздухе сложное сладкое вещество – сахароза (из которого состоит сахар) – превращается в простое вещество – уголь и сложное вещество – воду.

Химия изучает превращения одних веществ в другие. Задача химии – выяснить, с какими именно веществами может при данных условиях взаимодействовать (реагировать) то или иное вещество, что при этом образуется. Кроме того, важно выяснить, при каких именно условиях может протекать то или иное превращение и можно получить нужное вещество.

Каждое вещество характеризуется совокупностью физических и химических свойств. Физические свойства – это свойства, которые можно охарактеризовать с помощью физических приборов. Например, с помощью термометра можно определить температуру плавления и кипения воды. Физическими методами можно охарактеризовать способность вещества проводить электрический ток, определить плотность вещества, его твердость и т.д. При физических процессах вещества остаются неизменными по составу.

Физические свойства веществ подразделяют на счислимые (те, которые можно охарактеризовать с помощью тех или иных физических приборов числом, например, указанием плотности, температур плавления и кипения, растворимости в воде и др.) и несчислимые (те, которые охарактеризовать числом нельзя или очень трудно – такие, как цвет, запах, вкус и др.).

Химические свойства вещества – это совокупность сведений о том, с какими другими веществами и при каких условиях вступает в химические взаимодействия данное вещество. Важнейшая задача химии – выявление химических свойств веществ.

В химических превращениях участвуют мельчайшие частицы веществ – атомы. При химических превращениях из одних веществ образуются другие вещества, и исходные вещества исчезают, а вместо них образуются новые вещества (продукты реакции). А атомы при всех химических превращениях сохраняются. Происходит их перегруппировка, при химических превращениях старые связи между атомами разрушаются и возникают новые связи.

Число различных веществ огромно (и у каждого из них своя совокупность физических и химических свойств). Атомов, отличающихся друг от друга по важнейшим характеристикам, в окружающем нас материальном мире сравнительно невелико – около ста. Каждому виду атомов отвечает свой химический элемент. Химический элемент – это совокупность атомов с одинаковыми или близкими характеристиками. В природе встречается около 90 различных химических элементов. К настоящему времени физики научились создавать новые, отсутствующие на Земле виды атомов. Такие атомы (и, соответственно, такие химические элементы) называют искусственными (по-английски – man-made elements). Искусственно поученных элементов к настоящему времени синтезировано более двух десятков.

Каждый элемент имеет латинское название и одно- или двухбуквенный символ. В русскоязычной химической литературе нет четких правил произношения символов химических элементов. Одни произносят так: называют элемент по-русски (символы натрия, магния и др.), другие – по латинским буквам (символы углерода, фосфора, серы), третьи – как звучит название элемента по-латыни (железо, серебро, золото, ртуть). Символ элемента водорода Н у нас принято произносить так, как эту букву произносят по-французски.

Сравнение важнейших характеристик химических элементов и простых веществ приведено в табл. 1. Одному элементу может отвечать несколько простых веществ (явление аллотропии: углерод, кислород и др.), а может – и одно (аргон и др. инертные газы).


Таблица 1. Важнейшие характеристики химических элементов и свойства простых веществ

Х и м и ч е с к и й

э л е м е н т

П р о с т о е

в е щ е с т в о

1. Заряд ядра

1. Совокупность физических свойств

(цвет, запах, растворимость в воде, температуры плавления, кипения, разложения, тип кристаллической решетки и др.)

2. Совокупность химических свойств

(с чем реагирует и при каких условиях)

2. Значение электро-

Отрицательности

3. Совокупность

степеней окисления

4. Для элементов,

встречающихся в

природе: постоянство

изотопного состава,

и как следствие,

постоянство атомной

массы


Радиусы атомов составляют примерно 0,1 нм - 0,25 нм. В настоящее время созданы приборы, позволяющие визуализировать атомы некоторых элементов.

Атомы имеют сложное внутреннее строение. В центре каждого атома находится небольшое по размерам ядро (радиус ядра примерно в 104 – 105 раз меньше радиуса атома). В ядре сосредоточена почти вся масса атома. Массы атомов по традиции выражают в относительных единицах. При этом массу одного атома углерода (наиболее распространенного в природе вида атомов этого элемента) принимают равной 12.

Ядро имеет положительный заряд. Этот заряд нейтрализуют находящиеся в околоядерном пространстве электроны, несущие отрицательные заряды. Для обозначения электронов используют символ е. Электроны образуют в атоме электронную оболочку. В нейтральном атоме заряд электронов равен заряду ядра.

Ядра атомов также имеют сложное строение. В состав ядер входят элементарные частицы двух видов: протоны (условное обозначение р) и нейтроны (n). Важнейшие их характеристики приведены в таблице 2.


Таблица 2. Важнейшие характеристики протона и нейтрона.

Характеристика

протон

Нейтрон

Масса относительная

1,0072

1,0087

Масса в граммах

1,672.10-24

1,674.10-24

Электрический заряд, относительный

+1

0

Электрический заряд в кулонах

1,602.10-19

0


Для систематизации элементов существует Периодическая система элементов Д.И.Менделеева. Каждый элемент в этой таблице имеет свой атомный номер (устаревшее название – имеет порядковый номер). Атомный номер элемента численно равен числу протонов в ядре атома и заряду ядра в относительных единицах. Число протонов в ядре атома определяет их химические и физические свойства.

Общее число протонов и нейтронов в ядре называют массовым числом. Массовые числа всегда целочисленны. В ядрах легких элементов отношение числа нейтронов и протонов ядре примерно 1:1, для тяжелых элементов оно примерно равно 1,5 : 1.

Совокупность атомов с определенным числом протонов и нейтронов в ядрах – это нуклид. Для обозначения нуклидов используют символы, в которых слева вверху указывают массовое число, а слева внизу – атомный номер:

168О, 178О; 188О

Так как символ элемента однозначно указывает на атомный номер элемента, его при обозначении нуклидов обычно не приводят:

16О, 17О; 18О

Можно также использовать записи типа: кислород-16, кислород-17 и кислород-18.

Нуклиды, в ядрах которых число протонов одинаковое, а число нейтронов – разное – это изотопы данного элемента. Так, кислород-16, кислород-17 и кислород-18 – это изотопы кислорода. Термин «изотопы» следует использовать во множественном числе, термин «нуклид» можно использовать и в единственном, и во множественном числах.

У нечетных элементов имеется один или максимум два природных стабильных нуклида, у четных число природных стабильных нуклидов минимум 2 и может достигать 10 (олово).

Из-за малости ядер, атомов, протонов и др. структурных частиц материи для обозначения их количества используют специальную единицу количества вещества – моль. В 1 моль содержится столько же частиц, сколько ядер содержится в 12 г углерода-12. Число частиц в 1 моль – это число Авогадро, обозначение NA. Экспериментально найдено, что NA = 6,02

При образовании ядер из протонов и нейтронов выделяется огромная энергия. Выделение энергии сопровождается уменьшением суммарной массы частиц. Так, ядро гелия-4 состоит из двух протонов и двух нейтронов. Их суммарная относительная масса 4,03188. а масса гелия-4 – 4,00387. Разность 4,03188 – 4,00387 – дефект массы. Согласно уравнению А.Эйнштейна, изменение массы Δm сопровождается выделением (когда масса уменьшается) или поглощением (когда масса увеличивается) энергии ΔE:

ΔE = с2Δ m или ΔE = Δ2,

где с – скорость света, равная 3.108 м/с.

Из-за огромности с даже небольшое изменение массы приводит к поглощению или выделению огромной энергии. Так, образование 1 моль гелия-4 сопровождается дефектом массы Δ m (ее уменьшением) на 0,02801 г и выделением 2,5 ТДж (или 2,5.1012 Дж) теплоты.

Ядра атомов могут быть устойчивыми во времени (стабильными) и неустойчивыми, радиоактивными. Атомы с радиоактивными ядрами – это радионуклиды. При радиоактивных превращениях испускаются α-частицы (ядра 4Не) и β-частицы (электроны); часто также испускаются γ-кванты (порции электромагнитного излучения, более жесткого, чем ультрафиолетовое и рентгеновское). У γ-квантов нет массы покоя.

Радиоактивные превращения приводят к тому, что из одних ядер образуются новые ядра, ядра новых элементов. При испускании α-частиц (ядер 4Не) заряд ядра уменьшается на 2 единицы, а массовое число – на 4 единицы, например:

22688Ra = 22286Rn + 4Не

Из ядер радия-226 образовались ядра радона-222.

Испускание ядром β-частиц (электронов) объясняется тем, что в некоторых ядрах нейтрон способен самопроизвольно превратиться в протон:

n → p + e + ν или n → p + β- + ν

Кроме протона и электрона, радиоактивное ядро испускает также нейтрино ν (точнее говоря, антинейтрино). У нейтрино (антинейтрино) нет заряда и если и есть масса покоя, то она очень маленькая.

При испускании γ-квантов ни заряд, ни массовое число ядра не изменяются, происходит уменьшение внутренней энергии ядра.

Устойчивость радиоактивных ядер характеризуют через период полураспада T½ . Период полураспада – это время, за которое число радиоактивных атомов уменьшается в 2 раза. Значения T½ для разных радионуклидов изменяются от 10-12 – 10-10 с до 1014-1015 лет. Так, значение T½ природного радионуклида 232Th равно 1,41.1010 лет, а природного радионуклида 238U – 4,5.109 лет.

Физики смогли осуществить превращения ядер друг в друга (ядерные превращения). Так, обстреливая (облучая) мишень из плутония-242 ядрами неона-22, разогнанными на специальном приборе – ускорителе, удается получить ядра элемента №104 – резерфордия Rf :

24294Pu + 2210Ne = 259104Rf + 5n

Приведенная запись – пример ядерной реакции. В ядерной реакции сумма массовых чисел ядер слева равна сумме массовых чисел справа (242 + 22 = 259 + 5) и сумма положительных зарядов слева (94+10) равна суммарному заряду справа (104). С помощью ядерных реакций искусственно получены элементы с атомными номерами 93-118.


Задачи на дом

1. Сколько протонов в ядрах калия? железа? сурьмы? ртути? урана?

2. Какие изотопы есть в приведенном далее перечне: углерод-12; углерод-13; углерод-14; фтор-19; калий-39; калий-41; иод-127; уран-238? Выпишите эти изотопы в тетради. Каким общим термином следует обозначить все приведенные выше названия атомов?

3. Чем отличаются химические свойства нуклидов 1271 и 131I? А нуклидов натрий-24 и магний-24?

4. Сколько α- и β-частиц испущено при радиоактивных превращениях природных радионуклидов: 238U→ 222Rn, 232Th→ 212Po, 235U→ 219At?

5. Сколько граммов водорода-3 (трития) останется через 3 периода полураспада трития, если в начальный момент было 22,4 л (н.у.) газообразного трития?

6. Сколько свинца-206 накопится в уране-235 через период полураспада урана-235?

7. Где больше атомов: в 1 моль газа водорода или в 1 моль железа?

8. Природный уран состоит из изотопов с массовыми числами 234, 235 и 238. Относительная атомная масса урана больше 238 и равна 238,0289. Как можно объяснить, что она больше 238 (нуклидов урана с массовыми числами больше 238 в природе нет).

9. Как изменится масса воды в кастрюле-скороварке при ее нагревании от 20 до 100оС, если в кастрюлю было налито точно 5 кг воды, а испарения воды из кастрюли в ходе нагревания нет?

10. Запишите ядерную реакцию, протекающую при облучении ядер 9242Мо ядрами водорода-2, если известно, что при ядерной реакции образуются 2 нейтрона.

11. Во сколько примерно раз объем атома больше объема его ядра?


Задачи на массовую долю вещества в растворе

1. Сколько граммов соли надо добавить к 100 г воды, чтобы получить 10%-й раствор?

2. Сколько миллилитров воды надо долить к 200 г 20%-го раствора, чтобы получить 10%-й раствор?

3. В 1 л воды растворили 22,4 л (н.у.) хлороводорода. Какова массовая доля HCl в полученном растворе?

4. Сколько граммов CuSO4.5H2O надо добавить к 200 г воды, чтобы получить 3%-й раствор сульфата меди.?

5. Сколько миллилитров воды надо прилить к 50 г сахара, чтобы получить 10%-й раствор сахара?


  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Скачать, 1567.14kb.
Поиск по сайту:

Добавить текст на свой сайт
Загрузка...


База данных защищена авторским правом ©ДуГендокс 2000-2014
При копировании материала укажите ссылку
наши контакты
DoGendocs.ru
Рейтинг@Mail.ru