Загрузка...
Категории:

Загрузка...

Психолого-педагогический университет

Загрузка...
Поиск по сайту:


Скачать 169.3 Kb.
Дата24.03.2012
Размер169.3 Kb.
ТипПрограмма
Содержание
Наблюдение за педагогической работой психолога
Подготовка (разработка или заимствование) сценария учебного занятия лекционного типа, его проведение и психолого-педагогический
Подготовка (разработка или заимствование) сценария практического учебного занятия тренингового типа, его проведение и психолого-
Организация практики
Критерии оценки практики
Требования к отчетности
Глава 2. Лекционное занятие (см. Приложение 2).
Московский городской
База практики
Дневник психолого-педагогической практики
Рекомендации по проведению лекционного учебного занятия
В рефлексивном отчете необходимо отразить
Рекомендуемая литература при подготовке лекции.
Рекомендации по разработке программы тренинга*/
В программе психологического тренинга необходимо отразить
В своем рефлексивном отчете*/ о Вашей работе в качестве ведущего тренинговой группы необходимо отразить
Подобный материал:

ДЕПАРТАМЕНТ образования ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования


МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ


Факультет юридической психологии


Программа

и методические рекомендации

по психолого-педагогической практике


Москва, 2008




Цель и практические задания практик


Целью студента на психолого-педагогической практике является приобретение первичного опыта психолого-педагогического анализа, проектирования и реализации педагогической деятельности.

При этом должны быть актуализированы знания курсов предшествующей теоретической подготовки, основные из которых – возрастная и педагогическая психология.

Как условия достижения цели практики на базе практики студентам должны быть предложены следующие практические задания.


  1. ^ Наблюдение за педагогической работой психолога (учебной лекции и учебного занятия тренингового типа), с последующим совместным с руководителем практики психолого-педагогическим анализом учебной деятельности. Для приобретения минимального опыта самостоятельного психолого-педагогического анализа реальной учебной ситуации предполагается не менее чем два раза наблюдать за реализацией одного и того же проекта педагогической работы психолога по каждому типу занятий.




  1. ^ Подготовка (разработка или заимствование) сценария учебного занятия лекционного типа, его проведение и психолого-педагогический рефлексивный анализ. Для приобретения минимального практического опыта реализации учебной деятельности лекционного типа предполагается реализовать проект учебного занятия и провести его психолого-педагогический анализ не менее двух раз.




  1. ^ Подготовка (разработка или заимствование) сценария практического учебного занятия тренингового типа, его проведение и психолого-педагогический рефлексивный анализ. Особенностью его является малая учебная группа, что позволяет контролировать учебные действия каждого участника. Для приобретения минимального практического опыта реализации учебной деятельности тренингового типа предполагается реализовать проект учебного занятия и провести его психолого-педагогический анализ не менее двух раз.




  1. Выполнение дополнительных заданий, обеспечивающих реализацию основных практических заданий практики (например, проведение диагностики, позволяющей уточнить запрос на педагогическую работу). Выполнение поручений руководителя практики, непосредственно относящихся к деятельности психолога в организации.



^ Организация практики


На психолого-педагогическую практику студенты прикрепляются к организациям, где им могут предоставить возможность выполнения практических заданий практики.

На базе практики студент выполняет задания под руководством специалиста психолога. Психолог руководитель практики показывает образцы педагогической работы и ее психолого-педагогического анализа, помогает отобрать из имеющихся или разработать сценарии учебных занятий.

По ходу выполнения заданий практики студент готовит отчет о практике установленной формы. Руководитель практики консультирует студента по вопросам оформления материалов, отражающих выполнение заданий практики. По окончании практики руководитель практики дает письменный отзыв об успешности практики каждого студента с оценкой по определенным ниже критериям.

Студент проводит на базе не более 6 часов в день. В рабочем плане пребывания студента на практике, составляемом совместно с руководителем практики, предусматривается время самостоятельной подготовительной работы студента к выполнению заданий практики, время групповых обсуждений, время индивидуальных аудиторных действий по выполнению основных заданий практики.

Практика считается завершенной после сдачи студентом отчета по практике в деканат и выступления подгруппы на итоговой конференции.


^ Критерии оценки практики


Успешность прохождения практики оценивается по 15-ти балльной шкале по следующим основным компетенциям.

  1. Дисциплинированность и ответственность студента при выполнении практических заданий практики (не менее 3-5 баллов). Своевременность сдачи отчетных материалов по практике.

  2. Успешность в практических действиях по выполнению практических заданий практики (не менее 2-5 баллов).

  3. Полнота и глубина рефлексивного психолого-педагогического анализа наблюдаемых и проведенных самими практикантами учебных занятий (от 2 до 5 баллов).

Если количество баллов по одной из основных компетенций, осваиваемых на практике, окажется ниже минимальной, практика оценивается неудовлетворительно.


Итоговая оценка выставляется факультетским руководителем практики и может быть увеличена на 2 балла по результатам презентации работы группы на базе практики, сделанной на итоговой конференции по практике.


^ Требования к отчетности


Состав отчетной документации:

  1. Дневник практики, в котором отражаются в самой краткой форме события каждого дня практики. Дневник подписывается руководителем практики. Последней записью в дневнике является отзыв студента о практике.

  2. Отчет о практике. В отчете должна быть отражена практическая деятельность студентов по выполнению трех вышеназванных заданий практики (структуру отчета см. в Приложении 1)

Во-первых, в отчет должно войти два аналитических описания учебных занятий каждого типа, проведенных психологом базы практики.

Во-вторых, описание сценария учебного лекционного занятия, которое разработал практикант, и его рефлексивный анализ (описание того, что и почему реально получилось).

В-третьих, описание сценария, проекта учебного занятия тренингового типа, которое хотел провести практикант и его рефлексивный анализ (описание того, что и почему реально получилось).

К отчету прилагается отзыв руководителя практики на базе с оценкой.


Структура отчета по психолого-педагогической практике

  • Титульный лист (см. Приложение 1);

  • Содержание работы, с указанием номера страниц (см. Приложение 2);

  • Введение (здесь необходимо указать базу практики, специфику условий базы, цель и задачи практики (Объем введения 1 стр.).

  • Глава 1. Наблюдение за проведением психологом лекционного занятия.

  • ^ Глава 2. Лекционное занятие (см. Приложение 2).

  • Глава 3.Наблюдение за проведением психологом тренинга (практического занятия)

  • Глава 4. Тренинг (практическое занятие) (см. Приложение 2);

  • Заключение (подведение итогов по всей практике). Что вам удалось, чего не удалось, ваши предложения, пожелания и пр. (Объем 1 стр.)

  • Список литературы (общий список литературы, к которой Вы обращались при подготовке к лекции и программе тренинга). Список должен быть оформлен по правилам библиографического описания научного документа. Постраничные ссылки в тексте отчета на указанную в списке литературу обязательны.

  • Общий объем отчета без приложений - около 30 печатных страниц

  • Приложение (если в работе использовался наглядный материал, тесты, бланки ответов, рисунки, таблицы, схемы, фотографии и пр.).

К отчету прилагается дневник прохождения практики, с отзывом руководителя-психолога на базе практики о работе студента-практиканта (см. Приложение 3).


Приложение 1. Образец титульного листа


^ МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ


Факультет юридической психологии


ОТЧЕТ ПО ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ


^ База практики:

Центр психолого-медико-социального сопровождения

«Взаимодействие» ЮАО г.Москвы,

руководитель практики на базе

И.А.Савченко


Выполнила:

студентка 3 курса, 2 группы,

О.А.Иванова


Москва

2008


Приложение 2. Пример оформления содержания


Содержание


Введение ………………………………………………………………………… 3

Глава 1 Отчет о наблюдении лекционного занятия, проведенного психологом

по теме «Оптимальные способы поведения в конфликтной ситуации»………4

Глава 2. Лекция для родителей на тему «Психологические особенности подросткового возраста»……………………………………………………… 8

    1. Актуальность, цель, задачи лекции, ………………………………….. 9

    2. План лекции …………………………………………………………… 10

    3. План-конспект (текст) лекции ...........………………………………..16

    4. Рефлексивный отчет о проведенном лекционном занятии…………. 19


Глава 3. Отчет о наблюдении Коммуникативного тренинга, проведенного психологом ……………………………………………………………………….23

Глава 4. Программа тренинга профессионального самоопределения для старшеклассников … ………………………………………………............ .....24

2.1. Актуальность, цель, основная идея, задачи тренинга ……………………. 24

2.2. Цель, упражнения №1, логика построения …………………………….. 26

2.3. Цель, упражнения №2, логика построения ………………………….. 28

2.4. Цель, упражнения №3, логика построения …………………………….. 30

2.5. Рефлексивный отчет по проведенному тренингу ……………………… 33


Заключение …………………………………………………………………….. 34

Список литературы ……………………………………………………………. 35

Приложение 1 (Графики и таблицы к лекции, текст лекции)

Приложение 2. (Тесты, стимульный материал к тренингу)

Приложение 3. (Рисунки, бланки ответов участников тренинга)


Приложение 3

Образец оформления дневника

(дневник можно оформить в тетради)

^

ДНЕВНИК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ



Студентка (ФИО)_____________________________________

Курс ________________________________________________

Отделение ___________________________________________

Группа ______________________________________________

Срок проведения практики:

С ____________________200 __ г. по _______________ 200__ г.

Руководитель, база практики: ________________________________


№№

Дата

Содержание работы

Примечания

Подпись руководителя







В дневнике должно быть отражены все посещения базы практики









Отзыв студента о практике_______________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Методические рекомендации студентам по психолого-педагогической практике
^

Рекомендации по проведению лекционного учебного занятия



При выборе темы лекции:

  • Необходимо учитывать запрос базы практики. Научный руководитель на базе может предложить вам разработать и провести лекционное занятие для определенного контингента (школьников, педагогов, родителей, родителей и др.)

  • Необходимо учитывать свои личные знания и возможности. Лекция будет интересна слушателям только в том случае, если она интересна лектору.

Таким образом, тема лекции должна быть актуальна для слушателей и одновременно интересна Вам. При выборе темы рекомендуется вспомнить возрастную психологию и наиболее актуальные проблемы различных возрастных периодов.

Окончательный выбор темы, глубина ее проработки и форма представления согласуется с руководителем практики на базе.


При подготовке (проектировании) лекционного занятия необходимо отразить:

  1. Актуальность лекции (почему Вы считаете, что данная лекция важна и интересна для ваших слушателей).

  2. Цель лекции.

  3. Задачи, посредством выполнения которых предполагается достигать цель.

  4. Аудиторию слушателей и время проведения лекции. Например, лекция была прочитана для учеников 9 «А» класса на уроке психологии. Длительность лекции 40 мин.

  5. План лекции (введение, основная часть, заключение).

  6. Текст лекции (подробное описание хода лекции с момента знакомства лектора с аудиторией). Описание лекции должно сопровождаться необходимыми методическими комментариями к способам доведения до слушателей того или иного фрагмента содержания учебного материала лекции. Например, как Вы собираетесь объяснить сложный материал, когда использовать и какие схемы, рисунки, вопросы к слушателям и другие способы воздействия на аудиторию.

  7. Стиль лекции должен быть адаптирован для слушателей. Не желательно лекцию загромождать терминологией. Необходимо приводить как можно больше жизненных примеров и использовать по возможности наглядный материал. Объем печатного текста лекции не должен превышать 8 стр. По окончании лекции необходимо оставить место и впоследствии дописать вопросы, которые были заданы аудиторией и ваши ответы на каждый вопрос. */

  8. Рефлексивный отчет по проведенной лекции (это письменная форма рефлексивно-критического анализа своей педагогической деятельности).


^ В рефлексивном отчете необходимо отразить:


А). Свои эмоциональные переживания и чувства во время подготовки и проведения лекции с указанием конкретной ситуацией, их вызвавшей.

Б). Анализ лекции:

  • Какие из поставленных Вами целей и задач были достигнуты? При этом необходимо аргументировано показать, что цель действительно достигнута и задача выполнена (например: задача выполнена, это видно из того, что…). Аргументация, в этом случае, должна быть логичной, чтобы с ней мог согласиться тот, кто на лекции не присутствовал, например проверяющий Ваш отчет преподаватель факультета психологии.

  • Что из поставленных Вами целей добиться не удалось и почему? Что было трудно? Почему? Как этого избежать в дальнейшем?

  • Какие незапланированные ситуации возникали у Вас при проведении лекции (каверзные вопросы, агрессия или недоверие слушателей и др.) и как Вы реагировали в трудных ситуациях.

  • Какой вывод для себя Вы сделали, учитывая свои ошибки.

Объем рефлексивного отчета 2-3 стр.


^ Рекомендуемая литература при подготовке лекции.



  1. Анисимов О.С. Методологическая культура педагогической деятельности и мышления./ ИНОАН СССР. Всесоюзный методологический центр. –М. :Экономика, 1991, -416с.

  2. Бодмаев Б.Ц. Методика преподавания психологии: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: Гуман. Центр ВЛАДОС, 2001 – 304 с.

  3. Вербицкий А.А. Новая образовательная парадигма и контекстное обучение/Монография. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1999, с.13-65.

  4. Гамезо М.В., Домашенко. Атлас по общей психологии,М.,1999.

  5. Годфруа Жо Что такое психология: в 2-х т. – М.: Мир, 1996. – 376 с.

  6. Ляудис В.Я. Методика преподавания психологии. – М., 2000.

  7. Проектирование учебного занятия (методические рекомендации)/Сергеева Т.А., Уварова Н.М.- М.: «Интеллект-Центр», 2003.-84 стр.

  8. Психология человека от рождения до смерти/ Под ред. А.А.Реана. – СПб: 2002. – 656 с.

  9. Словарь психолога – практика/Сост. С.Ю.Головин. Мн.: Харвест, 2001. – 976 с.

  10. Энциклопедия для детей. Т.18. Человек часть 2. Архитектура души. Психология личности. Мир взаимоотношений. Психотерапия/ Глав. Ред. В.А.Володин, - М.: Аванта+, 2003. – 640 с.

и др. литература по выбранной вами теме.

^

Рекомендации по разработке программы тренинга*/


Тренинг – это форма контекстного обучения, которая отличается тем, что его участники учатся непосредственно на своем опыте. Это концентрированная среда пристального внимания к себе и другим. Задачей специалиста, ведущего психологический тренинг, является создание с помощью различных упражнений условий для развития личности и формирования определенных навыков.

Целями психологического тренинга могут стать:

- формирование навыков самопознания и саморазвития;

- формирование навыков саморегуляции;

- развитие коммуникативной компетентности;

- развитие уверенности в себе;

- развитие сенситивности у участников;

  • формирование толерантности (терпимости) к себе и окружающим;

- формирование навыков социальной перцепции;

- развитие креативности, творческого потенциала участников;

- развитие навыков разрешения конфликтов;

- формирование навыков, необходимых для профессии (например, навыков продаж, самопрезентации, публичного выступления, активного слушания и др.)

- формирование сплоченности команды; и др.

Перед тем, как начинать разрабатывать программу необходимо продумать, для кого ваш тренинг предназначен. Психолог на базе практики может предложить Вам разработать программу и провести тренинг для определенного контингента (дошкольников, подростков, учителей, родителей, военнослужащих, продавцов, менеджеров и др.).

Далее нужно определить, какие конкретные навыки необходимы участникам Вашего тренинга. Таким образом, Вы формулируете его цель (например, поскольку ведущим видом деятельности у подростков является общение, будет логично предложить для них тренинг коммуникативной компетентности; его целью может стать формирование навыков вербального и невербального общения).

Рекомендуется рассчитывать программу тренинга на 3 дня по 4-5 часов в день**/

_______________________________

*/ Вместо тренинга может быть проведено групповое учебное практическое занятие. В отчете оно отражается аналогично тренингу. Следует обратить внимание на организацию группового взаимодействия обучающихся

**/ Условия деятельности базы практики могут повлиять на длительность и сложность тренинга. Это обязательно нужно указать во введении к отчету.


^ В программе психологического тренинга необходимо отразить:


    1. Для кого рассчитана программа тренинга, на какое время.

    2. Актуальность темы тренинга (почему Вы считаете эту тему важной для участников)

    3. Цель тренинга, его общий замысел, идею.

    4. Задачи, логические этапы тренинга.

    5. Тренинговые процедуры (техники, упражнения).

    6. Подробное описание каждого тренингового дня, включающее:

      • цели дня;

      • описание каждой процедуры (упражнения) по схеме:

а) название процедуры (упражнения);

б) цель процедуры (упражнения);

в) место упражнения в тренинге, ее связь с предыдущим и последующим упражнением тренинга;

г) время выполнения;

д) краткое описание процедуры (упражнения);

е) вопросы для рефлексивного анализа процесса и результатов каждого упражнения (если предполагается их обсуждение).

В тренинге не должно быть хаотично набранных упражнений. Каждое из них должно соответствовать целям и логике тренингового дня (см. Приложение 4). Ведущий должен понимать, что он делает и для чего.

    1. Рефлексивный отчет по проведенному тренингу.


.

^ В своем рефлексивном отчете*/ о Вашей работе в качестве ведущего тренинговой группы необходимо отразить:

А). Свои эмоциональные переживания и чувства во время подготовки программы тренинга, во время работы с группой, после окончания работы в группе в соотнесении с ситуациями, их вызвавшими.

Б). Анализ тренинга:

  • Какова была динамика группового процесса? Как менялась психологическая атмосфера в группе, отношение к ведущему и друг к другу, что влияло на эти изменения?

  • Какие из поставленных вами целей и задач были выполнены? При этом необходимо аргументировано доказать, что цель действительно достигнута и задача выполнена (например: задача выполнена, это видно из того, что…). Аргументация, в этом случае, должна быть достаточно логичной для того, чтобы с ней мог согласиться тот, кто на тренинге не присутствовал, например проверяющий ваш отчет преподаватель.

  • Что из поставленных вами целей добиться не удалось и почему? Что было трудно и почему? Как этого избежать в дальнейшем?

  • Какие незапланированные ситуации возникали у вас в работе с группой (аффективные реакции, отказ участвовать в упражнениях, недоверие или агрессия группы, конфликтные ситуации и др.) и как вы реагировали в трудных ситуациях.

  • Какой вывод на будущее для себя вы сделали, учитывая свои ошибки.

Объем рефлексивного отчета 2-3 страницы.


Рекомендуемая литература по психологическому тренингу:


  1. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники. – М., 2000. – 256 с.

  2. Кипнис М. Тренинг коммуникации. – М.: Ось – 89, 2004. – 128 с. (Действенный тренинг)

  3. Лидерс А.Г. Психологический тренинг с подростками: Учеб. пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 256 с.

  4. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. – СПб.: «Речь», 2001. – 190 с.

  5. Марасанов Г.И. Социально – психологический тренинг. – М.: 1998. – 208 с.

  6. Психогимнастика в тренинге/ Под ред. Н.Ю.Хрящевой. – Спб.: «Речь», 2000. – 256 с.

  7. Пугачев В.П. Тесты, деловые игры, тренинги в управлении персоналом: Учебник для студентов вузов. – М.: Аспект Пресс, 2001. – 285 с.

  8. Резапкина Г.В. Я и моя профессия: Программа профессионального самооределения для подростков: Учебно-методическое пособие для школьных психологов и педагогов. – М.: Генезис, 2000. – 128 с.

  9. Рудестам К. Групповая психотерапия – СПб.: Питер Ком, 1998. – 384 с.

_______________________________________

*/ В качестве оснований для проектирования и анализа учебной деятельности, как в тренинге, так и в лекционном занятии можно пользоваться теоретическими положениями теории учебной деятельности из приложения №5


  1. Семенова Е.М.Тренинг эмоциональной устойчивости педагога. Учебное пособие. – М.: Изд-во института Психотерапии, 2002. – 224 с.

  2. Смит М. Тренинг уверенности в себе. – СПб.: «Речь», 2000 - 244с.

  3. Солдатова Г.У., Шайгерова Л.А., Шарова О.Д. Жить в мире с собой и другими: Тренинг толерантности для подростков. М.: Генезис, 2000. – 112 с.

  4. Фопель К. Психологические группы: Рабочие материалы для ведущего: Практическое пособие – М.: Генезис, 2000. – 256 с.

  5. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? – М.: Генезис, 2000. – 160 с. в 4-х частях.

  6. Фопель К. Создание команды. Психологические игры и упражнения/ пер. с нем. – М.: Генезис, 2002. – 400 с.

  7. Фопель К. Сплоченность и толерантность в группе. Психологические игры и упражнения. – М.: Генезис, 2002. – 336 с.

  8. Фопель К. Технология ведения тренинга. Теория и практика. – М.: Генезис, 2003. – 272 с.

  9. Фопель К. Энергия паузы. Психологические игры и упражнения: Практическое пособие – М.: Генезис. 2001. – 240 с.



Скачать, 727.08kb.
Поиск по сайту:

Добавить текст на свой сайт
Загрузка...


База данных защищена авторским правом ©ДуГендокс 2000-2014
При копировании материала укажите ссылку
наши контакты
DoGendocs.ru
Рейтинг@Mail.ru