Загрузка...
Категории:

Загрузка...

Рабочая программа дисциплины «государственное регулирование экономики» Рекомендуется для направления подготовки

Загрузка...
Поиск по сайту:


Скачать 356.19 Kb.
Дата24.03.2012
Размер356.19 Kb.
ТипРабочая программа
Содержание
2. Место дисциплины в структуре основной образовательной программе (ООП).
3. Требования к результатам освоения дисциплины.
4. Объем дисциплины и виды учебной работы
Аудиторные занятия (всего)
Самостоятельная работа (всего)
5. Содержание дисциплины
Тема 2. Основные типы хозяйственных систем и объемы государственного вмешательства в экономические процессы. (4 часа).
Тема 3. Типы управления национальной экономикой (4 часа).
Тема 4. Модели государственного регулирования экономики. (2 часа).
Тема 5. Субъекты, объекты, цели и методы государственного регулирования национальной экономики. (4 часа).
Тема 6. Государственный сектор экономики (4 часа).
Тема 7. Региональная политика государства. (4 часа)
Тема 8. Финансово-бюджетный механизм регулирования национальной экономики. (2 часа).
Тема 9. Социальная политика государства. (6 часов).
Тема 10. Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности. (2 часа).
Тема 11. Государственная политика обеспечения экономической безопасности.
Тема 12. Денежно-кредитная и валютная политика государства. (2 часа)
5.2 Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами
5.3. Разделы дисциплины и виды занятий
6. Лабораторный практикум
...
Полное содержание
Подобный материал:

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФФЕСИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ


«ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ»


Рекомендуется для направления подготовки

080100 – «Экономика»


Квалификация выпускника – бакалавр


Санкт-Петербург

2011


1. Цели и задачи дисциплины:

Формирование представлений о закономерностях и концепциях управления национальной экономикой как сложной эколого-социально-экономической системой на основе механизмов взаимодействия рыночного и государственного регулирования.

В результате изучения студенты должны:

- усвоить теоретические основы государственного регулирования;

- познакомиться с отдельными концепциями регулирования, встречающимися в экономической теории и практике разных стран;

- рассмотреть во взаимосвязи эффективность различных рычагов и методов государственного воздействия на экономическую среду для достижения социально-значимых целей.

Это позволяет студентам глубже и конкретнее осмыслить:

- систему социально-экономических целей государственного регулирования;

- принципы формирования экономической, социальной, инвестиционной, региональной, инновационной политики государства, в основе которой лежат стратегические задачи отдельных направлений жизнедеятельности общества;

- роль различных субъектов государственного регулирования в экономической политике государства.

^ 2. Место дисциплины в структуре основной образовательной программе (ООП).

2.1. Данная учебная дисциплина относится к профессиональному циклу, входит в его вариативную часть.

2.2. Для успешного освоения учебного курса «Государственное регулирование экономики» студенту необходимо обладать следующими компетенциями, формируемыми предшествующим изучением курсов: «Экономическая теория»; «Правовое обеспечение хозяйственной деятельности»; «Право»; «Институциональная экономика»;

2.3. Дисциплина «Государственное регулирование экономики» является предшествующей для дисциплин: «Макроэкономическое планирование и прогнозирование»; “Стратегическое планирование развития регионов и городов”; “Планирование инвестиционной деятельности”

^ 3. Требования к результатам освоения дисциплины.

    Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

- способен анализировать и содержательно интерпретировать результаты воздействия государства на процессы расширенного воспроизводства на разных уровнях национальной экономики;

- способен выбрать инструментальные средства государственного регулирования с целью повышения уровня эколого-социально-экономической эффективности функционирования различных субъектов экономики.

В результате изучения дисциплины студент должен:

    Знать:

    - основные особенности вмешательства государства в экономические процессы воспроизводства, рассматриваемые ведущими школами экономической науки;

    - основные направления и инструменты реализации экономического аспекта социальной, инновационной, инвестиционной, региональной, производственной политики государства;

    Уметь:

    - выявлять проблемы осуществления экономической политики государства на разных уровнях национальной экономики и предлагать способы их решения с учетом критериев социально-экономической эффективности, оценки рисков и возможных социально-экономических последствий;

    Владеть:

    - современными методами анализа и предвидения возможных результатов воздействия государства на условия и факторы динамики экономических явлений и процессов.

^ 4. Объем дисциплины и виды учебной работы

Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетные единицы.

Вид учебной работы

Всего часов

Семестры

6

^ Аудиторные занятия (всего)

72

72

В том числе:

-

-

Лекции

40

40

Семинарские занятия

32

32

^ Самостоятельная работа (всего)

72

72

Из них:

-

-

Эссе 1

14

14

Контрольная работа 1

18

18

Реферат

18

18

Контрольная работа 2

22

22

Аттестация - Диф. зачет







Общая трудоемкость час

зач. ед.

144

144

4

4

^ 5. Содержание дисциплины

5.1. Содержание разделов дисциплины

Тема 1. Государственное регулирование экономики и его место в управлении национальной экономикой. (4 часа).

Степень совпадения понятий "государственное регулирование национальной экономики" и "государственное управление экономическими процессами".

Содержание понятия "управление". Аспекты рассмотрения управления.

Управление как организационные отношения. Требование соответствия между объемами прав и обязанностей, которыми наделяются управ­ляющая и управляемая подсистемы.

Управление как процесс выработки и реализации управленческого решения. Стадии определения и поддержания необходимой (и достаточной) траектории развития системы. Причины объективного и субъективного характера, требующие оперативного регулирования.

Управление как процедура обмена информацией. Требования, предъявляемые к управленческой информации.

Условия высокоэффективного управления (принцип необходимого разнообразия Эшби, механизм реализации этого принципа; скользящее планирование).

Рассмотрение национальной экономики как системы. Понятие “система”. Признаки системности.

Структура и элементы кибернетической модели управления экономической системой. Блоки, подсистемы, связи и взаимодействия системы.

Модель саморегулирования системы. Сущность и особенности функционирования системы.

Модель жесткого управления системой. Сущность и особенности функционирования системы.

Модель регулирования системы. Сущность и особенности функциони­рования системы.

^ Тема 2. Основные типы хозяйственных систем и объемы государственного вмешательства в экономические процессы. (4 часа).

Общая характеристика государственного регулирования экономики и факторы, определяющие его объемы и конкретные формы.

Традиционная многоукладная экономика. Реализация генеральных целей развития независимой экономики различными укладами и государ­ством; их роль в управлении национальной экономикой.

Объективный характер развития производительных сил и необходимость совершенствования механизмов управления национальной экономикой; возможные пути решения этой проблемы.

Два этапа перехода от рыночной экономики свободной конкуренции к развитой рыночной экономике и роль государства на каждом этапе перехода.

Монополии (картели, синдикаты, тресты, концерны) как специфические организационные формы дальнейшего совершенствования механизма рыночного саморегулирования макроэкономических процессов; изме­няющаяся роль государства.

Объективная необходимость увеличения вмешательства государства в макрохозяйственные процессы и формирование механизма такого регулирования.

Условия, границы и формы вмешательства государства, определяющие специфику хозяйственного механизма административно-командной системы.

Характерные черты этапа перехода от планового хозяйства на базе государственной собственности к рыночной экономике на базе смешанной собственности. Специфика современной экономики России. Осо­бенности государственного регулирования транзитивной экономики (экономики переходного периода).

Особенности использования в условиях транзитивной экономики исторического опыта перехода к высоко развитой рыночной экономике и этапы формирования механизма государственного регулирования развитой рыночной экономики

Создание общих благоприятных условий в форме поддерживающих и корректирующих мер для воспроизводства частного капитала.

Формирование внешнего механизма корректирования траектории развития национальной экономики в форме стратегии так называемого "точечного воздействия", а также отраслевого и регионального средне-срочного программирования.

Общеэкономический характер вмешательства государства в форме общегосударственных среднесрочных программ в сочетании с выработкой долгосрочных стратегических ориентиров. Международное согласование общеэкономических общегосударственных среднесрочных программ в рамках интеграционных союзов; составление и выполнение межгосударственных целевых программ - венец регулирования национальной экономики.

^ Тема 3. Типы управления национальной экономикой (4 часа).

Рыночное саморегулирование и государственное регулирование – основные типы управления национальной экономикой: их диалектическое единство; сферы и условия использования. Необходимость и возможность государственного регулирования рыночной экономики.

Государство как гарант социальных и экономических свобод, достаточной обороноспособности и безопасности. Функции государства: общие и специфические.

Функции государственного регулирования: направляющая (прогнозирование, обоснование целей и приоритетов развития национальной экономики, выбор способов их достижения); координирующая (обеспечения взаимодействия хозяйствующих субъектов); стабилизирующая (обеспечение экономической и социальной стабильности); распределительная (распределение доходов, стратегических ресурсов); стимулирующая (поддерживающая); контролирующая (контроль и надзор); социальная (социальные гарантии, стандарты, программы).

Директивное централизованно-распределительное регулирование. Условия достаточно эффективного использования для нормального функционирования национальной экономики.

Индирективный тип регулирования. Условия, принципы и границы осуществления.

Индикативное регулирование рыночной экономики: содержание; условия использования; формы (конъюнктурная, структурная, стратегическая).

^ Тема 4. Модели государственного регулирования экономики. (2 часа).

Характеристика основных концепций государственного регулирования экономики, используемых в мировой практике. Особенности поддерживающих и корректирующих мер государства: философия максимальной и минимальной государственности в рыночной экономике.

Классификация моделей регулирования по степени монополизма государства.

Классификация моделей регулирования по степени предвидения и быстроты реагирования на изменение условий внешней среды и внутренних возможностей.

Классификация моделей регулирования по социально-политическим характеристикам и особенностям развития стран.

^ Тема 5. Субъекты, объекты, цели и методы государственного регулирования национальной экономики. (4 часа).

Субъекты государственного регулирования экономики и их классификация по различным признакам: по хозяйственному интересу (носители; выразители; исполнители); по отношению к государственной власти (государственные; негосударственные; надгосударственные); специфические черты, особенности проявления. Особенности субъектов государственного регулирования экономики в России.

Объекты государственного регулирования экономики: понятие; различия классификационных признаков. Национальная экономика как объект государственного регулирования. Структурно-системный анализ национальной экономики. Национальная экономика: как многоуровневая хозяйственная система; как синтез хозяйственных систем различных форм собственности. Система потенциалов национальной экономики. Понятие о структуре национальной экономики. Макроэкономическая хозяйственная система. Мезоэкономическая хозяйственная система. Микроэкономическая хозяйственная система. Соотношение, связи и зависимости между различными уровнями национальной экономики. Границы конкретизации объектов.

Цели государственного регулирования экономики: глобальные, генеральные, прикладные. Многоугольник целей: содержание; особенности формулирования; специфика проявления и ранжирования.

Методы государственного регулирования экономики: определение инструментария, соотношение и различия инструментария государственного и рыночного регулирования. Признаки классификации методов регулирования: по степени непосредственного вмешательства государства в процесс принятия субъектом управленческого решения (прямое, косвенное регулирование); по организационно-институциональному признаку (административное, экономическое регулирование). Сферы применения, механизмы и формы реализации различных методов регулирования.

^ Тема 6. Государственный сектор экономики (4 часа).

Государственный сектор: понятие; специфика рассмотрения как средства и как объекта регулирования. Источники динамики объема и состава государственного сектора.

Сущность и формы (традиционные и продвинутые) государственной поддержки предпринимательства.

Классификация предприятий государственного сектора: по типам законодательства; по организационным типам норм права. Казенные предприятия: сущность; функции. Особенности механизма и форм государственного регулирования процессов на них.

Цели и направления реформирования государственного сектора экономики: коммерциализация; повышение управляемости; снижение нагрузки на бюджет.

^ Тема 7. Региональная политика государства. (4 часа)

Концепции государственной региональной политики.

Цели и правовые условия реализации региональной политики и проблемы ее осуществления.

Последовательность процедур определения характера и объема селективной поддержки территорий государством.

^ Тема 8. Финансово-бюджетный механизм регулирования национальной экономики. (2 часа).

Содержание и функции (аллокации, перераспределения, стабилизации) финансово-бюджетного механизма регулирования национальной экономики.

Государственная политика расходов и государственная политика доходов: содержание; формы реализации.

Классификация государственных расходов. Монетарные трансакции. Тенденции расходования государственных средств и механизм регулирования этого процесса.

Налоговое регулирование экономических процессов.

^ Тема 9. Социальная политика государства. (6 часов).

Социальная политика государства: сущность, цели, формы, методы. Особенности рассмотрения социальной политики государства как политики доходов.

Показатели, используемые для оценки эффективности государственной социальной политики.

Содержание и формы социального страхования.

Формы социальной защиты наемных работников как элемента государственной политики доходов.

Формы непосредственного вмешательства государства в первичное распределение денежных доходов.

Индексация денежных доходов населения как элемент государственной социальной политики. Подходы к расчету коэффициента индексации.

Меры государства по социальной защите на рынке труда. Формы и методы государственного регулирования занятости, показатели занятости.

Перераспределение доходов через бюджет как элемент социальной политики государства.

Специфика проведения в России государственной социальной политики.

^ Тема 10. Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности. (2 часа).

Внешнеэкономическая деятельность государства: цели; содержание; составные элементы.

Внешнеэкономическая деятельность государства и стратегии развития национальной экономики: взаимозависимости и увязки; варианты сценария и подходы к реализации.

Внешнеторговая политика государства: цели и инструменты ее разработки. Экспортный потенциал национальной экономики: понятие; подходы к оценке; методы обоснования. Импортно-экспортная политика как реализация стратегии внешней торговли: формирование оптимальной продуктовой структуры; формы и задачи диверсификации эксперта; протекционистская поддержка государства.

Производственная составляющая внешнеэкономической деятельности: содержание и формы; решаемые задачи.

Кредитно-инвестиционная составляющая внешнеэкономической деятельности государства: понятие; формы; подходы к оценке эффективности.

^ Тема 11. Государственная политика обеспечения экономической безопасности.

(2 часа).

Экономическая безопасность: содержание; составные элементы; стратегия; формы и методы ее обеспечения.

Механизм государственной поддержки высокоэффективных и сырьеемких производств.

Продовольственная безопасность: сущность, формы и методы обеспечения.

Агропромышленный сектор экономики как экономический фактор продовольственной безопасности и социально-политической стабильности. Прямые и косвенные методы государственного регулирования АПК. Земельная собственность и механизм землепользования в Российской Федерации. Альтернативные подходы к формированию приоритетов развития АПК. Формы бюджетного финансирования развития АПК.

Концепция аграрной политики и продовольственного обеспечения населения РФ: содержание и основные направления. Структурная и инвестиционная политика в АПК. Меры государственной поддержки сельскохозяйственных производителей (налоговые, кредитные, амортизационные, ценовые и др.), их эффективность. Механизм формирования продовольственных ресурсов страны: госзаказ, залоговые формы гос. закупок; закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию; страхование рисков и др.

Экологическая безопасность: понятие; составляющие элементы; формирование стратегии на макроуровне.

Стандарты экологической безопасности: условия формирования; методы расчета и поддержания.

^ Тема 12. Денежно-кредитная и валютная политика государства. (2 часа)

Государственная денежно-кредитная политика: содержание; цели; особенности; инструменты и институты реализации.

Сущность регулирования денежного обращения.

Инфляция: понятие; характеристики инфляционной ситуации. Антиинфляционные программы.

Государственная валютная политика: содержание; цели; особенности.

Валютное регулирование: цели и инструменты. Валютный курс: понятие; факторы и методы регулирования.

^ 5.2 Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами

№ п/п

Наименование обеспе-чиваемых (последую-щих) дисциплин

1

3

6

7

8

9

12







x

x

x

x

x

x

x

^ 5.3. Разделы дисциплины и виды занятий

Наименование раздела

Всего часов

в том числе

аудиторные

самостоятельная работа

лекции

семинарские занятия

72 час.

1. Государственное регулирование экономики и его место в управлении национальной экономикой

16

4

6

6

2. Основные типы хозяйственных систем и объекты государственного вмешательства в экономические процессы

8

4

-

4

3. Типы управления национальной экономикой

16

4

4

8

4. Модели государственного регулирования экономики

12

2

4

6

5. Субъекты, объекты, цели и методы государственного регулирования национальной экономики

8

4

-

4

6. Государственный сектор экономики

8

4

-

4

7. Региональная политика государства

8

4

-

4

8. Финансово-бюджетный механизм регулирования национальной экономики

5

2

1

2

9. Социальная политика государства

22

6

6

10

10. Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности

6

2

2

2

11. Государственная политика обеспечения экономической безопасности

8

2

2

4

12. Денежно-кредитная и валютная политика государства

9

2

1

6

13. Структурная политика государства и особенности ее реализации в России

12

-

4

8

14. Правовая база государственного регулирования экономики в РФ

6

-

2

4

Итого

144

40

32

72

^ 6. Лабораторный практикум - не предусмотрено

7. Семинарские занятия.

Семинарское занятие 1. Управление: понятие; содержание аспектов рассмотрения; функции и стадии (4 часа)

Содержание понятия «управление».

Управление как организационное отношения. Требование соответствия между объемами прав и обязанностей, которыми наделяются управляющая и управляемая подсистемы.

Управление как процедура выработки и реализации управленческого решения. Стадии определения и поддержания необходимой/ и достаточной / траектории развития системы. Причины объективного и субъективного характера, требующие оперативного регулирования.

Управление как процесс обмена информацией. Преобразования в цепочке «сведения -информация - знания». Характеристики информации как базы для принятия управленческого решения. Классификационные признаки информации, используемой для управления

Принципы организации проверки выполнения (контроля).

Условия высокоэффективного управления: принцип необходимого разнообразия (принцип Эшби) и механизм его реализации; принцип скользящей перспективы (скользящее программирование и планирование).

^ Семинарское занятие 2. Модели управления экономической системой. (2 часа)

Система: понятие; состав (элементы, подсистемы); признаки системности. Условия жизнеспособности системы. Различие понятий «система», «комплекс», «совокупность».

Модель: определение; ограниченность ее описания; условия использования.

Состав (компоненты) модели управления: блоки; управляющая и управляемая подсистемы; связи между ними (прямые и обратные); воздействие (прямое и косвенное); внешняя среда; взаимоотношения между системой и внешней средой; взаимодействия между компонентами.

Кибернетические модели управления экономической системой:

1.модель саморегулирования системы: сущность и особенности функционирования системы;

2.модель жесткого управления системой: сущность и особенности функционирования системы;

3.модель регулирования системы: сущность и особенность функционирования системы.

Кибернетические модели удержания системы на заранее выбранной и заданной траектории: модель регулирования по рассогласованиям; модель регулирования по критическим параметрам.

^ Семинарское занятие 3. Необходимость и возможность государственного регулирования рыночной экономики (2 часа)

Существующие подходы к сочетанию двух механизмов обеспечения нормального воспроизводства процессов рыночной экономики; к распределению сфер экономики, управляемых механизмом рыночного саморегулирования и механизмом государственного регулирования.

Общество, государство, бизнес. Понятия; функции; условия взаимодействия.

Общие и специфические функции государства по управлению жизнедеятельностью общества.

Причины, определяющие объективную необходимость вмешательства государства в форме регулирования.

Условия, определяющие возможность государственного регулирования национальной экономики на разных уровнях управления.

Особенности механизма государственного регулирования на разных уровнях экономики. Определение траектории развития экономической системы от задаваемой цели до получения результата.

^ Семинарское занятие 4. Оценки эффективности регулирующего воздействия государства на экономические процессы на разных уровнях управления.(2 часа)

Предварительно задаваемые вектор и характер вмешательства как условия оценки.

Содержание понятий “эффективность” и “повышение эффективности”.

Оценки затратной эффективности. Классификация результатов и виды затрат на государственное регулирование экономических процессов на разных уровнях управления.

Количественные показатели и качественные характеристики оценки эффективности регулирующего воздействия государства.

^ Семинарское занятие 5. Основные теоретико-методологические концепции государственного вмешательства в экономику. (2 часа)

Два классификационных признака разграничения концепций: содержание производственных отношений и механизм регулирования воспроизводственных процессов в экономике.

Причины множественности теоретических представлений о роли государства в экономике.

Концепция директивного централизованно-распределительного регулирования.

Концепция индирективного централизованного ресурсо-распределительного регулирования.

Направления деятельности государства в соответствии с теорией меркантилизма.

Сферы и особенности вмешательства государства в экономические процессы в соответствии с классической теорией.

Сферы и направления государственного регулирования экономики в соответствии с кейнсианской теорией.

Представления о направлениях, сферах и особенностях вмешательства государства в экономику в неоклассической теории, в теории монетаризма и в теории неолиберализма.

Неокейнсианская теория о сферах и направлениях государственного регулирования национальной экономики как системы.

Концепция индикативного регулирования рыночной экономики: содержание и формы; особенности и сферы применения; факторы распространения и использования.

^ Семинарское занятие 6.

Особенности государственного регулирования транзитивной экономики/ экономики переходного периода/ в условиях России. (2 часа)

Наиболее важные черты транзитивной экономики.

Основные тенденции динамики в системе «Административно-распределительная экономика – Развитая рыночная экономика».

Концептуальные положения формирования развитой рыночной экономики в России.

Характеристика элементов механизма государственного регулирования экономики.

Особенности субъектов государственного регулирования российской экономики.

Специфика магического многоугольника целей государственного регулирования экономики в России.

Общее, особенное и единичное в определении объектов государственного регулирования российской экономики.

Особенности использования в России традиционного набора методов государственного регулирования экономики.

Семинарское занятие 7. Структурная политика государства и особенности ее реализации в России. (4 часа)

7.1. Государственная структурная политика: сущность; цели и формы ее реализации.

Содержание принципа пропорциональности и сбалансированности; особенности его реализации.

Подходы к формированию и поддержанию государством необходимых межотраслевых, внутриотраслевых пропорций.

7.2. Особенности проведения структурных преобразований в России.

Влияние изменения модели экономической системы на содержание структурной политики; отсутствие единой точки зрения на причинно-следственные связи между реформированием экономики страны и перестройкой структуры.

Влияние распада прежнего экономического пространства страны на стратегию структурной политики государства.

Причины просчетов в финансовом обеспечении структурных преобразований и поддержке приоритетных отраслей. Возможные варианты решения проблемы.

Задачи структурной политики России на ближайшую перспективу.

7.3. Инвестиционная политика государства

Содержание и основные понятия инвестиционного процесса. Государственное регулирование инвестиций: задача и содержание.

Активный и пассивный методы воздействия государства на инвестиционный процесс.

Варианты инвестиционной политики государства в условиях переходной экономики.

Пути стимулирования государством инвестиционной активности частного сектора.

Институты, реализующие инвестиционную политику государства.

Семинарское занятие 8. Социальная политика государства (4 часа)

8.1. Теоретические основы государственной социальной политики.

Основные положения идеологии личной свободы и социального равенства.

Цели и направления социальной политики государства и средства их достижения.

Система показателей характеристики «уровень жизни», используемая для оценки эффективности государственной социальной политики.

8.2. Содержание и особенности реализации отдельных направлений социальной политики государства.

Содержание и формы политики социального страхования.

Формы социальной защиты наемных работников как элемента государственной политики доходов.

Политика прямого вмешательства в первичное распределение денежных доходов в форме заработной платы.

Защита денежных доходов от инфляции. Проблемы расчета коэффициента индексикации.

Меры социальной защиты государством на рынке труда.

Перераспределение доходов через бюджет как элемент социальной политики государства.

Формы поддержки беднейших и низкооплачиваемых слоев населения.

Содержание политики обеспечения граждан необходимыми жилищными условиями.

8.3. Специфика проведения государственной социальной политики в России.

Возможные варианты преодоления дефицита необходимых финансовых ресурсов для одновременного решения и экономических, и социальных задач.

Влияние социального стереотипа иждивенчества.

Необходимость формирования единой и целостной концепции социального развития страны; содержание этой концепции.

Неотработанность политической структуры общественных организаций; возможные варианты решения этой проблемы.

^ Семинарское занятие 9 Формы и методы государственного регулирования занятости. (2 часа)

Основные понятия и показатели трудовых ресурсов, занятости, безработицы.

Оптимально заданная занятость населения и проблемы ее обеспечения.

Направления государственного регулирования занятости.

Инструментарий обеспечения эффективной занятости: экономические, организационные, административно-правовые методы; балансовые обоснования; методы воздействия государства на рынок труда.

Программы решения проблемы занятости.

Институты реализации государственной политики занятости и специфика их функционирования.

^ Семинарское занятие 10. Правовая база государственного регулирования экономики в Российской Федерации. (2 часа)

Законодательное установление общего порядка государственного регулирования национальной экономики.

Формирование и правовое регулирование конкурентной среды.

Факторы и границы повышения эффективности конкуренции. Естественные и неустранимые монополии. Пределы антимонопольного регулирования.

^ Семинарское занятие 11. Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности. (2 часа).

Внешнеэкономическая политика государства и ее составные элементы.

Средства государственного регулирования внешнеэкономической деятельности.

Индикаторы эффективности проводимой внешнеэкономической политики.

Семинарское занятие 12. Государственная политика обеспечения экономической, продовольственной и экологической безопасности (2 часа).

12.1. Государственная политика обеспечения экономической безопасности.

Экономическая безопасность: содержание, формы и составные элементы.

Стратегия экономической безопасности.

Формы и методы обеспечения экономической безопасности страны.

Механизм государственной поддержки высокофондоемких и сырьеемких производств.

12.2. Содержание, формы и методы обеспечения продовольственной безопасности.

12.3. Государственная политика экологической безопасности.

Сущность понятия «экологическая безопасность».

Факторы, влияющие на степень экологической безопасности.

Формы реализации государственной политики экологической безопасности.

Семинарское занятие 13. Государственная финансово-бюджетная, денежно-кредитная и валютная политика (2 часа)

13.1. Сущность и функции финансово-бюджетного механизма регулирования национальной экономики.

Сущность финансово-бюджетной политики государства; закон растущих государственных потребностей; субъекты потоков денежных ресурсов.

Специфика использования финансово-бюджетного механизма для государственного регулирования экономики.

Функция аллокация и функция перераспределения, функция стабилизации.

Последовательность операций реализации финансовой политики государства.

13.2. Государственная политика расходов и государственная политика доходов.

Внешние и внутренние ограничения и условия формирования доходов и расходов государства. Виды сбалансированности государственного бюджета

Задачи, решаемые с помощью политики расходования государственных финансовых ресурсов.

Классификация и структура бюджетных расходов; направления использования бюджетных средств.

Задачи, решаемые с помощью государственной политики доходов.

Продуценты государственных доходов. Классификация форм и методов аккумуляции государственных доходов

13.3. Регулирующее воздействие налоговой системы на процессы разных уровней национальной экономики.

Сущность, особенности и принципы политики налогообложения. Классификация налогов.

Принципы формирования оптимальной налоговой системы. Особенности налоговой системы в РФ.

Особенности стабилизационного и антициклического влияния политики налогообложения на социально-экономические процессы разных уровней управления.

    1. . Механизм денежно-кредитного регулирования экономики государством.

Содержание, цели и особенности государственной денежно-кредитной политики.

Сущность регулирования денежного обращения.

Понятие инфляции и характеристики инфляционной ситуации.

Антиинфляционные программы.

Инструменты денежно-кредитной политики.

Институты, реализующие государственную денежно-кредитную политику.

    1. Государственная валютная политика.

Содержание государственной валютной политики; валютное регулирование как инструмент проведения валютной политики.

Цели и инструменты валютного регулирования.

Валютный курс, факторы и методы его регулирования.

^ 8. Примерная тематика курсовых работ – не предусмотрено

9. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

а) основная рекомендуемая литература:

1. Васильев В.П. Государственное регулирование экономики. - М.: Дело и сервис, 2010.

2. Петров А.Н., Перекатов Б.А., Тютиков Ю.П. и др. Государственное регулирование национальной экономики. Текст лекций. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2007.

б) дополнительная рекомендованная литература:

1. Капканщиков С.Г. Государственное регулирование экономики. - М.: КНОРУС,2010.

2. Blejer, Burton, Panaway, Czarpy. China: Economic Refjrm and Macroeconomic Management. Wash, 1991.

3. Bruno M. Stabilisation and Reform in East Europe:F Peliminary Evabeation International Monitary Fund Working Paper 92|30,Wash,1992.

Информационно-справочные и поисковые системы:

1. Журнал «Директор-Инфо», http://www.director-info.ru

2. Журнал «Маркетинг в России и за рубежом», http:// www.dis.ru/market

3. Журнал «Менеджмент в России и за рубежом», http://dis.ru/manag

4. Журнал «Проблемы теории и практики управления», http:// www. uptp.ru

5. Журнал «Реальный бизнес», http://www.real-business.ru

6. Журнал «Секрет фирмы», http://www.sf-online.ru

7. Журнал «Top-Manager», http://www.top-manager.ru

8. Журнал «Эксперт», http://www.expert.ru

9. Деловая информация – http:// www.delinform.ru

10. E-xecutive – сообщество эффективных менеджеров, http://www.e-xecutive.ru

11. ITeam.Ru – технологии корпоративного управления, http://www.iteam.ru

12. AUP.Ru – Административно-Управленческий Портал, http://www.aup.ru

^ Общероссийская Сеть КонсультантПлюс
Справочная правовая система содержит более 2 600 000 документов - это крупнейший массив правовой информации, доступный пользователям СПС.

http://www.consultant.ru

Система ГАРАНТ - законодательство с комментариями
Компания "Гарант" - одна из крупнейших российских информационных компаний. Направление деятельности - производство и поддержка компьютерной правовой системы ГАРАНТ, информационно - правовое обслуживание предприятий, общественных объединений и организаций.


http://www.garant.ru

Электронные библиотеки




^ Бесплатные электронные книги по бизнесу

http://www.alti.ru/bizbook.htm




^ Библиотека Конгресса США (The Library of Congress)

http://www.loc.gov/index.html




^ Библиотека бизнесмена

http://e-book.city.tomsk.net




Библиотека СПбГУЭФ

http://www.finec.ru/rus/parts/sbio-site/index.html




^ Библиотека электронных книг

http://e-booki.narod.ru/knigi.htm




^ Государственная публичная научно-техническая библиотека России

http://www.gpntb.ru




^ Научная электронная библиотека

http://elibrary.ru




Российская государственная библиотека

http://www.rsl.ru




^ Российская национальная библиотека

http://www.nlr.ru




^ Электронные книги

http://books.mlmbiz.ru

Публичная Интернет-библиотека
Полнотекстовая база данных российских периодических изданий с 1990 года по настоящее время, включающая около 600 периодических изданий из 76 регионов РФ, материалы 20 информационных агентств, а также данные мониторинга основных передач российского телевидения. Пользователям предоставлен в полнотекстовом объеме весь архив с 1990 года, кроме публикаций за текущий год, которые предоставлены в цитированном варианте.

http://www.public.ru

^ Библиотека экономики
Различные экономические тексты: книги, рабочие материалы (working papers), статьи из сборников и журналов, публикации, рефераты, дипломы, диссертации.

http://www.finansy.ru/publ.htm

Электронные книжные магазины




^ Альпина Бизнес букс

http://www.alpina.ru




Бизнес-книга

http://www.bizbook.ru




^ Издательская группа "Дело и сервис"

http://www.dis.ru




Издательский Торговый Дом "КноРус"

http://www.book.ru




^ Издательский Торговый Дом "Питер"

http://www.piter.com




^ Интернет-магазин "Колибри"

http://www.colibri.ru




Интернет-магазин "Озон"

http://oz.by/books/




^ Интернет-магазине Библион

http://www.biblion.ru




ООО торговое предприятие "Бизнес-пресса"

http://www.bpressa.ru




^ Интернет-магазин ведущего российского электронного издательства ИД "РАВНОВЕСИЕ"

http://www.ravnovesie.com

в) программное обеспечение: нет

^ 10. Материально-техническое обеспечение дисциплины:

Мультимедийный проектор, мультимедийная доска, ноутбук, компьютеры, ксерокс.

11. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины.

Изучение дисциплины проводится одним модулем с условным делением на два этапа, по окончанию каждого проводится контрольная работа, позволяющая оценить степень усвоения студентом изученного курса.

Кроме того, студент при подготовке к одному из семинарских занятий должен написать небольшой реферат (или эссе) по дискуссионному вопросу темы данного семинарского занятия. Это, с одной стороны, является формой контроля самостоятельной работы студента (КСР), и, с другой, - основой для обязательного написания реферата по самостоятельно выбранной студентом теме из предлагаемого перечня тем.

Для лучшего усвоения материала учебного курса «Государственное регулирование экономики» предлагается следующая последовательность изучения.

А. Перед каждой лекцией предварительно ознакомиться с перечнем вопросов, содержащихся в рабочей программе дисциплины и рассматриваемых на конкретной лекции. Для более четкого усвоения материала целесообразно в качестве отправных материалов использовать словарь терминов, материалы соответствующих сайтов Интернета, обратить внимание на вопросы самоконтроля, бегло просмотреть соответствующий раздел учебных и учебно-методических пособий.

Нужно учесть, что в учебном пособии представлены только основные положения читаемой лекции. Это, с одной стороны, избавляет студента от необходимости детального конспектирования, а с другой, - предварительное ознакомление с содержанием лекции позволяет более осмысленно включиться творческий процесс восприятия излагаемого материала.

Б. Подготовка, к каждому семинарскому занятию должна начинаться с внимательного ознакомления с перечнем вопросов, рассматриваемых на этом семинарском занятии, и уяснения сути рассматриваемой проблемы.

Затем следует внимательно прочитать соответствующий раздел конспекта, разделы методических указаний к семинарским занятиям. Для уточнения используемых понятий целесообразно обратиться к словарю терминов, что позволит определить место каждого понятия в системе представлений.

Для более глубокого изучения вопросов семинарского занятия целесообразно ознакомиться с информацией, содержащейся в рекомендованной литературе. Кроме этого, целесообразно освежить знания, полученные ранее при изучении курсов, рассматривающих аналогичные проблемы. При этом следует учесть специфику проблем государственного управления национальной экономикой, рассматриваемых в курсе «Государственное регулирование экономики» и в предшествующих курсах. Окончательной формой контроля является дифференцированный зачет.

^ 11.1. Система балльно-рейтинговых оценок для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации по курсу «Государственное регулирование экономики»

^ Балльно-рейтинговая оценка по виду самостоятельной работы студента

№№

Вид работы

Кол-во работ

Минимальное

Кол-во баллов

Максимальное кол-во баллов

1

Написание реферата

1

20

37

2

Контрольная работа

2

18

30

3.

Написание эссе

1

10

20

4.

Активность на семинарских и практических занятиях

13

7

13

Итого:




-

55

100

Дифференцированный зачет (с оценкой) определяется на основе суммы баллов, полученных по всем разделам по результатам самостоятельной работы при условии, что студент по каждому виду набрал количество баллов не менее зачетного минимума. Студент допускается до дифференцированного зачета, если сумма баллов составит 55 и более. Расчет балльно-рейтинговой системы дифференцируемого зачета – 100 баллов. При этом:

55 - 70 – удовлетворительно

71 - 85 – хорошо

86 - 100 – отлично.

Разработчики:

ГОУ ВПО

Санкт-Петербургский

Государственный

Университет экономики и финансов

Доцент кафедры Управления и планирования социально-экономических процессов имени з.д.н. РФ Ю.А. Лаврикова


Т.А.Лаврова

ГОУ ВПО

Санкт-Петербургский

Государственный

Университет экономики и финансов

Доцент кафедры Управления и планирования социально-экономических процессов имени з.д.н. РФ Ю.А. Лаврикова


М.М. Максимов

Эксперт:

Институт проблем региональной экономики РАН

________________

(место работы)


Директор института, д-р экон. наук, профессор


_____________________

(занимаемая должность)


С. А. Кузнецов


_____________________

(инициалы, фамилия)





Скачать, 156.44kb.
Поиск по сайту:

Добавить текст на свой сайт
Загрузка...


База данных защищена авторским правом ©ДуГендокс 2000-2014
При копировании материала укажите ссылку
наши контакты
DoGendocs.ru
Рейтинг@Mail.ru