Загрузка...
Категории:

Загрузка...

Применение технологии проектного обучения в биологии

Загрузка...
Поиск по сайту:


Скачать 109.03 Kb.
Дата16.10.2012
Размер109.03 Kb.
ТипДокументы
Содержание
Тема: «Компьютер и здоровье школьника» возникла на основании актуальности проблемы
Цель работы
Анкета для социологического опроса
Отметьте те симптомы, которые Вы испытываете после работы за компьютером
Основная цель Вашего времяпрепровождения за компьютером
Как Вы считаете, время, проводимое Вами за компьютером, можно было потратить на другую деятельность с большей пользой и эффектив
Цели работы за компьютером учеников 5-11 классов ГОУ ЦО 771 г. Москвы
Непрерывная продолжительность работы на ПК
Подобный материал:






Применение технологии проектного обучения в биологии


Смирнова В.И., учитель биологии ГОУ ЦО №771


Хотя чужое знание может нас кое-чему научить,

мудр бываешь лишь собственной мудростью.

М.Монтень


Сегодня, в век ноосферного развития, в практику работы учителей биологии наряду с традиционной методикой широко входят методы активного обучения: интерактивные, ролевые, деловые, организационно-обучающие игры, метод опорных конспектов, технология модульного обучения и многие другие. С использованием в школе компьютерных технологий для педагогов открылись новые возможности, позволяющие создать условия для развития познавательного интереса школьников к изучаемому предмету. Одним из примеров педагогических технологий, имеющих богатый творческий потенциал, является метод проектов. Метод проектов в нашей школе реализуется с помощью не только традиционных средств: книг, справочников, энциклопедий, аудиозаписей, видеоматериалов, средств массовой информации. Мы используем новые информационные технологии: компьютерные телекоммуникации, мультимедийное оборудование, виртуальные библиотеки, образовательные порталы и сайты общеобразовательных учреждений, материалы интернет-конференций, проводим мультимедиа уроки , применяем анимационные модели в обучении.

Применение технологии проектного обучения позволяет решать задачи формирования творческого мышления, обеспечивает развитие инициативы и самостоятельности учащихся, позволяет применить знания, полученные в процессе обучения в решении практических задач. В преподавании биологии метод проектов не только органично вписывается в учебно-воспитательный процесс на учебном занятии, но и является одной из форм внеурочной деятельности.

Как же осуществляется работа над проектами?

Прежде всего, учащимися определяется актуальная для них проблема, над которой в течение определенного времени, индивидуально или в группе, ребята будут работать. На этом этапе учащиеся формируют умения выявлять проблемы в различных областях знания.

Постановка задачи и составление плана работы развивает умение искать возможные пути решения выбранной проблемы, определять объекты исследования.

Выполнение данного проекта в соответствии с поставленными задачами. Здесь у учащихся развиваются умения выдвигать гипотезы, ставить эксперименты с природными объектами, систематизировать и обобщать полученные данные, анализировать информацию, полученную из разных источников, исследовать биологические процессы.

Подведение итогов работы. Этот этап дает возможность учителю выработать у ребят умения делать аргументированные выводы, обрабатывать данные экспериментальной и опытной работы, оформлять полученные результаты, научить решать познавательные и творческие задачи, работать в сотрудничестве.

Подготовка защиты работы. Ребята самостоятельно готовят презентацию проекта с использованием компьютера, мультимедийного оборудования, выстраивают систему доказательств.

Презентация проекта. Данный этап имеет цель: представить результат своей деятельности, довести до общественности проблему, способы ее решения, доказать правильность решений, что позволяет развивать умения у школьников владеть искусством и культурой коммуникации.

Деятельность субъектов над образовательным проек­том можно представить следующим образом:



Этапы

Задачи

Деятельность учащихся


Деятельность педагога

1. Начинание

Определение темы, уточнение целей, исходного поло­жения. Выбор рабочей группы

1.Уточняют информацию

2.Обсуждают задание

1. Мотивирует учащихся

2. Объясняет цели проекта

3. Наблюдает

2. Планирование

Анализ проблемы. Определение источников информации. Постанов­ка задач и выбор приоритетов оцен­ки результатов. Ролевое распределение в команде.

1.Формируют задачи

2.Уточняют информацию (источники)

3.Выбирают и обосновывают свои критерии успеха

1. Помогает в анализе и синтезе(по необходимости)

2. Наблюдает

3. Принятие решения

Сбор и уточнение информации. Обсуждение альтернатив (мозговой штурм). Выбор оптим. варианта. Уточнение планов деят-ти.

1.Работают с информацией

2. Проводят синтез и анализ идей

3.Выполняют исследование

1. Наблюдает

2. Консультирует

4. Выполнение



Выполнение проекта

1.Выполняет исследование и работают над проектом.

Оформляют проект.


1. Наблюдает

2. Советует (по просьбе)

5. Оценка результатов

Анализ выполнения достигнутых результатов (успехов и неудач) и причин этого. Анализ достижения поставленной цели

Участвуют в коллективном самоанализе проекта и самооценке результатов своего продвижения

1. Наблюдает

2. Направляет процесс анализа (если необходимо)

6. Защита проекта

Подготовка доклада; обоснование процесса проектирования, объяснение полученных результатов. Коллективная защита проекта. Оценка

1. Защищают проект 2. Участвуют в коллективной оценке результатов проекта

Организует процесс коллективной оценки результатов



Метод проектов в своей работе использую на протяжении нескольких лет, как в урочной, так и внеурочной деятельности.

Как появляются темы и организуется работа по методу проектов?!

Темы появляются иногда спонтанно, иногда в выборе темы помогает материал методической литературы, справочной литературы, а иногда темы являются итогом наблюдений окружающего нас мира.

^ Тема: «Компьютер и здоровье школьника» возникла на основании актуальности проблемы».

Сегодня персональный компьютер превратился в непременный атрибут нашей работы и жизни. С появлением сети Интернет он ещё и стал лучшим способом поиска информации, делового общения и отдыха. Однако помимо многочисленных плюсов, которые приносит компьютер человеку, не стоит забывать и о его влиянии на здоровье. В настоящее время в литературе имеются противоречивые мнения о том, оказывает ли вредное влияние на организм работа на компьютере, или эти влияния сводятся к минимуму. Поэтому изучение компьютерного воздействия на организм школьников представляется актуальным. В работе над проектом приняли участие учащиеся 10 – 11 классов.

^ Цель работы: изучить влияние компьютера на здоровье пользователей, подтвердить сделанные выводы путем опроса учащихся ГОУ ЦО 771 и дать практические рекомендации по уменьшению отрицательных проявлений влияний современных информационных технологий на человека.

Задачи исследования:

  1. Изучить заболевания, возникающие при нарушении норм работы на ПК;

  2. Проверить знания учащихся 5 - 11кл. о нормах работы с ПК;

  3. Выявить реальное время, проводимое учащимися за ПК;

  4. Разработать рекомендации для учащихся, родителей и педагогов, с целью сохранения здоровья при работе на компьютере.

Гипотеза: если

  • определить роль и время использования ПК школьниками;

  • изучить влияние компьютера на физиологические функции учащихся;

  • знать и применять профилактические меры при работе на ПК,

то возможно минимальное негативное воздействие компьютера на организм школьника.


Методы исследования :

  • Анализ литературных источников по проблеме «Компьютер и здоровье».

  • Беседа с медицинским работником школы по изучению распространения заболеваний среди школьников.

  • Разработка анкеты «Компьютер для школьника» с целью изучения влияния ПК на здоровье.

  • Социологический опрос учащихся 5-11 классов (110 человек) по разработанной анкете.

  • Анализ результатов исследования и их систематизация. Выбор формы представления результатов исследования (столбчатая диаграммы, таблицы).

  • Моделирование способов решения проблемы:

- разработка памяток для пользователя ПК на основе полученных теоретических и практических сведений.


Теоретическая часть работы посвящена литературным источникам, в которых прослеживается вредное влияние компьютера на здоровье.

По обобщенным данным, у работающих за монитором от 2 до 6 ч в сутки функциональные нарушения центральной нервной системы происходят в среднем в 4,6 раза чаще, чем в контрольных группах; болезни сердечнососудистой системы - в 2 раза чаще; болезни верхних дыхательных путей - в 1,9 раза чаще; болезни опорно-двигательного аппарата - в 3,1 раза чаще. С увеличением продолжительности работы на компьютере соотношение здоровых и больных среди пользователей резко возрастает.





В ходе работы был проведен социологический опрос учащихся школы №771 г. Москвы. В нем приняли участие 25 учеников 5-7 классов, 30 учеников 8-9 классов и 55 учеников 10-11 классов. Данный опрос был проведен для выявления времени работы учеников за компьютером, а так же целей этой работы (игры, учеба, общение и другие). Итоги опроса показаны в диаграммах. Из них следует, что ученики старших классов проводят намного больше времени за компьютером, чем младших. Все они превышают норму допустимого времени, которое не приносит никакого вреда здоровью, и не соблюдают правил работы за компьютером.

^

Анкета для социологического опроса





  1. Как Вы проводите свое свободное время?

А) читаю художественную литературу;

Б) смотрю передачи по телевизору;

В) играю на компьютере;

Г) другое.

  1. Есть ли у Вас дома компьютер?

А) да;

Б) нет.


  1. Сколько часов в день Вы проводите за компьютером?

А) менее часа;

Б) от 1 до 3 часов;

В) от 3 до 5 часов;

Г) другое.


  1. Сколько, по Вашему мнению, можно проводить часов в день за компьютером, не принося вред здоровью:

А) от 1 до 2 часов;

Б) от 2 до 3 часов;

В) другое.


  1. ^ Отметьте те симптомы, которые Вы испытываете после работы за компьютером:

А) головная боль;

Б) головокружение;

В) боли в глазных яблоках;

Г) тошнота;

Д) раздражительность;

Е) онемение суставов;

Ж) никаких;

З) другое.


  1. ^ Основная цель Вашего времяпрепровождения за компьютером:

А) игры, развлечения;

Б) поиск информации по учебе;

В) другое.


  1. Считаешь ли ты себя зависимым от компьютера?

А) да;

Б) нет;

В) другое.

  1. ^ Как Вы считаете, время, проводимое Вами за компьютером, можно было потратить на другую деятельность с большей пользой и эффективностью?

А) да;

Б) нет;

В) другое.


^ Цели работы за компьютером учеников 5-11 классов ГОУ ЦО 771 г. Москвы














^ Непрерывная продолжительность работы на ПК



Учащиеся

Продолжительность, в минутах

1-го класса

10

2-5-х классов

15

6-7-х классов

20

8-9-х классов

25

10-11-х классов

на первом часу занятий – 30,

на втором - 20



Выводы: Здоровье - величайшая человеческая ценность. Хорошее здоровье - основное условие для выполнения человеком его биологических и социальных функций.

Компьютер хоть и интереснейшая игрушка и незаменимый помощник в работе, но это всего-навсего «железка», пусть умная, но лишь машина. «Общение» с ней, каким бы увлекательным не было, ни в коем случае не должно быть продолжительным. Компьютер не заменит игр со сверстниками, прогулок на свежем воздухе и занятий спортом. Нельзя уходить из реального мира в виртуальный.

Компьютер – наш друг, но при неправильном обращении может стать врагом.


Памятка для пользователя ПК:


1. Пользоваться жидкокристаллическим монитором;

2. При приобретении монитора обращать внимание на наличие гигиенического сертификата;

3. Располагать системный блок и монитор как можно дальше от пользователя;

4. Располагать монитор в углу, так, что бы излучение поглощалось стенами;

5. Не оставлять компьютер включенным в течение длительного времени без надобности;

6. Разместить монитор так, что бы его верхняя точка находилась прямо перед глазами или выше;

7. Рабочее место должно быть достаточно освещено, световое поле равномерно распределено по всей площади рабочего пространства;

8. Стул должен иметь спинку и подлокотники, а так же такую высоту, при которой ноги пользователя могут прочно стоять на полу;

9. При работе с мышкой кисть должна быть прямой, и лежать на столе как можно дальше от края;

10. По возможности сократить время работы за компьютером и делать перерывы в работе каждые 10 – 20 минут;

11. Выполнять комплекс упражнений для глаз и общую лечебную гимнастику;

12. Как можно чаще делать влажную уборку помещения и проветривать его;

13. Единственным средством профилактики Интернет-зависимости и игромании является самоконтроль и саморегуляция.

14. Немаловажное значение профилактики переутомления имеет режим труда и отдыха.


Данная работа помогла проанализировать влияние компьютера на здоровье. Возможно, многие учащиеся задумались над этой проблемой, те ребята, которые делали этот проект – несомненно.



Скачать, 260.29kb.
Поиск по сайту:

Добавить текст на свой сайт
Загрузка...


База данных защищена авторским правом ©ДуГендокс 2000-2014
При копировании материала укажите ссылку
наши контакты
DoGendocs.ru
Рейтинг@Mail.ru