Категории:

Психологическое сопровождение формирования трудовой мотивации у женщин, осужденных к отбыванию наказания в местах лишения свободы

Поиск по сайту:


Скачать 320.41 Kb.
Дата25.03.2012
Размер320.41 Kb.
ТипДиссертация
Содержание
Научный руководитель
Официальные оппоненты
Ведущая организация
Общая характеристика работы
Цель исследования
Задачи исследования
Объект исследования
Общая гипотеза
Частные гипотезы
Теоретико-методологическую основу исследования
Методы исследования
Достоверность и обоснованность научных результатов
Выборка исследования
Основные этапы исследования
Научная новизна
Теоретическая значимость исследования.
Практическая значимость.
Положения, выносимые на защиту
Апробация и внедрение результатов исследования
Структура и объем диссертации
...
Полное содержание
Подобный материал:


На правах рукописи


Варелджян Каринэ Робертовна


ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ТРУДОВОЙ МОТИВАЦИИ У ЖЕНЩИН, ОСУЖДЕННЫХ

К ОТБЫВАНИЮ НАКАЗАНИЯ В МЕСТАХ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ


Специальность 19.00.03 – психология труда,

инженерная психология и эргономика


АВТОРЕФЕРАТ

на соискание ученой степени

кандидата психологических наук






ТВЕРЬ 2010

Диссертация выполнена на кафедре психологии труда, организационной и клинической психологии ГОУ ВПО «Тверской государственный университет»



^ Научный руководитель

доктор психологических наук, профессор

Жалагина Татьяна Анатольевна,

ГОУ ВПО «Тверской государственный университет»


^ Официальные оппоненты:

доктор психологических наук, профессор

Феоктистова Светлана Васильевна,

НОУ ВПО «Российский Новый Университет»


кандидат психологических наук,

Корзин Александр Борисович,

ФГОУ СПО «Тверской государственный индустриально-экономический колледж им. А.Н. Коняева».


^ Ведущая организация

Институт психологии

Российской академии наук

Защита состоится «29» июня 2010 г. в 12 часов на заседании диссертационного совета Д 212.263.01 при ГОУ ВПО «Тверской государственный университет».

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке ГОУ ВПО «Тверской государственный университет»; с авторефератом – на сайте Тверского государственного университета: university.tversu.ru


Автореферат разослан «28» мая 2010 г.


Ученый секретарь

диссертационного совета,

кандидат психологических наук М.В. Мороз

^ ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. В современных социокультурных условиях все более устойчиво проявляются тенденции к построению гражданского общества, позиционируется направленность на его гуманизацию, что предопределяет усиление внимания к тем слоям населения, которые образуют так называемые группы риска. В связи с этим ключевыми являются проблемы: во-первых, трудовой занятости представителей данной группы населения, во-вторых, формирования у них позитивного отношения к труду как ведущему ценностному основанию жизнедеятельности человека. Несомненно, мотивы трудового поведения у различных людей предопределяются тем, что каждый человек обладает некой системой индивидуальных потребностей, интересов, ценностей, удовлетворение которых осуществляется или должно осуществляться в труде. В данном контексте особый социальный смысл приобретает решение обозначенной проблемы у людей, оказавшихся в местах лишения свободы.

Актуализация вопроса трудовой мотивации имеет непреходящий характер, поскольку сама постановка его направлена на снижение безработицы, повышение на микроуровне удовлетворенности трудом, а на макроуровне – эффективности экономики в целом. Между тем существующая тенденция пассивного ожидания экономического подъема со стороны отдельных групп населения приводит к обострению проблемы безработицы, сопряженной с ней социальной изоляцией, что неизбежно приводит к потере трудовой мотивации.

Феномен пассивного поведения особенно актуален для осужденных женщин, так как часто следствием отбывания наказания в виде лишения свободы является дезадаптация, нарушаются формы взаимодействия с социальной средой, что препятствует формированию адекватной реакции на жизненные ситуации. Эффективной формой решения данной проблемы может стать психологическое сопровождение формирования трудовой мотивации женщин, осужденных к лишению свободы. Основной идеей сопровождения является необходимость развития самостоятельности и ответственности субъекта деятельности, что является одним из основных аспектов успешной ресоциализации осужденных к лишению свободы. Этот процесс призван актуализировать труд для данной категории лиц как человеческую ценность, потребность в самореализации, самоутверждении, а не как способ исполнения наказания, бессмысленный и отягощающий личность осужденного. В связи с этим целесообразно создание модели психологического сопровождения, которая призвана обеспечить направленную деятельность, предполагающую создание психологических условий, способствующих формированию внутренней мотивации к труду в перспективе будущего у осужденных в качестве одного из аспектов их успешной ресоциализации.

В данном диссертационном исследовании комплексно представлены принципы психологического сопровождения осужденных и закономерности формирования у них трудовой мотивации в перспективе будущего. В частности, рассмотрены структурно-динамические изменения трудовой мотивации в процессе психологического сопровождения; изучена взаимосвязь трудовой мотивации с характеристиками социально-психологической адаптации, демографическими и социально-психологическими характеристиками; разработана и апробирована модель психологического сопровождения формирования трудовой мотивации в контексте перспективы будущего у женщин, осужденных к лишению свободы.

^ Цель исследования: выявить теоретико-методологические предпосылки и обосновать специфические психологические условия эффективного формирования трудовой мотивации у женщин, осужденных к лишению свободы.

^ Задачи исследования:

  1. Раскрыть теоретико-методологические основы психологического сопровождения как способа формирования трудовой мотивации у женщин, осужденных к лишению свободы.

  2. Осуществить теоретический анализ основных подходов к рассмотрению феномена трудовой мотивации и определить его детерминанты в условиях пенитенциарных учреждений.

  3. Разработать и реализовать модель психологического сопровождения формирования трудовой мотивации у женщин, осужденных к лишению свободы в перспективе будущего.

  4. Выявить специфику и определить структуру трудовой мотивации у осужденных женщин.

  5. Определить взаимосвязь трудовой мотивации со сформированностью трудовой перспективы, социально-психологическими характеристиками адаптации, отношением к труду и представлениями осужденных о труде.

  6. Исследовать эффективность модели психологического сопровождения формирования трудовой мотивации у осужденных в перспективе будущего.

  7. Выработать практические рекомендации по организации психологического сопровождения формирования трудовой мотивации осужденных в рамках деятельности психологических служб пенитенциарных учреждений.

^ Объект исследования: трудовая мотивация у женщин, осужденных к отбыванию наказания в местах лишения свободы.


Предмет исследования: психологическое сопровождение формирования трудовой мотивации у осужденных женщин.

^ Общая гипотеза

Формирование трудовой мотивации у осужденных женщин может быть более успешным при осуществлении соответствующего целенаправленного психологического сопровождения данного процесса, ориентированного на перспективу будущего.

^ Частные гипотезы:

  1. Структура трудовой мотивации осужденных детерминирована и взаимосвязана с представлениями осужденных о труде, отношением к труду, степенью сформированности трудовой перспективы и социально-психологическими характеристиками адаптации.

  2. Структура трудовой мотивации характеризуется у осужденных преобладанием внешней отрицательной мотивации.

  3. При преобладании внешней отрицательной мотивации, как компонента общей структуры трудовой мотивации, возникает дефицит абриса трудовой деятельности в будущем.

  4. Эффективной формой реализации психологического сопровождения с целью формирования трудовой мотивации осужденных в перспективе будущего в условиях исправительной колонии является психологический тренинг.

^ Теоретико-методологическую основу исследования составляют:

фундаментальные методологические принципы психологии: объективности, детерминизма, системности, субъектности (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, П.К. Анохин, Л.И. Анциферова, В.А. Барабанщиков, Д.Н. Завалишина, В.П. Зинченко, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, С.Л. Рубинштейн, В.Д. Шадриков, А.В. Юревич и др.); положения системного и субъектно-деятельностного подходов (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, В.Г. Асеев, В.А. Барабанщиков, А.В. Брушлинский, Л.Г. Дикая, А.Л. Журавлев, В.В. Знаков, Е.П. Ильин, Б.Ф. Ломов, С.Л. Рубинштейн, Е.В. Шорохова и др.); контекстуальная теория развития личности (А. Бандура, Г.С. Салливан, Д. Сервон, Р. Хиггинс и др.).

В диссертационной работе мы также опираемся на исследования отечественных и зарубежных ученых феномена психологического сопровождения (Р.Г. Казакова, А.П. Тряпицына, А. Котиев, С.Г. Рудаков и т.д.); понимания сущности, природы, структуры мотивации (С.Л. Рубинштейн, В.Г. Асеев, А.Н. Леонтьев, А. Маслоу, Х. Хеккаузен и т.д.); внутренней мотивации (E.L. Deci, R.M. Rayan, Е.П. Ильин, В.И. Чириков и др.); трудовой мотивации (Х. Хекхаузен, Ф. Герцберг, В.Врумм и др.); мотивации в перспективе будущего (J. Nuttin, H. Markus и др.); временной перспективы (К.А. Абульханова-Славская, С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев, Н.А. Логинова, Л.И. Анцыферова, Т.Б. Карцева, В.И. Ковалев, А.А. Кроник, Р.А. Ахмеров, К.В. Карпинский, В.М. Слуцкий, С.С. Гончарова, М.И. Яковчук и т.д.); отдельных аспектов мотивационной сферы и направленности личности осужденных в отечественной науке (В.Г. Деев, О.И. Зотова, А.Р. Ратинов, А.Р. Лурия, К.К. Платонов, Л.А. Высотина, В.Н. Кудрявцев, А.И. Ушатиков, М.Г. Дебольский, А.В. Наприс); проблемы дезадаптации в процессе пребывания женщин в местах лишения свободы (Ю.А. Алферов, М.Н. Гернет, А.Д. Глоточкин, В.И. Гуськов, Ю.М. Антонян, Т.Н. Волкова, А.Т. Потемкина, В.А. Серебрякова, Е.В. Середа, А.В. Чернышева, Т.А. Шмаева и др.); феномена трудовой деятельности (Е.А. Климов, Н.В. Кузьмина, А.Л. Журавлев, А.В. Петровский, В.Д. Шадриков).

^ Методы исследования

Для достижения определенной цели, решения поставленных задач и проверки выдвинутых гипотез использовалась композиция различных методологических подходов, методов и методик сбора и обработки эмпирических данных: основные и широко применяющиеся методологические подходы и принципы, являющиеся общим средством планирования и проведения эмпирических исследований; методы получения информации по проблеме исследования: аналитический обзор литературы, анкетирование, методики опросного типа, контент-анализ.

Использовались общие и специфические методики по отношению к исследуемой проблематике: анкета «Качество трудовой жизни» (А.П. Егоршин), методика «Структура мотивации трудовой деятельности» (К. Замфир), модифицированная методика «Диагностика структуры мотивов трудовой деятельности» (Т.Л. Бадоев), методика «Диагностика социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда», проективный рисунок «Я в процессе трудовой деятельности», методика «Незавершенные предложения», авторская анкета «Исследование отношения к труду и сформированности жизненных планов у осужденных женщин».

С целью верификации данных применялись математико-статистические методы обработки эмпирических данных: описательная статистика, частотный анализ, корреляционный анализ, анализ надежности, непараметрические критерии Манна – Уитни, Краскалла – Уоллеса, χ2 – Пирсона, Вилкоксона, Фридмана. Данные проверялись на нормальность распределения. Для обработки данных использовалась программа SPSS ver. 17.

^ Достоверность и обоснованность научных результатов обеспечивалась: методическими принципами, положенными в основу глубинного теоретического анализа изучаемой проблемы; адекватностью научного аппарата – методов и методик, программы исследования; поставленными целями и задачами; репрезентативностью выборки респондентов; сочетанием количественного и качественного анализов результатов; применением соответствующих методов математической статистики.

^ Выборка исследования представлена группой женщин из 300 человек в возрасте 20 – 55лет, осужденных к лишению свободы и отбывающих наказание в исправительной колонии общего режима. На формирующем этапе исследования респонденты были распределены на контрольную и экспериментальную группы.

В исследовании принимали участие респонденты, различающиеся: по возрасту; образованию; стажу трудовой деятельности до лишения свободы; по сроку отбывания наказания; по времени до окончания срока наказания.

^ Основные этапы исследования

Исследование психологического сопровождения формирования трудовой мотивации у женщин, осужденных к лишению свободы, происходило в четыре этапа. Первые три этапа были направлены на решение задачи – разработать модель психологического сопровождения формирования трудовой мотивации у осужденных женщин.

1-й этап (2006 – 2007 гг.) – постановка и обоснование проблемы психологического сопровождения формирования трудовой мотивации у женщин, осужденных к лишению свободы, выбор объекта и предмета исследования, формулировка общей гипотезы; теоретический анализ разработанности научной проблемы психологического сопровождения формирования трудовой мотивации, ее детерминант в условиях лишения свободы.

2-й этап (2007 – 2008 гг.) – моделирование психологического сопровождения формирования трудовой мотивации у осужденных женщин (определение методологических принципов, основных ее компонентов, критериев эффективности); разработка дополнительного психодиагностического инструментария для определения отношения осужденных к труду; пилотажное исследование (приняли участия 53 респондента).

3-й этап (2008 – 2009 гг.) – реализация модели психологического сопровождения формирования трудовой мотивации в перспективе будущего у женщин, осужденных к лишению свободы; на данном (формирующем) этапе принимали участия 300 испытуемых, которые на этапе реализации модели были распределены на экспериментальную и контрольную группы.

4-й этап (2008 – 2009 гг.) – исследование эффективности модели психологического сопровождения формирования трудовой мотивации в перспективе будущего у осужденных; изучение динамики трудовой мотивации и ее детерминант.


^ Научная новизна исследования заключается в следующем:

  • обобщены и систематизированы теоретические основы изучения формирования трудовой мотивации у женщин, осужденных к лишению свободы, в контексте психологического сопровождения, что обогащает соответствующие направления дальнейшего развития психологии труда;

  • определены теоретико-методологические основания моделирования психологического сопровождения формирования трудовой мотивации в условиях пенитенциарных учреждений;

  • разработана и реализована модель психологического сопровождения формирования трудовой мотивации в перспективе будущего;

  • определены критерии ее эффективности. Разработан дополнительный психодиагностический инструментарий для определения отношения осужденных к труду;

  • спроектирована программа психологического тренинга «Формирование трудовой мотивации в перспективе будущего» в процессе целостного психологического сопровождения формирования трудовой мотивации в контексте пенитенциарного воздействия;

  • определены структура и детерминанты трудовой мотивации осужденных женщин, исследована их динамика в процессе психологического сопровождения.

^ Теоретическая значимость исследования.

Полученные результаты вносят вклад в развитие теоретических основ психологии труда, мотивации трудовой деятельности, в частности, систематизируют и обогащают сущность психологического понимания труда и трудовой мотивации.

Уточнено и дополнено содержание понятия «психологическое сопровождение» с учетом специфики пенитенциарного пространства в условиях лишения свободы.

Обоснована сущность процесса формирования трудовой мотивации у осужденных женщин в перспективе будущего.

Определены методологические основы модели психологического сопровождения формирования трудовой мотивации.

Исследование структуры трудовой мотивации во взаимосвязи с демографическими и социально-психологическими характеристиками способствует развитию проблемы субъекта, психологической теории трудовой и профессиональной деятельности.

Теоретический анализ и эмпирическая верификация проблемы формирования трудовой мотивации, реализуемой через моделирование психологического сопровождения данного процесса, направлены на развитие концепций мотивации профессиональной деятельности, эффективности труда и развитие человеческих ресурсов в труде.

^ Практическая значимость.

Проведенное исследование расширяет диапазон знаний о специфике трудовой мотивации у женщин, осужденных к лишению свободы. Изучение взаимосвязи трудовой мотивации с демографическими и социально-психологическими характеристиками и ее динамики в процессе психологического сопровождения трудовой мотивации может способствовать более эффективному и целесообразному психологическому воздействию на личность осужденного в пенитенциарных учреждениях. Разработанный дополнительный психодиагностический инструментарий для определения отношения осужденных к труду во временной перспективе может быть использован психологами исправительных учреждений. Представленная целостная модель психологического сопровождения формирования трудовой мотивации и совокупность выявленных в работе особенностей трудовой мотивации у осужденных, кроме специализированных исправительных учреждений могут быть использованы в процессе профессиональной подготовки и переподготовки психологов, социальных работников и юристов.

^ Положения, выносимые на защиту:

  1. Психологическое сопровождение как интегративная технология, миссия которой заключается в создании условий для восстановления потенциала развития и саморазвития личности с целью ее дальнейшего самостоятельного успешного существования в социуме, является эффективным способом формирования трудовой мотивации у женщин, осужденных к лишению свободы.

  2. Особенностью формирования мотива в условиях принудительного характера трудовой деятельности является принятие личностью приказа, требований, принуждения или даже просьбы как цели. В этих обстоятельствах цель не возникает из развития потребностей субъекта, а накладывается на уже существующую систему потребностей, соответствуя ей в различной степени.

  3. Формирование трудовой мотивации у осужденных женщин в предопределяющей степени обусловлено эффективностью моделирования психологического сопровождения данного процесса. В качестве критериев этой эффективности выступают: увеличение значимости внутренних мотивов в общей структуре трудовой мотивации; повышение адаптационных способностей личности; устойчивое положительное отношение к труду; сформированность абриса трудовой деятельности в перспективе будущего.

  4. Психологический тренинг является эффективной формой реализации психологического сопровождения трудовой деятельности в пенитенциарных учреждениях, как система взаимодействий, направленных на позитивное развитие личности осужденных в рамках объективно существующей среды, формирование метапрофессиональных характеристик, способствующих полноценной адаптации в социуме.

  5. Психологическое сопровождение формирования внутренней мотивации к труду у осужденных женщин в контексте перспективы будущего позволяет им осуществить переход от позиции долженствования к ее принятию как личностно значимой, соответствующей собственным интересам и установкам, что, в свою очередь, способствует снижению влияния дезадаптирующих факторов, объективно возникающих в местах лишения свободы.

^ Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись посредством выступлений и их обсуждения на заседаниях кафедры психологии труда, клинической и организационной психологии Тверского государственного университета (ТвГУ). Материалы диссертационного исследования были представлены на научных конференциях «Психология, образование, социальная работа: актуальные и приоритетные направления исследований» (Тверь, 2007, 2008, 2009, 2010); межрегиональной научно-практической конференции, посвященной памяти Г.В. Телятникова (Тверь, 2007 г.); юбилейной конференции «Тенденции развития современной психологической науки» (Москва, 2007); «круглом столе» международной научно-практической конференции «Социальные риски в современном поликультурном обществе: психологические и педагогические аспекты» (Тверь, 2008 г.); межкафедральном научно-методическом семинаре аспирантов и соискателей факультета психологии и социальной работы ТвГУ (Тверь, 2008 г.); международной научно-методической конференции «Интегративная психология: теория и практика» (Ярославль, 2009); молодежном межрегиональном форуме молодых исследователей (Сочи, 2010). Международная научно-практическая конференция «Психология управления в современной России: теория, эмпирические исследования, практика» (Тверь, 2010). Основные положения работы изложены в научных статьях автора различных изданиях, в том числе в ведущих журналах, рекомендованных ВАК.

Полученные в диссертационном исследовании теоретические и эмпирические результаты использовались при разработке курса лекций по читаемой диссертантом дисциплине для студентов-психологов ТвГУ «Психология аддиктивного поведения». Результаты исследования и практические рекомендации внедрены в практику работы психологической службы ФГУ ИК №5 УФСИН России по Тверской области и ФГУ ИК №2 УФСИН России по городу Санкт-Петербургу и Ленинградской области.

^ Структура и объем диссертации определены общей логикой, целью и задачами исследования. Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, включающих 12 параграфов, выводов, заключения, списка литературы, 17 приложений. Список литературы включает 192 источника, из них 29 на английском языке. Текст работы содержит 27 рисунков. Общий объем диссертации – 181 страница.


^ ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Во введении диссертации обосновывается актуальность темы исследования, анализируется степень ее разработанности, определяются объект, предмет исследования, цель и задачи, гипотезы; характеризуются научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы, а также формулируются основные положения, выносимые на защиту.

^ Первая глава «Теоретические основы психологического сопровождения формирования трудовой мотивации у осужденных женщин в местах лишения свободы» посвящена теоретическому анализу психологического сопровождения как направлению деятельности психологической службы в колонии, специфики мотивации к труду у осужденных женщин, влияния дезадаптации осужденных женщин на мотивацию к труду, трудовой мотивации осужденных женщин в перспективе будущего.

В исследованиях психологическое сопровождение трактуется как особая форма пролонгированной психологической помощи, обеспечивающая создание специфических условий для самостоятельного принятия субъектом оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора. Характеризуемый феномен представляет собой один из видов целостной и комплексной системы поддержки и психологической помощи, осуществляемой в рамках деятельности социально-психологических служб. Предназначением психологического сопровождения является создание условий для восстановления потенциала развития и саморазвития личности, что в результате максимально содействует эффективному выполнению человеком своих основных функций (Р.Г. Казакова, А.П. Тряпицына, А. Котиев и т.д.).

Принципиальный смысл осуществления психологического сопровождения в условиях пенитенциарных учреждений детерминирован необходимостью развития самостоятельности личности осужденного в процессе принятия им оптимального решения актуальной проблемы, что выступает в качестве одной из основных задач исправительного воздействия (А.Д. Глоточкин, В.И. Гуськов, Ю.М. Антонян, Т.Н. Волкова и т.д.).

Результаты теоретического исследования дают основания сделать вывод о том, что процесс трудовой деятельности осужденных позволяет реализовать им ряд определенных потребностей: в уважении, признании другими; в обретении и сохранении социального статуса; удовлетворении материальных потребностей; в общении, дружеских и приятельских отношениях; в познании, изучении нового, самопознании; в самовыражении, проявлении себя; в сопричастности к общему делу; в удовлетворенности собой, нравственными аспектами собственной жизнедеятельности; в самореализации, удовлетворенности своим жизненным путем; в достижении результатов и преодолении препятствий. Значимым в данном контексте является то, что даже частичная реализация обозначенных потребностей способствует формированию чувства удовлетворенности наличными условиями бытия у осужденных.

Особенностью формирования мотива в условиях принудительного характера трудовой деятельности является принятие личностью приказа, требований, принуждения или даже просьбы как цели. В этих обстоятельствах цель не возникает из развития потребностей субъекта, а накладывается на уже существующую систему потребностей, соответствуя ей в различной степени. Поскольку у осужденного к лишению свободы сформирована внутренняя позиция долженствования в отношении выполняемой им определенной роли, то возникает важный психологический момент: эта цель принимается индивидом как собственная, соответствующая его интересам и установкам (Е.П. Ильин).

При изучении феномена мотивации в ряде работ выделены категории внешней и внутренней мотивации. Результаты исследований свидетельствуют о том, что многократное использование стимулов внешней мотивации минимизирует ее смысловой контекст, что, в свою очередь, может способствовать ориентации человека на сугубо личные интересы (E.L. Deci, R.M. Rayan, Е.П. Ильин, В.И. Чириков и др.).

Необходимо подчеркнуть, что достижение внутренней мотивации происходит при условии осознания индивидом своего участия в трудовом процессе в качестве приоритетной ценности жизнедеятельности. Внутренняя мотивация более устойчива в отсутствии видимых наград, положительно влияет на когнитивную гибкость, способствует успешному обучению, вызывает позитивные эмоции, выступает источником развития личности. Между тем пребывание в социальной изоляции способствует усвоению осужденными отрицательных установок и ориентаций, влияет на усиление негативных изменений их личностных характеристик.

Следствием отбывания наказания в виде лишения свободы является дезадаптация, что проявляется в утрате интереса субъекта к трудовой деятельности, которая перестает удовлетворять его основные потребности. В результате все оставшиеся ресурсы человека направлены на поддержание личного гомеостаза.

В процессе теоретического анализа выявлена тенденция взаимодополнения существующего многообразия различных подходов к изучению временной перспективы в целом и перспективы будущего в частности (К.А. Абульханова-Славская, С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев, Н.А. Логинова, Л.И. Анцыферова и т.д.) Осужденным сложно проектировать и четко планировать ход своих действий для достижения отдаленной цели, что обусловливает дефицит связи трудовой мотивации с перспективой будущего. Это детерминирует, в свою очередь, насильственный характер труда осужденных, актуализирует комплекс проблем «принудительного труда». Поэтому моделирование психологического сопровождения формирования трудовой мотивации у осужденных женщин следует рассматривать в контексте перспективы будущего. Важным условием ресоциализации являются сформированные навыки поэтапного планирования своей трудовой деятельности, ее результатов.

Психологическое сопровождение трудовой деятельности осужденных женщин способствует, во-первых, качественному изменению их отношения к значимости труда, во-вторых, осознанию его перспектив, способов и средств восстановления утраченных психосоциальных связей в контексте своих реальных возможностей, в-третьих, формированию более четкого и адекватного образа будущего. В целом психологическое сопровождение должно способствовать снижению воздействия дезадаптирующих факторов в колонии и более успешному протеканию постпенитенциарного периода.

^ Во второй главе «Моделирование психологического сопровождения формирования мотивации к труду у осужденных женщин» рассматриваются методологические аспекты моделирования психологического сопровождения мотивации к труду у осужденных женщин; проектируется модель психологического сопровождения формирования трудовой мотивации у женщин, осужденных к лишению свободы.

Следует отметить, что моделирование психологического сопровождения обусловлено необходимостью гармонизации влияния внешней среды в сочетании со специально организуемыми условиями в целях повышения эффективности формирования трудовой мотивации и профессиональной направленности у осужденных к лишению свободы.

В контексте специфики пенитенциарных учреждений основной формой реализации психологического сопровождения трудовой деятельности представляется психологический тренинг как система взаимодействий, направленных на позитивное развитие личности осужденных, формирование у них метапрофессиональных характеристик, способствующих полноценной адаптации в социуме. В связи с чем была создана программа психологического тренинга «Формирование внутренней мотивации к труду в перспективе будущего у осужденных женщин» состоящая из четырех блоков.

2
































Рис. 1 Модель психологического сопровождения формирования трудовой мотивации осужденных женщин


^ Глава третья посвящена исследованию эффективности модели психологического сопровождения формирования трудовой мотивации у осужденных женщин в условиях исправительной колонии. В ходе психологического сопровождения: спроектирована программа эмпирического исследования; определена специфика и динамика компонентов модели психологического сопровождения формирования трудовой мотивации и их взаимосвязь со структурой трудовой мотивации осужденных; выявлены особенности варьирования компонентов модели психологического сопровождения формирования трудовой мотивации относительно демографических и социально-психологических характеристик.

В процессе эмпирического исследования разработан дополнительный психодиагностический инструментарий для оценки отношения к труду осужденных женщин, представленный анкетой «Исследование отношения к труду и сформированности жизненных планов у осужденных женщин» и проективным рисунком «Я в процессе трудовой деятельности».

Основываясь на теории внутренней мотивации, эмпирическим путем выявлена специфика и структура трудовой мотивации женщин, осужденных к лишению свободы: внешняя отрицательная мотивация > внешняя положительная мотивация > внутренняя мотивация (рис. 2).



Рис. 2. Общая структура мотивации трудовой деятельности субъектов труда в условиях колонии


Установлено и статистически подтверждено, что у испытуемых существует дефицит сформированности отношения к труду (когнитивный компонент – 20%; поведенческий компонент – 18%; эмоциональный компонент – 34%). Большинство осужденных в большей мере воспринимают труд как источник «возможностей» (в данном случае как внешней характеристики), «материального благополучия» и «наказания». Выявлены показатели реальной и желаемой схемы мотиваторов удовлетворенности трудом. Наиболее значимыми для общей выборки оказались внешние факторы: «отношение администрации к труду, отдыху и быту работников»; «взаимоотношения с коллегами»; «размер заработной платы»; «удовлетворенность работой в целом». К тому же у большинства респондентов (79%) не сформирован абрис трудовой деятельности в перспективе будущего.

Выявлена общая характеристика социально-психологической адаптации осужденных женщин. Специфика интегрального уровня адаптации испытуемых (53,4%) выражается в соотношении схожих показателей дезадаптивности (47%) и адаптивности (53%).

Проведенное исследование позволяет констатировать, что компоненты структуры трудовой мотивации связаны со сформированностью трудовой перспективы, социально-психологическими характеристиками адаптации, отношением и представлениями осужденных о труде. При повышении значимости внутренних компонентов трудовой мотивации отношение осужденных к труду носит более сформированный характер; в представлениях о труде существенное место занимает версия «труд – как способ развития личности»; выше оценивается выполнение ожиданий «организации труда», «санитарно-гигиенических условий», «размера заработной платы», «возможности повышения квалификации», «удовлетворенности работой в целом», «отношения администрации к труду»; увеличивается значимость желаемых мотиваторов в схеме удовлетворенности трудом, таких, как: «возможность повышения квалификации», «потребность в реализации индивидуальной деятельности»; снижается дефицит абриса трудовой деятельности в будущем и степень дезадаптивности.

Выявлено, что структура трудовой мотивации, сформированность трудовой перспективы, социально-психологическая адаптация, представления и отношение осужденных к труду варьируются относительно следующих демографических и социально психологических характеристик: возраст, срок до окончания наказания, уровень образования, наличие профессии, стаж профессиональной деятельности до колонии.

В ходе исследования подтверждена эффективность модели психологического сопровождения формирования трудовой мотивации у женщин, осужденных к лишению свободы посредством следующих динамических преобразований, получивших статистическое подтверждение в экспериментальной группе и их отсутствием в контрольной:

  • статистически подтвержденны изменения в структуре трудовой мотивации в ходе психологического сопровождения формирования трудовой мотивации в экспериментальной группе (рис. 3);



Рис. 3. Динамика структуры трудовой мотивации в экспериментальной группе


  • более существенные изменения в показателях сформированности отношения к труду были выявлены на уровнях поведенческого (р≥0,024) и когнитивного (р≥0,016) компонентов;

  • в социальных представлениях респондентов о труде повысилась актуальность категории «развитие личности» и менее актуальным стали представления о труде как «наказании» и «обязанности» (рис 4);




Рис. 4. Динамика социальных представлений в экспериментальной группе


  • в показателях желаемой схемы мотиваторов удовлетворенности трудом наиболее значимыми для испытуемых стали факторы, относящиеся к внутренним мотиваторам;

  • повысилось общее количество респондентов со сформированным представлением о трудовой деятельности в перспективе будущего;

  • снизились показатели дезадаптивности, что способствовало повышению социально-психологической адаптации осужденных.



Рис. 5. Динамика социально-психологической адаптации в экспериментальной группе


На основании проведенного теоретического и эмпирического исследования выработаны практические рекомендации для психологов пенитенциарных учреждений по решению практических задач ресоциализации, в основе которых лежит модель психологического сопровождения формирования трудовой мотивации у осужденных женщин в контексте перспективы будущего.

В заключении подведены итоги исследования, обобщены основные его результаты, сформированы выводы, позволяющие подтвердить выдвинутую гипотезу.


^ ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Теоретический анализ отечественной и зарубежной психологической литературы позволил обобщить и систематизировать сущность психологического сопровождения трудовой деятельности осужденных женщин как интегративной технологии, основной идеей которой является создание условий для восстановления потенциала развития и саморазвития личности с целью ее самостоятельного успешного дальнейшего существования в социуме, осознание возможных перспектив, способов и средств восстановления утраченных психосоциальных связей в контексте своих реальных возможностей, формирование более четкого и адекватного образа будущего.

Определены принципы психологического сопровождения и специфика организации трудовой деятельности исправительных колоний, в контексте которых спроектирована и реализована модель психологического сопровождения формирования трудовой мотивации у женщин, осужденных к лишению свободы. Выработаны критерии эффективности модели: увеличение значимости внутренних мотивов по отношению к труду; повышение адаптационных способностей личности; устойчивое положительное отношение к труду; сформированность абриса трудовой деятельности в перспективе будущего.

В контексте психологического сопровождения разработана программа тренинга для женщин, осужденных к лишению свободы «Формирование трудовой мотивации в перспективе будущего», основанная на теории внутренней мотивации, способах ее развития, теории временной перспективы. Система формирования трудовой мотивации построена на принципах системности, структурированности, организованности, гибкости, результативности, эффективности, последовательности, наличии обратной связи.

В процессе эмпирического исследования в контексте теории внутренней мотивации определена структура трудовой мотивации осужденных женщин, выражающаяся в следующем соотношении: внешняя отрицательная мотивация > внешняя положительная мотивация > внутренняя мотивация. Данное соотношение признано наиболее неэффективным.

Трудовая мотивация взаимосвязана с демографическими и социально-психологическими характеристиками испытуемых (возраст; срок до окончания наказания; уровень образования; наличие профессии; стаж профессиональной деятельности до колонии). Данные результаты способствуют более дифференцированному психологическому сопровождению осужденных.

Психологическое сопровождение формирования трудовой мотивации у осужденных женщин вызывает следующие динамические преобразования: в структуре трудовой мотивации повышается значимость показателей внутренней и внешней положительной мотивации; повышается степень сформированности отношения к труду (более ярко изменения выражены в когнитивном и поведенческом компоненте); в социальных представлениях респондентов труд выступает в бо'льшей мере как «материальное благополучие» и «развитие личности», нежели как «наказание» и «обязанность»; в показателях желаемой схемы мотиваторов удовлетворенности трудом наиболее значимыми для испытуемых представляются факторы, относящиеся к внутренним мотиваторам; повысилось общее количество осужденных со сформированным представлением трудовой деятельности в перспективе будущего; снизились показатели дезадаптивности, что способствовало повышению социально-психологической адаптации осужденных.

В целом данная динамика рассматриваемых феноменов в экспериментальной группе и отсутствие их в контрольной группе свидетельствуют об эффективности модели психологического сопровождения формирования трудовой мотивации у женщин, осужденных к лишению свободы, так как полученные результаты соответствуют отвечают выделенным критериям ее эффективности.

Однако в рамках выполненного исследования не представляется возможным полностью рассмотреть все аспекты сложного и многогранного его предмета. Перспективы дальнейших исследований связаны с изучением достигнутого эффекта в процессе реализации модели психологического сопровождения формирования трудовой мотивации, например, при длительном нахождении осужденных в условиях лишения свободы, а также с определением специфики и эффективности реализации осужденных в труде после освобождения.


^ Публикации, отражающие основное содержание диссертации

Статьи в ведущих журналах, рекомендованных ВАК РФ

  1. Варелджян К.Р. Особенности структуры трудовой мотивации осужденных [Текст] / Варелджян К.Р. // Мир образования – образование в мире. – 2010. – №1 (37). – С. 180–187 (0,5 п. л.).

  2. Варелджян К.Р. Сущность и особенности психологического сопровождения трудовой мотивации в условиях пенитенциарных учреждений [Текст] / Варелджян К.Р. // Вестник Тверского государственного ун-та. Серия «Педагогика и психология». – 2010. - №6. – С. 111–118 (0,5 п. л.).

  3. Варелджян К.Р. Формирование положительного отношения к труду как фактор социально-психологической адаптации осужденных женщин [Текст] / Варелджян К.Р. // Новое в психолого-педагогических исследованиях. – 2010.– №2. (18). – С. 174–179 (0,4 п. л.).

Статьи в журналах и сборниках научных трудов

  1. Варелджян К.Р. Психологические факторы ресоциализации заключенных в процессе профессионального становления [Текст] / Варелджян К.Р. // Психология, образование, социальная работа: актуальные и приоритетные направления исследования: материалы ежегодной научно-практической конференции студентов и аспирантов факультета психологии и социальной работы. - Тверь, 2008. – С. 249–252 (0,15 п. л.).

  2. Превенция социальных рисков у осужденных в перспективе будущего [Текст] / Варелджян К.Р. // Социальные риски в современном поликультурном обществе: психологические и педагогические аспекты: материалы международной научно-практической конференции. – Тверь, 2008. – С. 166–168 (0, 12 п. л.).

  3. Основные элементы психологической модели сопровождения трудовой деятельности осужденных женщин [Текст] / Варелджян К.Р. // Психология, образование, социальная работа: актуальные и приоритетные направления исследования: материалы ежегодной научно-практической конференции студентов и аспирантов факультета психологии и социальной работы. – Тверь, 2009. – С. 11–13 (0,12 п. л.).

  4. Внутренняя мотивация трудовой деятельности как детерминанта успешной ресоциализации [Текст] / Варелджян К.Р. // Вестник Тверского государственного ун-та, 2009. - №20 – С. 107–111 (0,3 п. л.).

  5. Варелджян К.Р. Специфика психологического сопровождения формирования трудовой мотивации в условиях лишения свободы [Текст] / Варелджян К.Р. // «Развитие в пути»: электронные материалы молодеж. межрегион. форума молодых исследователей. Сочи: МОМУ, 2010. – С. 23–27. (0,25 п. л.).

  6. Варелджян К.Р. Детерминация структуры мотивации трудовой деятельности индивидуальными особенностями осужденных [Текст] / Варелджян К.Р. // Психология, образование, социальная работа: актуальные и приоритетные направления исследования: материалы ежегодной научно-практической конференции студентов и аспирантов факультета психологии и социальной работы. – Тверь, 2010. – С. 11–13 (0,18 п. л.).

  7. Варелджян К.Р. Динамика трудовой мотивации в процессе психологического сопровождения [Текст] /Варелджян К.Р.// Психология управления в современной России: теория, эмпирические исследования, практика: материалы международной научно-практической конференции. – Тверь, 2010. – С. 11–13 (0,18 п. л.).


Скачать, 391.44kb.
Поиск по сайту:

Добавить текст на свой сайт


База данных защищена авторским правом ©ДуГендокс 2000-2014
При копировании материала укажите ссылку
наши контакты
DoGendocs.ru
Рейтинг@Mail.ru
Разработка сайта — Веб студия Адаманов