Загрузка...
Категории:

Загрузка...

Тезисы презентации технологии триз на городском мастер-классе «Использование технологии триз в развитии творческой личности»

Загрузка...
Поиск по сайту:


Скачать 52.81 Kb.
Дата25.03.2012
Размер52.81 Kb.
ТипТезисы
Подобный материал:

Опорные тезисы презентации технологии ТРИЗ

на городском мастер-классе

«Использование технологии ТРИЗ в развитии творческой личности»

декабрь 2007г.


ТРИЗ – теория решения изобретательских задач. Автор этой теории Генрих Саулович Альтшуллер (он же писатель фантаст). Почему он занялся этой проблемой? Да потому, что изобретатели того времени, даже самые сильные, работают методом проб и горестных ошибок. Открытия, идеи, изобретения опаздывают на несколько лет, что бесперспективно. Альтшуллер начал строить принципиально новую «методику изобретательства». Впервые о его теории заговорили в 1956 году. ТРИЗ – это инженерная дисциплина, но используется и в педагогике.

Что предполагает ТРИЗ?

  • системность мысли

  • умение видеть мир в противоречиях

  • способность генерировать неожиданные идеи

Теория ТРИЗ преследует цели формирования творческой грамотности. Она предусматривает систему средств, методов и приёмов развития творческого мышления, воображения, фантазии, навыков творческой работы.

Учащиеся начальных классов и теория изобретательских задач. Возможно ли такое? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, разберём сам процесс решения изобретательских задач.

Алгоритм

  • постановка инновационной общественно значимой цели, точнее целой системы целей

  • путь к результату (собственно исследовательская, изобретательская деятельность)

  • результат деятельности (его продукт)

  • внедрение (применение)

Это последовательность любой деятельности, следовательно, и изобретательской, и творческой. Но начинать работу по ТРИЗу с маленькими детьми необходимо не с постановки цели, а на первое место следует поставить деятельность ребёнка. Сначала даже не творческую, а репродуктивную (отобразительную, подражающую) деятельность, в процессе которой появляются творческие модификации, оригинальные решения и затем уже новые идеи и образы.

Одна из основных задач в формировании изобретательских способностей – развитие наблюдательности, любознательности, пытливости мышления, сообразительности, активности, самостоятельности.

Давайте обратимся к истории.

Первая форма ТРИЗ – приёмы. Это достаточно конкретные рекомендации типа «Сделать наоборот»:

  • вместо действия, которое диктуется условиями задачи, осуществить обратное действие

  • сделать движущуюся часть объекта неподвижной, а неподвижную – движущейся

  • повернуть объект «вверх ногами». Вывернуть его

Более развитая форма ТРИЗ – рекомендаций «Стандарты». Сейчас их известно 76. Стандарт – это конгломерат, сочетание приёмов, геометрических, физических, химических и иных эффектов, а также законов развития различных систем. Пример: при объединении нескольких коротких жёстких звеньев мы получаем цепь или браслет, обладающие новым свойством – гибкостью.

Следующий блок ТРИЗ – «Информационный фонд». Практика обучения ТРИЗ, показывает, что зачастую сильные решения задачи связаны с использованием эффектов, которые выходят за пределы специальности решающего. Поэтому в рамках ТРИЗ были созданы указатели различных явлений и эффектов: физических, химических, геометрических. Ведётся работа над созданием информационных фондов в областях бизнеса, художественных и литературных системах.

В наши дни в образовании следует отметить две основные формы: классно-урочная и внеурочная.

Все разделы ТРИЗ можно грубо разделить на две части:

  • методы решения проблем

- законы развития систем

- анализ решения изобретательских задач

- информационный фонд

- системный анализ и синтез…

  • методы развития творческих качеств

- методы развития творческого воображения

- теория развития творческой личности

- теория развития творческих коллективов

Остановимся на методах развития творческого воображения, и назову лишь некоторые:

- метод проб и ошибок

- метод активизации перебора вариантов

- метод фокальных объектов

- метод проектов

- метод ММЧ (моделирование маленькими человечками – об этом очень подробно можно прочитать в газете «Начальная школа» в №38 за 1996год)…

Кроме методов существует 40 приёмов устранения противоречий, с помощью которых можно быстро и эффективно решать очень трудные задачи. Альтшуллер сравнивает приёмы с компасом, так как они показывают направление к цели и заставляют человека думать и действовать.

Цель приёмов: помочь решить задачу, разрешить противоречие, расширить область поиска и натолкнуть на сильное решение.

Приёмы играют роль первичного набора инструментов, и, чтобы пользоваться ими, нужны определённые навыки. Проще говоря, просматривая перечень приёмов (перебирая их по одному), можно найти подсказку в решении своей проблемы. Этот способ медленный, но вполне возможный. Следует отметить, что наиболее сильные решения даёт сочетание нескольких приёмов, то есть система приёмов.

Вот некоторые из них:

- объединения

- матрёшки

- проскока

- обратить вред в пользу

- копирования

- самообслуживания

- мозговой штурм…

Для более эффективной организации использования приёмов разработана специальная таблица. Для детей это волшебные экранчики, которые показывают, что решение проблемы можно найти, если оглянуться в прошлое или заглянуть в будущее, поискать возможности (ресурсы) для решения внутри самой проблемы или в ближайшем окружении, то есть мысленно, как бы рассматриваем задачу на разных экранах. Для взрослых это называется системный оператор (это вы видели сегодня на уроке). Для решения каждой задачи очень важно выявить ресурсы ближайшей надсистемы и подсистем, возможности прошлого и будущего. Сразу обо всём человек не может думать, но, когда все возможности, все ресурсы выписаны, и начинаешь думать, искать решение проблемы в каждом направлении по отдельности, тут и приходят варианты решения задачи.

Урок в технологии ТРИЗ. Что же он даёт детям?

  • помогает находить варианты решения проблемного вопроса, генерировать оригинальные дизайнерские идеи, сюжеты сказок…

  • регулярная тренировка творческого мышления (если ребёнок не сам решает, то от товарищей набирает большой объём вариантов решений)

  • на изобретательских задачах из разных областей человеческой деятельности и вырабатывается та самая способность применять знания в реальных ситуациях.

Что даёт такой урок учителю?

  • знание ТРИЗ вооружает мышление учителя набором инструментов по решению проблем

  • развивает творческие способности учителя, гибкость и системность мышления

  • воспитывает готовность к восприятию нового

  • обеспечивает профессиональный рост

  • это просто интересно

Советы педагогу, который использует в своей работе технологию ТРИЗ.

- Можно часто слышать, как педагоги призывают друг друга – «Надо учить детей разрешать конфликты! Предлагайте конфликтные ситуации - пусть ищут решения».

1 совет: формулируйте детям проблему в виде противоречия, так как противоречие заставит перейти от слабых идей к серьёзному поиску ответа.

- Учить творчеству? Невозможно! Надо создать условия, но не учить.

2 совет: знакомьте детей с противоречиями через загадки.

3 совет: придумывайте для детей и вместе с ними новые изобретательские задачи, а для этого выберите вещь, которую хотите улучшить и предъявите к ней обязательно одно - два противоположных требования.

4 совет: учите детей во всём видеть хорошие и плохие стороны. Следует помнить, что абсолютно хорошего или плохого в жизни не существует. Решить задачу – значит устранить «минус», сохранив «плюс».


Чтобы подробнее узнать о технологии ТРИЗ, можно обратиться в Интернет.


Адрес:

- http://www.natm.ru/triz/trizpr00.htm

Скачать, 72.84kb.
Поиск по сайту:

Добавить текст на свой сайт
Загрузка...


База данных защищена авторским правом ©ДуГендокс 2000-2014
При копировании материала укажите ссылку
наши контакты
DoGendocs.ru
Рейтинг@Mail.ru