Категории:

Программа семинара Тема :«Формы и методы работы школьных библиотек по формированию казахстанского патриотизма» Цель: «Совершенствование форм и методов работы школьных библиотек по формированию казахстанского патриотизма»

Поиск по сайту:


Скачать 327.86 Kb.
Дата25.03.2012
Размер327.86 Kb.
ТипПрограмма
Содержание
Культурно- исторический
Военно- исторический
Экологический компонент.
Вторая- воспитание понимания многогранной ценности природы как источника материальных и духовных сил общества и каждого человека
Формы и методы работы по формированию казахстанского патриотизма в СШ 7
Что такое патриотизм?
Патриотическое воспитание
Что же включает в себя патриотическое вос­питание?
Формы и методы работы
Рекомендательные беседы
Беседы о прочитанных книгах
Обзоры литературы
Читательские конференции
Устный журнал
Литературные игры
Подобный материал:



« Формы и методы работы школьных библиотек по формированию казахстанского патриотизма»


Программа

семинара

Тема :«Формы и методы работы школьных библиотек по формированию казахстанского патриотизма»

Цель: «Совершенствование форм и методов работы

школьных библиотек по формированию казахстанского

патриотизма».

Место проведения: СШ 7

Время проведения: 15.00



  1. Вступление.

Казахстанский патриотизм.

Молдабекова З.К. – методист Гор ОО

  1. Формы и методы работы библиотеки средней школы № 7

по формированию казахстанского патриотизма.

Стихеева З.З. – библиотекарь СШ 7.

3. Формы и методы работы библиотеки средней школы № 4

по формированию казахстанского патриотизма.

Махова Г.И. – библиотекарь СШ 4.

4. Формы и методы работы библиотеки ООШ 14

по формированию казахстанского патриотизма.

Герберзагина Л.А.. – библиотекарь ООШ 14.


Казахстанский патриотизм.


Огромные изменения, происшедшие в последние годы, новые проблемы, связанные с воспитанием подрастающего поколения, обусловлено переосмыслением сущности патриотического воспитания, его места и роли в общественной жизни. Патриотическое воспитание выступает неотъемлемой частью всей деятельности по подготовке подрастающего поколения к выполнению важнейших социальных функций в различных сферах жизни. В содержании патриотического воспитания можно выделить такие компоненты, как культурно – исторический ,военно- исторический, экологический, краеведческий и др.

^ Культурно- исторический компонент патриотического воспитания включает воспитание у школьников чувства любви к Родине, гордости за казахстанский народ, воспитание чувства восхищения, глубокой любви и благодарности к нашим предкам, к таланту казахского народа и его созидательному труду, искусству, являющемуся не только гордостью Казахстана, но и достоянием мировой цивилизации ( народный промысел, памятники архитектуры, народные обычаи и традиции, праздники, произведения живописи, графики, музыки).

^ Военно- исторический компонент содержания патриотического воспитания включает ознакомление с переломными моментами истории, знаменательными событиями, творцом которых был народ, идущий во имя Отечества на жертвы, лишения, проявивший самоотверженность, стойкость, героизм, описанных в трудах видных историков М Козыбаева, Е.Бекмаханова, А.Кенесарина,М. Магауина и др.( борьба казахского народа с джунгарскими завоевателями, победа в Великой Отечественной войне и др. события).

Краеведение – Любовь к Отечеству, чувство причастности к судьбе родного города не возникают само по себе, а воспитываются, Воспитание к родному городу, понимание ценности культурного наследия, созданные народом за века, гордости за своих соотечественников. Желание познать славное прошлое родных мест дает импульс для развития патриотизма.

Для большой результативности библиотекарю необходимо упорядочить работу; организовать фонд краеведческой литературы, создать систематическую краеведческую картотеку.

^ Экологический компонент.

Занимаясь проблемами охраны природы важно, чтобы дети осознали единство «природы – человек», где человек часть природы и его развитие является фактором изменений самой природы. Отсюда вытекают задачи экологического направления патриотического воспитания.

Первая – овладение основными понятиями и научными фактами о природе, на основе которых определяется оптимальное воздействие человека на природу.
^

Вторая- воспитание понимания многогранной ценности природы как источника материальных и духовных сил общества и каждого человека.


Третья – обучение детей правилам общения с природой, познание ее.

Четвертая – развитие потребности в общении с природой.

Как отдельный компонент казахстанского патриотизма можно выделить тему: « Суверенный Казахстан». Здесь нужно как можно шире охватить достижения Казахстана за прошедшие годы в государственном строительстве, установления экономических, политических, дипломатических, торговых и финансовых связей в мире. Неотъемлемым элементом казахстанского патриотизма является исторически, ставшие традиционным, дружба и взаимотерпимость, уважение особенностей и обычаев людей разных национальностей, проживающих в Республике. Казахстан – наша общая Родина, наша общая земля, наше государство, имеющий свой Гимн, Герб, Флаг. Изучение и пропаганда Конституции - Основного Закона Республики Казахстан, Государственных символов нашей страны – составляющая часть работы школьных библиотек в этом направлении.

Глубокое осознание своей неразрывности с Отечеством, нераздельной сопричастности с ним , с тем, что составляет его: природой, историей, культурой, родным языком, территорией, климатом, образом жизни произойдет тогда, когда все компоненты патриотического воспитания будут использованы комплексно.

Организационные средства казахстанского патриотического воспитания - все виды библиотечной работы:

  • Выставки

  • Тематические полки

  • Утренники

  • Устные журналы

  • Вечера встреч

  • Читательские конференции

  • Дискуссии и т.д.

На сайте ГорОО будут размещены несколько мероприятий по воспитанию казахстанского патриотизма по следующим темам:

  • утренник « Моя Родина Казахстан»

  • Устный журнал « Герои наших сказок и по многим др.темам

28 апреля 2008 будет проводится « Праздник книги» тема , которой будет тесно связана с казахстанским патриотизмом.


^ Формы и методы работы по формированию казахстанского патриотизма в СШ 7


Родина — это город, в котором

родился, аул где ты вырос, школа, где ты учился,

одним словом, это среда, которая способствовала

твоему формированию как человека.

Если это так, ты должен знать

их, они нужны тебе, как воздух и вода

М. Ауэзов

Чтобы понять наследие веков, великие,

произведения — достояние всех живущих на

Земле наций и народностей, - надо сначала

суметь с честью перешагнуть свои родной порог.

Б. Момыш-Үлы


Патриотическое и гражданское воспитание всегда, в любые времена, было в центре внимания библиотек.

^ Что такое патриотизм? Словарное определение гласит: "Патриотизм - это любовь к родине, к отечеству; одно из наиболее глубоких чувств, закрепленных веками и тыся­челетиями" (Большой словарь иностранных слов в русском языке. - М., 1998. - С. 482).

"^ Патриотическое воспитание - это систематическая и целенаправленная деятельность ор­ганов государственной власти и организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины"

Сущность любви к Родине определил когда-то очень хорошо М.Е. Салтыков-Щедрин: "Отечество есть тот таинственный, но живой организм, очертания которого ты не мо­жешь для себя отчетливо определить, но которого прикосновение к тебе непрерывно чувствуешь, ибо ты связан с этим организмом неразрывной пуповиной. Он, этот таин­ственный организм, был свидетелем и источником первых впечатлений твоего бытия, он наделил тебя способностью мыслить и чувствовать, он создал твои привычки, дал тебе язык, верования, литературу, он обо­грел и приютил тебя, словом сказать - сделал из тебя существо, способное жить...".

Из этого очень верного высказывания выте­кает мысль о необходимости объединения в ра­боте библиотек по патриотическому воспита­нию интеллектуального и эмоционального нача­ла, привлечение всего спектра художественной, научно-познавательной литературы, имеющих­ся аудио и видеоматериалов, электронных про­дуктов.

Многообразная деятельность детских библиотек вся неразрывно связана с духовно-нравственным, эстетическим и патрио­тическим воспитанием. Чтобы ни делала биб­лиотека, главная ее цель - приобщение к чтению, к родному слову, к истории и совре­менной жизни страны, Родины. Патриотиз­му нельзя научить. Его надо воспитывать в полном смысле этого слова с пеленок, когда образное слово, эмоции, чувства значат больше, чем разум. Роль книги и библиотеки в этом воспитательном процессе крайне важна, причем именно детской библиотеки, учитывающей психологичес­кие и индивидуальные различия детей раз­ных возрастных групп. Чувство патриотиз­ма сродни чувству любви к матери: неда­ром слова "родина" и "мать" часто употребляют как синонимы. Оба эти чувства, являясь как бы врожденными, с возрастом полу­чают развитие. И, если дошкольник всегда убежден в том, что его мама самая лучшая, то подросток уже понимает, что она может иметь какие-то отрицательные стороны ха­рактера, но, несмотря на это, продолжает любить свою мать как самого родного чело­века. Нечто подобное происходит и с разви­тием чувства патриотизма.

Если в работе с дошкольниками и младшими школьниками библиотеки ставят во главу угла эмоциональное воздействие на ребенка, то по отношению к подросткам просматривается еще одна педагогическая задача - помочь взросле­ющему человеку. Сформировать понятия и представления, связанные с патриотизмом, по­мочь в осмыслении высших человеческих ценностей и идей в развитии общественно-полити­ческой и нравственной защищенности от псевдокультурных и псевдонациональных вторжений в сознание ребенка, в организации всей жизни и деятельности растущего человека как нравст­венно ориентированной (а, значит, и патриотич­ной ) личности.

Воспитание патриотизма - очень тонкое дело, поскольку крайние его проявления граничат с такими страшными для общества явлениями, как шовинизм и национализм.

^ Что же включает в себя патриотическое вос­питание?

• формирование у граждан высокого патри­отического сознания, чувства верности свое­му Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обя­занностей по защите интересов Родины на основе изучения исторических ценностей и роли государства в судьбах мира, сохранение и развитие чувства гордости за свою страну;

• воспитание активной гражданской пози­ции личности;

• военно-патриотическое воспитание;

• патриотическое воспитание и националь­ный вопрос, воспитание толерантности как принципа взаимоотношений разных нацио­нальностей, рас, конфессиональной принад­лежности и т.д.;

• формирование и развитие социально зна­чимых ценностей общества и личности и др.

Опыт работы библиотеки СШ 7 использует весь арсенал форм и методов библиотечной деятельности.

Как я формулирую свои цели и задачи патриотического воспитания?

Отмечаю важность патриотического воспитания, особенно сегодня, когда ста­новится все заметней постепенная утрата нашим обществом традиционно патриотического сознания. Концепция работы по программе патриотического воспитания - понимание патриотизма как одной из наиболее значимых, непреходящих ценностей, присущих всем сторонам жизни общества и государства, духовного достояния личности. Патриотизм - любовь к своему Отечеству, чувство связи с его историей, культурой - составляющими духовно-нравственную основу личности.

Сохранение духовно-нравственной культуры, внедрение государственного языка, популяризация знаний прошлого и настоящего своей родины, города, села, своего народа было и есть приоритетным направлением в деятельности библиотек сегодня. И каждая библиотека по-своему уделяет этому направлению свое внимание.

Итак, с чего в библиотеке начинается патриотическое воспитание. Как правило, это наглядное оформление, которое встречает читателя, подход, настроение, с которым вы говорите ему о чувстве патриотизма, любви к Родине, к Родине – как к своему дому, селу, городу, стране и наоборот. Выставки о родном селе, городе сегодня присутствуют в каждой библиотеке. Как выглядят они, как представлены для читателей? В прошлые годы в библиотеке литература о Казахстане в целом представлена «в юрте». Поставленные особым образом и оформленные в соответствующем стиле стеллажи сразу говорят о содержащейся в ней литературе и о традициях народа, земли, на которой мы живем.

Под «шаныраком» расположилась и литература Казахстана для подростков и юношества . Два стеллажа, установленные вдоль стены, объединены в единое простым и доступным способом - украшены лентами, кистями, и потому говорят сами за себя и выглядят очень выразительно.

Интересен на мой взгляд прием оформления выставок, посвященных Казахстану. Так на выставке «Страна моя, ты как незаконченная легенда…» возвышался Монумент Независимости РК, а в прошлом на действующей выставке «Казахстан в интерьере времени » как бы слетает с флага символ Казахстана - беркут. Причем выполнено все это было довольно просто, нарисовано на бумаге и прикреплено поверх выставочного планшета. Затем выставка поменяла название «Это нашей историй строки...». Оформление этой выставки интересно: слева — древние наскальные рисунки, боевые действия прошлого Казахстана, справа — взлетающая ракета, целинное поле. А в центре возвышается Байтерек — символ дружбы и сплоченности народов Казахстана.


Кроме проведения традиционных мероприятий, мы пытались взывать к чувству патриотизма своих читателей, начиная с малого – через любовь к своему дому, к своей семье, через знание истории своей семьи. Так, в год празднования 50 -летия освоения целинных и залежных земель в Казахстане, библиотека решила провести читательскую экспедицию «Целина в судьбе моей семьи» -своеобразное путешествие по семейным дорогам. Цель этого путешествия была в том, чтобы провести исследование целинной истории своей семьи, а значит и эпохи! Увидеть в своих родных не только привычных – папу, маму, бабушку, дедушку, но и героев – людей, творящих историю страны, эпохи! Ведь, как известно, эпоха строится простыми людьми!

Читателям предлагалось стать и внимательными слушателями и прилежными писателями, «устроиться поудобнее рядом со своими родителями, бабушками, дедушками, тетями, дядями и разузнать у них самую интересную, самую трогательную, самую героическую самую, самую, самую историю о том замечательном, героическом и спорном целинном времени и,…прилежно записав ее, принести в библиотеку…». Подобная форма позволяет взглянуть на историю своей страны, ее великие подвиги через призму своих родных, а значит, проложить еще одну ниточку, связывающую воедино разные поколения.

Подобная работа с книгой могла бы связать историю вообще, с историей своего города, своей семьи. Почему бы после экскурсии по истории своего города, которые проводятся практически в каждой библиотеке на основе собранных альбомов, папок, не выйти на разговор о подобных книгах, тем самым, подняв в душе ребят массу патриотических чувств, эмоций, настроений… А с ребятами при этом можно организовать и своего рода «кружок следопытов». Собранный ими материал может стать незаменимым для энциклопедии родного города, которой где, как ни в библиотеке быть.

В последнее время для многих библиотек стало характерно создание в стенах библиотек музеев в которых находит отражение краеведческая работа по формированию уважительного отношения к истории земли, на которой ты живешь, к людям, которые жили когда-то и живут рядом сейчас.


Ну и, конечно же, массовое мероприятие, как одно из самых популярных форм библиотечной работы. Традиционные мероприятия, посвященные Дню Конституции РК, Дню Независимости РК, Дню Республики, Дню Единства народов Казахстана – должны стать не формальными, а интересными, полными новых фактов и материалов, способными вызвать у ребенка интерес, чувство гордости и ответственности за страну, в которой мы живем.

Разнообразит в этом направлении и использование аудио, видеоряда. Уже успевший стать популярным мультфильм «Козы Корпеш и Баян Сулу» значительно приблизит к нашим детям эпические произведения казахского народа. А замечательный образ батыра из мультфильма «Два богатыря », спасающего Алтыншаш или Марьюшку, то ли от Кощея Бессмертного, то ли от Дэва, может стать и героем проводимого мероприятия, как это случилось на неделе детской книги, посвященной году России в Казахстане - «Россия в гости к нам». Герой мультфильма – казахский батыр, спасая Марью везет ее через всю историю отношений Казахстана и России и привозит в библиотеку, на Неделю детской книги, где уже Марьюшка, в ответ на его «экскурсию по Казахстану» - рассказывает о литературе России.

Связанный в единый цикл ряд мероприятий, позволяет представить тему в разных аспектах, с разных точек зрения, более полно раскрыть проблему. Так, в единый цикл мы, совместно с учителями связали мероприятия, посвященные государственным праздникам, тем самым попытались отразить во всех красках, во всех аспектах то, что принято называть чувством любви к Родине, и назвали его «Корни Родины» /для детей 7-11 классов/:

-ко Дню Республики - урок любви к Родине «У очага предков», совместно с ГШДТ с концертной программой «День Республики моей» и Игра-лидер ХХI века «Казахстан – моя страна!»;

-ко дню языков народов Казахстана - музыкальная композиция «Язык – богатство страны »;

-беседа – диалог «Поспеши окинуть взглядом красоту родной земли», где шел разговор о Монументе Независимости и его истории, о легенде, о золотой домбре; демонстрировался видеофильм о природе родного края. Кроме того, произошел обмен мнениями на тему «как вы понимаете независимость?». И здесь, в очередной раз был использован опыт совместной деятельности с читателями: ведение мероприятия при помощи самих ребят – участников.

В заключение – небольшой обзор наиболее интересных мероприятий по данной тематике, проведенных в библиотеке.

Ко дню независимости был проведен с учителями истории и литературы, конкурс юных поэтов «Земля моя, Родина моя». Это действительно был праздник поэзии, на котором ребята читали собственные стихотворения о Родине.

Ко Дню Республики - фольклорный вечер «В созвездии наций». Цель вечера – показать традиции, обычаи народов, проживающих в Республике Казахстан, объединенных в общее понятие «Мы – народ Казахстана, с многообразием культур и религий ».

Проведено мероприятие по краеведению, посвященное г. Костанаю - «Город , в котором я живу»: Краеведческий калейдоскоп.

Ведение папок-досье, всевозможные стенды, уголки, посвященные области , городу, стали постоянными в библиотеке.

Библиотека отмечает тесную связь патрио­тического воспитания с нравственным, с воспи­танием в молодом человеке уважения к тому, кто рядом, и к самому себе.

В этом направлении была проведена Неделя детской книги – час национальных традиций «Под знаком тюльпана», посвященный празднику Наурыз. Мероприятие было построено в форме устного журнала, каждая страничка которого была посвящена одному из народов, населяющих казахстанские степи. Наурыз был отмечен очень широко - «Праздник, воспетый в легендах» прошел на двух языках, дети сами пели песни, читали стихи о Наурызе, о весне и т.д.

Не остались без внимания и выдающиеся люди Казахстана, писатели-юбиляры: М.Утемисов, А.Байтурсынов, А.Иманов. Это различные по форме мероприятия: от тематических полок до устных журналов.

Так, к юбилею М Утемисова был проведен: вечер-портрет «Поколенья вольного мы крылья», литературный час «Имя мое- Махамбет», а так же вечер памяти «Воин-поэт - Махамбет», совместно с областным кино-видеопрокатом.

К 135-летию А. Байтурсынова был проведен устный журнал «Аққаның ақ жолы» на государственном языке и литературный альманах «Казахские писатели юным читателям» совместно с учителями казахского языка и литературы.

К юбилею А Иманова - Вечер-портрет «Светлый образ батыра».

Важным и наиболее разработанным после краеведения направлением патриотического воспитания в детских библиотеках является историко-героико-патриотическое воспитание. В последние годы усилилась работа по продвиже­нию к читателям-детям литературы о Великой Отечественной войне, о героях современных войн. Среди форм работы - книжно-иллюстра­тивные выставки, выставки-портреты, литера­турно-музыкальные композиции, конкурсы дет­ских рисунков, литературные вечера, встречи с ветеранами, викторины, исторические диалоги, спор-часы, диспуты, конференции по книгам фронтовиков и т.д. И та­ких материалов очень много.

Древние говорили, когда войну забывают, начинается новая, потому что память- главный враг войны. Тема Великой Отечественной войны, тема победы в этой войне, одна из самых постоянных и благодарных.

Великой Отечественной войне посвящены мероприятия :«Мы вновь открываем войну для себя» - час истории; « Весна Победы» - устный журнал.

Продолжением данной темы стали книжные выставки: «Вечной памятью живы», «Лицом к Победе».

В рамках школы проводилась акция «Прочти книгу о войне». Ребята принимали участие в игре-путешествии «Меняются цифры, стираются даты, но в памяти вечной шагают солдаты» по книге Б. Алмазова «Я иду искать».

С необычным размахом в библиотеке была проведена литературно-музыкальная композиция «Была война, была Победа». Гостями и непосредственными участниками действа стали учащиеся школ города и ветераны.

Презентация «Книги памяти о павших в Афганистане» по Костанайской области, была посвящена дате вывода войск из Афганистана, на которую были приглашены воины-афганцы.

Немало сил уделя­ет библиотека теме возрождения сла­вы армии, для создания у детей и подростков положительного ее образа, что достаточно трудно сделать при отсутствии хорошей литера­туры и массы негативных публикаций в печати и в средствах массовой информации.

В дни празднования 7 мая были проведены мероприятия, особенно запомнившиеся читателям – мальчишкам. Для маленьких «мужчин» школы проведен праздник будущих воинов «Классные мальчишки». Рассказ о корнях и истории праздника перемежался веселыми конкурсами – «Разбери и собери автомат», и ничего, что вместо автомата была мясорубка, следующий конкурс «Ложная тревога» требовал надеть и снять некоторый комплект одежды за определенное время, и т.п.


Анализ деятельности школьной библиотеки позволяет выделить следующие на­правления патриотического воспитания:

• воспитание любви к Родине, к "малой" Ро­дине. Как правило, это делается в рамках краеведческой деятельности библиотеки;

• правовое просвещение детей в условиях детской библиотеки;

• эколого-патриотическое воспитание;

• воспитание любви к родному слову, родно­му языку, литературе и культуре.

Таким образом, можно говорить о сложив­шейся системе и традициях патриотического воспитания в нашей библиотеке. Нами нако­плен большой опыт в использовании самых раз­ных форм и методов раскрытия своих фондов, приобщения детей к чтению литературы, спо­собствующей формированию патриотизма.

Патриотизм является элементом национальной и политической культуры. Он исторически проявляется на всех этапах человеческой цивилизации. Казахстанский патриотизм является новой парадигмой государственной политики и идеологии. Её появление и утверждение связано с укреплением независимости Казахстана.Воспитанию казахстанского патриотизма уделяется особое внимание в документах РК:


1. Об образовании : Закон РК /27 июля 2007г./


Статья 28.Организация учебного и воспитательного процесса, пункт 3.

,,Воспитательные программы в организациях образования являются составляющей частью учебного процесса направлены на формирование патриотизма, гражданственности, интернационализма, высокой морали и нравственности, а также на развитие разносторонних интересов и способностей обучающихся, воспитанников,,.


2. Государственная программа развития образования в РК на 2005-2010гг.

/16октября 2004 г./


3. О государственной молодежной политике в РК / 7 июля 2004г/.


4. Программа патриотического воспитания граждан РК на 2006-2008гг:

Указ Президента РК / 10 октября 2006г/

Она имеет важное значение. Цитирую отрывок из программы:,, ...настало время поднять уровень воспитательной работы в духе патриотизма среди молодежи нашей страны. Ведь правильное воспитание подрастающего поколения - это завтрашнее благополучие страны...,,


5. Государственная программа «Культурное наследие» /13 января 2004г/:

Первый этап –с 2004 по 2006гг.

Второй этап -с 2007по 2009гг.


«...В эпоху глобализации историко - культурное наследие - основа самоидентификации, и преодоление инерции исторического беспамятства особенно важно для воспитания подрастающего поколения в духе истинного патриотизма...» .

Список использованной литературы и статей из периодической печати:


  1. Абдымананов С. Будущее страны — за патриотами // Экспресс К. - 2006. - 22 апреля. - С.6.

  2. Байтанаев С. Сто строк по поводу патриотизма // Юридическая газета. - 2006. - 25 января. - С.1.

  3. Барабанов В.Н. «К вопросу о Казахстанском патриотизме»: размышления школьного учителя // Білім — инфо. - 2006 - № 2.- С.36-37

  4. Биекенов К. Патриотизм как основа служения государству // Саясат. - 2007. - №8. -с. 9-11.

  5. Джилкишнева М. .... а патриотом быть обязан // Казахстанская правда. - 2008. - 31 января.- С.5.

  6. Насырова М. Зарождение казахстанского патриотизма // Мысль. - 2005. - №5. - С.59-60.

  7. Насырова М. Героические традиции и патриотизм // Мысль. - 2005. - №6. - С.31-32.

  8. Насырова М. Воспитание патриота // Мысль. - 2006. - №1. - С.22-23.

  9. Омаров Т. Государственный суверинитет Казахстана и становление общеказахстанского патриотического сознания граждан // Саясат. 2005. - №2. С.6-8.

  10. Табулденов А. С чего начинается патриотизм ? // Костанай. - 2007. - 27 февраля. - С.3

  11. Наше наследие : О проблемах гражданского и патриотического воспитания детей и подростков в библиотеке. - М.: Школьная библиотека, 2004.

  12. Бородина В.А. Библиотечное обслуживание: Учебно — методическое пособие . - М.: Либерия,2004

  13. Олзаева Г.К. Массовая работа библиотек : Учебно — методическое пособие. - М.: «Либерия — БИБИНФОРМ». - 2006.

  14. Краеведческая работа библиотеки: Методические рекомендации в помощь работе библиотек, школ, ПТШ, колледжей. - Алматы: Республиканский издательский кабинет. 1997.

  15. Микрюков В. Патриотизм: к определению понятия // Воспитание школьников. - 2007. - №5. - С.2-8

  16. Тимофеева И.Н. Нам есть чем гордиться, нам есть, что хранить: Детские библиотеки и воспитание любви к Отечеству // Библиотечное дело. - 2006.- №2. - С.7-11

  17. Бродский М.А. Книги о войне — урок практического патриотизма // Школьная библиотека. - 2006. - №1. - С.41-48.

  18. Литвинчук С. Я — патриот своей Республики // Внеклассная работа в школе.- 2007.- №7. - С.15-17.

  19. Шайхутдинов Е. Простые истины: без прошлого нет настоящего. Без настоящего нет будущего // АиФ Казахстан. - 2007. - №43. -С.


Формы и методы работы школьных библиотек по формированию казахстанского патриотизма


Важнейшими стратегическими факторами мощи страны были и остаются состояние духа нации, нравственное здоровье, образованность, патриотизм и сплоченность народа. Президент Республики Казахстан Нурсултан Назарбаев в своем Послании народу Казахстана в 2007 году назвал казахстанский патриотизм важнейшим фактором построения нового государства.

Без идеологии общество существовать не может. Идеологического вакуума не бывает. Когда терпит крушение старая идеология - люди оказываются без каких-либо духовных ориентиров. Это – настоящая трагедия. Падает нравственность, растет преступность, утрачивается мотивация к созидательной деятельности. Выход здесь один: выработка общей идеи, вокруг которой люди объединились бы и сообща решали наболевшие проблемы. Одну из таких идей предложил Глава нашего государства: «Казахстан – как общий дом для всех граждан», т.е. Казахстан должен стать родным домом для представителей всех наций и народностей, проживающих в нашей стране. Эта идея легла в основу подхода к разработке «Программы патриотического воспитания граждан Республики Казахстан на 2006-2008 годы», которая была утверждена Указом Президента Республики Казахстан   10 октября 2006 года.

Данная Программа разработана во исполнение законов Республики Казахстан от 7 июня 1999 года "Об образовании" и от 7 июля 2004 года "О государственной молодежной политике в Республике Казахстан", а также в соответствии со стратегией Ассамблеи народов Казахстана на среднесрочный период, утвержденной Указом Президента Республики Казахстан от 26 апреля 2002 года N 856.

     Основной целью Программы является формирование у граждан высокого патриотического сознания, чувства гордости за свою страну, воспитание готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины посредством целенаправленного развития системы патриотического воспитания.

Воспитание казахстанского патриотизма является и одной из задач Государственной программы развития образования в Республике Казахстан на 2005–2010 годы.

С 2004 года в Республике Казахстан реализуется ещё одна Государственная программа, способствующая формированию казахстанского патриотизма – это программа «Культурное наследие». Цель программы – создание целостной системы изучения огромного культурного наследия народа и воссоздание значительных историко-культурных письменных памятников.

Многообразная деятельность школьных библиотек вся неразрывно связана с духовно-нравственным, эстетическим и патриотическим воспитанием. Что бы ни делала библиотека, главная ее цель – приобщение к чтению, к родному слову, к истории и современной жизни страны. Патриотизм надо воспитывать в полном смысле этого слова с пеленок, когда образное слово, эмоции, чувства значат больше, чем разум. Воспитание патриотизма – очень тонкое дело, поскольку крайние его проявления граничат с такими страшными для общества явлениями, как шовинизм и национализм. Закон РК «Об образовании в Республике Казахстан», Конвенция ООН «О правах ребенка», ратифицированная Казахстаном, устанавливают суть, которая заключается в развитии личности. Основной целью воспитания является - воспитание гражданственности и патриотизма, уважение к государственным символам, почитание народных традиций, нетерпимости к любым антиконституционным и антиобщественным проявлениям, приобщение к достижениям отечественной культуры. Основа патриотизма в первую очередь – знание истории своей Родины. Задача библиотек не только сохранить, но и передать молодому поколению то богатство, которое определяется словами “историческое наследие”, научить дорожить им.

Известно, что наиболее верный путь формирования убеждений у детей – не преподнесение им в абстрактной форме готовых - пусть даже и самых верных – истин, а воздействие на их эмоции, на их умы и души. Поэтому важно, чтобы идеи патриотизма и интернационализма усваивались детьми при чтении лучшей художественной, публицистической, научно-популярной, документальной литературы.

Патриотическому воспитанию должно способствовать всё, начиная с оформления библиотеки. Например, в нашей школьной библиотеке имеется стенд с государственными символами Республики Казахстан, другую стену украшают портреты известных писателей и общественных деятелей Казахстана. Вся работа школьной библиотеки должна быть пропитана духом патриотизма. Для нашей школы патриотическое воспитание тем более актуально благодаря тому, что уже более 40 лет в нашей школе действует музей боевой славы, посвященный 151 отдельной стрелковой бригаде, сформированнной в г.Костанае, бойцы которой в составе 150 дивизии водрузили знамя над Рейхстагом. Совместно со школьным музеем проводятся конкурсы чтецов, конкурсы патриотической песни . И что бы ни говорили сейчас, Победа народа над фашистской Германией - служит источником гордости за свою Родину и народ и для современной молодежи.

Особенность решения задачи формирования казахстанского патриотизма обусловлена специфическими библиотечными средствами и формами работы: библиотека осуществляет свои воспитательные функции, пропагандируя книжные богатства, целенаправленно руководя чтением детей и подростков.

Начало патриотического воспитания закладывается в план работы библиотеки. На первый взгляд может показаться, что патриотическое воспитание должно найти отражение лишь в разделе краеведческой работы. Но это не так, пропагандируя произведения художественной литературы, мы обращаем внимание на лучшие произведения казахстанских писателей, занимаясь эстетическим, воспитанием мы не забываем о культурном наследии Казахстана, воспитывая нравственные идеалы, мы упоминаем о «словах назиданиях» великого Абая. Говоря о великих русских или зарубежных писателях, мы обязательно обращаем внимание, был ли данный писатель как-то связан с Казахстаном, или ищем, как же о нем отзывались казахстанские классики.
Работая со справочно-библиографическим аппаратом, мы составляем краеведческие картотеки и списки литературы. Например, в нашей библиотеке имеется краеведческая картотека статей, были составлены рекомендательные списки литературы «Культурное наследие Казахстана», «Культурное наследие Костанайской области», рекомендательные списки литературы, посвященные истории г.Костаная, Году А.С.Пушкина в Казахстане и творчеству казахстанских писателей. Планы библиотечных уроков на первый взгляд не имеют патриотической направленности, но мы с вами знаем, что каждый раз говоря о книге, мы рассказываем об истории книги не только в мире, но и в Казахстане и не забываем порекомендовать казахстанские издания.

Прошу обратить внимание на схему форм и методов работы библиотеки;

^ Формы и методы работы




индивидуальные: массовые:


рекомендательные беседы книжные выставки


беседы о прочитанных книгах обзоры литературы


справки читательские конференции


консультации устный журнал


литературные игры


^ Рекомендательные беседы происходят прямо у книжной полки. Даже когда ребенок спрашивает конкретную книгу, это не означает, что рекомендательная беседа не нужна. Опыт работы с детьми и знание книг подсказывает библиотекарю, на какие трудные и важные моменты в книге надо обратить внимание, чтобы лучше понять книгу. Можно порекомендовать другую книгу, более подходящую по уровню развитию ребенка. Сейчас в наших фондах появились прекрасные книги о Казахстане для разных возрастов, которые можно с радостью порекомендовать читателям. Например, книги из серии «Знаменитые люди Востока» посвященные известным полководцам с удовольствием читают подростки вместо боевиков.

^ Беседы о прочитанных книгах помогут не только узнать мнение ребенка о прочитанной книге, но и подскажут, что ему еще можно порекомендовать почитать о Казахстане. Беседа о прочитанном как бы продлевает воздействие произведения на читателя, на его сознание и чувства. Сохраняя яркость восприятия конкретного содержания, ребенок во время разговора с библиотекарем может увидеть и понять тот более глубокий слой произведения, который не раскрылся ему при чтении.

Справки, как вы все, наверное, знаете, бывают тематические, фактографические, библиографические и уточняющие. Такие справки нам всем приходится выполнять каждый день. Наиболее сложные справки, выполнение которых заняло много времени необходимо для себя фиксировать. Для этого в нашей библиотеке имеется Тетрадь учета выполненных справок, можно порекомендовать вести Картотеку выполненных справок, где все справки будут расположены в системе или в алфавите, как вам удобно. В случае повторной справки поиск ответа на неё уже не займет так много времени.

Консультации. Это совет библиотекаря читателю по какому-либо вопросу, связанному с выбором книг. Консультации проводятся у книжных полок, у выставок, у каталогов и картотек. Эта форма индивидуальной работы особенно важна в общении со старшеклассниками.

В массовых формах работы царит большее разнообразие. В первую очередь хочется порекомендовать книжные выставки. Выставки бывают тематические, посвященные определенному жанру литературы или определенному писателю. Бывают выставки-просмотры, выставки-загадки, все зависит от вашей фантазии и от возраста читателей, для которых она предназначена. Это одна из форм наглядной пропаганды литературы – книга приближена к читателю, повернута к нему лицом. Выставка призвана возбудить у читателя интерес к литературе, а также к вопросам и темам, которые раньше не привлекали его внимание. Выбор литературы для книжных выставок определяется задачами, которые решает библиотека. По выставке надо систематически проводить обзоры, рассказывать о ней читателям, иначе она будет малоэффективной. Необходимо вести учет выданных с книжной выставки книг, анализировать, какие книги и почему имели успех, а какие не вызвали интереса. Если, по мнению библиотекаря, на выставке были представлены ценные книги, но они не вызвали интереса у читателей, то необходимо подумать, как по другому организовать их пропаганду. В нашей библиотеке имеется тематическая папка «Выставки», в которой собирается материал после проведения книжных выставок, т.е. схема выставки, библиографический список книг и некоторые из экспонируемых материалов: дублетные периодические издания, цитаты, названия разделов. То есть все то, что вам может еще пригодиться. В нашей библиотеке имеются постоянно действующие выставки: «Искусство Казахстана», «Культурное наследие Казахстана», «По страницам календаря», «Казахстан – наш общий дом».

^ Обзоры литературы проводятся с целью расширить читательский спрос, показать большое разнообразие литературы в библиотеке. Например, у нас уже стало традицией проводить обзоры литературы по творчеству изучаемого писателя.

^ Читательские конференции – это наиболее сложная форма работы, потому что требует длительной подготовки. Начинается работа с выбора темы, подбора литературы, составления вопросов для обсуждения. Читательские конференции могут проходить по определенной книге, по творчеству одного писателя или по определенной теме. Необходимое условие – книг, предлагаемых для обсуждения должно быть достаточное количество. В нашей школе проводились читательские конференции совместно с учителем литературы по творчеству А.Байтурсынова, совместно с преподавателем истории по книгам Н.Назарбаева.

^ Устный журнал может быть посвящен творчеству писателя, литературной или знаменательной дате. В нашей библиотеке проводились устные журналы «Служитель человечности» (о жизни и деятельности А.Байтурсынова), «Чистый родник Ибрая». Благодаря появлению интерактивных досок эта форма работы станет менее трудоемкой.

^ Литературные игры пользуются наибольшей популярностью у школьников, что не удивительно, так как они несут в себе элементы праздничности, необычности, неформальности, они дают возможность воспринимать материал более эмоционально. К числу литературных игр можно отнести путешествия по сказкам и станциям, литературные балы и утренники, брейн-ринги, КВНы, аукционы, лото, пресс-конференции, игры по сценариям известных телеигр и множество других. Литературные игры - это форма работы, которая развивают память, сообразительность, дают возможность проявить себя школьникам.
В нашей школьной библиотеке проводились такие литературные игры как: интеллектуальная игра «Атамекен», викторины «Язык мой – друг мой», «Моя республика – Казахстан», «Любимый наш город, ты очень нам дорог», «Жизнь и творчество М.Ауэзова», «Без символов нет государства», поле чудес «Растительный и животный мир Казахстана», интеллектуальный хоккей «Казахстан на карте мира», литературное путешествие «Люби свой край и воспевай» (о Костанайской области), интеллектуальный марафон «Классные пятиклассники», экологический турнир «Знатоки природы родного края» и др.
Я не очень подробно останавливалась на каждом из методов работы, но вы, наверное, заметили, что нет такого, занимаясь которым не решались бы проблемы формирования казахстанского патриотизма. О чем бы мы ни говорили, что бы ни делали - всегда уместно упомянуть о Казахстане.

Формированию казахстанского патриотизма может способствовать и такая несвойственная библиотеке работа – как участие в НОУ. Лично я готовила с учеником тему «Тенге: опыт веков». С подготовленной работой ученик выступал в своем классе, я выходила в начальное и среднее звено, а преподаватели истории использовали данную работу на своих уроках.

Или другой пример: учитель математики готовила работу для участия в НОУ по экологическим задачам на уроках математики. Для составления таких задач в библиотеке были подобраны примеры экологических проблем Казахстана. Подобные задачи были использованы и на уроках математики.

Т.е. я хотела сказать о том, что любая деятельность библиотеки в конечном итоге направлена на воспитание казахстанского патриотизма. И в этой деятельности мы очень тесно сотрудничаем со всеми членами педагогического коллектива школы, не только с классными руководителями, но и с учителями-предметниками. И в первую очередь с администрацией школы, чаще в лице завуча по воспитательной работе, вожатого школы, руководителя школьного музея.

Я считаю, что казахстанцам есть чем гордиться. Во-первых, Казахстан — это земля, с которой человек шагнул в космос. Во-вторых, Казахстан — первая страна в мире, добровольно отказавшаяся от ядерного оружия. В-третьих, Казахстан — это первая в мире страна, организовавшая Съезд лидеров мировых религий. И таких примеров — тысячи! Республика стремительно растет, она независима и уважаема другими государствами. Мы открыто смотрим в будущее! Я горжусь Казахстаном! И в наших силах помочь молодому поколению научиться любить свою страну и гордиться ей!


Список используемой литературы.


  1. «Программа патриотического воспитания граждан Республики Казахстан на 2006-2008 годы».

  2. Закон Республики Казахстан от 7 июня 1999 года "Об образовании".

  3. Закон «О государственной молодежной политике в Республике Казахстан".

  4. Государственная программа «Культурное наследие».

  5. Государственная программа развития образования в Республике Казахстан на 2005–2010 годы.

  6. Библиотека и юный читатель. - М.: Книжная палата, 1987.-256с.

  7. Айтхожина Г.Р. Воспитание казахстанского патриотизма, национального согласия// Воспитание школьника.-2004.-№1.-С.2-10.

  8. Балтабай Е. Использование содержания казахстанской этнопедагогики как условие формирования патриотической воспитанности учащихся// Воспитание школьника.- 2004.- №5.- С.7-8.

  9. Буря В.И. Воспитание у детей и подростков чувства патриотизма и гражданственности// Практическая помощь учителю.- 2005.- №5.- С.21-23.

  10. Мантариди Н.И. классный час: «Казахский язык – язык Республики Казахстан»// Практическая помощь учителю.- 2003.- №6.- С.2-5.

  11. Камбулова Г. Поэты – барды Cтепи// практическая помощь учителю – 2006.- №2.- С.8-12.

  12. Ягунина А.В. Урок – откровение: «Поэт – батыр» (Махамбет Утемисов)// Практическая помощь учителю.- 204.- №6.- С.7-10.

  13. Оразбекова З.А., Первых Н.И. Устный литературный журнал «Степная звезда» (К 170-летию Чокана Уалиханова)// Практическая помощь учителю.- 2005.- №5.- С.9-11.



Формы и методы работы школьных библиотек по формированию Казахстанского патриотизма ООШ 14


Воспитание патриотических чувств у детей всегда было в центре внимания библиотек. Формирование у читателей – детей любви к Отечеству, своей истории, личной ответственности за происходящее вокруг - одно из приоритетных направлений работы школьной библиотеки.

Патриотическое сознание, чувство любви, верности Отечеству и гордости за него, чувство связи с его историей, культурой – составляющее духовно-нравственной основы личности. Формирование патриотизма ведется на основе изучения исторических ценностей, присущих всем сторонам жизни общества и государства. Не остается в стороне и вопрос воспитания толерантности как принципа взаимоотношений разных национальностей, рас, конфессиональной принадлежности.

Что такое патриотизм? Заглянем в словарь: «Патриотизм – это любовь к родине, к отечеству; одно из наиболее глубоких чувств, закрепленных веками и тысячелетиями».

Сущность любви к Родине определил когда-то очень хорошо М.Е.Салтыков- Щедрин: «Отечество есть тот таинственный, но живой организм, очертания которого мы не можем для себя отчетливо определить, но которого прикосновении к тебе непрерывно чувствуешь, ибо ты связан с этим организмом неразрывной пуповиной. Он, этот таинственный организм, был свидетелем и источником первых впечатлений твоего бытия, он наделил тебя способностью мыслить и чувствовать, он создал твои привычки, дал тебе язык, верование, литературу, он обогрел и приютил тебя, словом сказать – сделал из тебя существо, способное жить…» Из этого очень верного высказывания вытекает мысль о необходимости объединения в работе библиотеки по патриотическому воспитанию интеллектуального и эмоционального начала, привлечения всего спектра художественной, научно-познавательной литературы, имеющихся аудио и видеоматериалов, электронных продуктов.

Чтобы ни делала библиотека, главная ее цель – приобщение к чтению, к родному слову к истории и современной жизни страны, Родины. Патриотизму нельзя научиться. Его надо воспитывать в полном смысле этого слова с пеленок, когда образное слово, эмоции, чувства значат больше, чем разум. Роль книги и библиотеки в этом воспитательном процессе крайне важна, причем именно школьной библиотеки, учитывающей психологически и индивидуальные различия детей разных возрастных групп. Чувство патриотизма сродни чувству любви к матери: недаром слова «родина» и «мать» часто употребляются как синонимы. Оба эти чувства, являясь как бы врожденными, с возрастом получают различия. И, если дошкольник всегда убежден в том, что его мама самая лучшая, то подросток уже понимает, что она может иметь какие-то отрицательные стороны характера, но несмотря на это, продолжает любить свою мать как самого родного человека. Нечто подобное происходит и с развитием чувства патриотизма.

Задача библиотек не только сохранить, но и передать молодому поколению казахстанцев то богатство, которое определяется словами «историческое наследие», научить дорожить им.

Эффективность работы школьных библиотек в выполнении Закона о языках и формировании казахстанского патриотизма зависит не только от форм и методов работы, но в большей степени от состава и организации книжного фонда.

Книги о Казахстане и литература на казахском языке, произведения казахстанских писателей в нашей библиотеке выделены из общего фонда и выставлены перед каждым разделом. Заголовки тематических стеллажей и книжно-иллюстрированных выставок выполнены на двух языках.

Оформлена постоянно действующая выставка о Казахстане «Казахстан – общество, политика, культура». На выставке представлен материал по истории нашей родины, о государственной символике. Материалы из данной выставки используются учителями при подготовке к урокам и так же учащимися при подготовке домашнего задания.

Были собраны материалы статей из газет и журналов в папки «Герои Казахстанцы», «Наши знаменитые земляки». Кроме этого были проведены библиографические обзоры «Живая история», «О казахских батырах», составлена картотека газет и журналов, которые большим спросом у читателей.

Важное направление в работе библиотеки – это знакомство с творчеством казахских и казахстанских писателей. Здесь были использованы интересная форма как ,книжно-иллюстрированная выставка «Жыл мерей той нелері»

Юбиляры года: М. Шухов, Ы.Алтынсарин, Г.Мусрепов, Курмангазы.

Были применены активные формы библиотечной работы: конкурсы стихов, викторины, литературные игры. Проведен конкурс стихов о мире, лучшие стихи собраны в папке.

Наиболее верный путь формирования убеждений у детей , воздействие на их эмоции, на их ум и души. Поэтому важно, чтобы идеи патриотизма и интернационализма усваивались детьми при чтении лучшей художественной, мемуарной, публицистической, художественно-документальной литературы.

Патриотическое воспитание не одновременный акт. Оно не может сводиться только к разовым мероприятиям. Процесс формирования патриотизма должен иметь собственную идеологию и целенаправленную систему. В школьной библиотеке патриотическое воспитание строится на примерах жизни и деятельности выдающихся людей Казахстана. Таких имен немало. Это великие батыры, которые ценой жизни отстаивали целостность и нерушимость казахстанских земель. Имена Алпамыс батыра, Камбар батыра, Ер Торгын и многих других сохранились в памяти народной. Их подвиги по охране и возрождению казахстанских земель достойны подражания и могут служить уроком для нынешнего поколения. Здесь заложен огромный потенциал для патриотического воспитания.Хорошим подспорьем в работе школьных библиотек являются новые книги, которыми пополнились фонды: «Кобланды батыр», «Камбар батыр» и др.

Казахстанский патриотизм есть совокупность идеи и чувств, формирующихся под воздействием исторического сознания и политической культуры, под влиянием философии независимости.

О ней мечтала и боролась яркая плеяда акынов жырау, биев, политических и общественных деятелей Казахстана. К примеру, огромен патриотический потенциал казахстанских жырау, которые призывали народ к единству и сплоченности в целях обеспечения территориальной целостности земель. Они критиковали ханов и султанов за то, что те не смогли решать на должном уровне судьбоносные задачи народа.

Свободолюбивые идеи и патриотический заряд творческого наследия казахских жырау и акынов вносят заметный вклад в формирование идеологии и патриотического воспитания наших учащихся. Здесь используются книги серии «Знаменитые люди Востока», например «Абылай хан». Интересным получилась игра по одноименной книге «Волшебное путешествие по стране Казахстан», где отдельные главы позволяют ненавязчиво вести разговор о казахстанском патриотизме. Был проведен обзор публикаций «Казахстан за 15 лет Независимости».

Неисчерпаемый материал для формирования у детей патриотических чувств дают материалы о Великой Отечественной войне. Народы Республики Казахстан вместе с другими советскими народами, героически воевали против немецко-фашистских захватчиков в годы войны. Русские, казахи, украинцы и многие другие представители народов Казахстана показали образец преданности Родине. Благодаря великому патриотизму советских людей был побежден фашизм. Через литературу о войне мы учим детей не забывать уроки истории. По словам видного советского педагога В.А.Сухомлинского, никогда человек не переживает так глубоко чувства долга перед Родиной, как в те часы размышлений над судьбами Отчизны, когда он сам мысленно повторяет путь, пройденный своим народом, видит и ощущает себя как частицу народа.

Одной из форм работы школьной библиотеки являются встречи детей и родителей с участниками ВОв. Как показывает опыт организации таких встреч, ценность их велика: живые страницы патриотизма героев войны воздействуют не только на умственную, но и на эмоциональную сферу детей. Говоря иначе они воспринимаются, как умом так и сердцем .

Во многих семьях сложились богатые традиции по формированию патриотических чувств у детей на события войны, родилось много форм и средств воспитания.

Неоценимое значение воспитания патриотических чувств имеет просмотр кинофильмов и спектаклей о войне с последующем обсуждением.

Для школьников младшего возраста выбор форм работы широк: это и беседы, уроки мужества, посещения музея боевой славы, экскурсия. Наши дети изучают историю родины, идут по местам боевой славы своего народа. К празднику 9 Мая в библиотеке была оформлена выставка «Героический подвиг народа бессмертен».

Пропаганду книги необходимо сочетать с элементами игры, детского творчества. В школьных библиотеках можно организовать викторины, конкурсы, посвященные Дню защитника Отечества, конкурсы рисунков и поделок. Распространенной формой с читателями должны стать патриотические клубы, есть они и в нашем городе и в некоторых школьных библиотеках. На счету у ребят множество интересных дел.

Все формы использованные в работе школьных библиотек по воспитанию казахстанского патриотизма формирует у учащихся интерес к чтению и повышает интеллект.

Воспитательное значение книги трудно переоценить. Ведь именно в детском, подростковом возрасте, когда человек восприимчив и к хорошему, и к плохому, появляется у него сильное подсознательное желание иметь идеал, которому хотелось бы подражать.

И здесь очень важна роль школьного библиотекаря. Умно и тактично мы должны помочь нашим читателям осознать то, что в крови у каждого человека – любовь к Родине. Ведь только истинный патриотизм может быть интернациональным, ибо без любви к отчему краю, к родному народу, к его истории, культуре и языку нет и не может быть чувства уважения и дружбы к другим народам.

Скачать, 155.83kb.
Поиск по сайту:

Добавить текст на свой сайт


База данных защищена авторским правом ©ДуГендокс 2000-2014
При копировании материала укажите ссылку
наши контакты
DoGendocs.ru
Рейтинг@Mail.ru
Разработка сайта — Веб студия Адаманов