Категории:

Разработки уроков по экономике, 9 класс дмк и. В. Липсиц Раздел II. Спрос и предложение: рыночное равновесие

Поиск по сайту:


Скачать 328.54 Kb.
Дата27.03.2012
Размер328.54 Kb.
ТипУрок
Содержание
Раздел II. Спрос и предложение: рыночное равновесие
Тема 1: Что такое спрос
Средства обучения
II. Этап изучения нового материала.
III. Итог урока.
Тема: от чего зависит предложение товаров
Вводный этап
II. Мотивация
III. Этап изучения нового материала.
Тема: Рыночное равновесие
II. Изучение нового материала.
Тема: Причины и следствия нарушения рыночного равновесия (практикум по решению задач, по разделу «Спрос и предложение: рыночное
I. Вводный этап
II. Этап практическое решение задач
Тема: контрольная работа по теме: «Спрос и предложение: рыночное равновесие».
I. Вводный этап урока.
Ш. Самопроверка.
Подобный материал:


Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Каслинская средняя общеобразовательная школа №27»

Каслинского муниципального района


Разработки уроков по экономике, 9 класс

ДМК И.В.Липсиц

Раздел II. Спрос и предложение: рыночное равновесие.

(5 уроков)


учитель истории и обществознания

МОУ «Каслинская СОШ №27»

Каслинского муниципального района

Приходько Вячеслав Леонидович


город Касли,

2007-2008 учебный год

На параллели 9-х классов курс экономики изучается с 6-го класса из расчета 1 час в неделю (из школьного компонента ШУП) по дидактико-методическому комплексу (ДМК) И.В. Липсица.

Серия предлагаемых уроков проводится после раздела «Типы экономических систем»

После рассмотрения типов экономических систем и различий между ними в плане тех координационных механизмов, которые используются для разрешения основных вопросов экономики, необходимо перейти к более, подробному изучению механизма цен рыночной системы.

Раздел «Спрос и предложение: рыночное равновесие» включает 4 урока и завершается 45-минутной контрольной работой.

Главной задачей раздела является усвоение понятия о природе рынков и процесса формирования рыночных цен и равновесных объемов производства.

В данных разработках уроков сознательно не освещаются многие понятия и проблемы, связанные с изучением спроса и предложения. Так, например, здесь не рассматривается эластичность спроса по доходу, перекрестная эластичность и др. Это связано с тем, что целый ряд вопросов, относящихся к спросу и предложению, включен в программу курса на следующий год обучения.

Проблематика других блоков освещена более детально, поскольку к ней мы уже не будем возвращаться в следующем году.

Понятия «спрос» и «предложение» являются ключевыми в экономической теории, изучающей рыночную систему, и поэтому проблемы, которые затрагиваются в этом разделе, должны быть проработаны с особой тщательностью.

Объяснив учащемся, что знания, полученные при изучении данного раздела, будут необходимы независимо от того, выберут ребята путь экономиста в будущем, или нет, можно заинтересовать учащихся. Элементарные знания о факторах, влияющих на спрос и предложение, а вследствие этого – на рыночные цены, необходимы любому гражданину.




п/п

Тема урока

Тип, форма

Особенности урока

1.

Спрос

Изучение нового материала

Лекция

Технология развивающего обучения, ИКТ, проблемное обучение

2.

Предложение

Изучение нового материала

Практикум

Технология развивающего обучения

Групповая работа

3.

Рыночное равновесие

Изучение нового материала

(комбинированный урок)

Технология развивающего обучения, ИКТ, проблемное обучение, групповая работа

4.

Причины и следствия нарушения рыночного равновесия

Практикум по решению экономических задач

Практическое применение полученных знаний, решение задач, ИКТ, групповая работа

5.

Контрольная работа по теме: «Спрос и предложение: рыночное равновесие»

Урок контроля

Разноуровневый контроль



^ Раздел II. Спрос и предложение: рыночное равновесие

Тема 1: Что такое спрос (1 час).

Тема 2: От чего зависит предложение товаров (1 час).

Тема 3: Рыночное равновесие (1 час).

Тема 4: Причины и следствия нарушения рыночного равновесия (практикум по решению экономических задач – 1 час).

Тема 5: проверочная работа по теме «Спрос и предложение: рыночное равновесие» (контроль – 1 час).


^ Тема 1: Что такое спрос

Тип урока: проблемная лекция


Цели:

Обучающие: - формирование понятий «спрос», «эластичность спроса»;

- выявление факторов, влияющих на формирование спроса;

- выявление сущности закона спроса.

Развивающие: - совершенствование умений работать с источником информации (статьи газет, статистика, графики, текст учебника);

- совершенствование умений анализировать информацию, обобщать ее, сравнивать, логически размышлять, делать выводы.

Воспитывающие: - воспитание культуры и толерантности

Понятия: - спрос

- величина спроса

- закон спроса

- неценовые факторы спроса

- эластичность спроса по цене

- выручка

^ Средства обучения:

Учебное пособие, статьи из газеты «Аргументы и факты», №45, 1990 год, статья «Военные расходы СССР в 1989 году», «Можно ли прокормиться на зарплату?», №44, 1991 год, статья «Кто, кому и что отдает».

  1. Вводный этап.

  1. Оргмомент.

2. Работа с документами с целью мотивации и выхода на тему урока.

Проанализируйте статистические данные и попытайтесь ответить на следующие вопросы:

- Какое место уделяется расходам на развитие легкой и пищевой промышленности?

- Какие последствия это имеет?

- За счет чего компенсируется нехватка товаров в этих отраслях?

- В чем взаимосвязь этих статей?

- В чем главная проблема?

- Почему сложилась такая ситуация в экономике СССР?

^ II. Этап изучения нового материала.

1. Для того, что бы разобраться в ситуации, нам необходимо вспомнить какие экономические агенты взаимодействуют на рынке?

При совершении торговой сделки продавец получает, а покупатель платит цену товара. Для покупателя цена товара является стоимостью единицы товара (затратами, расходами, издержками на приобретение единицы товара), а для продавца является выручкой от продажи единицы товара.

А может ли продавец стать покупателем? В каких случаях?

Поэтому цена товара может быть выражена как в денежных единицах, так и в иной форме, например в единицах другого товара, получаемого в обмен при бартерном (безденежном) обмене.

Значит это величина, величина нашего с вами спроса. В чем она измеряется? (кол-ве товара) Любого? (конкретного, нужного нам, в определенный период времени). Из этого следует первое определение нашего урока:

Величина спроса – количество товара, которое покупатели готовы (хотят или могут) купить по данной цене на данном рынке за определенное время.

Из этого определения следует, что величина спроса у каждого товара разная, а что же такое спрос?

Спрос – это зависимость между величиной спроса на данный товар и его ценой.

Эту зависимость можно выразить с помощью графика.




Прокомментируйте ситуацию на рынке отображенную на данном графике.

Эталон ответа: При более высокой цене мы готовы приобрести меньшее количество товара, а при падении цены растут наши возможности.

Это и есть закон спроса как один из механизмов рыночной экономики. Он гласит: чем выше цена, тем меньше количество товара, на которое предъявляется спрос, и наоборот. Чем ниже цена, тем большее количество данного товара покупается потребителями.

На изменение величины спроса влияет только один фактор. Какой? (цена).

На графике и в формулах цена обозначается буквой «Р»; количество товара – «Q»; для обозначения спроса используется буква «D».

Первый график иллюстрирует нам изменение величины спроса (объем), зависящую от одного только фактора – цены, при этом она передвигается из одной точки в другую по той же самой кривой спроса (еще раз обращаем внимание на график).

Изменение самого спроса выражается смещением всей кривой спроса. Как вы думаете, куда сместится кривая при увеличении спроса? (вправо). А при уменьшении спроса? (влево).



Будет ли цена влиять на эти изменения? (нет). Какие факторы могут на это повлиять?

= высказывания детей =

= примерный эталон ответа:

  • вкусы и предпочтения потребителей;

  • число покупателей на рынке;

  • изменения в доходе потребителей;

  • ожидание будущего изменения цен и доходов;

  • цены на взаимозаменяемые и взаимодополняющие товары =

Например: - Вкусы изменяются под воздействием моды и рекламы;

- Рост населения, увеличение числа покупателей по какой-либо причине;

- Будущее ожидание увеличения цен на сахар – спрос вырастет, будущее снижение – падение спроса;

- А вот воздействие на спрос изменений денежного дохода неоднозначно. Какие возможны ситуации, зависящие от категории товара?

= высказывания детей, например:

  1. По какой мере роста доходов, потребители, как правило, покупают больше мясных продуктов, фруктов, бытовой техники, модной одежды. И, наоборот, при снижении дохода, спрос на такие товары падает (товары высшей категории). Приводятся примеры данных ситуаций.

  2. Но есть товары низшей категории. То есть при росте доходов мы перейдем с маргарина на масло, и, наоборот, при падении дохода откажемся от масла и вернемся к маргарину (товары низшей категории). Приводятся примеры данных товаров.

  3. но есть и такие товары, на которые спрос практически неизменен. Какие? (соль, мыло, зубная паста, туалетная бумага).

Все эти факторы называются неценовые.

Степень изменения спроса под воздействием цены или других факторов характеризует эластичность спроса.

Эластичность – это мера реагирования одной переменой величины на изменение другой. Эластичность спроса по цене – безмерная величина, отражающая процентное изменение спроса на товар в результате однопроцентного изменения цены этого товара.

Формула эластичности спроса по цене выглядит следующим образом:



где P – первоначальная цена

- первоначальное количество покупаемой продукции

- изменение спроса

- изменение цены

эластичность спроса по цене – отрицательная величина. Это связано с тем, что когда цена товара повышается, то спрос на данный товар сокращается, поэтому <0.

По мере движения кривой спроса может изменяться, а цена и количество спрашиваемой продукции меняются постоянно. Следовательно, эластичность спроса по цене должна измеряться в каждой отдельной точке кривой спроса и будет в целом меняться по мере движения по кривой.

Спрос эластичен, если процентное изменение цены приводит к большому процентному изменению количества спрашиваемой продукции.

Если падение цены на 2% вызывает рост спроса на 4%, то спрос эластичен. Более эластичен спрос на предметы роскоши.

Неэластичен спрос на предметы первой необходимости.

Например: - хлеб – высказывания детей

Вернемся к нашей проблеме, исходящей из статистических данных газетных статей. В чем же была проблема рынка СССР?

= высказывания детей =

(примерный эталон – при плановой экономике отсутствовал механизм спроса)

Какова роль спроса как рыночного механизма?

^ III. Итог урока.

1. Закрепление пройденного материала.

Выполнение заданий по группам.

Для закрепления данного материала мы выполним несколько заданий, а для того, чтобы рассмотреть различные ситуации мы это сделаем по группам с последующим комментированием ответа!

1. В результате рекламной компании население стало предпочитать кока-колу квасу. Что произойдет с кривой спроса на квас?

А что при том же условии случится со спросом на кока-колу? Отобразите это графически.

= Примерный эталон ответа. Предпочитая кока-колу квасу, люди стали меньше пить квас. Следовательно, спрос на квас уменьшился. Кривая спроса на квас сдвинется влево.

Реклама обычно увеличивает спрос на рекламируемый товар: в этих целях она и используется. Кривая спроса на кока-колу сдвинется вправо (рис. 2)

Это означает, что даже при постоянстве цены количество покупаемых за определенный период времени бутылок колы возрастает с Q1 до Q2 =

2. Как изменится спрос на красную икру при увеличении доходов населения? Отобразите это графически.

= Примерный эталон ответа. Красная икра – товар высшей категории спрос на него растет с роста доходов потребителей =

3. Что случится с кривой спроса на перловую крупу с ростом доходов потребителей? Отобразите это графически

= Примерный эталон ответа. Перловая крупа - товар низшей категории, следовательно, с увеличением доходов потребители сократят ее потребление, переключившись на более ценные блага =

4. Что произойдет со спросом на соль при изменении доходов населения? Что может переместить кривую спроса на соль?

= Примерный эталон ответа. Изменение доходов потребителей вряд ли окажет какое-либо воздействие на потребление ими соли. Кривая останется в прежнем состоянии.

Однако спрос на соль может возрасти в июле-августе в связи с тем, что в этот период домашние хозяйки осуществляют консервирование и засолку овощей. В этот период соли будет потребляться больше. Кривая сдвинется вправо =

2. Рефлексия деятельности за урок.

3. Оценивание за урок.

4. Домашнее задание.

§ 9, вопросы №1,2,3

отдельной группе дается задание опережающего характера – решить задачу по эластичности спроса с последующим комментированием на уроке практикуме.

Задача:

Известно, что при цене товара Х в 28000 руб. за 1 кг величина спроса на него равна 84 кг, а при цене товара Х в 32000 руб. за 1 кг – 76 кг. Определите точечную эластичность спроса по цене. Будет ли спрос на товар Х эластичным?


^ Тема: от чего зависит предложение товаров

Тип урока – изучение нового материала

Форма: практикум

Цели:

Обучающие:

  • формирование понятий «предложение», «эластичность предложения»;

  • выявление факторов, влияющих на формирование предложения;

  • выявление сущности закона предложения;

  • выявление взаимосвязи предложения и спроса.

Развивающие:

  • совершенствование умений работать с источником информации (графики, текст учебника, статьи журнала «Преподавание экономики в школе»);

  • совершенствование умений анализировать информацию, обобщать ее, сравнивать, логически размышлять, делать выводы

  • совершенствование групповой работы.

Воспитательные:

  • воспитание культуры и толерантности

Понятия:

  • предложение;

  • величина предложения;

  • закон предложения;

  • неценовые факторы предложения;

  • эластичность предложения.

Средства обучения: учебное пособие, экономический словарь, журнал «Экономика в школе» №3, 2007 год

Прогнозируемый результат:

- учащиеся знают понятия: предложение, величина предложения, закон предложения, неценовые факторы предложения, эластичность предложения;

учащиеся выявляют факторы и сущность закона предложения, взаимосвязь спроса и предложения.

  1. ^ Вводный этап

- оргмомент

- Тест с целью проверки домашнего задания

1. Какую зависимость отражает закон спроса?

а) прямую зависимость между величиной спроса и ценой данного товара;

б) обратную зависимость между величиной спроса и ценой данного товара;

в) прямую зависимость цены от качества данного товара;

г) обратную зависимость между величиной спроса и количеством покупателей.

2. Спрос на рынке товара в каждый конкретный момент времени формируют…

а) продавцы;

б) покупатели;

в) производители;

г) государственные органы.

3. После повышения цены на виноград значительно возросла цена на виноградный сок. Данное событие, скорее всего, будет способствовать….

а) сдвигу кривой спроса на яблочный сок вправо;

б) сдвигу кривой спроса на яблочный сок влево;

в) сдвигу кривой предложения яблочного сока вправо;

г) сдвигу кривой предложения яблочного сока влево.

4. В каком утверждении слово «спрос» следует заменить выражением «величина спроса»?

б) В результате повышения цен на авиабилеты спрос на проезд железнодорожным транспортом вырос;

б) Когда были повышены цены на авиабилеты, спрос на услуги Аэрофлота резко упал;

в) В зимнее время года спрос на меховые изделия больше, чем летом;

г) Рекламная компания фирмы «Дюпон» способствовала росту спроса на ее продукцию.

5. Понятие «спрос» для экономиста – это…

а) количество товара, которое производители предлагают для продажи по соответствующим ценам;

б) количество товара, которое потребители хотят иметь;

в) зависимость между количеством товара, которое покупатели готовы купить, и ценой данного товара;

г) количество товара, на приобретение которого у покупателей достаточно денег.

6. Какое из перечисленных событий отразится на величине потребительских расходов не так, как остальные?

а) снижение доходов потребителей;

б) снижение уровня подоходных налогов;

в) ожидание скорого роста цен;

г) увеличение размеров государственных социальных выплат населению.

7. Если эффект дохода положительный, а эффект замещения отрицательный, то, скорее всего, речь идет….

а) о нормальных товарах;

б) о дополняющих товарах;

в) о низших товарах;

г) о товарах-заменителях.

8. В газете «Вечерняя Москва» опубликована заметка под заголовком «Стихия уничтожила урожай сахарной свеклы», в которой высказывается предположение о предстоящем росте цен на сахар. Как, вероятнее всего, повлияет данное событие на спрос на сахар в текущий период?

а) кривая спроса на сахар сдвинется вправо;

б) кривая спроса на сахар сдвинется влево;

в) кривая спроса может сдвинуться как вправо, так и влево;

г) кривая спроса на сахар не изменится.

^ II. Мотивация

- В процессе увеличения цен на нефть на мировом рынке растет и цена на такой товар, как бензин. Как это отражается на рядовых гражданах нашей страны, даже если они не имеют собственного транспортного средства?

= высказывания =

значит, не только спрос влияет на формирование цен на рынке. А еще и ……………………………………………………………………………………………………

= предложение =

а зачем нам необходимо знать о том, какие факторы влияют на формирование предложения?

= как потребители мы………………………………………………………………………….

Как производители…………………………………………………………………………. =


Наша задача сегодня на уроке разобраться в том, что такое предложение и какие факторы влияют на его формирование.

^ III. Этап изучения нового материала.

При изучении нового материала по этой теме целесообразнее предложить учащимся самостоятельно изучить часть материала, так как по содержанию он аналогичен предыдущей теме.

1. Инструктаж рабочих групп.

Учащимся предлагается разбиться на три группы. Каждая группа получает раздаточный материал. Задача каждой группы изучив новый материал представить новые знания классу.

2. Работа по группам.

1 группа.

Предлагаемая литература:

- учебное пособие

- экономический словарь

- статья из журнала «Экономика в школе» №3, 2007 год

Задача: - дать определение «величина предложения», рассмотреть изменение величины предложения и факторы, влияющие на изменение величины предложения, графическая демонстрация изменения.

«Величина предложения и изменение величины предложения» (график)

= примерный эталон ответа =

- это количество товара, которое продавцы готовы (хотят и могут) предложить для продажи по данной цене на данном рынке за определенное время (ценовой фактор).




2 группа.

Предлагаемая литература:

- учебное пособие

- экономический словарь

- статья из журнала «Экономика в школе» №3, 2007 год

Задача: - дать определение «предложение», рассмотреть изменение предложения и факторы, влияющие на изменение предложения, графическая демонстрация изменений.

Предложение и изменение предложения. Неценовые факторы??? (график)

= примерный эталон ответа =

предложение – это зависимость между величиной предложения данного товара и его ценой.

Неценовые факторы:

  • Цены на производственные ресурсы (рабочая сила, сырье, машины, оборудование), необходимые для производства товара;

  • Технология;

  • Число продавцов на рынке:

  • Цены альтернативных товаров, которые могут быть произведены с помощью тех же самых ресурсов;

  • Ожидаемые в будущем изменения цен на данный товар.



3 группа.

Предлагаемая литература:

- учебное пособие

- экономический словарь

- статья из журнала «Экономика в школе» №3, 2007 год

Задача: рассмотреть понятие «закон предложения», графическая демонстрация действия закона предложения.

Закон предложения, графическое выражение

= примерный эталон ответа =

- на данном рынке продавцы готовы предложить больше товара по высоким ценам, чем по низким.

Но здесь можно проследить взаимосвязь со спросом

  1. Чем больше цена – тем выше предложение, но тем меньше спрос.

  2. увеличение предложения не всегда приводит к увеличению спроса.

Например……….




  1. Отчет групп о проделанной работе.

Вывод по рассматриваемым вопросам формируют учащиеся самостоятельно (главное – отличия величины предложения от предложения, ценовые и неценовые факторы, влияющие на формирование этих понятий, графическое изображение изменений).

4. Рассмотрение материала, не представленного в учебном пособии.

Как и спроса, у предложения реакция изменений товара в зависимости от цены и неценовых факторов характеризуется эластичностью.

- мерой чувствительности изменения количества предлагаемого продавцами товара к изменению цены на этот товар или других, неценовых факторов предложения. Что показывает ?

= ценовая эластичность предложения показывает, на сколько процентов изменяется предлагаемое количество товара в результате однопроцентного изменения его цены =

- величина положительная, т.е. >0, так как при увеличении цены объем S возрастает и наоборот.

Но рост цен на ресурсы увеличивает издержки производства и приводит к сокращению предложения. Поэтому эластичность предложения по отношению к ценам на используемые в производстве ресурсы является отрицательной величиной.

5. Вывод по теме урока (формулируется самостоятельно учениками).

III. Подведение итогов.

1. Проверка усвоенного материала

Задание №1. Что произойдет с кривой предложения пшеницы при увеличении цен на минеральные удобрения?

Задание №2. Предположим, что в производстве стали внедрена новая технология, обеспечивающая снижение затрат. Что случится с предложением на рынке стали?

Задание №3. Известно, что накануне Нового года ажиотажный спрос на шампанское обычно приводит к повышению цены на него. Как могут повести себя производители шампанского в октябре-ноябре?

Задание №4. За последние годы в Москве появилось много новых кафе и ресторанов. Что можно сказать о кривой предложения на московском рынке услуг общепита?

Задание №5. На плодородных землях Украины одинаково хорошо растут и пшеница и гречиха. Предположим, что цены на гречиху резко возросли в связи с тем, что люди узнали о ее целебных свойствах. Как это может отразиться на предложении пшеницы?

2. Рефлексия.

3. Оценивание учащихся.

4. Домашнее задание: § 10, вопросы №1,2,3

2 группе дается задача

Функция спроса населения на данный товар: Qd = 7 – Р

Функция предложения: Qs = -5 + 2 * Р

где Qd – объем спроса в млн. штук в год;

Qs – объем предложения в млн. штук в год;

Р – цена в тысячах рублей.

Постройте графики спроса и предложения данного товара, откладывая на оси абсцисс количество товара (Q) и на оси ординат – цену единицы товара (P).


^ Тема: Рыночное равновесие

Цели:

Обучающие:

  • формирование понятий: рыночная цена, равновесное количество, дефицит товаров, избыток товаров, рынок покупателя, рынок продавца.

  • выявление взаимосвязи спроса и предложения как факторов, формирования рыночного равновесия

  • выявление причин и следствий нарушения рыночного равновесия.

Развивающие:

  • совершенствований умений работать с графической информацией, анализировать, сравнивать, выявлять причинно-следственные связи, делать вывод

  • совершенствование умений групповой работы

Воспитательные:

  • воспитание культуры и толерантности

Понятия:

  • рыночная цена;

  • равновесное количество;

  • дефицит товаров;

  • избыток товаров;

  • рынок покупателя;

  • рынок продавца.

Средства обучения: раздаточный материал, упражнение «Анализируем ситуацию на рынке помидоров», ноутбук, проектор, экран.

I. Вводный этап.

1. Оргмомент.

2. Беседа с целью повторения изученного ранее материала с выходом на мотивацию к данному уроку.

В условиях рыночной экономики на рынке товаров и услуг взаимодействуют два свободных экономических агента: потребители и производители.

Еще раз вспомним – к чему стремятся потребители? Как они влияют на формирование спроса?

Что гласит закон спроса?

Изобразите это графически? (на доске, +демонстрация на презентации с помощью проектора)

К чему стремятся производители на рынке товаров и услуг? Что влияет на формирование предложения?

Изобразите это графически: (на доске, +демонстрация на презентации с помощью проектора).

Если одни стремятся купить подешевле, а другие продать подороже, то как же они достигают согласия в условиях взаимодействия на рынке?

= учащиеся должны прийти к выводу, что графики необходимо совместить =

(на презентации отобразить совмещение)

^ II. Изучение нового материала.

1. Работа с понятиями.

Что нам демонстрирует точка пересечения? = цену равновесия =

Что это означает в условиях рынка?

= цена товара такова, что количество товара, которое покупатели хотят приобрести, совпадает с количеством товара, которое продавцы готовы предложить к продаже =

Какие еще величины присутствуют на графике? Как мы их можем назвать?

= цена равновесия, равновесный объем =

Что произойдет, если количество товара, предлагаемого продавцами на рынке, будет выше цены равновесия?

= избыток товара =

= кризис перепроизводства =

объясните ситуацию:

= высказывания детей =

такая ситуация сложилась в России в 1993-1997 гг. при продаже отечественных легковых автомобилей. При тех ценах, которые хотели за свои автомобили «ВАЗ» и «АЗЛК», этот товар стал продаваться с трудом. Отечественные автозаводы оказались в тяжелейшей экономической ситуации: на их территории стали скапливаться невостребованные машины. Менеджерам этих предприятий пришлось срочно искать способы замедления роста цен на «Жигули» и «Москвичи» и сокращения затрат на их изготовление.

Что произойдет, если количество товара, предлагаемого на рынке производителями, будет ниже цены равновесия?

= дефицит товара =

= кризис недопроизводства =

Объясните ситуацию:

= высказывания детей =





невыгодность как дефицита, так и избытка товаров из-за неравномерности цен толкает участников рынка к поиску равновесной цены.

Как рынок балансирует спрос и предложение?

2. Групповая работа с целью закрепления нового материала.

Предлагаю вам разделиться на группы по 4-5 человек и выполнить упражнение «Анализируем ситуацию на рынке помидоров».

Проанализировав ситуацию на рынке помидоров в группе, сформулируйте решение по каждому заданию. Аргументируйте свой ответ.

Упражнение «Анализируем ситуацию на рынке помидоров»

Даны шкалы спроса и предложения на рынке помидоров:

Цена за 1 кг ( руб.)

Величина спроса (млн. кг в год)

Величина предложения (млн. кг в год)

10

10

3

12

9

4

14

8

5

16

7

6

18

6

7

20

5

8

а) Начертите кривые спроса и предложения для помидоров и найдите равновесную цену и равновесное количество.

б) Что будет иметь место – дефицит или избыток помидоров на рынке, - если цена будет равна 12 рублей; 20 рублей?

в) Почему и в каком направлении будут изменяться цены на помидоры из пункта (б) в случаях дефицита и избытка?

г) Покажите на графике, как изменятся равновесная цена и равновесное количество, если Министерство здравоохранения России предупредит, что от потребления помидоров краснеют белки глаз и на коже высыпает сыпь. Объясните, почему цена не сохранилась на своем первоначальном уровне.

д) Покажите на графике, как изменится равновесная цена и равновесное количество, если правительство в порядке поддержания сельского хозяйства введет субсидию на каждый килограмм выращенных помидоров.

За каждый правильный ответ группа получает 2 балла, за неполный ответ – 1 балл, за неправильный ответ – 1

(выполненное упражнение позволит учащимся закрепить понимание того, как изменение в спросе и предложении приводят к изменению равновесных цен и объемов продаж)

  1. Отчет групп в соревновательной форме.



III. Итоговый этап урока.

1. Рефлексия.

2. Оценивание учащихся за работу на уроке.

3. Зависит ли что-то от нас, потребителей в формировании цены равновесия?

4. Домашнее задание:

- §11,12, основные понятия

- группа №3 задача

Задача для группы №3 опережающего характера для работы на уроке №4:

Спрос на бананы описывается уравнением: Qd = 2400 – 100P, а предложение бананов – уравнением Qs = 1000 + 250P, где Q – количество килограммов бананов, купленных или проданных за день; P – цена 1 килограмма бананов (в тыс. рублей).

  1. Определите параметры равновесия на рынке бананов (равновесную цену и количество).

  2. Какое количество бананов было бы продано при цене 3 000 рублей за 1 кг?

  3. Какое количество бананов было бы продано при цене 5 000 рублей за 1 кг?



^ Тема: Причины и следствия нарушения рыночного равновесия (практикум по решению задач, по разделу «Спрос и предложение: рыночное равновесие»)


Тип урока - практикум

Цели:

Обучающие: - сформировать представление учащихся о способах решения задач по теме урока

Развивающие: - совершенствовать навыки логического мышления, мыслительной деятельности, применения теории при решении задач

Воспитывающие: - содействовать воспитанию культуры устной и письменной речи.


^ I. Вводный этап

1. Организационный момент: готовность к уроку, состав групп.

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в способах деятельности.

Основные теоретические моменты: понятия, обозначения, формулы

? Что является более сложным: знание теории или ее применение на практике?

3. Постановка учебной задачи.

- Решение задач – это только одна, но очень важная составляющая экономического образования. Без умения решать задачи и без владения экономической математикой невозможно представить современного грамотного экономиста. Значит ли это, что тем, кто не собирается становиться экономистом, можно изучать экономку по старинке? Скорее всего, нет. Простейшие задачи иллюстрируют экономические концепции и модели, позволяют усвоить материал эффективнее. Для развития мышления задачи просто необходимы.

Поэтому, как вы сформулируете тему сегодняшнего урока?

= высказывания детей =

Какие задачи можно поставить на урок?

= высказывания детей =

Три группы учащихся получили задания опережающего характера. Их задачей было разобраться самостоятельно в решении задач по основным содержательным линиям изучаемого раздела и отчет о проделанной работе представить в виде презентации.

Для более четкого отслеживания результатов урока желательно сделать на каждую группу «Лист контроля», в котором будут фиксироваться результаты работы каждого ученика на уроке. Каждую задачу необходимо заранее оценить по уровню сложности и установить количество баллов в соответствии с этим. «Лист контроля» проверяется учителем во время решения следующей задачи.

^ II. Этап практическое решение задач

1. Отчет групп о домашнем задании: защита, выполненной дома задачи

1группа: группа работала над решением задачи по теме «Спрос»; представление проделанной работы, защита в форме презентации

После представленной работы учащимся предлагается выполнить самостоятельно задачу по данной теме. Решение задачи из «Сборника заданий по экономике» А.А. Мицкевич с. 103 № 5.33


2группа: группа работала над решением задачи по теме «Предложение»; представление проделанной работы, защита в форме презентации

После представленной работы учащимся предлагается выполнить самостоятельно задачу по данной теме. Решение задач из «Сборника заданий по экономике» А.А.Мицкевич с.148 № 7а, с. 154 № 7.11


3группа: группа работала над решением задачи по теме «Рыночное равновесие»; представление проделанной работы, защита в форме презентации

После представленной работы учащимся предлагается выполнить самостоятельно задачу по данной теме. Решение задачи из «Сборника заданий по экономике» А.А. Мицкевич стр.172 № 7.77


2. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (1 задачу на выбор)

«Сборник заданий по экономике» А.А. Мицкевич:

- стр.103 № 5.34,

- стр.155 № 7.13,

- стр. 172 № 7.78

Каждый ученик выполняет решение задачи в собственной тетради и только после этого выходит на обобщение в группу. В случае возникновения затруднений группа самостоятельно указывает ученику на ошибки и помогает ему исправить ситуацию.

После выполнения задач предлагается сделать комментирование решений задач, при этом на экран выводится «приблизительный эталон» решения задачи, для того, чтобы учащиеся могли сравнить решение эталона с решением в своей тетради.

Старшие в группах дают рецензию работы каждого участника в отдельности.


3. Домашнее задание: повторить теорию по теме «Спрос и предложение: рыночное равновесие» и просмотреть все решенные задачи.

III. Итог урока.

1. Рефлексия деятельности:

  • Что повторили?

  • Достигли ли поставленной цели?

  • «+» и «-» урока с вашей точки зрения

  • как оцениваете свою работу?

  1. Оценки за урок.

Рекомендации для учителя:

  • Для отчетов группы: решение задачи через презентации

  • Решают задачи из сборника совместно всей группой, однако, в тетради решение должно быть у каждого (для д/з)

  • Листы контроля проверяет учитель во время решения следующей задачи

  • Эталоны для сравнения приготовлены заранее

  • Старшие в группах дают рецензию работы всей группы и каждого в отдельности.



^ Тема: контрольная работа по теме: «Спрос и предложение: рыночное равновесие».

Цели:

Обучающая: - контроль уровня развития образовательных компетенций данной темы;

Развивающая: - развитие навыков самостоятельной работы;

Воспитывающая: - воспитывать умение адекватно оценивать свои возможности.

^ I. Вводный этап урока.

1. Оргмомент.

2. Знакомство с текстом заданий, инструктаж по выполнению работы.

II. Выполнение работы.

Контрольная работа состоит из двух частей. В первой части приводятся задания в тестовой форме с выбором ответа, цель которых – проверить теоретические знания учащихся по данной теме. Во второй части учащимся предлагается выполнить две задачи разного уровня (задачи имею балловое определение), цель которых – проверка практических умений по данной теме. Учащиеся знают, что за выполнение заданий они получают определенное количество баллов, которое отражается в итоговой отметке. При этом достаточно выполнить только задания в тестовой форме, чтобы получить отметку «удовлетворительно».

^ Ш. Самопроверка.

Текст контрольной работы:

1 вариант:

I. Первая часть работы. Задания в тестовой форме.

1. Кривая рыночного спроса показывает:

а) как будет снижаться потребление блага при снижении доходов покупателей;

б) по какой цене будет осуществляться подавляющая часть сделок;

в) что потребители склонны покупать больше товаров по более высоким ценам;

г) какое количество блага потребители желают и могут приобрести в единицу времени при различных ценах.

2. При прочих равных условиях сдвиг кривой спроса вправо для товаров низшей категории может быть связан:

а) с увеличением цен на дополняющие товары;

б) с уменьшением цен на заменяющие товары;

в) с ростом цен на данный товар;

г) с уменьшением доходов потребителей.

3. При прочих равных условиях сдвиг кривой предложения вправо приводит:

а) к росту равновесной цены и равновесного количества;

б) к снижению равновесной цены и равновесного количества;

в) к росту равновесной цены и снижению равновесного количества;

г) к снижению равновесной цены и росту равновесного количества.

4. Определите товар, спрос на который более эластичен:

а) бензин;

б) бензин на отдельной бензоколонке в городе Москве;

5. Что случится с кривой предложения йогуртов, если цена йогурта снизится в 2 раза при прочих равных условиях:

а) кривая предложения сместится вправо;

б) кривая предложения сместится влево;

в) кривая предложения не изменит своего положения;

г) ничто из вышеперечисленного не подходит.

6. Как изменится равновесное состояние экономики, если в ней одновременно повышается производительность труда в отрасли, производящей телевизоры, и происходит показ популярного телесериала?





7. Что случится на рынке, где существует конкуренция, если величина предложения превысит величину спроса?

а) потребительский спрос возрастет;

б) производители увеличат выпуск товаров;

в) рыночная цена упадет;

г) рыночная цена поднимется.

8. Смещение кривой спроса на мороженое влево и вниз от D1 к D2, скорее всего, может быть вызвано:

а) наступлением зимы;

б) снижением цены на оберточную бумагу;

в) уменьшением предложения мороженого;

г) повышением цены мороженого.




9. При появлении новых производителей на конкурентном рынке, скорее всего:

а) цена равновесия увеличится;

б) спрос увеличится;

в) предложение уменьшится;

г) цена равновесия уменьшится.

10. На автомобильном рынке резко возросла величина спроса на автомобиль «Форд». Это событие связано с тем, что:

а) эта марка автомобиля вошла в моду;

б) резко повысились цены на «Мерседес» и «Вольво»;

в) понизилась цена «Форда»;

г) доходы населения возросли.

11. Увеличение спроса и предложения одновременно:

а) приведет к росту цены равновесия;

б) оставит цену равновесия без изменений;

в) снизит цену равновесия;

г) может привести к любому из вышеперечисленных последствий.

12. «Для рынка цены действуют как сигналы». Это значит, что:

а) уровень цен влияет на количество товаров и услуг, предлагаемых к продаже;

б) высокие цены сигнализируют о здоровой экономике;

в) высокие цены сигнализируют об отсутствии дефицита;

г) люди ждут опубликования шкал спроса и предложения, чтобы принять те или иные решения.

13. Закон предложения гласит, что:

а) покупатели купят больше товара по низким ценам, чем по высоким;

б) продавцы будут производить больше товара, если цены будут выше, а не ниже;

в) количество товаров, предлагаемых к продаже, не зависит от цены;

г) потребители покупают больше товара по высоким ценам, чем по низким.

14. Коэффициент ценовой эластичности спроса равен -1/3. Это означает, что:

а) если цена товара вырастет на один процент, то величина спроса на него сократится на 1/3 процента;

б) если цена товара сократится на один процент, то величина спроса на него увеличится на три процента;

в) если цена товара повысится на один процент, то величина спроса на него повысится на 1/3 процента;

г) если цена товара снизится на один процент, то величина спроса на него уменьшится на 3 процента.

15. Когда увеличивается величина спроса на лес, растет и спрос на гвозди. Когда уменьшается величина спроса на лес, сокращается и спрос на гвозди. Экономисты сказали бы, что лес и гвозди:

а) несопряженные товары;

б) взаимозаменяемые товары;

в) взаимодополняющие товары;

г) эластичные товары.

II. Вторая часть работы. Задачи.

Задача №1 (6 баллов).

Точечная эластичность по цене равна -0,5. Исходная цена равна 5, величина спроса равна 10. Цена в абсолютном выражении выросла на 1, на сколько при этом изменилась величина спроса? Эластичным или неэластичным является спрос?

Задача №2 (6 баллов).

Кривая спроса на портфели для школьников описывается следующим уравнением:

Qd = 600 – 2P, где Qd – объем спроса в месяц (штук), P – цена (тыс. руб.). Кривая предложения портфелей описывается следующим уравнением:

Qs = 300 +4P, где Qs – месячный объем предложения (штук).

    1. Каковы равновесные цена и объем товара?

    2. Что случится, если цена будет установлена правительством на уровне 10 тыс. рублей? Охарактеризуйте это качественно и в количественном выражении.



2 вариант.

I. Первая часть работы. Задания в тестовой форме.

1. В каком утверждении слово «спрос» следует заменить выражением «величина спроса»?

а) Когда были повышены цены на авиабилеты, спрос на проезд железнодорожным транспортом вырос.

б) Летом 1991 года ожидаемое увеличение цены на хлеб вызвало резкое увеличение спроса на макаронные изделия.

в) Летом после Чернобыльской аварии спрос на клубнику в Центральном гастрономе г. Киева резко упал.

г) Когда были повышены цены на авиабилеты, спрос на услуги Аэрофлота упал.

2. Увеличение спроса на горячие домашние пирожки, продающиеся возле станций метро, вызвало однозначную реакцию – печь и продавать пирожков стали больше. В результате цена на пирожки….

а) повысилась;

б) могла не измениться;

в) упала;

г) удвоилась;

3. Из перечисленных ниже событий увеличения спроса на зелёные авторучки вызовет прежде всего…

а) рост цен на зелёные авторучки;

б) снижение цен на красные авторучки;

в) снижение предложения красных авторучек;

г) снижение цен на зелёные авторучки.

4. Нефтяной кризис 70-х гг, когда ОПЕК резко подняла цены на нефть, привёл….

а) к увеличению цены на уголь;

б) к увеличению спроса на теплоизоляцию жилых домов;

в) к увеличении заработанной платы учёных и техников, занятых энергосберегающими технологиями;

г) ко всему вышеперечисленному.

5. Какое из перечисленных событий скажется на цене сыра не так, как остальные три

а) резко подскочили цены на корма для крупного рогатого скота;

б) удои коров повысились;

в) резко увеличилось потребление сливочного масла вместо подсолнечного;

г) удои коров снизились.

6. Что из перечисленного, скорее всего, приведет к смещению кривой предложения сигарет от S 1 к S 2.




а) введение акциза на сигареты;

б) снижение ставки банковского процента;

в) повышение урожайности табачных культур;

г) всё перечисленное выше.

7. Приведённые ниже рисунки отображают ситуацию на рынке товара А.На каком из рисунков представлен эффект от снижения ставок налога на прибыль предприятий, производящих товар А?




8. Увеличение спроса на коттеджи, вероятно, приедет к тому, что цены на мебель из дерева…

а) снизятся;

б) повысятся;

в) повысятся либо понизятся;

г) не изменятся, поскольку спрос на коттеджи не ожжет быть связан с изменениями цен на мебель из дерева.

9. Введение правительством субсидий на каждый выпущенный автобус. Скорее всего. Приведет…

а) к уменьшению предложения автобусов;

б) к увеличению предложения автобусов;

в) к росту спроса на автобусы;

г) к повышению эластичности предложения автобусов.

10. Термином «предложение» в экономике описывается.

а) зависимость количества товара, которое продавцы готовы продать от цены этого товара;

б) количество товара, которое продавцы готовы продать по этой цене;

в) зависимость количества товара, которое покупатели готовы купить от цены этого товара;

г) все вышеперечисленное.

11. Равновесная цена на шоколадные конфеты может повыситься непосредственно в результате..

а) роста спроса на шоколадные конфеты;

б) роста предложения шоколадных конфет;

в) установление государством нижнего предела цен;

г) любого из перечисленных выше событий.

12. Какое из перечисленных ниже событий повлияет на предложение сметаны иначе, чем остальные три?

а) цена кормов для крупного рогатого скота выросла;

б) на рынке появились боле дешевые аппараты машинного доения коров;

в) болезнь крупного рогатого кота привела к уменьшению его поголовья;

г) удои коров снизились.

13. Одновременное увеличение равновесной цены и равновесного количества хлеба может быть следствием…

а) сдвига кривой спроса на хлеб вправо;

б) сдвига кривой спроса на хлеб влево;

в) сдвига кривой предложения хлеб вправо;

г) сдвига кривой предложения влево.

14. Свежие помидоры зимой стоят дороже, чем летом, главным образом потому, что

а) предложение помидоров зимой меньше чем летом;

б) люди думают, что помидоры - сезонный продукт, и готовы платить зимой более высокую цену;

в) люди привыкли питаться «в соответствии с сезоном», и на помидоры зимой нет спроса;

г) эластичность предложения помидоров зимой меньше, чем летом.

15. Цена на свободном рынке…..

а) устанавливается продавцами и отражается на ценнике;

б) определяется покупателями;

в) является результатом взаимодействия спроса и предложения;

г) всегда выше, чем в условиях государственного регулирования.


II. Вторая часть работы. Задачи.

Задача №1 (6 баллов).

Кривые спроса и предложения товара А имеют линейный вид. Кривая спроса описывается формулой Qd = 400 – 10P. Равновесное количество равно 100 единицам. Выигрыш потребителей в 2 раза превышает выигрыш производителей. Определите величину нехватки (дефицита), которая может возникнуть, если товар А будет установлен потолок цен в 28 долларов.

Задача №2 (6 баллов).

Кривая спроса на товар А описывается зависимостью Qd = 160 – 10P, а кривая предложения этого же товара описывается зависимостью Qs = 10 + 5P (P – цена товара А в рублях; Q – количество товара А). Установлено, что потребление товара не вызывает загрязнения окружающей среды только тогда, когда оно не превышает 50 единиц.

      1. Как можно сократить количество продаваемого и потребляемого товара до этой величины при помощи налогов, взимаемых с продавцов и/или с покупателей товара?

      2. Какая при этом установится равновесная цена товара А?



Скачать, 138.22kb.
Поиск по сайту:

Добавить текст на свой сайт


База данных защищена авторским правом ©ДуГендокс 2000-2014
При копировании материала укажите ссылку
наши контакты
DoGendocs.ru
Рейтинг@Mail.ru
Разработка сайта — Веб студия Адаманов