Категории:

Экзаменационный экспресс-справочник л. Д. Столяренко, С. И. Самыгин

Поиск по сайту:


страница1/15
Дата08.03.2012
Размер2.49 Mb.
ТипСправочник
Содержание
I. Введение в психологию
3. Задачи и место психологии в системе наук
5. Основы функции психики. Особенности психического отражения
Психические процессы — динамическое отражение дей­ствительности в различных формах психических явлений.
Основные виды деятельности
Идеомоторные процессы
Эмоционально-моторные процессы —
Сигнификативная функция
Функция обобщения
Информационная сторона
Волеизлиятельная сторона
Диалогическая речь
Монологическая речь
Письменная речь
Внутренняя речь
Понятность речи
Выразительность речи
Метод тестов
II. Психология познавательных процессов
По модальности раздражителя
...
Полное содержание
Подобный материал:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ ЭКСПРЕСС-СПРАВОЧНИК

Л. Д. Столяренко, С. И. Самыгин

100 экзаменационных ответов

по психологии

Разработано с учетом государственного

образовательного стандарта по циклу социально-экономических дисциплин


Ростов-на-Дону

Издательский центр «МарТ» 2002

Л. Д. Столяренко, С. И. Самыгин

100 экзаменационных ответов по психологии. — Ростов н/Д: издательский центр «МарТ», 2002. — 256с.

В экспресс - справочнике даны методические рекомен­дации студентам вузов по подготовке и сдаче экзамена по курсу «Психология» в соответствии с государственным образовательным стандартом по этой дисциплине.

ISBN 5-241-00005-4

© Л. Д. Столяренко, С. И. Самыгин, 2002

© Оформление «Издательский центр «МарТ», 2002

^ I. Введение в психологию

1. Возникновение психологии как науки

С древнейших времен потребности общественной жиз­ни заставляли человека различать и учитывать особенности психического склада людей. В философских учениях древ­ности уже затрагивались некоторые психологические ас­пекты, которые решались либо в плане идеализма, либо в плане материализма. Так, материалистические философы древности Демокрит Лукре.тшй Япикур донимали душу человека как разновидность материи, как телесное образо­вание, образуемое из шаровидных, мелких и наиболее по­движных атомов. Но философ-идеалист Платон понимал душу человека как что-то божественное, отличающееся от тела. Душа, прежде чем попасть в тело человека, существу­ет обособленно в высшем мире, где познает идеи — веч­ные и неизменные сущности. Попав в тело, душа начинает вспоминать виденное до рождения. Идеалистическая тео­рия Платона, трактующая тело и психику как два самосто­ятельных и антагонистических начала, положила основу для всех последующих идеалистических теорий.

Великий философ Аристотель в трактате «О душе» вы­делил психологию как своеобразную область знания и впер­вые выдвинул идею неразделимости души и живого тела. Душа, психика проявляется в различных способностях к деятельности: питающей, чувствующей, движущей, разум­ной; высшие способности возникают из низших и на их основе. Первичная познавательная способность человека — ощущение, оно принимает формы чувственно восприни­маемых предметов без их материи, подобно тому как «воск принимает оттиск печати без железа и золота». Ощущения оставляют след в виде представлений — образов тех предметов, которые прежде действовали на органы чувств. Ари­стотель показал, что эти образы соединяются в трех на­правлениях: по сходству, по смежности и контрасту, тем самым указав основные виды связей—ассоциации психи­ческих явлений.

Таким образом, I этап—психология как наука о душе. Такое определение психологии было дано более двух тысяч лет назад. Наличием души пытались объяснить все непо­нятные явления в жизни человека.

II этап — психология как наука о сознании. Возникает в XVII веке в связи с развитием естественных наук. Способ­ность думать, чувствовать, желать назвали сознанием. Ос­новным методом изучения считалось наблюдение человека за самим собой и описание фактов.

III этап — психология как наука о поведении. Возника­ет в XX веке. Задача психологии — ставить эксперименты и наблюдать за тем, что можно непосредственно увидеть, а именно: поведение, поступки, реакции человека (мотивы, вызывающие поступки, не учитывались).

IV этап — психология как наука, изучающая объектив­ные закономерности, проявления и механизмы психики.

История психологии как экспериментальной науки на­чинается в 1879 году в основанной немецким психологом Вильгельмом Вундтом в Лейпциге первой в мире экспери­ментальной психологической лаборатории. Вскоре, в 1885 году В. М. Бехтерев организовал подобную лаборато­рию в России.


2. Отрасли психологии

Современная психология представляет собой широко развернутую область знаний, включающую ряд отдельных дисциплин и научных направлений. Так, особенности пси­хики животных изучает зоопсихология. Психика человека изучается другими отраслями психологии: детская психо­логия изучает развитие сознания, психических процёссов деятельности, всей личности растущего человека, условия ускорения развития. Социальная психология изучает соци­ально-психологические проявления личности человека, его взаимоотношения с людьми, с группой, психологическую совместимость людей, социально-психологические прояв­ления в больших группах (действие радио, прессы, моды, слухов на различные общности людей).

Психология изучает закономерности развития личности в про­цессе обучения, воспитания. Можно выделить ряд отрас­лей психологии, изучающих психологические проблемы конкретных видов человеческой деятельности: психология труда рассматривает психологические особенности трудо­вой деятельности человека, закономерности развития тру­довых навыков. Инженерная психология изучает законо­мерности процессов взаимодействия человека и современ­ной техники с целью использования их в практике проек­тирования, создания и эксплуатации автоматизированных систем управления, новых видов техники. Авиационная, космическая психология анализирует психологические осо­бенности деятельности летчика, космонавта Медицинская психология изучает психологические особенности деятель­ности врача и поведения больного, разрабатывает психо­логические методы лечения и психотерапии. Патопсихология закономерности развития психики, распад психики при различных формах мозговой патологии. Юридическая психология изучает психологические особенности поведения участников уголовного процесса (психология свидетельских показаний, психологические требования к Допросу, и т п.), психологические проблемы поведения и формирования личности преступника Военная психология изучает поведение человека в условиях боевых действий.

Таким образом, для современной психологии харак­терен процесс дифференциации порождающий значи­тельную разветвленность на отдельные отрасли, которые расходятся и существенно отличаются друг от друга, хотя и сохраняют общий предмет исследования — фазы, закономерности, механизмы психики. Дифференциация психологии дополняется встреч­ным процессом интеграции, в результате которой проис­ходит стыковка психологии со всеми науками (через ин­женерную психологию — с техническими науками, через педагогическую психологию — с педагогикой, через со­циальную психологию — с общественными и социальны­ми науками и т. д.).


^ 3. Задачи и место психологии в системе наук

Задачи психологии в основном сводятся к следующим:

- научиться понимать сущность психических явлений и их закономерности; научиться управлять ими;

- использовать полученные знания с целью повыше­ния эффективности тех отраслей практики, на пере­сечении с которыми лежат уже оформившиеся науки и отрасли;

- быть теоретической основой практики психологичес­кой службы.

Изучая закономерности психических явлений, психо­логи вскрывают сущность процесса отражения объектив­ного мира в мозгу человека, выясняют, как регулируются действия человека, как развивается психическая деятель­ность и формируются психические свойства личности. По­скольку психика, сознание человека есть отражение объек­тивной действительности, изучение психологических за­кономерностей означает прежде всего установление зави­симости психических явлений от объективных условий жизни и деятельности человека. Но поскольку любая дея­тельность людей всегда закономерно обусловлена не только объективными условиями жизни и деятельности чело­века, но и иногда субъективными (отношения, установки человека, его личный orjbrr, выражающийся в знаниях, на­выках и умениях, необходимых для этой деятельности), то перед психологией стоит задача выявления особенностей осуществления деятельности, ее результативности в зави­симости от соотношения объективных условий и субъек­тивных.

Так, устанавливая закономерности познавательных про­цессов (ощущений, восприятий, мышления, воображения, памяти), психология способствует научному построению процесса обучения, создавая возможность правильного определения содержания учебного материала, необходи­мого для усвоения тех или иных знаний, навыков и уме­ний. Выявляя закономерности формирования личности, психология оказывает содействие педагогике в правильном построении воспитательного процесса.

Широкий спектр задач, решением которых заняты пси­хологи, обусловливает, с одной стороны, необходимость взаимосвязей психологии с другими науками, участвую­щими в решении комплексных проблем, а с другой — выделение внутри самой психологической науки специальных отраслей, занятых решением психологических задач в той или иной сфере общества.

Каково же место психологии в системе наук?

Современная психология находится в ряду наук, зани­мая промежуточное положение между философскими на­уками, с одной стороны, естественными — с другой, со­циальными — с третьей. Объясняется это тем, что в центре ее внимания всегда остается человек, изучением которого занимаются и названные выше науки, но в других аспектах. Известно, что философия и ее составная часть — теория познания (гносеология) решает вопрос об отношении пси­хики к окружающему миру и трактует психику как отраже­ние мира, подчеркивая, что материя первична, а сознание вторично. Психология же выясняет ту роль, которую игра­ет психика в деятельности человека и его развитии (рис. 1).

Согласно классификации наук академика А. Кедрова психология занимает центральное место не только как про­дукт всех других наук, но и как возможный источник объяс­нения их формирования и развития.




Психология интегрирует все данные этих наук и в свою очередь влияет на них, становясь общей моделью человекознания. Психологию следует рассматривать как научное исследование поведения и умственной деятельности чело­века, а также практическое применение приобретенных знаний.

4. Основные исторические этапы развития психологической науки

Первые представления о психике были связаны с ани­мизмом (лат анима — дух, душа) —древнейшими взгляда­ми, согласно которым у всего, что существует на свете, есть душа. Душа понималась как независимая от тела сущ­ность, управляющая всеми живыми и неживыми предме­тами.

Согласно древнегреческому философу Платону (427— 347 гг. до н. э), душа у человека существует, прежде чем она вступает в соединение с телом. Она есть образ и исте-1Чение мировой души. Душевные явления подразделяются ||1латоном на разум, мужество (в современном понимании — воля) и вожделения (мотивация). Разум размещается в го­лове, мужество — в груди, вожделение — в брюшной по­лости. Гармоническое единство разумного начала, благо­родных стремлений и вожделений придает целостность ду­шевной жизни человека.

Душа, по Аристотелю, бестелесна, она есть форма жи­вого тела, причина и цель всех его жизненных функций. Движущей силой поведения человека является стремление (внутренняя активность организма), сопряженное с чув­ством удовольствия или неудовольствия. Чувственные вос­приятия составляют начало познания Сохранение и вос­произведение ощущений дает память. Мышление характе­ризуется составлением общих понятий, суждений и умо­заключений. Особой формой интеллектуальной активнос­ти является нус (разум), привносимый извне в виде боже­ственного разума.

Под влиянием атмосферы, характерной для средневе­ковья (усиление церковного влияния на все стороны жиз­ни общества, включая и науку), утвердилось представле­ние, что душа является божественным, сверхъестествен­ным началом, и потому изучение душевной жизни должно быть подчинено задачам богословия Человеческому сужде­нию может поддаваться лишь внешняя сторона души, которая обращена к материальному миру. Величайшие таин­ства души доступны лишь в религиозном (мистическом) опыте.

С XVII века начинается новая эпоха в развитии психо­логического знания. Она характеризуется попытками осмыслить душевный мир человека преимущественно с об­щефилософских, умозрительных позиций, без необходи­мой экспериментальной базы. Р. Декарт (1596—1650) при­ходит к выводу о полнейшем различии, существующем между душой человека и его телом: тело по своей природе всегда делимо, тогда как дух неделим. Однако душа спо­собна производить в теле движения. Это противоречивое дуалистическое учение породило проблему, названную пси­хофизической: как связаны между собой телесные (физио­логические) и психические (душевные) процессы в чело­веке? Декарт заложил основы детерминистской (причинностной) концепции поведения с ее центральной идеей рефлекса как закономерного двигательного ответа организ­ма на внешнее физическое раздражение.

Попытку вновь соединить тело и душу человека, разде­ленные учением Декарта, предпринял голландский фило­соф Б. Спиноза (1632—1677). Нет особого духовного нача­ла, оно всегда есть одно из проявлений протяженной суб­станции (материи). Душа и тело определяются одними и теми же материальными причинами. Спиноза полагал, что такой подход дает возможность рассматривать явления пси­хики с такой же точностью и объективностью, как рас­сматриваются линии и поверхности в геометрии.

Немецкий философ Г. Лейбниц (1646—1716), отверг­нув установленное Декартом равенство психики и созна­ния, ввел понятие о бессознательной психике. В душе че­ловека непрерывно идет скрытая работа психических сил — бесчисленных малых перцепций (восприятий). Из них воз­никают сознательные желания и страсти.

Термин «эмпирическая психология» введен немецким философом XVIII в. X. Вольфом для обозначения направле­ния в психологической науке, основной принцип которого состоит в наблюдении за конкретными психическими явлениями, их классификации и установлении проверяе­мой на опыте, закономерной связи между ними. Англий­ский философ Дж. Локк (1632—1704) рассматривает душу человека как пассивную, но способную к восприятию сре­ду, сравнивая ее с чистой доской, на которой ничего не написано. Под воздействием чувственных впечатлений душа человека, пробуждаясь, наполняется простыми идеями, начинает мыслить, т. е. образовывать сложные идеи. В язык психологии Локк ввел понятие ассоциации — связи между психическими явлениями, при которой актуализация од­ного из них влечет за собой появление другого.

Выделение психологии в самостоятельную науку про­изошло в 60-х годах XIX в. Оно было связано с созданием специальных научно-исследовательских учреждений — пси­хологических лабораторий и институтов, кафедр в высших учебных заведениях, а также с внедрением эксперимента для изучения психических явлений. Первым вариантом экс­периментальной психологии как самостоятельной научной дисциплины явилась физиологическая психология немец­кого ученого В. Вундта (1832—1920), создателя первой в мире психологической лаборатории. В области сознания, полагал он, действует особая психическая причинность, подлежащая научному объективному исследованию.

Основоположником отечественной научной психологии считается И. М. Сеченов (1829—1905). В его книге «Рефлек­сы головного мозга» (1863) основные психологические про­цессы получают физиологическую трактовку. Их схема та­кая же, что и у рефлексов: они берут начало во внешнем воздействии, продолжаются центральной нервной деятель­ностью и заканчиваются ответной деятельностью — дви­жением, поступком, речью. Такой трактовкой Сеченов пред­принял попытку вырвать психологию из круга внутренне­го мира человека. Однако при этом была недооценена спе­цифика психической реальности в сравнении с физиоло­гической ее основой, не учтена роль культурно-историчес­ких факторов в становлении и развитии психики человека.

Важное место в истории отечественной психологии принадлежит Г. И. Челпанову (1862—1936). Его главная за­слуга состоит в создании в России психологического ин­ститута (1912). Экспериментальное направление в психо­логии с использованием объективных методов исследова­ния развивал В. М. Бехтерев (1857—1927). Усилия И. П. Пав­лова (1849—1936) были направлены на изучение условно-рефлекторных связей в деятельности организма. Его рабо­ты значительно повлияли на понимание физиологических основ психической деятельности.


^ 5. Основы функции психики. Особенности психического отражения

Этимологически слово «психика» (греч. душа) имеет двойственное значение. Одно значение несет смысловую нагрузку сущности какой-либо вещи. Психика это сущ­ность, где внеположность и многообразие природы со­бирается к своему единству, это виртуальное сжатие природы, это отражение объективного мира в его связях и отношениях.

Психическое отражение не является зеркальным, ме­ханически пассивным копированием мира (как зеркало или фотоаппарат), оно сопряжено с поиском, выбором, в пси­хическом отражении поступающая информация подверга­ется специфической обработке, т. е. психическое отраже­ние — это активное отражение мира в связи с какой-то
необходимостью, с потребностями, это субъективное из­бирательное отражение объективного мира, так как при­надлежит всегда субъекту, вне субъекта не существует, зависит от субъективных особенностей. Психика – это «субъективный образ объективного мира».

Психику нельзя свести просто к нервной системе. Психические свойства являются результатом нейрофизиологической деятельности мозга, однако содержат в себе характеристики внешних объектов, а не внутренних физиологических процессов, при помощи которых психическое возникает. Преобразования сигналов, совершающиеся в мозгу, воспринимаются человеком как события, разыгрывающиеся вне его, во внешнем пространстве и мире. Мозг выделяет психику, мысль подобно тому как печень выделяет желчь. Недостаток этой теории в том, что отождествляют психику с нервными процессами.

Психические явления соотносятся не с отдельным нейрофизиологическим процессом, а с организованными со­вокупностями таких процессов, т. е. психика — это систем­ное качество мозга, реализуемое через многоуровневые функциональные системы мозга, которые формируются у человека в процессе жизни и овладения им исторически сложившимися формами деятельности и опыта человече­ства через собственную активную деятельность. Таким об­разом, специфически человеческие качества (сознание, речь, труд и пр.), человеческая психика формируются у человека только прижизненно, в процессе усвоения им культуры, созданной предшествующими поколениями. Таким образом, психика человека включает в себя по мень­шей мере три составляющих: внешний мир, природу, ее отражение — полноценную деятельность мозга — взаи­модействие с людьми, активную передачу новым поколе­ниям человеческой культуры, человеческих способностей.

Отражаемое

(весь мир)





Отражающая система





Отраженное (психические явления)


>


>



Психическое отражение характеризуется рядом особен­ностей:

- оно дает возможность правильно отражать окружаю­щую действительность, причем правильность отра­жения подтверждается практикой;

- сам психический образ формируется в процессе ак­тивной деятельности человека;

- психическое отражение углубляется и совершенству­ется;

- обеспечивает целесообразность поведения и деятель­ности;

- преломляется через индивидуальность человека; 4 носит опережающий характер.


6. Основные этапы развития психики

Развитие психики у животных проходит ряд этапов





Рис. 2. Основные этапы развития психики и форм поведения в животном мире

На стадии элементарной чувствительности животное только на отдельные свойства предметов внеш­него мира и его поведение определяется урожденными инстинктами (питания, самосохранения, размножения). Да и стадии предметного восприятия отражение действительности осуществляется в виде целостных образов способно обучаться, появляются ин-приобретенные навыки поведения.

II стадия интеллекта характеризуется способностью животного отражать межпредметные связи, отражать ситу­ацию в целом, в результате животное способно обходить препятствия, «изобретать» новые способы решения двух­фазных задач, требующих предварительных подготовитель­ных действий для своего решения. Интеллектуальное пове­дение животных не выходит за рамки биологической потребности, действует только в пределах наглядной ситуа­ции.

Психика человека — качественно более высокий уро­вень, чем психика животных (Homo sapiens — человек ра­зумный). Сознание, разум человека развивались в процессе трудовой деятельности, которая возникает в силу необхо­димости, осуществления совместных действий для добы­вания пищи при резком изменении условий жизни первобытного человека. И хотя видовые биолого-морфологические особенности человека устойчивы уже в течение 40 ты­сячелетий, развитие психики человека происходило в про­цессе трудовой деятельности. Таким образом, материаль­ная, духовная культура человечества — это объективная форма воплощения достижений психического развития человечества.

В процессе исторического развития общества человек изменяет способы и приемы своего поведения, трансфор­мирует природные задатки и функции в высшие психи­ческие функции — специфически человеческие, обществен­но-исторически обусловленные формы памяти, мышления, восприятия (логическая память, абстрактно-логическое мышление), опосредованные применением вспомогатель­ных средств, речевых знаков, созданных в процессе исто­рического развития. Единство высших психических функций образует сознание человека.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15

Скачать, 25.69kb.
Поиск по сайту:

Добавить текст на свой сайт


База данных защищена авторским правом ©ДуГендокс 2000-2014
При копировании материала укажите ссылку
наши контакты
DoGendocs.ru
Рейтинг@Mail.ru
Разработка сайта — Веб студия Адаманов