Загрузка...
Категории:

Загрузка...

Основная образовательная программа начального общего образования на 2011-2015 г г. Раздел VII. Программа духовно-нравственного развития и воспитания

Загрузка...
Поиск по сайту:


страница1/3
Дата27.03.2012
Размер1.14 Mb.
ТипОсновная образовательная программа
Содержание
Пояснительная записка
Первый раздел
В третьем разделе
Четвертый раздел
Пятый раздел
Шестой раздел
Цель и задачи
В области формирования личностной культуры
Ценностные установки духовно-нравственного воспитания и социализации школьников на ступени начального общего образования.
Основные направления и ценностные основы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего об
Содержание духовно-нравственного развития и воспитания школьников на ступени начального общего образования.
Аксиологический подход.
Системно-деятельностный подход.
Развивающий подход.
Совместная деятельность школы, семьи и общественности по воспитанию и социализации учащихся начальной школы.
Механизм реализации Программы.
VI. Планируемые результаты воспитания и социализации учащихся начальной школы.
Первый уровень результатов
Второй уровень результатов
Третий уровень результатов
...
Полное содержание
Подобный материал:
  1   2   3

МАОУ гимназия № 29 г.Томска

Основная образовательная программа начального общего образования на 2011-2015 г.г.



Раздел VII. Программа духовно-нравственного развития и воспитания


Введение

27 января 2002 года на X Международных Рождественских чтениях Святейший Патриарх Алексий II в своём Слове сказал: «Надеюсь, что каждый из нас понимает: Россия не возродится, если духовно – нравственные ценности не будут поставлены во главу угла. Без обращения к традиционным основам жизни, благодаря которым мы некогда стали Великой Державой, невозможно дальнейшее развитие страны, её выход из затяжного кризиса.

На протяжении последних лет мы убедились, как может быть беспощадно и ничтожно государство само по себе, если оно лишено опоры на тысячелетнюю народную мудрость, на высший духовно – нравственный идеал. Наш народ по–прежнему страдает от моральной и мировоззренческой опустошённости. Разве случайно, что почти два миллиона детей оказались выброшенными на улицу, не ходят в школу! А сколько юных душ приобщилось к алкоголю, наркотикам, разврату, с ранних лет познали душевную горечь! Разве уже не ясно, что на путях сугубо человеческих выхода нет и не будет, что ничего доброго не получится без обращения к Богу – Первоисточнику всякого блага».

Школа, выпавшая из традиций, школа, в которой не соблюдаются преемственности поколений и не передают нравственных начал, способствует дальнейшему разрушению души ребёнка, а не созиданию её.

«Созидается общество началами нравственности», - говорил Ф.М. Достоевский. Нравственность наряду с правом является одним из основных регуляторов социального поведения. Сфера нравственности, морали – это сфера различия добра и зла, определения смысла жизни, границ свободы и ответственности человека, долга, справедливости, совести. Эти понятия входят в ядро мировоззрения личности.

Духовно-нравственное воспитание является важнейшей стороной формирования и развития личности ребёнка. Поэтому целостная система образования должна включать не только обучающий компонент, но и систему духовно - нравственного просвещения и воспитания школьников

В настоящее время стала очевидной необходимость – духовного оздоровления русского человека, без чего Отечество не только не способно прогрессивно развиваться, но и исторически обречено.

В современных условиях русское образование является той сферой духовной жизни общества, где передаётся социальный и этнокультурный опыт, накопленный человечеством за всю историю его развития.

Какое поколение будет жить в России в XXI веке? Сумеет ли оно взять с собой духовно – нравственное богатство предков? Что может сделать школа, чтобы не прервалась «времён связующая нить»?

На решение этих вопросов направлена сложившаяся в МАОУ гимназии 329 г.Томска (далее гимназия) система воспитательной работы с учащимися, задачами которой являются:

  • развитие и воспитание гражданина России, способного сохранять и приумножать социокультурный опыт Отечества;

  • формировать у молодого поколения такие черты национального характера, как милосердие, веротерпимость, совестливость;

  • возрождение и воссоздание духовности в школе, предоставление возможности подрастающему поколению глубже почувствовать свои национальные корни;

  • знакомство с традициями и обрядами русского народа, вовлечение детей в организацию и проведение праздников и досуга.

Духовно – нравственное развитие и воспитание личности начинается в семье. Ценности семейной жизни, усваиваемые ребёнком с первых лет жизни, имеют непреходящее значение для человека в любом возрасте. Взаимоотношения в семье проецируются на отношения в обществе и составляют основу гражданского поведения человека.

Следующая ступень развития гражданина России – это осознанное принятие личностью традиций, ценностей, особых форм культурно – исторической, социальной и духовной жизни его родного села, города, района, области, края, республики. Через семью, родственников, друзей, природную среду и социальное окружение наполняются конкретным содержанием такие понятия, как «Отечество», «малая родина», «родная земля», «родной язык», «моя семья и род», «мой дом».

Более высокой ступенью духовно – нравственного развития гражданина России является принятие культуры и духовных традиций многонационального народа Российской Федерации.

Важным свойством духовно – нравственного развития гражданина России является открытость миру, диалогичность с другими национальными культурами.

Программа духовно – нравственного развития и воспитания школьников, должна обеспечивать полноценную и последовательную идентификацию обучающегося с семьёй, культурно – региональным сообществом, многонациональным народом Российской Федерации, открытым для диалога с мировым сообществом.


Нормативно-правовой и документальной основой Программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования МАОУ гимназии №29 г.Томска яв­ляются:

  • Конституция РФ, ст. 28, ст. 29 (о свободе совести и о свободе информации).

  • Федеральный Закон «О свободе совести и религиозных объединениях» (ст. 3, п. 1, ст. 5, п. 4).

  • Федеральный Закон «Об образовании РФ».

  • Национальная доктрина образования.

  • Международная конвенция «О правах ребенка» 1989г.

  • «Всеобщая декларация прав человека».

  • Гражданский кодекс РФ.

  • «Основы законодательства РФ о культуре».

  • Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006/2010 годы».

  • Стандарты второго поколения. Концепция под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова.

  • Устав гимназии. 

       

Программа разра­ботана с учётом культурно-исторических, этнических, социально-экономических, демографических особен­ностей региона, запросов семей и подразумевает конкретизацию задач, ценностей, содержания, планируемых результатов, а также форм воспитания и социализации обучающихся, взаи­модействия с семьёй, учреждениями дополнительного об­разования, традиционными религиозными и другими общест­венными организациями, развития ученического самоуправле­ния, участия обучающихся в деятельности детско-юношеских движений и объединений, спортивных секций.

        Виды деятельности и формы их осуществления рассматри­ваются как примерные, ориентировочные. Определение конкретного содержания духовно-нравственного развития и воспитания в каждом классе осуществляется с учётом реальных условий, индивиду­альных особенностей обучающихся, потребностей обучаю­щихся и их родителей (законных представителей).

^ Пояснительная записка

Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основании Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

В соответствии со Стандартом, Концепция и Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся являются основой для формирования структуры основной образовательной программы начального общего образования.

Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся является также концептуальной и методической основой в целях более полного достижения национального воспитательного идеала учащихся начальной школы с учетом культурно-исторических, этнических, социально-экономических, демографических и иных особенностей региона, запросов семей и других субъектов образовательного процесса, имея в виду конкретизацию задач, ценностей, содержания, планируемых результатов, а также форм воспитания и социализации младших школьников, взаимодействия с семьей, учреждениями дополнительного образования, традиционными религиозными и другими общественными организациями, развития ученического самоуправления, участия обучающихся в деятельности детско-юношеских движений и объединений, спортивных и творческих клубов

Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся направлена на воспитание в каждом ученике гражданина и патриота, на раскрытие способностей и талантов учащихся, подготовку их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. Осуществляя принципы взаимодействия с различными учреждениями и организациями, педагогический коллектив МАОУ гимназии № 29 г.Томска стремится использовать все возможности для усиления практической направленности учебных и воспитательных мероприятий, вовлечения обучающихся в активную социально значимую деятельность, привлечения общественности ближайшего микрорайона к организации образовательно – воспитательного процесса. На сегодняшний день у гимназии есть определенное социальное окружение: МОУ СОШ № 43, 67, 25, гимназии 13, 26, ДОУ № 77, 44, ДДТ «У Белого озера». Центр «Семья», пожарная часть № 5, библиотека «Северная», спорткомплекс «Нефтехимик», ДЮКФП № 5 «Ермак», клуб «Маяк», Октябрьский РОВД, детская поликлиника № 2.

Важными партнерами и помощниками гимназии являются родители (законные представители) обучающихся. Педагогический коллектив вместе с родительской общественностью создает тот важнейший комплекс факторов и условий воспитательной среды, который определяет эффективность всего образовательного процесса. Гимназия старается сделать родителей своими союзниками, так как только при таких условиях она станет сильнее во всех отношениях. И в этой связи взаимодействие с родителями в гимназии носит характер встречного движения, совпадающего как по своей направленности и целевым установкам, так и по формам и методам реализации. Это помогает избежать традиционных конфликтов между гимназией и родителями. Более того, последние стали воспринимать все происходящее в стенах гимназии с пониманием и воодушевлением.

Данная программа содержит теоретические положения и методические рекомендации по организации целостного пространства духовно-нравственного развития младшего школьника, иначе определяемого как уклад школьной жизни, интегрированного в урочную, внеурочную, внешкольную, семейную деятельность обучающегося и его родителей (законных представителей). При этом обеспечивая духовно-нравственное развитие обучающихся на основе их приобщения к базовым российским ценностям, ценностям семьи, своей этнической, конфессиональной, социальной группы, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них идентичности гражданина России и направляя образовательный процесс в начальной школе на воспитание ребенка в духе любви к Родине и уважения к культурно-историческому наследию России, на развитие его творческих способностей и формирование основ его социально ответственного поведения в обществе и в семье.

Для организации и полноценного функционирования такого образовательного процесса требуются согласованные усилия многих социальных субъектов: школы, семьи, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта, традиционных религиозных организаций и общественных объединений, включая и детско-юношеские движения и организации.

Ведущая, содержательно определяющая роль в создании социально-открытого уклада школьной жизни принадлежит педагогическому коллективу гимназии.

Программа содержит шесть разделов:

^ Первый раздел – «Цель и общие задачи воспитания и социализации учащихся начальной школы»;

Второй раздел - «Ценностные установки воспитания и социализации российских школьников»;

^ В третьем разделе – «Основные направления и ценностные основы воспитания и социализации учащихся начальной школы» – представлены общие задачи воспитания, систематизированные по основным направлениям воспитания и социализации младших школьников:

– воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека;

– воспитание нравственных чувств и этического сознания;

– воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;

– формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни;

– воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание);

– воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование

представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).

В каждом из направлений воспитания и социализации обучающихся раскрывается соответствующая система базовых национальных ценностей.

^ Четвертый раздел – «Содержание воспитания и социализации учащихся начальной школы» – включает характеристику современных особенностей воспитания и социализации младших школьников, раскрывает основные подходы к организации воспитания и социализации обучающихся (аксиологический, системно-деятельностный, развивающий).

^ Пятый раздел – «Совместная деятельность школы, семьи и общественности по воспитанию и социализации учащихся начальной школы» – формулирует и раскрывает основные условия повышения эффективности совместной воспитательной деятельности школы, семьи и общественности, особенности этой работы в современных условиях; задачи, формы и содержание повышения педагогической культуры родителей, взаимодействия школы с общественными и традиционными религиозными организациями.

^ Шестой раздел – «Планируемые результаты воспитания и социализации учащихся начальной школы» определены ценностные отношения, представления, знания, опыт, которые должны быть сформированы у младших школьников по каждому из направлений воспитания и социализации

Актуальность Программы

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у молодых людей искажены представления ο доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Молодежь отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость. Широкий размах приобрела ориентация молодежи на атрибуты массовой, в основном западной культуры за счет снижения истинных духовных, культурных, национальных ценностей, характерных для российского менталитета. Продолжается разрушение института семьи: формируются внесупружеские, антиродительские и антисемейные установки. Постепенно утрачиваются формы коллективной деятельности.

У молодого поколения в настоящее время утрачен главный фактор развития личности - воспитание духа.

Актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания связана с тем, что в современном мире человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера (это в первую очередь средства массовой коммуникации и информации, неорганизованные события окружающей среды), которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства молодого человека, на его формирующуюся сферу нравственности.

Духовность, нравственность — базовая характеристика личности, проявляющаяся в деятельности и поведении.

Какова же сущность основных понятий и факторы развития духовно-нравственного воспитания. В повседневной жизни мы постоянно используем многие сочетания со словами «душа», «дух», «духовность», которые отличаются неясностью и случайностью в содержании, однако в современном научно-педагогическом знании эти понятия игнорируются или относятся только к религиозным воззрениям. Ключевым понятием для поиска новых идей в духовно-нравственном воспитании является понятие «духовность».

В педагогических источниках под «духовностью» понимается состояние человеческого самосознания, которое находит свое выражение в мыслях, словах и действиях. Она определяет степень овладения людьми различными видами духовной культуры: философией, искусством, религией и т.д.

К сожалению, в системе мировосприятия большинства современных людей представление о религии отсутствует. Для современного человека религия перестала быть значимой частью внутреннего духовного опыта, основой мировосприятия. В сознании и жизни большинства наших современников она вытеснена в сферу внешних элементов архаичной, в лучшем случае традиционной, социальной культуры. Утрата стержневой роли традиционной религии, изменение понимания сути духовности в современной культуре приводят к возникновению кризисных явлений в духовно-нравственной сфере.

Следует особо подчеркнуть, что религия на протяжении веков и до наших дней является важнейшим фактором, во многом определяющим ход человеческой истории. Религиозные движения и учения оказывают влияние на формирование культур, обществ и человеческой цивилизации в целом. Религия важнейшая часть духовной и культурной жизни человечества на протяжении всей его истории.

Россия — многонациональная страна. В ней исторически сосуществует множество культур, часто выросших в рамках своих религиозных традиций. Поэтому новое поколение россиян, не обладая знаниями о религиях и их роли в российской истории, просто не сможет обустраивать свою страну. Без элементарных знаний о религиозной стороне жизни невозможно правильно разобраться в событиях прошлого и настоящего. Религии всегда были и продолжают оставаться стержнем в жизни различных цивилизаций, определяя их своеобразное лицо. Кроме того, без знаний о религиях трудно разобраться в мировых политических процессах, в причинах современных конфликтов и войн. Как ни парадоксально, войны конца XX века очень часто имеют религиозную подоплеку или оперируют религиозными лозунгами. Игнорирование религиозного фактора оборачивается подчас тяжелыми последствиями и трагедиями.

Если судить о понятии «нравственность» по «Словарю русского языка» С.И. Ожегова, то она представляет собой внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек; этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами. Как видим, в этом определении понятия «духовность» и «нравственность» во многом перекликаются. Кроме того, в научных источниках понятия «нравственность» и «мораль» часто раскрываются как тождественные, но нравственность отражает общечеловеческие ценности, а мораль зависит от конкретных условий жизни различных слоев общества.

Нравственность – это присвоение человеком (то, что стало частью его «я») моральных ценностей, требований к себе и другим, и, наконец, перспектива совершенствования.
Духовно-нравственное воспитание должно базироваться на изучении социокультурного опыта предшествующих поколений, представленного в культурно-исторической традиции. Система ценностей традиции складывалась на протяжении многих столетий. Она вбирала в себя опыт поколений, под влиянием истории, природы, географических особенностей территории, на которых жили народы России.

Одна из проблем современного образования состоит в том, что в процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Молодежь лишается возможности брать пример с людей, живших в прошлом, не знают, как люди решали свои проблемы, что стало с теми, кто пошел против высших ценностей, и с теми, кто смог изменить свою жизнь, подавая нам яркий пример.

Образование само по себе не гарантирует высокого уровня духовно-нравственной воспитанности, ибо воспитанность - это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку.

В качестве критериев нравственного воспитания в системе образования выступают: уровень знаний и убежденности в необходимости выполнения норм морали, сформированность моральных качеств личности, умения и навыки соответствующего поведения в жизненных различных ситуациях. В целом, это можно определить как уровень нравственной культуры личности.

В наше время, когда у детей всё меньше и меньше остаётся настоящих примеров для подражания, когда их родина меркнет перед могуществом американского общества, а духовная жизнь беднеет с каждым днём, перед педагогами встала основная задача – помочь ребёнку в развитии его личности в самореализации и саморазвитии. Вся педагогическая деятельность должна быть направлена на создание условий, необходимых для этого.

Поэтому в нашей гимназии приоритетными направлениями воспитательной деятельности стали: патриотизм, гуманизм и нравственность.

К сожалению, в последнее время понятие о нравственном идеале стало размытым, планка нравственности, патриотизма, гуманизма резко опустилась в низ в немалой степени под влиянием средств массовой информации, внедрения в сознание молодёжи системы ценности, не соответствующей духовно-нравственным требованиям. Положение осложняется тем, что идеалы являются регуляторами поведения учащихся в жизненных различных ситуациях. В качестве непосредственных психологических механизмов этого выступают их главные структурные элементы: образы положительных, личностно значимых для подростка лиц, в которых персонифицируются соответствующие собственные ценности. Эти структурные образования являются эталоном анализа и оценки учащимися окружающих людей, их поступков, действий и решений, а также критерием собственного поведения. Образовавшейся вследствие крушения нравственных идеалов духовный вакуум стал заполняться культом насилия, денег, наслаждения. Регулятором поведения молодёжи стал принцип «все позволено», что привело к асоциальному поведению: росту преступности, наркомании, венерических заболеваний, проституции, самоубийств. Вызывает беспокойство не только падение нравственности молодёжи, но и роль идеалов в формировании личности и регулировании её поведения.

В настоящее время меняется социально-экономическая ситуация в России, мы стараемся вступить в мировое сообщество на основах уважения прав человека и мирного сотрудничества, и поэтому от нас – учителей, воспитателей – зависит каким мы хотим видеть будущее России и насколько адекватно оцениваем её историю, на какие ценности ориентируемся.

Россия - особая цивилизация, находящаяся на границе Востока и Запада, внесшая неоценимый вклад в развитие человечества. Россия – образец братского сосуществования сотен народов, где ни один из которых не потерял своей национальной самобытности, имеет опыт милосердия и меценатства, без чего не возможно дальнейшее развитие мировой цивилизации.

Наш долг – не только сохранить общественные ценности мировой цивилизации, но и самобытное лицо России, выстраданную тысячелетней историей систему ценностей – патриотизм, нравственность, духовность, милосердие, соборность, которые и должны быть положены в основу системы воспитания гражданина России XXI века.

Обеспечение духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России является ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации. Законопослушность, правопорядок, доверие, развитие экономики и социальной сферы, качество труда и общественных отношений – всё это непосредственно зависит от принятия гражданином России общенациональных и общечеловеческих ценностей и следования им в личной и общественной жизни.

Таким образом, духовно – нравственное развитие и воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования.

Данная Программа предлагает ряд условий:

  • приобщение субъектов воспитательного процесса к ценностям общечеловеческой и национальной культуры;

  • гуманизация межличностных отношений учителей и учеников, воспитателей и воспитанников, родителей и детей на принципах уважения, сострадания, терпимости, внимания, доброты.




  1. ^ Цель и задачи

духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.


Духовно-нравственное воспитание – педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимся базовых национальных ценностей, освоение системы общечеловеческих ценностей и культурных, духовных и нравственных ценностей многонационального народа Российской Федерации.

Духовно-нравственное развитие – осуществляемое в процессе социализации последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношения к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом.

Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования формулируются, достигаются и решаются в контексте нацио­нального воспитательного идеала, представляющего собой высшую цель образования, нравственное (идеальное) пред­ставление о человеке, на воспитание, обучение и развитие ко­торого направлены усилия основных социальных субъектов: государства, семьи, школы, традиционных религиозных и об­щественных организаций.

        В Концепции такой идеал обоснован и сформулирована высшая цель образования — высоконравственный, творчес­кий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответ­ственность за настоящее и будущее своей страны, уко­ренённый в духовных и культурных традициях многона­ционального народа Российской Федерации.

       На основе национального воспитательного идеала сформу­лирована основная педагогическая цельвоспитание, со­циально-педагогическая поддержка становления и разви­тия высоконравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.

На основе национального воспитательного идеала, важнейших задач духовно-нравственного развития и воспитания российских школьников, приведенных в Концепции, а также с учетом «Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования», установленных Стандартом, определяются общие задачи духовно-нравственного развития и воспитания учащихся начальной школы:

^ В области формирования личностной культуры:

  • формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции – «становиться лучше»;

  • укрепление нравственности – основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности школьника поступать согласно своей совести;

  • формирование основ нравственного самосознания личности (совести) – способности младшего школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;

  • формирование нравственного смысла учения;

  • формирование основ морали – осознанной обучающимся необходимости определенного поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом, укрепление у младшего школьника позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма;

  • принятие обучающимся базовых национальных ценностей, национальных и этнических духовных традиций;

  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

  • формирование способности открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;

  • формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты;

  • развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности и настойчивости в достижении результата,;

  • осознание младшим школьником ценности человеческой жизни, формирование умения противостоять в пределах своих возможностей действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни, физического и нравственного здоровья, духовной безопасности личности.


В области формирования социальной культуры:

  • формирование основ российской гражданской идентичности;

  • пробуждение веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество;

  • формирование патриотизма и гражданской солидарности;

  • развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;

  • укрепление доверия к другим людям;

  • развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям;

  • становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

  • формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным российским религиям и религиозным организациям, к вере и религиозным убеждениям;

  • формирование основ культуры межэтнического общения, уважения к культурным, религиозным традициям, образу жизни представителей народов России.


В области формирования семейной культуры:

  • формирование отношения к семье как к основе российского общества;

  • формирование у младшего школьника уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;

  • знакомство обучающегося с культурно-историческими и этническими традициями российской семьи.

Образовательное учреждение может конкретизировать общие задачи духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников для более полного достижения национального воспитательного идеала с учетом национальных и региональных условий и особенностей организации образовательного процесса, потребностей обучающихся и их родителей.


  1. ^ Ценностные установки духовно-нравственного воспитания и социализации школьников на ступени начального общего образования.

Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания учащихся начальной школы согласуются с традиционными источниками нравственности, которыми являются следующие ценности:

  • патриотизм (любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству);

  • социальная солидарность (свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, милосердие, честь, достоинство);

  • гражданственность (правовое государство, гражданское общество, долг перед Отечеством, старшим поколением и семьей, закон и правопорядок, межэтнический мир, свобода совести и вероисповедания);

  • семья (любовь и верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о старших и младших, забота о продолжении рода);

  • труд и творчество (творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие, бережливость);

  • наука (познание, истина, научная картина мира, экологическое сознание);

  • традиционные российские религии. Учитывая светский характер обучения в государственных и муниципальных школах, ценности традиционных российских религий принимаются школьниками в виде системных культурологических представлений о религиозных идеалах;

  • искусство и литература (красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие);

  • природа (жизнь, родная земля, заповедная природа, планета Земля);

  • человечество (мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество).

Процесс превращения базовых ценностей в личностные ценностные смыслы и ориентиры требует включения ребенка в процесс открытия для себя смысла той или иной ценности, определения собственного отношения к ней, формирования опыта созидательной реализации этих ценностей на практике.



  1. ^ Основные направления и ценностные основы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.


Содержание духовно-нравственного развития и воспитания учащихся отбирается на основании базовых национальных ценностей в логике реализации следующих направлений:

Направление 1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

Ценности: любовь к России, своему народу, своему краю, служение Отечеству, правовое государство, гражданское обществ; закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества.

Направление 2. Воспитание нравственных чувств и этического сознания.

Ценности: нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике.

Направление 3. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.

Ценности: уважение к труду; творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремленность и настойчивость, бережливость.

Направление 4. Формирование ценностного отношения к семье, здоровью и здоровому образу жизни.

Ценности: уважение родителей; забота о старших и младших; здоровье физическое и стремление к здоровому образу жизни, здоровье нравственное и социально-психологическое.

Направление 5. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).

Ценности: родная земля; заповедная природа; планета Земля; экологическое сознание.

Направление 6. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).

Ценности: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие.


  1. ^ Содержание духовно-нравственного развития и воспитания школьников на ступени начального общего образования.


В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года сформулированы важнейшие задачи духовно-нравственного воспитания: формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.

В реализации данной задачи категория «уклад школьной жизни» является базовой для организации пространства духовно-нравственного развития обучающегося, его эффективной социализации и своевременного взросления. Уклад школьной жизни педагогически интегрирует основные виды и формы деятельности ребенка: урочную, внеурочную, внешкольную, семейную, общественно полезную, трудовую, эстетическую, социально коммуникативную и др., - на основе базовых национальных ценностей, традиционных моральных норм, национальных духовных традиций.

Организация уклада школьной жизни должна в полной мере учитывать разноуровневый, полисубъектный, многомерно-деятельностный характер современного пространства духовно-нравственного развития и воспитания, скрепленного базовыми национальными ценностями и духовными традициями, в котором, с одной стороны, поддерживается непрерывность детства, а с другой, обеспечивается морально-нравственная, социальная, культурная полноценность перехода ребенка из дошкольного в младший, а из него в средний школьный возраст.

Гимназии как социальному субъекту – носителю педагогической культуры несомненно принадлежит ведущая роль в осуществлении духовно-нравственного развития и воспитания ребенка. Уклад школьной жизни как уклад жизни обучающегося организуется педагогическим коллективом школы при активном и согласованном участии иных субъектов развития и воспитания (семьи, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта, традиционных религиозных и общественных организаций).

В основе программы духовно-нравственного развития и воспитания учащихся начальной школы и организуемого в соответствии с ней уклада школьной жизни лежат три подхода: аксиологический, системно-деятельностный, развивающий.

^ Аксиологический подход. Воспитание, по существу, представляет собой социальную деятельность, обеспечивающую передачу ценностей от старшего поколения к младшему, от взрослых к детям, от человека к человеку. Ценности присваиваются человеком через совместную с другими людьми деятельность. Присвоение ценности – ключевой фактор человечности, обеспечивающий устойчивость всему личностному существованию. Присвоение ценности через деятельность открывает нравственное измерение в самой этой деятельности, создает дистанцию между идеальной ценностью и материальными формами деятельности и, таким образом, обеспечивает моральную рефлексию, пробуждает нравственное самосознание – совесть человека.

Аксиологический подход изначально определяет всю систему духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, весь уклад школьной жизни, в основе которого – национальный воспитательный идеал как высшая педагогическая ценность, смысл всего современного образования и система базовых национальных ценностей. Система ценностей определяет содержание основных направлений духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников.

Аксиологический подход в воспитании утверждает человека как носителя базовых национальных ценностей, как высшую ценность, как субъекта, способного к организации своей деятельности в мире на основе духовных идеалов, нравственных установок и моральных норм.

Аксиологический подход позволяет выстроить на прочных морально-нравственных основах уклад жизни младшего школьника и, таким образом, противостоять моральному релятивизму социальной среды.

^ Системно-деятельностный подход. Этот подход является определяющим для формирования и реализации основной образовательной программы начального общего образования, и его содержание раскрыто в Стандарте. Один из основателей системно - деятельностного подхода – А.Н. Леонтьев - определял воспитание как преобразование знания о ценностях в реально действующие мотивы поведения, как процесс трансформации через деятельность существующих в культуре ценностей, идеалов в реально действующие и смыслообразующие мотивы поведения детей. Принятие ребенком ценностей происходит через его собственную деятельность, педагогически организованное сотрудничество с учителями и воспитателями, родителями, сверстниками, другими значимыми для него субъектами. Применительно к организации пространства духовно-нравственного развития и воспитания младшего школьника системно - деятельностный подход имеет свои особенности.

Первая особенность заключена в том, что воспитание как деятельность принципиально не может быть локализовано или сведено к какому-то одному виду, но должно охватывать и пронизывать собой все виды образовательной деятельности: учебной (в том числе в границах разных образовательных дисциплин), учебно-трудовой, художественной, коммуникативной, спортивной, досуговой и др. Для принятия ценностей важна системная организация различных видов нравственно ориентированной деятельности младшего школьника в образовательном учреждении. Системно-деятельностный подход отвергает попытки локализовать воспитание в границах отдельных учебных предметов, форм, видов образовательной деятельности.

Вторая особенность применения системно-деятельностного подхода обусловлена утратой семьей и школой монополии на развитие и воспитание ребенка. Как выше указывалось, современный процесс развития и воспитания носит разноуровневый, полисубъектный характер. Уже в младшем школьном возрасте растущий человек тем или иным образом включен в различные виды социальной, информационной, коммуникативной активности, в содержании которых присутствуют разные, нередко противоречивые ценности и мировоззренческие установки. Системно-деятельностный подход предусматривает, что деятельность различных субъектов духовно-нравственного развития и воспитания, при ведущей роли образовательного учреждения, должна быть по возможности согласована. В Стандарте эта идея выражена в форме общественного договора, а механизмы ее реализации в Концепции определены как национальный воспитательный идеал и система базовых национальных ценностей, принимаемых всеми субъектами развития и воспитания обучающихся.

Системно-деятельностный подход является методологической основой организации уклада школьной жизни, с учетом которого определяется, что процесс духовно-нравственного развития и воспитания в структурно-методологическом плане представляют собой как метадеятельность, педагогически интегрирующий различные виды деятельности, в которые объективно включен младший школьник, на основе базовых национальных ценностей. Таким образом, достигается согласование аксиологического и системно-деятельностного подходов к организации целостного пространства духовно-нравственного развития и воспитания обучающегося.

^ Развивающий подход. Он определяет общую конструкцию программы духовно-нравственного развития и воспитания учащихся начальной школы, каждое из основных направлений которой оформляется в виде тематической программы (плана), основу которой составляют:

  • соответствующая система базовых национальных ценностей (аксиологический подход);

  • многоукладность тематической программы, т.е. интеграцию ею различных видов образовательной и социально-педагогической деятельности: урочной, внеурочной, внешкольной, семейной, общественно полезной и т.д. (системно-деятельностный подход);

  • разработанные для каждого направления и соответствующие базовым ценностям технологии духовно-нравственного развития и воспитания.

Процесс духовно-нравственного развития и воспитания технологически начинается с определенной ценности (знания о ценности) и в ней же получает свое относительное завершение, но уже как в реально действующем и смыслообразующем мотиве поведения ребенка. Развивающий характер развития и воспитания заключается в сознательном принятии учащимся определенной ценности, в движении от знания к личностной нравственной установке и готовности действовать в согласии с ней. Для достижения развивающего эффекта ценности должны быть понимаемы (как минимум узнаваемы, знаемы) и принимаемы (применимы ребенком как минимум в одной практической ситуации).

Развивающий характер развития и воспитания достигается, когда ценности формулируются в виде вопроса, поставленного педагогом, принимаемого обучающимся и обращенного ими к содержанию обучения, семейной, социальной, культурной жизни, к самим себе (в частности, что есть: Отечество? семья? милосердие? закон? честь? Что есть базовые национальные ценности?). Понимание (это ответ на вопрос), которое достигается через вопрошание общественного значения ценностей и открытия их личностного смысла.

Каждая из базовых ценностей, педагогически определяемая как вопрос, превращается в воспитательную задачу. Для ее решения школьники вместе с педагогами, родителями, иными субъектами культурной, гражданской жизни обращаются к содержанию:

  • общеобразовательных дисциплин;

  • произведений искусства и кино;

  • периодической литературы, публикаций, радио- и телепередач, отражающих современную жизнь;

  • духовной культуры и фольклора народов России;

  • истории, традиций и современной жизни своей Родины, своего края, своей семьи;

  • жизненного опыта своих родителей и прародителей;

  • общественно полезной и личностно значимой деятельности в рамках педагогически организованных социальных и культурных практик;

  • других источников информации и научного знания.

Таким образом, содержание разных видов учебной, семейной и иной общественно значимой деятельности интегрируется вокруг сформулированной в виде вопроса-задачи ценности. В свою очередь, ценности последовательно раскрываются в содержании образовательного процесса и всего уклада школьной жизни.

Базовые национальные ценности не локализованы в содержании отдельного учебного предмета, формы или вида образовательной деятельности. Они пронизывают все учебное содержание, весь уклад школьной жизни, всю многоплановую деятельность школьника как человека, личности, гражданина. Система национальных ценностей создает смысловую основу пространства духовно-нравственного развития личности. В этом пространстве снимаются барьеры между отдельными учебными предметами, между школой и семьей, школой и обществом, школой и жизнью.

Перечисленные подходы определяют концептуальную основу уклада школьной жизни. Сам по себе этот уклад формален. Придает ему жизненную, социальную, культурную, нравственную силу педагог.

Младший школьник испытывает большое доверие к учителю. Для него слова учителя, поступки, ценности и оценки имеют нравственное значение. Именно педагог не только словами, но и всем своим поведением, своей личностью формирует устойчивые представления ребенка о справедливости, человечности, нравственности, об отношениях между людьми. Характер отношений между педагогом и детьми во многом определяет качество духовно-нравственного развития и воспитания последних.

Родители, также как и педагог, подают ребенку первый пример нравственности. Пример имеет огромное значение в духовно-нравственном развитии и воспитании младшего школьника.

Пример – это персонифицированная ценность.

Необходимо обеспечивать наполнение всего уклада жизни младшего школьника множеством примеров нравственного поведения, которые широко представлены в отечественной и мировой истории, истории и культуре традиционных религий, литературе и различных видах искусства, сказках, легендах и мифах. В содержании каждого из основных направлений духовно-нравственного развития и воспитания должны быть широко представлены примеры духовной, нравственной, ответственной жизни, как из прошлого, так и из настоящего, в том числе получаемые в общении младших школьников с людьми, в жизни которых есть место духовному служению и моральному поступку.

Наполнение уклада школьной жизни нравственными примерами активно противодействует тем образцам циничного, аморального, откровенно разрушительного поведения, которые в большом количестве и привлекательной форме обрушивают на детское сознание компьютерные игры, телевидение и другие источники информации.

Уклад школьной жизни моделирует пространство культуры с абсолютным приоритетом традиционных нравственных начал. Учитель через уклад школьной жизни вводит ребенка в мир высокой культуры. Но принять ту или иную ценность ребенок должен сам, через собственную деятельность. Поэтому педагогическая поддержка нравственного самоопределения младшего школьника есть одно из условий его духовно-нравственного развития. В процессе нравственного самоопределения пробуждается самое главное в человеке – совесть – его нравственное самосознание.

Духовно-нравственное развитие и воспитание должны преодолевать изоляцию детства, обеспечивать полноценное социальное созревание младших школьников. Необходимо формировать и стимулировать стремление ребенка включиться в посильное решение проблем школьного коллектива, своей семьи, села, города, микрорайона, находить возможности для совместной общественно полезной деятельности детей и взрослых, младших и старших детей.

Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников, содержание их деятельности должны раскрывать перед ними их возможное будущее. В условиях изоляции мира детства и виртуальной зрелости детей их собственное будущее превратилось в реальную проблему: они его недостаточно осознают, потому что мало действуют, нередко «застревают» в пространстве собственных переживаний, компьютерных игр, телевидения, индустрии развлечений, проживают чужую жизнь, умаляя при этом свою собственную. Важным условием духовно-нравственного развития и полноценного социального созревания является соблюдение равновесия между самоценностью детства и его своевременной социализацией. Первое раскрывает для человека его внутренний идеальный мир, второе – внешний, реальный. Соединение внутреннего и внешнего миров происходит через осознание и принятие ребенком базовой национальной ценности - культурной нормы, как своей собственной цели и желаемого будущего.

Организация социально открытого пространства духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, нравственного уклада жизни обучающихся осуществляется на основе следующих принципов:

  • нравственного примера педагога – нравственность учителя, моральные нормы, которыми он руководствуется в своей профессиональной деятельности и жизни, его отношение к своему педагогическому труду, к ученикам, коллегам;

  • социально-педагогического партнерства – целесообразные партнерские отношения с другими субъектами социализации: семьей, общественными организациями и традиционными российскими религиозными объединениями, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, СМИ;

  • индивидуально-личностного развития – педагогическая поддержка самоопределения личности, развития ее способностей, таланта, передача ей системных научных знаний, умений, навыков и компетенций, необходимых для успешной социализации;

  • интегративности программ духовно-нравственного воспитания – интеграция духовно-нравственного развития и воспитания в основные виды деятельности обучающихся: урочную, внеурочную, внешкольную и общественно полезную;

  • социальной востребованности воспитания – соединение духовно-нравственного развития и воспитания с жизнью, реальными социальными проблемами, которые необходимо решать на основе морального выбора.

Программа реализуется в рамках урочной, внеурочной, внешкольной деятельности, социальных и культурных практик. Ведущую роль в реализации программы играет образовательный процесс, реализуемый в ходе освоения основных предметных программ и программ формирования универсальных учебных действий. УМК «Перспективная начальная школа», УМК «Гармония», система развивающего обучения Л.В. Занкова, личностноориентированная система «Школа – 2100» созданы на основании системно-деятельностного и развивающего подходов, позволяющих ориентировать педагога на достижение личностных и метапредметных результатов обучения младших школьников.

Достижению указанных результатов способствует программа воспитательной работы «Мир вокруг меня и я в этом мире» представленная по направлениям: «Я – гражданин России», «Я и другие», «Я и мое здоровье», «Я и мир», «Я - личность».

«Я - личность»: важно, чтобы обучение способствовало построению образа «Я», которое включает в себя самопознание, саморазвитие и самооценку, формирование гражданской идентичности личности, принятие и осмысление нравственных и культурных ценностей, правил взаимодействия с окружающим миром.

«Я – гражданин России»: благородное отношение к своему Отечеству, своей малой Родине, своему народу, его языку, духовным, природным и культурным ценностям, уважительное отношение ко всем народам России, к их национальным культурам, самобытным обычаям и традициям, к государственным символам Российской Федерации.

«Я и другие»: ребенок часто задает вопрос «почему?», ему интересно знать все и обо всем. Наша задача сохранить этот интерес и при этом научить ребенка самостоятельно находить ответы, планировать свою деятельность и доводить ее до конца, оценивать результат, исправлять ошибки и ставить новые цели. Процесс обучения невозможен без общения. Нам кажется, чрезвычайно важным строить процесс обучения как совершенствование субъект-субъектного и субъект-объектного общения, то есть, во-первых, учить ребенка свободно вести конструктивный диалог, слушать и слышать собеседника, а во-вторых, формировать информационную культуру — находить необходимые источники знаний учить получать информацию из различных источников, анализировать ее, и, конечно, работать с книгой.

«Я и мое здоровье»: здесь важно и сохранить здоровье учеников в процессе обучения, и научить детей самим заботиться о здоровье, понимая, что здоровье – это не только физическая, но и духовная ценность. В этой связи, в понятие здоровье включены не только правила гигиены и правила безопасного поведения, но и определенные ценностные установки: умение сопереживать, сочувствовать, заботиться о себе, о природе, об окружающих людях, беречь и чтить то, что ими создано.

«Я и мир» элементарные знания о традициях нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России, об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры, нормах экологической этики возникают у ребенка при знакомстве с окружающим миром важно поддержать эмоциональные чувства бережного отношения к природе, неравнодушие к жизненным проблемам других людей.

  1. ^ Совместная деятельность школы, семьи и общественности по воспитанию и социализации учащихся начальной школы.

В условиях финансового кризиса, в котором находится страна, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического характера, усилилась социальная тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Ситуация усугубляется эскалацией насилия и жестокости в СМИ. Падение нравственности и рост правонарушений среди подростков невозможно остановить без укрепления связи с семьёй, поиска разнообразных форм и методов индивидуальной работы с родителями. Конечно, особое место принадлежит педагогу, который является авторитетом для ребёнка и оказывает большое внимание на его становление. Очевидно, что промедление в решении этих и других проблем не только подрывает корни благосостояния и стабильности семей, но и угрожает будущему всего российского общества. Психолого-педагогическая поддержка семьи в данной ситуации становится всё более актуальной. МАОУ гимназия № 29 г.Томска обеспечивает воспитательный процесс и реальное взаимодействие ребёнка, семьи, социума. Высокий уровень комфортности, здоровый социально-психологический климат в педагогическом коллективе, профессиональная компетентность педагогов в вопросах воспитания и их принципиальная ориентация на гуманистические ценности педагогики сотрудничества мотивирует родителей на партнёрские отношения.

Актуальность проблемы взаимодействия семьи и гимназии обусловлена обострением социальных проблем современной семьи, что определяется следующими факторами: резким социально-экономическим расслоением общества; неустойчивостью браков; ростом безработицы. При этом важным является формирование у родителей установки на самостоятельную творческую деятельность путём внедрения активных форм, передовых технологий и методик психолого-педагогического всеобуча родителей на основе единых принципов:

- уважение уникальности каждого ребёнка;

- приоритетность интересов детей, обеспечение Государством их защиты;

- признания преимущественного права родителей на воспитание, обучение и охрану здоровья своих детей;

- признание права ребёнка на обеспечение защиты от тех видов информации, которые представляют опасность для физического, нравственного и духовного здоровья;

-преемственность связей поколений;

-сохранение и развитие национальных традиций;

-открытости, обеспечивающей доступность для родителей информации об эффективности процесса воспитания ребёнка, его индивидуальных особенностях, его духовно-нравственном становлении.

Одной из педагогических задач разработки и реализации данной программы является организация эффективного взаимодействия школы и семьи в целях духовно-нравственного развития и воспитания учащихся в следующих направлениях:

  • Повышение педагогической культуры родителей (законных представителей) учащихся путем проведения родительских конференций и тематических расширенных педагогических советов, организации родительского лектория, выпуска информационных материалов и публичных докладов школы по итогам работы за год и т.п.

  • Совершенствования межличностных отношений педагогов, учащихся и родителей путем организации совместных мероприятий, праздников, акций (например, традиционный весенний спортивный праздник, праздник Букваря, театральные постановки к дню учителя и дню мамы и т.п.).

  • Расширение партнерских взаимоотношений с родителями путем привлечения их к активной деятельности в составе Совета школы, активизации деятельности родительских комитетов классных коллективов учащихся, проведения совместных школьных акций в микрорайоне школы и т.п.


^ Механизм реализации Программы.
  1   2   3

Скачать, 497.02kb.
Поиск по сайту:

Добавить текст на свой сайт
Загрузка...


База данных защищена авторским правом ©ДуГендокс 2000-2014
При копировании материала укажите ссылку
наши контакты
DoGendocs.ru
Рейтинг@Mail.ru