Категории:

Методические указания по выполнению курсового проекта для студентов 3 курса специальности «Государственное и муниципальное управление»

Поиск по сайту:


Скачать 267.42 Kb.
Дата28.03.2012
Размер267.42 Kb.
ТипМетодические указания
Содержание
Общие положения
Цель подготовки курсового проекта
Рекомендуемая структура курсового проекта
Защита курсового проекта –
Общая оценка
1. Теоретические основы проведения анализа социально- экономического положения МО
2. Анализ выбранного объекта исследования
Характеристика объекта исследования может осуществляться по следующим направлениям
Характеристика социальной сферы
3. Анализ проблем муниципального образования и выявление путей их решения
1. Теоретические основы проведения оценки эффективности деятельности ОМСУ МО
2. Оценка эффективности деятельности ОМСУ
3. Оценка эффективности деятельности ОМСУ МО и разработка путей ее повышения
Список рекомендуемой литературы
Подобный материал:

Минобрнауки РФ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ЧЕЛЯБИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Факультет управления

Кафедра государственного и муниципального управления




СОГЛАСОВАНО

Декан факультета управления

____________ В.П.Максимов

«____»_______________ 2011


Методические указания

по выполнению курсового проекта

для студентов 3 курса специальности

«Государственное и муниципальное управление»


Челябинск 2011

Рекомендовано Учебно-методической комиссией факультета управления

Протокол № 5 от 27.12.2011

Председатель УМК _____________ Л.А. Кузнецова


Утверждены на заседании кафедры государственного и муниципального управления

Протокол № 6 от 17.02.2011


Зав. кафедрой _____________ И.Д. Колмакова, д.э.н., профессор


Специальность 080504.65 – Государственное и муниципальное управление


Составители: Савенков Б. В. - к.э.н., доцент

Грищук В.А. - к.п.н., доцент

Конакова О. В. - преподаватель


^ Общие положения

Подготовка курсовых работ и проектов является одной и форм самостоятельной работы студентов, которая способствует формированию у студентов навыков и интереса к самостоятельному научному поиску, повышению уровня теоретической и профессиональной подготовки, более глубокому пониманию изучаемого материала.

^ Цель подготовки курсового проекта – закрепление знаний и умений, полученных студентами в процессе теоретического обучения, приобретение ими навыков анализа, выявления проблем, а также путей их решения.

Для выполнения курсового проекта студентам предлагается 2 темы на выбор: «Анализ и оценка социально-экономического положения муниципального образования» - объектом исследования выступает муниципальное образование (МО), «Оценка эффективности деятельности органов местного самоуправления муниципального образования» - объектом исследования выступают органы местного самоуправления муниципального образования (ОМСУ). Оценка выполняется по данным статистических справочников и материалам администраций муниципальных образований.
^

Рекомендуемая структура курсового проекта


Введение (формулируются объект исследования, цель и задачи, решаемые в курсовом проекте).

  1. Теоретические основы рассматриваемой проблемы.

  2. Анализ выбранного объекта исследования

  3. Выявление проблем и разработка путей их решения.

Заключение

Список использованных источников и литературы

Приложение (вспомогательные и справочные материалы)


Рекомендуемый объем работы – 40 - 50 страниц.

Оформление курсового проекта

Курсовой проект оформляется в соответствии с ГОСТом, требования которого изложены в методических рекомендациях по оформлению письменных работ1.

^ Защита курсового проекта – завершающий этап проделанной работы. Для того чтобы быть допущенным к защите, необходимо не менее чем за 5 дней до установленного срока сдать выполненную работу. Защита работы после ее предварительного просмотра происходит в присутствии комиссии, состав которой определяется решением кафедры. При защите курсового проекта студент должен обоснованно ответить на следующие вопросы: цели и задачи проекта, краткая характеристика объекта, использованные методы, краткое описание выявленных проблем и предлагаемых вариантов их решения. При докладе необходимо использовать иллюстративный материал (компьютерная презентация).

^ Общая оценка выполненного курсового проекта определяется в соответствии с рейтинговой системой оценки знаний студентов: оценка от 0 до 60 баллов выставляется руководителем курсового проекта, баллы от 0 до 40 выставляются в процессе защиты курсового проекта комиссией. Процедура защиты предусматривает набор 40 баллов по следующим критериям (таблица 1):


Таблица 1 - Критерии оценки курсовых работ (проектов)

Содержание критерия

Баллы

1. Предварительна оценка качества курсовой работы (проекта)

0 - 60

Соответствие содержания названию работы

0 - 5

Тема раскрыта в соответствии с поставленными задачами

0 - 15

Использован научный аппарат, Интернет-ресурсы

0 - 10

Самостоятельность и оригинальность сформулированных суждений и выводов

0 - 15

Разработан наглядный материал

0 - 5

Материал изложен грамотно и логично

0 - 10

2. Защита курсовой работы (проекта)

0 - 40

Грамотность и логичность построения сообщения

0 - 10

Аргументированность и полнота ответов на вопросы

0 - 20

Оформление работы соответствует требованиям ГОСТ

0 - 10

Итого

0 -100


Общая шкала критериев:


90-100 баллов – отлично;

76-89 баллов – хорошо;

61-75 баллов – удовлетворительно;

60 и менее – неудовлетворительно.


Методические указания по выполнению

отдельных разделов курсового проекта на тему

«Анализ и оценка социально-экономического положения МО»


^ 1. Теоретические основы проведения анализа социально- экономического положения МО

В данном разделе курсового проекта необходимо рассмотреть следующие вопросы:

  • МО как социально-экономическая система;

  • сравнительная характеристика методик анализа и оценки социально-экономического положения МО

  • особенности проведения анализа и оценки для выбранного объекта исследования;


^ 2. Анализ выбранного объекта исследования

В этом разделе необходимо привести общие сведения о конкретной территории (городской округ, муниципальный район) – географическое положение, природная среда, транспортная доступность, площадь и т.д. Затем произвести расчет показателей, отражающих социальное развитие и экономику муниципального образования за последние 3 года. Рассчитываемые показатели должны соответствовать описанной в 1 разделе работы методике анализа, поэтому при ее выборе необходимо учитывать особенности объекта исследования (малый, многофункциональный, монопрофильный город (МО). Расчет показателей производить в приложении. После вычисления каждого показателя проанализировать полученные результаты и сделать выводы. Результаты должны быть представлены в виде таблиц, графиков и диаграмм, удобных для анализа.

^ Характеристика объекта исследования может осуществляться по следующим направлениям:

    1. Социальное развитие

    1. демографическая характеристика населения МО:

  • характеристика динамики населения за последние несколько лет: рассчитываются цепные, базисные темпы роста и среднегодовой темп роста;

  • половозрастная характеристика: выделяется численность мужчин и женщин, доля каждой группы, рассчитываются цепные и базисные темпы роста каждой группы за последние 5 лет; по возрастным группам – моложе трудоспособного, трудоспособного, старше трудоспособного возраста – определяется удельный вес каждой группы, рассчитывается коэффициент общей, пенсионной нагрузки и замещения населения трудоспособного возраста;

Средний возраст населения рассчитывается по формуле

Х=(7,5*Sдт+38*Sт+70*Sп) / Sобщ (1)

где Sдт – численность населения до трудоспособного возраста;

Sт - численность населения трудоспособного возраста;

Sп – численность лиц пенсионного возраста;

Sобщ – общая численность населения.

  • естественное и механическое движение населения описывается за последние 5 лет в абсолютных и относительных значениях: количество родившихся, умерших, естественный прирост, коэффициент рождаемости, коэффициент смертности, коэффициент естественного прироста, общая численность прибывших, выбывших, механический прирост, коэффициент механического прироста.

На основании анализа демографических показателей необходимо сделать выводы и выделить проблемные точки с позиции местных органов власти.



    1. ^ Характеристика социальной сферы

  • характеристика обеспеченности образовательными услугами дается на основе показателей количества школ, детских дошкольных учреждений в расчете на 1000 детей в возрасте 0-15 лет;

  • медицинское обслуживание характеризуется обеспеченностью населения врачами и средним медицинским персоналом в расчете на 10000 человек, числом врачебных посещений на 1 жителя в год;

  • трудоустройство и занятость населения: определяется численность и доля незанятого населения, численность зарегистрированных безработных и их доля в численности населения трудоспособного возраста; анализируется динамика этих показателей за 5 лет, рассчитываются коэффициенты занятости и безработицы;

  • торговля и услуги: анализируется оборот розничной торговли, оборот общественного питания, объем платных услуг, объем бытовых услуг; все показатели в расчете на душу населения;

  • жилье и его доступность: приводятся данные по жилищному фонду МО, рассчитывается площадь ЖФ, приходящаяся на одного жителя в МО;

  • доходы населения и уровень жизни: анализируются данные по заработной плате и пенсиям, их соотношению с прожиточным минимумом, обеспеченность легковыми автомобилями, рассчитывается коэффициент Джинни.

Характеристика социальной сферы заканчивается оценкой комплексности ее развития.

    1. Экономика муниципального образования

    1. промышленность: рассчитывается и анализируется динамика (базисные и цепные темпы роста, среднегодовой темп роста) числа предприятий и организаций, объема промышленной продукции, индексы промышленного производства, изменение структуры производства потребительских товаров (доля пищевых продуктов, винно-водочных изделий, непродовольственных товаров);

    2. сельское хозяйство: динамика продукции сельского хозяйства, индексы физического объема продукции, финансовый результат деятельности сельскохозяйственных предприятий;

    3. экономический рост. Определяется на основе показателей занятости за период 5 лет, рассчитывается по формуле:

Кэк. роста=(Зот.-Зб)/Зб (2)

Где: Кэк. роста – коэффициент экономического роста

Зот – число занятых в отчетном периоде

Зб – число занятых в базисном периоде

Если отсутствуют данные об общей численности занятых (включая индивидуальных предпринимателей и работников малых предприятий), расчет ведется по среднесписочной численности работников (необходимо иметь в виду большую неточность в данном случае).

Основные результаты расчетов показателей по социально-экономическому развитию представить в сводной итоговой таблице (табл. 2)

Таблица 2 - Общая характеристика социально-экономического положения МО за 5 лет

Показатели

Ед. измере-ния

Год

20..

20..

20..

Удельный вес населения моложе трудоспособного возраста

%










Удельный вес населения трудоспособного возраста

%










Удельный вес населения старше трудоспособного возраста

%










Коэффициент рождаемости












Коэффициент смертности












Коэффициент естественного прироста












Коэффициент механического прироста












Средний возраст населения

лет










Количество школ в расчете на 1000 детей в возрасте 0-15 лет

ед.










Количество детских дошкольных учреждений в расчете на 1000 детей в возрасте 0-15 лет

ед.










Число врачей в расчете на 10000 чел.

-










Соотношение заработной платы с прожиточным минимумом

раз










Доля зарегистрированных безработных в численности населения трудоспособного возраста

%










Объем платных услуг на душу населения

тыс. руб.










Объем промышленной продукции в расчете на душу населения

тыс. руб.










Объем продукции сельского хозяйства в расчете на душу населения.

тыс. руб.










Экономический рост

-




-






^ 3. Анализ проблем муниципального образования и выявление путей их решения

В третьем разделе курсового проекта необходимо обобщить полученные ранее результаты и оценить социально-экономическое положение анализируемой территории. Для получения обзорной оценки социально-экономического положения МО рекомендуется воспользоваться методом SWOT или PEST- анализа. Результаты оформить в виде матрицы SWOT или PEST анализа. Далее сформировать проблемы социально-экономического развития МО. Осуществив классификацию, обобщение и ранжирование проблем, выделить наиболее острые, приоритетные. В работе расположить проблемы по убыванию степени их значимости для МО и сформулировать свои рекомендации по их решению.

Методические указания по выполнению

отдельных разделов курсовой работы на тему

«Оценка эффективности деятельности органов местного самоуправления МО »


^ 1. Теоретические основы проведения оценки эффективности деятельности ОМСУ МО

В данном разделе курсового проекта необходимо рассмотреть следующие вопросы:

  • общее понятие эффективности деятельности ОМСУ;

  • охарактеризовать систему показателей для оценки эффективности деятельности ОМСУ;

  • особенности проведения оценки для выбранного объекта исследования;


^ 2. Оценка эффективности деятельности ОМСУ

В этом разделе курсового проекта необходимо привести общие сведения о конкретной территории (городской округ, муниципальный район) – географическое положение, природная среда, транспортная доступность, площадь и т.д. Охарактеризовать ОМСУ МО (глава, администрация, представительный орган). Затем таблица 3 заполняется показателями, отражающими деятельность ОМСУ за последние 3 года, и которые используются для оценки эффективности расходования бюджетных средств, динамики изменения показателей, характеризующих качество жизни, уровня социально-экономического развития муниципального образования, степени внедрения методов и принципов управления, обеспечивающих переход к более результативным моделям муниципального управления.

После заполнения таблицы проанализировать полученные результаты и сделать выводы. Результаты должны быть представлены в виде таблиц, графиков и диаграмм, удобных для анализа.

Таблица 3 - Показатели для оценки эффективности деятельности ОМСУ городских округов и муниципальных районов1.



Наименование показателя

Значение показателя по годам

п/п

20..

20..

20..



Доля протяжённости автомобильных дорог общего пользования местного значения с твёрдым покрытием в общей протяжённости автомобильных дорог общего пользования местного значения












Доля населения, проживающего в населённых пунктах, не имеющих регулярного автобусного и (или) железнодорожного сообщения с административным центром городского округа (муниципального района), в общей численности населения городского округа (муниципального района)












Число субъектов малого предпринимательства в расчёте на 10 тысяч человек населения












Доля среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) малых предприятий в среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) всех предприятий и организаций












Удельный вес прибыльных крупных и средних сельскохозяйственных организаций в их общем числе (для муниципальных районов)












Отношение среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работников муниципальных учреждений к среднемесячной номинальной начисленной заработной плате работников крупных и средних предприятий и некоммерческих организаций городского округа (муниципального района)












Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников:










Крупных и средних предприятий и некоммерческих организаций городского округа (муниципального района);










Муниципальных детских дошкольных учреждений












Доля детей в возрасте от 3 до 7 лет, получающих дошкольную образовательную услугу и (или) услугу по их содержанию в организациях различной организационно-правовой формы и формы собственности, в общей численности детей от 3 до 7 лет













Удельный вес детей в возрасте 5-18 лет, получающих услуги по дополнительному образованию в организациях различно организационно-правовой формы собственности












Доля детских дошкольных муниципальных учреждений от общего числа организаций, оказывающих услуги по содержанию детей в таком учреждении, услуги по дошкольному образованию и получающих средства бюджета городского округа (муниципального района)на оказание таких услуг










в том числе субъектов малого предпринимательства












Доля детей в возрасте от 5 до 7 лет, получающих дошкольные образовательные услуги












Уровень собираемости платежей за предоставляемые жилищно- коммунальные услуги












Отношение тарифов для промышленных потребителей к тарифам для населения:










по водоснабжению










по водоотведению












Общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на одного жителя – всего:










В том числе введенная в действие за год












Число жилых квартир в расчёте на 1000 человек населения – всего










В том числе введенных в действие за год












Объём жилищного строительства, предусмотренный в соответствии с выданными разрешениями на строительство жилых зданий:










общая площадь жилых помещений










число жилых квартир












Доля муниципальных автономных учреждений от общего числа муниципальных учреждений (бюджетных и автономных) в городском округе (муниципальном районе)












Доля собственных доходов местного бюджета (за исключением безвозмездных поступлений, поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений и доходов от платных услуг, оказываемых муниципальными бюджетными учреждениями) в общем объёме доходов бюджета муниципального образования












Удельный вес населения, участвующего в культурно-досуговых мероприятиях, организованных ОМСУ городских округов и муниципальных районов












Доля кредиторской задолженности по оплате труда (включая начисления на оплату труда) муниципальных бюджетных учреждений












Доля объектов капитального строительства, по которым не соблюдены нормативные или плановые сроки ввода в эксплуатацию,










в общем количестве объектов капитального строительства










в том числе доля объектов капитального строительства муниципальной формы собственности, по которым не соблюдены нормативные или плановые сроки ввода в эксплуатацию, в общем количестве объектов капитального строительства муниципальной формы собственности












Среднегодовая численность постоянного населения












Общий объём расходов бюджета муниципального образования - всего










в том числе бюджетные инвестиции на увеличение стоимости основных средств










на дошкольное образование

в том числе:










бюджетные инвестиции на увеличение стоимости основных средств










расходы на оплату труда и начисления на оплату труда










на общее образование










в том числе:










бюджетные инвестиции на увеличение стоимости основных средств










расходы на оплату труда и начисления на оплату труда










на здравоохранение

в том числе:










бюджетные инвестиции на увеличение стоимости основных средств










расходы на оплату труда и начисления на оплату труда










на культуру

в том числе:










бюджетные инвестиции на увеличение стоимости основных средств










расходы на оплату труда и начисления на оплату труда










на физическую культуру и спорт

в том числе:










бюджетные инвестиции на увеличение стоимости основных средств










расходы на оплату труда и начисления на оплату труда










на жилищно-коммунальное хозяйство

в том числе:










бюджетные инвестиции на увеличение стоимости основных средств










расходы на компенсацию разницы между экономически обоснованными тарифами и тарифами, установленными для населения










расходы на покрытие убытков, возникших в связи с применением регулируемых цен на жилищно-коммунальные услуги










на содержание работников органов местного самоуправления










в том числе в расчёте на одного жителя муниципального образования










на развитие и поддержку малого предпринимательства

в том числе в расчёте:










на одно малое предприятие муниципального образования










на одного жителя муниципального образования










на транспорт










в том числе бюджетные инвестиции на увеличение стоимости основных средств










на дорожное хозяйство










в том числе бюджетные инвестиции на увеличение стоимости основных средств










24

Мнение населения об эффективности работы ОМСУ на основе социологических исследований1












^ 3. Оценка эффективности деятельности ОМСУ МО и разработка путей ее повышения

В третьем разделе курсовой работы необходимо обобщить полученные ранее результаты и оценить эффективность деятельности ОМСУ анализируемого МО. Для получения обзорной оценки рекомендуется воспользоваться методом SWOT или PEST- анализа. Результаты необходимо оформить в виде матрицы SWOT или PEST анализа. Далее выявить проблемы и факторы, влияющие на эффективность деятельности ОМСУ МО. Осуществив классификацию, обобщение и ранжирование проблем, выделить наиболее острые, приоритетные. В работе расположить проблемы по убыванию степени их значимости для МО, выявить причины их возникновения и предложить мероприятия по устранению или сглаживанию названных проблем.


^ Список рекомендуемой литературы


  1. Указ Президента Российской Федерации от 28 апреля 2008 г. №607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов».

  2. Абдурахимов Ю.В. Стратегическое планирование социально-экономического развития города. Челябинск, 2002.

  3. Зотов В. Б. Система муниципального управления: Учебник для ВУЗов / Под ред В. Б. Зотова. СПБ.: Питер, 2008. 512 с.

  4. «Индикаторы социально-экономического развития муниципальных образований». М., Фонд «Институт экономики города», 2001.

  5. Муниципальные образования Челябинской области. Основные социально-экономические показатели: Стат.сб. В 2 ч./ Челябинскстат. Челябинск (ежегодный сборник).

  6. Ореховский П.А. Анализ и социально-экономическое прогнозирование развития города.

  7. Ореховский П.А. Муниципальный менеджмент. М., 1999.

  8. Социально-экономическая обстановка в г. Челябинске и Челябинской области. Сборник социологических исследований. Челябинск, НТЦ НИОГР (ежегодный сборник).

  9. Журналы «Городское управление», «Муниципальная экономика» «Муниципальная власть» и др.

  10. http://www.urbaneconomics.ru/ - официальный сайт Института экономики города




1 Общие требования и рекомендации по оформлению рефератов, курсовых и выпускных квалификационных работ размещены на сайте факультета управления в разделе «Студентам» // http://www.csu.ru

1 в соответствии с Указом Президента РФ № 607 от 28 апреля 2008 года «Об оценке эффективности деятельности ОМСУ городских округов и муниципальных районов» и распоряжением Правительства РФ № 1313-р от 11 сентября 2008 года

1 Социально-экономическая обстановка в г. Челябинске и Челябинской области. Сборник социологических исследований. Челябинск, НТЦ НИОГР.


Скачать, 363.24kb.
Поиск по сайту:

Добавить текст на свой сайт


База данных защищена авторским правом ©ДуГендокс 2000-2014
При копировании материала укажите ссылку
наши контакты
DoGendocs.ru
Рейтинг@Mail.ru
Разработка сайта — Веб студия Адаманов