Загрузка...
Категории:

Загрузка...

Министерство внутренних дел Российской Федерации Юридический Университет

Загрузка...
Поиск по сайту:


Скачать 342.49 Kb.
Дата28.03.2012
Размер342.49 Kb.
ТипКурсовая
Содержание
2. Понятие и предмет тгп.
3. Методология тгп
Диалектико-материалистический метод
Конкретно-социологический метод
Сравнительно-правовой метод
Формально-юридический метод
4.Функции теории государства и права
Онтологическая функция
Гносеологическая функция
Эвристическая функция
Методологическая функция
Политико-управленческая функция
Идеологическая функция
Практически-организаторская функция
Прогностическая функция
Познавательная функция
Учебная функция
Значение для теории
Значение для практики
Значение для изучающих данную дисциплину
...
Полное содержание
Подобный материал:




Министерство внутренних дел Российской Федерации

Юридический Университет

Смоленский филиал

Кафедра государственно-правовых дисциплин

Курсовая работа

По теории государства и права

На тему - №1

«Теория государства и права как наука»


Подготовила: слушатель 111 группы Аверьянова Евгения Викторовна

Проверил: начальник кафедры государственно-правовых дисциплин, полковник милиции Уваров Игорь Артурович


Смоленск 2004


СОДЕРЖАНИЕ:


  1. Введение;

  2. Понятие и предмет теории государства и права;

  3. Методология государства и права;

  4. Функции теории государства и права;

  5. Теория государства и права в системе юридических и гуманитарных наук;

  6. Заключение;

Список литературы.


1. ВВЕДЕНИЕ


Теория государства и права существует и развивается как один из важнейших компонентов сложной и целостной системы знаний об обществе. Знание предмета теории государства и права позволяет оценить ее место в системе общественных наук. Между общественными, естественными и точными (техническими) науками существует тесное взаимодействие. Без взаимодействия и кооперации наук невозможно эффективно и рационально использовать материальные, трудовые и финансовые ресурсы, выбрать наиболее целесообразный путь технологического прогресса, интенсификации общественного развития. В свою очередь, на стыке различных наук плодотворными оказываются исследования как фундаментального, так и прикладного характера.

Случаются в жизни такие крутые повороты - они бывали в истории многих стран, - когда именно общественные науки (государствоведение, правоведение, экономика, политология, социология, социальная психология, история, этнография, этика и др.) должны показать выход из тупика этнических, религиозных, национальных конфликтов. Без цивилизованного решения межгосударственных осложнений трудно получить простор естественным и техническим наукам.

Принятый курс на формирование основ правового общества и государства не может быть ограничен областью чисто юридических представлений. Коренной вопрос общественной жизни - вопрос о государстве, о праве. Право регулирует общественные отношения в самых различных областях человеческой деятельности, самых различных субъектов права, по самым различным фактическим основаниям, в самых различных обстоятельствах.

Тем не менее, при всём обилии и разнообразии литературы по теории государства и права, для защиты курсовой я выбрала авторов, работы которых отличаются актуальностью и современностью.

Цель, поставленная мной в работе, состоит в том, чтобы показать, как важна данная наука для нашего общества, для развития и укрепления российской государственности, признания бесспорного приоритета прав, свобод человека и гражданина.

Теория государства и права отвечает на вопросы, выдвигаемые самой жизнью: о принципе разделения властей и его последовательной реализации, о становлении современной рыночной экономики, гражданского общества и правового государства, об изменении общественного и индивидуального сознания в современных условиях, ряд других – столь же важных и актуальных для нашего Отечества, его настоящего и будущего.

Все эти проблемы рассматриваются и излагаются в работах Матузовой Н. И., Коваленко А. И., Хропанюк В.Н. на уровне современной науки, свободной от идеологической апологетики, предвзятости, закостенелых догм. Вместе с тем, сохраняя достижения нашего отечественного правоведения.

Хотелось бы добавить, что теория государства и права, как наука, играет огромную роль в изучении юридических дисциплин, так как она рассматривает такие вопросы, как отрасли права, законодательство и его система, кодификация, юридическая техника и многие другие, без усвоения которых последующая работа над конституционным правом, уголовным, трудовым и иными отраслями окажется тяжелой и малопродуктивной.


^ 2. ПОНЯТИЕ И ПРЕДМЕТ ТГП.


Термин «теория» - греческого происхождения и в переводе означает «рассмотрение», «исследование».

В настоящее время он имеет два основных значения. В широком смысле это форма научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существующих связях действительности. Теоретическое знание с этой точки – это вообще любое научное систематическое, глубокое знание, противопоставленное и знанию обыденному, поверхностному и практике как деятельности человека.

При определении понятия рассматриваемой науки должно быть учтено все то, что характеризует не только ее предмет, но и свойственные ей особые формы применения марксистско-ленинского философского метода научного исследования.

В результате теория государства и права может быть определена как наука, изучающая сущность и закономерности государства и права в целом, в конкретных формах проявления последних, в их исторической, экономической и классовой обусловленности.

Выдвигая предложенное определение, мы учитывали недостатки ряда учебников и учебных пособий по теории государства и права, состоящие в том, что они зачастую не развивают применительно к задачам этой науки положения и законы исторического материализма, а лишь дословно воспроизводят их. Что же касается конкретно-правового материала, то, к сожалению, тоже нередки случаи, когда в_ значительной мере повторяется то, что изложено в курсах истории государства и права, истории политических учений, государственного, гражданского или уголовного права. Подход к данной науке как общей по отношению к другим юридическим дисциплинам и в то же время как к науке правового характера ставит ее в такое положение, когда она обязана формулировать определения и давать понятия, действительно общие для всех без исключения конкретных отраслей юридических знаний, не повторяя выводов и не дублируя материалов ни одной из них в отдельности. Это позволит теории государства и права более четко определить свое место и роль в системе советской юридической науки.

Вместе с тем, определение понятия любой науки должно быть максимально кратким. Оно призвано выразить ее существо, а не перечень изучаемых ею вопросов. Этим определение и отличается от простого описания. Между тем с такими описательными определениями иногда приходится встречаться в нашей правовой литературе.

Например, по мнению Д. А. Керимова, в определении предмета теории государства и права должно быть отражено, что «эта наука основана на диалектическом и историческом материализме; она изучает государство и право, как основную, главную часть надстройки классового общества, и особое внимание акцентирует на особенностях возникновения, развития, отмирания при полной победе коммунизма социалистического типа государства и права как главных орудий построения социалистического и коммунистического общества; на основе исторического материализма, данных отдельных, отраслевых юридических дисциплин и изучения общих закономерностей развития государственно-правовых явлений эта наука вырабатывает общие принципиальные и руководящие положения, понятия и определения по коренным вопросам юридической науки в целом»1.

Каждая наука ставит перед собой цель получить объективные, достоверные и систематизированные данные об окружающей действительности. С точки зрения предмета изучения все науки делятся на две большие группы - естественные и общественные. Так, общественные науки изучают процессы, протекающие в человеческом обществе. В свою очередь общественные науки в зависимости опять таки от конкретного предмета делятся на разные отрасли знаний - социологию, психологию, политологию и т.д. К общественным наукам относятся и те, предметом которых являются государственно-правовые институты и их функционирование. Такие науки называются юридическими.

Юридические науки имеют свою сложную внутреннюю структуру, организованную в зависимости от предмета изучения. Эта структура в целом выглядит следующим образом:

1. Общетеоретические и исторические юридические науки. К ним относятся - теория государства и права, история государства и права, история политических и правовых учений. Они выступают в качестве методологических по отношению к другим юридическим наукам.
2. Отраслевые юридические науки. Это - науки конституционного, гражданского, уголовного, трудового, административного права и т.д. Они изучают нормы материального права по отраслям.

3. Науки, изучающие структуру, организацию и порядок деятельности государственных органов - суд, прокуратуру и т.д.

4. Науки, изучающие международное право - международное публичное право, международное частное право, право международных договоров и т.д.

5. Прикладные юридические науки - судебная статистика, судебная медицина, судебная психиатрия, криминалистика и криминология и т.д.

Не следует смешивать название предмета науки и название самой науки. Так, конституционное право - это отрасль права, а изучает ее наука конституционного права. При этом, в каждой стране существует своя совокупность юридических наук. Поэтому правильно использовать, например, такие термины - "российская наука конституционного права", "американская наука конституционного права" и т.д. В принципе, предмет науки составляет то, что она изучает. Предметом общей теории права и государства, как это вытекает уже из наименования данной отрасли науки, являются правовые и государственные явления, закономерности их возникновения, развития и конечных судеб. В предмет данной науки и, соответственно, учебной дисциплины, очевидно, должны входить объективные социальные закономерности, определяющие особые свойства, черты, признаки права и государства, их взаимосвязь и взаимодействие, их задачи и роль по отношению к другим явлениям общественной жизни. Предмет составляют правовые и государственно-властные отношения, государственные и правовые явления, категории и понятия, которые позволяют познать сущность, содержание и формы права и государства, совершенствовать их служебную роль в обществе, их управленческие, регулятивные и охранительные функции, наконец, использовать право и государство в целях реформирования экономических основ общественной жизни, преобразования общественно-политических процессов, ориентиров и ценностей. Это такие сложные правовые категории, как, например, правоотношения и реализация права, правопорядок и законность, правовые системы и формы права и т.п.

То же относится и к категориям и понятиям государствоведения, таким, как формы правления и формы государственного устройства, политический (государственный) режим и государственный аппарат. Наиболее объемные и богатые по содержанию категории, наиболее сложный понятийный аппарат из всех областей научного знания, составляющий правоведение, принадлежат теории государства и права. Расположенные в определенном логическом порядке, скрепленные причинно-следственной связью, общими принципами и закономерностями, они, собственно, и образуют структурно-логическую конструкцию, системное «здание» научно-теоретических знаний о праве, государстве, правовой культуре.

Наконец, в предмет теории права и государства входят не только реальные государственно-правовые отношения, процессы, явления и категории, но и представления людей на этот счет. В предмет теории права и государства включена та часть общественного сознания, которая связана с правом, опосредуется им. Право, государственная власть, законодательство, правовые отношения существуют и строятся существенным образом в соответствии с определенными представлениями людей, связаны с их сознанием, психологией, идеологией. Теорию права и государства при этом интересует не только правосознание общества в целом, но и правосознание групповое, индивидуальное, а в особенности профессиональное правосознание должностных лиц, представителей власти, юристов-практиков, правоведов.

Поскольку государство и право - специфические общественные явления, то у них есть свои специфические закономерности (присущи лишь государству и праву) их и изучает теория государства и права. Предмет теории государства и права это и вопросы, характеризующие государство с точки зрения их формы, функций, механизма проявления; основные понятия; правосознание, явления, отношения, закономерности. Предмет теории государства и права это динамичная категория, и в связи с этим, некоторые учёные предлагают разделить теорию государства права (выделить из теории государства и права), отдельные науки типа: теория государства, теория права, социология права, философия государства и права, и т.д. Необходимо также заметить, что предмет теории государства и права постоянно эволюционирует. Не сама наука определяет предмет своего исследования, а социально-политическая действительность диктует ей то, что необходимо исследовать и как нужно исследовать. Явления государства и права всегда рассматривались в науке теории государства и права с учетом определенных идеологических установок (пусть даже неофициальных) и с конкретной политической позиции. Так, например, в советский период в науке теории государства и права государство и право рассматривались с марксистско-ленинской концепции, существовали такие понятия как «государство диктатуры пролетариата», «государство всеобщего благоденствия» и т.д. В настоящее же время на первый план выдвигаются концепции правового и социального государства с признанием принципа закрепления естественных прав и свобод граждан как основополагающего и начального.

Таким образом, предметом общей теории права и государства выступают право и государство как явления общественной жизни, закономерности их возникновения, функционирования, их классово-политическая и общечеловеческая сущность, содержание и формы, юридические отношения и связи, особенности правового сознания и правовой культуры.

В последние годы в нашей периодической печати и научной литературе под предлогом борьбы с тоталитаризмом предпринимались попытки принизить роль и значение государства в жизни современного общества, высказывались сомнительные идеи о «малопригодности» самого понятия государства. Однако мировой опыт показывает, что такой социально-политический институт, чье ослабление незамедлительно и негативно влияет на правопорядок, увеличивает разряженность правового пространства.

Особое место в нашей науке должно занимать учение о российской государственности, ее исторических, национально-культурных корнях и традициях, о настоящем и будущем российского государства и права.


^ 3. МЕТОДОЛОГИЯ ТГП


Если предмет теории показывает, что изучает данная наука, то ее метод отвечает на вопрос, как изучается государство и право. Метод науки - это способы изучения реальной действительности, общие исходные принципы, на которых базируется данная наука. Методология - совокупность методов, применяемых в науке. Метод теории государства и права - совокупность приёмов и способов, с помощью которых изучается право и государство. Методология очень важна в любой науке, и каждая наука стремится совершенствовать свою методологию, к примеру, возьмём микроскоп - сначала обычная лупа, затем микроскоп, лазерный микроскоп, и каждый шаг позволял всё глубже проникать в таинства природы. Методология теории государства и права - это применение совокупности определенных теоретических принципов, логических приемов и специальных способов исследования основных общих закономерностей возникновения и развития государственно-правовых явлений. Важнейшими принципами (подходами) общетеоретического исследования государства и права являются следующие:

  1. Историзм. Исторический подход требует рассмотрения государственных и правовых явлений в развитии, в их исторической взаимосвязи. Исследуя государство и право, теория должна установить причины их происхождения, проследить основные этапы развития и с этой точки зрения дать научную оценку современного государства и права.

  2. Объективность. Принцип объективности означает истинное отражение государственно-правовой действительности в научном знании, воспроизведение ее такой, какой она существует реально. Теория дает определение общих понятий о государстве и праве, вскрывает их сущность, формулирует общие закономерности их функционирования, в которых отражаются объективная действительность, реальные явления общественной жизни.

  3. Конкретность. Данный принцип требует от теории государства и права точного учета всех условий, в которых находится объект познания, выделения главных, существенных свойств, связей и тенденций его развития. Именно практика в конечном итоге подтверждает истинность или неистинность научного знания. Истинность выдвигаемого наукой знания доказывается в полной мере только тогда, когда ей удается найти, воспроизвести (смоделировать) и создать явление, соответствующее этому знанию.

4. Плюрализм. Речь идет о многоаспектности в исследовании государства и права. Если наука концентрирует свое внимание только на одних сторонах или свойствах явления и пренебрегает другими, как несущественными, побочными, она неизбежно приходит в тупик. Плюрализм научного познания означает одновременно и его универсальность, ибо при этом учитываются не только противоречивые взгляды на одно и то же государственное или правовое явление, но и неодинаковые представления об их происхождении, сущности, социальной направленности, структуре, перспективах развития. Благодаря плюралистическому подходу к познанию общих закономерностей государства и права теория создает наиболее оптимальную систему знаний, в которой отражаются объективные данные о реальной действительности. Например, научные представления о том, что государство возникло преимущественно в результате экономических изменений в обществе, лишь частично объясняют причины его образования. Для понимания общих закономерностей его возникновения необходимо учитывать представления органической, естественно-правовой, психологической концепций, в том числе и теории насилия. Однолинейный подход к изучению государства и приводит к неполным, односторонним выводам, которые не могут объяснить действительную сущность этих явлений и определить их практическое значение в жизни общества.

Методология теории государства и права складывается из 3-х составляющих:

  1. Философские (общие) методы - охватывают всю область научного познания и используются всеми науками без исключения.

  2. Общенаучные методы - применяемые на отдельных стадиях научного познания.

  3. Частнонаучные методы - используются лишь в рамках определённой науки.

Философские (общие) методы тесно связаны с другими науками. Философские методы определяют подход к изучению государства и права в целом:

  1. ^ Диалектико-материалистический метод - предполагает первичность экономического, и вторичность политического и правового. Явления изучаются в развитии, динамике. Основан на использовании диалектических законов: единства и борьбы противоположностей; закон перехода количества в качество; отрицание отрицания. В итоге => мир познаваем.

  2. Идеализм - связывают существование государства и права либо с объективным разумом (объективные идеалисты), либо с сознанием человека, его переживаниями, субъективными и осознанными усилиями (субъективные идеалисты). Не внешние факторы определяют развитие государства и права, а внутреннее духовное начало. В итоге => мир непознаваем. В 20-ом веке появляются подвиды идеализма:

  3. Прагматизм - понятие научной истины неуловимо, истинна всё то, что приносит успех.

  4. Интуитивизм - исследователь может действовать лишь под влиянием внутреннего вдохновенья.

  5. Аксиологический метод - анализ государства и права, как специальных ценностей, которые регулируют поведение отдельных личностей.

Для познания и объяснения основных закономерностей государственно-правовых явлений теория широко использует логические приемы, посредством которых теоретические принципы исследования переводятся в плоскость реальности, становятся работающей теорией. При выработке научных понятий о государстве и праве применяются разнообразные логические приемы: анализ и синтез, индукция и дедукция, метод аналогии, гипотезы и другие. Это те рабочие механизмы, которые доказывают и проверяют истинность и объективность теории:

  1. Анализ. Как прием научного мышления выявляет структуру государства и права, фиксирует их составные элементы, устанавливает характер взаимосвязи между ними. Важным средством логического анализа государственно-правовой надстройки является метод формализации. Он дает возможность установить логические связи и отношения между исходными, определяющими ее элементами, отвлекаясь от второстепенных свойств и признаков государства и права. Формализация позволяет систематизировать, уточнить и методологически обосновать содержание теории государства и права, выяснить характер взаимосвязи ее различных положений, выявить и сформулировать еще не решенные проблемы.

  2. Синтез. Как прием научного познания используется теорией государства и права для обобщения тех данных, которые получены в результате анализа различных свойств и признаков изучаемых явлений. Синтезируя аналитические знания отдельных элементов государства и права, мы получаем представление о государстве и праве в целом.

  3. Индукция. Такой логический прием заключается в изначальном познании отдельных (или первичных) сторон или свойств государства и права, на основе которого затем даются обобщения различного уровня. Например, выявив признаки государственного органа, исследователь может сделать объективный вывод о том, что такое орган государства. Сформулировав понятие органа государства, он идет дальше и делает новый, более обобщенный вывод о том, что такое механизм государства (совокупность государственных органов).

  4. Дедукция. Посредством логических умозаключений от общего к частному, от общих суждений к частным или другим общим выводам познаются общие закономерности и свойства государства и права. Затем, постепенно расчленяя их на определенные группы, единичные образования, им дается научная оценка (определение). Процесс исследования протекает здесь в обратном порядке, характерном для индуктивного метода. Так, познание права можно начинать с изучения его общих признаков и общесистемного строения, затем обратиться к анализу отрасли права как наиболее крупного структурного подразделения системы права, после чего выявить существенные признаки и свойства подотраслей и институтов права и, наконец, завершить этот процесс исследованием правовой нормы (первичного элемента всей системы права) и ее структуры.

  5. Гипотеза - это научное предположение, выдвигаемое для объяснения какого-либо явления, требующее проверки на опыте и теоретического обоснования для того, чтобы стать научной теорией. По выражению Канта, гипотеза - это не мечта, а мнение о действительном положении вещей, выработанное под строгим надзором разума. Теория государства и права не только констатирует достигнутое, познанное наукой. Ее задача состоит в том, чтобы перейти на основе имеющихся фактов от незнания к знанию, выявить более глубинные закономерности государства и права, их определенные стороны и тенденции развития.

Общие категории науки отнюдь не перечеркивают частных методов, а, наоборот, предполагают их. Специальные и частные методы в познании права и государства состоят в применении таких познавательных средств, которые пригодны лишь для изучения отдельных сторон, ограниченных и специфических областей государственно-правовой реальности. Но частнонаучными рассматриваемые ниже методы называются весьма условно, поскольку они имеют применение во многих науках, причем не только в гуманитарных. Это название подчеркивает не столько вообще частный характер разнообразных способов научного освоения действительности, сколько характеризует отношение последних к методологической основе, к так называемым общенаучным методам, к диалектико-материалистическому подходу. Существуют и иные классификации методов. Популярным, в частности, является их деление на всеобщий диалектико-материалистический метод, методы, общие для наук, но специальные по отношению ко всеобщему, и частноправовые методы2. Не имея в виду дать исчерпывающую классификацию частнонаучных методов, укажем на такие методы, как, например, конкретно-социологический, сравнительно-правовой, формально-юридический, метод правового моделирования или использования судебной и административной статистики. Вот их краткие характеристики:

  1. ^ Конкретно-социологический метод может быть эффективно использован при изучении различных сфер деятельности правовых и государственно-политических институтов, результативности принимаемых ими решений, а также своевременности и надежности правового регулирования или правовой охраны. Данный метод позволяет не только глубоко, с учетом запросов общественной практики, подойти к решению многих традиционных государственно-правовых вопросов, но и поставить ряд новых проблем. Дело в том, что для процесса перехода к рынку недостаточно лишь определить общие положения, принципы, особенности и тенденции развития права и государства. Необходимо знать, как именно действуют эти факторы в реальных отношениях, как обеспечить результативное функционирование государственно-правовой системы в целом и в рамках системы каждого из составляющих ее элементов.

Целый ряд приемов, таких, как наблюдение, анкетирование, интервьюирование, эксперимент и т.п., используется в рамках конкретно-социологического метода для поиска оптимальных вариантов правовых решений, разработки обоснованных прогнозов в области проведения социально-правовых реформ, в области контроля над преступностью, включая ее организованные и наиболее опасные формы. Метод требует, чтобы предлагаемые научные рекомендации основывались на обстоятельном изучении и учете всех социальных факторов, будь они благоприятными, положительными или отрицательными, препятствующими развитию, конкретно и всесторонне оценивали действенность, социальную значимость и последствия решений в области права и государства.

  1. ^ Сравнительно-правовой метод имеет большое значение в методологии государствоведения и правоведения. Реформирование и совершенствование государственно-политической и правовой практики невозможно без сопоставления сходных объектов пoзнания, существующих одновременно или разделенных известным периодом времени. Сравнению могут быть подвергнуты государства или правовые системы различных исторических типов, различных стран и континентов, одной и той же страны на разных этапах ее существования, при этом для поиска истины необходимо анализировать количественные и качественные стороны объекта, теоретические и эмпирические его характеристики. Широкое внедрение конкретно-социологического метода исследований в государственно-правовую теорию может привести и приводит к появлению новых научных дисциплин, если в ходе таких исследований изучается определенная совокупность относительно самостоятельных закономерностей государственно-правовой сферы, не входящих непосредственно в предмет традиционных юридических наук.

  2. ^ Формально-юридический метод является традиционным, свойственным юридической науке, выходящим из ее природы. Уже в период средневековья сложились целые школы и направления (глоссаторы, постглоссаторы), развивавшие приемы толкования правовых норм и формального анализа действовавшего законодательства. Формально-юридическое рассмотрение государственно-правовых явлений в советской правовой науке не пользовалось особым расположением (известное: формально правильно, по существу издевательство), хотя для практики такой подход и был характерным. Недооценка, пренебрежительное отношение к указанному методу необоснованны: fonna legatis - fonna esseentialis - юридическая форма есть существенная форма, считали древние. Формализм - неотъемлемое свойство права, формальный подход генетически выделил право из синкретического единства социальных регуляторов древности.

Формальный метод составляет обязательную, необходимую ступень в научном познании права и государства, ибо помогает описать, обобщить, классифицировать, систематизировать, передать полученное знание ясным, вполне определенным образом. Элементы формально-юридического метода можно обнаружить в других способах изучения права и государства, особенно таких формализованных, как правовое моделирование, математический или статистический и др. методы.

  1. Анализ государственно-правовых объектов как сложных систем, противоречивых по характеру и многообразию протекающих в них процессов, требует применения целого комплекса «пакета» методов, в том числе и тех, которые успешно применяются в других областях современного знания. Одним из таких методов выступает правовое моделирование, исходящее из идеи подобия, из предположения, что между различными объектами могут устанавливаться взаимно однозначные соответствия, так что, зная характеристики одного из них (модели), можно с достаточной определенностью судить о другом (об оригинале).

Усложнение и расширение предмета исследования, новые запросы практики вынуждают обращаться ко всем точным, надежным и строгим методам исследования, к которым относятся математические, математико-статистические, кибернетические и др. методики. Логико-математические и статистические методы являются достижением научно-технической революции, связаны с наличием в любых, включая право, государство, системах определенных статистических закономерностей, количественных показателей. Эти методы доказали свою эффективность в конкретных исследованиях права и государства, но вызывают необходимость использования машинной техники, ускоряющей обработку трудоемкого и разнообразного количественного материала. Математическая вооруженность предполагает высокий уровень теоретических (логических) и исторических исследований государственно-правовых явлений и процессов, существенно дополняя, но не подменяя последние.

Итак, выбор конкретного метода, его приоритетное использование находятся в зависимости от предмета и задач исследования. Чаще всего системный метод позволяет изучать право, государство, политику как комплексный процесс, выявлять на общем фоне развития те или иные проявления, проследить их причинно-следственные связи. Взятый абстрактно, безотносительно к предмету, метод исследования едва ли принесет приращение знаний, но при умелом его выборе и использовании метод может рационализировать познавательную деятельность теоретика, обеспечить ее научную корректность и практическую результативность, он позволяет систематизировать и оценить накопленные фактические данные, сделать прогноз на будущее.


^ 4.ФУНКЦИИ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА


Как и любая наука теория государства и права выполняет определенные функции, характеризующие ее теоретическое и практическое значение для прогрессивного преобразования общественной жизни. Наиболее полно этот вопрос рассмотрен в работе В. М. Корельского и В. Д. Перевалова «Теория государства и права»3

1. ^ Онтологическая функция – первая и отправная. Онтология – учение о бытии, в котором исследуются основы, принципы бытия, его структура, закономерности. Выполняя онтологическую функцию, теория государства и права отвечает на вопросы, что есть государство и право, как и почему они возникли, что они представляют собой в настоящее время, какова их судьба и т.д.

2. ^ Гносеологическая функция. Гносеология, или теория познания, нацелена на изучение природы познания, его отношения к реальности и т.д. теория государства и права, вырабатывая теоретические конструкции и приемы, тем самым способствует развитию правового познания.

3. ^ Эвристическая функция. Эвристика – это искусство нахождения истины, новых открытий. Теория государства и права не ограничивается познанием и объяснением государственно-правовых явлений, а открывает новые закономерности в их развитии, в наше время, в частности, в условиях рыночной экономики.

4. ^ Методологическая функция. Будучи фундаментальной наукой, теория государства и права выполняет по отношению к отраслевым юридическим наукам методологическую функцию, задавая им определенный уровень, теоретическую и логическую целостность. Обобщая государственно-правовую практику, теория государства и права формулирует идеи и выводы, имеющие принципиальное значение для юриспруденции в целом. Её категории, принципы, идеи и выводы служат своеобразными «опорными пунктами», «несущими конструкциями» отраслевых и специальных юридических наук.

5. ^ Политико-управленческая функция. Государство и право всегда были и будут фокусом политической борьбы. Острых политических дискуссий. Термин «политика» в переводе с греческого – «искусство управления государством». Венцом политики выступает государственная власть. Вот почему партии и политические движения ведут столь активную борьбу за политическую власть. Кому принадлежит государственная власть, тот решает, по сути, все дела. Реализуется эта функция через государственное управление.

Теория государства и права призвана формировать научные основы как внутренней, так и внешней политики, обеспечивать научность государственного управления.

6. ^ Идеологическая функция. Идеология – система основополагающих (базовых) идей, понятий, взглядов, в соответствии с которыми формируется мировоззрение и жизненная позиция личности, социальных групп, общества в целом. Без базовых интегрирующих идеологических установок и мотивов ни личность, ни государство, ни общество обойтись не могут. Не случайно кризисные периоды в жизни общества обычно сопровождаются потерей идеологических ориентиров, бездуховностью и смутами. Теория государства и права аккумулирует и приводит в систему идеи о государстве и праве, создает научную основу для формирования общественной и индивидуальной политической и правовой культуры. Таким образом, она воздействует на общественную жизнь, поведение людей не только через государство и право, но и непосредственно, как важный идеологический фактор, оказывающий влияние на правосознание субъектов права и тем самым на регулирование общественной жизни в целом.

7. ^ Практически-организаторская функция теория государства и права служит научной основой функционирования государства права, вырабатывает рекомендации для решения многочисленных проблем государственно-правового строительства, особенно в современный сложный переходный период. Правда, в этом отношении наука в большом долгу перед обществом.

8. ^ Прогностическая функция. На основе признания закономерностей развития государства и права анализируемая наука выдвигает гипотезы об их будущем, истинность которых затем проверяется практикой.

Научное прогнозирование имеет большое значение для предвидения в государственно-правовой сфере, оно позволяет «заглянуть» в будущее государственности. Научно обоснованные прогнозы будят мысль, придают уверенность в действиях и тогда, когда не полностью осуществляются.

Функции теории государства и права взаимосвязаны, дополняют друг друга. Лишь взятые в единстве, в системе они дают полное представление о назначении теории государства и права.

Значительны достижения государствоведения и правоведения в прошлом, актуальны их проблемы и сегодня, важны плодотворные направления дальнейшего развития.

Другие авторы выделяют также познавательную и учебную функции:

^ Познавательная функция выражается в познании и объяснении явлений и процессов государственной и правовой жизни общества. Теория государства и права не только изучает в обобщенном виде государственно-правовую надстройку, но и объясняет объективные процессы ее развития, выявляет, какие закономерности лежат в основе этих процессов, определяет их сущность и содержание.

^ Учебная функция обеспечивает общетеоретическую подготовку студентов.

Теория государства и права выполняет указанные функции применительно к предмету исследования, опираясь как на собственные результаты, так и на данные других юридических наук. Особенность функций теории государства и права состоит в том, что они осуществляются в форме общетеоретического мышления, которое логическим путем выявляет причинные и функциональные связи государственно-правовых явлений, определяет общие закономерности их развития в освобожденном от исторических случайностей и отклонений виде.

В настоящий момент идёт переосмысление функций, появление новых, затухание старых, к примеру, не так давно прогностическая функция не играла существенной роли, так как считалось, что прогнозировать нечего (коммунизм => отмирание государства и права), теперь так уже никто не думает, и роль этой функции резко возросла.

Можно также взглянуть на функции этой науки несколько шире, и сказать о значении теории государства и права в 3-х аспектах:

  1. ^ Значение для теории - ТГП является методологической основой для всех юридических наук. Она определяет общие закономерности, на которые опираются остальные науки. Она формулирует основные понятия, которые используются другими науками, тем самым ТГП интегрирует, цементирует все юридические науки, дает возможность в необходимых случаях рассматривать их в качестве единой юридической науки.

  2. ^ Значение для практики - в том, что разработанные ей положения, выводы и предложения используются в ходе государственного и правового строительства. Например, в вопросах построения государственного аппарата, организации правотворческого процесса и правоохранительной деятельности. Ряд тем курса имеют практическое значение и содержат знания, которые обеспечивают успешную работу юриста, сотрудника правоохранительных органов, суда и т.д. Это вопросы, прежде всего - норм права, толкования, применения их, определения состава правонарушения и т.д.

  3. ^ Значение для изучающих данную дисциплину - в том, что она является основной базой для усвоения всех юридических наук. Наряду с этим она дает определенные знания, правила, умения, ценностные установки и ориентации необходимые для дальнейшей практической работы. Важно и то, что ТГП создает базу общей и правовой культуры юриста, дает возможность ориентирования в огромной массе законодательных актов, разбираться в сложных государственно-правовых явлениях, принимать законные и обоснованные решения в нестандартных ситуациях.



^

5. РОЛЬ И МЕСТО ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА В СИСТЕМЕ ГУМАНИТАРНЫХ И ЮРИДИЧЕСКИХ НАУК



Государство и право изучаются отнюдь не одной наукой, а целым комплексом общественных наук. Чтобы понять право и государство, необходимо выйти за их пределы, вскрыть культурные, социальные, политические, экономические и иные причины, которые определяют их назначение, функции и роль в обществе. Эта мысль может быть проиллюстрирована на примере государства - сложного и противоречивого явления. Разностороннюю деятельность его многочисленных органов и учреждений можно видеть в политической, хозяйственной, культурной жизни общества, в международных отношениях. Государство занимается управлением - это сфера управленческой науки; государство регулирует хозяйственную жизнь человека и общества - это дело экономики; государство проводит политический курс, сотрудничает с партиями - это политология; государство требует социологического осмысления - это социология.

Вопрос о государстве и праве, их роли и месте в жизни общества - коренной вопрос общественной жизни. Все гуманитарные науки в той или иной мере затрагивают этот вопрос, отсюда тесное взаимодействие теории государства и права с философией, экономической теорией, социологией, политологией и др. Гуманитарные науки изучают общество, человека, человеческие отношения, созданные человеком институты и учреждения, индивидуальное, групповое и общественное сознание.

Зависимость между философскими основами мировоззрения и государственно-правовыми теориями просматривается на протяжении всей их истории. Философское мировоззрение помогает более глубокому усвоению теории государства и права как учебной дисциплины. Диалектическое миропонимание открывает путь к осознанию внутренней противоречивости государства и права , их многостороннего воздействия на общественные процессы. Философия – наука о всеобщих закономерностях природы, общества и мышления, система знаний об общих принципах бытия и сознания, об отношении человека к окружающему миру. Теория государства и права имеет с этой наукой, пожалуй, самые глубокие и прочные связи. Творческое использование вершинных достижений философского знания во многом обусловливает общенаучный уровень учения о государстве и праве, которое в свою очередь вооружает философию богатым материалом, позволяющим формулировать общие принципы развития свободы и социального прогресса.

В нашей стране проблемы соотношения экономики и государственно-правового управления (регулирования) приобрели в последние годы особую остроту и актуальность. Наука о государстве и праве исходит из следующего тезиса: объективная экономическая обусловленность государственно-правовых явлений выражается прежде всего в том, что каждый способ производства функционирует тем успешнее, чем больше простора ему дают государственно-правовые механизмы. Государство и право, возникая в ответ на экономические потребности, сами выступают важнейшим фактором эффективного функционирования и даже формирования соответствующих общественных отношений. Экономические науки изучают способы производства материальных благ, формы собственности, хозяйственную жизнь человека и общества, существующие в нем распределительные отношения и т.п., раскрывают влияние экономического базиса на социальные и политические институты. Государство и право сопряжены с экономическими отношениями непосредственнее, теснее, чем другие части общественной надстройки. Именно в них находят концентрированное выражение социально-экономические потребности и интересы.

Главное назначение политологии – изучение политики, политических институтов, систем и процессов. Государство и право неотделимы от политики и политической жизни общества. Политическая (государственная) власть представляет собой венец политики, служит основой порядка в обществе. С политической властью прямо или косвенно сопряжены все политические партии и другие политические институты, следовательно, все они активно взаимодействуют с государством и правом.

Опираясь на достижения социологии, на конкретные социологические исследования, наука о государстве и праве может успешно решать проблемы повышения социальной эффективности норм права, способов и гарантий совершенствования государственного аппарата. Социология – одна из гуманитарных наук, занимающаяся проблемами управления социальной жизнью и функционирования социальных систем. Поэтому она связана с управлением, осуществляемым посредством государства и права.

Теория государства и права, исследующая специфические формы и методы воздействия на поведение людей, не может не интересоваться социально-психологическими особенностями общественной жизни. Более того, изучение формирования всех видов и уровней правосознания, правотворчества, содержания права, эффективности его воздействия на сознание, волю и поведение людей невозможно без учета достижений социальной психологии. Социальная психология призвана помочь науке о государстве и праве устанавливать наиболее типичные последствия деятельности государственных и правовых институтов.

Обогащение государствоведения и правоведения новейшими достижениями всех гуманитарных наук поможет им раскрыть природу, сущность и закономерности движения своего предмета, избрать верные, гуманистически направленные познавательные ориентиры, больше приблизиться к потребностям практики.

Теория государства и права тесно связана со специальными юридическими дисциплинами (теория государства входит в систему юридических наук, объединенных общим понятием – юриспруденция), а также с наукой истории государства и права. Сложность, многогранность, динамизм государства и права приводят к тому, что отдельные их стороны, аспекты изучаются многими юридическим науками. Действительно, для того, чтобы иметь возможность изучать конкретные формы действия государства и права в отдельных областях общественной жизни или на различных этапах исторического развития, нужно знать то, что характерно для деятельности государства, а также для выражения и осуществления правовых норм вообще. Поэтому исследование конкретных юридических проблем в отдельных правовых науках должно опираться на общие выводы, сформулированные в теории государства и права. В то же время для той степени обобщений, которая достигается в теории и распространяется на государство и право в целом, необходимо пройти через этап менее широких обобщений, ограничивающихся такими формами действия государства и права, которые проявляются лишь в отдельных областях общественной жизни или в различные периоды истории человеческого общества и исследуются в специальных правовых дисциплинах и в государственно-исторической науке. Поэтому обобщения науки теории государства и права должны строиться на использовании выводов, сформулированных в этих науках.

Государство и право - явление сложное и многогранное, имеющее непосредственное отношение к различным сторонам общественной жизни. Изучить их в рамках одной науки невозможно. Поэтому неизбежна специализация научных знаний о различных областях государственной и правовой жизни общества. Систему юридических дисциплин можно подразделить на следующие группы:

1) Историко-теоретические науки (теория государства и права, история государства и права, история политических и правовых учений);

2) Отраслевые науки (конституционное право и т.д.);

3) Прикладные науки (криминалистика, судебная статистика, судебная медицина и др.); особое место занимает наука международного права .

Как же соотносятся теория государства и права и исторические государственно-правовые науки? Общность теории государства и права и историко-теоретических наук состоит в том, что они рассматривают государство и право в целом; изучают все ранее существовавшие типы государства и права; исследуют причины возникновения государства и права и закономерности их развития. Различие теории и истории государства и права выражается в том, что история изучает процесс исторического развития государственных и правовых форм жизни конкретных стран в хронологическом порядке. Теория же изучает исторический процесс развития государства и права в обобщенном виде, дает теоретическое обобщение этих процессов (закономерностей происхождения государства и права, механизма правового регулирования и т.д.). Взаимодействие теории государства и права и исторических юридических наук проявляется, с одной стороны, в том, что глубокое изучение и обобщение исторического материала необходимо для более полного и всестороннего исследования общетеоретических государственно-правовых проблем и определения закономерностей исторического развития государства и права. С другой стороны, теория государства и права использует выводы и достижения исторических наук, исторический материал как опорные, базовые.

Отраслевые юридические науки исследуют только части механизма государства, его определенные органы (представительные, исполнительные, судебные), отдельные группы правовых норм (отрасли права), концентрируя внимание на изучении их структуры и функций, анализируют особенности правового регулирования конкретного вида общественных отношений. Так, например наука административного права изучает правовые формы исполнительно-распорядительной деятельности органов государственной власти; наука трудового права исследует правовое регулирование общественных отношений, возникающих в процессе трудовой деятельности рабочих и служащих.

Теория государства и права не подменяет и не растворяется в теории отраслевых юридических наук. Каждая отраслевая юридическая наука исследует закономерности и особенности собственного предмета. По отношению к отраслевым наукам теория государства и права выступает как общеправовая наука. Значение теории государства и права для наук, изучающих отрасли права, выражается, прежде всего, в том, что она является методологической, базовой наукой в системе юридических наук. Ее выводы, общетеоретические положения являются основой для решений специальных вопросов отраслевых наук. Вырабатывая свою отраслевую теорию, эти юридические науки исходят из методологических положений теории государства и права.

Существенно заметить также, что углубление обратной связи между теорией государства и права с частными или структурными юридическими науками ведет к возрастанию роли последних не только в специально-профессиональной, но и в общетеоретической подготовке студентов.

Особенно тесно соприкасается теория государства и права с политологией, изучающей политику и политические системы современного мира. Основываясь на политологических данных о политической системе общества, теория государства и права рассматривает ее с точки зрения места и роли в ней государства, характерных черт и особенностей, отличающих его от партий, общественных организаций и других звеньев политической системы, правовых форм возникновения и деятельности государства.

В свою очередь политология использует положения и выводы теории государства и права по вопросам понимания политической власти и государства, функций и механизма государства, форм государственного правления и национально-государственного устройства, политического режима, законности и правопорядка и т.д.

Учитывая значимость и место, которое занимают проблемы государства – главного структурного звена политики – в теории государства и права, следует признать обоснованной высказанную в специальной литературе мысль о том, что «данную область юриспруденции можно рассматривать как политико-юридическую науку»4.

Теория государства и права одновременно является и "обслуживающей" наукой, поскольку она формулирует исходные понятие о государстве и праве и тем самым обеспечивает отраслевые юридические науки необходимой общетеоретической базой для выработки ими собственной теории, отраслевого научного понятийного аппарата. Общие понятия государства, права, нормы права, правоотношения, юридической ответственности лежат в основе конституционного, административного, гражданского, уголовного, семейного права и других отраслевых наук.

Между теорией государства и права и отраслевыми юридическими науками существует двусторонняя связь, тесное взаимодействие. По отношению к ним теория государства и права выступает как обобщающая, синтезирующая наука. Во-первых, она изучает государство и право в целом, выясняет общие закономерности их возникновения, развития и функционирования. Предмет же любой отраслевой науки задан границами определенных общественных отношений, рамками соответствующей отрасли права. Во-вторых, теория государства и права исследует общие для всех отраслевых наук вопросы. В-третьих, она играет методологическую роль в юриспруденции. Без ее выводов, научных категорий отраслевые науки обойтись не могут.

Отраслевые науки в свою очередь имеют большое значение для теории государства и права. Они питают ее фактическим материалом. Выводы и данные отраслевых юридических наук служат важнейшей предпосылкой более глубоких теоретических обобщений, дальнейшего развития теории государства и права в целом.

Значительно меньше теория государства и права взаимосвязана с прикладными науками. Это обусловлено тем, что последние не в полной мере относятся к юридическим наукам, поскольку включают в свое содержание данные естественных, технических и других наук.


6. ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Теория государства и права существует и развивается как один из важнейших компонентов сложной и целостной системы знаний об обществе. Все гуманитарные науки в той или иной мере затрагивают этот вопрос, отсюда тесное взаимодействие теории государства и права с философией, экономической теорией, социологией, политологией и др. науками. Систему юридических дисциплин можно подразделить на следующие группы:

1) Историко-теоретические науки (теория государства и права, история государства и права, история политических и правовых учений);

2) Отраслевые науки (конституционное право и т.д.);

3) Прикладные науки (криминалистика, судебная статистика, судебная медицина и др.); особое место занимает наука международного права.

Следует различать теорию государства и права как науку и учебную дисциплину. Во-первых, теория государства и права – учебная дисциплина полностью базируется на теории государства и права – науке. Поэтому чем масштабнее научные достижения, тем содержательнее и полнее соответствующая дисциплина. Во-вторых, различны их цели, задачи, субъекты. Так, цель учебной дисциплины – доведение до обучаемых при помощи методических приемов, учебного процесса уже добытых наукой и апробированных практикой знаний, цель науки – приращение, накопление новых сведений учеными-исследователями с использованием всего методологического арсенала. В-третьих, учебная дисциплина более субъективна, чем наука.

Как учебная дисциплина теория государства и права выполняет две основные функции: вводит студентов в юридическое образование и обеспечивает их надлежащую общетеоретическую подготовку. Первая функция реализуется, когда изучаются основы теории государства и права. Вторая функция – развитие у студентов абстрактного, аналитического мышления, формирование политической и правовой культуры.


^ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


  1. Корельский В.М, Перевалов В.Д.. Теория государства и права. М.1998г.

  2. Лазарев В.В., Липень С.В. Теория государства и права. М. 2000г.

  3. Матузова Н.И., Малько А.В.. Теория государства и права. М. 1997г

  4. Обсуждение макета учебника «Теория государства и права», «Советское государство и право» 1954 г. № 6

  5. Общая теория государства и права. Под ред. Коваленко А.И. – К, 1996г.

  6. Общая теория права. Под ред. Пиголкина А. С. М., 1996. Гл. 1.

  7. Общая теория права и государства. Под ред. Лазарева В. В. М., 1994.

  8. Теория государства и права: вводный курс под ред. Прусса В.М. - К, 1997г.

  9. Теория права и государства под ред. Лазарева В.В. - М., 1997 г.

  10. Теория государства и права. Под ред. Матузовой Н.И. – К, 1997г.

  11. Теория государства и права. Под ред. Хропанюк В.Н. – М, 1995г.

  12. Фельдман Д.И., Курдюков Г.И., Лазарев В.В. Теоретические проблемы методологии исследования государства и права. Казань, 1975.




1 Обсуждение макета учебника «Теория государства и права», «Советское государство и право» 1954 г. № 6, стр. 118—119.



2 Фельдман Д.И., Курдюков Г.И., Лазарев В.В. Теоретические проблемы методологии исследования государства и права. Казань, 1975. с.5

3 В.М. Корельский, В.Д. Перевалов. Теория государства и права. М.1998г. с.9-10.

4 Н.И. Матузова, А.В. Малько. Теория государства и права. М. 1997г.

Скачать, 48.85kb.
Поиск по сайту:

Добавить текст на свой сайт
Загрузка...


База данных защищена авторским правом ©ДуГендокс 2000-2014
При копировании материала укажите ссылку
наши контакты
DoGendocs.ru
Рейтинг@Mail.ru