Загрузка...
Категории:

Загрузка...

Рабочая программа учебной дисциплины (модуля) информационные ресурсы финно-угорского мира

Загрузка...
Поиск по сайту:


Скачать 396.02 Kb.
Дата28.03.2012
Размер396.02 Kb.
ТипРабочая программа
Содержание
Технология автоматизированных библиотечно-информационных ресурсов
Цели и задачи дисциплины
2. Место учебной дисциплины в структуре ООП
3. Требования к результатам освоения дисциплины
4. Образовательные технологии
5.1 Содержание учебной дисциплины (модуля). Объем дисциплины и виды учебных занятий
Всего часов
Аудиторные занятия (всего)
Самостоятельная работа (всего)
Другие виды самостоятельной работы
Общая трудоемкость: часы
5.2 Содержание разделов учебной дисциплины
Тема 2. Свойства информационных ресурсов
Тема 3. Документные печатные ресурсы
Тема 4. Библиографическая информация – посредник в системе документальных коммуникаций
Тема 5. Электронные информационные ресурсы
Национальная библиотека Республики Карелия
Национальная библиотека Республики Мордовия им. А.С. Пушкина
Тема 7. Основные направления создания библиографических ИР
Тема 8. Теоретические основы информационной деятельности в области текущей национальной библиографии (ТНБ)
...
Полное содержание
Подобный материал:

Министерство образования и науки Российской Федерации

ГОУВПО «Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева»

Институт национальной культуры

Кафедра библиотечно-информационных ресурсов


«УТВЕРЖДАЮ»

_______________________

_______________________

«____»____________201_г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ ФИННО-УГОРСКОГО МИРА

Направление подготовки

071900 «Библиотечно-информационная деятельность»

Профиль подготовки

^ Технология автоматизированных библиотечно-информационных ресурсов


Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр


Форма обучения

очная, заочная


г. Саранск

2011г.

1. ^ Цели и задачи дисциплины: формирование системы знаний и навыков использования методов и средств информационной теории и информационных технологий для поиска и последующего использования информации по финно-угроведению при удовлетворении разнообразных профессиональных информационных потребностей субъектов информационного рынка.


^ 2. Место учебной дисциплины в структуре ООП:

Б.3 Профессиональный цикл. Вузовский компонент.

Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям студента, необходимым для изучения дисциплины «Информационные ресурсы финно-угорского мира» соответствуют: ОК-1, ОК-2, ОК-11, ОК-13, ПК-1, ПК-5, ПК-7, ПК-20, ПК-22, ПК-25, ПК-30, .

Для курса «Информационные ресурсы финно-угорского мира» являются предшествующими следующие дисциплины «Документоведение», «Информационные технологии», «Информационные ресурсы», «Информационные сети и системы». Он должен претворять изучение курсов: «Отраслевые информационные ресурсы», «Автоматизированные библиотечно-информационные технологии», «Информационное право».


3. Требования к результатам освоения дисциплины:

^ 3. Требования к результатам освоения дисциплины

Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины:

ОК-1, ОК-2, ОК-3, ОК-7, ОК-9, ПК-4, ПК-6, ПК-27, ПК-29, ПК-30, ПК-32, РК-33, ПК-37.


В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать: состав, структуру, закономерности развития и использования информационных ресурсов финно-угорского мира; состав, структуру библиотечных информационных ресурсов финно-угорского мира; формирования справочно-поискового аппарата библиотечного фонда; свойства и признаки документного потока; возникновения и направления развития библиографической информации; состав и содержание финно-угорских Интернет-ресурсов; основные методы, способы, средства получения, хранения и переработки информации; комплекс информационных ресурсов в различных областях


Уметь: осуществлять поиск информационных ресурсов в соответствии с запросами пользователей, использовать современные информационные технологии поиска информационных ресурсов..

Владеть: методами выявления, анализа и оценки информационных ресурсов; методами информационного сопровождения профессиональной деятельности в различных областях.


^ 4. Образовательные технологии

В соответствии с требованием ФГОС ВПО по направлению подготовки реализация компетентностного подхода предусматривает широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. В рамках курса «Информационные ресурсы финно-угорского мира» предусмотрены встречи с руководителями ведущих республиканских библиотек и финно-угорского регионального центра.

Удельный вес занятий проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью программы, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин, в целом в учебном процессе они составляют 25% аудиторных занятий. Занятия лекционного типа для соответствующих групп студентов составляют 30% аудиторных занятий


^ 5.1 Содержание учебной дисциплины (модуля). Объем дисциплины и виды учебных занятий

Виды учебной работы

^ Всего часов

Семестры

III










^ Аудиторные занятия (всего)

54

54










В том числе:

-

-










Лекции

18

18










Практические занятия (ПЗ)

-

-










Семинары (С)

36

36










Лабораторные работы (ЛР)


































^ Самостоятельная работа (всего)

18

18










В том числе:

-

-










Курсовой проект (работа)

-

-










Расчетно-графические работы

-

-










Реферат

3

3










^ Другие виды самостоятельной работы
















Выполнение индивидуальных и коллективных заданий поисково-исследовательского характера

6

6










Решение учебных проблемных задач

3

3




























Вид текущего контроля успеваемости
















Вид промежуточной аттестации




зачет










^ Общая трудоемкость: часы

72













Зачетные единицы

2














^ 5.2 Содержание разделов учебной дисциплины


Лекционный курс

Раздел 1. Информационные ресурсы : состав и свойства

Тема 1. Информационные ресурсы: понятие и состав

Определение понятия информационных ресурсов. Характе­ристика состава информационных ресурсов: опубликованные и неопубликованные первичные документы; библиографиче­ская, реферативная и обзорно-аналитическая продукция; базы и банки данных; компьютерные сети. Типизация инфор­мационных ресурсов: по целевому назначению, по форме свер­тывания, по форме представления, по содержанию, по временному охвату.


^ Тема 2. Свойства информационных ресурсов

Особенности информационных ресурсов: неисчерпаемость, постоянный рост объема потока, изменчивость состава информационных ресурсов, сложность вычленения активной и пас­сивной части ресурсов, неразрывное единство элементов ин­формационных ресурсов. Их влияние на процессы формирова­ния и обеспечения доступности информации. Возможности информационных технологий в формировании и использовании информационных ресурсов. Недокументированная информация как часть социальных коммуникаций. Использование недокументированной инфор­мации (экспертного знания) для прогнозирования и развития информационных ресурсов. Библиотеки, архивы, информационные центры, научные организации, музеи, издательства и другие учреждения, обес­печивающие создание, хранение и использование информаци­онных ресурсов. Мониторинг информационных ресурсов и ин­формационных потребностей в деятельности информацион­ных учреждений.


^ Тема 3. Документные печатные ресурсы

Соотношение понятий «документный поток» и «документные массивы». История и методика их изучения. Свойства и при­знаки документного потока. Влияние типо-видовой, тематиче­ской, географической, организационно-фирменной, издатель­ской, авторской, языковой структуры документного потока на состав и структуру документного массива. Закономерности развития документного потока и их влияние на формирование документного массива. Документные массивы. Цели создания и хранения документных массивов. Принципы формирования состава и струк­туры документных массивов. Документные массивы в системе вторичных источников информации.


^ Тема 4. Библиографическая информация – посредник в системе документальных коммуникаций

Система документальных коммуникаций. Эволюция системы документальных коммуникаций. Основные ее понятия «документ», «потребитель информации», «документальные коммуникации», «система документальных коммуникаций».

Отношение «книга-читатель» - подсистема документальных коммуникаций. Основные требования для сохранения данной подсистемы, как источника возникновения библиографической информации. Дифференциация, барьеры, трудности в системе документальных коммуникаций. Три основные группы барьеров и их причин в системе документальных коммуникаций:

- объективные информационные барьеры, не зависящие от самих документов и потребителей;

- информационные барьеры, зависящие от потребителей информации;

- информационные барьеры, возникающие благодаря создателям документов и посредникам. Возникновения и направления развития библиографической информации. Ее главная особенность


^ Тема 5. Электронные информационные ресурсы

Электронные информационные ресурсы: определение классификация, по виду и физическим носителям. Определение понятия «база данных». Место баз данных структуре электронных ресурсов. Базы данных как наиболее востребованный вид современных электронных ресурсов. Классификация баз данных: по широте тематического охва­та, по профилю предоставляемой информации, по целевому назначению, по способу доступами т.д. Типизация баз данных в соответствии с предоставляемой информацией: документографические, фактографические, лек­сикографические и полнотекстовые. Этапы формирования баз данных. Документы, регламентирующие процесс формирова­ния баз данных. Сетевые ресурсы: определение, составляющие (электрон­ная почта, глобальная система телеконференций, онлайновые средства коммуникации и т.д.). История становления и развития электронных сетей. Интернет как ос­новная электронная сеть.


Раздел 2. Информационные ресурсы национальных библиотек

Тема 6. Национальные библиотеки РФ финно-угорских республик

^ Национальная библиотека Республики Карелия

http://library.karelia.ru/cgi-bin/library/index.cgi

Национальная библиотека им. С.Г. Чавайна Республики Марий Эл

http://library.mari-el.ru/

^ Национальная библиотека Республики Мордовия им. А.С. Пушкина

http://www.library.saransk.ru

 Государственная библиотека Югры (Ханты-Мансийский автономный округ)

http://okrlib.ru/


^ Тема 7. Основные направления создания библиографических ИР

Направления деятельности по созданию вторичного документального потока; создание библиографических книготорговых ИР, специальных библиографических ИР, универсальных библиографических ИР; ИР текущей национальной библиографии


^ Тема 8. Теоретические основы информационной деятельности в области текущей национальной библиографии (ТНБ)

Правовое обеспечение создания ИР по ТНБ (закон «Об обязательном экземпляре документов»). Создание национального библиографического центра, создающего ИР по ТНБ. Выбор наиболее приемлемой для каждого государства концепции создания ИР по ТНБ. Библиографическое отражение отечественного документного потока, дифференцированного по видам документов. Стандартизация информационных процессов. Использование информационных технологий для функционирования современных баз данных ИР по ТНБ.


^ Тема9. Зарубежные Национальные библиотеки финно-угорского мира

Национальная библиотека Венгрии им. Сечени

http://www.oszk.hu/index_en.htm

Национальная библиотека Финляндии

http://www.nationallibrary.fi/

Национальная библиотека Эстонии

http://www.nlib.ee/?set_lang_id=2


Раздел 3. Финно-угорские Интернет-Ресурсы

Тема 10. Информационные сайты финно-угорских регионов России и зарубежья

Информационный Центр финно-угорских народов (Эстония)
Финно-угорский культурный центр Российской Федерации
Республика Коми. Основная цель создания Финно-угорского культурного центра Российской Федерации. Информационный центр "Финноугория"

Информационный Центр финно-угорских народов (РФ). Подготовленные и реализуемые проекты. Концентрации информационных материалов из финно-угорских регионов.

Молодежная ассоциация финно-угорских народов МАФУН.

^ Тема 11. Портал «Финно-угорские библиотеки России»

Цель создания. Участники проекта. Координатор проекта. Финансовая поддержка проекта. Основные разделы портала: справочная информация о  финно-угорских  библиотеках России;  новости  финно-угорских  библиотек России; справочная информация о  финно-угорских  регионах России; коллекция гипертекстовых ссылок на профильные Интернет-ресурсы по теме портала " Финно-угорские  библиотеки России", на Интернет-ресурсы  финно-угорских  библиотек зарубежных стран.
http://fulr.karelia.ru


Тема12.Электронные библиотеки
"Этноконфессиональное пространство России" - публикации по этническим группам и конфессиям России и стран ближнего зарубежья, входивших прежде в состав Российской империи и СССР. Библиографические описания изданий, полнотекстовые цифровые копии печатных изданий, ссылки на ресурсы других сайтов (электронные аналоги научных публикаций).

"Книжные редкости Удмуртии" - цифровые копии редких и ценных изданий на русском и удмуртском языках, хранящихся в Национальной библиотеке Удмуртии и имеющих особую общественную, научную и культурную значимость для Удмуртии. Краеведческие и национальные книги конца XIX - первой трети XX вв. - иллюстрированные учебники для детей и взрослых, удмуртские сказки, тексты песен, прижизненные издания этнографов и писателей, книги по истории края.

^ Периодические издания на удмуртском языке - электронные версии периодических изданий (текущие поступления) на удмуртском языке: «Ӟечбур», «Вордскем кыл», «Инвожо», «Кенеш», «Кизили», хранящиеся в Национальной библиотеке Удмуртии в формате pdf


^ Библиотеки финно-угорской литературы


Тема 13.Электронные словари

Марла мутер - сайт посвящен электронным марийским словарям, которые можно скачать и свободно использовать.
Он-лайн словари финно-угорских языков
Словари финно-угорских народов


^ Тема 14. Информационные ресурсы образовательных программ

Назначение данного вида ресурса по финно-угроведению. Доступ к многообразию электронных материалов финно-угорской информации по истории, языкознанию, литературе, фольклору, культуре финно-угорских народов.

Структура ресурса: информация о дистанционных и очных учебных курсах, программы учебных курсов, материалы семинаров и конференций, информация о деятельности исследовательских и научных центров, справочные и информационные ресурсы.

Раздел 4. Ресурсы музеев финно-угорского мира

Тема 15. Информационные ресурсы музеев Республики Мордовия

Ресурсы музеев: Мордовского республиканского музея изобразительных искусств им. С.Д. Эрьзи, Мордовского Республиканского объединенного краеведческого музея им. И.Д. Воронина, музея боевого и трудового подвига 1941 – 1945 гг., музея мордовской культуры, музея истории МГУ им. Н.П. Огарева и др.


^ Тема 16. Объединенный сайт музеев финно-угорских территорий РФ


Участники проекта: ГУН «Национальный музей Республики Марий Эл им. Т. Евсеева», Мордовский объединенный краеведческий музей им. И.Д. Воронина, Национальный музей Удмуртской Республики им. К. Герда, Мордовский республиканский музей изобразительных искусств им. С.Д. Эрьзи, ГРУ «Национальный музей Республики Коми». Организаторы проекта. Цели и задачи. Структура сайтов


^ Тема 17. Информационные ресурсы музеев зарубежных финно-угорских государств

Хельсинки (художественные, исторические, научные музеи). Музеи Эстонии, Венгрии (Венгерский национальный музей, Музей истории Будапешта, Венгерская национальная галерея, Этнографический музей).


^ 5.3 Разделы учебной дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми дисциплинами



п/п

Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин

№№ разделов данной дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин

1

2

3

4

5

6

7

8

1.

Информационное право

+

+



















2

Отраслевые информационные ресурсы




+

+

+













3

Автоматизированные библиотечно-информационные технологии




+

+

+














^ 5.4 Разделы дисциплины и виды занятий



п/п

Наименование раздела дисциплины

Лекц.

Практ.

зан.

Лаб.

занят.

Семин.

СРС

Всего

час.

1.

Информационные ресурсы: состав и свойства

4







8

4

16

2.

Информационные ресурсы национальных библиотек

4







4

4

12

3.

Финно-угорские Интернет-Ресурсы

6







16

6

28

4.

Ресурсы музеев финно-угорского мира

4







8

4

16


^ 7. Практические занятия (семинары)



п/п

№ раздела

дисциплины

Тематика семинара

Трудоемкость

(час.)

1.

1.

Информационные ресурсы: состав и свойства

2

2

1

Документные печатные ресурсы универсального характера

4

3.

1

Базы данных как наиболее востребованный вид современных электронных ресурсов.

2

4

2.

Электронные каталоги национальных библиотек финно-угорских республик РФ

4

5

3

Электронные коллекции изданий на финно-угорских языках

1. Структура электронных коллекций изданий

2. Содержательная составляющая коллекций по языковому принципу

4

6

3

Каталоги изданий на финно-угорских языках

1. Сводный электронный каталог на финно-угорских языках

2. Сводный электронный каталог «Карелика»

3. Сводный электронный каталог на вепсском языке «Вепсика»

4. Сводный электронный каталог книг на коми языках

8

7

3

Информационно-ресурсный центр «Наследие финно-угорских народов»

1. Общая характеристика информационного ресурса

2. Основные разделы сайта информационно-ресурсного центра

3. Научные школы

4. Международный научный журнал «Финно-угорский мир»

4

8.

4.

Издания МРМИИ им. С.Д. Эрьзи

1. Персональные альбомы художников Мордовии

2. Скульпторы Мордовии

3. Декоративно-прикладное искусство

4. Материалы научных конференций

5. Научно-популярные издания

4

9.

4.

Информационные ресурсы Историко-литературный музей финно-угорских народов им. Валентина Колумба

1. История создания музея

2. Направления работы

3. Проекты

4. Экскурсии. Тематические встречи

4


8. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов

Тематика рефератов

1. Периодические издания МРМИИ им. С.Д. Эрьзи.

2. Музейная периодика (на примере одного из музеев)

3. Проект «Культурное наследие финно-угорских народов в музеях»

4. Национальный музей Республики Коми: история и современность.

5. Книги подготовленные информационно-ресурсным центром «Наследие финно-угорских народов»

6. Информационно-издательская деятельность «Финно-угорского культурного центра России»

7. Электронные словари финно-угров

8. Электронная библиотека мордовской литературы.

9. Научная библиотека МРМИИ им. С.Д. Эрьзи


Перечень вопросов к зачету

1. Характе­ристика состава информационных ресурсов

2. Типизация инфор­мационных ресурсов: по целевому назначению, по форме свер­тывания, по форме представления, по содержанию, по временному охвату.

3. Особенности информационных ресурсов

5. Недокументированная информация как часть социальных коммуникаций.

6. Соотношение понятий «документный поток» и «документные массивы».

7. Свойства и при­знаки документного потока.

8. Документные массивы. Цели создания и хранения документных массивов.

9. Возникновения и направления развития библиографической информации. Ее главная особенность

10. Электронные информационные ресурсы: определение классификация, по виду и физическим носителям.

11. Классификация баз данных: по широте тематического охва­та, по профилю предоставляемой информации, по целевому назначению, по способу доступами

12. Типизация баз данных в соответствии с предоставляемой информацией: документографические, фактографические, лек­сикографические и полнотекстовые.

13. Особенности информационных ресурсов национальных библиотек финно-угорских республик РФ

14. Структура сайтов национальных библиотек финно-угорских республик РФ

15. Направления деятельности национальных библиотек финно-угорских республик РФ по созданию вторичного документального потока

16. Характеристика информационных сайтов финно-угорских регионов России

17. Создание национального библиографического центра, создающего ИР по ТНБ.

18. Стандартизация информационных процессов.

19. Портал «Финно-угорские библиотеки России»

20. Электронные библиотеки

21. Электронные словари

22. Структура информационного ресурса образовательных программ

23. Информационные ресурсы музеев Саранска


^ 9. Учебно-методическое и информационное обеспечение учебной дисциплины:

а) основная литература

Ассоциации книжных палат по проблемам национальной библиографии : доклады и материалы науч.-практ. конф.; Рос.кн. палата. – М.,2002. – 128с.

«Библиотечное краеведение – от поисков утраченного к обретению национальной идеи» : Всерос. науч.-практ. конф./ Нац. б-ка Республики Коми. – Сыктывкар, 2003. – 142с.

Джиго А. А. Универсальные библиографические ресурсы / А. А. Джиго // Справочник библиографа. – 3-е изд. – СПб., 2007. – С. 64–73.

Захарчук Т. В. Информационные ресурсы негуманитарных областей науки и практики / Т. В. Захарчук // Справочник библиографа. – 3-е изд. – СПб., 2007. – С. 238–301.

Информационное обслуживание в библиотеках : электронные библиографические ресурсы : науч.-метод пособие / Н.В. Абакшева, Е.Д. Жабко / РНБ; РБА. – СПб., 2009. – 200 с.

Информационный рынок России / Ю. М. Арский [и др.]. – М.: ВИНИТИ, 1996. – 294 с.

Лукашина, М.И. Правовые информационно-поисковые системы: учеб. пособие / М. И. Лукашина; МГУКИ. – М., 2004. – 85 с.

Моргенштерн И. Г. Информационное общество. – 3-е изд., испр. и доп. / И. Г. Моргенштерн ; ЧГАКИ. – Челябинск, 2007. – 109 с.

Национальные библиотеки республик Российской Федерации в осуществлении государственной национальной культурной политики : рефераты выступлений на всерос. науч.-практ. конф. – СПб., 1997. – 56с.

Панов, А.В. Теоретические аспекты современных информационных ресурсов : учеб. пособие / А. В. Панов. – М. : МИРЭА, 2009. – 173 с.

Полотовская И. Л. Текущая национальная библиография как информационные ресурсы / И. Л. Полотовская // НТИ. Сер. 1. – 2001. – № 7.

Семеновкер К. М. Государственная библиография России XVIIХХ вв. / К. М. Семеновкер ; РГБ. – М. : Пашков дом, 2000. – 243 с.


б) дополнительная литература

Бавин С.П. «Информатика для всех» средствами рекомендательной библиографии: книги или информация о книгах? / С. П. Бавин // Вопр. библиографирования. – М., 2007. – Вып.15. – С.1340.

Библиотечное обслуживание полиэтнического населения региона : учебная программа и учеб.-метод материалы / Л.Д. Данильянц, В.с. Крейденко. – СПб., 1999. – 58с.

Левинский Л. С. Мировые информационные ресурсы в регионах / Л. С. Левинский // Информ. ресурсы России. – 2002. – № 5. – С. 17–18.

Рынок информационных услуг и продуктов / И. И. Родионов [и др.]. – М. : МК-Периодика, 2002. – 549 с.

Сухоруков К. М. Государственная библиографическая регистрация произведений печати в России: история и современность / К. М. Сухоруков // Кн. : исслед. и материалы. – М., 1997. – Сб. 74. – С. 3542.

. Хорошилов А. В. Управление информационными ресурсами: учеб. / А. В. Хорошилов, С. Н. Селетков, Н. В. Днепровская. – М.: Финансы и статистика, 2006. – 272 с.


в)Программное обеспечение

- Microsoft Office,

- Internet Explorer,

г)Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы

- информационно-поисковые системы сети Интернет, в том числе Yandex, Google, Yahoo, Rambler и др.;


^ 10. Материально-техническое обеспечение дисциплины:

Оборудованная учебная аудитория (лаборатория) с маркерной доской, экраном и видеопроектором для проведения лекционных занятий; персональные компьютеры и доступ к сети Интернет.

Электронный учебно-методический комплекс.

Фонд профильной справочно-информационной литературы.


11. Методические рекомендации по организации изучения

^ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

по подготовке к практическим (семинарским) занятиям по курсу

«Информационные ресурсы финно-угорского мира»

1. Практические занятия по курсу «Информационные ресурсы финно-угорского мира» нацелены на углубление теоретических учащихся, формирование и развитие умений работы с учебными, справочными, информационными ресурсами удаленного доступа и др. В ходе семинаров вырабатываются навыки обобщения учебного материала, доказательно строить ответ, выделять главное. Также формируются черты творческой дея­тельности, культура речи.

2. Центральное место в практическом (семинарском) занятии занимает этап всесто­ронней проверки знаний и умений логического характера, совмещенный с этапом закрепле­ния знаний, умений. Поэтому при подготовке к семинару необходимо четко выделить глав­ное и выстроить схемы ответов на ключевые вопросы, выне­сенные на семинарское занятие.

3. В рамках учебной дисциплины «Информационные ресурсы финно-угорского мира» вопросы, предлагаемые для анализа на семинаре, даются студенту за 1-2 недели до не­го. За этот срок требуется тщательно проработать предложенную литературу.

5. Успешность проведения практического (семинарского) занятия зависит от активности всех студентов группы.


^ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

по организации самостоятельной работы

в рамках курса «Информационные ресурсы финно-угорского мира»

1. Самостоятельная работа студентов - это система индивидуальной и групповой учебной деятельности, осуществляемой под опосредованным руководством преподавателя во время аудиторных, внеаудиторных занятий и стимулирующей их познавательную актив­ность, развивающей интеллектуальные способности и потребности в самообразовании.

3. Особое внимание целесообразно уделить работе с ресурсами Интернет. Устанавли­вая содержательные связи между найденными информационными фрагментами, можно бы­стрее и легче освоить технологии структурирования первичных и создания вторичных доку­ментов.

4. Еще одно перспективное направление - создание банка конспектов по курсу. Сту­дент самостоятельно прорабатывает учебно-методическую литературу и конспектирует ее по рациональной методике, предложенной преподавателем.

5. Задания, выносимые на самостоятельное изучение, проверяются на следующем за­нятии (лекционном, практическом или лабораторном). Проверка носит не формальный, а со­держательный характер, поэтому следует выполнять задания для СРС в полном объеме, ка­чественно, обязательно фиксируя использованные источники информации.

6. В качестве информационной базы СРС выступает фонд кафедры библиотечно-информационных ресурсов ИНК, фонд информационно-библиографического отдела Нацио­нальной библиотеки им. А. С. Пушкина РМ, фонд научно-библиографического отдела Науч­ной библиотеки им. М. М. Бахтина МГУ им. Н. П. Огарева и др.

7. Полезно организовывать обсуждение результатов СРС не только на аудиторных за­нятиях, но и вне их, по инициативе самих студентов.

8. При необходимости студент всегда может получить индивидуальную консульта­цию преподавателя по методике выполнения заданий СРС.


^ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

по подготовке к сдаче зачетов по курсу «Информационные ресурсы финно-угорского мира»

1. Отчетность по курсу «Информационные ресурсы финно-угорского мира»

предполагает: -при ОФО - сдачу зачетов в конце 3-го семе­стра,

2. Цель проведения зачетов и итогового экзамена по курсу «Информационные ресурсы финно-угорского мира» - проверить (в ходе зачета) успешность освоения учебного материала.

3. Сдача отчетностей по курсу предполагает глубокую подготовку, кото­рая ведется в течение одного семестра обучения.

Эта подготовка включает в себя:

* выполнение всех предложенных преподавателем заданий в процессе аудиторной и самостоятельной работы;

* активное участие в семинарах и коллоквиумах;

* поиск и изучение литературы по курсу;

* работу с Интернет-ресурсами;

* составление опорных схем, планов-конспектов, тезисов и т. п.;

4. Ответ на зачете должен быть полным и лаконичным. Необходимо отразит главные содержательные аспекты вопроса, с учетом меж­предметных связей информационных ресурсов и новых тенденций в этой области.

5. Специфика курса обусловливает наличие дополнительных вопросов, прямо или косвенно связанных с основным вопросом зачета. От успешности ответов на дополнитель­ные вопросы зависит оценка результатов учебной деятельности студента.


^ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ,

ведущего дисциплину «Информационные ресурсы финно-угорского мира»

«Информационные ресурсы финно-угорского мира» - один из курсов в структуре информационно-коммуникационной подготовки библиотечно-информационного специа­листа. Его методическая цель - обучение рациональным приемам интеллектуальной работы с текстами документов, информационными ресурсами. Достижение этой цели осуществляется в ходе решения следующих задач:

• изучение первичных, электронных документов;

• успешное освоение дисциплины «Информационные ресурсы финно-угорского мира» требует от студентов значительных временных затрат, что обу­словлено спецификой организации и содержательного наполнения курса. Теоретические знания, полученные учащимися в процессе изучения библиотечно-информационных ресурсов, нуждаются в практическом закрепле­нии, что требует от студентов концентрации внимания, дисциплинированности и настойчи­вости.

Вышеуказанные особенности в случае их игнорирования могут привести к снижению результативности учебного процесса. Поэтому преподаватель должен разработать методическую стратегию преодоления объективных трудностей и стимулирования познава­тельной активности студентов. Для этого целесообразно:

• выстраивать учебный процесс таким образом, чтобы учащиеся четко представляли себе структуру курса.

• устанавливать междисциплинарные связи с курсами «Документоведение». «Информационные ресурсы», «Библиотечный фонд», «Информационные сети и системы» и др.;

• использовать различные методы и формы обучения в зависимости от рассматри­ваемых проблем: тренинга, интеллектуальные конкурсы, деловые игры, научно-практические конференции, защиты творческих проектов и т. п.;

• организовать систему консультативной помощи слабо успевающим студентам;

• уделять пристальное внимание методике самостоятельной работы студентов: регулярно предлагать задания для самостоятельной проработки и контролировать их выпол­нение;

• стимулировать научно-исследовательскую работу студентов по тематике курса, по­ощрять их работу с профессиональной периодикой и корпусом монографических изданий;

• активно внедрять в учебный процесс электронные учебные издания.


^ Автор (разработчик):

_МУГ им. Н.П. Огарева _____доцент___ И.А. Кубанцева__

ИНК, кафедра БИР (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)


Рецензенты (эксперты)

НБ им. А. С. Пушкина РМ зав. информ.-библиогр. отделом Г. М. Кузьмина

(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)

^ НБ им. А. С. Пушкина РМ зав. отделом «Книжная палата» Л. Н. Чигина

(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)


Программа одобрена на заседании________________________________________________

от____________________ года, протокол №_________.


^ 5. Структура учебной дисциплины (модуля)



п/п

Раздел учебной дисциплины

курс

семестр

неделя

семестра

Виды учебной работы, в т.ч. СРС и трудоёмкость (в часах)

Формы текущего

контроля успеваемости

(по неделям)

Форма

промежуточной

аттестации

Лекц.

занят.

Практ. занятия

Лабор. занятия

СРС

1.

Информационные ресурсы: состав и свойства

2

3

1-4

4

8




4

Опрос, реферат




2.

Информационные ресурсы национальных библиотек

2

3

5-8

4

4




4

Опрос, реферат




3.

Финно-угорские Интернет-Ресурсы

2

3

9-14

6

16




6

Опрос, реферат




4.

Ресурсы музеев финно-угорского мира

2

3

15-18

4

8




4

Опрос, реферат

зачет

Скачать, 374.81kb.
Поиск по сайту:

Добавить текст на свой сайт
Загрузка...


База данных защищена авторским правом ©ДуГендокс 2000-2014
При копировании материала укажите ссылку
наши контакты
DoGendocs.ru
Рейтинг@Mail.ru