Категории:

Курс, бакалавр Психологическое сопровождение профессионального здоровья учителя: мифокоммуникационный тренинг

Поиск по сайту:


Скачать 145.28 Kb.
Дата28.03.2012
Размер145.28 Kb.
ТипСтатья
Подобный материал:



ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЗДОРОВЬЯ УЧИТЕЛЯ: МИФОКОММУНИКАЦИОННЫЙ ТРЕНИНГ


Автор:

Мельникова Дарья Владимировна

Научный руководитель:

кандидат психологических наук,

доцент кафедры ВиПП

Елфимова Мария Михайловна

Оренбургский государственный

педагогический университет,

факультет психологии,

4 курс, бакалавр


Психологическое сопровождение профессионального здоровья учителя: мифокоммуникационный тренинг


Статья посвящена одному из аспектов современных исследований в области технологий психического здоровьесбережения учителя, выяснению механизма развития и функционирования его мифологического сознания, которое позволяет учителю сохранять психику в определённом равновесном состоянии. В статье описаны теоретические и методические основания мифокоммуникационного тренинга (МКТ), как одной из форм рефлексивной практики и психологического сопровождения учителя: его теоретическая модель, принципы построения. Приведены результаты пилотажа, позволившего уточнить цель, задачи и общую структуру МКТ.

Ключевые слова: психологическое здоровье, миф, мифологема, мифокоммуникация, мифокоммуникативный тренинг (МКТ).


Психологическое (профессиональное) здоровье в общем можно определить как полноценное проживание человеком каждого этапа онтогенеза. Пахальян В. Э. понимает под психологическим здоровьем «состояние субъективного, внутреннего благополучия личности, обеспечивающее оптимальные возможности ее эффективного взаимодействия с окружающими объективными условиями, другими людьми и позволяющее ей свободно реализовывать свои индивидуальные и возрастно-психологические ресурсы» [9]. Вопросы психологического здоровья рассматривались А.Маслоу, Г.Олпортом, К.Роджерсом, Э.Фроммом, В.Франклом. Свою концепцию идентичности Э. Эриксон преломляет чрез понимание психического здоровья. Он определяет её (идентичность) как попытку соединить социальные роли, психологические диспозиции с моделями личности, одобряемыми и поощряемыми культурой. Психологическое здоровье предполагает интерес к жизни, свободу мысли, инициативность, увлеченность, активность, самостоятельность, ответственность, способность к риску, веру в себя и уважение других, разборчивость в средствах достижения цели, способность к сильным чувствам и переживаниям, осознание своей индивидуальности, и позволяет быть более свободным в поведении и отношениях, ориентируясь не только на внешние, но и создавая внутренние нормы-ориентиры.

Профессиональное здоровье учителя можно определить как целостное многомерное динамическое состояние «состояние субъективного благополучия личности», которое позволяет педагогу в максимальной степени реализовывать свой потенциал в профессионально-педагогической деятельности.

Что же позволяет учителю создавать такую сохранность своего психического благополучия? А.В.Косов считает, что такое психологическое образование как миф (и способность к мифотворчеству) позволяет сохранять психику в некоем равновесном состоянии, и служит сознанию, прежде всего, средством психологической защиты, позволяющей сохранять и поддерживать психическое здоровье индивида и общества [4]. «Мифы и построенные на их основе картины мира выполняют одну и ту же функцию: служат нам для ориентации во внешнем и внутреннем мире, структурируют внешний и внутренний опыт, позволяют действовать и что-то менять во внешнем и внутреннем мире», – отмечают Г.А.Цукерман и Б.М.Мастеров. [12, с. 280]. Мы определяем миф как смысловую форму организации личностного опыта, конструирующую субъективную реальность человека в личностном и профессиональном контексте. Личностный профессиональный миф как рацио-эмоцио-экзистенциальное образование является составляющим личностно-профессиональной компетентности, определяющим мотивированность, осмысленность и ясность целей личности. М. Элиаде отмечает, что «миф сам по себе не является ни хорошим, ни плохим, его нельзя оценивать с точки зрения морали. Его функция давать модели и, таким образом, придавать значимость миру и человеческому существованию» [14]. Миф как линза, которая, увеличивая, фокусирует сознание человека на чем-то одном, редуцирует его представления о самом себе, об окружающих, добираясь до самого главного – смыслов существования. И в этом случае личностный профессиональный миф – это ещё и опасность профессиональной деформации, а соответственно и риск для благополучия личности. Конструируя субъективную реальность человека в профессиональном контексте, миф упрощает и лишает её глубины смысла. Любой миф – это ёщё и ограничение, он купирует личность как носителя сложной смысловой модели. Однако, человек, обладающий свободой действий по отношению к собственному профессиональному мифу, не имеет ограничений в профессиональном развитии и реализации своего личностно-профессионального потенциала.

Поскольку миф относится к «эфемерным» образованиям, сопровождающим основной процесс формирования знаний, работе с ним не уделяется должного внимания, он проясняется имплицитно при познании реальности, в процессе профессиональной деятельности. Вместе с тем, синтезируя ценностное, смысловое содержание жизни личности, миф существенно влияет на основной процесс ее профессионализации, в частности определяя мотивацию человека и последующий его комфорт в профессии, с одной стороны, а с другой – своевременное его прояснение, преобразование изначального мифа о профессии в миф, обладающий свойством конструктивного жизненного и профессионального знания, помогает личностно и профессионально [3].

Таким образом, проблема заключается в неразработанности методов обеспечивающих формирование у учителей адекватной смысло-ценностной ориентации.

Исходя из такого понимания проблемы психологического здоровья учителя, его как субъекта собственного благополучия и профессионального развития, мы задались целью построения теоретических и методических основ мифокоммуникационного тренинга (МКТ). Мы определяем этот инструмент практической работы, следующим образом: МКТ – это групповая технология работы, направленная на создание пространства мифотворческой коммуникации, которая позволяет расшириться границе взаимодействия человека и мира, включая все более глубинные образования, функционирование которых необходимо для осуществления самого взаимодействия.

В качестве основных задач своей работы мы определили:

  1. Разработать теоретические положения МКТ, уточнив понимание мифа как психологического феномена и его функций, а также мифокоммуникации и её основных механизмов.

  2. Провести пилотажное исследование для выявления типичных профессиональных мифов служащих ограничителями в формировании у учителей адекватной смысло-ценностной ориентации.

  3. С учётом результатов пилотажа сформулировать методические принципы построения тренинга.

  4. Определить цель и задачи МКТ.

Миф не зарождается сам собой в сознании изолированного индивида, а порождается в акте коммуникации (А.А. Потебня, Д.Г. Трунов). Человек, вырабатывая идеальные представления о сущем и должном, опредмечивает их в личностных мифах, причём их интериоризация личностью способствует развитию таких регуляторов поведения, которые изменяют отношение человека к миру, другим людям, самому себе [5]. Сама модель мифологической коммуникации есть модель отношения Человек-Общество-Мир. Функции коммуникации в мифологическом сознании связаны с социальным воздействием. К функциям мифокоммуникации относятся: информационная функция, поскольку сущность мифологической информации основана на мифологической идеологии, на материальном факторе и на контроле над носителями данного вида сознания; корреляционная функция, которая выражается во влиянии на формирование мифологического сознания; познавательная; функция сохранения структуры и социального порядка; функция контакта; мотивационная; апеллятивная; побудительная; регулирующая; волеизъявительная; перформативная; конверсионная, позволяющая изменять мнение человека и его социальные установки; экспрессивная функция, включающая адаптивные, эмотивные и эмфатические (эмоциональное выделение какого-либо фрагмента) реакции [2].

Рассматривая проблему мифокоммуникации, мы обращаемся к идее А.М.Лобока, о предельной двойственности роли мифа и переживание момента взаимодействия «Я–Мир», как момента «предельной» сопряжённости, содержательно рассмотренного в исследованиях А.С.Шарова. «С одной стороны, миф – это ограничитель свободы: ведь человек видит мир только через окуляр мифа, через окуляр тех или иных мифологических смыслов. Но, с другой стороны, наличие мифа .. – это ключевое условие для того, чтобы диалог с миром вообще оказался возможным, а, значит, ключевое условие самой человеческой свободы» [8, с. 8]. Лобок А.М. определяет мифологическое мышление как вероятностное: миф принципиально исходит не из того, что есть, а из того, что может быть, позволяет сохранить открытость любому будущему. Инструментами, позволяющими преодолеть миф, выступают, во-первых, рефлексия – «размышление, позволяющее взглянуть на мир собственного «Я», на мир собственных смыслонесущих ценностей, на мир собственного мифа глазами стороннего наблюдателя» [7, с. 642]. Лаврова О.П. уточняет основание рефлексии, обозначая его как децентрацию – простейший рефлективный акт, при помощи которого становится наблюдаемым смысл, к которому редуцировались «представления о мире и о себе» [6].Во-вторых, философия, определяемая как «способ рационального переконструирования и осмысления тех предельных структур мировосприятия, в которые объективно погружен человек, и которые задают ему «угол предельного зрения» на всю окружающую его действительность», определяя новый смысл [7, с. 126]. Так же в своей работе мы опираемся на предложенную Н.А.Алексеевым теорию о функционировании внутриличностных механизмов – персонализации, рефлексии, стереотипизации, – опора на которые позволяет адресно работать с внутренним миром учителя [3]. Прокомментируем каждый из них:

  • персонализация связана с выявлением экзистенциальной сущности человека. Механизм персонализации влияет на процессы самовыражения, отражающиеся в определенности представлений о профессиональной деятельности, своей профессиональной позиции, видения себя в профессии.

  • рефлексия определена как деятельность по осознанию оснований собственной деятельности, в том числе и профессиональной самореализации. Механизмом рефлексии обусловлены самостоятельность, активность личности в процессе МКТ, в результате конкретизируется профессиональная позиция личности.

  • механизм стереотипизации обеспечивает освоение личностью социальных и профессиональных норм. Стереотипизация обеспечивает процессы освоения учителем социальных ролей, норм, социальной и профессиональной адаптивности.

Итак, для реализации мифокоммуникационного тренинга (МКТ) нами были выбраны следующие теоретические положения:

  1. Миф не зарождается сам собой в сознании изолированного индивида, а порождается в акте коммуникации, задавая ценностно-смысловую ориентировку его носителю (субъекту).

  2. Миф основа любой формы диалога с «расширяющейся Вселенной культуры и находящейся в процессе непрерывного творческого саморазвития». При этом символическая природа мифа выступает основанием диалога между сознательным и бессознательным, тем самым объективируя отношения Человек-Общество-Мир.

  3. Первоначальная версия мифа содержит достаточно исходных возможностей для развития (К.Юнг). Эта возможность определяется тем, что миф образован составляющими единицами, каждая из которых есть отношение, и миф, в этом случае, есть «клубок» этих отношений.

  4. Мифокоммуникативная модель эффективна для переосмысления учителем его профессиональных мифов. Основой прояснения личностного профессионального мифа учителя является срабатывание внутриличностных механизмов развития – персонализации, рефлексии, стереотипизации.

Наша дальнейшая работа предполагала проведение пилотажного исследования, цель проведения которого состояла в уточнении следующих вопросов:

- что из себя представляет мифическое пространство, в которое помещает себя учитель;

- каковы основные мифические сюжеты «учительских» сказок;

- что из себя представляет набор преобладающих архетипических кодов (образов, символов), которые образуют узор учительской судьбы;

- из каких мифологем «скраиваются» учительские мифы?

Так как сказки являются непосредственным отображением психических процессов коллективного бессознательного, в их основе всегда лежит мифологический сюжет, поэтому мы и выбрали процедуру написания сказки в качестве диагностического инструмента, предложив учителям школ Оренбургской области написать сказку про школу. Анализ полученных сказок выявил пять основных мифологических сюжетов.

1-ый миф – это миф «МИР МНЕ ДОЛЖЕН», миф «ЗАСЛУЖЕННОЙ БЛАГОДАРНОСТИ». В таких сказках отсутствует социально психологическое напряжение. Успех заключается в получении априори заслуженного внимания. Основной стратегией выступает не озвучиваемое требование и манипуляция – «почувствуйте, как вам будет плохо без меня». Примером тематики таких сказок может быть «Школа уснула», «Школа заболела», «Сказка о спасении Школы» и др. Все метафоры в сказках этой группы свидетельствуют о пассивности, отстраненности от мира, ожидании спасения (героя должны разбудить, вызволить, вылечить и т.д.). Основные образы-символы сказочного текста – «сон», «болезнь» и др.

2-ой миф – миф «УДАЧЛИВОГО ПОБЕДИТЕЛЯ». Эту группу составили сказки, в сюжете которых прослеживается достижение успеха, славы за счет неожиданного везения или открытия, сделанного благодаря ловкости и таланту главного героя («Знание сила», «Первый помощник», «Мастер», «Злая волшебница»). Здесь преобладает архетип «Герой». Главное желание доказать свою ценность «мужественными» и сложными действиями. Его основная цель использовать силу для того, чтобы усовершенствовать мир. Его стратегия успеха – стать максимально сильным, компетентным и могущественным. Основные образы-символы сказочного текста – «мастер», «ветер», «грамота», «ключ» и др.

3-ий миф – миф «ОБ ОДИНОЧЕСТВЕ». Герой/героиня (а ею является школа) стремится избежать одиночества, найти своё место под солнцем («Грустная красавица»). Окружающий мир в таких сказках достаточно опасен, поэтому оставаться одной очень не хочется. Успех – это избежание одиночества и нахождение своей пары, друзей. Основные образы-символы сказочного текста – «громкий город», «путь» и др.

4-ый миф – миф «ОБ УНИКАЛЬНОСТИ ЛИЧНОГО МИРА», миф «О СВОЕЙ ИЗБРАННОСТИ, ОБ ОТСУТСТВИИ КАКОГО-ТО МИРА ЕЩЁ». Основными характеристиками мифологического сюжета здесь являются центрация на себе, замкнутость системы, цикличность, сохранение традиций («Добрая красавица», «Славное королевство», «Страна дарований»). Образы-символы, представленные в текстах («царство», «ключ», «глина», «лестница», «сад», «замок» и др.), могут говорить о том, что школа в представлении авторов сказок этой группы, олицетворяет собой мощь, силу, власть, избранность одних. Факт возвращения в родную Школу – есть гарантия родительской опеки, возможности наследования, незыблемости традиций, аристократического консерватизма.

5-ый миф – это миф «СВОЕЙ НИКЧЁМНОСТИ, НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ», миф о «ВРАЖДЕБНОСТИ МИРА». Герой, погружаясь постепенно в депрессию, авантюру подводит себя к гибели («Несправедливая оценка»). Основные образы-символы – «остров», «заточение».

Что же касается «единиц» мифа – мифологем, – то легко заметить, что это будут:

- «мир изначально несправедлив»,

- «ожидание благодарности»,

- «избежать одиночества»,

- «собственная избранность», «мир моего Я»,

- «апостольское преемничество и таинство посвящения»,

- «спасение утопающих – дело рук самих утопающих».

Пилотажное исследование дало нам возможность выявить мифическое пространство, в которое помещает себя учитель, а так же предположить, что некоторые мифы служат ограничителями свободы в профессиональном развитии, реализации личностно-профессионального потенциала, выступают опасностью профессиональной деформации, а соответственно способствуют ухудшению состояния благополучия личности учителя.

Данное предположение послужило основанием для создания мифокоммуникационного тренинга.

К основным принципам построения МКТ были отнесены следующие:

  1. Экзистенциально-гуманитарная ориентация руководителей тренинга в работе с людьми, то есть внимание к любым проявлениям личности и ценностное отношение к ней.

  2. Включение участников мифокоммуникационного тренинга в диалог и последующее рефлексивное взаимодействие через «знаковые объекты» культуры.

  3. Описание редуцированных отношений человека с миром, отражённых в мифе.

  4. Расширение границ смыслового контекста через столкновение «пограничных» мифических пространств.

Цель тренинга: осмысление и переконструирование в диалоге границ мифического пространства, определяющих качественно новые отношения учителя в системе «Я – Мир –Другие».

Задачами тренинга выступают:

  1. Актуализация личностью рефлексии, осознание наличия мифического пространства.

  2. Выработка и формирование умений и навыков смыслоосознания и смыслопостроения.

  3. Осознание и переосмысление основных типичных мифов ограничивающих свободу, ведущих к деформации.

  4. Осознание себя в роли субъекта мифосемантической деятельности, своей творческой активности в конструктивном преобразовании собственного мифа.

Необходимыми структурными компонентами мифокоммуникационного тренинга, задающими основные этапы работы, будут выступать:

  1. Первоначальная рефлексия участниками группы своеобразия своих личностных мифологем, проявляемых в профессиональной деятельности.

  2. Выявление наиболее привычных способов самопроявления в профессиональных ситуациях и понимание новых позиций для осознания своего положения в них, их смысл для себя и для других.

  3. Определение «точки сборки» (центрации) мифического пространства, определяющей сюжет взаимодействия в системе «Я – Другой».

  4. Конструирование и оформление смысловых альтернатив через развитие способности социальной децентрации.

  5. Реконструирование личного мифического пространства через творческую активность.

Таким образом, благодаря мифокоммуникации становится возможным исследовать внутренний мир учителя и сообразно ему моделировать педагогические условия обеспечения адекватной смысло-ценностной ориентированности. Сам же процесс трансформации личностного профессионального мифа, происходящий на тренинге, его прояснение позволяет учителю прийти к пониманию рационального смысла и формированию ценностного отношения к собственной жизни и профессии, а так же созданию качественно новых отношений учителя в системе «Я – Мир –Другие».


Список литературы

  1. Аникина, В. Г. Рефлексивный тренинг как средство разрешения конфликтных ситуаций // Культурно-историческая психология. 2009. №3. – C. 72-80

  2. Высоцкая, А.Л. Исследование процесса коммуникации в мифологическом сознании. Автореферат. На правах рукописи. Иваново, 2010.

  3. Исмагилова, И. В. Формирование смысло-ценностных основ профессионального самоопределения студентов ссуза : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 Тюмень, 2006 251 с. РГБ ОД, 61:06-13/1435

  4. Косов, А. В. Мифологические формы сознания как механизмы, обеспечивающие психологическое и психическое здоровье [Текст] // Раннее детство в современном мире: философский, медико-социальный, психологический анализ. // Сб. науч.-мет. Материалов конкурса социальных технологий ни науч. иссл. им. Е.М. Мастюковой. – Калуга: ИП Кошелевой А.Б., 2005. – С. 44-47.

  5. Косова, Н. Н., Косов, А. В. Использование мифов в оптимизации психических состояний в период беременности. Труды регионального конкурса научных проектов в области гуманитарных наук. 2007. №9.

  6. Лаврова, О. П. Диалогический архетип [электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://ol.appme.ru/text/142/

  7. Лобок, А. М. Антропология мифа [Текст] / А.М.Лобок. – Екатеринбург, 1997. – 688 с.

  8. Лобок, А. М. Психология мифа [Текст]: автореф. дис. … д-ра психол. наук / А.М.Лобок. – Москва, 1998.

  9. Пахальян, В. Э. Психопрофилактика в практической психологии образования // Мир образования, 2004, № 1.

  10. Пивоев, В. М. Мифологическое сознание как способ освоения мира.-Петрозаводск: Карелия, 1991.- 111 с.

  11. Рубцов, В. В. Психологическая поддержка современного образования /Известия РАО. - М, 1999. - С.49-58.

  12. Цукерман, Г.А., Мастеров, Б. М. Психология саморазвития. – М.: Интерпракс, 1995. – 288 с.

  13. Шаров, А. С. Система ценностных ориентаций как психологический механизм регуляции жизнедеятельности человека [Текст]: автореф. дис. … д-ра психол. наук / А.С.Шаров. – Новосибирск, 2000.

  14. Элиаде, М. Аспекты мифа [электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://www.gramotey.com/?open_file=1269029561#TOC_id1483601

Скачать, 127.28kb.
Поиск по сайту:

Добавить текст на свой сайт


База данных защищена авторским правом ©ДуГендокс 2000-2014
При копировании материала укажите ссылку
наши контакты
DoGendocs.ru
Рейтинг@Mail.ru
Разработка сайта — Веб студия Адаманов