Категории:

Рабочая программа дисциплины Русская культура XIX века Направление подготовки 031400 Культурология

Поиск по сайту:


Скачать 277.98 Kb.
Дата28.03.2012
Размер277.98 Kb.
ТипРабочая программа
Содержание
1. Цели освоения дисциплины
2. Место дисциплины в структуре ООП ВПО
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Русская культура XIX века»
4. Структура и содержание дисциплины «Русская культура XIX века»
Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкости (в часах)
ИТОГО: (136 часов)
4.2. Содержание разделов
Тема 2. Проблемы образования и просвещения в русской культуре
Тема 3. Развитие науки в России в
Тема 4. Особенности художественной культуры России
Тема 5. Русская литература и публицистика
Тема 6. Архитектура: проблемы развития
Тема 7. Русская скульптура
Тема 8. Живопись
Тема 9. Музыкальная культура России
Тема 10. Русский театр
5. Образовательные технологии
7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины «Русская культура XIX века»
8. Материально-техническое обеспечение дисциплины «Русская культура XIX века»
Подобный материал:


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Томский государственный университет

Институт искусств и культуры


«УТВЕРЖДАЮ»

И.о. директора ИИК

______________ Э.И. Черняк

"_____"_____________20__ г.


Рабочая программа дисциплины


Русская культура XIX века


Направление подготовки

031400 Культурология


Профиль подготовки

Культурология


Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр


Форма обучения

очная


Томск

2010


^ 1. Цели освоения дисциплины

Целями освоения дисциплины «Русская культура XIX века» являются создание у студентов представления русской культуре XIX века как закономерном этапе развития русской культуры в целом; связи данного историко-культурного периода с предшествующими этапами развития русской культуры; и особом значении XIX столетия в определении судеб русской культуры, его наследии.


^ 2. Место дисциплины в структуре ООП ВПО

Дисциплина «Русская культура XIX века» входит в состав вариативной части профессионального цикла Б.3. ФГОС подготовки бакалавров и является составляющим разделом культурно-исторического модуля.

Изучение дисциплины «Русская культура XIX века» опирается на компетентностный ряд, выработанный в процессе освоения курсов базовой и вариативной частей профессионального цикла Б.3 ФГОС «Введение в изучение истории культуры», «Древнерусская культура», «Русская культура XVIII века». Содержательно-методическая связь с данными дисциплинами устанавливается благодаря расширению знаний в области выявления преемственности в развитии русской культуры, определения ее базовых особенностей и характеристики в независимости от исторической эпохи.

Курс «Русская культура XIX века» закладывает необходимые основы для дальнейшего освоения дисциплин профессионального цикла Б.3 ФГОС «Русская культура Серебряного века», «Зарубежная культура XIX века», «Советская и постсоветская культура».


^ 3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Русская культура XIX века»

Дисциплина «Русская культура XIX века» формирует следующие общекультурные и общепрофессиональные компетенции:

ОК-9 – использование основных положений и методов социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач, способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы;

ПК-2 – способность понимать, изучать и критически анализировать получаемую научную информацию по тематике исследования и представлять результаты исследования;

ПК-11 – способность представлять освоенное знание, системные взаимосвязи внутри и между дисциплинами в контексте профессиональной культуры.


В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

  • Знать: основные характеристики и специфику русской культуры XIX века; реальные исторические события, оказавшие значительное влияние на развитие русской культуры XIX века; основные вопросы и проблемы, стоявшие перед русской культурой XIX века и возможные пути их решения; связь данного периода не только с другими этапами отечественной культуры, но и другими регионами.

  • Уметь: анализировать конкретный материал; видеть в конкретных событиях проявление более глобальных тенденций и процессов; сопоставлять различные этапы в истории русской культуры; обнаруживать причинно-следственные связи в рамках отечественного и мирового историко-культурного процесса.

  • Владеть: навыками научного исследования проблем теории и истории культуры; теоретического изучения и конкретного анализа и освоения культурных форм и процессов, объектов историко-культурного назначения.


^ 4. Структура и содержание дисциплины «Русская культура XIX века»


4.1. Тематический план





п/п



Раздел


дисциплины

Семестр

Неделя семестра



^ Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкости (в часах)


Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)


Форма промежуточной аттестации (по семестрам)

Лекции

Семинары

Практические занятия

Самостоятельная работа



Общая характеристика русской культуры XIX века

VI

1-3

6

2

2

8

Контрольная работа на 3 неделе



Проблемы образования и просвещения в русской культуре XIX века

VI

4-5

2

2

4

8






Развитие науки в России в XIX веке

VI

6-7

2

2

2

6

Контрольная работа на 7 неделе



Особенности художественной культуры России XIX века

VI

8-9

4

2

2

8






Русская литература XIX века

VI

10-11

2

2

2

8

Контрольная работа на 11 неделе



Архитектура: проблемы развития

VI

12-13

2

2

2

6






Русская скульптура XIX века

VI

13-14

2

2

2

6






Живопись

VI

14-15

2

2

2

6

Контрольная работа на 15 неделе



Музыкальная культура России XIX века

VI

15-16

2

2

2

6






Русский театр XIX века

VI

16-17

2

2

2

6

Контрольная работа на 16 неделе

^ ИТОГО: (136 часов)







26

20

22

68

Экзамен


Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетные единицы 136 часов.

^ 4.2. Содержание разделов


Тема 1. Общая характеристика русской культуры XIX века

Связь развития русской культуры XIX века с предшествующими периодами в идеологическом, социально-политическом и художественном контекстах. Проблема временных границ XIX столетия. Характер социально-политического и культурного развития России в XIX столетии.

Место русской культуры XIX века в общемировом культурно-историческом процессе. Характер взаимоотношений с западно-европейским культурным пространством и восточными регионами.

Основные характеристики русской культуры XIX века. Плюралистичность, разнообразие стилей, течений, направлений во всех сферах культуры. Раскол в русской культуре, причины и истоки раскола русской культуры, русского общества; пути его преодоления. Литературоцентричность русской культуры XIX века, значение литературы и публицистики в общемировом социокультурном пространстве. Историзм, повышенное внимание к отечественной и мировой истории.

Актуальные вопросы и проблемы, стоявшие перед русской культурой XIX века, отражение их в социокультурных процессах и художественной культуре. Поиск национальной идентичности. Определение собственного места в общемировом культурном процессе, место России и русской культуры, ее вклад в общечеловеческие достижения. Судьбы России и русской культуры, определение дальнейших путей развития, исходя из историко-культурного опыта и реалий XIX века. Проблема человека, его предназначения, сути, взаимоотношения человека и общества, вопрос среды. Проблема свободы, выбора, ответственности, нравственности. Народ и народность в русской культуре XIX века, к постановке и решению проблемы. Тема родины, ее возможные интерпретации; патриотизм. Проблема веры и Бога.

Общественно-политическая мысль о судьбах России. Тайные общества и организации, кружки и салоны в становлении общественно-политической мысли. Движение декабристов, истоки, причины, итоги и последствия. П.Я. Чаадаев, значение его творчества в постановке важнейших вопросов, определивших содержание идеологических и общественных споров XIX века. Западники и славянофилы: два взгляда на Россию. Русский консерватизм: разнообразие позиций и мнений. Либеральные течения в России, их значение. Радикальные направления в общественно-политических течениях России XIX века. Марксизм в России, его влияние на решение важнейших вопросов, стоявших перед русской общественностью в XIX веке.


^ Тема 2. Проблемы образования и просвещения в русской культуре XIX века

Значение и роль народного образования и просвещения, осознание их важности и необходимости в контексте решения основных вопросов и проблем русской культуры XIX века.

Проблемы реформирования системы начального и среднего образования. Складывание общероссийской системы образования. Начальное образование в России XIX века. Среднее образование в Российской империи и его преемственность с высшей школой.

Высшее образование в России XIX века. Открытие новых высших учебных заведений. Высшее образование и цензура.

Проблема женского образования в России XIX века.

Роль общественных организаций, библиотек и музеев в решении проблем просвещения и образования.


^ Тема 3. Развитие науки в России в XIX веке

Место российской науки в мировом научном сообществе. Наиболее важные проблемы, стоявшие перед российской наукой в XIX веке.

Основные направления и формы развития российской науки в XIX веке. Естественные и физико-математические науки в России в XIX веке. Основные направления развития, проблемы и достижения. Развитие техники.

Гуманитарные науки в России; особый интерес к гуманитаристике, природа этого интереса; наиболее важные проблемы и вопросы, решавшиеся гуманитарными науками в XIX веке.


^ Тема 4. Особенности художественной культуры России XIX века

Проблема стиля в русской художественной культуре XIX века. Основные стилевые течения и направления, их характеристика, принципы взаимоотношения. Эклектика как отражение специфики русской культуры XIX века.

Виды искусства и жанры: проблема соотношения и иерархии.

Основные проблемы и вопросы, стоявшие перед русской культурой XIX века, поиск путей их решения в различных видах искусства.

Художественная критика.


^ Тема 5. Русская литература и публицистика XIX века

Особый статус литературы в русской культуре XIX века, причины данного явления.

Стилевая специфика развития русской литературы XIX века. Проблема стиля как отражение важнейших вопросов русской действительности XIX века. Основные формы и жанры русской литературы XIX века.

Классицизм, сентиментализм и романтизм первой четверти XIX века: проблема соотношения, постановки и решения актуальных проблем русской культуры.

Проблема становления реализма в русской литературе, природа русского реализма, его разнообразие. «Ограниченность» и «исчерпаемость» реализма.

Поиск новых способов и форм художественной выразительности, обновление тематики в русской литературе последней трети XIX века. Формирование художественной парадигмы неоромантизма и символизма.

Общество и печать в России XIX века. Отражение и интерпретация общественно значимых событий в публицистике. Проблема формирования общественного мнения.

Концепции и типология русской прессы XIX века. Русская публицистика и основные общественно-политические и культурные события, процессы.

Наиболее показательные издания и персоналии. «Отечественные записки», «Современник», «Русское слово», «Сын Отечества», «Вестник Европы», «Новое время». А.С. Пушкин, А.А. Краевский, Н.Г. Чернышевский и Н.И. Добролюбов, Д.И. Писарев, Н.А. Некрасов, М.Н. Катков, И.С. Аксаков, А.И. Герцен, М.М. Стасюлевич, А.С. Суворин.


^ Тема 6. Архитектура: проблемы развития

Русская архитектура первой половины XIX века: стилевое своеобразие, проблемы градостроительства, основные направления, в рамках которых работали русские архитекторы, архитектура русской провинции.

Середина XIX века: изменения в архитектуре, связанные с социально-политическими, экономическими процессами и поисками новых художественных и конструктивных решений. Эклектика в русской архитектуре: природа данного явления, пути преодоления.

Русская архитектура второй половины XIX века: основные характеристики и проблемы развития. Поиск новых стилевых и конструктивных решений. Складывание модерна.


^ Тема 7. Русская скульптура XIX века

Русская монументальная скульптура первой четверти XIX века: наследие XVIII века, созвучие времени. Творчество И.П. Мартоса.

Постепенное изменение классицизма, стремление к обновлению, поиску новых решений (Б.И. Орловский, С.И. Гальберг, П.К. Клодт).

Обращение к реалистическим началам в скульптуре (Н.С. Пименов). Развитие жанровой скульптуры и малой пластики.

Вторая половины XIX века: нарастание кризисных явлений в развитии русской скульптуры. Творчество М.М. Антакольского как отражение основных вопросов и проблем, стоявших перед русским обществом, актуализация их в пластике.

Проблемы монументальной скульптуры последней трети XIX века. Творчество М.О. Микешина и А.М. Опекушина.


^ Тема 8. Живопись

Проблема стиля и жанра в русской живописи XIX века, специфика русской живописи как социокультурного явления.

Основные вопросы и проблемы русской культуры XIX века, их репрезентация и решение в рамках различных стилей и направлений.

Классицизм (академизм) и неоакадемизм в русской живописи.

Романтизм и романтическая концепция человека и природы, их решение в русской живописи первой трети XIX века.

Формирование реалистической парадигмы в русском изобразительном искусстве. Неоднородность русского изобразительного реализма.

«Передвижники» и актуальные проблемы русского общества. Русский импрессионизм.

Проблемы обновления русской живописи. Поиск новых тем и решений, новых форм и средств художественной выразительности в последней трети XIX века.

Неоромантизм и символизм как ответ на социальную акцентированность русского реализма.

Новые объединения русских художников конца XIX века.


^ Тема 9. Музыкальная культура России XIX века

Многогранность развития русской музыкальной культуры XIX века. Стилевая специфика развития русской музыкальной культуры.

Формирование национальной русской оперы и балета. Творчество К.А. Кавоса, Ш. Дидло.

Разнообразие форм и жанров. Становление национальной тематики, обращение к национальной истории, музыкальному фольклору. Творчество М.И. Глинки и А.С. Даргомыжского.

Середина и вторая половина XIX века: бурное развитие музыкального искусства, широта интересов и тем. Становление системы музыкального образования. Развитие вокального и исполнительского искусства. Международное признание русской классической музыки.

«Могучая кучка»: отражение национальной специфики, освоение темы русской истории и русского народа.

Творчество П.И. Чайковского.

Русский балет второй половины XIX века (Л. Минкус, М. Петипа).


^ Тема 10. Русский театр XIX века

Место и значение театра в развитии русской культуры XIX века.

Театр первой четверти XIX века: основные жанры. Стилевые особенности развития театра первой четверти XIX века: классицизм, сентиментализм, романтизм. Развитие русской драматургии и «репертуарной политики» в первой четверти XIX века. Основные театральные центры. Провинциальный театр.

Русский театр середины и второй половины XIX века. Становление реалистической традиции. Творчество А. Островского, И. Тургенева.

Разнообразие театральной деятельности (репертуар, актерское мастерство, режиссура). Появление новых театров (Ф. Корш, К. Станиславский, В. Немирович-Данченко). Творчество В. Сухово-Кобылина, А. Чехова.


^ 5. Образовательные технологии

Дисциплина «Русская культура XIX века», помимо традиционных форм работы (лекции, семинары, практические задания), предусматривает занятия в форме дискуссий и мини-конференций на заданные темы; дискуссионный форум и работу в малых группах.

Для промежуточной аттестации используются контрольные работы и тестовые формы контроля.

Самостоятельная внеаудиторная работа студентов предусматривает написание эссе, рефератов, тематических докладов; практическую работу с основной и дополнительной литературой; поиск новейшей научной информации в сети Интернет.

На основе данных инновационных образовательных технологий у студентов формируются профессиональные навыки применения теоретических знаний в практике научно-исследовательской деятельности.


6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов.


Основной объем самостоятельной работы студентов осуществляется в ходе подготовки к практическим занятиям, семинарам, групповым дискуссиям, докладам, творческим заданиям, написания эссе и рефератов.


По теме 1

Семинар 1. Тема «Общественно-политические течения и движения в России в XIX веке»

  1. Русский либерализм, основные идеи и концепции.

  2. Консервативная мысль: мнения и позиции.

  3. Русский радикализм: истоки и направления.

  4. Марксизм в России: особенности трактовки и осмысления


Перечень вопросов для практического занятия (доклады, дискуссия) и самостоятельной работы

  1. Национальная идентичность: определение понятия

  2. Россия в мировом сообществе

  3. Судьбы русской культуры в контексте реалий XIX века

  4. Проблема нравственного выбора и ответственности, ее постановка и решение в русской культуре XIX века

  5. Вера и ее обретение (основное направление исканий русской культуры XIX века)

  6. Мера свободы и мера ответственности


По теме 2

Семинар 2. Тема «Становление общероссийской системы образования»

  1. Проблема доступности образования в России в XIX веке

  2. Преемственность между различными уровнями образования

  3. Классические и реальные гимназии: отражение специфики российских реалий

  4. Высшая школа и становление национальной системы образования


Перечень вопросов для практического занятия (работа в мини-группах, дискуссии, обсуждения) и самостоятельной работы

  1. Начальное образование в Российской империи

  2. Содержание среднего образования в России

  3. Образование как основа для преодоления раскола русского общества и русской культуры


По теме 3

Семинар 3. Тема «Основные проблемы русской культуры и их решение в рамках гуманитарных наук»

  1. Развитие русской исторической науки

  2. Философская мысль России XIX века


Перечень вопросов для практического занятия (доклады, дискуссия) и самостоятельной работы

  1. Развитие географии и геологии: основные задачи и направления

  2. Биология, химия и медицина (формирование национальных школ, международное признание)

  3. Физика и астрономия: приоритетные направления развития

  4. Складывание национальных школ в математике


По теме 4

Семинар 4. Тема «Проблема стиля в развитии русской художественной культуры»

  1. Идеологическая составляющая стиля

  2. Стиль как отражение социально-политических реалий

  3. Проблема соотношения и сосуществования стилей


Перечень заданий для практического занятия (написание эссе, доклады, дискуссия) и самостоятельной работы

Темы эссе

  1. Значение сентиментализма в русской художественной культуре, его открытия

  2. Романтизм: особое понимание человека и природы

  3. Классицизм: система ценностей

  4. Реализм: вызов времени или закономерное явление


По теме 5

Семинар 5. Тема «Русская публицистика и общественное мнение»

  1. Общественное мнение: к проблеме определения понятия

  2. Общественное мнение и общественно-политическая мысль (проблема соотношения)

  3. Основные издания как отражение спектра политических идей

  4. Правительственные издания

  5. Оппозиция в публицистике


Перечень вопросов для практического занятия (доклады, дискуссия) и самостоятельной работы

  1. Творчество Н.М. Карамзина, его значение в обновлении русской литературы

  2. Становление и развитие романтизма в русской литературе (основные персоналии)

  3. Формирование реалистических тенденций в русской литературе

  4. Русская реалистическая проза середины и второй половины XIX века

  5. Русская сатира

  6. Новые темы и новая проблематика в русской литературе последней трети XIX века


По теме 6

Семинар 6. Тема «Эклектизм в русской архитектуре XIX века»

  1. Природа эклектики как стилевого направления

  2. Русский эклектизм: причины формирования, влияние на дальнейшее развитие русской архитектуры

  3. Основные направления развития русской архитектуры, инициированные эклектикой


Перечень вопросов для практического занятия (доклады, дискуссия) и самостоятельной работы

  1. Петербургский ампир: творчество А. Воронихина, А. Захарова, Тома де Томона, К. Росси, В. Стасов

  2. Московский ампир: творчество О. Бове

  3. Новые тенденции в развитии русской архитектуры середины XIX века

  4. Творчество А. Монферрана

  5. Проблема стилизации в русской архитектуре XIX века: творчество А. Брюллова, Н. Бенуа, А. Штакеншнейдера

  6. Актуализация традиций русского зодчества во второй половине XIX века (К. Тон, К. Быковский, А. Горностаев, В. Шретер, И. Ропет)


По теме 7

Семинар 7. Тема «Новые тенденции в развитии русской скульптуры в XIX веке»

  1. Проявление романтических тенденций в русской скульптуре первой половины XIX века

  2. Малая пластика как ответ на кризис монументальной скульптуры

  3. Освоение новых тем русской пластикой: тема человека в истории и современности


Перечень вопросов для практического занятия (доклады, дискуссия) и самостоятельной работы

  1. Творчество И.П. Мартоса: наследие XVIII века, отражение исканий первой четверти XIX века

  2. Творчество Б. Орловского и П. Клодта

  3. М.М. Антакольский: поиски нового и актуального


По теме 8

Семинар 8. Тема «Русская живопись и актуальные вопросы русской культуры XIX века»

  1. Развитие темы человека в русской живописи и решение ее в рамках различных стилей

  2. Проблема истории и интерпретации отечественной истории в различных стилях

  3. Тема Родины и ее решение в рамках разных стилей и жанров

  4. Проблема веры и Бога


Перечень для практического занятия (работа в мини-группах, доклады, обсуждения) и самостоятельной работы

  1. Социальная проблематика в реалистической живописи: особенности трактовки

  2. Проблема исторического жанра: классицизм и реализм

  3. Пейзаж: проблемы трактовки национальной тематики

  4. Вопросы веры и Бога в творчестве А. Иванова, В. Поленова, Н. Ге, передвижников


По теме 9

Семинар 9. Тема «Творчество «Могучей кучки»»

  1. Основные темы, поднимавшиеся представителями «Могучей кучки»

  2. Роль и значение деятельности М. Балакирева

  3. Творчество А. Бородина

  4. Творчество М. Мусоргского

  5. Творчество Н. Римского-Корсакова


Перечень вопросов для практического занятия (доклады, дискуссия) и самостоятельной работы

  1. Русский балет первой половины XIX века

  2. Русская опера первой половины XIX века

  3. Балет: проблемы соотношения власти и искусства

  4. Русская опера второй половины XIX века

  5. Русская опера второй половины XIX века

  6. Творчество П.И. Чайковского

  7. Национальная тематика в творчестве М. Глинки и А. Даргомыжского


По теме 10

Семинар 10. Тема «Театр и общественность в России XIX века»

  1. Взаимоотношение театра и зрителя

  2. Влияние общественного мнения и заказа на «репертуарную политику» театра

  3. Социальная значимость театра: к постановке проблемы

  4. Место театра в общественной жизни России XIX века


Перечень вопросов для практического занятия (доклады, дискуссия) и самостоятельной работы

  1. Стили и жанры русского театра первой четверти XIX века

  2. Театр эпохи Николая I

  3. Театр эпохи А. Островского

  4. Обновление русского театра во второй половине XIX века: основные направления и формы


Темы рефератов для текущего контроля успеваемости по дисциплине «Русская культура XIX века»

  1. Русская поэзия первой четверти XIX века: особенности и специфика развития.

  2. Русская драматургия первой четверти XIX века.

  3. Академия художеств как центр развития русского изобразительного искусства и архитектуры.

  4. Московское училище живописи, ваяния и зодчества (новые тенденции в развитии русской художественной культуры)

  5. Товарищество передвижных выставок: причины формирования и значение деятельности

  6. Бытовой жанр в русской живописи (специфика тематики и содержания)

  7. Реализм в русской литературе середины и второй половины XIX века

  8. Русский пейзаж: отражение национального характера

  9. Творчество Л.Н. Толстого в контексте решения актуальных проблем русского общества XIX века

  10. Ф.М. Достоевский и проблема человека в русской культуре XIX века

  11. Исторический жанр в русской литературе XIX века

  12. П.Я. Чаадаев и спор о судьбах русской культуры

  13. Западники и славянофилы: истоки спора

  14. Западники о русской истории и путях развития России

  15. Славянофилы о русской национальной самобытности

  16. Идеология официальной народности: истоки и попытка реализации

  17. Феномен русского романса

  18. Русская опера XIX века: специфика развития

  19. Русский классический балет: становление и развитие

  20. Наука в России века: проблемы и перспективы развития

Вопросы промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины «Русская культура XIX века»

  1. Общая характеристика русской культуры XIX века: тенденции развития

  2. Общая характеристика русской культуры XIX века: основные проблемы в развитии

  3. Русская живопись XIX века: своеобразие и специфика развития

  4. Романтизм в русской культуре XIX века

  5. Русская литература первой трети XIX века

  6. Академия художеств и Московское училище живописи, ваяния и зодчества: развитие русского искусства

  7. Зарождение новых тем и идей в русской живописи XIX века

  8. Реализм в русской культуре XIX века

  9. Товарищество передвижных художественных выставок

  10. Русский пейзаж XIX века

  11. Импрессионизм в русской живописи во второй половине XIX века

  12. Русская архитектур XIX века: стили и направления развития в первой половине XIX века

  13. Русская архитектур XIX века: стили и направления развития во второй половине XIX века

  14. Русская архитектур XIX века: стили и направления развития в конце XIX века

  15. Русская скульптура XIX века: классицизм

  16. Творчество М. Антакольского

  17. Новые темы в русской скульптуре XIX века

  18. Становление и развитие реализма в русской литературе XIX века

  19. Роман XIX века как отражение реалий русской жизни

  20. Русский театр первой половины XIX века

  21. Русский театр второй половины XIX века

  22. Развитие русской музыкальной культуры в первой половине XIX века

  23. Русская классическая музыка второй половины XIX века

  24. «Могучая кучка»

  25. Творчество П.И. Чайковского

  26. Исторический жанр в русской культуре XIX века

  27. Театр XIX века: значение, место в общественной и культурной жизни, основные направления в развитии

  28. Образование в России в XIX веке: специфика и особенности развития системы образования

  29. Развитие науки в России в XIX веке

  30. Высшее образование в России в XIX веке



^ 7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины «Русская культура XIX века»


а). Основная литература

  1. Замалеев А.Ф. История русской культуры. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. Ун-та, 2005. – 254 с.

  2. Исаченко В.Г. Зодчие Санкт-Петербурга XVIII – XX веков. – М.: Центрполиграф, 2010. – 413 с.

  3. История русской журналистики XVIII – XIX веков: Учебник. – СПб.: Изд-во С.-Петербургского ун-та, 2005. – 600 с.

  4. История русской культуры IX – XX веков. – М.: КДУ, 2011. – 489 с.

  5. Кондаков И.В. культура России: краткий очерк по истории и теории. – М.: КДУ, 2008. – 356 с.

  6. Лотман М.Ю. Семиосфера. Культура и взрыв. Внутри мыслящих миров. Статьи. Исследования. Заметки. – СПб.: Искусство-СПБ, 2000. – 704 с.

  7. Лотман Ю.М. История и типология русской культуры. – СПб.: Искусство-СПБ, 2002. – 765 с.

  8. Лотман Ю.М. Статьи по семиотике культуры и искусства. – СПб.: Академический проект, 2002. – 542 с.

  9. Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры. В 3 т. – М.: Прогресс: Культура, 1993 – 1995.

  10. Образы времени и исторические представления: Россия – Восток – Запад. – М.: Кругъ, 2010. – 960 с.

  11. Очерки русской культуры XIX века. В 6 т. Т. 5. – М.: Изд-во Моск. Ун-та, 2005. – 637 с.

  12. Соловьев В.М. Русская культура с древнейших времен до наших дней. – М.: Белый город, 2004. – 735 с.

  13. Рузвельт П. Жизнь в русской усадьбе: опыт социальной и культурной истории. – СПб.: Коло, 2008. – 520 с.


б). Дополнительная литература

  1. Андреев Л. Импрессионизм: Видеть. Чувствовать. Выражать. – М.: Гелеос, 2005. – 320 с.

  2. Верещагина А. Критики и искусство. Очерки истории русской художественной критики середины XVIII – первой трети XIX века. – М.: Прогресс-Традиция, 2004. – 744 с.

  3. Горохов В.Г. Техника и культура: возникновение философии техники и теории технического творчества в России и Германии в конце XIX – начале XX столетия. – М.: Логос, 2010. – 376 с.

  4. Деятели русской науки XIX – XX веков. Вып. 4. – СПб.: Нестор-История, 2008. – 784 с.

  5. Из истории русской культуры. Т. 5: (XIX век). – М.: Языки русской культуры, 1996. – 848 с.

  6. История русской культуры IX – XX веков: уч. пособие. – М.: КДУ, 2006. – 460 с.

  7. Колесова Е.В. История русской культуры IX – XX веков как часть мирового культурного наследия. Ч. 1. Основные черты, особенности и тенденции развития. – Тверь: ТвГУ, 2001. – 84 с.

  8. Кондаков И.В. Введение в историю русской культуры. – М.: Аспект Пресс, 1997. – 688 с.

  9. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII – начала XIX века). – СПб.: Искусство, 1996. – 400 с.

  10. Лотман Ю.М. О русской литературе. Статьи и исследования (1958 – 1993): История русской прозы. Теория литературы. – СПб.: Искусство-СПБ, 1997. – 845 с.

  11. Лотман Ю.М. Сотворение Карамзина. Статьи и исследования 1957 – 1990. Заметки и рецензии. – СПб.: Искусство-СПБ, 1997. – 832 с.

  12. Милюков П.Н. Главные течения в русской исторической мысли. – М.: ГПИБ, 2006. – 398 с.

  13. Россия / RUSSIA. Вып. 3(11): культурные практики в идеологической перспективе: Россия XVII – начало XX века. – М.: Москва, 1999. – 280 с.

  14. Русская культура. – М.: Энциклопедия, 2007. – 320 с.

  15. Русское искусство и архитектура. – Минск: Харвест, 2009. – 608 с.

  16. Рябцев Ю.С. История русской культуры. Художественная жизнь и быт XVIII – XIX вв. – М.: Владос, 2001. – 430 с.

  17. Рябцев Ю.С. Хрестоматия по истории русской культуры. Художественная жизнь и быт XVIII – XIX вв. – М.: Владос, 1998. – 646 с.


в). Программное обеспечение и Интернет-ресурсы

  1. Российская государственная библиотека [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – М., 1998. – Режим доступа: http://www.rsl.ru/

  2. Российская национальная библиотека [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – М., 2000. – Режим доступа: http://www.nlr.ru:8101/

  3. Научная библиотека ТГУ [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.lib.tsu.ru/


^ 8. Материально-техническое обеспечение дисциплины «Русская культура XIX века»

Кафедра теории и истории культуры располагает следующим необходимым материально-техническим обеспечением для выполнения настоящей программы:

  • Доступ к сети Интернет во время самостоятельной работы;

  • Наличие специальных аудиторий, оборудованных мультимедийной аппаратурой.



Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению и профилю подготовки 031400 «Культурология».


Автор(ы) доцент кафедры теории и истории культуры, к.ист.н. Зайцева Татьяна Алексеевна

Рецензент(ы)


Программа одобрена на заседании ___________________ от ___________ года, протокол № __________


Поиск по сайту:

Добавить текст на свой сайт


База данных защищена авторским правом ©ДуГендокс 2000-2014
При копировании материала укажите ссылку
наши контакты
DoGendocs.ru
Рейтинг@Mail.ru
Разработка сайта — Веб студия Адаманов