Загрузка...
Категории:

Загрузка...

Экскурс в историю: Хронология развития вопроса о социальной ответственности бизнеса. Ресурсная природа бизнеса

Загрузка...
Поиск по сайту:


Скачать 84.28 Kb.
Дата28.03.2012
Размер84.28 Kb.
ТипДоклад
Содержание
Социальная отчетность компании: История вопроса
Т. Титенберг: «Среднестатистическая личность будущих поколений должна находиться не в худших условиях, чем среднестатистическая
Можно удовлетворять потребности нынешнего поколения, не лишая этой возможности будущие поколения.
Необходимо удовлетворять элементарные потребности всех людей и дать возможность реализовать надежды на благополучную жизнь.
Ресурсная природа бизнеса
Некоторые зависимости модели корпоративного взаимодействия
Работа с УКО как необходимая функция системы корпоративного взаимодействия компании
Организация работы с участниками корпоративных отношений
Матрица анализа поля участников корпоративных отношений
Подобный материал:


Самосудов М.В., к.э.н.

Социальная ответственность:
вынужденная обязанность или ресурс для бизнеса?
(тезисы доклада)

Структура доклада


  1. Экскурс в историю: Хронология развития вопроса о социальной ответственности бизнеса.

  2. Ресурсная природа бизнеса:

    1. Виды / источники ресурсов.

    2. Социальный капитал: понятие, роль, значение для бизнеса.

  3. Инструментарий:

    1. Для определения направлений реализации социальной политики компании.

    2. Для организации работы с участниками корпоративных отношений.
^

Социальная отчетность компании:
История вопроса


  1. Концепция «устойчивого роста» появилась в следующих документах:

    1. Доклад Г.Х. Брунтланд, 1987 г.

    2. Программа ООН, 1992 г.

    3. Дискуссии, работы экономистов, социологов, политологов: возникновение социального института «Социальная ответственность бизнеса».

Г.Х. Брутланд: «Человечество способно сделать развитие устойчивым – обеспечить … нужды настоящего поколения, не подвергая риску способность будущих поколений удовлетворять свои потребности».

^ Т. Титенберг: «Среднестатистическая личность будущих поколений должна находиться не в худших условиях, чем среднестатистическая личность нынешнего поколения»

Принципы концепции устойчивого развития:

^ Можно удовлетворять потребности нынешнего поколения, не лишая этой возможности будущие поколения.

Имеющиеся ограничения по использованию природных ресурсов связаны с возможностями техники, общества и способностью биосферы справляться с последствиями.

^ Необходимо удовлетворять элементарные потребности всех людей и дать возможность реализовать надежды на благополучную жизнь.

Согласование образа жизни богатых с возможностями планеты, в частности, относительно потребления энергии.

Согласование размеров и темпов роста населения с потенциалом экосистемы.

  1. Тезисы политиков, общественных деятелей:

    1. Бизнес должен быть ответственным перед обществом.

    2. Только социально ответственный бизнес – успешен.

  2. Изменение отношения инвесторов:

    1. Во-первых, вследствие того, что концепция устойчивого развития, высказанная и развитая политиками и общественными деятелями, согласуется с институтами, обеспечивающими развитие популяции.

    2. Во-вторых, вследствие определенной эволюции событий сформировалась довольно прочная связка «социальная ответственность – успех». В результате возник стереотип «только социально ответственное предприятие – успешное предприятие». Это способствовало возникновению и развитию другого стереотипа: «инвестировать нужно в социально ответственные компании».

  3. Возникновение и развитие следующих социальных явлений:

    1. Тенденции инвестирования в компании, имеющих социальные отчеты.

    2. Практики социальной отчетности – с целью привлечения инвесторов, ориентированных на инвестирование в социально ответственные компании, компании начали готовить и представлять инвесторам социальные отчеты, посредством которых они информировали о направлениях расходования средств на реализацию социальных программ.

  4. В результате развития практики инвестирования в социально ответственные компании, возникла, соответственно, проблема выбора, а также практика и потребность сравнения социальной отчетности компаний.

  5. Возникновение инфраструктуры, связанной с социальной ответственностью: стандартов социальной отчетности, фондов инвестирования в социально ответственные компании, специальных фондовых индексов, консультантов и т.п.
^

Ресурсная природа бизнеса


Бизнес (коммерческая деятельность) – это форма социального взаимодействия, направленная на организацию социальной системы, обеспечивающей генерацию заданного ресурсного потока. Это деятельность, которая обеспечивается и запускается посредством формирования набора ресурсов.

Возможность и эффективность этой деятельности определяется структурой ресурсов – наличием или отсутствием определенных ресурсов, соотношением. Ресурсы, без которых невозможна или затруднена деятельность – ключевые.

Компания – социальная организация, обеспечивающая генерацию целевого ресурсного потока за счет концентрацию и распределения ресурсов между участниками корпоративных отношений (УКО). УКО - источник ресурсов.

Корпоративные отношения – добровольные отношения субъектов в соответствии с правилами, определенными условиями компании. Условия и, соответственно, правила распределения ресурсов определяются институциональной средой компании – сочетанием внешних и внутренних социальных институтов. Социальные институты: правила, принципы, стереотипы, слухи и другие. Структура социального института: поведенческая модель – последствия реализации поведенческой модели.

Ресурсы, используемые в хозяйственной деятельности:

  1. Материальные (традиционный капитал) – все то, что можно купить без значительных трансакционных издержек (материальные и условно материальные ресурсы), что можно пощупать руками.

  2. Информационные (информационный капитал) – систематизированная информация, либо возможность получения систематизированной информации.

    1. Методологическая база.

    2. Информация о необходимых для достижения целей ресурсах.

    3. Информация о потенциальных участниках, их предпочтениях и ожиданиях.

    4. Информация о системе: элементах, их параметрах.

  3. Человеческие (человеческий капитал) – ресурсы, не отделимые от человека.

    1. Знания и навыки действующих УКО, способствующие деятельности системы. В т.ч., знания и навыки потенциальных клиентов.

    2. Интеллектуальные ресурсы – способность обработать имеющуюся и сформировать необходимую для бизнеса информацию.

    3. Личностные качества, позволяющие более или менее эффективно взаимодействовать субъектам в корпоративной системе.

    4. Знания и навыки вовлеченных в систему УКО, представляющие ценность для других УКО.

  4. Организационные ресурсы (системные, организационный капитал).

    1. Правила и процедуры, средства взаимодействия.

    2. Технологии производства, организации и координации, другие.

  5. Социальные (социальный капитал).

    1. Социальные институты, их сочетание, которое может быть более или менее благоприятно для компании.

    2. Наличие / отсутствие противоречий в социальных институтах.

    3. Распространенные установки на взаимодействие, обучение, формирующие готовность изменяться, подстраиваться под систему.

    4. Благоприятные факторы, способствующие формированию социальных институтов. Это могут быть определенные личностные факторы населения, например, наивность населения – позволяет снизить затраты на формирование соответствующих институтов.

Социальный капитал – элемент ресурсной структуры компании, обеспечивающий стабилизацию входящих ресурсных потоков и, соответственно, устойчивость генерации целевого ресурсного потока.
^

Некоторые зависимости модели корпоративного взаимодействия


Максимальные возможные выгоды участников корпоративных отношений определяются потенциалом системы – потенциальной возможностью фирмы удовлетворить потребности УКО. Он определяется суммой ресурсов, переданных участниками в социально-экономическую систему, и издержками этой системы.



(1)

где:

P



потенциал социально-экономической системы;




rkj



ресурсы k-вида, j-го участника корпоративных отношений;




cm



издержки m-вида;




Q



количество участников корпоративных отношений в фирме.

Выгоды, получаемые одним участником корпоративных отношений, зависят от его влияния на процесс распределения ресурсов в данной системе и, соответственно, будут равны следующей величине:



(2)

где:

Fj



влияние j-го участника корпоративных отношений.

Сила влияния участника корпоративных отношений на процесс распределения ресурсов определяется следующим образом:



(3)

где:

aj



коэффициент активности j-го участника корпоративных отношений;




Vkj



право (возможность) влияния k-основания j-го участника корпоративных отношений;




kзнач. k



коэффициент значимости k-го основания влияния.

Активность участника корпоративных отношений – это интенсивность его информационного воздействия на УКО в различных формах.

Контроль осуществляет субъект, обладающий максимальной функцией влияния на процесс распределения ресурсов.

Суммарное влияние всех УКО в каждый момент времени равно 100%: . Сглаженная кривая влияния на процесс распределения ресурсов в компании (мгновенные значения могут существенно отклоняться в зависимости от условий) в течение жизненного цикла компании приведена на рис. 1.



Рис. 1. Диаграмма распределения влияния в корпоративной системе.
^

Работа с УКО как необходимая функция системы корпоративного взаимодействия компании


Факторы, определяющие значимость организации работы с УКО:

  1. Участники корпоративных отношений являются источником ресурсов компании.

  2. Вследствие этого имеют возможность влиять на процесс распределения ресурсов.
^

Организация работы с участниками корпоративных отношений:


  1. Карточки учета участников корпоративных отношений:

    1. Реквизиты.

    2. Интересы, удовлетворенность.

    3. Возможности воздействия.

    4. Условия активности.

  2. Ответственный сотрудник за работу с УКО.

  3. Регулярный мониторинг и подведение итогов.

  4. Совещания, посвященные работе с УКО.

  5. Контроль динамики параметров.
^

Матрица анализа поля участников корпоративных отношений


Удовлетворенность результатами участия в компании

Высокая

Наиболее стабильная и безопасная группа.

Целесообразно использовать как опору.

Нужно обратить внимание на удовлетворенность результатами, учитывать интересы при принятии решений.

Опасайтесь альянсов!

Низкая

Необходимо обратить внимание, поскольку, при изменении условий, возможно проявление активности и влияние на компанию.

Опасайтесь альянсов!

!!!


Особое внимание данной группе участников







Низкая

Высокая







Возможность влияния на распределение ресурсов компании

Литература


  1. Самосудов М.В. Корпоративное управление: Теория корпоративного взаимодействия: Учебный модуль. / М.В. Самосудов. ГОУВПО Всероссийская академия внешней торговли Минэкономразвития России. – М.: ВАВТ, 2006. – 331 с. – (Модульная серия «Экономист-международник»).

  2. Самосудов М.В. Основы корпоративного взаимодействия и управления: Учебное пособие к курсу «Корпоративное управление». – г. Химки.: Институт международных экономических отношений, 2005. – 363 с.

  3. Самосудов М.В. Еще раз к вопросу о социальной ответственности бизнеса. // Акционерный вестник, № 4, 2006. – стр. 18-23.


Скачать, 863.18kb.
Поиск по сайту:

Добавить текст на свой сайт
Загрузка...


База данных защищена авторским правом ©ДуГендокс 2000-2014
При копировании материала укажите ссылку
наши контакты
DoGendocs.ru
Рейтинг@Mail.ru